Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовало. Движущие силы эволюции человека


Тема «Расы и их происхождение»

Сформировать знания о человеческих расах и их единстве, определить единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду - Человек разумный;

Познакомить учащихся с гипотезами и факторами расогенеза;

Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных данных;

Способствовать формированию навыка работы с учебником, умение делать выводы, развития устной речи.

Оборудование: рисунки с изображением людей различных рас, коллекция моделей «Расы человека», презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока


  1. Организационный момент.
Сегодняшний наш урок я хочу начать статьей главного закона России-Конституции РФ “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождении. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям” (статья 19.2 из конституции РФ). Мы ответим на проблемный вопрос: относятся ли к одному виду двухметровый чернокожий баскетболист, миниатюрная вьетнамка, краснокожий индеец? Что такое расы?

Как они формировались и стоит ли делить людей по цвету кожи?

Но сначала проверим домашнее задание (Приложение 1.)

2.Проверка домашнего задания.

А) Тестирование.

^ 1) Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

А) прямохождение В) собирание пищи

Б) лазание по деревьям Г) копание

2) Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

А) только биологических В) социальных и биологических

Б) только социальных Г) абиотических и биотических

^ 3) Изготовление орудий есть результат :

А) биологической эволюции В) биологической и социальной эволюции

Б) социальной эволюции Г) мутаций

4) На ранних этапах эволюции решающее значение имели:

А) биологическая эволюция В) биологическая и социальная эволюция

Б) социальная эволюция Г) способность к речи

^ 5)Преимущества среди всех живых существ Человек разумный приобрел в результате:

А) социального развития В) социального и биологического развития

Б) биологического развития Г) борьбы за существование

Б) Вспомните определение понятия вид

В) закончите фразу: «Эволюционные процессы, в результате которых появился вид Человек разумный, называется …..»

Г) назовите социальные факторы антропогенеза.

Проверьте свои ответы (слайды 3,4.)

3. Изучение нового материала.

1) Наше поколение живет в очень непростое время. На пороге 21 века исчезло рабство, конституция любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. Даже в США слово негр считается оскорбительным и применяется исключительно выражение американец африканского происхождения.

Но мы каждый день слышим анекдоты, то про один народ, то про другой. Ищут хорошие и плохие нации. В массовой печати поднимается вопрос: “Какая нация мешает благоденствию России?” Нам пора уже определиться- с кем мы. У нас должна быть четкая гражданская позиция. А она должна опираться на прочные знания.

Уже в 1684 году Ф. Бернье сделал попытку классифицировать народы Земли по местам их расселения: европеоиды, негроиды, монголоиды, лапоноиды(северные). А термин «раса» ввел Ж.Бюффон. Из 8 класса вы должны помнить, что

Раса - это исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающих некоторыми общими наследственными морфологическими и физиологическими признаками (слайд 7)

Выделяют 3 большие и около 30 малых рас (слайды7,8,9) Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, поэтому между большими расами нет четких границ. Смешение рас сопровождается появлением здорового потомства, что усиливает единство человечества. Схема расовой классификации изображается в виде круга. Само существование переходных рас свидетельствует с одной стороны об изменчивости расовых признаков, а с другой стороны об условности деления человечества даже на большие расы. Малые расы возникли в результате смешанных браков, либо сохранили более древние черты.

2) Самостоятельная работа с учебником.

Используя фотографии и материал учебника (стр.286) заполните таблицу 2 в свих индивидуальных листках.

3) Расы человека начали формироваться около 30-40 тысяч лет тому назад в процессе заселения человеком Земного шара (Слайд 11). Формирование рас началось в Африке. Человек разумный – вид уникальный по широте ареала обитания существования. Он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды. Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду, к определенному количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами

Расогенез- процесс возникновения и становления рас. Существуют различные гипотезы происхождения рас (слайды 12,13) Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков в разных местах. Моноцентристы признают

общность происхождения, социально-психического развития, одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от одного предка.

Расизм - реакционная теория о разделении человечества на высшие и низшие расы. (слайд 14)

Поводом к подобному утверждению явились существенные различия в уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей. Однако и сегодня расисты продолжают использовать факт неодинакового уровня развития культуры как доказательство неполноценности некоторых рас. Расистские теории поддерживаются идеями социал-дарвинизма. Сторонники социал-дарвинизма объясняют причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, то есть они биологизируют общественные процессы и социальное неравенство и деление общества на классы объявляют следствием биологического неравенства людей.

Расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности. Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция (слайд 15)

В 19 веке расисты утверждали превосходство белой расы, во второй половине 20 века пропагандировали превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм не связан с наукой и оправдывает политические и идеологические догмы.

4) Закрепление.(работа в индивидуальных листах):

Вставить пропущенные слова

Дать определение.

5) Обобщение и итог урока. Оценивание.

В наше время люди разных рас борются за свободу, равенство и братство. Мы хотим, чтобы каждый человек, независимо от цвета кожи, чувствовал себя равноправным в великом содружестве племен нашей планеты. Сегодняшний наш урок я хочу закончить отрывком из стихотворения Р.Рождественского:

Для всех угнетенных,

Трудом обожженных,

Разница в цвете кожи-

Не в счет.

В людях – черных, белых, желтых-

Красная кровь течет.

(Р. Рождественский) (слайд 16)

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов. Антропогенез сопровождается социальными факторами.

Факторы антропогенеза:

  • Биологические
    1. Мутации;
    2. Популяционные волны;
    3. Дрейф генов;
    4. Изоляция;
    5. Борьба за существование;
    6. Естественный отбор;
  • Социальные
    1. Трудовая деятельность;
    2. Общественный образ жизни;
    3. Речь;
    4. Мышление;
    5. Культура.

На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труд, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов. Позднее (на стадии австралопитеков) объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые фермы общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор на основе избирательной элиминации (гибели) формировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию, т. е. формы отношений в стаде.

Главной движущей силой эволюции человека , начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность . На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, высокоспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества - хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает по наследству опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. Полностью исключена в человеческом обществе внутривидовая борьба за существование. Утратил свое ведущее значение естественный отбор, который, в основном, выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет свое значение - нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.

Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и прежде всего в охране окружающей среды.

РАСЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Цели: научить анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека; сформировать представление о расах и их происхождении, показать значение и формирование приспособленности у представителей разных рас; развивать умение находить информацию о биологических объектах.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Тестирование .

1- а). 2 - б). 3 - г). 4 -в). 5 - в). 6- б). 7- а). 8- в). 9- : г). 10- в).

2. Письменный ответ по карточке .

Задание.

а) современный человек;

б) австралопитек;

в) кроманьонец;

г) древнейший человек;

д) дриопитек;

е) древний человек.

II. Изучение нового материала.

1. Гипотезы происхождения человека .

Ученые едины во мнении, что прямохождение явилось решающим фактором, благодаря которому у обезьяноподобных предков человека высвободились передние конечности и стало возможным применение палок и камней для добывания пищи и защиты от врагов. Но что заставило предка человека перейти к прямохождению?

На этот счет существует ряд гипотез. В конце 80-х годов ХХ в. антрополог Ян Линдблад выдвинул гипотезу околоводного происхождения предков человека. Согласно ей, обезьяноподобные существа, жившие на илистых отмелях, вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных пространств вброд. Это способствовало формированию прямохождения.

Отыскивание пищи в иле требовало подвижности пальцев, что привело к превращению передних конечностей в руки. Для разбивания раковин моллюсков они использовали камни. Высасывание содержимого через пробоины в раковинах развивало подвижность губ и языка, что в дальнейшем способствовало возникновению речи. Тепло в воде обеспечивает жировой слой, а намокающий волосяной покров становился ненужным и постепенно исчезал. Так возникли безволосые, способные передвигаться на двух ногах предки человека.

Большинство ученых придерживаются другой точки зрения. Они считают, что 8–10 млн лет назад в результате изменения климата огромные площади, покрытые раньше лесами, превратились в саванну. Предки гоминид вынуждены были спуститься с деревьев на землю и заселять саванны.

Из-за недостатка пищи они стали охотиться на мелких животных. Чтобы дальше видеть поверх высокой травы как хищников, так и возможную добычу, они вынуждены были регулярно привставать с четверенек. В более выгодном положении оказывались особи, способные к передвижению на задних конечностях. Именно в этом направлении шел естественный отбор, что в конечном счете привело к прямохождению.

Находясь в стае, предки гоминид были лучше защищены от врагов и могли охотиться, используя камни и палки, даже на крупных животных.

В дальнейшем под действием факторов антропогенеза процесс гоминизации (очеловечивания) привел к появлению первых людей.

Палеонтологи, антропологи и археологи в качестве возможных центров зарождения человечества называли самые различные районы Земли, наиболее часто Африку и Южную Азию. Это объясняется тем, что именно в этих районах были обнаружены остатки рамапитеков, имевших прогрессивные признаки.

Очевидно, сформировавшись в Африке, древнейшие люди мигрировали в Азию и на другие континенты.

2. Человеческие расы .

Самостоятельная работа с учебником.

Задание.

1. Заполните таблицу «Характеристика больших человеческих рас», используя рис. 117 и учебник (с. 285–286).

Характеристика больших человеческих рас

Характерные
особенности

Расы

австрало-
негроидная

европеоидная

монголоидная

Цвет кожи

Цвет волос

Форма носа

Разрез глаз

Первоначальный ареал

2. Ответьте на вопрос: какие причины привели к возникновению внутри вида Homo Sapiens разных человеческих рас?

Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

Для ответа используйте материал на с. 287–288.

III. Закрепление.

Беседа по вопросам.

Перечислите доказательства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности.

Что такое расоведение? В чем его принципиальное отличие от расизма?

Домашнее задание: § 72, 73.

1) Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

а) прямохождение; б) лазание по деревьям; в) собирание пищи; г) копание.

2) Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них:

а) сводчатой стопы; б) развитой руки; в) S-образного позвоночника; г) объемного зрения.

3) К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится: а) наследственная изменчивость; б) борьба за существование; в) естественный отбор;

г) членораздельная речь.

4) Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

а) только биологических; б) только социальных; в) социальных и биологических; г) абиотических и биотических.

5) Социальные факторы эволюции способствовали формированию
у человека: а) сложных инстинктов; б) прямохождения; в) второй сигнальной системы; г) S-образных изгибов позвоночника.

6) Изготовление орудий есть результат: а) биологической эволюции; б) социальной эволюции; в) биологической и социальной эволюции; г) мутаций.

7) На ранних этапах эволюции решающее значение имела: а) биологическая эволюция; б) социальная эволюция;

в) биологическая и социальная эволюция; г) способность к речи.

8) К факторам социальной эволюции не относится: а) изготовление орудий; б) коллективная охота;

в) прямохождение; г) сбор лекарственных растений.

9) К факторам биологической эволюции не относится: а) дрейф генов; б) мутации; в) естественный отбор;

г) сбор съедобных кореньев.

10) Решающие преимущества среди всех живых существ Человек разумный приобрел в результате:

а) социального развития; б) биологического развития; в) социального и биологического развития;

г) борьбы за существование.

Задание.

1) Распределите в порядке появления на Земле организмы, характеризующие антропогенез:

а) современный человек;

б) австралопитек;

в) кроманьонец;

г) древнейший человек;

д) дриопитек;

е) древний человек.

2) Назовите две группы факторов антропогенеза.


Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Сейчас мы перейдем к основным органам человека, сыгравшим важнейшую роль в его эволюции. К ним относятся: мозг, развившийся под влиянием труда и членораздельной речи; рука, преобразовавшаяся в орган труда; стопа, которая сформировалась под влиянием прямо хождения.

По Энгельсу, основным фактором, обусловившим развитие обезьяны в современного человека, был труд: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, - который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству».

Можно утверждать, что мозг всех человеческих рас равно приспособлен к трудовой деятельности, что в нем на одинаково высоком уровне развития стоят те участки в лобной, височной и теменной долях, от которых зависит осуществление членораздельной речи.

По учению акад. И.П. Павлова, слова членораздельной речи входят в состав второй сигнальной системы, свойственной только человеку. Унаследованная же от далеких предков первая сигнальная система действительности является у человека общей с высшими животными, хотя и видоизменена в связи с развитием речи и сознания, свойственных всем человеческим расам.

Очень важным является, далее, участок коры, от которого зависит моторика пальцев рук. Он находится в нижней части передней центральной извилины, недалеко от двигательной речевой зоны. У всех человеческих рас этот участок занимает одинаково большое место, очень сильно развит, дифференцирован на отдельные «центры» для каждого пальца.

Шимпанзе имеет меньшую дифференциацию коры в участке, который связан с движением пальцев. Отдельные пальцы кисти шимпанзе и других обезьян не могут действовать так независимо друг от друга и исключительно точно, как у человека. Чтобы лучше понять это функциональное различие, обратимся к строению кисти шимпанзе и человека.

Будучи специализированным хватательным органом, кисть шимпанзе отличается сильным развитием в длину пальцев - от второго до пятого: с их помощью обезьяна, как крюком, прочно цепляется за ветки во время быстрого передвижения по деревьям. Вся поверхность ладони и нижней стороны фаланг пальцев снабжена массой чувствительных нервных окончаний и сплошь покрыта узорами из папиллярных, или сосочковых, линий, препятствующих скольжению при охватывании веток.

Однако первый, или большой, палец очень мал, почти рудиментарен и слабо участвует в охватывании ветвей. Таким образом, кисть, специализированная как орган «руколетания», или брахиации, по ветвям деревьев, похожа на крюк.

Несмотря на резко выраженные особенности строения кисти шимпанзе, как ловкого брахиатора, легко подметить сильное сходство между ней и кистью человеческой руки, которая в своей основе тоже является хватательным органом. Как и шимпанзе, человек обладает плоскими ногтями. На его ладонях имеется сложный узор кожных папиллярных и флексорных линий, очень похожий на узор у шимпанзе.

Большой палец в составе кисти человека относительно и абсолютно очень сильно развит. Он хорошо противопоставляется остальным. Эта особенность вместе с тонкой дифференциацией движений пальцев характеризует кисть человека как орган труда. Кисть антропоидного предка человека, не успевшая еще чрезмерно специализироваться, позволила ему обратиться к трудовой деятельности, при которой обхватывание и удерживание предметов играют большую роль.

Рука человека, как указал Энгельс, есть не только орган труда, но и продукт его. В процессе эволюции она постоянно изменялась под влиянием все совершенствовавшегося труда. Анатомо-физиологические особенности, характеризующие ее приспособление к трудовой деятельности, передавались по наследству, развиваясь и накапливаясь от поколения к поколению.

Овладев новой, трудовой функцией, кисть человека сохранила первоначальные приспособления к обхватыванию предметов и лазанию, которые унаследованы от предков - обезьян.

По строению кисти, - важнейшему органу, отличающему человека от животных, - ни одна современная раса не ниже и не выше других.

Рука и мозг развивались под могущественным влиянием социального фактора - общественного труда. Но это развитие было бы невозможным, и путь к нему, а, следовательно, и к очеловечению, был бы закрыт, если бы рука у ближайшего предка человека не освободилась от функций поддерживания тела при передвижении по земле.

У шимпанзе кисти рук служат прежде всего как органы лазания по деревьям; стопы несут очень важную служебную роль, в особенности при медленном передвижении по деревьям и земле. В связи с этим стопы сохранили приспособления к обхватыванию ветвей с противопоставлением большого пальца остальным, а также к энергичному продвижению тела по земле при четвероногом способе ходьбы и бега (здесь отметим сильное развитие и крепость второго-пятого пальцев).

На первый взгляд, стопа шимпанзе очень похожа на кисть, так как большой палец далеко отстоит от остальных и способен им противопоставляться. Но уже наличие пятки указывает на то, что это не кисть, а стопа, хотя и приспособленная в первую очередь к обхватыванию ветвей.

Сходство между стопами шимпанзе и человека выражено и в наличии плоских ногтей на пальцах и в сильном развитии большого пальца, поскольку тяжесть тола этой обезьяны по большей части падает на задние конечности.

Относительная величина пальцев шимпанзе и человека различна. У шимпанзе на стопе, как и на кисти, самым длинным является третий палец (затем идут четвертый, второй, пятый и первый). У человека на стопе самый длинный палец либо первый (формула пальцев: 1> 2> 3> 4> 5) либо, реже, второй (2 > 1 > 3 > 4 > 5). На кисти человека пальцы по их длине идут в следующем порядке: 3 > 4 > 2 > 5 > 1, как и у обезьян, либо 3> 2> 4> 5> 1. Развитие большого пальца па стопе шимпанзе несравненно сильнее, чем на его кисти.

Еще больше сходство между стопами шимпанзе и человека проявляется во внутреннем строении, например в наличии у человека рудимента мышцы, которая у антропоидов приводит большой палец к остальным. Эта мышца состоит из двух головок - поперечной и косой. Особенно редуцировалась у человека первая из них, имеющая у обезьян большее функциональное значение.

Одним из самых резких отличий стопы человека является присутствие продольного свода, служащего опорой при стоянии и передвижении. Будучи одинаково хорошо развитым у всех человеческих рас, этот свод отсутствует у шимпанзе.

Стопа у представителей очень многих племен и народов, особенно в тропических и подтропических областях, нередко обладает хватательной способностью. Привыкнув с младенческого возраста передвигаться без обуви и захватывать пальцами стопы с земли камешки и прочие мелкие предметы, они ко взрослому состоянию приобретают особую ловкость, которая позволяет им пользоваться пальцами стопы при шитье, гребле на лодках и при многих других движениях. В результате такого длительного упражнения большой палец приобретает способность заметно отодвигаться в сторону от соседнего и крепче прижиматься к нему, а также начинает лучше сгибаться. Развивается заметная самостоятельность и ловкость также у остальных пальцев стопы.

Интересно в этой связи описание ловкости папуасов, которое дал Н. Н. Миклухо-Маклай: «Я видел, например, как они держали ногами самые различные предметы, поднимали их с земли, ловили в воде маленьких рыб, снимали более крупных с остроги и даже чистили бананы». У европейских и других народов, постоянно носящих обувь, при этом нередко тесную, стопа функционально и морфологически несколько отличается от стопы людей, живущих в условиях теплого климата, где ходьба босиком обычна. Однако строение и функции стопы у различных человеческих рас очень сходны, и вариации расового характера невелики по крайней мере в отношении прирожденного строения.

У неандертальцев стопа была меньше приспособлена к прямохождению, чем у любой современной расы. Это вполне согласуется с тем, что у них и позвоночный столб не имел столь ясно выраженных поясничного и шейного изгибов, которые характерны для всех современных человеческих рас. Позвоночник неандертальцев во многих отношениях был больше похож на позвоночник шимпанзе или другой человекообразной обезьяны, чем современного человека.

Подведем краткие итоги по данным, свидетельствующим о единстве и биологической равноценности рас современного человечества.

Головной мозг современных людей велик и обладает сильно развитыми лобными долями. По этим особенностям все современные расы одинаково отличаются не только от шимпанзе, но и от неандертальцев с их заметно слабее развитыми лобными долями.

Кисть шимпанзе отличается тем, что большой палец очень мал. У всех представителей европеоидной, негроидно-австралоидной и монголоидной больших рас он сильно развит и в равной мере способен к противопоставлению остальным пальцам.

Стопа людей всех рас с ее упругим сводом является опорным органом, а не хватательным, как у предков человека - ископаемых обезьян, у которых большой палец хорошо противопоставлялся прочим, а стопа захватывала предметы, вероятно, почти с такой же ловкостью, как и кисть.

Следовательно, по строению таких важных органов, как мозг, кисть, стопа, прогрессивное развитие которых особенно характерно для эволюции человеческого тела, расы находятся на одинаково высоком уровне. В этом отношении, так же как и по другим существенным особенностям строения тела, современные человеческие расы равно удалены от типа своего ближайшего предка-неандертальца, а тем более от типа антропоида.

Единство современных рас в еще большей мере сказывается в сходстве многих биохимических признаков. Особенно ярко это проявляется в составе крови, которая у людей самых различных рас до сих пор практически неразличима, несмотря на применение наиболее тонких методов исследования.

Признание биологической равноценности человеческих рас делает недопустимым утверждение зарубежных расистов о том, что якобы негроидно-австралоидная, а по мнению других, монголоидная раса, является стадией в развитии европеоидной расы.

После рассмотрения вопросов, связанных с антропогенезом, будет вполне уместно перейти к рассмотрению процесса происхождения и развития человеческих рас.



Эволюция человека. Какие факторы оказали наиболее существенное влияние на эволюцию человека? и получил лучший ответ

Ответ от?? l??? ? ?vm? ??[гуру]
Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» . Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.
Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Загрузка...
Top