Братец кролик - герой серии сказок "сказки дядюшки римуса". Урок внеклассного чтения по книге Дж

Год написания: 1948

Жанр: сказка

Главные герои: умный Кролик , глупый Лис

Сюжет

В сборнике собрано множество интересных историй, главными героями которых являются животные. Братец Лис хочет поймать неуловимого братца Кролика и часто попадает в глупые ситуации, потому что изворотливый Кролик всегда выходит сухим из воды.

А однажды друг Кролика Опоссум очень хотел есть, и Кролик посоветовал ему залезть в сад братца Медведя, где созрели изумительные финики. Но едва Опоссум принялся за еду, как Кролик поднял шум и Медведь выскочил из дома и схватил его.

Однажды Кролик и Черепаха поспорили, кто из них быстрее бегает. Кролик постоянно готовился к соревнованию, а Черепаха только лежал и спал. Он был уверен, что выиграет при помощи своих детей, похожих друг на друга. Эти детки помогли отцу победить быстроногого Кролика и выиграть спор.

Вывод (мое мнение)

Все сказки имеют глубокий смысл, они заставляют о многом задуматься. Например, о том, что друг может подвести нас в трудную минуту или о том, что как бы не был человек хитер и умен, но всегда найдется кто-то хитрее, умнее и изворотливее.

Главный герой сказок дядюшки Римуса

Грызун - бич фермеров Австралии

Грызун семейства зайцев, вредитель сельского хозяйства

Животное-грызун

Животный статус «японского арлекина»

Небольшой родственный зайцу зверек из отряда грызунов

Одомашненный заяц

Тот самый Роджер, которого кто-то подставил в фильме американца Роберта Земекиса, удостоенного 4 оскаров

Багз Банни

Домашнее животное, грызун

Шепелявый друг Пуха

Вечно опаздывающий персонаж сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»

Мультипликационный Багс Банни как представитель мира фауны

Роман американского писателя Дж. Апдайка «... исцелившийся»

Маленький и ушастый секс-гигант

Мех для дешевых шапок

Цивилизованный заяц

К нему в гости ходили Винни-Пух и Пятачок

Удачливый противник братца Лиса

Друг Винни-Пуха, у которого были неприлично узкие двери

Символ журнала «Playboy»

Подставленный Роджер

Грызун - бич Австралии

Вислоухий аксессуар фокусника

Самый образованный друг Винни-Пуха

Шляпный зверь (фокусн.)

Не только ценный мех

Пушное животное

Грызун, родственник зайца

Самый образованный из друзей Винни-Пуха

Подопытное существо

Багс-Бани

Братец Лиса

Родня зайца

Гостеприимный друг Винни

Друг Винни

Багс Банни

Это не только ценный мех

Пушистое содержимое шляпы фокусника

Гигант секса среди домашних животных

Братец Братца Лиса (сказ.)

Умный и воспитанный друг Винни

Его фокусник достает из щляпы

Живая начинка шляпы фокусника

Грызун, пригодный на жаркое

Грызун семейства зайцев

И Данилец, и Моисеенко

К нему в гости ходили Винни с Пятачком

Хозяин норы, в которой застрял Винни-Пух

Домашний «заяц»

Один из друзей Винни-Пуха

Друг Винни, живущий в норе

Символ плодовитости

Шляпный зверь (фокус.)

Братан зайца

Хозяин норы, где застрял Винни Пух

Ушастый зверек

Длинноухое блюдо для удава

Домашний грызун

Ушастый грызун

Обитатель шляпы фокусника

Зайчик из шляпы фокусника

Зайчик, заполонивший Австралию

Его фокусник достает из шляпы

Смотреть, как... на удава

Одомашенный заяц

Родственник зайца

Млекопитающее семейства зайцев, грызун

Персонаж романов Дж. Апдайка

Грызун семейства зайцев

. "Это не только ценный мех"

Личек м. Сuniculus, норный зайчике, южн. трусик, водится в России только ручной. тул. держать долгошерстых кроликов и зовут их песцами. Кроликов, ему прнадлежщ. Кроликовый, кроличий, к ним относящ

Вечно опаздывающий персонаж сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес"

Домашний "заяц"

Домашний зайчик

Домашний косой

Животный статус "японского арлекина"

Роман американского писателя Дж. Апдайка "... исцелившийся"

Множество существует различных произведений, которые интересны как маленьким детям, так и взрослым. Мы рассмотрим целый цикл коротких рассказов, которые относятся к этой категории, а именно «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание каждой рассматривать не будем, так как их двадцать пять, но особенно интересные обязательно разберем.

Рассказчик

Как уже понятно из названия, повествует эти мини-рассказы дядюшка Римус. Но кто это и кому их рассказывает? Это старый афроамериканец, а его внимательный слушатель - внук его хозяев. Мальчику, который ежедневно по вечерам пропадал, внимательно слушая пожилого дядюшку, звали Джоэль.

Сказки дядюшки Римуса представляют собой сборник небольших рассказов, которые отличаются от обычных привычных нам сказок. Как правило, повествуется всего одна история, содержащая небольшую предысторию, сам рассказ и концовку, которая всегда и поучительная, и счастливая. Вот так незатейливо строит свое повествование Д. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» - это бесконечная и увлекательная сага.

Выход в свет

Очень интересны рассказы этого цикла и поучительны. Но кто же создал это творение? Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» создавал на протяжении долгих лет, на промежутке с тысяча восемьсот восьмидесятого года до тысяча девятьсот сорок восьмого. Оригинал представляет собой целый комплекс сборников, а сами они заимствованы из негритянского фольклора.

До нас они дошли в тысяча девятьсот тридцать шестом году. Сказки дядюшки Римуса стали нам известны благодаря Гершензону, который их перевел и пересказал. После этого они много раз переиздавались.

Герои

Еще одна черта, отличающая «Сказки дядюшки Римуса», заключается в том, что все персонажи без исключения - это животные. Они наделены человеческими качествами, могут говорить, думать, многие их действия схожи с поступками людей. Они так же хитры и предприимчивы.

Хитрый Кролик и Лис - главные герои произведений, которые написал Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» в основном повествуют о том, что Братец Лис хочет поймать Братца Кролика, но второй настолько хитер и умен, что Лису никак не удается достичь желаемого.

Смоляное чучело

Рассказы, которые слушает Джоэль каждый вечер, вызывают у него очень сильный живой интерес. Он искренне переживает за героев из цикла «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание им даже не нужно, ведь они настолько короткие и интересные, что читаются на одном дыхании.

Некоторые рассказы вызывают недоумение, как так, сказка закончилась, а главный герой остался в беде? Например, как в «Смоляное чучело». Это и разжигало интерес мальчика, так он снова и снова, каждый вечер приходил слушать дядюшку Римуса.

О чем же эта сказка? Хитрый Лис слепил из смолы чучело, чтобы поймать Братца Кролика, который так ловко от него ускользнул и посадил его возле дороги, а сам спрятался. Кролик шел мимо и поздоровался с ним, чучело не ответило, и кролик его решил проучить. Так и прилип он. На этом сказка и кончилась.

Опоссум

Есть и другие персонажи, которые встречаются в рассказах сборника «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание одной из них рассмотрим прямо сейчас.

Сейчас речь пойдет об одном закадычном друге Кролика - Братце Опоссуме, который очень сильно хотел есть. Кролик, конечно, подсказал ему, где можно полакомиться отличными финиками. Это место оказалось садом Братца Медведя. Как уже говорилось, сказки дядюшки Римуса - это не бездумный вымысел, каждая имеет свой глубокий смысл. Так этот рассказ показывает то, что за чужие проступки иногда приходится отвечать тебе. Заманив своего друга в сад, он поднял крик, который услышал Медведь и оставил воришку с лысым хвостом.

Хитрая черепаха

Рассмотрим еще одно произведение из цикла «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание рассказа про то, как Черепаха смогла перехитрить очень находчивого Братца Кролика.

Как же обстояло дело? Завели они спор, кто из них быстрее, пригласили судей и поставили деньги на кон. Давайте теперь разберем, как же самое медленное существо на земле смогло прийти первым в забеге, обогнав шустрого и быстрого Кролика? Братец Черепаха совсем не готовился, все время лежал и отдыхал, а наш работяга, не покладая шустрых лапок, готовился.

Все дело в том, что детки Черепахи были как капля воды похожи на него, они-то ему и помогли обхитрить умного Кролика. Глубокий смысл скрыл в своих рассказах Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» учат нас тому, что обман часто встречается в нашей жизни. Как бы ни был человек хитер и изворотлив, найдется тот, который обойдет его. Нельзя верить всему и всем, надо быть начеку всегда.

Эти короткие рассказы сильно любят дети, ими нельзя утомить, так как все очень веселые и увлекательные. Их хорошо читать малышам на ночь, только не стоит забывать о том, как их рассказывал дядюшка Римус. Он не утомлял Джоэля непрерывным чтением, а вызывал в нем интерес.

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» - произносит мама, прочтя очередную сказку своему малышу. И это правда. Ведь моральные ценности и душевные качества из поколения в поколение не меняются, и так же, как и несколько веков назад, в народном творчестве высмеиваются жадность, трусость, лень и изворотливость. А ставятся в пример смекалка, трудолюбие, смелость и доброта.
Поэтому, читая детям «Сказки дядюшки Римуса» американского писателя Джоэля Чандлера Харриса, не замечаешь, что этому произведению уже больше ста тридцати лет. Как и много лет назад наши дети, затаив дыхание, слушают о приключениях смышленого Братца Кролика, о проделках Братца Лиса, о коварстве Братца Волка. Автор всех зверей и животных называет не иначе как «братец», и этим он приравнивает их к людям, «наградив» четвероногих персонажей человеческими пороками и добродетелями.
Каждая сказка начинается с диалога маленького мальчика с дядюшкой Римусом. И перед тем, как старый человек собирается рассказывать новую историю, он обязательно ласково журит ребёнка за шалости, которые тот сделал в течение дня. И это так похоже на действительность! Ведь каждая мама перед сном обязательно разговаривает со своим малышом о том, что произошло за день. А, прочитав ребёнку любую из этих сказок, можно спокойно и ненавязчиво объяснить малышу на примере сказочных персонажей, что делать можно, а что нельзя.
Взять хотя бы сказку «Как Братец Кролик управился с маслом». Там Братец Кролик съел общее масло, а чтобы его не вычислили, намазал маслицем рот совсем невиновному Братцу Опоссуму. И в конечном итоге тот погиб. Разве детки так не поступают? Особенно, в тех семьях, где двое или трое детей? Я своих детей старалась воспитывать правильно, и то бывало, что один набедокурит, а «свалит» на другого. Поди, разберись, кто прав, а кто виноват! Ну и попадало совсем неповинному ребёнку. Эта сказка – хороший пример, как делать нельзя и о последствиях такого поступка.
А как детки любят ябедничать! Только и делают, что жалуются друг на друга или выдают «с потрохами» своих друзей! Как раз для такого случая Джоэль Харрис сочинил сказку «Братец Кролик и Братец Воробушек». Ведь этот пернатый персонаж и оказался самым настоящим ябедой. И чем же закончилась сказка? А тем, что Братец Лис его съел! Вот и получается, как в поговорке: «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь!»
Когда же читаешь сказку «Братец кролик и Братец Медведь», где Братец Кролик лакомился горохом с огорода братца Лиса, то так и видишь, как мальчишки лазают в чужие огороды за яблоками. И мои дети совершали набеги на чужие огороды за помидорами, хотя у нас тоже на грядках спели томаты. Но, видать, «чужой берег всегда зеленее»! И тогда я брала книжку и читала или эту сказку, или «Как братец Кролик выдоил Матушку Корову». Ведь в той сказке Кролик тоже воспользовался чужим добром.
Но «Сказки дядюшки Римуса» не только высмеивают ложь, лень и другие плохие качества, они учат детей тому, что и из безвыходной ситуации можно найти выход, надо только постараться. Взять хотя бы сказку «Смоляное чучелко». Ведь там Братец Кролик уже попал в лапы Братцу Лису, и его ждала неминуемая смерть. Но благодаря смекалке Братец Кролик отделался лишь лёгким испугом.
Братец Кролик совсем не похож на русского Зайчика-побегайчика. В русских сказках зайчик бывает то слабый, и его может всякий обидеть, то трусливый, что даже куста боится. Но лису, почему-то все авторы без исключения наделили хитростью и коварством. И как бегал зайчик от лисы в русских народных сказках, так до сих пор бегает и Братец Кролик от Братца Лиса. Только не прячется он в кустах, а придумывает всё новые каверзы: как отомстить Лису за свои переживания.
Но не только это объединяет сказки Джоэля Харриса с русскими народными сказками. Когда я читала своим детям сказку «Братец Кролик и Братец Воробушек», дочка сразу же смекнула: «Мама, так это же переделанная сказка о Колобке! Там лисичка тоже просила сесть Колобка на хвостик, на спинку, а потом съела его!»
И сказка про масло перекликается с русской народной сказкой про Медведя и Лису, которая съела мёд у Медведя, а потом ему живот вымазала этим лакомством, чтобы отвести от себя подозрения. А «Смоляное чучелко» и «Бычок – смоляной бочок»? Две сказки с разных континентов, а сколько у них общего! Читая же сказку «Как Братец Кролик лишился хвоста», так и видишь вместо Кролика, сидящего у проруби с длинным пушистым хвостом, «нашего» Волка, которого обвела вокруг носа Лисичка-сестричка.
Но нельзя обвинять тех или других в плагиате! Русские народные сказки создавались веками. Они передавались из уст в уста ещё задолго до братания с американским народом. А «Сказки дядюшки Римуса» Харрисом были написаны после обработки негритянского фольклора. Писатель, будучи ещё подростком, трудился учеником у одного плантатора, где постоянно общался с темнокожими работниками, слушал их рассказы, порой, не совсем правдоподобные.
А спустя годы, когда Джоэль повзрослел, все эти сказания вылились у него в интересные сказки для детишек. Правда, были нападки в его адрес, мол, посягнул он на негритянский фольклор, но всё-таки большинство людей оценило его творчество. Недаром уже много лет детки зачитываются его сказками о Братце Кролике и Братце Лисе.
Мы сами выросли на этих сказках, а теперь читаем их своим детям и внукам, через сказки приучая их ценить семейные отношения, ставя в пример Братца Кролика, который очень любит свою жену крольчиху и деток крольчат. Но в то же время мы обращаем внимание детей на то, что такой добропорядочный семьянин Кролик не всегда честен по отношению к своим друзьям. Объясняем детям, что в жизни, как и в сказках, бывают недруги, похожие на Братца Лиса или Братца Волка, с которыми надо ухо держать востро, чтобы тебя не «съели».
Но как хочется, чтобы наши дети учились жизни не на своих ошибках, набивая шишки и синяки, а с помощью таких, поистине народных произведений, как «Сказки дядюшки Римуса» о Братце Кролике и Братце Лисе, актуальных и в наши дни.

Статья написана для сайта "Деточки дома"














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашей школе традиционными стали уроки внеклассного чтения, на которых учащиеся знакомятся с произведениями англоязычных авторов. Всем известно, что немало способствует воспитанию человека работа с книгой. Уроки внеклассного чтения при изучении иностранных языков приобрели дополнительную ценность в развитии межкультурной компетенции учащихся. Эта программа направлена на формирование у учащихся навыков чтения художественных произведений известнейших английских и американских писателей приключенческой направленности.

Актуальность данной программы заключается в том, что она на основе художественных текстов позволяет углубить и обобщить знания учащихся о Великобритании и Америке, их традициях и обычаях и в контексте диалога культур создает условия для изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры. Актуальность данной программы также состоит в том, что познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников, поэтому она направлена на привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по английскому языку; развитие индивидуальных наклонностей и творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду.

Педагогическая целесообразность данной программы - это формирование у учащихся представлений о диалоге культур, требующих от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур.

Основная цель образовательной программы - сформировать у учащихся навыки аналитического чтения художественной литературы, познакомить их с основами композиции и структуры художественного текста, научить понимать авторский замысел и способы его воплощения с помощью композиции и основных стилистических приемов.

В реализации данной программы участвуют учащиеся с 1 по 11 класс. Занятия проводятся один раз в четверть.

На данных занятиях учитель имеет возможность применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Учитель и ученик выступают как уважающие друг друга партнеры педагогического общения, обогащая каждую из участвующих сторон.

С начальных классов перед занятиями учащиеся получают творческие домашние задания - нарисовать иллюстрацию, придумать продолжение сказки и т.д. Творческие задания, создание образов запускают внутренние механизмы развития личности. Результаты таких творческих заданий уникальны и неповторимы.

Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. На уроках используется презентация. Это позволяет повысить мотивацию учащихся за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.

Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Ребёнок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера, развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Во время обсуждения книг затрагиваем общечеловеческие ценности. Так, беседуя о "Сказках Дядюшки Римуса" в третьих классах, мы проводим сравнение героев - животных и реальных людей. Обсуждаем их человеческие качества, сравниваем английские сказки, пословицы и поговорки с русскими. Поэтому я привожу пример урока внеклассного чтения по книге Дж. Харриса "Сказки Дядюшки Римуса".

Цель: Формировать социокультурную и коммуникативную компетенции у учащихся младших классов с помощью приобщения к лучшим образцам мировой культуры.

  • Познакомить учащихся с особенностями негритянского фольклора;
  • Познакомить с реалиями жизни народов Америки 19 века;
  • Научить детей проводить сравнение двух культур, анализировать и обобщать полученную информацию, проводить параллели в контексте диалога культур на основе сказок, пословиц и поговорок;
  • Научить работать с текстом, извлекать нужную информацию;
  • Расширять кругозор в области знаний традиций и культуры англоговорящих стран;
  • Воспитывать ответственность за успех коллективного дела;
  • Раскрывать творческий потенциал учащихся посредством участия в инсценировании эпизодов.

Подготовка к мероприятию:

  • Учащиеся делятся на три группы, заранее готовят инсценирование эпизодов, которые выбирают жребием (главы "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка");
  • В тексте находят поговорки и пословицы;
  • Готовится выставка книг Д. Ч. Харриса и русских народных сказок с иллюстрациями;
  • Презентация.

Ход беседы (слайд 1)

(слайд 2) Жил на свете маленький мальчик по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. (слайд 3) (щелчок)

И он очень любил весёлые сказки про животных. Уж так он любил эти сказки, а также старого негра, дядюшку Римуса, который их рассказывал, что не удержался, вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. (слайд 4)

Но кто такой - этот дядюшка Римус? Родственник? Если Джоэль и Римус - настоящие люди, тогда почему появились вместе с ними такие необычные герои, как Братец лис и братец Кролик? Настоящие они были? На кого похожи? (На каждый вопрос ученики дают свои ответы - предположения).

Говорят, было в судьбе Джоэля Харриса, автора книги, кое-что важное, что повлияло на его сказочных героев. На самом деле, был маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями. Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения - по-английски - plants.)

Как вы думаете, сам он работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)

А кто такие рабы? (Люди, которых привозили из других стран (в основном, из Африки (слайд 5) насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.

(слайд 6) Жили они в старых хижинах, работали по 14 часов под палящим солнцем, не имели достаточно еды. Если они убегали от жестокого хозяина, их возвращали и наказывали. Иногда даже убивали. (слайд 7)

Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом, а наёмным рабочим и получал деньги. В типографии он встречал рабов - негров, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

А какие сказки называют народными? (Дети отвечают.)

Дядюшка Римус был одним из негров - рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника.

Давайте вспомним главных героев его сказок: (ученики называют всех героев, учитель записывает на доску) Братец Лис, Братец Кролик, Братец Медведь, Братец Опоссум, Братец Енот, Братец Сарыч, Братец Бык, Братец Черепаха, Братец Волк, Братец Воробушек, Матушка Мидоус, Матушка Корова, Сестрица Лягушка. (слайд 8)

А в русских народных сказках есть герои - животные? Совпадают ли с героями этих сказок? (Не все) Почему? (В сказках дядюшки Римуса присутствуют герои - животные, которые живут только в Америке.)

Похожи ли герои русских и негритянских сказок характером? (Нет) Почему? (слайд 9) (Ох, как не похож Братец Кролик на своих ближайших родственников - добрых и безобидных зайчиков из русских сказок. На милого зверушку этот кролик совсем не тянет. Да и нет в его мире деления на "добрых" или "злых", а есть непрерывная борьба за жизнь и свободу.)

Попробуйте ответить на вопрос, который прозвучал в самом начале нашей беседы: на кого похожи герои сказок дядюшки Римуса? Докажите. (Герои сказок похожи на настоящих людей, с которыми общался Джоэль; на негров, которые хотели стать свободными. Сказочные герои ходят, говорят как люди, обладают качествами человеческого характера.)

Итак, мы перечислили всех героев. Посмотрите на экран. Здесь написаны качества характеров героев. Какого героя можно так назвать? Кому подходит такое описание? (слайд 10)

Слова: смекалистый, глуповатый, рассудительный, мудрый, изворотливый, хвастливый, мстительный, хитрец, лентяй, спокойный, трусоватый, плут, неторопливый, пройдоха. Учащиеся подбирают героев сказки с соответствующим характером.

А бывают люди с таким же характером? (Да) Значит, действительно в сказочных героях отражены настоящие люди.

Теперь давайте вспомним наиболее интересные моменты сказок.

Вопросы группам.

  1. Отчего Братец Опоссум и Братец Енот не разговаривают друг с другом?
  2. Почему у Братца Опоссума голый хвост?
  3. Откуда у Братца Кролика взялась лошадь? Как ему удалось перехитрить Братца Лиса?
  4. Как удалось Братцу Кролику напоить всю семью молоком и при этом целым остаться?
  5. Почему Братец Лис сердится на Братца Черепаху?
  6. Как Братец Лис раздобыл чуточку ума?
  7. Кто таскал горох у Братца Лиса и кому за это досталось?

Братец Кролик много раз высмеивал своих товарищей. Не только Братцу Лису досталось. Вспомните, кто ещё пострадал от этого шутника. Расскажите об этом. (глава 7 - Братец Сарыч, глава 9 - Матушка Корова, глава 13 - Братец Волк, глава 22 - Братец Медведь)

Но и сам Братец Кролик попадал впросак. Братец Лис его чуть три раза не поймал. Расскажите, как это происходило. (Ребята показывают инсценированные эпизоды глав "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка".) (слайд 11)

Всегда хитрец выпутывался! Но, как говорил сам дядюшка Римус, был у них один братец похитрее Кролика. Кто это? (Братец Черепаха) (слайд 12) Расскажите об этом поподробнее (глава о том, как Братец Черепаха прибежал быстрее Братца Кролика).

А кто ваши любимые герои? Почему?

Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные.

Сюжет каких эпизодов из сказок дядюшки Римуса похож на русские сказки?

  • Горшочек с маслом - "Лиса и Медведь"
  • История с хвостом Братца Кролика - "Лиса и Волк"
  • Братец Кролик строил разные дома - "Три поросёнка"
  • Братец Лис съел Братца Воробушка - "Колобок". (слайд 13)

Александр Сергеевич Пушкин, знаменитый русский писатель, сказал: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". (слайд 14) А чему научили вас эти сказки? Найдите в сказках поучительные поговорки и пословицы.

  • Вы, соседи, должны жить дружно.
  • Будет слишком холста на пару штанов.
  • Кто всем докучает и суёт нос, куда не нужно, всегда попадает впросак.
  • Один натворит бед, а другой отвечает.
  • Скверное дело - ябедничать. Ни один сплетник не кончил добром.

Что ж, мы с вами заканчиваем нашу беседу подведением итогов. А самый главный итог, вывод их прочитанных сказок таков: никогда не сдавайся, ищи выход из любой сложной ситуации.

Загрузка...
Top