Как избавляться от вредных привычек? техника «взмах» нлп. Ковалев сергей "исцеление с помощью нлп" Как работает нейролингвистическое программирование

Техника «Взмах » позволяет изменять образ «Я» в проблемных ситуациях. Взмах работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить.

Взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления.

Несмотря на то, что «Взмах» – это очень простая техника, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому рекомендуется вам потренироваться на ком-нибудь другом на несущественной проблеме. Для этого можно использовать нижеприведенную «пошаговую» запись техники взмаха (по В. Макдональду, «Руководство по субмодальностям»).

Пошаговая запись

1. Пусть ваш «партнер» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

3. Попросите вашего «партнера» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там , в той ситуации . Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя, как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ему или нет, чувства, порождаемые этим новым образом себя.

5. Проконсультируйте «партнера» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией.

Сожми эту картинку «хорошего себя», пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку – ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая – темная.

Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ.

Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, – это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, чтобы очистить экран. Проделай это только один раз…»

6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

7. Теперь предложите «партнеру» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

8. «Протестируйте» партнера , попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.

Полное пошаговое описание техники «взмах»

1. Определите проблему или ограничение.

Что вы хотите изменить?.. В чем вы дисгармоничны?.. Чем вы не удовлетворены?.. (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т.д. – нынешнее состояние).

2. Соберите информацию.

Скажем, я должен был бы на день заменить вас. Чтобы выполнить задачу до конца, мне нужно было бы продемонстрировать ваше ограничение. Научите меня, как это делать...

Определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакции), например, «Когда вы кусаете ногти – что именно вы видите, /чувствуете/, слышите, что подталкивает вас к необходимости кусать ногти?», «Когда вы волнуетесь, что вы видите, /слышите/, чувствуете, что заставляет вас волноваться?..»

Если человек определит только лишь аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?» Попросите партнера создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение » (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».

Вам нужно выяснить, когда это делать (стимул) и как (процесс). Конкретно вам нужно знать, какие две аналоговые субмодальности изменяют стимул, и как они меняются, чтобы породить проблему. В сущности, вы выявляете, как партнер уже совершает взмах с собой, так, чтобы вы могли использовать процесс того же рода, чтобы совершить с ним взмах в каком-либо другом направлении.

Когда вы думаете, что знаете, как это делается - сделайтепроверку , испытав на себе. Если вы делаете тоже самое, что и ваш партнер, похожи ли ваши реакции? Партнер может делать что-то еще, о чем вы пока не знаете; или он может быть организован иначе, чем вы, так что это не сработает у вас таким же образом - если только вы не скопируете его взаимоотношения между субмодальными изменениями.

Когда вы получаете ту же реакцию, что и ваш партнер - это не обязательно означает, что ваша информация верна, но это хороший знак . Когда вы пробуете делать то же самое, что и партнер, его способ реагирования часто становится вполне обоснованным. Если не становиться - соберите больше информации, чтобы выяснить, что вы, возможно пропустили.

3. Разработайте желаемое «Я-образ» и проверьте его экологичность.

Скажите партнеру: «Представьте картинку себя : каким бы вы были, если бы у вас больше не было этой трудности . Каким другим человеком вы бы видели себя , если бы освободились от этого нежелательного поведения…» Убедитесь в том, что он представляет себе ДИССОЦИИРОВАННУЮ картинку себя как другого человека - более способного и имеющего больше выборов .

Убедитесь в том, что картинка:

    отражает новое качество партнера, а не какое-нибудь конкретное поведение;

    диссоциирована и остается таковой;

    нравится партнеру;

    не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

Сначала разработайте желаемое Я-образ в той же системе, в которой репрезентатирован стимул, а потом выясните, как на него влияют те же самые две аналоговые субмодальности .

Как меняется реакция партнера на изображение себя, владеющего большим количеством выборов, когда вы усиливаете или ослабляете эту конкретную субмодальность?..

4. Экологическая проверка.

Скажите партнеру: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы партнер оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Обзор данных.

В этой точке надо иметь следующее:

а) Стабильно присутствующее ключевое представление, запускающее ограничение; и как могут быть использованы две сильнодействующие аналоговые субмодальности для варьирования интенсивности проблемной реакции.

б) желаемое «Я-образ» в той же системе восприятия, что и стимул; и как те же две субмодальности могут быть использованы для усиления или ослабления реакции партнера на представление желаемого Я-образа.

6. Создайте план «Взмаха».

Как использовать эти две субмодальности , чтобы связать Стимул-триггер с «Я-образом». Легче и безопаснее всего планировать для Стимул-триггера и «Я-образа» по отдельности.

а) Стимул. Определите, как вы можете изменить те же две субмодальности, чтобы начать с интенсивной реакции на стимул, а потом ослабить ее.

б) «Я-образ». Определите, как вы можете изменить те же две субмодальности, чтобы начать со слабоинтенсивной реакции, а потом усилить ее до максимальной интенсивности .

в) Совместите «а)» с «б)», чтобы определить начальное состояние как Стимула-триггера, так и «Я-образа» и переходы, которые приведут вас к конечному состоянию обоих.

Например, если главными субмодальностями являются размер и яркость образа, то взмах может выглядеть следующим образом:

Скажите партнеру: «Создайте большой яркий ассоциированный образ Стимул-триггера и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя («Я-образ») в середину этого образа».

Скажите партнеру: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина Стимул-триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откроите глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно» Rating 5.00 (1 Vote)

2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении — от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если работали с открытыми глазами (для чего посмотрите на любые окружающие вас предметы). Или просто открывайте глаза, если во время взмаха они были у вас закрыты.

3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала вы можете медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, дабы техника эта «заработала».

Пошаговая запись техники взмаха. Несмотря на то, что взмах — это очень простая техника низшего Уровня НЛП, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому я рекомендую вам потренироваться на ком-нибудь другом и, разумеется, на какой-то не слишком существенной проблеме. Так что станьте психотерапевтом и проделайте взмах с этим с амым другим. Помня, однако, что сейчас это нужно °ольше вам, чем ему, ибо вы просто тренируетесь (как известно, лучший способ понять что-то самому_-объяснить это что-то другому). И, соответственно, ни в коем случае не пытаясь сразу взяться за какую-то серьезную проблему вашего партнера. А я, дабы вам легче было тренироваться, дам вам пошаговое описание техники взмаха (из книги В. Макдональда «Руководство по субмодальностям»).

Шаг 1. Пусть ваш «подопытный» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

Шаг 2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

Шаг 3. Попросите вашего «подопытного» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там, в той ситуации. Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

Шаг 4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ли ему или нет чувства, порождаемые этим новьш образом себя.

Шаг 5. Проконсультируйте «подопытного» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией. Сожми эту картинку хорошего себя, пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая,а маленькая темная. Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ. Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, что-Оы очистить экран. Проделай это только один раз».

Шаг 6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

Шаг 7. Теперь предложите «подопытному» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

Шаг 8. «Протестируйте» партнера, попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.

Полное описание этой техники. И только теперь, после этого эксперимента — надеюсь, удачного — внимательно прочитайте и усвойте нижеследующий («классический»!) алгоритм исполнения техники взмаха — именно его вам лучше всего использовать в работе со своим, а, может быть, и с чьим-то другим здоровьем. Если, конечно, вы уже созрели для этого.

Напоминаю, что я привожу здесь классическое описание техники взмаха в варианте для работы с клиентом. Почерпнул я его из раздаточного материала к семинарам по НЛП ИГИСП, поэтому не могу точно указать автора данного описания.

/. Определите нежелательное поведение (реакцию) клиента (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т.д. настоящее состояние).

2. Выясните картину-триггер:

а) определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакция и ), например: «Когда Вы кусаете ногти что именно Вы видите/чувствуете/слышите, что подталкивает Вас к необходимости кусать ногти?», «Когда Вы волнуетесь что Вы видите/слышите/чувствуете, что заставляет Вас волноваться?»

Если человек определит только лишь аудиальные или кшэстетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ. «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?»

б) попросите клиента создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».

3. Создайте картину нового образа желаемое состояние.

Скажите клиенту: «Представьте картинку себя каким бы Вы были, если бы у Вас больше не было этой трудности. Каким другим человеком Вы бы видели себя, если бы освободились от этого нежелательного поведения?» Убедитесь в том, что он представляет себе диссоциированную картинку себя как другого человека более способного и имеющего больше выборов. Убедитесь в том, что картинка:

а) отражает повое качество клиента, а не какое-нибудь конкретное поведение;

б) диссоциирована и остается таковой;

в) нравится клиенту и

г) не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

4. Экологическая проверка.

Скажите клиенту: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у Вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы клиент оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Подготовка к взмаху.

Скажите клиенту: «Создайте большой яркий ассоциированный образ триггера (шаг 2) и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину этого образа».

6. Взмах.

Скажите клиенту: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откройте глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно».

Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха для того, чтобы последовательность взмаха шла в одном направлении.

7. Проверка.

Скажите клиенту: «Представьте себе ту самую ситуацию: «что происходит?»

Если техника взмаха удалась, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.

Некоторые предостережения и ограничения. А теперь внимание: не вдаваясь в подробности (о них вы узнаете далее), сообщаю, что эта модель взмаха основывается на размере и яркости и только для 70 % людей может приводить к успешному результату. Однако если вы адаптируете технику взмаха к индивидуальности вашего клиента, количество успешных случаев возрастает. О том, Как осуществить эту адаптацию, вы поймете, прочитав гла-ВУ 6 части I этой книги, которая не случайно называется высокопарно и торжественно: «Их величества субмо-дальности».

Упрощение варианты «взмаховых» техник. Очень может быть, что вышеприведенное описание неприятно поразило вас своей сложностью. Не огорчайтесь — после небольшой тренировки оно станет восприниматься вами как простое и естественное. Если же этого не произойдет, никто не мешает вам воспользоваться упрощенными моделями взмаха, которые я обнаружил у Дж. Грэхэма в уже упоминавшейся его книге «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик».

Первая из них называется техника приближения. Ну а делается она так.

Представьте себе, что перед вами стоит проектор для показа слайдов (или кинопроектор, если вы отдаете предпочтение фильму). Этот проектор оборудован специальным объективом, способным приближать или удалять изображение.

Теперь начинайте просматривать черно-белые фотографии или фильм своих, связанных с проблемой образов. Поскольку этот фильм вы снимали сами, то в кадре вас нет. Учтите, что вам следует концентрировать внимание не на обобщающих картинах всего образа жизни, а на конкретных эпизодах и ситуациях.

Теперь начните понемногу отдалять изображение с помощью объектива. Вскоре картинка на экране превратится в неясное размытое пятно, и вы попробуете приблизить изображение к себе. Пятно начинает разрастаться, занимает собой весь экран и медленно проясняется, превращаясь в совершенно другую фотографию или фильм. На этот раз снимал кто-то другой, и вы видите себя на экране такого, для которого все это не проблема. Всмотритесь в изобраэ/сение и поймите, что видите себя изменившимся. Новый цветной образ все растет и полностью вытесняет черно-белое изображение.

По мнению Дж. Грэхема, эту процедуру нужно, как и в обычном взмахе, проделать раз пять, каждый раз останавливаясь на приятном, красивом и четком изображении. После каждого повтора необходимо делать перерыв и открывать глаза. По мере того как вы будете проделывать все это, первый, малоприятный слайд или фильм начнет становится все более темным и неразборчивым, тогда как второй — все более ярким и отчетливым. Если же довести выполнение упражнения до автоматизма, то в реальной жизни каждый раз на смену неприятному образу (и поведению) будет появляться яркий и светлый образ (и поведение) измененного себя.

Второе упражнение представляет собой еще одну вариацию на тему взмаха, в которой, правда, вместо образа самого себя вам предлагают насладиться приятной ситуацией. Что ж, это тоже может помочь—в основном для создания нового отношения к неприятной ситуации. Хотя будет лучше и полезнее, если на втором слайде окажетесь именно вы—тот, для которого все это не проблема.

Поскольку сам Дж. Грехэм назвал эту технику взмахом, а это все-таки не взмах в его классической последовательности действий, я поименовал эту процедуру техникой замены нежелательной ситуации. Делается же она так.

Представьте себе диапроектор с двойной рамкой. В рамку вставляется два слайда. Один находится перед объективом, второй сбоку от проектора. Чтобы сменить изображение на экране, достаточно подвинуть рам-ку так, чтобы второй слайд передвинулся к объективу.

Первый слайд черно-белый, нечеткий, вас на нем нет. Второй слайд цветной, яркий, отчетливый. Первое изображение удаленное, второе снять крупным пла-»ом. На первом слайде нежелательная для вас ситуа-Ч и я, связанная с чем-то, что вы стремитесь изменить. Как только вы увидите и узнаете ситуацию на первом слайде, немедленно смените слайд. На втором слайде запечатлена ситуация приятная и приемлемая, думать о которой вам легко и радостно. Изменение изображения долэ/сно быть очень быстрым, как взмах руки.

Таким образом, вы с закрытыми глазами представляете себе первую проблемную ситуацию, а затем очень быстро меняете изображение, как если бы сдвинули рамку со слайдами в диапроекторе. Повторить это необходимо несколько раз.

Упражнение 35.

    Найдите любую свою не слишком желательную привычку, которая явно вредит вашему здоровью (только не начинайте с курения, ибо работа с ним нуждается в дополнительных техниках), определите триггер, запускающий программу этого нежелательного поведения, создайте образ нового себя и осуществите взмах с использованием

    базовых техник,

    упрощенных техник.

Упражнение 36.

    В течение нескольких дней внимательно наблюдайте за собой в привычных ситуациях вашей жизнедеятельности и постарайтесь определить, какие именно ситуации (люди и обстоятельства) вызывают у вас обострение и/или приступ вашей болезни или симптома. Определив, сделайте взмах для каждой из этих ситуаций.

Упражнение 37.

    Определите то, что вы видите или чувствуете непосредственно перед обострением и/или приступом и, используя это в качестве триггера, осуществите взмах.

5.2. Внеконтекстные взмахи и другие

«взмаховые» техники

Ограничения базовых техник. Все базовые техники, описанные в предыдущем разделе, прекрасно «работают» в качестве инструмента «исправления» нежелательных программ и реакций. Однако в деле восстановления вашего здоровья их возможности несколько ограничены (как, кстати, и возможности техники «создание автоматической связи триггер-ресурс). И применять их здесь можно (в основном) только для трех целей, уже описанных в вышеприведенных упражнениях:

    избавления от нежелательных и вредных здоровью привычек — в том числе и тех самых личностных особенностей, которые определяют вашу предрасположенность к болезням;

    уменьшения и уничтожения воздействия на вас «стрессирующих» и/или вызывающих приступ/обострение болезненных ситуаций;

    создания программы быстрого прекращения этих самых приступов и обострений, а в идеале — мгновенного их уничтожения, так сказать «в зародыше».

Однако для того, чтобы сделать себя здоровым, этого недостаточно. И одни только базовые техники взмаха в вышеописанных вариантах не очень-то могут вам здесь помочь. Потому что являются, так сказать, «контекстными». Поясню, что это такое.

Взмах с использованием внутреннего триггера. Как в ы, наверное, уже очень хорошо поняли, любой взмах Начинается с триггера, который вы должны как можно точнее определить. С того, что «запускает» нежелательное поведение или состояние. Здесь очень важным, интересным и полезным моментом является то, что триггер этот может быть не только визуальным (вспомните о Борисе и о картинке инспектора ГАИ с жезлом), но и кинестетическим. Ибо вполне естественно, что «толчком» к нежелательному поведению может выступать и некое внутреннее состояние, вызываемое различными внешними ситуациями (представляете, как это обогатит ваши возможности использования техники взмаха: буквально «одним взмахом — семерых побивахом»).

Например, у меня в качестве клиента была женщина, которая испытывала растерянность всякий раз, когда сталкивалась с хамством: прохожих, знакомых, продавцов, начальства и т.д. Общим для всех этих ситуаций у нее была именно растерянность, которую я немедленно «заякорил» и стал использовать в качестве триггера (т.е. с помощью якоря «включал» у этой женщины состояние растерянности, после чего она немедленно вызывала визуальный образ новой сильной себя). В случае использования внутренних ключей мы позволяем себе уйти от контекста — конкретной ситуации, в которой возникали нежелательные поведение или состояние. И используем технику взмаха, уже близкую к той, которую можно назвать «внеконтек-стной» (в отличие от ранее описанных «контекстных»).

Внеконтекстный взмах. «Контекстный» взмах страдает от двух недостатков. Во-первых, он действительно контекстный — т.е. ваше новое «Я» проявляется, в основном, только в триггерной ситуации. Во-вторых, (упомяну еще раз) он преимущественно визуальный, что естественно снижает возможности использования этой действительно прекрасной техники для выраженных аудиалов и кинестетиков.

Всех этих недостатков как раз и лишена предлагаемая вам техника внеконтекстного взмаха, которую я называю «голографической» — потому что в ней для создания нового образа себя вы используете все модальности (полный VAKD), что действительно делает этот образ как бы «объемным».

В этой технике оба ограничения снимаются. И с ее помощью вы легко можете запрограммировать свое бессознательное на конкретный и целенаправленный поиск ресурсов (не беспокойтесь — оно это сделает автоматически) по превращению вас из слабого и не нравящегося себе в сильного и себя же устраивающего. В любом контексте вашей жизни, любой области жизнедеятельности вашего тела, сознания или духа. И в любой же ипостаси вашего бытия.

В технике внеконтекстного «голографического» взмаха вы как бы меняете между собой два образа вашего «Я». И тот, который вам не нравится (больной, несчастный, вечно озабоченный и т.п.), заменяется тем, который вас устраивает (здоровый, счастливый, расслабленно-гибкий и т.п.).

Поскольку речь идет именно о целостном — вне-контекстном — образе, при достаточном количестве повторений (от 3 до 7, но лучше делать это многократно) ваше бессознательное в конце концов перестроит ваше же Я — используя все доступные ему ресурсы и не в каких-то конкретных контекстах, а в целом для всей вашей жизни.

Выполняется техника внеконтекстного «голографического» взмаха следующим образом (часть описания сделана мною).

1. Переведите глаза в положение «визуальное воспоминание» и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону.

2. Теперь переместите направление взгляда в область «визуального конструирования» и представьте, как должны вы выглядеть вместо того, каким вы себе не нравитесь. Закончив визуальное конструирование, несколько раз переместите сконструированный образ в область «визуального воспоминания» до тех пор, пока он не станет легко и отчетливо вспоминаться.

3. Переведите глаза в положение «слуховое конструирование» и представьте слова, которые будете говорить вы (и которые будут говорить вам), а также все звуки, которые будут сопровождать вас тогда, когда вы станете подобны сконструированному образу (т.е. станете таким, каким хотите). Переместите слуховой образ в область аудиалышго воспоминания.

4. Переведите глаза в положение «внутренняя речь» и почувствуйте то, что вы будете чувствовать, когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область кинестезирования.

5. Отчетливо представив перед собой свой новый образ в едином комплексе репрезентативных систем (полный VAKD ) необходимое количество раз, сделайте так называемый «взмах по дистанции и цвету» (по М. Аткип-сон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП), для чего:

а) сделайте ненравящийся (ключевой) образ близким и цветным;

б) поместите маленький черно-белый «нравящийся» образ себя вдалеке от себя;

в) когда вы производите взмах, ключевой (ненравящийся) образ должен быстро уйти вдаль, уменьшаясь в размерах и теряя цвет. Одновременно желаемый (нравящийся) образ себя придвинется к вам, станет большим и этот самый цвет обретет. Повторите взмах пять раз и проверьте. И, конечно же, не забудьте делать перерыв и очищение экрана в конце каждого взмаха.

Простые варианты внеконтекстного взмаха. Не стану скрывать: идея внеконтекстного взмаха родилась до и вне неиролингвистического программирования (НЛП просто довела ее до совершенства). Так что если вам лень возиться с полной схемой «голографического» взмаха, можете воспользоваться двумя упрощенными ее вариантами (уже не голографическими, но все еще внеконтекстными): техникой экранного расщепления Г. Шпигеля и/или техникой двойного зеркала (обе эти техники взяты из книги Дж. Грэхема «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик»).

В первом случае вам нужно сделать следующее.

Закройте глаза и представьте большой (или не очень) экран на какой-либо стене вашей комнаты. Разделите его па две половины и на одной половине увидьте себя в настоящем состоянии (негативном), например, больным, напряженным и встревоэ/сенным; а па второй половине в желаемом состоянии (позитивном), например, здоровым, расслабленным и спокойным. Затем четко и уверенно скажите себе, каким вы предпочитаете видеть себя; соберите все чувства того из вас, который вам больше правится, и возьмите эти чувства с экрана в свою жизнь, оставив того из вас, который вам не по душе, в другой части экрана. Затем представьте, как хорошо быть таким (или действовать так) в любой ситуации.

Во втором случае вам надо тоже вначале закрыть глаза и далее действовать по алгоритму.

Представьте себе, что вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной вы представляете себя таким, какой вы есть без изменений (НС). Этот ваш нежелательный образ себя тает, становится бесцветным и бесформенным, а после вовсе исчезает. Когда это произойдет, обратите внимание на стоящее перед вами зеркало, в котором вы видите себя таким, каким хотите стать (ЖС). Отражение это яркое, цветное и полное Жизни. Оно нравится вам все больше и больше, и вы начинаете приближаться к нему...

Однако за лень вашу вам придется расплатиться многократным повторением любой из этих техник — примерно по пять раз в день, пока не добьетесь результата. Так что лучше пользуйтесь классическими НЛП-взмахами.

А начинайте делать это прямо сейчас — «махнув» себя из болезни в здоровье. Но перед этим — познакомьтесь еще с двумя вариантами техники взмаха, описания которых взяты из материалов мастерского курса НЛП М. Аткин-сон, — ИГИСП.

Улучшение своего состояния повторением взмахов. Болезненные состояния, которые все мы периодически переживаем, никак не относятся к приятным моментам, которые желаешь удержать по принципу «остановись, мгновенье...» От них, наоборот, хочется побыстрее избавиться, что, однако, не так уж и легко сделать — если, конечно, не воспользоваться еще одним вариантом взмаха: техникой улучшения своего состояния повторением взмахов.

Делается она так.

1. Закройте глаза и постарайтесь увидеть впереди вас большой, яркий, ассоциированный образ вашего настоящего положения (т.е. просто всего того, что вы видели перед тем, как закрыть глаза). В правом нижнем углу поставьте маленькую, смутную картинку себя в том же контексте, по другого: более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т.д.

2. Произведите взмах и откройте глаза.

3. Повторите вышеуказанное (шаги 1 и 2) три раза.

4. На третий раз вступите в картинку себя более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т.п. Посмотрите глазами этого персонажа па то, что видите, и сделайте в углу этой картины маленькую, темную картинку себя, но далее еще более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т.д. Произведите взмах и вступите в нее опять.

5. Произведите шаг 4 десять раз. И оставьте последнюю картинку диссоциированной (то есть пусть этот здоровый, веселый, уверенный или отдохнувший вы останется перед вашими глазами).

Построение цепочек взмахов. Но можно вывести себя из болезненного или неприятного состояния раз и навсегда — так, чтобы всякий раз, когда оно наступало, ваш мозг автоматически переходил в новый режим. В принципе, это конечно, похоже на взмах с кинестетическим триггером. Но поскольку болезненные состояния имеют весьма устойчивый характер, будет лучше, если вы сделаете это не единым взмахом, а постепенно—через ряд (последовательность) переходных состояний с помощью техники цепочки взмахов.

Контекст (ситуация) остается здесь одной и той же в течении всей цепочки. В качестве контекста в случае, если вы болеете и хотите выздороветь как можно быстрее, можно использовать картинку всего того, что окружает ваше «пространство болезни» —дома или в больнице.

Нижеприведенный пример приводится для создания классической цепочки «колебания/растерянность -> скука -> нетерпение -> буйное желание -> «приступаю к исполнению». Но вы (я надеюсь) уже достаточно поднаторели для того, чтобы сконструировать последовательность состояний в своей цепочке самостоятельно.

/. Сначала посмотрите, что вы видите в ситуации (контексте), в которой вы колеблетесь или растеряны.

2. В углу этой картины увидьте себя скучающим, сделайте эту (скучающую) картинку большой и яркой и вступите в нее.

3. Увидьте себя в углу нетерпеливым, сделайте эту картинку большой и яркой и вступите в нее

4. В углу увидьте себя с буйным желанием, сделайте эту картинку большой и яркой и вступите в нее.

5. Увидьте себя в углу, приступающим к исполнению. Сделайте эту картинку большой и яркой, но сохраните эту последнюю картинку диссоциированной и откройте гл аза. Напоминаю последовательность смены состояния.

1. Растерянность.

2. Скука.

3. Нетерпение.

4. Буйное желание.

5. Приступайте к этому!

6. Проверка. Подумайте о реальных ситуациях, в которых вы колеблетесь или чувствуете себя растерянным. После того как вы вспомните о них, ваши состояния должны пройти по цепочке к «приступайте к нему». Или используйте как своеобразный тест так называемую подстройку к будущему. То есть представьте или вообразите, как все будет в следующий раз, когда вы встретитесь с одной из тех ситуаций, когда вы обычно чувствуете себя колеблющимся или растерянным. Если техника цепочки взмахов была сделана вами правильно, очень скоро вы почувствуете желание «приступить к этому»...

Упражнение 38.

Основываясь на том, что вы действительно хотите превратиться из больного в здорового, создайте два этих образа и потренируйтесь в техниках

    экранного расщепления и

    двойного зеркала. Сделайте для себя это упражнение

привычным и регулярным.

Упражнение 39.

    Используя все ранее полученные вами данные по НС и ЖС (а вы что думали — я просил вас это сделать просто так, скуки ради?), осуществите внеконтекстный топографический взмах, «махнув» образ себя больного на образ себя же, но здорового. Делайте это неоднократно, добавляя все новые особенности ЖС.

Упражнение 40.

Потренируйтесь в технике улучшения своего состояния повторением взмахов, используя любую ситуацию недомогания, приступа или обострения болезни.

Упражнение 41.

Создайте свою собственную цепочку взмахов «болезненное->опти-мальное состояние» и сделайте ее привычной реакцией на любые направления болезни.

5.3. Создание Сильного Себя

Создание Сильного Себя как главный итог терапевтической работы. В принципе, создание нового — сильного! — образа самого себя является одним из важнейших итогов любой психотерапии, в том числе и основанной на нейролингвистическом программировании. Потому что именно этот образ выступает в качестве даже не фундамента, но каркаса или скелета вашей новой личности, вокруг которого (которых) и будет построено или наращено все остальное («были бы кости, а мясо нарастет!»).

Соответственно в НЛП разработано множество техник создания Сильного Себя. С частью из них вы познакомитесь далее. Но уже сейчас, завершая свой Рассказ о взмахе, я хочу сообщить вам о двух, весьма близких ему и тоже основанных на преимущественно визуальном конструировании, техниках.

Генератор нового поведения. Первая из них изначально называлась техника «генератор нового поведения». А предназначена она для того, чтобы сделать себя или другого «ситуативно совершенным» — то есть настроить свое бессознательное на наилучшие способы деятельности в конкретной ситуации.

Для начала определите, в чем именно ваше поведение или деятельность вас не устраивает (что там не так?). Ну а после этого сделайте следующее (по материалам тренинга «Стратегия продаж» М. Аткинсон, ИГИСП).

1. Создайте и диссоциирование проиграйте внутренний сценарий, в котором вы видите, что вы ведете себя так, как вам нравится. Если сразу это не получается, для начала пусть это будет ваш знакомый или герой кинокартины, романа и т. д., справляющийся с ситуацией так, как вам хотелось бы. Когда герой, исполняющий «главную роль в сценарии», выбран (может быть, это вы или другой человек), просмотрите этот фильм от начала до конца. А после поместите себя в этот образ и сделайте все необходимые изменения, чтобы теперь именно вы заняли место главного героя, и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз, чтобы внести эффективные изменения.

2. Добавьте звуковое сопровождение. Каким вы хотите слышать звучание своего голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нет сделайте нужные изменения.

3. Войдите в новый образ себя. Сейчас, когда вы в своем новом образе, подвигайтесь в нем, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли вы себя так, как вам хотелось бы? Смотря изнутри этого образа, проверьте, действуете ли вы так, как хотели? Когда это новое поведение достаточно подробно изучено и принято, заякорите его, а затем сделайте проверку.

Техника единения ожиданий. Это немного странное название (автор описания М. Аткинсон, а источник — материалы мастерского курса НЛП ИГИСП) принадлежит очень мощной и довольно сложной технике, которая, однако, является прекрасным способом создания целостного и комплексного образа Сильного Себя.

В данном случае я привожу классическое (но, разумеется, отредактированное, иначе вы бы просто ничего не поняли) описание этой техники единения ожидания, взяв за основу столь знакомое всем и буквально пожирающее наше здоровье состояние тревоги.

1. Создайте карту образа самого себя.

    Изобразите себя так точно, как можете.

    Определите качества, которые хотели бы иметь.

    И найдите в прошлом личный опыт, связанный с каждым качеством.

Обнаружьте визуальные ключи, поведенчески специфичные для каждого качества, например, подходящие смены дыхания или изменения позы, специфические жесты, черты и цвет лица. «Добавьте» в свою картинку другого человека, который поддержит и увеличит эти желаемые черты. Теперь «запустите кино», наблюдая, слушая и ощущая свое взаимодействие с этим человеком при демонстрации желаемых качеств.

2. Отрепетируйте и предвосхитите (подстройте к будущему) образ Сильного Себя в разных сценариях.

    Прокрутите фильм о Сильном Себе, приукрашивая и увеличивая все поведенчески-специфические ключи.

    Теперь сместите детали фона в своем кино в позитивную, не вызывающую тревоги ситуацию, и понаблюдайте, послушайте, почувствуйте, как образ Сильного Себя как бы прогрессирует в сцене от начала к концу, и ценные качества проявляются все ярче и ярче.

    Повторите фильм о Сильном Себе, действующем в нейтральной или рутинной ситуации.

    Повторите его же, по для прежней, тревожной, ситуации. Запустите кино, но уже с Сильным Собой, владеющим ситуацией и взаимодействием.

3. Сделайте карту образа Сильного Себя автоматической привычной реакцией на тревогу или стресс.

    Не используя вашу новую карту образа Сильного Себя, представьте ситуацию тревоги или стресса.

    Отметьте и определите ваши собственные специфические физиологические сигналы нарастающей тревоги. Это может быть скованность или напряжение в теле, сухость во рту, изменение тона голоса, учащение дыхания, быстрое сердцебиение и т.д.

    Когда индикатор тревоги отобран, воспроизведите его еще раз, включая кинофильм со своей тревожной ситуацией. Затем немедленно переключитесь на свой образ Сильного Себя, действующего и взаимодействующего по ранее отрепетированному сценарию. Проделайте это по крайней мере 10 раз до тех пор, пока индикатор стресса автоматически и привычно не будет вызывать в голове образ Сильного Себя.

4. Подстройте к будущему и отрепетируйте ваши будущие цели, используя образ Сильного Себя.

    Начните с изображения образа Сильного Себя в прежде отрепетированных сценариях.

    Разверните как картину или фильм новый фон, изображающий идеальные цели несколько месяцев или лет спустя. Подумайте, представьте: Кто там? Все ли там выполнено? Как точно это выглядит?

Описание: Александр Любимов

Пошаговое описание

2. Образ желательного состояния

Создайте образ желательного состояния.

Критерии "- Я-образа":

1. отражает способности и качества человека, а не поведение;

2. обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);

Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили, или можете сделать что-то еще, чтобы этот процесс заработал.

Презентация

Замечания

Общее

  • Нюансы техники довольно подробно прописаны в книжках «Измените своё мышление и воспользуйтесь результатами» Стива и Коннирэ Андреас (в тексте помечено синим ) и «Используйте свой мозг для изменения» Ричарда Бендлера (в тексте помечено зелёным ).
  • «Взмах» универсальная техника, и она вполне эффективна не только для работы с навязчивостями , но и для работы с любым поведением типа «регулярно делаю то, что делать не хочу». Например, раздражение по поводу чужого опоздания, долгое вставание утром, откладывание важных дел на потом и тому подобное.
  • Если вы работаете с навязчивостью , можно сначала сделать паттерн «Взрыв навязчивости» .
  • «Взмах» не магия - если клиент недостаточно мотивирован, он найдёт способ вернутся к старому поведению. У меня был молодой человек, который хотел бросить курить. После «Взмаха» он просто не мог поднять руку с сигаретой. Как он описывал: «Как будто в руке пудовая гиря». Но через неделю опять начал курить (хотя и сильно меньше) - ему было интересно, сможет ли он справиться с этим весом. Справился.
  • Техника взмаха даёт мозгу направление. Человеческие существа склонны избегать неприятного и стремиться к приятному. Сначала имеем большой яркий образ сигнала к поведению, которое ему не нравится. С угасанием и сморщиванием этой картины неприятное уменьшается. Становясь больше и ярче, приятный образ влечёт его к себе. Таким образом, буквально устанавливается направление движения для его мозга: «отсюда, иди туда». Когда вы даёте направление своему мышлению, у вашего поведения возникает очень сильная склонность двигаться в том же направлении.
  • Именно поэтому эта модель столь плодотворна. Вместо того чтобы подставлять конкретное поведение, вы создаёте направление. Чтобы задать это направление, вы используете очень мощный мотиватор – то, что часто называют «Я-образом».
  • Процесс взмаха не доводит до конечной точки – он подталкивает в определённом направлении. Если вы увидели себя делающим что-то конкретное – вы запрограммируете только один этот новый выбор. Если вы видите себя человеком с другими качествами – новый человек сможет породить много новых конкретных возможностей. Как только вы определите направление, человек начнёт генерировать конкретное поведение быстрее, чем вы можете предположить.
  • Техника взмаха обладает более мощным действием, чем любая другая техника, какой я пользовался. Недавно у нас на семинаре на первом ряду сидела женщина, вздыхая и стеная по поводу того, что она одиннадцать лет пытается бросить курить. Я изменил её меньше чем за одиннадцать минут. Я даже выбрал, что поместить в картинку в маленьком тёмном углу; я не являюсь тем, что называется «недирективным клиницистом». Я сказал, чтобы она увидела образ самой себя, вежливо наслаждающейся тем, как курят другие люди. Я вовсе не собирался создавать ещё одного евангелиста-новообращенного. Я не хотел, чтобы она видела себя насмехающейся над курящими и превращающей их жизнь в кошмар.
  • Когда вы начинаете использовать свой мозг, чтобы заставить его делать то, что вы от нет хотите, вам приходится тщательно определить направление, в котором вы хотите, чтобы он двигался, и сделать это надо заранее. Разочарование – не единственная вещь, которая требует адекватного планирования. Все остальное тоже требует. Без адекватного планирования у вас появляется компульсия делать то, чего вы не хотите делать: ворошить старые воспоминания и плохо себя из-за них чувствовать; совершать поступки, разрушающие ваш организм; кричать на людей, которых вы любите; вести себя подобно цыплёнку, когда вы в ярости.
  • Все это можно изменить, но не тогда, когда вы находитесь внутри ситуации. Вы можете перепрограммировать себя позже либо запрограммировать себя заранее. Мозги не предназначены для получения результатов; они учатся придерживаться направлений. Если вы знаете, как работает мозг, то можете определить свои собственные направления. Если не знаете – это сделает кто-то другой.

Ключевой образ

  • Наличие ключевого образа является критичным для использования техники: это может быть как внутренний «запускающий» стимул, так и внешний, обязательно присутствующий в ситуации. Это может быть звук будильника в смартфоне (внешний) или образ тарелки с едой (внутренний). Если ключ подобрать не получается - лучше выбрать другую технику.
  • Внешний ключ выбирается как событие, обязательно присутствующее в ситуации, между моментом запуска стратегии и нежелательным поведением. Чем ближе к началу нежелательного поведения, тем лучше. Например, это может быть образ руки с зажатой сигаретой или вилки с котлетой.
  • Выберите ключевой образ, который будет возникать всегда непосредственно перед появлением проблемного поведения. Если вы делаете взмах и обнаруживаете, что проблемное поведение существенно уменьшилось, но не исчезло совсем, то вы можете исследовать вероятность существования дополнительного стимула, по-прежнему включающего проблемное поведение. Например, один из наших учеников провел взмах с курильщиком, который мгновенно сократил курение от пачки до приблизительно пяти штук в день. Он больше не носил собственных сигарет, но время от времени просил сигарету у друзей. Ключевым образом, который он использовал, было изображение его руки, вытаскивающей сигарету «из пачки» - и взмах превосходно работал всякий раз, когда возникал этот стимул. Однако образ получения сигареты «из чьей-либо руки» не запускал взмаха. Его мозг не произвел автоматического обобщения с одной ситуации на другую. Некоторые люди автоматически сделали бы такое обобщение, но вы не можете полагаться на это. Когда ключевой образ был описан заново, как «изображение сигареты в вашей руке», и клиент снова воспользовался взмахом, курение прекратилось полностью.
  • Если многие различные внешние стимулы все включают некое внутреннее состояние, а оно в свою очередь запускает нежелательную реакцию, то часто гораздо проще и экономичнее использовать в качестве стимула надежный внутренний образ. Ричард Бэндлер однажды использовал в качестве ключевого образа внутреннюю картину клиентки - резко придвигающийся образ раненого друга, а не внешний стимул - взгляд на часы и обнаружение того, что друг на полчаса опаздывает. Поскольку этот внутренний образ всегда присутствовал непосредственно перед тем, как клиентка впадала в панику, это был надежный ключевой стимул для взмаха.
  • Если ключевой образ относится к внешним стимулам реального мира, как, например, изображение вашей руки с сигаретой, он должен всегда быть ассоциированным , так чтобы он был настолько, насколько возможно, схож с тем, что вы действительно встретите в реальном мире. Это гарантирует, что стимул из реального мира запустит механизм взмаха, основанный на внутреннем образе этого же самого стимула. Если стимулом является внутренний образ, стабильно запускающий нежелательную поведенческую реакцию - он должен быть в точности таким, каким человек ощущает его, когда тот порождает нежелательную реакцию.

Желаемый Я-образ

  • Чтобы желаемый Я-образ стал мотивирующим, необходимо, чтобы он был диссоциированным. Когда этот образ диссоциирован, вас тянет по направлению к нему. Будучи ассоциированы с ним, вы уже внутри него, поэтому он не мотивирует.
  • В процессе выработки желаемого Я-образа иногда полезно временно ассоциироваться с ним, чтобы почувствовать, каково это было бы - быть таким человеком. Это особенно справедливо, если клиент говорит нечто вроде: «Я могу видеть этого меня с большим количеством выборов, но я понятия не имею, каково это было бы; я не знаю, понравится мне это или нет». Временная ассоциация с этим образом может предоставить информацию о том, как это было бы хорошо; после этого, когда вы сделаете взмах к диссоциированному образу, он будет более мотивирующим.
  • Я-образ - это образ качеств, а не конкретных вариантов поведения. Вы видите себя со способностями и возможностями, а не с конкретными альтернативными способами поведения, подлежащими исполнению.
  • Удостоверьтесь в сбалансированности образа. Иногда желаемый Я-образ человека вначале слишком экстремален. Если он, например, слишком силён, вам может понадобиться подогнать его, добавив немного мягкости, смирения или сочувствия, чтобы сделать его полностью приемлемым для всех частей личности .
  • Во взмахе есть несколько элементов, имеющих тенденцию делать его экологичным . Факт, что вы используете желаемый Я-образ с качествами, а не с конкретными решениями, означает, что у изменения больше шансов быть экологичным . Поскольку с любым конкретным решением с гораздо большей вероятностью связаны экологические проблемы, «тот вы, для которого это больше не проблема» - обеспечивает экологическую защиту. Если клиент просит конкретного решения - имейте в виду, что это говорит его сознательное мышление, и что, возможно, это решение до сих пор не внедрено в нем потому, что оно чем-то неудовлетворительно, и какая-то другая часть клиента знает это. Программируя в терминах качеств, вы обеспечиваете гораздо большую гибкость в том, как достичь желаемого результата. Вы видите кого-то, кто в ответ на запросы ситуации смог бы породить много различных конкретных способов поведения.
  • Подобно побуждающему образу будущего, Я-образ должен удовлетворять критериям человека касательно того, на что реагировать как на реальное или возможное. Даже если образ вам нравится, вы не станете особо на него реагировать, если думаете о нём, как о нереальном или неправдоподобном. В этом случае вам нужно знать, какие субмодальности делают его нереальным, и вносить уточнения до тех пор, пока он не станет, по меньшей мере, правдоподобной возможностью.

Замена образов

  • Лучше всего «махать» в визуальной системе. Чуть сложнее в аудиальной. Трудности возникают для «махания» в кинестетике - она слишком медленная, а «Взмах» требует быстрой смены образов.
  • «Махать» стоит максимум 5-6 раз. Больше не нужно - дополнительного эффекта не будет.
  • Пяти повторений обычно достаточно для внедрения взмаха. Иногда требуется лишь один или два раза. Если вы быстро проделываете его десять раз, и он не срабатывает, дальнейшее повторение вряд ли поможет; чтобы он заработал, вам, вероятно, нужно внести ещё какие-то коррективы.
  • При «махании» ключевой элемент - скорость замены образов. Можно относительно долго держать во внимании ключевой образ или Я-образ, но вот смена образов должна быть максимально быстрой.
  • Убедитесь в том, что реальная смена образов происходит столь быстро, сколь возможно. Вы можете, сколько хотите заниматься отработкой исходных условий, а после взмаха потратить время на любование Я-образом, но переход от одного к другому должен занять лишь секунду или меньше.
  • Иногда легче всего запустить медленное выполнение взмаха клиентом, удостоверяясь, что клиент точно знает, что делать. Потом вы можете подстегнуть его, сказав: «Отлично, теперь сделайте это быстрее», «Ещё быстрее» и т. д., пока не увидите, что он делает это очень быстро. Если он возражает, что не в состоянии сознательно сделать это быстрее, вы можете сказать: «Прекрасно; ваш мозг уже знает, что теперь делать. Вы можете просто начать сначала, а сам взмах ваше бессознательное мышление в состоянии выполнить более полно и тщательно, чем вы смогли бы сделать это сознательно. Мы же всё равно хотим, чтобы это стало бессознательным столь быстро, сколь возможно». Конечно, вам надо внимательно наблюдать за клиентом, чтобы убедиться в том, что его несловесное поведение указывает, что он действительно делает то, о чем вы попросили. Кому-нибудь вы даже можете сказать, чтобы он притворился, что делает взмах быстрее - при условии, что вы используете несловесную обратную связь для подтверждения того, что он на самом деле совершает процесс.
  • Другой способ быть скрупулезным – «махнуть» для начала во всех системах. Но обычно гораздо экономнее сделать это только в зрительной системе, а потом тщательно проверить, чтобы выяснить, что ещё нужно добавить. Часто ничего не нужно добавлять. Либо человек в этом уже не нуждается, либо он добавит все сам, не осознавая того.

Если не получилось

  • Повторите процесс смены образов увеличив скорость.
  • Добавьте другие модальности .
  • Проверьте вторичные выгоды - все ли вы их выявили и внесли в Я-образ.
  • Проверьте, все ли контексты вы учли.

Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей. Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий. Причём, знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.

И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки. Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.

В данной статье коротко разбирается 13 техник, если вы хотите узнать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс "Лучшие техники коммуникации".

Смена субмодальностей

Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.

Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.

Модель правильной постановки целей «SMARTEF»

Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:

  • Конкретной (вы должны учитывать все детали);
  • Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
  • Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
  • Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
  • Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
  • Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
  • Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).

Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями ». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно .

Стратегия творчества Уолта Диснея

Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.

Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям. Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.

Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете .

Работа с логическими уровнями

Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события. Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.

Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы - найти её истоки и работать с ними напрямую.

Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.

Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке , а .

«Взмах»

Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.

Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике. После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей . Следующий этап - это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.

Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать ) и тренировки.

Генератор нового поведения

Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.

Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает. После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.

Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.

Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице .

Шестишаговый рефрейминг

Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас - лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга. За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности ().

Схема шестишагового рефрейминга довольно проста.

Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.

Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.

Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.

Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).

Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.

Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.

Изменение личной истории

Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.

Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего. После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят .

После всего проделанного нужно от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.

Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда .

Быстрое лечение фобий

Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.

Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:

  • Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
  • Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
  • Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
  • Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
  • Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
  • Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
  • Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.

Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице .

Реимпринтинг

Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.

Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции. Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.

Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот .

Переоценка прошлого

Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:

  • Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
  • Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
  • Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
  • Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
  • При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
  • Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
  • Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.

Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена .

Выбор на линии времени

Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.

Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок. После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей. По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.

В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена .

Техника самогипноза

Техника самогипноза является очень эффективной в виду того, что позволяет человеку проработать любые свои проблемы на самых глубинных уровнях, т.к. происходит взаимодействие с подсознанием в наиболее подходящем для этого состоянии. Используя эту технику, человек может изменить не устраивающие его качества своей личности, повлиять на образ своего мышления или поведения, избавиться от вредных привычек, привить новые и эффективные установки, изменить оценку каких-либо событий и т.д.

Перед применением самогипноза, в первую очередь, следует принять удобную позу, способствующую расслаблению и в которой можно долго находиться. Затем нужно для самого себя проговорить точное время, на которое вы хотите ввести себя в гипнотическое состояние. Также нужно чётко и конкретно поставить цель своего погружения. Она должна быть сформулирована в положительном ключе и проговорена вслух в привычной для вас форме. Следующий этап - нужно определить состояние, в котором вы хотите находиться после пробуждения, и также проговорить его вслух. Всё это делается для настройки подсознания на продуктивную работу.

Сам же процесс входа в транс должен соответствовать вашей репрезентативной системе , т.е. должен быть рассчитан на визуальное, аудиальное или кинестетическое восприятие. Для входа в гипнотическое состояние нужно закрыть глаза и в течение некоторого времени акцентировать внимание на звуках, представляемых объектах или ощущениях.

Процесс самогипноза - процедура довольно сложная (особенно, для новичков) и требует настойчивой и терпеливой практики. Чтобы узнать больше подробностей о самогипнозе, вы можете посетить эту страницу .

Совершенно нетрудно заметить, что любая техника НЛП является уникальным инструментом для работы человека, как с самим собой и каким-то своими особенностями, так и с другими людьми и тем, что касается лично их. На что можно оказывать влияние при помощи техник НЛП мы уже могли увидеть не раз.

Естественно, мы рассмотрели далеко не все существующие техники и не во всех подробностях. При желании можно найти и другие техники и детально изучать каждую из них в течение не одного дня. Но главное не это. Главное то, что теперь у вас на вооружении есть знание о том, какие вообще бывают техники НЛП, как их применять и для чего это можно и нужно делать.

Изучайте, практикуйте и оттачивайте новые навыки, и через время вас поразит ваша способность поистине магическим образом воздействовать на себя и окружающих!

Загрузка...
Top