Основные принципы психоаналитической теории личности. Основные психоаналитические теории личности Автор психоаналитической теории личности

Уровни психической жизни и структура личности в теориях З.Фрейда.

Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении.

Уровни сознания: топографическая модель.

Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Структура личности.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Это структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые «структуры» личности. Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания есть топографическая модель. Модель показывает, что сфера ид полностью неосознаваема, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания.

Ид. от лат. «оно». Означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Функционирует целиком в бессознательном. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные депствия(автоматически) и первичные процессы (формирование образа). Последние характеризуются неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, «себя» и «не-себя». Такого рода смешение может привести к смертельному исходу. Решение - способность к отсроченному действию. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго. Эго (от лат. - я) - ответственно за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Подчиняется принципу реальности, цель которого -

сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Таким образом, эго является «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго. Эффективно функционировать в обществе: система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования суперэго. Организм человека не рождается с суперэго. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Первоначально суперэго отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться сфера суперэго увеличивается. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины за не сделанное. Поощрительный аспект суперэго - это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

Движущие силы развития личности.

Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым). Источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности».

Сущность жизни и смерти. Фрейд признавал существование двух основных групп:- инстинктов жизни (эрос) и смерти. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»), или энергия либидо - термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении. Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Инстинкт смерти, Танатос, - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу равновесия. Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте(злоба на домашних).

Психосексуальные стадии развития.

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма. В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и "сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка

пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями. По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Стресс: сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить что-нибудь «покрепче». Регрессия - это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии).

Оральная стадия до 1,5 лет

Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого периода, состоит в закладке основных установок (конечно, в виде их рудиментарных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему.

Анальная стадия до З-х лет

С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Фрейд выделял две основные родительские тактики: 1. негибко и требовательно, настаивая, чтобы их ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это могут начаться запоры. Может сформироваться аналъно-удерживающий тип личности. Упрям, скуп, методичен и пунктуален. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленной родительской строгостью в отношении туалета - это аналъно-выталкивающий тип. Склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость.

Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия до 6- ти лет

Дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (у девочек комплекс Электры). Ребенок желает обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит - быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце.У девочки развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. В то же самое время девочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган.

Латентный период до 12-ти лет

Снижение сексуальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично - к появлению в его личности структур эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Генитальная стадия с 12-ти лет

Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин). Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Генитальный характер - это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, научиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, и прежде всего, брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем. И наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадию становится трудным, если не невозможным. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты в поздние годы являются отголосками сексуальных конфликтов, имевших место в детстве.

Природа тревоги

являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо. Спустя 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом

Откуда берет начало тревога

Согласно приведенному тезису, первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением. Так как младенцы не способны контролировать свой новый мир, их переполняет диффузное чувство надвигающейся опасности. Эта ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения.

В зависимости от того, откуда исходит угроза для эго (из внешнего окружения, от ид или суперэго), психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги.

Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира. В целом, реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение.

Невротическая тревога. Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Тревога в данном случае проистекает из страха, что, когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия. Только тогда, когда инстинктивные импульсы ид угрожают прорваться через эго-контроль, возникает невротическая тревога.

Моральная тревога. Возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения. Моральная тревога происходит от объективного страха родительского наказания за какие-то поступки или действия, которые нарушают перфекционистские требования суперэго.

Механизмы психологической защиты.

Основная психодинамическая функция тревоги - помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Защитные механизмы эго помогают осуществлению этих функций, а также охраняют человека от захлестывающей его тревоги. Фрейд полагал, что эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Вытеснение. Первичная защита эго. Основа для формирования более сложных защитных механизмов. Обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Процесс удаления из осознания мыслей и чувств,

причиняющих страдания. Вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (например, язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (импотенция и фригидность).

Проекция. Процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

Замещение. Проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

Рационализация. Имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в

глазах окружающих.

Реактивное образование. Этот защитный процесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный.

Регрессия. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие.

Психоанализ как метод лечения.

Фундаментальной для психоаналитического подхода стала техника свободных ассоциаций, для каждого симптома обнаруживается специфическая ассоциация и воспоминание.

Основная задача д-ра Ф. заключается в том, чтобы пациент столкнулся со своими проблемами лицом к лицу, начал их контролировать, а затем руководить собственной жизнью при более глубоком осознании своих истинных мотивов (то есть, чтобы он усилил свое эго). Фрейд верил, что психоанализ - непревзойденное средство для достижения конструктивных личностных изменений. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых (бессознательных) механизмов переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и адаптации к обществу.

Оценка теории.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

Фрейд рассматривал людей преимущественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые законы природы, которые применимы к поведению других организмов. Если бы это было не так, психология как строгая наука не могла бы существовать.

В подобной теоретической системе нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная ответственность, воля, спонтанность и самоопределение.

С позиций этой теории идея о том, что разумный человек держит под контролем ход событий своей жизни - не больше, чем миф. (книга: Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда). Последователи: Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Салливан.

Вопрос 26. Аналитическая теория личности К.Юнга.

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Его психологическая теория наиболее трудна для понимания. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация - это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Итог - самореализация.

Структура личности по К.Юнгу.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга = личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго центр сферы сознания. Включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания.

Коллективное бессознательное хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Основные архетипы индивидуальной психики. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеческой жизни: отношение к другим, их влияние на человека (Персона), выбор, принятие решений (Эго), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/Аиимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания человека (Самость). Индивидуация рассматривается

как проявление уникального потенциала, заложенного в центре личности - Самости.

Архетип Определение Символы

Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте МаскаТень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хуссейн

Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала

Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк

Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.

Архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона («маска») - это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями.

Тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Положительные свойства - источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.

Самость - сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Достижение единства, гармонии и целостности. Развитие самости - это главная цель человеческой жизни. Не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Юнг выделил также четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются рациональными функциями, ощущение и интуиция - иррациональными. Результатом комбинации двух видов личностных ориентации и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности (например, экстравертный мыслительный тип).

Типология личности по К.Юнгу.

Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы. Юнг выделил также четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Мышление (истинный/ложный) и чувство (приятный/неприятный) Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте.

Ощущение и интуиция - иррациональные, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним.

Оценка теории.

Направления критики аналитической психологии:

1. Введя понятия коллективное бессознательное и архетип, для того чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения психики человека, Юнг все же не смог далеко «уйти» от биологизации природы человека. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биологический характер

происхождения.

2. Психологизация культурных и социальных процессов, что характерно для всех неофрейдистов того времени.

Концепция Юнга оказала решающее воздействие на формирование трансперсональной психологии.

Первая попытка ответить на вопрос – что же является источником активности личности была сделана австрийским психологом З. По Фрейду, лишь незначительная часть личности находится под контролем сознания. Огромная роль в ее регуляции придается бессознательному . Личность постоянно стремится к удовлетворению сильных мотивов и потребностей, среди которых особо решающую роль играют половые и агрессивные. В ее поведении есть маскировка, символическое представление побудительных, бессознательных сил. Отличительной стороной теории личности, по Фрейду, является направленность на мотивы, а не на внешнее поведение. Мотив есть «результат» функционирования внутренних психических процессов. Базовая психодиагностическая система формируется в детстве и предопределяет стиль поведения личности в дальнейшем.

З. Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую активность человека: либидо и агрессию . Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются из сознания, но в реальности остаются в душевной жизни человека в виде символов - в сновидениях, мифах, образах искусства и т.д., побуждая активность к совершению тех или иных действий и поступков. Пытаясь объяснить разнообразие человеческого поведения, ученый выдвигает в качестве кардинальных два принципа поведения: гомеостаз тенденция к сохранению относительно стабильного внутреннего состояния, равновесия (управляющий принцип) и гедонизм -- удовольствие и счастье есть главные цели в жизни (конечная цель). Человек есть замкнутая энергетическая система. Понятие «Энергия» – неотъемлемый атрибут концепции. Особенностью личностной концепции Фрейда является то, что она в основном объясняет прошлое, а не предсказывает будущее.

Как уже ранее говорилось, структура личности, по З. Фрейду, включает в себя три компонента: ид, эго, супер-эго.

Ид – есть система, связанная с биологическими, врожденными побуждениями (в первую очередь сексуальными и агрессивными) и функционирующая по принципу удовольствия.

Эго – система, управляемая принципом реальности, но обслуживающая ид. Ее регулирующий принцип включает в себя и ориентацию во времени и произвольные психические процессы. Эго есть индивидуальные выученные механизмы поведения.

Супер-эго – требования социума, функционирующие по принципу социального подкрепления (награды за морально приемлемое и наказания за неприемлемое).

Основные типы поведения , которые Фрейд считал обоснованным проявлением бессознательных мотивов и, следовательно, предметом исследования: свободные ассоциации, болевые проблемы (которые человек отказывается обсуждать), стиль жизни, шутки и «ошибки», невротические симптомы.

Психологические явления , проявляющиеся в указанных типах поведения, ставшие предметом изучения: тревожность, фрустрация, конфликт, агрессия, защитные механизмы, когнитивный стиль.

Для осуществления разнообразных функций форм активной деятельности Фрейд выделил целую систему специальных механизмов (сублимация, проекция, вытеснение, регрессия и т.п.). Организм рассматривается как сложная активная система. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако, если это ему не удается, конфликт между ид и супер-эго приобретает обостренный характер, нормальное функционирование нарушается, что приводит к неврозам, разрушению личности. В этой конструкции личности, созданной ученым, подчеркивается сложность человеческого поведения. Однако все эти компоненты, порождающие активные формы поведения подчинены в основном биологическим закономерностям, в котором бессознательному принадлежит решающая роль.

С биологизаторских позиций объяснялись все мотивы человеческой деятельности. Врожденные биологические инстинкты – основа развития личности. Новое понимание трактовки бессознательного было предложено неофрейдистами (К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм), которые выступили против чрезмерной биологизаторской концепции З. Фрейда, пытаясь социологизировать его учение.

Так, один из представителей этой школы – К. Юнг – известен как создатель Типологии личности. В основу ее классификации автор положил направленность человека на себя или на объект . Соответственно он делит людей на экстравертов и интровертов . Типы по Юнгу определяются не обстоятельствами жизни человека. Они врожденные. Таким образом, ядро фрейдизма остается и у К. Юнга.

Другой представитель - А. Адлер – основатель индивидуальной психологии, выступил против биологизаторской теории Фрейда. Ученый подчеркивал, что основное в человеке не его природные инстинкты, а общественное чувство . Это чувство - врожденное, но оно должно быть социально развито. Он выступает против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологическими потребностями.

Аналогичные точки зрения высказывали и другие представители данного направления. В целом следует отметить, что неофрейдисты, так же как и Фрейд , стремились выявить внутренние структуры активности личности, пытались социологизировать учение З. Фрейда . Если у Фрейда в центре внимания положение о бессознательном , то у неофрейдистов основой становится «Я». Процессы «вытеснения», характерные для фрейдизма, заменяются процессами «защитных» механизмов. Центр тяжести переносится с неосознаваемых влечений на анализ примитивных переживаний (страх, тревога).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Теории личности увеличиваются в количестве, словно при эпидемии чумы. Болезнь может принять форму типов или черт, факторов или полей, канализаций или катексисов. В отличие от эпидемий, теориям позволено свирепствовать, не подвергаясь проверке. Они больше похожи на забаву доктора, которого интересует само насекомое, и он не стремится выяснить причину смерти жертв укуса. Прогноз в таких случаях должен учитываться и служить руководящим принципом.

Короче говоря, мы сталкиваемся с распространением якобы теорий и недостатком необходимой проверки. Попытки проверять и опровергать существующие теории личности отступают перед соблазном фабриковать новые теории. Еще большего осуждения заслуживает факт, что теории, казалось бы потенциально зрелые, даже не излагаются в систематической форме, способствующей исследованиям. Настоящая книга написана с целью содействовать заполнению пробела.

Чтобы приблизиться к задаче создания по-настоящему весомой теории личности, представляется разумным начать с организации в единую структуру тех теорий, которые получили некоторый кредит доверия в области их приложения. Для большинства профессионалов, чья работа тесно связана с личностной сферой, психоаналитическая теория, понятая в самом широком смысле, вероятно, является самой ценной. Социальные работники, психиатры, клинические психологи сплошь и рядом руководствуются психоаналитическими принципами в повседневной практике. Если автор в дальнейшем считает оправданным сужение масштаба обозрения (что явно имеет место), он также исходит из факта всеобщего признания психоаналитической теории, наиболее всеобъемлющей из личностных теорий. С другой стороны, бессмысленно оправдываться относительно сосредоточения усилий только на этой теории. Она представлена многими разновидностями, как покажут последующие страницы.

В книге приблизительно две трети объема посвящено изложению различных психоаналитических теорий личности.

Понятно, что содержание не может быть новым и не способно в полноте отражать первоисточники. Предполагаемая уникальность вклада состоит в способе размещения и организации материала в целях облегчить сравнение разных теоретических позиций по тем же самым вопросам. Прежде всего в подготовке рукописи необходимо было решить задачу построения основной структуры, релевантной всем теориям. Для реализации этого намерения наиболее подходящим показалось изложение взглядов в соответствии с хронологией формирования личности. Естественной опорой служило традиционное обращение авторов-психоаналитиков к процессу развития. Такая структура обоснована и тем, что адекватная теория в конечном счете должна способствовать пониманию, предсказанию и контролю поведения.

Факторы, формирующие личность, рассматриваются нами по возрастным уровням, начиная с пренатальных воздействий, влияния родов и вплоть до установления характера у взрослых. Непрерывность перехода от одного уровня к другому показана, насколько это возможно, единообразием принципа описания отдельных возрастных периодов: формирование эго и супер-эго; психосексуальное развитие; отношения с другими людьми и механизмы психологической защиты. Каждый раздел начинается с изложения фрейдистских воззрений, затем следуют взгляды ранних и поздних отступников от ортодоксального психоанализа. Остается надежда, что в дальнейшем организация материала еще будет улучшена.

В этом месте следует остановиться, чтобы дать краткую характеристику тем, кто занимает видное положение в тексте. Мысль, что психоаналитическая теория изошла от лица Зигмунда Фрейда (точнее, из уст его пациентов) незадолго до начала нашего столетия, не станет большим откровением для читателя. Почти в равной мере известна плеяда «ранних отступников» в период второго и третьего десятилетий двадцатого века: Адлер, Юнг и Ранк. Позднее начался подъем различных «неофрейдистских» движений. Эти и другие исторические особенности, значимые в оценке эволюции психоанализа, достаточно полно документированы (56, 61, 65) и не относятся напрямую к данной работе.

Важно, однако, попытаться прояснить различия между современными ортодоксами и неофрейдистскими теоретиками. Существует мнение, что в настоящее время каждый является неофрейдистом. Имеется в виду выход из моды многих оригинальных общеизвестных формулировок Фрейда. Учение Фрейда о влиянии культуры значительно пересмотрено таким видным ортодоксальным его последователем, как Отто Фенихель. Но неофрейдисты идут еще дальше. Они возражают по вопросам, подобным теории либидо, метафорическим концепциям Фрейда и ортодоксальному акцентированию раннего психосексуального развития. Если не принимать во внимание позицию по этим проблемам, неофрейдисты сами представляют гетерогенную группу. Возможно, наименее запутанным способом знакомства будет простое называние лиц, обычно причисляемых к неофрейдистам: Карен Хорни, Эрик Фромм, Гарри Салливан, Абрам Кардинер, Клара Томпсон. К противоположному лагерю относят Мелани Кляйн, лидера Британской школы психоанализа, которую считают, благодаря многим ее формулировкам, «большей последовательницей фрейдизма, чем самого Фрейда». Наряду с Фрейдом и Фенихелем в так называемой «ортодоксальной» группе следует упомянуть таких видных деятелей, как Анна Фрейд, Ричард Стерба, Филис Гринейкр и Хайнц Гартман. Более трудно определить место Эрика Эриксона и Франца Александера, чьи теории близки к ортодоксальной позиции, но также граничат с неофрейдистской.

Попытка сконцентрировать и синтезировать весьма различные точки зрения, которые, к сожалению, изначально этого не подразумевают, неизбежно приводит к погрешностям. Некоторые читатели могут почувствовать за непропорциональным местом, отведенным разным теоретикам, оттенок дискриминации. Ортодоксальной психоаналитической теории, поскольку она наиболее тщательно разработана, отдается львиная доля. Несчастным, кто считает их «любимого ягненка плохо постриженным», я приношу искренние извинения. Происшедшее не преднамеренно. Любая обида такого рода, я надеюсь, может быть приписана моей сильной неприязни к толстым томам.

В итоге, текст представляет собой сжатое описание взглядов искушенных психоаналитиков на развитие личности. Само представление материала основано на фактах и объективно. Следует указать, что многие психоаналитические определения остались за пределами книги, особенно в области психотерапии и психопатологии.

Теперь вернемся к банальной истории, с которой мы начали. Психоаналитические воззрения, судя по их популярности в разных сферах приложения, представляются обещающими в построении обоснованной теории личности. Первый намеченный шаг к отдаленной цели - это осмысленное изложение существующих концепций. А что же дальше? По мнению автора, последующее продвижение должно состоять во всесторонней оценке концепций с целью выбора наиболее перспективных для будущих исследований. Столь трудную работу нельзя выполнить в одиночку. Она требует сочетания усилий клиницистов, экспериментаторов, логиков, создателей теорий. Но, может быть, для автора допустима вольность и вторжение в замечательную область научного поиска без любых претензий на возврат к систематическому просвещению. Такое потворство своему желанию выражено в «Примечаниях», разделах, следующих в конце каждой главы.

Примечания занимают треть тома и задуманы в качестве критических. Они прежде всего ориентированы на возможность научной проверки изложенного материала. В примечаниях кратко резюмированы результаты имеющихся экспериментальных исследований, приводятся наводящие на размышления данные из смежных областей, наподобие антропологии и теории научения, анализируются логическая непоследовательность и семантическое смешение, сравниваются частично совпадающие мнения. Поэтому, если позаимствовать фразу из «Нью-Йоркера», примечания могли бы быть озаглавлены «Научные комментарии отовсюду». Доказательства пока ничтожны, и полной, хорошо скомпонованной теории не получается. Возможно, время обобщений еще не пришло. Перед тем как бесконечные концепции в головоломной проблеме создания теории личности можно будет объединить, необходимо выяснить, какие части загадочной картинки вырезаны точно, а где соскользнула рука мастера.

Книга предназначена следующим группам читателей: аспирантам и студентам-психологам, студентам психиатрам и социологам, всем изучающим родственные дисциплины, а также профессионалам в этих областях. Описательные разделы интересны всем, тогда как примечания предназначены в первую очередь для тех, кто собирается в исследованиях ориентироваться на психоаналитическую теорию.

Джералд Блюм

Из книги Одноразовые подгузники: популярное руководство пользователя автора Комаровский Евгений Олегович

Из книги Для подростков или Вся правда о наркотиках автора Кабанова Елена Александровна

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

Предисловие У меня трое детей. Воспитывая третьего ребёнка и осмысливая предыдущий опыт, я пришла к некоторым выводам, которые помогли мне разумнее подходить к воспитанию. Я прочитала немало популярной литературы для родителей и выслушала изрядное количество советов от

Из книги После трёх уже поздно автора Ибука Масару

Предисловие С древних времён считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Предисловие Существует неумолимая закономерность: если тело и мозг человека не нагружаются, они атрофируются, становятся дряблыми и немощными. Искусство «накачки» мышц называется бодибилдинг (строительство тела), или культуризм, а наука и практика увеличения

Из книги Марс и Венера на свидании автора Грэй Джон

Предисловие Со времен наших бабушек и дедушек представления об отношениях между мужчиной и женщиной сильно изменились. Раньше мужчины и женщины старались найти партнера, который соответствовал двум главным критериям: был надежным человеком и любил детей. Женщины

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги ЛСД психотерапия автора Гроф Станислав

Из книги Почему с хорошими женщинами случаются плохие вещи. 50 способов выплыть, когда жизнь тянет тебя на дно автора Стивенз Дебора Коллинз

Предисловие Немного больше, чем ничего, - мизансцена Вне зависимости от того, сколько ей лет, 20, 40 или 60; удачлива она, неудачлива или просто «плывет по течению»; был ли ее вчерашний день солнечным, бурным или «никаким», - все равно каждое утро в сердце женщины жизнь

Из книги Политическая преступность автора Ломброзо Чезаре

Из книги Как стать своим на новой работе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Предисловие Наверное, каждый из нас знает, каково быть «темной лошадкой» в новом коллективе. С одной стороны, у новичка очень неустойчивая позиция. У него не всегда есть четкие права и обязанности. Он еще не успел сформировать свои требования к коллективу, а коллектив – к

Из книги Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Предисловие Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundz?ge der Psychoanalyse, 1914; R?gis et Hesnard. La psychoanalyse des n?vroses

Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз Марк

Предисловие «Лекции по введению в психоанализ» были прочитаны в лекционном зале Венской психиатрической клиники в течение двух зимних семестров 1915/16 гг. и 1916/17 гг. для смешанной аудитории слушателей всех факультетов. Лекции первой части возникли как импровизация и

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

Предисловие Нижеследующие рассуждения продолжают ход мыслей, начатый в моем сочинении «По ту сторону принципа удовольствия», к которым я сам, как там упоминается, относился с известным благожелательным любопытством. Они продолжают эти идеи, связывают их с различными

Из книги автора

Предисловие Не скрою, я был немного удивлен и озадачен, когда Марк предложил мне написать предисловие к своей книге. Видите ли, я специалист по макияжу, косметике, уходу за телом и стилю. Так что я не очень понимал, почему Марк обратился ко мне с просьбой написать

Из книги автора

Предисловие И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Библия, Новый Завет, Евангелие от Луки Предисловие – часть книги, которую порой хочется быстрее миновать, чтобы

Структура личности, основные стадии ее развития в психанализ З.Фрейда, В психоанализе жизнь чел представляется как компромисс. Общество находится в конфликте с индивидом, т.к. требования жизни в обществе несоответствуют природе человека. Цель - уменьшить конфликт. Фрейд разработал топографическую модель организации личности, в соответствии с этим выделил три уровня психики: сознание, предсознательное и бессознательное. Сознание включает ощущения и переживания, соответствующие данному периоду времени. В сферу сознания входит небольшая часть психической жизни Личности. Сознание - это небольшое кол-во информации. Подсознание - это материал который в данный момент не осознается, но легко возвращается в сферу сознания. Это мост между сознанием и бессознательным. Самая большая часть чел психики -бессознательное. В большей степени поведение людей определяется его бессознательным.

Структура личности: «ИД» или «ОНО» - содержит все унаследованное, все что есть при рождении. ИД - бесформенно, хаотично, неорганизованно. Оно стремится к удовольствию, старается избежать неудовольствия. ИД явл-ся резервуаром энергии для всей личности., не знает ценностей добра и зла, морали. Включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, а так же информацию неприемлемую для сознания. Вытесненный материал обладает силой действия. «ЭГО» - «Я» реагирует на возможности человека, контактирует с внешней реальностью, отвечает за психическое и физическое здоровье и безопасность. Основная задача ЭГО самосохранение. Оно контролирует требование инстинктов. Благодаря ЭГО чел становится менее непосредственен, но более реалистичен. «СУПЕР-ЭГО» или «СВЕРХ Я» - берет начало из ЭГО, моральные нормы поведения. Функция Супер Эго - это совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Развитие чувства реальности и формирование объектных отношений (М. Кляйн ) Активно разрабатывала теорию объектных отношений. Она отмечала наличие тесной эмоциональной связи между матерью и ребенком. Описывала эту связь в социально-когнитивных терминах, а не в сексуальных. Строила свои выводы на основании непосредственных наблюдений за детьми. А психоанализ описывал первый год жизни реб в качестве начального формирования эго. По теории Кляйн Эго существует с самого начала постнатального периода. Оно существует в рудиментарной форме и недостаточно едино. Раннее Эго совпадает с бессознательной частью Эго. У ребенка с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительно-агрессивное. Эго младенца решает задачи не только взаимодействия с внешним миром, но и овладения этими инстинктами. Сам процесс развития проходит -благодаря взаимоотношениям реб с его первыми объектами -грудью, а затем матерью. Интроецируя (поглощая, усваивая) их, идентифицируясь с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями. Процесс интеграции Эго, развитие его защитных механизмов проходит через две стадии в качестве позиций, отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру. Кляйн описывает две позиции: параноидно-шизоидную и депрессивную. Для параноидно-шизоидной позиции характерно отсутствие интеграции Это и объектов, которые разделены на «хорошую» и «плохую» части. Это необходимо чтобы сохранить хороший объект, хорошего себя и хор отношения между ними от атаки со стороны агрессивно-разрушительных частей своей личности, к\р реб еще не в состоянии контролировать. Хронологически более поздней, а клинически более зрелой и нормальной явл-ся депрессивная позиция, для к\р хар-на целостность себя и объекта, т.е. реалистическое признание в себе и в других людях как хороших, так и плохих сторон, способность испытывать вину за свои агрессивные и разрушительные чувства и желания, смягчать свою ненависть любовью. Этой позиции присущи зрелые защитные механизмы (вытеснение, рационализация, реактивные образования и т.п.) и объектные отношения с целостными объектами (отец, мать), сочетающими в себе как свои хорошие, так и плохие черты. Кляйн выдвигает предположение о том, что стадии психосексуального развития (по Фрейду) не являются хронологически закрепленными, последовательно сменяющимися этапами развития, но присутствуют у каждого реб с самого рождения в качестве тенденций. Ранние стадии Эдипова комплекса проживаются младенцем еще при кормлении грудью, что говорит о диадических отношениях с матерью. Фиксация происходит, когда чел не проходит нормально от одной стадии к другой, а остается привязан к определенной стадии. При этом предпочтение удовлетворению потребностей отдается простым детским способам. 1- стадия Оральная - до 1,5 лет. Рот, язык -область удовольствия. При застревании на этой стадии реб трудно отделиться от матери, (взрослые пьют, курят). 2-стадия - Анальная до 3-х лет Реб может сам контролировать себя (ходить на горшок) и получает от этого удовольствие. 3-стадия Фалическая - до 6 лет - идентифицируется с родителем противоположного пола. 4-ст. -Латентный период до 12 лет -важно общение со сверстниками. 5 стадия - генитальная -до 17 лет -либидо направляется на противоположный пол (Пубертатный период).

Основные модусы психической активности в оральном периоде (Гарри Стэк Салливан) Один из представителей неофрейдизма. Считал, что объектом психологического исследования должен стать не отдельный 8-кт, а личность как продукт совместной Доги 8-тов. Считал Л относительно устойчивой моделью повторяющихся м\Л ситуаций, характеризующих чел-ую жизнь. Реб рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потреб избегания тревоги. Мир встречает реб не очень «нежно»и в качестве реакции на дискомфорт у реб возникает беспокойство. Основными механизмами развития Л-сти Салливан считал: потребность в нежности, ласке и стремление избегать тревоги. Эти потребности явл-ся социальными и с рождения включены в органические потребности. Их удовлетворение требует соучастия другого человека. Социальное выступает у Салливана как система межличностных отношений, но они не формируются, а существуют с момента рождения. Формирование личности происходит фатально, неизбежно. Он назвал ее «Я системой». Эта система формируется во-первых в борьбе с неизбежным беспокойством на бессознат уровне и во-вторых, в нахождении различных средств для избегания этого беспокойства. «Я система» заставляет ребенка, подростка и взрослого прибегать к помощи матери, друзей, коллег по работе. Таким образом в качестве механизма, формирующего Л, у Салливана выступают м\Л отношения. Говоря о формировании Эго он выделяет 3 модуса: протоксический, паратоксический и синтаксический -(Ъральная стадия) в это время у реб отсутствует Эго и самосознание. Младенец не ориентируется в пространстве и времени. Младенец выделяет образ матери и если он доставляет благополучие - это хорошая мать, если вызывает беспокойство - плохая мать. МЩ отношения Салливан объясняет «эмпатией» -особая эмоциональная связь между младенцем и значимым другим (кормление, укачивание). Место эмпатии во взаимодействии с окружающими заменяет язык. Анальные функции связаны с влечением к превосходству и безопасности. Эдипов комплекс объясняет отчуждение отношений между родителями и реб. Латентный период (самый важный по мнению Салливана).Это новейшая эра отношений.. Реб получает возможность испытывать множественные переживания имеющих социальную природу, что отличает эту стадию от стадии детства, когда он был лишен какой-либо ориентации в среде и в мире в целом.


Структура личности и основные стадии ее развития в классическом психоанализе З. Фрейда.

Развитие чувства реальности и формирование объектных отношений (М. Кляйн). Основные модусы психической активности в оральном периоде (Г.С. Салливан).

Анальная стадия развития личности.

Эдипова стадия и эдипов комплекс. Психосексуальное развитие личности на эдиповой и генитальной стадии.

Неофрейдисткие представления о структуре и развитии личности.

Основные положения эго-психологии Э. Эриксона. Психосоциальные стадии развития.

Концепции и принципы гуманистической теории личности Э. Фромма. Концепция невротической личности К. Хорни.

Оно, Я и Сверх-Я: данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности. Ид – первоначальная, основная, центральная подструктура. Она неорганизованна и хаотична, что унаследовано и заложено в конституции. Не знает ни добра, ни зла, ни морали. Подчинено принципу удовольствия. Резервуар энергии для психического развития и всей личности. Здесь располагаются врожденные бессознательные влечения (инстинкты жизни и смерти, находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта), стремящиеся к своему удовлетворению, т.о. детерминирующие поведение субъекта. Врожденные влечения – каналы, проводящие энергию, которая формирует нашу деятельность, поэтому теорию Фрейда еще называют динамической, подразумевая, что психич энергия стремится к разрядке (удовл влечений), а фрустрация влечения приводит к неврозу.

Эго тоже врожденная, располагающаяся в сознательном и предсознательном слое психики, структура. Мы можем осознать ее, в отличие от ИД. Если содержание ИД в процессе жизни расширяется, то содержание Эго – сужается, т.к. ребенок рождается с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир.Отвечает за принятие решений. Я стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Я получает свою структуру и функцию от Оно, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Оно для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Подчиняется принципу реальности , цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Одной из основных целей психоаналитической терапии является высвобождение некоторого количества энергии Я, чтобы стало возможным решение проблем на более высоких уровнях функционирования психики.



Супер-Эго представляет интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Берет начало из Эго. Функции: совесть, самонаблюдение, формиование идеалов. Запрещает, осуждает, ограничивает и при этом действует бессознательно.

Стадии психосексуального развития по Фрейду. Главным фактором, определяющим развитие человека, является половой инстинкт , прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. Регрессии , то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации. Фикс. приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где она произошла.

1Оральная. 0 – 18 месяцев. Зона сосредоточения либидо: рот (сосание, кусание, жевание). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития: отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела. При фиксации формируется: а) орально-пассивный, либо б) орально-агрессивный тип характера.



2Анальная. 1,5 – 3 года. Зона: Анус (удержание или выталкивание фекалий). Опыт: Приучение к туалету (самоконтроль). При фикс: А) анально-выталкивающий, б) ан-накапливающий

3Фаллическая. 3 – 6 лет. Зона: Половые органы (мастурбация). Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (комплекс Электры ).

Латентная. 6 – 12 лет. Отсутствует (половое бездействие). Расширение социальных контактов со сверстниками

4Генитальная. Период пубертата. Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям). Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.

Салливан обозначил в понимании развития личности социально-психологический подход , (в отличии от Фрейда, который говорил о развертывании сексуального инстинкта). Он не отвергал биологических факторов развития личности, но ставил их ниже социальных детерминант психического развития.

Салливан выделил шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости: 1.младенчество, 2.детство, 3.ювениальная эра, 4. пред-юнность, 5.ранняя юность. 6. поздняя юность.

Период младенчества продолжается от рождения до появления артикулированной речи. Основной зоной взаимодействия является оральная. У ребенка возникают различные представления о соске , в зависимости от характера связанных с ним переживаний: 1) «хороший сосок» - как сигнал о кормлении и приближающемся удовлетворении; 2) хороший, но не приносящий удовлетворения сосок, поскольку ребёнок неголоден; 3) «неправильный» сосок, поскольку не даёт молока и выступает как сигнал для отказа и последующего поиска другого соска и 4) «плохой» сосок тревожной матери, выступающий как сигнал для избегания.

Другие характеристики младенческой стадии: 1 ) появление динамизмов апатии и самолетного отделения; 2) переход от прототаксического к пратаксическому способу познания; 3) образование персонификаций – таких, как плохая, тревожная, отвергающая, фрустирующая мать и хорошая, спокойная, принимающая, приносящая удовлетворение мать; 4) организация опыта посредством научения и возникновение зачатков Я-системы; 5) дифференциация тела ребёнка, что позволяет ему научится удовлетворять своё напряжение независимо от тела матери – например, сося палец; 6) освоение коордированных движений, включая движения глаза и руки, руки и рта.

Выделяет 3 модуса:

1прототоксический (0-1 год)

2паратоксический (1-3)

3 синтоксический (3-6)

Межличностные отношения Салливан объясняет понятием «эмпатия» - особая эмоц.связь между младенцем и значимым другим: мать понимает младенца и его желания. На 1 году жизни переживания ребенка бессвязные, моментальные, органические. Потом место эмпатии занимает язык.

Эри ксон – ученик и последователь А. Фрейд, развивал Эго-псих (тут главной частью структуры личности является Эго, а не Ид, она стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности). Эр. Соединил психоан.подход с важными идеями гуманистической психологии, в частности – о неоднозначной роли адаптации (она приостанавливает саморазвитие личности), и важности сохранения своей идентич-ти и цельности, также необходимости постоянного развития, творчества личности. Эриксон пересмотрел позиции Фрейда также подчеркивая огромное влияние среды, культуры и соц.окружения ребенка на его развитие: «Я неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей». Каждое общество вырабатывает свои институты социализации В отличие от классич.психоанализа в теории Эр. развитие Я охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости), не только близкое окружение, но и друзья, работа, общество в целом влияет на этот процесс – формирование идентичности – цельности Эго, являющейся главным фактором устойчивости к неврозам. 8 этапов, ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, проходя серию критических периодов. Каждый этап формирует новое, необходимое для социализации качество, а также готовит к следующим этапам. 1 до 1года доминирует инкорпорирующий модус. Общение с родными формирует чувство базового доверия или недоверия.

2 (1-3года) развивается чувство автономности либо зависимости от окружающих.

3 (3-6) инициативность либо чувство вины (зависит от того, насколько строго и жестко контролируют ребенка)

4 (6-14) трудолюбие – чувство неполноценности. Важную роль играют школа, учителя, одноклассники.

5 (14-20) ролевая идентичность – неопределенность. Главное- общение со сверст., выбор профессии, адекватное осознание себя, своих способностей. Предназначения.

6 (20-35) развитие близких, интимных отношений, либо чувство изоляции

7 (35-65) одна из наиболее значимых. продуктивность(стремление к развитию, творчеству)- застой- (- к стабильности, боязнь нового)- гибельно для личности, т.к останав.процесс саморазвития, считал Эр. Влияние интереса к работе, удовлетворение своим статусом, общение с детьми

8 (65-) Эгоинтеграция (удовлетворенность, принятие своей жизни), либо отчаяние (потеря идентичности, жизнь прожита зря) – ведет к невротизации

Неофрейдизм - направление в психологии, возникшее в 20–30–е гг., основанное последователями З. Фрейда, принявшие основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны, например на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. Например, Юнг придавал особое значение архетипам и принижал сексуальную природу либидо. Эрик Эриксон пришёл к несексуальным стадиям развития, строго связанных по срокам со психосексуальными стадиями у Фрейда.

При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Идейным предшественником неофрейдизма считается А. Адлер, а наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются психоаналитики Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни, Г. Салливен.

А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру человек - не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому "бессознательное не противоречит сознанию" , как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже - социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека. Осн прин-пы и понятия теории А.А: человек является единым, самосогласующимся и целостным; человеческая жизнь - это динамическое стремление к превосходству (совершенству); индивидуум - есть творческая и самоопределяющаяся сущность

1 чувство неполноценности (чел чувст себя слабым беспомощным, несостоятельным, вследствие: нет какого-либо органа, чрезмерная опека либо отвержение со стороны родителей) и его компенсация или гиперкомпенсация.

2 стремление к превосходству - (врожденное свойство, стремление к «совершенной исполненности»)

3 стиль жизни - (особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь)

4 соц интерес – забота о людях. Сексуал.инстинкт играет в жизни меньшую роль, осн мотив – социальный. Сонание доминирует над бессозн., чел понимает причины своего поведения.

5 порядок рождения - играет значительную роль в формировании личности

6 функциональный финализм - идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

7 креативное Я - основная причина поведения чела. Персонализированная система, интерпретирует опыт организма, помогает создать и осуществить жизненный стиль.

К.Г Юнг. утверждал, что душа состоит из трёх структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Структура личности:

1 эго - является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность.

2 личное бессоз-е (вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые) и его комплексы (скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наслед-го бессознательного опыта. могут оказывать сильное влияние на поведение)

3 коллект-е бессознат-е и его архетипы (их очень много, главные: анама(анимус), персона, тень, самость) более глубокий слой в структуре личности - хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ.

4 установки (экстра- интраверсия)

5 функции(взаимно противоположные пары – ощущение – чувство, мышление – интуиция)

6 самость – центр всей личности

Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д

Теория личн. Э. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

Личность, с т. з. Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере , представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва. В работе "Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы характера:

  1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
  2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви , обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
  3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
  4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
  5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - (специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования. Здоровый индивидуум обладает способностью находить пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в установлении связей, преодолении себя (transcendence), укорененности в мире, самоидентичности, наконец, в наличии системы ценностей), явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу и ОБЩЕСТВО, в посвящении себя чему-то или кому-то). Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью, завоеванная совр. зап. обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства": 1Авторитаризм 2. Разрушительность 3. Автоматизирующий конформизм. В противовес механизмам "бегства от свободы" существует ОПЫТ позитивной свободы.

Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной тревоги - основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.

Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:

в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.

Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и против людей. Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие значение культуры и половых ролей.

Литература

1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996.

2. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. – М., 2001.

3. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. – СПб., 2001.

4. Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. – СПб., М., 1999.

5. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., 2002. – 864 с.

6. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996.

7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. – М., 1997.

Загрузка...
Top