Роль труда в становлении сознания. Общественно-историческая обусловленность возникновения и развития сознания человека

Рефлекторная природа психического. Мозг и психика. Современные исследования мозга.

Т.к. психика является свойством мозга, значит между психикой и мозговой деятельностью существует неразрывная связь. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Существует несколько теорий взаимодействия психики и мозга:1-теория психофизиологического параллелизма (психологическое и физиологическое не пересекаются, существует душа связанная с телом, но существующая по своим законам),2-теория механического тождества(психические процессы по сути физиологические, мозг выделяет психику),3-теория единства(психические и физические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются). В нашем мозге 3 блока:1-Блок регуляции тонуса и бодрствования. Основная составляющая – ретикулярная формация.2-Блок программирования регуляции и контроля за выполнением деятельности.3-Блок накопления, переработки и хранения информации. Исследования мозга: 1-ЭЭГ(электроэнцефалограмма). Благодаря ЭЭГ Мы получаем информацию о биотоках мозга человека и животного.2-позитронно эмиссионная томография (ПЭТ). Благодаря ПЭТ исследователь получает информацию о том, как каждый участок мозга потребляет глюкозу.

Психика и сознание. Структура сознания, его основные характеристики.

Сознание - высший уровень психики. Сознание – это постоянно меняющееся поток осведомленности, а внутренних состояниях и внешних событиях, которые мы переживаем во время бодрствования. Функции: отражательная, регулятивно-оценочная, креативная, рефлексивная. Характеристики сознания:1- сознание обеспечивает выделение человеком себя. 2-характеристика сознания: определение целеполагающей деятельности.3- осознание собственных познавательных процессов. Структура сознания:1-психические процессы (явления, имеющие начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление),2-психические состояния(достаточно продолжительные явления: настроение),3-психические свойства(постоянство, стойкость: характер, темперамент).



Неосозноваемые психические процессы. Роль Фрейда в исследовании бессознательного.

Неосознаваемое – это совокупность психических процессов, состояний, влияния которых человек не замечает. Среди неосознаваемых процессов выделяют: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, установки, сопровождение сознательных действий; это могут быть врожденные действия (хватание), автоматизмы (осознавалось только вначале (игра на музыкальных инструментов)), установки (готовность к совершению, определенных действий или готовность к определенному реагированию))2) неосознаваемые побудители сознательных ействий (сновидения, ошибочные действия, различные невротические симптомы)3) надсознательные процессы (интегральные продукты длительной сознательной деятельности (эта группа преимущественно относится к творчеству)). По Фрейду, бессознательная часть психики – врожденные инстинктивные влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность. Достижение удовольствия – главная цель жизни человека.

Развитие психики в филогенезе (развитие форм отражения): раздражимость, тропизмы, инстинкты, индивидуально приобретенные формы поведения, интеллектуальное поведение.

Филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных. Психика – результат движения, изменения, развития материи. Всеобщее качество живой и неживой материи – отражение (способность отвечать на воздействие). Для живой материи характерны биологические формы отражения. Саморегулирование – избирательность реагирования на внешние раздражители. Формы отражения: раздражительность (тропизмы), инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение, внешняя форма – психика. Тропизмы – способы реагирования на биотические воздействия (фототропизм – под воздействием света, термотропизм – под воздействием тепла). У животных 3 вида формы поведения: 1.инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения в ответ на сложные раздражители (сложные рефлексы), являются видовой формой поведения,2.навык – действия животных, сформировавшихся и закрепившихся в процессе его индивидуальной жизни,3.интеллектуальное поведение – действия, в которых на основе отражения сложных соотношений между предметами животное решает задачи, с которым ранее не сталкивалось.

Роль труда и речи в возникновении сознания человека. Сознание, самосознание и самопознание.

Сознание – это результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех функций и свойств сознания. Только благодаря овладению речью становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование способности к целеполагающей деятельности и т.д. Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Сознание – интегративная, высшая форма отражения человеком мира, результат общественно-исторических условий его формирования. Самосознание – отделение себя от окружающего мира. Самопознание – обращение психической деятельности на исследование самого себя.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи, однако говоря о биологических предпосылках возникновения сознания нельзя забывать, что человек – продукт общественных отношений. Инстинктивное общение предков человека внутри стада постепенно заменялось общением на основе «производственной» деятельности. Изменение отношений между членами сообщества – совместная деятельность, взаимный обмен продуктами деятельности – способствовало превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека явилось возникновение труда и образование человеческого общества.

Зарождающаяся трудовая деятельность влияла на развитие общественных отношений, развивающиеся общественные отношения влияли на совершенствование трудовой деятельности. В труде развивалось и сознание человека наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей. Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень отражения. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель – добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи, с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно киста руки. Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения. Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя – он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развитая человеческого сознания, не только отражающего, но и пре образующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения – человеческого языка.

Сознание существовало не всегда. На нашей планете были периоды, когда высокоорганизованная материя отсутствовала.

В течение примерно одного – двух миллиардов лет складывались условия для появления органических веществ, а позднее – и человеческого мозга. До этого времени существовали более простые формы отражения, присущие неорганической природе: механическая (при перемещении в пространстве), физическаяхимическая (при преобразовании состава вещества). Они – результат взаимодействия предметов материального мира между собой, определенная сторона изменений, происходящих внутри тела. Особенности отражения зависят от природы отражающего и отражаемого тел, их строения, состояния, уровня организации. (при изменении температуры, массы, веса, объема),

С возникновением органической ступени появились более сложные формы отражения: биологическая (способность отвечать на внешние воздействия состоянием возбуждения), физиологическая (осуществляющая с помощью условных и безусловных рефлексов), психическая (ответная реакция на основе функционирования нервной системы).Эти формы взаимосвязей материальных образований подготовили зарождение самой сложной формы отражения – сознательной. Таким образом, ее формированию предшествовал длительный период развития – и психики высших животных в том числе. Сознательная форма отражения качественно отличается от своих предшественниц тем, что, выявляя не только биологические, но и социальные связи, она постигает внутренние закономерности явлений.

Сознание не существует без своего материального носителя – основы, объединяющей органы чувств, периферическую и центральную нервные системы, мозг. Данные материальные образования взаимодействуют между собой рефлекторно, что выступает физиологическим фундаментом человеческой психики, в том числе и сознания (термин психика образован от греч. психэ – душа). На современном этапе развития наук и философии человеческую психику рассматривают как синтез осознанных и неосознанных реакций на воздействия. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, единый циклический строй непрерывных процессов, заключающихся в активном отражении человеком окружающего мира.

Материальные образования и физические системы выступают только как биологические предпосылки сознания. Для его формирования были необходимы еще и социальные условия: совместная деятельность людей, производственный труд, изготовление орудий труда, коллективный образ жизни, общение, воспитание подрастающего поколения.

Сознательное действует в единстве с материальными и физиологическими основами, как бы накладываясь на них и проявляясь через них. Характер этого единства анализирует теория антропосоциогенеза (возникновения человека общественного). Она базируется на научных открытиях археологии, этнографии, палеонтологии, а также астрофизики и космологии. Последние изучают изменения положения полюсов Земли, влияние на нее метеоритных и астероидных дождей, оледенений, многочисленных природных катастроф и т.д. Теория астропосоциогенеза исследует методы приспособления наиболее развитых существ, гоминидов, к неблагоприятным природным воздействиям. Одновременно делается акцент на происходящих физиологических сдвигах: выравнивании позвоночного столба при появлении прямой походки, совершенствовании передних конечностей для трудовых операций, изменении положения головы, преобразовании шейных позвонков и гортани, формировании речевого аппарата, усложнении структуры мозга, особенно его высшего отдела – коры больших полушарий. В итоге подобные длительные трансформации позволили человеку создавать и совершенствовать орудия труда, сохранять их, передавать из поколения в поколение, обучать использованию, целенаправленно осуществлять ориентированную трудовую деятельность. Это не характерно ни для одного живого существа, кроме предчеловека и человека. Все эти видоизменения в своем единстве и способствовали появлению сознания, языка, речи, общения, формированию человека как общественного существа.

Но возникновение этих качеств не означало их неизменного наличия в дальнейшем у цивилизованного человека. Исторические хроники эпохи Великих географических открытий (XVI-XVIII вв.) выявили интересную закономерность: моряки, попавшие в результате кораблекрушения на необитаемые острова, через 5-7 лет психически и социально деградировали, навсегда утрачивая способность сознательно реагировать на происходящее. Оставшиеся от них дневники показывают постепенную потерю абстрактного мышления, ослабление памяти, беглой речи, появление неадекватных реакций, маразм. Таким образом, повествование о процветании Робинзона Крузо не имеет под собой научной и фактологической базы, а представляет лишь удачный художественный вымысел.

Не менее убедительный опыт приобрело человечество в отдельных драматических случаях вхождения человека в жизнь. Дети в грудном возрасте, попавшие в логово зверей, довольно быстро утрачивали способность к возникновению сознания. Возвращенные со временем в человеческое общество, они, несмотря на длительные усилия окружающих, а позже – и ученых, уже никогда не поднимались до сознательного уровня отражения. Современная наука установила, что новорожденные, обделенные общением, игровой деятельностью и социальными связями, страдают ущербностью сознания. Дети, выросшие в детских домах и приютах, зачастую полностью утрачивают высшие, тонкие психологические проявления.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

3.1. Роль труда в формировании сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.


В т.ч. и в России. Но в отечественной историографии имеются и совершенно самостоятельные работы, во многом перекликающиеся по теме и идеям с трудами французских историков, но возникшие совершенно независимо и имеющие черты глубокой оригинальности. К вопросам, связанным с изучением общественного сознания русские исследователи стали обращаться еще в дореволюционное время. В качестве одного из...

Философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на...

И сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент. Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного...

Лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях, нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений. 1 Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых...

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека. В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой . Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде. Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.


Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью . Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания . Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

4.2 Понятие о сознании. Характеристики сознания.

Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, сознание - это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире . Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых живот­ных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое от­ражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Чем характеризуется сознание?

Во-первых, сознание всегда активно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов.

Во-вто­рых, интенционально. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии ), Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Загрузка...
Top