Болезни, их происхождение и пути исцеления. Отец Петр, большое спасибо за беседу

Многоуважаемый Петр Васильевич,

почтенные члены профессорско-преподавательской корпорации,

досточтимое студенчество!

Благодарю вас за высокую честь быть избранным почетным доктором Гродненского государственного медицинского универ­ситета.

Поскольку врачевание душ человеческих было и остается одной из основных миссий Церкви Христовой, постольку я как служитель Церкви также имею определенные основания относить себя к числу врачевателей.

Медицина как наука о здоровье

Медицина как наука о здоровье уделяет внимание человеку в его болезненном состоянии. От нее также неотъемлемо постоянное попечение о предупреждении болезней.

Медицина обращается прежде всего к телу человека, то есть к физическому организму. Но в не меньшей степени науку интересует душевная сторона человеческой жизни, ибо она чем дальше тем больше сталкивается с расстройствами психики и нервной системы человека.

Медицина имеет отношение и к сфере человеческого разума, поскольку ей приходится сталкиваться с травмами или аномалиями деятельности головного мозга. Иначе говоря, медицинская наука как таковая обращена ко всей совокупности жизненных проявлений человека, к “целому” существу, которое единственное в природе имеет тройственный состав: дух, душу и тело.

Сегодня профессиональная и научная специализация в медицине многократно возросла, но вместе с тем можно говорить и о другой особенности этого рода деятельности. Человек все больше рассматривается не только как биологический механизм, который призваны ремонтировать врачи, заменяя или исправляя отдельные детали и узлы. Все чаще причины многих болезней человека специалисты пытаются обнаружить в сфере сознания и воли, то есть в том, что составляет его духовные основания. Именно в нынешнем технологичном мире человек при всей сложности его трехсоставной природы требует отношения к себе именно как к взаимосвязанному и единому целому, в котором физические, психические и духовные начала невозможно рассматривать в качестве неких изолированных областей жизнедеятельности. Следовательно, и лечение его уже не может иметь сугубо местного характера.

Но сначала несколько слов о взаимоотношении религии и медицины.

Медицина в Ветхом Завете

Медицина относится к одной из древнейших наук и практик. За много веков до начала христианской эры мы встречаемся с ней в древних цивилизациях. В соответствии с образом мысли и строем жизни древних обществ медицина не была изолированной областью знания и его практического применения. Всеми религиозно-этическими системами древности здоровье или болезнь человека связывались с его поведением, с нравственным состоянием личности; в иных случаях причину болезни искали в нарушении соответствия души определенным космическим ритмам и законам мироздания. Но при всех обстоятельствах болезнь соотносили с нарушениями определенного свыше порядка жизни. В тех случаях, когда для лечения, как правило, душевных болезней использовалась магия, происхождение заболеваний объяснялось демоническими влияниями.

Ветхий Завет, однако, не разделяет это последнее представление. Согласно ветхозаветному пониманию, болезнь посылается Богом, а точнее - попускается Им за грехи, и Он же может даровать исцеление, если человек обращается к своему Творцу. Так, например, иудейский царь Аса (кстати, его имя переводится как ‘врач’) в старости заболел, но, как говорится в книге Паралипоменон, он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими (2 Пар 16:12–13).

В то же время в Ветхом Завете, который почти не уделяет внимания теме врачей и весьма сдержан в отношении медицины, мы находим фрагмент, который является примером очень сбалансированного понимания того, как соотносятся религия и врачебное искусство. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова читаем:

“Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли” (Сир 38:1–8).

Но непосредственно за этими словами следует такое поучение:

“Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!” (Сир 38:9–15).

Таким образом, молитва об избавлении от болезней никоим образом не противоречит использованию врачебного искусства. Но при этом Писание призывает помнить, что корень болезней - в грехах перед Богом. А потому и врачевание не будет эффективным, если оно не сопровождается возвращением души на пути Божии.

Медицина в Новом Завете

В Новом Завете Господь Иисус Христос подтверждает ветхозаветное представление о том, что болезни связаны с грехом. Так, Он говорит исцеляемому Им больному: Прощаются тебе грехи твои (например, Мф 9:2). Однако Спаситель являет иное отношение к причинам физического недуга, когда говорит о слепорожденном: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9:3). В ветхозаветной книге Иова Многострадального содержится подобное весьма глубокое и подробное объяснение причины страшной болезни, постигшей человека для испытания его духовной крепости.

В Евангельском рассказе о кровоточивой жене евангелист Марк говорит о том, что эта женщина много потерпела от многих врачей (Мк 5:26), которые не смогли ее исцелить. А евангелист Лука сообщает, что женщина обратилась ко Господу, издержав на врачей все имение , но ни одним не могла быть вылечена (Лк 8:43). Более мягкие выражения апостола Луки, возможно, связаны с тем, что он сам, по преданию, был врачом.

Христианское понимание медицинского воздействия на человека определяется своеобразной диалектикой религиозного и врачебного отношения к болезни и здоровью.

По своему существу болезни и страдания вообще являются следствием общей греховности человеческого рода, восходящей, согласно библейской книге Бытия, к первородному греху праотцев Адама и Евы, совершенному в Раю. Бог обратился к праматери Еве с суровыми словами: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт 3:16). Эти слова указывают на психофизические условия, которые после отпадения от Бога воспринимаются человеком как “естественные”, хотя на самом деле - с библейской и святоотеческой точки зрения - являются противоестественными.

Страдания и подверженность болезням стали своего рода “нормой” бытия. И причина кроется не только в личных грехах, но также и в той общей греховности, дисгармонии человеческого существования, которая ныне является его характерной особенностью. Эта дисгармония в конце концов достигает своей высшей точки в последней, уже никакими человеческими средствами не излечимой болезни - телесной смерти. Апостол Павел называет смерть последним врагом (см. 1 Кор 15:26).

Восприятие смерти как последней болезни и даже более того, - как экзистенциальной катастрофы, - составляет отличительную черту христианского понимания жизни. Врачи в данном случае говорят о “терминальном состоянии”, но с христианской и даже с философской точки зрения пограничное и предельное - это не отрицание бытия, но глубочайший бытийный кризис, который порождает решительное вопрошение о смысле жизни.

Бог не сотворил смерти, но всякому человеку желает спастись и иметь вечную жизнь. Постоянно пребывая в мировоззренческом кризисе, людям не следовало бы пренебрегать христианским представлением о вечной жизни, ибо это не мифология и не религиозная архаика. И это совсем не то, с чем боролись Фейербах и Маркс: вечная жизнь во Царствии Божием - далеко не проекция здешней жизни в некое иллюзорное “потустороннее пространство”.

Проблема всех идеологов и мыслителей Нового времени состоит в том, что они не удосужились вникнуть в существо христианского учения о человеке и о мироздании. В своем отрицании, как они выражались, “средневекового” мировоззрения они оказались всецело зависимыми от него, хотя и рассматривали это мировоззрение упрощенно, в соответствии с собственными идеологическими задачами. Иначе говоря, они прошли мимо существенного, полемизируя с тем, что является второстепенным.

Первостепенным же в христианстве является призвание человека к вечной жизни. И только сообразуясь с этим можно рассуждать о церковном понимании земной жизни человека и его бытия как образа и подобия Божия.

Вечная жизнь человека

Именно упование на вечную жизнь определяет суть христианской антропологии.

Человеческая природа парадоксальна. Будучи частью физического мира и, с точки зрения физиологии, одним из животных, человек бесконечно превышает весь мир, поскольку является образом и подобием Бога-Творца. Человек - это разумное, свободное, личностное существо, способное к бесконечному совершенствованию. Целью этого совершенствования является не приобретение каких-то сверхвозможностей, но достижение внутренней целостности духа, души и тела, или целомудрия .

Однако эта целостность невозможна в том мире, где царствует смерть. Каков может быть смысл свободы, разумности, жертвенности, если жизнь отождествляется лишь с биологическим существованием, которое неминуемо заканчивается смертью?

Поэтому христианское понимание человека исходит из Божественного замысла о нем: люди были призваны Творцом к вечной жизни в гармонии с Отцом Небесным, с физическим и духовным миром и друг с другом. Причем “вечное” в данном случае означает причастность к Божественному бытию, которое не имеет ни начала, ни конца, но есть Альфа и Омега всего.

Осуществление этого замысла было нарушено грехопадением, через которое в мир вошла смерть. Однако спасительное деяние Бога во Христе открыло для каждого человека путь к конечной победе Жизни над смертью. Об этом говорится в Символе веры: Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века.

Действительно, вечная жизнь в Боге, которую проповедует Церковь и приготовление к которой составляет практическое содержание церковной деятельности, - это не только безграничная жизнь духа и бесконечная протяженность биологического существования тела. Это - восстановление целостного бытия, духовного и телесного.

С библейской и христианской точки зрения, человек “состо­ит” из тела, понимаемого, по слову апостола Павла, как храм… Святаго Духа (1 Кор 6:19), и из души, понимаемой как совокупность личностных качеств и установок. И весь этот состав оживотворяется дыханием Бога: Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2:7). Человек, таким образом, является цельным, или целомудренным существом. Нарушение пропорциональной целостности этого тройственного состава произошло в момент грехопадения праотцев. Это неминуемо привело бы к деградации человечества, если бы лучшие представители человеческого рода не восстанавливали целомудрия силою Святого Духа. Подвиг бесчисленного сонма святых во многом состоит в том, что они своим бытием поддерживали жизнеутверждающие пропорции в рамках всего земного сообщества и оставили после себя великое множество последователей, к числу которых может присоединиться каждый человек. Когда же последователей останется критически мало, человеческая история завершится так, как это было открыто святому Иоанну Богослову и записано в последней книге Библии.

В ветхозаветной книге Левит говорится, что душа тела в крови (Лев 17:11). Это очень точная формулировка, смысл которой состоит в том, что душевное и телесное в человеке не просто взаимосвязаны, но проникают одно в другое. Можно сказать, что тело - духовно, а душа - телесна. Иными словами, здесь идет речь о фундаментальном психо-соматическом единстве человеческого существа. Как говорит один из древних христианских писателей, “тело есть орган души”. А поэтому и душа полноценна в первозданном смысле только с телом, ибо является его частью. С христианской точки зрения, душа возникает вместе с телом, и смерть тела является подлинной трагедией потому, что разрывает единство человеческого состава.

Церковь исповедует, что физическая смерть не является окончательным завершением существования человеческой личности. Эту смерть она образно называет успением , то есть своего рода сном, - ведь состояние сна тоже можно понимать как временный разрыв “жестких” связей психического и физического.

Следует особо подчеркнуть, что, говоря о бессмертии души, христиане имеют в виду вовсе не бесконечное существование некоей “легкой”, бестелесной субстанции, бессмертной самой по себе. Согласно святоотеческому пониманию, душа человека бессмертна не по природе, а по благодати, то есть по причастности спасающему действию Бога. Поэтому с уверенностью можно сказать, что выражение вечная жизнь указывает вовсе не на потустороннее существование, но на глубинное качество человеческой жизни, человеческой личности. Это качество состоит в добровольном определении своего бытия в рамках Закона вечной жизни, Единственным Источником которого является Сам Господь, Творец мира.

Именно поэтому вечная жизнь человека начинается здесь, на земле, и определяется добровольным подчинением Божественному Закону. Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - говорит Господь устами боговидца Моисея. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор 30:19).

Согласно своему богословию и своим антропологическим воззрениям, Церковь верует в то, что некогда силою и действием Божиим свершится телесное воскресение всех, умерших физической смертью. И человек в единстве своего духовно-душевно-телесного состава обретет новое небо и новую землю , о которых благовествует Священное Писание (Ис 65:17; 66:22; 2 Пет 3:13; Откр 21:1).

Церковь и медицинское искусство

В земном мире невозможна абсолютная гармония. И, в отличие от других религий, христианство не стремится к достижению душевно-телесной гармонии в ее медицинском понимании как к высшей цели духовной практики. Напротив, Церковь осмысливает терпеливо переносимое страдание как путь духовного исцеления. Но это не значит, что Церковь проповедует самоистязание! Напротив, начиная от Евангельского описания служения Спасителя и по сей день, Церковь свидетельствует о множестве исцелений, в том числе и от физических болезней, вплоть до воскрешения из мертвых. К тому же христианин призван не только к личному спасению, но также к служению миру и ближнему, которое требует сил и, разумеется, здоровья.

А потому Церковь никогда не приветствовала отказ от лечения и пренебрежение медицинской помощью. Она лишь напоминала и напоминает о том, что корни болезней, первопричины заболеваний - всегда глубже их физиологических поводов.

Подтверждением разумного и уважительного отношения Церкви к медицинскому искусству является и тот факт, что многие врачи, теоретики и практики, соединяли и соединяют в своей личности глубокую христианскую веру и медицинскую деятельность. Яркие примеры этого - прославленный со святыми архиепископ-хирург Лука (Войно-Ясенецкий), ныне здрав­ствующий митрополит Сурожский Антоний (Блум), ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Тихвинский Константин (Горянов); в Белорусском Экзархате профессиональными врачами являются священники Игорь Соловей, Георгий Неверович, Николай Марьянский, Николай Владыко, диакон Михаил Перец.

Кроме того, сегодня многие врачи, работающие в самых разных областях медицины, являют собой образ гармоничного сочетания и взаимодействия личных христианских убеждений и верности долгу врачевания больных. В известном социальном проекте Белорусской Православной Церкви - Доме Милосердия в Минске существует и весьма динамично развивается Братство православных врачей. На протяжении последних лет в рамках традиционных Минских Епархиальных чтений рассматривались различные аспекты взаимодействия Церкви с медицинской наукой и практикой. Особенно широкое поле совместной церковно-медицинской деятельности открывается в области врачевания и профилактики психических заболеваний.

Может возникнуть вопрос: есть ли профессиональное преимущество у врача, который является христианином, перед его безразличными в духовном плане коллегами?

Конечно, объективного преимущества нет. Хороший врач - это всегда не только специалист в своем деле, но и человек, с особым вниманием и участием относящийся к пациенту, а последнее не имеет прямой связи с религиозными убеждениями.

И все же определенное различие несомненно присутствует. Ибо верующий врач, если он не только хороший специалист, но и хороший христианин, не просто облегчает страдания и прилагает усилия для того, чтобы победить болезнь. Его отношение к больному является более глубоким и всеобъемлющим. Он видит перспективу жизни, над которой не властна физическая смерть. Он знает, что отношение к лечению как к внешнему средству, позволяющему человеку освободиться от болезни, словно от назойливой помехи или напасти, - эгоистично и не может быть достаточным основанием для подлинного исцеления. Наконец, он помнит, что болезнь - это своего рода призыв к углублению духовной жизни, к поиску более верного жизненного пути.

Болезнь как потенциальная возможность

С духовной точки зрения болезнь как состояние нарушенной целостности нельзя определить однозначно. Она существует в каждом человеке как потенциальная возможность. И знаменитая формула “в здоровом теле - здоровый дух” вряд ли выражает существо дела. Равно как и обратная формула, так как не всегда духовное здоровье автоматически порождает здоровье телесное.

Таким образом, вопрос о здоровье и его нормативах, решаемый медициной в соответствии с ее собственными медицинскими критериями, в духовной перспективе видится по-иному, как бесконечно более сложный. Состояние человека зависит не только от дисциплины питания или от так называемого “здоро­вого образа жизни”, но и от того, как он распоряжается своей свободной волей, какие цели ставит перед собой и какими средствами их достигает.

Возьмем пост, который Церковь предлагает верующим как средство духовно-нравственного исцеления. Многие воспринимают его как своего рода диету, как форму “лечебного голодания”. Однако одно из главных требований поста - это милость, помощь ближнему. Пост не в том, чтобы съесть в два раза меньше обычного, но чтобы отдать половину своего рациона нуждающемуся. Именно к этому призывает Церковь в своих богослужебных текстах в первые же дни Великого поста.

Так же и болезнь: ведь ее можно рассматривать не только как физическую или психическую патологию, но и как индивидуальное событие, которое насильственно изымает нас из обычной жизненной суеты. Она дает нам возможность, а иногда и заставляет задуматься о себе, о своем душевном и духовном состоянии, переосмыслить те житейские устремления, часто меркантильные и эгоистичные, которые поглощали большую часть усилий нашего здорового организма.

С другой стороны, опыт страдания опровергает самоуверенное представление о том, что человек - властитель мира, обладатель всех возможных средств к благоденствию, хотя бы и в этой временной жизни. Собственное страдание человека открывает ему глаза на страдания других людей, состояние которых он порою просто не замечал или не понимал. Страдание - это личный опыт сострадания другим, школа милосердия, училище сочувствия. Таковым оно может быть, если воспринимать его в духовном плане.

Медицина как служение и подвиг

Христианское отношение к здоровью и болезни, к медицинской практике и врачебному подвигу имеет множество других аспектов, коснуться которых невозможно в кратком выступлении. Нужно было бы рассказать и о церковном служении в больницах, и о проблемах биоэтики, и об опасностях чрезмерного радикализма, который проявляют некоторые верующие и пастыри, когда заходит речь о современной медицине и лечении вообще, а также о многом другом.

Думаю, что самое главное состоит в том, что сегодня мы - священнослужители и врачи - открыты друг другу, готовы к сотрудничеству и совместному разрешению существующих проблем. Скажу больше: это особая форма сотрудничества, потому что нас объединяет общее понимание нашей деятельности, если хотите, нашей работы. В обоих случаях речь идет о служении и о подвиге. Эти слова - из религиозного лексикона, но они в полной мере применимы к врачам и вообще к тем медицинским работникам, кто непосредственно заботится о здоровье людей, пришедших к ним за помощью. Ведь в нынешних нелегких условиях служение врача - это зачастую действительно подвиг.

Позвольте же в завершение моего выступления пожелать всем вам духовной, душевной и телесной крепости, профессионального мастерства и чуткого сердца, по которому в конечном счете простые люди - ваши пациенты - всегда безошибочно узнают в вас истинного врача, оберегающего их душу и тело.

Помощь Божия да сопутствует всем добрым делам вашим!

Благодарю за внимание.

Православное отношение к здоровью

Хорошо ли быть здоровым? Конечно, хорошо. Здоровье - это и прекрасное самочувствие, и радость близких, и силы для добрых дел.

А поговорка «Главное - это здоровье», верна ли? Для современной России, похоже, верна. По крайней мере, в различных опросах общественного мнения, касающиеся системы ценностей нашего общества, здоровье неизменно занимает первые две-три строчки. В разном порядке первые места достаются здоровью, успеху в работе, деньгам, семье. Бог занимает в этой системе ценностей «почетное» четвертое место. Что это значит? Это значит, что человек верит в Бога, может быть даже ходит в храм Божий, соблюдает обряды, но при этом у него есть более высокие ценности. То есть если такой среднестатистический православный встанет перед выбором: работа или Бог, здоровье или Бог, в обоих случаях будет выбрано первое. Или если для сохранения здоровья потребуется нарушить заповедь, это будет сделано. Трепетное отношение к собственному здоровью становится страстью, здоровье - кумиром, который превыше Бога.

Да, телесное здравие весьма значимо для нас. Но Творец создал человека как единство духа, души и тела, и здоровье тела невозможно, если душа и дух страждут. А без Бога они всегда в терзаниях.

Единственная действительная цель существования человека в земном мире - спасение души, приобретение любви к Богу и ближнему. Телесное здравие иногда способствует спасению, а бывает, что и препятствует. Тогда, Божиим Промыслом, людям подаются болезни. Господь попускает страдания человеку для того, чтобы душа его очистилась и чтобы человек с благодарностью Богу смог войти в Царство Небесное. Временные страдания этой жизни избавляют человека от страданий жизни вечной. Чем больше человек страдает в этой жизни, тем лучше будет его участь в Царствии Божием. Страданиями Господь сохраняет человека от зла, страданиями Господь прикрепляет человека к себе. Если человек с благодарностью Богу переносит все, что ему посылается, он становится верным сыном или дочерью Божией и усыновляется Им в Царствии Небесном.

Что же делать заболевшему, к кому обращаться? Лечением тела занимается официальная медицина. Врачуя тело, доктора действуют по воле Божией. Сам Господь заповедовал Своим апостолам исцелять больных (Лк.9:2). Один из евангелистов - св. ап. Лука был практикующим врачом.

А если болезнь неизлечима средствами классической медицины? Тут человек оказывается перед лицом непростого выбора. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). Положиться целиком на волю Божию, как Сам Иисус Христос, Который воле Отца был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8)? Или решить для себя, что безболезненная и долгая земная жизнь есть высшая ценность, и за нее не жаль заплатить любую цену, пусть и во вред душе?

Православный человек выберет первый путь. К молитве он обратится даже прежде, чем к доктору. Испросит у Господа помощи и для себя, и для лечащих врачей. Приступит к Святым Таинствам, подаваемым Церковью: исповедуется, покаявшись в своих грехах, вкусит в Причастии Тело и Кровь Христовы, пособоруется. А если болезнь не отступит, смиренно примет свою немощь, как в свое время принял апостол Павел «жало в плоть,… удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор.13:7). Даже приближаясь к кончине, искренне произнесет: «Да будет воля Твоя» (Мф.6:10). И радостно отправится ко Господу, в Его Царствие.

Человек, не доверяющий Богу, нецерковный, у которого Бог только «в душе», изберет другую стратегию поведения. Он будет лечиться до последнего издыхания. Испробует средства различных языческих культов: йоги, шаманизма, рейки, нейролингвистического программирования… Устремится к экстрасенсам или «народным целителям», которые, кстати, широко используют в своих лечебных обрядах православные атрибуты. Обставляются иконами, читают «молитвы», которые часто не молитвы, а заговоры. Между сеансами посылают больных в храм поставить свечку, приложиться к иконам, приступить к Таинству Причастия. Целитель может уверять пациента, что его деятельность одобряется Церковью, что он имеет благословение священника. И это стопроцентно будет либо прямой обман, либо лукавство, потому что Церковь точно знает, кто стоит за левым плечом такого врачевателя и подает ему магические силы.

Нужно иметь мужество отказаться от всех методов врачевания, воздействующих на душу человека. Их перечень огромен, сейчас в России практикуют примерно 300 тысяч оккультных «целителей». Это и уринотерапия, и холотропное дыхание, водолечение Порфирия Иванова и чистка чакр, диск «медив» и фетальная терапия, очищение организма от «шлаков» и траволечение, сопровождаемое заговорами, бесконтакотный массаж, все методы лечения, включающие гипноз или медитацию… Бесовская изобретательность безгранична. Некоторые душевредные приемы может использовать и официальная медицина.

Неискушенному человеку трудно бывает оценить духовную опасность разнообразных методик исцеления. Поэтому, собираясь прибегнуть к услугам нетрадиционной медицины, обязательно посоветуйтесь со священником.

Когда человек заболевает, особенно тяжело и неизлечимо, он испытывает страх смерти. Но для православного за окончанием земной жизни следует встреча с Богом. Он ждет нас, Он приготовил нам Небесные Обители. Если для нас, вслед за Апостолом, «жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил.1:21), то чего нам бояться кончины? Она - во времени, она - рождение в вечность. А человек, который стремится к исцелению телесных недугов средствами, убивающими душу, просто ничего не понял в этой жизни и ничему не научился.

Ни у кого нет сомнений по поводу того, что для полноценного существования и выполнения своих функций любому организму, в том числе и человеку, необходимо здоровье. Но что такое здоровье?
Как правило, под этим термином подразумевается здоровье физическое или психическое, а духовное здоровье довольно часто игнорируется. Обходя стороной сей факт, мы забываем, что духовность лежит в его основе.

Обычно у человека возникает вопрос, вся суть которого заключается в следующем: «Что необходимее? Интеллектуальный багаж, приобретенный за жизнь, практические навыки или нравственное состояние?» Как правило, первое и второе просто необходимо и даже не исключает друг друга само по себе.

Так все же, что это такое? На этот часто задаваемый вопрос иеромонах Иов (Гумеров) ответил примерно следующее: «Духовное здоровье - это свобода от духовных недугов (греховных страстей). Все аскетические произведения и литература направлены на борьбу с грехом, поэтому можно сказать, это все будет полезно и необходимо на пути его обретения».

На протяжении всего XIX в. в наших святоотеческих аскетических традициях сохранились очаги, ведущие к высокому духовному подвижничеству и святости. Кроме того, сравнительно недавно на Руси жили очень почитаемые праведники, такие как Иоанн Кронштадтский и Серафим Саровский, Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Макарий, Амвросий и Леонид, которые являлись старцами Оптинской Пустыни. К ним приходили многие люди, философы и писатели, которые искали поддержки и духовного совета.

Киреевский И. В., известный русский философ, писал: «Направленность мышления на обретение духовного здоровья верующего христианина заключается в том, что необходимо собрать все отдельные частички души в одну единую и большую силу, отыскав в себе нечто похожее на своеобразное сосредоточие бытия. Когда наши воля и разум, чувства и совесть, истинное, удивительное и прекрасное, все ресурсы нашего ума образуют единство и тем самым восстанавливают в первозданной неделимости большую часть личности человека…»

Следовательно, мышление, которое воодушевлено верой, имеет способность соединить в одно целое множественные частицы человеческой души и обнаружить в себе то, что тем самым воссоздает истинность сущности человека в своем первозданном виде.

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что это не что иное как личное самоутверждение, базирующееся в своей основе на правильном понимании и созерцании своей личности и в предоставлении ее достоинств перед лицом Бога.

Вся суть духовного здоровья заключена в способности разглядеть свою истинную сущность и совершенные грехи. Чем больше в человеке присутствие греха, тем менее он способен адекватно воспринимать реальность и все меньше видит свою греховность, болезнь, которая поражает нас. Ведь больной, не знающий о том, что болен, не записывается на прием к врачу.

Если же болезнь способна отрезвить и заставить проснуться от духовного сна, позволяет обнаружить всю свою греховность, то она побуждает обрести это здоровье и найти спасение в Боге, своего рода заставляет нас сходить к врачу.

Это и есть то самое начало на пути правильности, которое приводит нас к духовному здоровью.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Люди, желающие побороть в себе греховность, выбирают духовный путь. На многих при совершении сего подвига снисходит Божественная энергия, именуемая благодатью. Что это за энергия, как она взаимодействует с человеком? Давайте попробуем узнать об этом из нашей статьи.

Здоровье, как и сама жизнь, - дар Божий, который не ценится до тех пор, пока не утрачен. Болезнь ставит нас в неудобное положение, она всегда некстати, не говоря уже о том, что болезнь - это боль, это несвобода, это реальная возможность умереть, в том числе и от лечения. Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по-иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу.

С православной точки зрения, болезнь является уделом человека на земле, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества - стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь - закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.

"Причина болезни - грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость", - утверждал преподобный Ефрем Сирин.

Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: "... дано мне жало в плоть.., чтобы я не превозносился". Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

В ХХ веке болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание.
Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи, или к жизни как только к движению материи. Православное понимание болезни шире медицинского.

"Болезную, братие, вместе с вами, - говорит св.Киприан. - Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невредим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада...".

Не только грех, но и беременность, например, еще в прошлом веке называлась болезнью, а с другой стороны, деторождение для женщины спасительно так же, как для мужчины труд в поте лица. В Ветхом Завете часто рядом стоят "труд и болезнь", а в величании святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову церковный народ поет: "...и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове..." Значит, и болезнью можно послужить проповеди Евангелия.

Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивое чувство. Таких христиан с иконописным ликом чаще всего можно встретить именно среди православных. Благообразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таких личностей заставляет думать о их святости и о истинности православных путей спасения души.

Мы веруем, что смерть христианина является переходом к новому существованию, новой реальности - вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного предназначения?

С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: "Прежде болезни заботься о себе..."(Сир. 18, 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу. Для неправославных или неверующих во Христа Спасителя оценка "пользы или вреда" переносимых страданий находится за пределами человеческого разумения.

В рассказе "Живые мощи" ("Записки охотника") И.С.Тургенев описал человека, которого неизлечимая болезнь постепенно привела к внутреннему обновлению.
Крестьянка Лукерья, умница и первая красавица, оказалась прикованной к постели. Сначала, по ее собственному признанию, ей было "очень томно", затем она "привыкла, обтерпелась" и даже стала расценивать свое положение лучшим по сравнению с теми, у кого нет пристанища, кто слеп или глух. Она благодарит Бога за то, что видит, слышит, чувствует запахи цветов и трав, за то, что у нее есть всегда "припасенная ключевая вода". В своем убогом положении она приходит к выводу: Бог лучше знает, что ей нужно. "Послал Он мне крест - значит, Он меня любит..." - это убеждение позволяет ей сохранить внутренний мир и терпеть страдания Христа ради. "Рассказывали, - пишет И. С. Тургенев, - что в самый день кончины она все слышала колокольный звон... Впрочем, Лукерья говорила, что звон шел не от церкви, а "сверху". Вероятно, она не посмела сказать: с неба".

Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием - подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды: во-первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления; во-вторых, Господь посылает врача.

Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг - молитву, пост (немало болезней лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых. Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: "Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется от тебя, ибо он нужен." (Сир. 38, 12). Итак лечиться необходимо, важно другое - как и у кого.

Протоиерей Николай ЯРОШЕВИЧ, клирик Вознесенского собора г. Йошкар-Олы

Человек в Православии рассматривается как венец творения – вершина всего мироздания, который объединяет в себе духовный и вещественный миры: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Более глубокое учение содержится в христианский антропологии, которая рассматривает человека как трехсоставное существо, состоящее из тела, души и духа 1 .

Взаимоотношения тела, души и духа определяется нравственным состоянием личности. В пример можно привести слова св. Иринея Лионского (II в.): человек с душою и телом не есть полный и совершенный человек, «совершенный же человек состоит из трех – плоти, души и духа, из коих один, т.е. дух спасает и образует, другая, т.е. плоть, соединяется и образуется, а средняя между сими двумя, т.е. душа, тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения» 2 .

По отношению к общему здоровью человека эти три состав- ляющие имеют исключительное значение, поэтому сначала необходимо рассмотреть их в отдельности.

Здоровье физическое (тело человека)

В православном понимании тело человека было создано из «праха земного»: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). И определено его место в этой трехстепенной иерархии. Ему надлежит быть храмом для Духа. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16–17) Отсюда забота о теле хотя и является существенной, но не является главной.

Своей телесной жизнью человек в принципе ничем не от- личается от жизни живых существ. В основном «жизнь» тела сводится к удовлетворению основных инстинктов: жизнепод- держания, самосохранения и полового инстинктов. Но, в отли- чие от животного, у человека остается возможность сдерживать проявления этих инстинктов,– удовлетворяя их потребности, оставаться человеком.

Половой инстинкт в нормальном обществе регулируется целомудренным отношением к своему телу. В Православии он освящается Таинством Венчания, которое с внешней стороны ограничивает его проявления в развязанной форме, помогая сохранить семью и воспитать детей; а с внутренней – половой инстинкт преображается из «мое, хочу и дай» в высшую жертвенную любовь.

Говоря о инстинкте жизнеподдержания, необходимо отметить, что здесь основным принципом является умеренность. В православной жизни взрослый и здоровый человек соблюдает пост, который разделяется на телесный и духовный. Телесный пост сводится к ограничению в питании. Духовный – в удалении от грехов и приближении к Богу 3 . Православный пост предусматривает еще и всестороннее воздержание: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений и проявления страстей. В течение постов в Церкви не совершается Таинство Венчания, а зачатие ребёнка в постное время считается грехом, который накладывает тяжкий отпечаток на его будущее. В прошлом во время поста закрывали увеселительные заведения, в трактирах не продавали спиртное.

Инстинкт самосохранения в наше время у некоторых людей превращается в способ получения некоего удовлетворения и развлечения в ущерб своему здоровью. Просмотр фильмов ужасов, экстремальные ситуации, поиск «подвигов» и т.п.– все это стимулирует постоянный выброс адреналина в кровь, что, в свою очередь, приводит к подавленному состоянию нервной системы и быстрому износу организма.

Действительно, что полезно человеческому организму, так это – закаливание и различные нагрузки и тренировки.

Несколько слов необходимо сказать и об отношении к болезням и врачам. Наиболее полное православное отношение к этому вопросу можно найти в Библии: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание... Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце... И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 1–2; 4; 6–10; 12–14). Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили особый образ святости – бессребреников и чудотворцев. Они были прославлены не только потому, что очень часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.

Таким образом, «тело» в христианском понимании требует постоянной заботы, для того чтобы оно могло действительно стать «храмом для Духа Божия» (1 Кор. 3, 16–17).

Здоровье душевное

Душа – оживляющая сила любого живого существа и человека, но в человеке она служит еще и связующим звеном между физическим телом и нематериальным духом. Тело в данном случае является как бы инструментом, на котором отображает свою работу душа.

Условно «действия» души можно разделить на три вида: мысли, чувства и желания. Органом тела, где производит свою мыслительною работу душа, является мозг. Центральным органом чувств принято считать сердце. Желания реализуются через волю, которая приводит в движение тело человека. Результаты деятельности нашего ума или чувств оказывают давление на волю, которая также движет телом. Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов чувств передает информацию душе, а душа, в зависимости от этого, руководит телом.

Если жизнь тела состоит в удовлетворении инстинктов, то душевные потребности включают в себя удовлетворение сил ума, чувств и воли. Здесь уместно привести цитату из учебника по догматическому богословию: «Душа – низшая духовная сущность, в которой сосредоточено начало чувственных восприятий, влечений, ощущений и рассудочной деятельности. Силами всей души обусловлены научные исследования, произведения искусств. Душевные силы обращены исключительно на устройство земной жизни: познание основано на данных опыта, деятельность имеет целью устроение временного земного быта, чувства возникают из состояний видимых.

Человеческая душа невещественная, является духом, но в низшей своей сущности подобна душе животных. Но душа человека неизмеримо возвышается над душою животного вследствие сочетания с нею духа, содержащего чувство Божества. Низшая мозговая деятельность, свойственная и животным, у человека переходит в рассудок, волю, вкус к изящному.

Одуховление души проявляется в еще более высоких формах при наличии у человека идеальных понятий, целеустремленности, художественного творчества – выражения человеческого гения во всех его видах» 4 .

Отсюда можно сделать вывод, что здоровье души заключается в постоянной «пище» для ума, возвышения чувств и в тренировке силы воли, которая в свою очередь непосредственно отражается на работе тела.

Здоровье духовное

Жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением только телесных и душевных потребностей. Над ними стоит Дух (собственно он и есть личность каждого человека, в которую заложены от Бога таланты и дарования), который всему дает оценку с высшей точки зрения и очень часто выступает в роли судьи души и тела.

Бог сотворил человека по Образу Своему (Быт. 1, 26), поэтому можно выявить следующие свойства Духа: духовность (т.е. нематериальность), бессмертие, разумность (мудрость), словесность и свободу воли (выбора). Особенно проявляются следующие качества Духа:

1. Поиск Бога или искание истины (жажда Бога). Ничем земным наш Дух удовлетвориться не может. Сколько бы земных благ ни было у человека, ему всегда хочется чего-то большего. Эта вечная человеческая неудовлетворенность не находит себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге. К этому живому общению человек всегда стремится сознательно или бессознательно. «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин; V в.) 5 .

2. Совесть – указывает человеку на то, что хорошо и что плохо. Причем не только указывает, но и старается заставить человека исправиться при ошибке. За исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает ее угрызением. Совесть – наш внутренний судья, обязанность которого довести человека до Бога.

3. Страх Божий – это не страх перед наказанием за плохой поступок, но благоговейный трепет перед величием Божиим. Страх своим недостойным поведением оскорбить Бога и потерять связь с Ним. В Священном Писании «страх Божий» называют начальной ступенью в приобретении мудрости (Сир. 1, 15).

Поэтому «здоровье» Духа заключается в поиске Бога, налаживании взаимоотношений и дальнейшем общении с Ним.

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

Взаимоотношения духа, души и тела

Все три составные части человека неразрывно связаны между собой и передают от высших низшим свои свойства. Можно привести небольшие примеры их взаимоотношений, хотя человеку свойственно не обращать внимания на такие «тонкие» особенности каждого из них. Поэтому человек принимает их совокупность как просто выполнение той или иной задачи.

1. Дух как главное среди этих составляющих.

Например, если человек пришел в храм для молитвы, то можно сказать, что Духом он обращается к Богу. Дух в процессе молитвы подчиняет себе Душу, заставляя её думать и пере- живать о Боге; а та, в свою очередь, проявив свой характер, в повиновении удерживает Тело: стоять смирно и выстоять все богослужение. Создав этот строй, бессмертный Дух, обращаясь к Богу, получает полное удовлетворение, блаженство и радость в общении; этим он передает чувство облегчения, целеустремленности и хорошего настроения Душе; ну, а Тело, хотя и испытывает значительную нагрузку и требует отдыха, однако не укоряет за бесцельно проведенное время.

2. Тело как главное среди этих составляющих.

Приведем в пример человека, со слабой волей и преобладающим чувством инстинкта. Скажем, предстоит застолье с большим количеством выпивки и закуски. Тело в процессе еды увлекает за собой Душу, и они уже вдвоем ищут разнообразия на столе и развлечения у стола (хлеба и зрелищ). Дух пока старается стоять на страже этого процесса. Но вот он уже дает тревожные сигналы Душе и Телу, что организм уже насыщен и пора бы завершить трапезу. Через некоторое время в этой борьбе верх одерживает Тело и Дух оказывается в подчинении у последнего. Так как Дух есть Дух, то все свои свойства он пытается удовлетворить посредством Тела. Человек получает состояние неудовлетворенности и жажды и… чаще всего заканчивается тем, что инстинкт самосохранения просто «выключает» человека, погружая его уже бессознательное тело в сон. В результате Тело ощущает полную разбитость и болезненность; Душа – чувство отвращения и неприязни; Дух – чувство пустоты и муки совести.

Необходимо заметить, что человек, который живет как животное – одними инстинктами, никогда не получит полного удовлетворения от сна, еды, алкоголя, телесной близости и т.п., потому что ему постоянно всего этого будет мало.

3. Душа как главное среди этих составляющих.

Такой жизнью чаще всего живет большая часть нашего населения. Для осмысления своей жизни человек в этом состоянии избирает себе определенную земную цель (учеба, работа, приобретение вещей и т.п.) и стремится к её исполнению. На этом пути возможны состояния взлета души и падения «тела». Достигнув своей мечты, человек пребывает в некоем состоянии блаженства и радости, но эта радость быстро проходит. Человек чувствует некоторую опустошенность; невольно звучит вопрос: «а что дальше?»... Жизнь в таком состоянии полна стрессов и разочарований. Человек никак не может «успокоиться» и постоянно находится в процессе поиска, порой бросаясь в крайности.

Таким образом, у слабого человека, который живет одними инстинктами, тело подчиняет себе дух и душу и мучает последних. Человек, живя только душевной жизнью, иногда удерживает в повиновении тело, но никак не может успокоиться и жить по слову Евангелия – в радости («Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16). Духовный человек своим состоянием получает безграничную помощь от Бога во всех сторонах своей жизни.

Пагубные привычки и преодоление страстей

При крещении человек получает «залог благодати», который он обязан взрастить, чтобы не быть младенцем в вере, но восходить от силы в силу, стать «мужем совершенным» в благодати и познании Сына Божия (Еф. 4, 13). В этом росте человек постоянно стоит перед выбором между добром и злом. Его духовная сторона зовет к Богу и совершенству; душевная сторона хочет приспособиться к более выгодным и комфортным условиям жизни, а тело – отдохнуть и расслабиться (как в басне И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак»). На протяжении всей жизни человек постоянно находится перед выбором: кому уступить и что сделать в первую очередь. И не всегда этот выбор является правильным. Христианский опыт жизни указывает на основные «болезни» (по православному – грехи) тела, души и духа.

Для начала необходимо отметить, что не сразу человек начинает совершать те или иные дурные поступки. Сначала в его сознании ярко рисуется привлекательный образ предполагаемого греховного действия. В работу включаются все три составляющие человека: совесть выносит приговор, хорошо это или плохо; душа оценивает это со стороны чувств и возможности совершения, ну, а тело, если это касается его стороны, вообще не обращает на первые два никакого внимания. Происходит некая борьба, исход которой зависит от нравственного состояния личности.

Если человек не отвергает с гневом (гнев – величайший дар Бога человеку для борьбы с греховными помыслами) этот образ, то приходит состояние «желания», когда я еще и не решаюсь совершить это, но оно мне уже все больше и больше нравится. Потом происходит состояние «пленения» – решимость исполнить то действие, которое противно моей совести. Пленительный образ для меня стал настолько желанным, что я ему уже не сопротивляюсь. За этим обычно следует совершение греха.

Если человек не останавливается, то эта болезнь прогрессирует, и он (как бессовестный) совершает все по привычке, не имея возможности оценить правильность поступка. Потом возникает состояние страсти, когда человек делает все, чтобы создать обстановку и совершить грех. В этом состоянии он не способен ненавидеть свой грех, а, наоборот, любит его, наслаждается им и ненавидит тех, кто мешает ему его совершить. Преподобный Исаак Сирин (VII в.) сравнивает подобного грешника с псом, который лижет пилу, пьянея от собственной крови.

Слово страсть славянского происхождения и переводится как «страдание и болезнь» 6 . Преп. Иоанн Лествичник описывает 8 основных страстей, которые можно условно поделить на телесные (чревоугодие и блуд); душевные (гнев, сребролюбие, печаль); духовные (уныние, тщеславие и гордость).

К здоровому образу жизни

В христианстве здоровый образ жизни начинается с правильного отношения к себе: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Любить себя – значит работать над собой, чтобы стать совершенным и уподобляться Богу (Лев.

11, 44). Здесь необходимо выстроить правильное взаимоотношение в самом себе: дух должен быть в общении с Богом, душа под управлением духа, и тело – в подчинении у обоих. На этом пути человек познает свои недостатки и страсти. Возникающую вследствие этого борьбу можно описать в виде лестницы, по которой движется человек: или ступенька вверх или шаг вниз. Основные этапы этого пути указаны Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5–7), из которых можно отметить:

1) смирение (нищета духовная – осознание положения, в котором находишься), 2) плач о грехах (раскаяние), 3) кротость (мудрость), 4) стремление к правде (святости), 5) милосердие ко всем, 6) чистота душевная (видение Бога), 7) мир духовный и примирение враждующих, 8) мужество в гонениях за благочестивую жизнь (правду), 9) мученичество (в прямом и переносном смысле) за Христа.

Совершенство в здоровом образе жизни невозможно без покаяния как осознания своих ошибок. Само покаяние делится на 4 ступени: 1 – сознание своих грехов и степени их тяжести на душе; 2 – сокрушение или печаль о совершенных поступках; желание впредь не совершать их; 3 – решимость исправиться;

4 – исповедь перед духовником (священником), имеющим власть прощать и разрешать грехи.

Так, постепенно очищаясь от болезней души и тела, человек приходит к здоровому образу жизни.

В заключение о здоровом образе жизни хотелось бы привести слова святого праведного Алексея Мечева († 1923 г.): «Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Без особенной причины не спи более семи часов. Как скоро пробудишься от сна, тотчас вознеси мысль свою к Богу… Немедленно встань с постели, оденься и не позволяй себе долго нежиться на мягкой постели и оставаться неодетым. Потом немедленно начни молитвы утренние; преклонив колена, молись тихо, внимательно, благоговейно… После сего займись делами твоими, и все занятия и дела твои будут во славу Божию… Исполняй все тяжкое для тебя, как епитимию за грехи твои - в духе послушания и смирения… Если же остается время перед обедом, то рассмотри, как ты исполнил то, на что решился поутру…

Никогда не оставляй молитвы перед обедом и во время его представляй, что Иисус обедает с тобой; удели от своего стола и нищим… Бодрствуй тщательно над самим собой, над чувствами, помышлениями, движениями сердца и страстями; ничего не почитай маловажным, когда дело идет о твоем спасении вечном… Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души.

И на малое время не оставайся в праздности, а пребудь всегда в трудах и занятиях. Ибо нетрудящийся недостоин имени человека и непременно погибнет. Во время тяготы душевной или охлаждения к молитве и ко всем благочестивым занятиям не оставляй дел благочестия… Более слушай, нежели говори: во многоглаголании не спасешься от греха. Убегай даже от самых малых грехов, ибо неудаляющийся от малых непременно впадет в большие и тяжкие… Будь искренен и прост сердцем; с любовью принимай наставления, увещания и обличения от других, хотя бы ты был и очень мудр… Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай другим.

Во время ужина вспоминай о последней вечере Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он удостоил тебя вечери небесной…

Прежде, нежели ляжешь спать, испытай твою совесть, проси света к познанию грехов твоих, размышляй о них, проси прощения в них, обещай исправление, определив ясно и точно, в чем именно и как ты думаешь исправить себя. Представляй постель как бы гробом твоим и одеяло как бы саваном. Сделав крестное знамение и облобызав крест, который на себе носишь, усни под защитою Пастыря…

Если не можешь спать или бодрствуешь среди ночи, то… молись за находящихся ночью в тяжких болезнях и смертном томлении, за страждущих и усопших и моли Господа, да не по- кроет тебя вечная тьма…

Во время болезни прежде всего возложи упование твое на Бога… Всячески воздерживайся от ропота и раздражительности, так обыкновенных во время болезни…

Каждый год и каждый месяц делай строгое испытание твоей совести. Исповедуйся и приобщайся Святых Тайн как можно чаще… Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою» 7 .


Примечания

1 «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23).
2 Конспект лекций по догматическому богословию. Россия. 1993. С. 123.
3 «Польза от истинного поста превелика. Пост тело освежает, очищает, покоряет его душе, дает отдых органам тела и вообще способствует нашему здоровью: пост во многих случаях есть самое верное и самое дешевое лекарство, указанное нам и природой. Главная же его сила в обуздании непокорного тела и страстей. Как конь обуздывается уздой, так и тело наше постом. Душа же, наоборот, по слову св. Иоанна Златоустого, от поста укрепляется, делается способной на подвиги. Таким образом, пост полезен для здоровья тела и души. Вот потому-то так прославляет пост святая Церковь: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха и покровитель покаяния, образ жизни ангелов и спасение человеков» (Понедельник 1-й седмицы Великого поста). От святой купели и до гроба. М., 1994. С. 83.
4 Конспект лекций по догматическому богословию. Россия. 1993. С. 124–125.
5 Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. Jordanville, U.S.A., 1987. С. 127.
6 Церковно-славянский словарь. М., 2000. С. 160.
7 Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алек- сея Мечева. М., 2000. С. 9–13.

Загрузка...
Top