Стрессоустойчивость в процессе делового общения. Стрессы и стрессоустойчивость в деловых коммуникациях

В буквальном переводе с английского стресс-менеджмент означает «управление стрессом».

Причины и источники стресса. В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний часто используют понятие стресса.

В качестве стрессоров, т.е. факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжёлых, продолжительных переживаний, могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д. Также можно сказать, что стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства.

Совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих прежде всего защитное значение, была обозначена Г. Селье «как общий адаптационный синдром». Общий адаптационный синдром имеет три стадии:

Ò Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Сопротивляемость организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы;

Ó Фаза 2. Стадия сопротивления (фаза адаптации). Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, в организме зарождается сопротивление. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Сопротивление становится выше нормы.

Фаза 3. Стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов организма и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция.

Вначале эмоциональная реакция формируется как гнев или страх, способствуя, соответственно, крайнему поведению – нападению (борьбе) или бегству.

Однако такое поведение может и отвергаться, если оценивается сознанием как нецелесообразное. В условиях экстремальности многие ситуации могут оказаться абсолютно стрессогенными в зависимости от отношения к ним самой личности и ее опыта. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение к тем или иным событиям.

Индивидуальные стили реагирования в стрессовых ситуациях. Критическая жизненная ситуация – это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления. При этом имеются в виду не привычные ситуации, какие бы проблемы или трудности они не содержали, а те, которые требуют поиска нового решения, выхода из непривычных ресурсов их проживания. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери.


Однако при действии стрессогенных факторов у всех людей одинаково разовьются стадии стресса, но внешнее поведение может быть разным. Одни капитулируют перед трудностями, другие мобилизуют все свои физические и духовные возможности, чтобы противостоять им. Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что существует два индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях: Борьба – нападение; Бегство – отказ от борьбы, избегание.

Известно, что моральное состояние (например, оптимизм) и энергичность (запас жизненных сил) влияют на стойкость, а вера в свою результативность - на настойчивость при решении трудных жизненных проблем. Наличие же материальных средств (денег) открывает доступ к информационным, юридическим, медицинским и другим формам профессиональной помощи.

Профессиональный стресс – напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

Факторы (стрессоры), действующие внутри организации и вызывающие стресс.

1. Перегрузка или слишком малая нагрузка. И в том и в другом случаях у работника возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), чувство безнадежности и материальных потерь.

2. Конфликт ролей. К работнику или предъявляют противоречивые требования, или нарушен принцип единоначалия. Конфликт ролей может возникнуть как следствие различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации.

3. Неопределенность ролей. В данном случае требования могут быть уклончивы и неопределенны.

4. Неинтересная работа – взгляды на понятие «неинтересная работа» у людей различаются.

5. Другие факторы: отклонения в температуре помещения, плохое освещение, чрезмерный шум, неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией и необоснованные требования сотрудников друг к другу.

Методы преодоления рабочего стресса: 1) разработка системы приоритетов в работе – «должен сделать сегодня», «сделать, когда будет время» и т.д.; 2) уметь говорить «нет» при наличии предела, после которого мы не можете взять на себя больше работы; 3) налаживание эффективных и и надежных отношений с руководством – научение начальника уважению ваших приоритетов, вашу рабочую нагрузку; 4) не согласие с теми, кто выставляет противоречивые требования (конфликт ролей).

Виды профессионального стресса – информационный, эмоциональный и коммуникативный.

Информационный стресс – работник не успевает принимать решение в условиях жесткого ограничения во времени. Принятие решения может сопровождаться высокой степенью ответственности в условиях неопределенности, недостатка информации, частом, неожиданном изменении информационных параметров.

При эмоциональном стрессе разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Этот вид стресса возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях, унижении, вине, гневе и обиде в случаях противоречий или разрыва деловых отношений, при конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс – возникает при наличии реальных проблем делового общения; сопровождается повышенной раздражительностью, вызван неумением защититься от коммуникативной агрессии; незнанием специальных приемов защиты от манипулирования; несовпаденим по темпу общения.

Управление стрессом в профессиональной деятельности делится на два уровня: стресс-менеджмент на уровне организации и стресс-менеджмент на уровне отдельных сотрудников.

Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя такие меры:

создание благоприятного организационного климата:

налаженная система обратной связи

участие сотрудников в процессе принятие решений

командные и проектные формы организации труда

четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности

равномерное распределение рабочей нагрузки

социальная поддержка персонала

специальные программы управления стрессами

Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств сотрудников - на то он и индивидуальный. Существует такое понятие, как индивидуальный временной предел стресса. Некоторым нипочем даже длительные значительные перегрузки, такие работники достаточно легко адаптируются к стрессу, не теряя работоспособности. Кому-то достаточно даже небольшой перегрузки, чтобы почувствовать себя полностью выбитым из колеи. А есть категория работников, которых стресс мобилизует - только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.

Управление стрессом - это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности.

Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е. в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека.

Второй фактор связан с тем, что большинство существующих технологий чрезмерно громоздки и сложны в освоении и применении, что не позволяет их успешно использовать людям многих социальных и возрастных групп, чья жизнедеятельность, тем не менее, сопровождается регулярными стрессами (школьники, студенты, военнослужащие и т.д.).

Третий фактор, обуславливающий актуальность данной работы состоит в том, что использование всех техник управления стрессом происходит, как правило, УЖЕ в состоянии стресса.

Практика показала, что в большинстве случаев для эффективного управления стрессом человеку достаточно понимания нескольких основных теоретических положений, которые были названы нами «Азбука стресса»:

А) Стресс – это универсальная адаптивная реакция человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию, в условиях отсутствия адекватного стереотипа поведении или при невозможности его применить.

Б) Чаще всего стресс возникает в сложной или новой для человека ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или реального конфликта.

В) Стресс – это защитный механизм управления поведением человека в целях поддержания его выживания. Объективно стресс проявляется в мобилизации нервной, иммунной и сердечно-сосудистой и мышечной систем. Субъективно стресс переживается в первую очередь, как состояние напряженности.

Г) Являясь эффективным механизмом управления человеком в простых, «животных» ситуациях, стресс затрудняет осуществление сложной, целенаправленной, «человеческой» деятельности, в первую очередь, ухудшая точность, скорость и креативность мышления.

Д) Плюсы стресса для человека: выделяется дополнительная энергия для решения проблемы; организм «подсказывает» что делать - убежать, напасть или затаиться; тренируется нервная, иммунная и сердечно-сосудистые системы.

Е) Минусы стресса для человека: энергии может быть слишком много; организм «подсказывает» в основном примитивные реакции, зачастую противоречащие сознательному выбору; при сильном стрессе иммунная система истощается, нервная и сердечно-сосудистые системы перенапрягаются.

Ж) Стресс «заставляет» человека действовать не в целях развития, а в целях выживания. Поэтому пока человек не развил свое сознание до уровня, близкого по силе к уровню его бессознательного, технологии управления стрессом является необходимым условием его эффективной деятельности, особенно в новых для него областях.

Помимо данных теоретических положений, нами было замечено, что лучшему пониманию, что такое стресс, и как он воздействует на человека, очень хорошо помогают истории, притчи и метафоры. В качестве примера приведем одну из них.

ОГОНЬ И СТРЕСС (МИНИ-ПРИТЧА)

Огонь помог людям стать теми, кем они сейчас являются. Огонь помощник и защитник людей! Огонь согреет и поднимет настроение, с помощью огня можно приготовить еду или отогнать диких хищников. Но это возможно, только если человек умеет управлять огнем. Если нет, то он может легко сгореть в огне заживо, в лучшем случае можно остаться на пепелище сирым и голым.

Стресс – как огонь. Только страшнее.

чтобы не утонуть в мировом океане, слоны стояли на гигантской черепахе. Что же это за черепаха, на которой стоят три слона стресс-менеджмента?

На наш взгляд, этой черепахой является развитие такого качества, как стрессоустойчивость.

Основные стресс-факторы

1. Значимость ситуации. Критерий – цена отказа. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации?

2. Новизна и неопределенность. Критерий – отсутствие знаний, умений, навыков и информации, необходимых для успешного осуществления данной деятельности или для безопасного нахождения в данной ситуации.

3. Нагрузка. Критерий – количество затрат и уровень дискомфорта, испытываемого мною при осуществлении данной деятельности или при нахождении в данной ситуации. Что для себя ценного я теряю (время, усилия, средства)? Какую цену нужно заплатить за выигрыш?

4. Риск. Критерий – цена ошибки. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие?

5. Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, достаточного для спокойного обдумывания вариантов поведения, или для перехода в более ресурсное состояние, или для повторения работы в случае ошибки.

СТРЕССОГЕННОСТЬ = Значимость х (Новизна и неопределенность + Риск + Нагрузка + Цейтнот)

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

1) Психологические средства: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, музыка и светомузыка, психорегуляция, гипноз.

2) Психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, комфортабельные условия жизни, хорошее общение.

3) Организационные средства: сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности.

4) Медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, бани, рациональное питание, полноценный отдых и сон.

5) Фармакологические средства: препараты женьшеня, золотого корня, витамины и минеральные вещества, биоактивные добавки, аромамасла. Особое место занимает хороший зеленый чай. Правильно организованная чайная процедура обладает не только фармакологическим, но и ярко выраженным психологическим действием.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

1. Физическая нагрузка. Выполнение упражнений «до отказа» - через боль.

2. Температурные воздействия. Как холодные, так и горячие. Удобный способ – ванны. В горячей воде наращивать нагрузку за счет увеличения температуры, время пребывания 5-10 мин. В холодной воде повышение нагрузки за счет увеличения продолжительности процедуры, температура минимальная.

3. Задержки дыхания. На вдохе или на выдохе «до упора». Сидя на полу. Сохраняя неподвижность и расслабленность. Концентрируясь на ощущениях.

4. Голодания. 1-2 раза в неделю без прекращения повседневной деятельности.

5. Болевые воздействия. Массаж веником в бане. Давящий массаж ногами. Ипликатор Кузнецова. «Железная рубашка» - ударная закалка тела и другие упражнения из арсенала боевых искусств. Кстати, занятия боевыми искусствами являются прекрасным методом развития общей стрессоустойчивости, а также методом коррекции своего базового психического состояния и восстановления после стрессов.

Динамика профессионального стресса. Существует 3 стадии развития профессионального стресса у человека: нарастание напряженности (1), собственно стресс (2), снижение внутренней напряженности (3).

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Стресс еще конструктивен и повышает успешность профессиональной деятельности.

Вторая стадия – потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). Человек осознает свои действия смутно и не полностью; исчерпав свои энергические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость.

Третья стадия . «Человек возвращается к самому себе», переживая чувство вины, и клянется, что этот кошмар больше никогда не повторится.

У каждого человека свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Направленность стрессовой агрессии человека может быть на самого себя или на окружающих – коллег, подчиненных. Стрессовый сценарий запускается почти автоматически.

Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса

1 правило : полезно наблюдать за самим собой: что Вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в Вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится 1 стадия Вашего стресса? Как это происходит?

2 правило : необходимо искать способы остановки самого себя. Важно взять перерыв и усилием воли прервать действие. Сделать паузу, выйти из комнаты, перейти в другую часть помещения.

3 правило : необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим: полить цветы, заварить чай, выйти в коридор, поговорить с симпатичным сотрудником, подойти к окну, посмотреть на прохожих, помочить руки холодной водой.

4 правило : серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение. Что больше всего радует? Чем занимаетесь с увлечением?

Формулирование отказа в деловом общении . Человек боится отказать, когда хочет быть всегда и для всех добрым, чтобы его уважали, самооценка которого зависит от оценки и отношения других людей, внутренне не свободен от деловых партнеров.

Коммуникативная формула отказа содержит 3 основные части: фразу, содержащую положительное содержание; фразу, содержащую отрицательное содержание (причины отказа); фразу, содержащую положительное содержание (положительный прогноз относительно того, что когда-то в будущем помощь будет оказана).

Манипулирование в деловом общении. Обычно о манипулировании говорят с негативным оттенком, предполагая, что-то уничижительное, обидное, снижающее статус человека и разрушающее его человеческое достоинство.

Цели манипулятора просты : корысть (деньги, связи), стремление использовать силы и жизненное время другого человека; самоутверждение (я – сильный, а ты – слабый).

Критериями манипулирования являются ситуации, когда: 1) один человек запугивает другого человека и стремится вызвать в нем переживание страха; 2) манипулятор заставляет другого человека переживать вину и раскаяние в то время, когда тот ни в чем не виноват; 3) один человек пытается сделать так, чтобы собеседник почувствовал подавленность, неуверенность в себе и снижение самооценки; 4) первый вызывает в другом чувство навязанного долга.

В роли жертвы часто выступает открытый и добрый человек, который долго не может поверить в то, что его используют. С увеличением возраста добрый человек становится еще красивее, его лицо светится, глаза лучатся.

В жизни манипулятора работает обратная закономерность: он живет тяжело, часто переживая «черные» состояния. И его лицо с годами приобретает тяжелое, неприятное выражение, даже, несмотря на то, что его черты были красивыми в юности.

Манипулятор внутренне холоден, в нем нет тепла человеческой жизни, нет ярких чувств и переживаний. Он либо покупает другого (я дам тебе денег и власть), либо покупается сам – я хочу денег и власти.

Защита от манипуляции – укрепление жизненной позиции и освоение техники общения. Жизненная позиция должна быть активной и содержать не только стремление помогать людям, но и осуществлять собственные желания, добиться своих целей, стремиться к реализации своих интересов.

Желание реализоваться в жизни – обязательное условие нормального, полноценного человеческого существования. Важно чаще спрашивать себя: «что я имею в результате общения с этим человеком. А что он делает для меня? Приятно ли мне это? Приносит ли мне общение радость и удовлетворение?»

Необходимо помнить о своих человеческих правах.

Техники общения с манипулятором заключаются в том, чтобы смело и прямо говорить о: том, что он делает;том, что чувствует человек, которым манипулируют;том, что реально происходит в процессе взаимодействия манипулятора и жертвы (см. табл.5.1.).

Факторы, способствующие возникновению стрессовых ситуаций.

1. Организационные:

- перегрузка или недостаточная рабочая нагрузка;

- неблагоприятные физические условия (шум, недостаточный температурный режим);

- неопределенность ролей (собеседник не уверен в том, каких действий от него ожидают);

- конфликт ролей (существует, если к собеседнику предъявляют противоречивые требования);

- неинтересная работа;

- неверное соотношение между полномочиями и ответственностью.

2. Организационно-личностные:

- страх совершить ошибку;

- страх потерять место работы;

- страх не справиться с работой;

- страх потерять свою значимость.

3. Организационно-производственные:

- неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;

- неразрешенные конфликты;

- отсутствие социальной поддержки.

4. ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ РУКОВОДИТЕЛЯМИ И ПОДЧИНЕННЫМИ.

Использовать стиль руководства, соответствующий конкретной деловой ситуации.

При ошибках сотрудников необходимо в первую очередь оценивать обстоятельства, в которых они работали, а не их личные качества.

При общении с сотрудниками не следует использовать иронию и сарказм, лучше пойти на компромисс и уступки.

Если сотрудник отказывается от выполнения задания, не следует ругать и наказывать его. Необходимо выяснить, какие причины вызвали такое решение.

При возникновении проблемы необходимо обсудить ее с коллегами и руководством.

Важно постоянное наличие обратной связи. Работник должен сказать руководителю, как он понял задание, и отчитаться о выполнении.

Если объем работы сильно превышает возможности сотрудника, надо объяснить причины отказа. Выполнение новых заданий возможно, если руководство разрешит освободиться от части старых.

4. Когда возникает «конфликт ролей», необходимо обозначить проблему несовместимости порученных дел,

Следует требовать от руководителя и коллег полной ясности и четкости в сути поручаемых заданий. Двоякое их толкование может вызвать конфликтную ситуацию, так как руководитель может ожидать другого итога выполнения задания, чем сотрудник.

Необходимо периодическое снятие отрицательных эмоций, но не за счет коллег и руководителя. Оптимальным вариантом является физическая нагрузка (теннис, футбол, волейбол).

ПРАКТИКА: «Основные правила переговорного процесса» (ситуации 1-6).

1. Такие непроизвольные действия, как поигрывание ручкой во время разговора, дерганье галстука или салфетки, постукивание и т.п., не приняты, так как они отвлекают собеседника от мысли, а могут и раздражать. Подобные действия выявляют человека, не обученного этике.

2. Некоторые используют следующий прием «проявить расположение»: дружески похлопывают партнера по плечу. Оцените эффективность этого приема.

2. Дружеское похлопывание по плечу мало кому нравится (исключение составляют американцы, да и то не все). Поэтому подобных фамильярно-снисходительных жестов следует избегать.

3. Кто имеет право, подходя к двери, предложить другому пройти первым?

3. Поскольку находящийся справа имеет право пройти первым, то только он (но не левый!) может это право передать другому («Прошу Вас…»). Если это говорит левый, то он показывает незнание соответствующих правил этикета. Эта ситуация очень часто подводит наших деловых людей. Только находящийся справа может предложить другому пройти первым.

4. Вам предлагают пройти в дверь первым. Какие у Вас есть варианты ответа?

4. Получив предложение пройти первым, нужно поблагодарить и сделать это. Торговля типа - «нет, я не спешу», «нет, только после Вас» и т.п. - это признак плохого тона и незнания деловой этики.

Дело в том, что деловым людям приходится часто сталкиваться (в переносном смысле) в дверях, и если не иметь четких и прагматичных правил, как разминуться, то это чревато потерей времени.

5. Кто имеет преимущество в дверях – выходящий или входящий?

5. Разное общественное положение диктует разное действие: мужчина пропускает женщину, подчиненный – начальника; младший – старшего; хозяин – гостя, учащийся – преподавателя.

Некоторое преимущество (при прочих равных условиях) в силу ограниченности размеров помещения имеют выходящие из него. Чтобы осознать это правило, представим, что в универмаге будут иметь преимущество входящие. Через короткое время в нем набьется огромное количество народа, если все будут входить и входить, не давая выйти.

В результате изучения этой главы студенты должны:

знать

  • физиологическую и биохимическую природу стрессов;
  • отличие стресса от дистресса;
  • представителям каких профессий угрожает "синдром выгорания";
  • что такое "поисковая активность" и какова ее роль в динамике стрессов;

уметь

  • объяснить основные причины профессиональных стрессов;
  • предупреждать стрессы в деловых коммуникациях;

владеть

Знанием индивидуальной стратегии и тактики стрессоустойчивого поведения.

Как свидетельствует содержание предыдущей главы, избежать конфликтов в сфере деловых коммуникаций практически невозможно. Обязательным спутником любого конфликта является стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом. "Не нервничайте", "расслабьтесь" – советуют нам окружающие. Да мы бы и рады не нервничать, только часто это не получается. Стрессовая ситуация захватывает нас и не отпускает: неприятные мысли "сами лезут" в голову, сами собой срываются с уст резкие слова... Так ведь и до серьезного заболевания недалеко. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Можно, но только при трех непременных условиях: а) внятном понимании природы стресса и стадий его развития; б) отчетливом представлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации; в) готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости. О том, как выполнить эти условия, мы и поговорим в данной главе.

Понятие и природа стресса

Слово "стресс" в переводе с английского означает "напряжение". В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (1907–1982), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов) . Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр.

По классическому определению Г. Селье, стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма , направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Термин "неспецифический" в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе, к примеру, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции – специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по-разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым фактором – электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья.

Овладение ребенком звуковым строем речи
Усвоение ребёнком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребёнок подражательным путем заимствует определённые звукосочетания из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык, ребёнок осваивает.

Стиль руководства
Термин «стиль руководства» большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки «развести» по смыслу такие родственные (близкие) понятия, как «руководство», «управлени.

Структура и физиология сновидений
Важным событием в 1927 г. явилось научное открытие Ганса Бергера, который показал, что разность электрических потенциалов мозга может быть измерена и записана в виде графика — энцефалограммы. А в 1937 г. А. Лумис, Э. Харвей и Дж. Хобар.

Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Прикладная психология»

Реферат на тему:
«Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении».

Выполнила:студ. Гр.фк1-18, Маренова Е.В.

Проверила: доц. Бекетова Е.Е.

I. Понятие и природа стресса………………………………………….4

1.1. Причины и источники стресса…………. ……………………….4

1.2. Виды и фазы стресса……………………….……………………. 7

II. Управление стрессами…………………………………………. 10

2.1. Профилактика стрессов в деловом общении…. 10

2.2. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения………………………………………………………..…….15

Библиографический список………………………………………. 19

Избежать конфликтов в сфере делового общения практически невозможно.

Множество конфликтов приводят достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Эта тема является актуальной для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

Глава I : ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СТРЕССА.

Причины и источники стресса.

«Впадать в гнев — значит вымещать
на себе ошибки другого».
Александр Поп

Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие . Стресс 1 — это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

По своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие – «эмоциональный или психологический стресс».

Однако стресс – это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс (см. приложение №1):

перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

плохие физические условия (шум, холод и пр.)

неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников 2:

страх не справится с работой;

страх допустить ошибку;

страх быть обойденным другими;

страх потерять работу;

страх потерять собственное Я.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ: Стрессогенами также являются неблагоприятный морально — психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

Ко всему этому «букету» стрессов организационно — производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

1.2. Виды и фазы стресса.

«Смело выходи из себя,
если другого выхода нет».
Януш Васильковский

В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эу­стресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эф­фекта, а дистресс – отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. При­ятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возраста­нием физиологического стресса.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутст­вие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной сте­пени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зре­ния Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

По Селье, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить пе­ред собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, ги­пертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».

Г.Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни «адаптации».

Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, опреде­ляющих реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в фи­зиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологиче­скими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объ­ективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Понятие стресса как неадекватной реакции на внешние и внутренние раздражители. Процесс возникновения стресса в повседневной жизни, субъективное отношение человека к ситуации и способы преодоления затруднений. Влияние самооценки на стрессоустойчивость.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии и социологии

По деловому общению

На тему: «Стрессоустойчивость в деловом общении»

Абаджи Ольга Викторовна

Ст-ка Савенкова Анна Васильевна

2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью — это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья.

1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни

Стресс — это повышенное напряжение психофизиологических ресурсов человека, проявляющееся как в острых, так и в хронических негативных переживаниях. Развитие стресса во многом определяется особенностями субъективного отношения человека к той ситуации, в которой он живет и работает, а также накопленными в его опыте способами преодоления затруднений. Проще стресс можно определить как неадекватную реакцию личности на те или иные проявления, внутренние и внешние, которые, собственно, и выступают как раздражители или стрессоры. Ключевую роль в процессе возникновения стресса играет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Каждый из собственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать все, что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему. Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реального существования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая его реальности, он закономерно превращается в стрессор. Не принимая реальности, личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания, внутреннее психическое напряжение, а в дальнейшем тягостное психологическое состояние, болезни, преждевременное старение и смерть.

За последние 20 лет в ходе реализуемой программы исследования стрессоустойчивости было охвачено более 73 тыс. человек, проживающих на территории стран СНГ. При этом удалось построить многофакторную математическую модель, позволяющую описывать, объяснять и предсказывать поведение людей в разнообразных стрессовых ситуациях. Не вдаваясь в детали и подробности, прежде всего, можно отметить то, что более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще. Это данность мира, которую невозможно изменить. Из множества изученных черт и свойств личности наиболее мощными факторами повышения уровня стрессоустойчивости являются:

— общий энергетический потенциал личности,

— уровень развития интуиции,

— уровень развития логических способностей,

— эмоциональная зрелость личности (эмоциональная устойчивость и уровень эмоционального контроля),

— пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям),

— уровень развития рефлексии и др.

Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может как повышаться, так и понижаться. Последнее активно используется организаторами так называемых деструктивных культов (церковь свидетелей Иеговы, Белое Братство, церковь «Новая жизнь», различные антисциентистские и псевдорелигиозные секты и т.п.). Разрушая систему ценностей и привычную картину мира человека, они в десятки раз снижают присущий ему уровень эмоциональной устойчивости и защищенности, и, в конечном счете, стрессоустойчивости. При этом различные страхи становятся главным инструментом манипулирования.

Таким образом, можно сделать вывод: уровень стрессоустойчивости зависит от психического здоровья, психического равновесия человека. Следовательно для формирования стрессоустойчивости необходимо развивать и укреплять «внутренние силы» индивида. Для этого существуют различные программы, центры, где психологи, психотерапевты проводят консультации, тренинги и т.д. Для самостоятельной работы над собой существует специальная литература, а самым ценным лекарством «от нервов», по мнению психологов, является отдых и положительные эмоции.

2. Влияние самооценки на стрессойстойчивость

Стрессоустойчивость — это культура отношения к себе: понимание своих состояний, формирующихся в процессе повседневной жизни, понимание механизмов, причин и последствий развития стресса, знание способов управления собственным состоянием и умением эти способы реализовывать.

Человек на протяжении всей жизни каждый день сталкивается со стрессами разных уровней тяжести. Для того чтобы справиться хотя бы с некоторыми из них без ущерба для психического здоровья значительную роль играют личные убеждения, его мировоззрение, привычки, умение управлять своими эмоциями.

Как правило, несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, что есть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или заниженная оценка нами собственных способностей и возможностей? Как показывают многочисленные психологические исследования на эту тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это — иллюзия. Она помогает нам сохранить оптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов oт «завышенных ожиданий» или «рухнувшей надежды». Да и знаменитый «кризис среднего возраста» имеет одним из своих оснований все ту же завышенную самооценку. А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Следовательно, гораздо лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующим уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка.

Существует знаменитая «формула самоуважения» У. Джемса, из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель). Если результат такого «деления» невысок, может оказаться полезным подумать о понижении уровня своих притязаний.

Однако занижать свои притязания чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому же стрессу, но уже по другой причине — из-за заниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблагоприятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не менее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств-профилактики стрессов. Действовать рекомендуется на трех уровнях:

— телесном — займитесь своим здоровьем, режимом питания, внешним видом и т.д.;

— эмоциональном — ищите эмоционально-комфортные для себя ситуации, обеспечьте себе хоть чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создавайте себе и другим маленькие праздники и пр.;

— рассудочном — примите и полюбите себя такими, каковы вы есть! Речь, разумеется, не о нарциссическом самолюбовании, а об ощущении ценности и неповторимости собственной жизни.

Все это настолько просто и очевидно, что остаётся только удивляться: откуда же у нас столько стрессов, связанных с заниженной самооценкой? Ответ, впрочем, не менее очевиден: виноваты все те же инертность, лень, неверие в то, что достаточно простыми средствами можно достичь серьезных результатов. Если мы не предпринимаем никаких усилий по улучшению наших дел, то сами собой они никак не улучшатся. Но стоит нам начать работать над собой или обстоятельствами, как та же самая сила инерции начнёт поддерживать наши усилия, сохранять их энергию и постоянство. Активность преодоления сложных жизненных проблем, жизнестойкость не даются сами собой. Не жалеть усилий для их формирования в себе — вот, по сути, и весь «секрет» обретения стрессоустойчивости.

Проанализируйте, какие из перечисленных утверждений являются ложными:

а) «стресс — это удел слабых людей»;

б) «я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы»;

в) «я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс»;

г) «все люди реагируют на стресс одинаково»;

д) «при стрессе все, что нужно сделать, — это прежде всего расслабиться»;

е) «важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом — это психотерапия».

На мой взгляд данные утверждения являются неверными т.к. :

а) стрессам подвержены все люди независимо от отношения к действительности, настроения, темперамента и т.д. различие лишь в том, что стрессы бывают разными и «порог чувствительности» у каждого человека свой. Следовательно, и реакция на один и тот же раздражитель может быть разная;

б) необходимо стараться настроить себя на противостояние стрессу, работать над собой. Это не значит, что стрессов больше не будет, скорее поменяется отношение человека к различного рода неприятностям;

д) расслабление — не единственный способ выхода из сложной эмоциональной ситуации и не всегда эффективный. Необходимо использовать и другие методы.

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Он широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией.

В деловой среде стресс является обязательным спутником конфликтов, которые периодически назревают в любом коллективе. Признаки стресса проявляются мгновенно: нервозность, вспыльчивость, раздражённость, а в итоге — опустошённость и общее недомогание. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Можно, но при соблюдении условий:

— точном определении природы стресса и стадии его развития;

— отчётливом представлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации;

— готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.

Интенсивное изучение различных форм стресса, способов защиты от него, его негативного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека является одним из доминирующих направлений прикладных психологических исследований на протяжении последних трех десятилетий.

1. Конфликтология / Под ред. В.В. Ратникова. — М.: ЮНИТИ, 2005.

2. Кузнецов И. Деловая этика и деловой этикет. — М.: Феникс, 2007.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 5-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Подобные документы

Анализ стресса, причины его возникновения, влияние на организм человека, а также изучение способов борьбы со стрессами. Организационные факторы, вызывающие стресс на рабочих местах. Релаксация как метод профилактики стресса. Тест на стрессоустойчивость.

реферат , добавлен 13.09.2009

Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости. Понятие стресса и стрессоустойчивости, взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма. Исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

курсовая работа , добавлен 07.02.2010

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

реферат , добавлен 28.06.2008

Научное определение стресса. Рассмотрение данного состояния человека, его поведение в этом состоянии. Изучение психологического давления на человека в повседневной жизни. Общие понятия концепции стресса Г. Селье. Проведенные исследования М. Фридмана.

курсовая работа , добавлен 29.09.2014

Общее понятие и функции стресса. Сущность физиологических и психологических стрессоров. Виды и стадии стресса, их характеристика. Условия и причины возникновения стресса. Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека.

лекция , добавлен 21.01.2011

Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

курсовая работа , добавлен 20.05.2012

Стресс как неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования, его психологическое, физиологическое и социальное обоснование. Классификация и типы стрессов, причины их возникновения, способы и основные методы борьбы.

контрольная работа , добавлен 05.01.2014

Общая черта напряженности и стресса — неспецифической (общей) реакции организма на воздействие, нарушающее его гомеостаз. Понятие, фазы и составляющие стресса в организациях. Последствия стресса и стрессовых ситуаций для организационного поведения.

курсовая работа , добавлен 24.05.2015

Сущность понятий стресса, стрессоустойчивости и темперамента. Источники и особенности профессионального стресса у сотрудников органов социальной защиты, методы предупреждения и преодоления. Методика и этапы исследования ее психологической структуры.

дипломная работа , добавлен 19.05.2015

Характеристика, классификация и случаи применения методов преодоления стресса. Анализ черт характера и поведения, помогающих преодолевать стрессоры. Понятие, сущность и особенности выполнения самооценки. Рекомендации по изменению неадекватного убеждения.

реферат , добавлен 23.12.2010

knowledge.allbest.ru

Как стать стрессоустойчивым

Проблемы в общении с коллегами, нестабильность экономики, плохое настроение - всё это провоцирует стрессы, проникающие во все сферы жизни человека. Многие спрашивают, как повысить стрессоустойчивость на работе, чтобы профессиональная деятельность не приносила дискомфорта. Существует несколько основных способов в борьбе со стрессом, которые рекомендуют врачи.

Стрессоустойчивость важна для успешной профессиональной деятельности

Формирование стрессоустойчивости в профессиональной деятельности

Условия, созданные на работе, могут не отличаться от привычных, но не все могут спокойно переносить периодически возникающие трудности. Не все одинаково устойчивы к прессингу, рутине или кризису, но именно эти факторы вызывают стресс. Угроза таится в том, что работник может впасть в депрессию, которая обычно приводит к развитию инфаркта, гипертонии и прочих болезней сердца. Эмоциональная нестабильность в карьере отрицательным образом влияет и на повседневную жизнь.

Пониженная стрессоустойчивость отражается на общем самочувствии. Возникают:

  • головокружения или мигрени;
  • отдышка;
  • колики в сердце.
  • Психологические особенности в этот период также меняются: человек раздражён, обеспокоен, склонен к истерикам, у него постоянно плохое настроение, которое иногда может сменяться весельем, но недолгим. Происходит переформирование привычек в еде: отсутствие или повышение аппетита, чрезмерное употребление алкоголя и табака. Существует несколько способов, которые позволят воспитать в себе способность противостоять стрессу.

  • Меньше думайте о своих проблемах. Жизнь невозможна без них. И какой смысл думать о них, когда нужно брать себя в руки и действовать? Если сейчас проблема не решаема, то отложите её на время, когда будете к ней готовы.
  • Поменяйте отношение к происходящему.
  • Научитесь выпускать пар: люди, сдерживающие себя, первыми подвергаются стрессам на работе. Периодически нужно избавляться от негативных эмоций: посмотреть комедию, встретиться с друзьями или пойти на рок-концерт.
  • Займитесь спортом: учёные доказали, что лучшего способа для снятия напряжения не найти.
  • Не стесняйтесь плакать Этот совет касается и лиц мужского пола. Со слезами уйдёт и накопленный негатив.
  • Заведите личный дневник, и каждую деталь записывайте в него. Туда можно написать и обиды, которые вы не можете высказать обидчикам лично. После того как проблема будет написана на лист, порвите или сожгите его.
  • Лучшим лекарством от стресса является хороший сон. Уделите ему больше времени.
  • Проблемы неизбежны. Главное, научиться решать их. Не давайте негативу взять над вами верх, и тогда из любой жизненной перипетии вы выйдете победителем.

    Стрессы и стрессоустойчивость в деловом общении

    Причины развития стресса у работников зависят от успешности профессиональной деятельности системы управления кадрами на производстве.

    Есть несколько советов, как бороться и не сталкиваться со стрессом на работе:

  • Если зарплата, условия и содержание труда, трудное продвижение по службе не устраивают, то нужно взвесить за и против: стоит ли вообще бороться за такое место, не стоит ли сменить сферу деятельности.
  • Можно обсудить свои проблемы с коллегами, но не выступать при этом в роли обвинителя или жалующегося.
  • Постарайтесь наладить деловые отношения с начальником.Оцените его проблемы и помогите разобраться в ваших. Руководители часто нуждаются в обратной связи, но не знают, как её наладить.
  • Если видите, что объём работы слишком велик, учитесь говорить слово «нет». Научитесь приводить стоящие аргументы.
  • Не бойтесь требовать от начальника и сотрудников ясности в содержании порученных заданий.
  • Если вам дали несколько сложных заданий одновременно, и вы понимаете, что не справитесь с ними, скажите, что в итоге пострадает дело, а не лично вы. Лучше работать над чем-то одним, но качественно.
  • Постарайтесь не смешивать служебные отношения с личными.
  • При напряжённой работе (спасатель МЧС или похожая должность) ищите возможности для небольшого отдыха. Всего 15–20 минут в спокойной обстановке будет достаточно.
  • Не забывайте, что трудности в работе редко бывают фатальными.
  • Учитесь сбрасывать негативные эмоции в общественно-приемлемом формате.
  • Стрессоустойчивость на работе - обязательный фактор для грамотного исполнения обязанностей, поэтому кадровая служба должна учитывать этот параметр при приёме на должность.

    Система мотивации помогает выработать уверенность у персонала. Они будут понимать, что продуктивная работа будет оценена по достоинству.

    Грамотная расстановка кадров способна минимизировать такой фактор, как неудовлетворённость должностью. Учёт психологических качеств позволит сделать из работников настоящую команду. Необходимо также регулярная диагностика психологического климата. Руководители должны помнить, что:

  • лишение работников контроля своей деятельности повысит стресс;
  • влияние стресс-факторов понижается при реализации соц. поддержки со стороны начальства.
  • Люди с ОВЗ и педагоги чаще других подвержены экстремальным ситуациям в работе.

    Чтобы контролировать внутренний рабочий распорядок, необходимо все мысли направлять на одно дело. Для этого нужно представить желаемый результат, а потом действовать на его достижение. Обретя навык чёткого представления цели, человек научится сосредотачиваться на любых ситуациях. Важно научить мозг уметь концентрироваться только на актуальном стимуле, убирая все лишнее. Как видите, стать стрессоустойчивым просто.

    Обрести стрессоустойчивость на работе

    Стресс бывает разных уровней, первая его стадия даже полезна. Он помогает при выработке в организме психологических и физических сил, которые с ним борются. Это помогает работать над собой, приобретая новые качества. Можно развить и стрессоустойчивость. Особенно важно это для сотрудников правоохранительных органов и банковских работников: они неоднократно сталкиваются с трудностями на работе, связанными с недопониманием клиентов, коллег или начальства. Поэтому в целях повышения стрессоустойчивости следует укрепить здоровье в целом. Для этого нужно:

    • организовать полноценный выходной;
    • сбалансировано питаться;
    • вести активный образ жизни;
    • соблюдать режим и делать паузы в течение рабочего дня.

    Чтобы справиться со стрессом быстро, зафиксируйте всё, что вас тревожит. Этот метод поможет провести анализ ситуации и поможет исправить обстоятельства.

    Если стресс появляется из-за плотного графика (как у секретаря или сотрудника ОВД), то его необходимо сбалансировать - распределить неважные дела на несколько дней вперёд.

    Полноценный выходной избавит от накопленных за неделю стрессов

    Существуют требования к профессии и специальности, которым работники должны соответствовать. Чтобы их выполнять в точности, рекомендуется построить режим следующим образом: утром выполнить сложные задачи, а вечером заняться теми, что полегче. Так нагрузка будет распределена равномерно, и человек всегда будет стрессоустойчивым.

    Крупные задания желательно делить на малые. Выполнять их следует постепенно, не откладывая на завтра. Нагрузки должны чередоваться с перерывами для релакса. Деловые встречи нужно отложить до перекуса, обеда.

    Пересмотрите ежедневное расписание, разнообразьте его или внесите небольшие корректировки. Обязательно приучите себя прогуливаться перед сном хотя бы 20 мин. Стоит отказаться от вредных привычек: они не только губят здоровье, но и приводят к стрессам. Люди, ведущие правильный образ жизни, меньше подвергаются эмоциональным атакам.

    Стрессоустойчивость - невероятно ценная характеристика для успешной личной и общественной жизни. Её обретение необходимо.

    1. Психологические факторы нормализации стресса

    2. Повышение стрессоустойчивости человека. Преодоление стрессов руководителями и подчиненными

    3. Причины стресса в общении.

    4. Стрессовая реакция и поисковая активность

    1. психологические факторы нормализации стресса

    Психологический стресс – это реакция человека на любое предъявляемое ему требование, связанное с напряжением его психики, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменяющимся условиям.

    Стресс (от англ. STRESS – давление, напряжение, нажим) – не специфический ответ организма на любое предъявленное ему требование, которое помогает ему приспособиться к возникшей трудности и справиться с ней. в настоящее время различают: Эустресс – положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм. При нем происходит активизация познавательных процессов, осмысление действительности, памяти. Дистресс – отрицательный стресс, с нежелательным вредным эффектом

    Стадии стресса:

    Ø Стадия мобилизации повышает внимание, активность;

    Ø Стадия стенических отрицательных эмоций: ярость, гнев, агрессия. Очень сильные нагрузки приводящие к истощению организма.

    Ø Стадия астенических отрицательных эмоции: бессилие, депрессия, тоска, отчаяние.

    Ø Невроз, срыв.

    Углубление стресса приводит к формированию физиологических сдвигов:

    Клинокопсихологические – повышенная тревожность, снижение эмоциональной стабильности.

    Психологические – снижение самооценки, фрустрация.

    Физиологические – нарушение кровообращения, повышение артериального давления, эндокринных и обменных процессов, повышения активности надпочечников и т.д.

    Действия, препятствующие возникновению стрессовых ситуаций:

    1. понимание относительности любых оценок событий. Повышенная ответственность часто приводит к внутриличностным конфликтам и стрессу.

    2. снижение ответственности принимаемых решений. Информационные перегрузки могут быть причиной стресса, вероятных внутриличностных и межличностных конфликтов.

    3. снижение уровня притязаний делает менее вероятным появление стресса. Чем больше уровень притязаний, тем чаще возможно возникновение стресса, который является реакцией, мобилизующей индивида на борьбу с трудностями.

    4. если индивид не в силах изменить конкретную ситуацию, то он должен изменить свое отношение к ней . Конфликтное поведение человека является его реакцией на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую его интересам.

    5. действовать в соответствии с нормами морали и нравственности, и оценку теми, кто не соблюдает эти нормы, можно просто не принимать во внимание . Рекомендуется стараться уменьшать свою зависимость от внешних оценок, освобождаться от потребности во внешнем одобрении.



    6. следует всегда учитывать тот факт, что ситуация, в которой в данный момент находиться индивид и воспринимает её как стрессовую, еще не самая худшая из возможных вариантов . Степень удовлетворенности своей жизнью оказывает сильное влияние на благоприятное состояние психики человека. Чем больше степень удовлетворенности жизнью и окружающей обстановкой, тем меньше человек подвержен стрессу.

    2.Повышение стрессоустойчивости человека.

    преодоление стрессов руководителями

    и подчиненными

    Способы восстановления и поддержания здоровья.

    1. здоровый сон:

    Полноценный крепкий сон не менее 8 часов в сутки;

    За 2 часа до сна желательно не выполнять высокоинтеллектуальную работу.

    2. употребление свежих и экологически чистых продуктов питания, а так же отфильтрованные воды. Рациональное питание – это умеренное, насыщенное растительной пищи, богатой витаминами и микроэлементами, подвергающейся минимальной тепловой и химической обработки.

    3. очищение воздуха с использованием ионизаторов.

    4. регулярной занятие спортом. Физические тренировки оказывают благоприятное воздействие на здоровье человека в целом и на его психическое состояние, они являются средством профилактики стресса.

    5. прогулки на свежем воздухе.

    6. создание благоприятной и уютной обстановки дома и в офисе:

    Дома и в рабочем кабинете необходимо иметь комнатные растения;

    Дизайн интерьера должен быть выполнен в спокойных, неярких тонах;

    Освещение помещения не должно быть раздражающим.

    7. воздействие звуковой информации. Звуковая информация, получаемая человеком, оказывает сильное влияние на психическое здоровье. Рекомендуется избегать воздействия громких, неестественных звуков (громкая музыка, шум двигателя, работа инструментов и пр.).

    Примеры методов нейтрализации стресса:

    Наименование метода Краткая характеристика метода
    Планирование Со многими проблемами в личной или профессиональной жизни можно справиться с помощью планирования. Уделите некоторое время для уяснения ваших личных или служебных задач. На работе установите определенные часы для планирования деятельности на следующий день. Определите, как эта деятельность соотноситься с вашими личными целями и целями всей компании
    Физические упражнения Регулярные упражнения очень полезны для здоровья человека, они являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на общее физическое состояние.
    Диета Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма, создает условия для слишком сильной восприимчивости к болезням. Кроме того, во время стресса нормальный режим питания нарушается, поэтому важным является соблюдение правильной диеты, употребление в пищу больше овощей и фруктов зеленого цвета.
    Психотерапия и психоанализ Широкое разнообразие техник, обычно используемых при интенсивной работе со специалистами – профессионалами. Форма психотерапии, при которой исследуются подсознательные основания не нормального поведения человека.

    Соблюдение всех вышеперечисленных моментов значительно укрепляет жизненный тонус человеческого организма, улучшает настроение, повышает стрессоустойчивость в повседневном и деловой жизни.

    Преодоление стрессов руководителями и подчиненными.

    1. Использовать стиль руководства, соответствующий конкретной деловой ситуации.
    2. При ошибках сотрудников необходимо в первую очередь оценивать обстоятельства, в которых они работали, а не их личные качества.
    3. При общении с сотрудниками не следует использовать иронию и сарказм, лучше пойти на компромисс и уступки.
    4. Если сотрудник отказываться от выполнения задания, не следует ругать и наказывать его. Необходимо выяснить, какие причины вызывали такое решение.
    5. Рекомендуется чаще демонстрировать доверие к подчиненным.

    1. при возникновении проблемы необходимо обсудить ее с коллегами и руководством.

    2. важно постоянное наличие обратное связи. Работник должен сказать руководителю, как он понял задание, и отчитаться о выполнении.

    3. если объем работы сильно превышает возможности сотрудника, надо объяснить причины отказа. Выполнение новых заданий возможно, если руководство разрешит освободиться от части старых.

    4. когда возникает «конфликт ролей», необходимо обозначить проблему несовместимости порученных дел.

    5. следует требовать от руководителя и коллег полной ясности и четкости в сути поручаемых заданий. Двоякое их толкование может вызвать конфликтную ситуацию, т.к. руководитель может ожидать другого итога выполнения задания, чем сотрудник.

    6. необходимо периодическое снятие отрицательных эмоций, но не за счет коллег и руководителя. Оптимальным вариантом является физическая нагрузка (теннис, футбол, волейбол).

    3. причины стресса в общении

    Причинами стресса в общение можно отобразить в рис. 5.

    Факторы, способствующие возникновению стрессовых ситуаций.

    1. организационные:

    перегрузка или недостаточная рабочая нагрузка;

    неблагоприятные физические условия (шум, недостаточный температурный режим);

    неопределенность ролей (собеседник не уверен в том, каких действий от него ожидают);

    конфликт ролей (существует, если к собеседнику предъявляют противоречивые требования);

    неинтересная работа;

    неверное соотношение между полномочиями и ответственностью.

    1. организационно-личностные:

    страх совершить ошибку;

    страх потерять место работы;

    страх не справиться с работой;

    страх потерять свою значимость.

    1. организационно-производственные:

    неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;

    неразрешенные конфликты;

    отсутствие социальной поддержки.

    Рис. 5. Причинами стресса в общение и его последствия.

    1. стрессовая активность

    Основные элементы в структуре стрессовой реакции:

    1. оценка стрессогенного события. Факторы, оказывающие влияние на его оценку: личный опыт (положительный или отрицательный), общие социальные установки, эмоциональное состояние в момент события.
    2. физиологические и биохимические сдвиги в организме. Ошибочные страхи, неверное истолкование каких-либо явлений как угрожающих благополучию вызывают физиологические и биохимические изменения в организме и поведении человека.

    Стрессовая реакция – это всегда социальный феномен. Человек не может игнорировать общепринятые социальные установки, нормы, запреты. Важны здесь и личные убеждения индивида, его мировоззрение, привычки, умение управлять эмоциями. Противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на его социальные составляющие, которые должны быть более управляемы, чем физиология индивида. Связь стрессового состояния человека со множественном соматических (телесных) заболеваний – общепризнанный факт.

    Поисковая активность – процесс, направленный на изменение неблагоприятной ситуации или на сохранение благоприятной вопреки влиянию угрожающих факторов или обстоятельств. В поисковой активности определенность конечных результатов практически всегда отсутствует. Она является общим неспецифическим фактором, определяющим устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиями при разных формах поведения, обладает явным стимулирующим воздействием на организм и повышает его стрессоустойчивость. Дефицит поисковой активности создает предрасположенность к дистрессу и всем его негативным последствиям.

    Потребность в поисковой активности (в самом процессе постоянного изменения, получения новой информации, неизведанных ощущений) свойственна человеку от природы. Она имеет биологическую основу и эволюционный приспособительный смысл.

    Основа стрессоустойчивости жизненной стратегии – поисковая активность, проявляемая в социально приемлемых формах. Именно это способствует противостоянию жизненным стрессам. Поисковая активность в большинстве случаев приносит полезные результаты независимо от того, достигнута ли конечная цель. В любых ситуациях она должна стать основой стрессоустойчивой жизненной стратегии. Это – ключевой способ адаптация к современному меняющемуся миру и главное средство совершенствования самих себя и социального окружения.

    Загрузка...
    Top