Кто любит мир нет любви божьей. Библия онлайн

Что означает "не любите мира ни того, что в мире" из 1 Иоанна 2:15-17. Значит ли это что нельзя прокалывать уши, пользоваться косметикой или носить кольцо на пальце?

Текст из 1 Иоанна "Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей" является одним из наиболее важных Библейских мест касающихся вопросов практической христианской жизни. Очень важно понимать, что мы живём в пересечении двух царств, двух различных систем жизни противостоящих друг другу. Первое царство - это царство Божье. В этом царстве Бог признаётся абсолютным Господином и суверенным Владыкой. Второе царство - это царство дьявола, которого Священное Писание называет князем мира сего (John 12:31).

Эти два царства диаметрально противоположны друг другу по своей сущности. Первое царство построено на принципе абсолютной подчинённости Богу, Божье слово, выраженное в Библии признаётся здесь как абсолютная истина и Его система моральных стандартов признаётся здесь как абсолютное добро. Все подданные Божьего царства признают Бога и своих ближних выше себя, и поэтому строят свою жизнь на принципах служения Богу и ближним.

Царство дьявола построено на абсолютно противоположных идеях и принципах. Здесь люди поступают исходя из внушенной им дьяволом идеи, что они сами являются "богами" (Быт 3:1-7), т. е. они считают, что их права, их мнения, их стандарты, их моральные принципы должны быть выше всего. Всё что делают подданные царства дьявола так или иначе сводиться к угождению своему "Я". В понимании людей этого царства, человек, а не Божье слово обладает правом определять что правильно, а что нет.

Процитированный текст находиться в первом послании Иоанна. Общая тема этого послания - показать, каким образом подданные царствия Божьего отличаются от подданных царства дьявола. Иоанн представляет в этом послании три основных теста, на основании которых можно определить принадлежит ли человек Богу и Его царству или же он находиться под властью царства дьявола. Эти три принципа можно суммировать следующим образом: Истинный христианин признаёт Библейское учение как абсолютную истину, согласно которой он стремиться строить свою жизнь (1 Иоанна 4:6).

Истинный христианин любит Бога и поэтому любит братьев и сестёр, практически служа им. Он находит радость и удовлетворение не в возвышении себя, а в смирении перед Богом и пред людьми (1Иоанна 2:9-11).

Истинный христианин не может жить во грехе. Его новая природа полученная им от Бога, имеет высшее удовлетворение в подчинении себя Богу, и поэтому, всё что противно Богу неприятно ему (1 Иоанна 3:9).

Таким образом, этот текст говорит об опасности того, что люди, называющие себя христианами на самом деле живут под руководством принципов царство дьявола, а не Христа. Как видно, что эта проблема гораздо выше и шире вопроса украшений или одежды. Это, прежде всего касается общей жизненной позиции - или человек подчиняет свою жизнь Богу, или же он устраивает её сам, как считает правильным. Иногда такие люди могут даже прислушиваться к тому, что говорит Бог, но принимают они это только как информацию, по которой они сами решат насколько она достойна того, чтобы принять её или отвергнуть. Настоящие же дети Божьи принимают главенство Бога и Его принципов как абсолютный факт, они хотят жить по Его заповедям и их наибольшей радостью является подчинение воле их Господина, Иисуса Христа.

Что касается одежды или украшений христиан, не любить мира означает, в вопросах своего внешнего вида руководствоваться принципами, изложенными в Священном Писании. Подробнее об этом можно прочитать в ответе на вопрос "Как должны одеваться христиане". По вопросам Царства Божьего и Царства князя мира сего можно получить более полную информацию в серии проповедей "Царство Божье в панораме современного мира".

  • Social sharing:

Какие ещё аргументы нужны нам? Всё сводится к нашей любви к Иисусу Христу. Значит ли любовь к Нему для нас больше, чем всё в этом мире, включая его музыку? Если вы ощутили Его сердечное огорчение против всего, что осквернено этим миром, не побуждает ли наша любовь к Нему бежать от этого, как от чумы? – Я скажу – да!

Единственная причина, по которой так широко распространились среди нас эти мирские вещи – это наша прохладная любовь. Любовь у многих охладела, так что легко вторгнуться беззаконию. Вернитесь к горячей любви к Иисусу, и вам не понадобится кто-либо, подобный мне, обличающий и указывающий на грех. Вы будете знать это, потому что ваша любовь к Иисусу откроет вам это.

Если в вечности мы окажемся наихудшими из всех поколений, это будет значить, что мы любим Иисуса Христа меньше всех. Боже, помоги нам!

Бог не сообщил мне, чтобы я ожидал результатов от этой особенной главы – всё, что сказал Он мне делать – это трубить в трубу и предупреждать христиан о том, что Бог собирается извергнуть из Его истинной церкви всякую музыку дьявола. Как был послан Исаия предупреждать Израиля и препятствовать ему, я чувствую, что Бог послал меня предупреждать молодёжь, чтобы некоторые раскаялись, но другие ещё более ожесточатся и будут осуждены. “И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их” (Исаия 6:9-10). “Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них” (Иез. 2:5). “Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня” (Иез. 3:17).

Если мы собираемся быть с Богом, мы должны восстать против рока, молиться, чтобы это было удалено, и отказаться от поддежки любого христианского исполнителя, группы или станции, которые продолжают проталкивать его.

СЛОВО ДЛЯ ДУХОВНЫХ МУЗЫКАНТОВ И ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ТОЛЬКО ДУХОВНУЮ МУЗЫКУ!

Те, кто духовен и возрастает в познании Господа Иисуса Христа, развивают свои духовные чувства и приобретают новую силу проницательности. Поскольку они алчут и жаждут праведности и проводят много времени в молитве и изучении Слова, они могут быстро распознавать музыку, заимствованную из царства тьмы. Преданно любящие Иисуса Христа могут различать, когда певец или группа копируют стиль и музыку у мирской рок-группы. Они могут сказать, когда исполнитель или группа в Духе или во плоти. Там всегда есть ясное свидетельство Духа Святого о том, что доброе и чистое. Имеется также сильная проверка – внутренняя печаль, когда музыка заражена злом.



Я заметил, что, без всякого исключения, все, кто ходит глубоко в Господе и стали преданными поклонниками, проводя много времени в тайной комнате молитвы, начинают отвергать всякую резкую, стреляющую, легкомысленную музыку. Они алчут музыки, что успокаивает душу и дополняет покой, который даёт Бог внутреннему человеку. Они откликаются только на музыку, которая превозносит чудное имя Иисуса, и которая оживляет разбитое сердце и сокрушённый дух. Она может быть громкой или тихой, медленной или быстрой, но музыка, касающаяся души духовного человека – это не молотящие звуки рока.

Покажите мне сокрушённого, молящегося, кроткого, ищущего Христа музыканта, и я покажу вам того, кто будет верен помазанной музыке Святого Духа, чего бы это ему не стоило. Музыкант или группа скорее будут неизвестны и забыты, чем огорчат Святого Духа следованием за беспечной, отступнической толпой. Рок-музыка умерла бы в евангельских кругах за одну неделю, если бы каждый музыкант сокрушился пред Господом, получив устрашающее видение святости Бога.

Духовные понимают, о чём я говорю. Я не утверждаю, что отказ от мирской музыки может спасти кого-либо. Я снова говорю, что мы спасены только по благодати, а не добрыми делами. Эта весть – о послушании любящего сердца. Мы обретаем гарантию безопасности у окровавленного жертвенника, но очищение наше – возле умывальницы. Мы очищены Святым Словом Божиим.

Да очистит нас Бог в полноте!

Что иное представляют собой мирские дела, как не суету, к которой некоторые привязаны без всякой пользы (вернее, кажутся всецело ей преданными), как не чрезмерные и бессмысленные хлопоты этой жизни?

Фрагменты.

Свт. Григорий Палама

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке. Ибо любовь к миру является враждой к Богу. Посему опять он же говорит: «Не любите мира, ни яже в мире» . Что же это – такое: «яже (что) от мира» , если ни погоня за деньгами, от которой нет никакой пользы душе, плотские вожделения, высокомнение, земные желания? Все это не только не – от Бога, но и отделяет от Него тех, которые имеют в душе эти (страсти), и умерщвляет душу, побежденную ими, и хоронит ее в золотом и серебряном кургане; что настолько хуже простой могилы, в которой мы обыкновенно хороним наш прах, насколько она, соответствуя нашим мертвым телам, запечатывает исходящий от них смрад и делает так, что он совершенно не чувствуется; золотой же и серебряный песок, насколько бы это пришло в голову богатых, употребляемый сверх того, делает умершего еще более смрадным, так чтобы вплоть до неба и небесных Ангелов и Самого Бога Небесного доходил смрад и отталкивал, проистекающие с неба, милости Божия и благосклонность Его к усопшему.

Омилия 49. В день памяти святого апостола и евангелиста и Христу весьма возлюбленного Иоанна Богослова.

Прп. Иоанн Кассиан

[Святые] к созерцанию блеска славы Божией с высшей живостью обращая взоры своего сердца, не переносят и скоротечных теней плотских помыслов, отвращаются всего того, что отвлекает взор ума от этого света. Блаженный апостол, желая внушить всем такое расположение, говорит: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек . Итак, святые отвращаются всего, что в мире есть мирского, но невозможно, чтобы они и кратковременным поползновением помыслов не отвлекались к тому, и теперь никакой человек (исключая Господа и Спасителя нашего) не сдерживает рассеяние духа так, чтобы, всегда пребывая в созерцании Бога и никогда не отвлекаясь от него, не погрешал в услаждении в какой-либо мирской вещи.

Собеседования.

Прп. Симеон Новый Богослов

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Да бежим же мира и того, что в мире, возлюбленные братья. Ибо что нам мир и мирское? Бежим же и устремимся до тех пор, пока не ухватимся за что-то постоянное и непреходящее. Ибо все тлеет и как сон проходит, ничто не прочно и не твердо из вещей видимых.

Катехизис 2.

Прп. Максим Исповедник

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Миром называет Писание чувственные вещи, и те, которые занимают ими свой ум, суть лица мирские, к которым к большему их пристыжению оно говорить: не любите мира, ни яже в мире . Яко все еже в мире, похоть плотская и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть .

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

не любите мира, ни, яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем

Потому что весь мир лежит во зле, перемешан со злом, крепнет и исполняется злом. Грех очень находчиво и умело с помощью сокровенных узких маленьких входов (удовлетворения чувствам), которые с трудом могут быть выделены и различены, входит в мир и оставляет отраву в природе и сущности мира. Своей любовью ко греху мир настолько слился со злом, что зло и мир звучат как синонимы. И, таким образом, любовь к миру создает любовь ко греху и злу. И святой Иоанн Богослов пишет: Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. (Кто любит мир, в том нет любви Отчей.) И что это за любовь Отча ? Это любовь, которая обнаруживается во всем Божественном, бессмертном, вечном, в благости, истине, правости, любви, мудрости. Это особый, иной мир, который полностью создан на всем том, что Божественно, бессмертно, истинно, праведно, премудро и вечно.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Применив учение к возрастам духовным, апостол присовокупляет увещание. Не любите мира . Это говорит как бы детям ; ибо дети всегда трепещут от радости пред тем, что кажется приятным. Потом высказывает причину, почему никто не должен любить мира, ни того, что в мире. Затем предлагает учение отцам и юношам , которые более способны и совершенны. Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых, под находящимся в мире, разумеет то, что совершается по похоти плотской, что, действуя чрез чувства, возбуждает похоть. Ибо под очами, главным орудием из чувств, он подразумевал и остальные чувства. Под похотью же разумеется всякое зло: прелюбодеяние, пьянство, неприличные любезности, убийства (совершаются ли они из корыстолюбия, или для уничтожения соперников), коварство, под которым нужно разуметь и всякое противодействие, - вообще все, враждебное Богу, а нами совершаемое чрез похоть плотскую.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Беда Достопочтенный

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Эти слова апостол обращает ко всем без исключения сынам Церкви; и, конечно, к тем, кто является отцами по рассудительности и зрелости в вере; и к детям по благочестию и смирению; и к отрокам либо юношам , одержавшим победу в борьбе с искушениями. Всем равным образом он советует по необходимости использовать мирские вещи, но не прилепляться сердцем к поверхностному и преходящему.

О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Поскольку они - друзья Богу, так что тот, кто хотел бы быть в мире , становится врагом Бога, из этого следует, что тот, кто хочет быть другом Бога, чтобы иметь любовь Его к себе самому, пусть отступит от любви к миру и ко всему, что есть в нем.

На 1-е послание Иоанна.

Чтобы кто-нибудь не подумал, что под словом мир здесь имеется в виду строение из неба и земли и того, что в них, Иоанн истолковал, чего касаются слова то, что в них , чтобы, следовательно, и мы узнали. То, что в них есть страстное и материалистическое расположение души, ознаменованное похотью плоти, воюющей на душу и похотью очей. Из вышесказанного можно заключить и о том, что и видимый мир уже не любят те, кто превзошел его для того, чтобы созерцать уже не временное, но вечное.

Краткое изложение.

Иларий Арелатский

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Разумный отец увещевает неразумных сыновей, чтобы не любили то, что быстро проходит; и это венец разумнейшего мастера, который подобает всякому справедливому.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Авва Исаия

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Брат спросил: «Что есть мир?» Старец ответил: «Мир - это тенета обстоятельств, мир - это действовать вопреки природе и удовлетворять свои плотские желания. Мир - это думать, что ты так и останешься в этом веке. Мир - это думать о теле, а не о душе, и похваляться тем, что от тебя осталось. Не от себя я все это сказал, но апостол Иоанн говорит: Не любите мир, ни то, что в мире .

Великий патерик.

Еп. Михаил (Лузин)

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Указав, что любовь к Богу и ближним составляет основание христианской деятельности (ст. 1 Ин. 2:7-11) и с особенным воззванием к христианам по возрастам их духовным (1 Ин. 2:12-14) , апостол с силою и решительностию раскрывает противоположную мысль о том, что недостойно любви человека к Богу и ближним и противно любви Божией к человеку. Не любите мира, ни того, что в мире : любить мир, или вселенную, как превосходнейшее создание Божие на потребу и удовольствие человека, повелевает и слово Божие, и сама природа человеческая. Следовательно, любить мир как прекраснейшее творение Божие и можно, и должно, и Сам же Бог вложил в нашу природу способность и потребность и познавать, и любить истину и красоту и добро в мире, и пользоваться с любовию и благодарностию к Нему дарами благодати Его в мире. Но, вследствие греха человека, природа изменилась в своем отношении к человеку, и человек изменился в отношении к природе, и мир вместе с человеком стал во зле, во грехе, и в этом смысле говорится, что мир во зле лежит (ср. Ин. 5:19 и прим.). А как зло и грех человек не должен любить, то и мир, почему и говорит апостол не любите мира. «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых, под находящимся в мире разумеет то, что совершается по похоти плотской, что, действуя чрез чувства, возбуждает похоть» (Феофилакт). Человек должен любить Бога всею душою своею, а мир, как греховный - во зле, и потому человек не должен любить его; человек, таким образом, стоит между ними и должен выбирать между ними, или любовь к Богу, или любовь к миру, должен служить или Богу, или мамоне (Мф. 6:24 прим.); Бог и мир стали для человека как противоположность, так что дружба с миром есть вражда против Бога, и, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4:4 ср. прим.). Таким образом, если нет в человеке греховной привязанности к миру, то он может пользоваться и утешаться всеми дарами его; но, как скоро он прилепляется к нему и начинает любить его, он становится для него грешным, злым, его не нужно любить, как грех, как зло. То же самое относится и ко всему, что есть в мире, и ко всем предметам мира, и ко всем людям, и ко всем животным, и вообще ко всем тварям: кто любит что-либо или кого-либо более, чем Бога, тот недостоин Бога и любви Его (ср. Мф. 10:37 и прим.). Но для чистых - все чисто, и негреховно можно и должно пользоваться всем, как чистым, во славу Божию (Тит. 1:15) ; мера пользования миром, как добром, есть мера любви к Богу; если любишь Его, все свято и чисто, если не любишь, все грешно и порочно, или зло. Разумеется, что речь идет безусловная, вместо относительной. - Кто любит мир и проч.: кто прилепляется пристрастно к миру, тот сим свидетельствует, что он не любит Бога, а кто не любит Бога, того и Бог не любит, и, следовательно, любовь Бога не почивает на том, или не пребывает в том. - Не любите мира , ибо все, что в мире, - не от Отца, а от мира; другими словами: не любите зла, ибо оно не от Бога, а от самого зла, или виновника его - диавола; и, кто любит его или прилепляется к нему, тот прилепляется к диаволу и устраняется от любви к Богу и от Божией любви к нему.

Толковый Апостол.

Евхерий Лионский

не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей

Не любите, говорит, мира, ни того, что в мире , потому что все это льстит нашему взгляду ложной красотой. Эта сила глаз, предназначенная для света, пусть не применяется к ложному; так как открыта она радости жизни, то пусть не допустит в себя причин смерти.

Похвальное послание Валериану.

Лопухин А.П.

Ст. 15-17 не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Указав в нарочитом двукратном воззвании к христианам разных возрастов на высокое благодатное состояние христиан, Апостол теперь решительнее высказывает предостережение против мира, лежащего во зле, и обманчивых благ мира. Что же такое мир, o kosmoV, от привязанности к которому предостерегает Апостол с особенною настойчивостью? «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, Апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых, под находящимся в мире разумеет то, что совершается по похоти плотской, что, действуя через чувства, возбуждает похоть… вообще все, враждебное Богу…» (блаж. Феофил.). Таким образом, это - мир, от которого, по увещанию Апостола Иакова, истинный христианин должен беречь себя неоскверненным (Иак 1:27); до гроба с ним есть вражда против Бога (Иак 4:4) . Два основания указаны Апостолом в доказательство необходимости решительного и полного отделения от мира: во-первых, то, что любовь к Богу не совместима с любовью к миру (ст. 15) - несовместима по той причине, что сущность мира, внутреннюю, одушевляющую его, жизнь образует греховная, боговраждебная похоть извращенной грехом природы человеческой (ср. Рим 7:7 сл.), разветвляющаяся на три главные страсти - похоть плоти или чувственность (ср. Рим 8:7-8), похоть очей и гордость житейская, - на которых, как на рычаге, вертится лежащий во зле мир и со стороны которых искушал Самого Господа диавол в пустыне (Мф 4:1-11 и др.); во-вторых, не нужно любить мира и потому, что он не может доставить там того постоянного и неизменного блага, к которому мы стремимся, так как мир и его желания есть нечто текучее, преходящее, тогда как исполняющий волю Божию находит благо, навсегда пребывающее (ст. 17). «Мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно». (Феофил.).

Толковая Библия.

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
(От Иоанна 15:18−19)
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. (1-е Иоанна 2:15)

«…Cвет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (От Иоанна 3:19,20). Мир любит свое и своих, а тех, кто дерзает говорить миру о зле мира, он ненавидит и гонит. В последние недели раскручивается новый виток оголтелой безумной истерии ревнителей избирательной толерантности вокруг лекции Светланы Юрьевны Шестаковой, прочитанной 18 апреля 2008 г. в день памяти трех ритуально убиенных Оптинских преподобномучеников, между днями памяти святого преподобномученика Евстратия Печерского (10 апреля) и святого младенца мученика Гавриила Белостокского (3 мая).

Продолжается медиа-травля и уголовное преследование беременной женщины в декретном отпуске с годовалым ребенком на руках, который еще в утробе познал первую волну этой травли, развязанной тогда перед самыми родами. А в месяц от рождения этот человечек чуть не потерял маму, попавшую в больницу в результате тяжелого стресса на фоне послеродовой ослабленности организма после лихого налета с обыском, учиненного на праздник Успения Божией Матери в 2008 г., совершенного по всем правилам обысков по 282 «русской» статье. Изъяли тогда книжки по сравнительному богословию, учебник Дворкина и Закон Божий протоиерея Серафима Слободского - «угрожающую обществу экстремистскую литературу».

И в чем же обвиняет мир Светлану Юрьевну, преподавателя вуза и сотрудника миссионерского отдела Тюменского благочиния, специалиста в области сектоведения? Мир кипит злобой потому что она «посмела» на православных внутриконфессиональных курсах повышения квалификации преподавателей, организованных отделом катехизации и религиозного образования Тюменского благочиния в здании епархиального Душепопечительского центра (по сути тех же богословских курсах, особенно если судить по составу слушателей) говорить о том, чему учит Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь - Церковь Православная. Судить о содержании лекции по тем гнусным надерганным и нарезанным расшифровкам и публикациям, которыми кишит интернет и пресса - наивность, доходящая до глупости или сознательное предательство. Что можно сделать с четырехчасовой лекцией, сперва, тайком записав ее как минимум на 2 диктофона с паузами и остановками, похоже, не брезгуя и монтажом, а потом «расшифровав» с огромным количеством в т. ч. и орфографических ошибок (приписанных лектору) и сознательных искажений? В некоторых случаях реплики слушателей или цитаты из учебников приписывались лектору, в некоторых - старательный расшифровщик додумывал, что было плохо слышно на записи, демонстрируя при этом свой невысокий образовательный уровень, в некоторых местах многоточие (три точки) заменяют несколько минут, а слова, сказанные через это время клеятся к предыдущим, иногда слова, сказанные о православных, преподносятся как слова, сказанные о католиках и т. д. и т. п. Фонографическая экспертиза записи с использованием специальных технических средств на предмет монтажа в ходе следствия так и не была проведена, несмотря на ходатайство со стороны защиты.

Нет смысла вновь подробно разбирать все пункты обвинений протии Светланы Юрьевны, они рассмотрены автором в предыдущей статье «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» . Кратко напомним, что основное возмущение ревнителей избирательной толерантности вызвали положения лекции, которые можно кратко сформулировать следующим образом:

1. Католицизм - это безблагодатная ересь.
2. Мухаммед - это лжепророк.
3. Неопятидесятнические «церкви», выдающие себя за традиционных протестантов или пятидесятников, - являются тоталитарными деструктивными сектами.
4. Иудейская маца (которой «причащаются» неопятидесятники) является антихристианским символом, поскольку в истории имели место факты использования хасидами (направление иудаизма) крови христианских детей для ее приготовления, что нашло отражение в православной агиографии и исторической литературе, признается отдельными представителями иудаизма.

При этом в лекции присутствовали многочисленные смягчения, оговорки, разъяснения, например, о том, что надо знать истинное положение вещей, но при этом вести диалог с разумением, учитывая самолюбие собеседника, не говорить того, что он не вмещает; а также слова о любви ко всем людям, вне зависимости от вероисповедания и национальности.

С точки зрения соответствия православному вероучению первое и второе положения, недвусмысленно сформулированные святыми отцами и учителями Церкви могут вызвать недоумение только у патологических ревнителей толерантности или невежд, подобных экспертам из Уфы, составившим для обвинения так называемую «религиоведческую и этнополитологическую экспертизу», при этом не имеющим и намека на религиоведческое, тем более богословское образование. Вынося суждение о том, что материалы лекции «отражают собственные убеждения лектора» (а не учение Церкви) незадачливые «эксперты» не удосужились использовать в ходе экспертизы ни Библии, ни творений святых отцов, ограничившись более понятными им светскими и энциклопедическими изданиями. Только на основании этой липовой пышущей злобой экспертизы следователю удалось-таки передать дело в суд. Практически все остальные материалы дела свидетельствовали в пользу Светланы Юрьевны.

Еще на стадии проверки следователь Черняев дважды отказывал в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. После этого материалы передали другому следователю, который дело возбудил. Со всех мест работы Светланы Юрьевны на нее были даны сугубо положительные характеристики. Свидетельские показания (за исключением показаний заявителей и подсыльных слушателей лекции) также свидетельствовали в пользу обвиняемой. В ходе расследования были проведены психологическая и лингвистическая экспертизы, которые также свидетельствовали в пользу Светланы Юрьевны: никаких оскорблений, унижений, все в русле богословской дискуссии, разбора вероучений. Причем лингвистическая экспертиза проводилась в Москве специалистами из ФСБ.

По поводу наличия благодати в католицизме сегодня есть различные мнения в богословской среде, однако у святых отцов по этому поводу существует удивительное соборное единомыслие, озвученное лектором, опирающимся не на разномыслие современных богословов, а на святых отцов от Феодосия Печерского до Иоанна Кронштадтского и Лаврентия Черниговского. То, что Мухаммед, «пророчествовавший», что Иисус не есть Бог, является лжепророком написано даже в самом распространенном сегодня издании Закона Божьего протоиерея Серафима Слободского . То есть, это знает каждый православный школьник. Хотя, к сожалению, это забывают отдельные маститые богословы, почитающие каноны Церкви то ли ракушками, налипшими на дно корабля и тормозящими его прогрессивное плавание, то ли ополосками из Алтаря, то ли никому не нужным хламом на чердаке.

Третье положение представляет собой прямое изложение мнения ведущих сектоведов России, прежде всего А.Л. Дворкина . Вообще, в этом вопиющем деле доходит и до смешного - Светлане Юрьевне ставят в вину (приписывая авторство ей самой) цитаты из учебников и ссылки на известные религиоведческие исследования. В октябре в Тюмени состоялась конференция, на которой выступал известный сектовед из Новосибирска протоиерей Александр Новопашин. Слушая его выступление, я пожалел о том, что среди слушателей не было следователя и прочих обвинителей Светланы Юрьевны - с высокой трибуны большого зала заседаний Тюменской областной Думы слово в слово (!) звучали фрагменты обвинительного заключения по «делу Шестаковой» - те же самые цитаты, за которые судят Светлану Юрьевну! Говоря о тоталитарных деструктивных сектах, отец Александр не ограничился общими фразами, а дважды повторил, поворачиваясь к присутствующему в президиуме председателю областного комитета по делам национальностей, названия таких сект, особо активно действующих в Тюмени - «Свет миру» и ее «социальное» подразделение «Соль земли», занимающееся псевдореабилитацией наркозависимых и скрывающее свою конфессиональную принадлежность. Вообще, выступление известного сектоведа было посвящено тематике псевдореабилитации наркозависимых, в ходе которой одна зависимость (химическая) заменяется психической зависимостью - не менее, а иногда и более страшной. Тюменская секта «Свет миру» входит в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) - РОСХВЕ. Выступая на многих научных конференциях, отец Александр всегда указывает на то, что РОСХВЕ во главе с Сергеем Ряховским - это «жесточайшая тоталитарная неопятидесятническая секта оккультного типа, признанная во всем мире как особо опасная и деструктивная» . Одним из заявителей по делу Шестаковой является г-н Лавренов - «епископ» «церкви» «Свет миру», входящей в РОСХВЕ… Помимо лекций по сектоведению Светлана Юрьевна до выхода в декретный отпуск проводила при Свято-Троицком монастыре беседы с пострадавшими от оккультизма и сект. Приходили и бывшие неопятидесятники. Поэтому Светлана Юрьевна знает, что делают с людьми в таких организациях не только по учебникам Дворкина.

Из-за откровений Лавренова, гордящегося тем, что члены его секты «причащаются» иудейской мацой, Светлана Юрьевна была вынуждена упомянуть и четвертое положение. Надо подчеркнуть, что Светлана Юрьевна упомянула мацу именно ввиду факта ее использования сектой, коротая называет себя «христианской», для того, чтобы выявить антихристианское нутро этой секты. Христиане не могут использовать столь одиозные антихристианские атрибуты в богослужении, так же как, например, патриотические организации не могут, не должны использовать, свастику - многозначительный древний символ, использовавшийся и в христианстве, т.к. он исторически связан с гитлеровским фашизмом. Светлана Юрьевна не стремилась во что бы то ни стало опорочить иудаизм, а пыталась раскрыть псевдохристианскую или антихристианскую суть секты, опираясь на Священное Предание Церкви.

Согласно догматическому богословию Священное Предание воплощено «в Деяниях Вселенских и Поместных Соборов, в Житиях и Творениях святых отцов, в канонических постановлениях, в литургическом творчестве, в иконографии и благочестивых обычаях» . Изъяснение Священного Предания и учения Православной Церкви в аудитории, которая и собралась для того, чтобы узнать, то, чему учит Церковь, не может расцениваться как «разжигание межрелигиозной розни». В противном случае в «разжигании межрелигиозной розни» придется обвинить всю Православную Церковь, Библию и Святых Отцов. В Откровении Иоанна Богослова Господь обращается к Ангелу Смирнской церкви со словами: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откровение 2:9,10) В православных песнопениях, поющихся во всех действующих православных храмах за три дня до Пасхи в Страстную Пятницу (день, когда был распят Христос, преданный иудеями), иудеи называются «злочестивыми», «богоубийцами» и т. д. Один из наиболее известных и почитаемых Святых Отцов Православной Церкви, Иоанн Златоуст так писал о иудеях: «нет ничего жальче иудеев» или «я потому-то особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имея пророков, (иудеи) не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельств его; а это свойственно людям, в высшей степени злобным.". Всего у Иоанна Златоуста 8 обширных слов против иудеев. Напомню, что этот святитель почитается величайшим проповедником, столпом-устроителем Церкви, ее вселенским учителем. Во всех православных храмах чаще всего совершается литургия (служба) составленная Иоанном Златоустом, его имя поминает священник на каждом отпусте (в самом конце службы). В дополнение можно процитировать житие святого младенца-мученика Гавриила Заблудовского из «Энциклопедии православной святости», изданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Крестьянский белорусский мальчик по имени Гавриил был похищен евреем - арендатором, дабы… из его невинной крови замесить иудейскую мацу". Вообще, что касается ритуальных убийств, известно много документальных и бесспорных доказательств таких преступлений, в том числе, установленных дореволюционными судами. Более ста случаев перечислено в известном исследовании автора «Толкового словаря живого великорусского языка», не только словесника, но и специалиста в области медицины академика В.И. Даля . Факт ритуального убийства Андрея Ющинского был установлен судом присяжных в знаменитом деле Бейлиса, хотя сам Бейлис был оправдан за недостаточностью улик лично против него (при разделившихся поровну голосах присяжных) .

Библия, творения свт. Иоанна Златоуста и жития святых не состоят в Федеральном списке экстремистских материалов. Эти источники можно цитировать и использовать в лекциях. В данном случае эти шокирующие несведущих цитаты приведены для того, чтобы показать всю абсурдность суда над православным лектором: то, что вызвало возмущение ревнителей избирательной толерантности, действительно содержится в учении Церкви. В 2005 году Черемушкинская межрайонная прокуратура г. Москвы вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с публикацией книг М.В. Назарова «Тайна России» и «Жить без страха иудейска!» поскольку «автор лишь придерживается православно-христианского учения - признанной мировой духовно-нравственной традиции". Этот же вывод очевиден в деле Светланы Юрьевны.

Конечно, в Священном Писании и пророчествах святых есть и другие слова в отношении иудеев - о их покаянии и спасении в последние времена, о том, что и нам - бывшим язычникам «привитой дикой маслине», не надобно возноситься над «природными ветвями». «Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (К Римлянам 11:21). Действительно, русская толпа, в восторге поздравляющая друг друга с насильственным «отречением» Помазанника Божьего или зверским убийством оклеветанного сибирского мужика, или глумящаяся над разбросанным по площади телом великого князя Сергея Александровича при собирающей здесь же куски тела горячо любимого мужа супруге, и сто лет потом воспевающая в учебниках для детей убийц и террористов, устраивающая потешные «крестные ходы» и дискотеки в поруганных храмах, очень похожа на толпу иудеев, предающих Христа и кричащих Пилату: «Кровь его на нас и детях наших!» (От Матфея 27:25).

Действительно, можно тенденциозно подбирать материал, но этой тенденциозности не было в лекции Светланы Юрьевны, о чем говорят практически все реальные слушатели лекции за исключением подосланных провокаторов. Даже подклеенная аудиозапись в полном варианте оставляет совсем иное впечатление по сравнению с «расшифровками».

«…Любить человека, любого: католика, не католика, мусульманина, атеиста - это христианская задача. Не судить, спасется он или нет, это надо зарубить себе на носу. Мы не знаем.»

«…Что дальше говорится (Феодосием Печерским - автор), по отношению к человеку: «Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего, будь то жид, или турок, или латинянин, ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишён будешь награды у Бога, ибо сам Бог в нынешнем веке изливает милостыню свою не на христиан только, но и на неверных.»

«…Во-первых, это вопрос не национальности. Вот как вам нужно правильно с любовью к человеку это говорить… они (мусульмане - автор) живут действительно благочестно во многих аспектах: растят детей, не блудят, абортов не делают… у них много чему можно поучиться: то, как они заповедь почитания родителей соблюдают, почитание старших….такие удивительные качества в каждой национальности есть, чудные стороны какие-то, задатки, свои дары,
Реплика:…традиции…
Реплика:…Богом данные…
Реплика:…у любого народа традиции…»
«Надо следить за языком в этом отношении и восприятии, и любить каждого, потому что каждый - это… никто от дьявола не произошёл, все от Бога произошли. Как Господь ведёт - не нашего ума дело…»
Все это тоже лекция Светланы Юрьевны…

Одному известному богослову, который сам нередко страдает от монтажа и провокаций и жалуется на это, фактически выступившему экспертом на стороне обвинения, обвинившему Светлану Юрьевну в «богословии ненависти», автор статьи уже отвечал посредством публикаций в интернете: «Богословие ненависти» получается из нескольких склеенных цитат, надерганных за 4 часа. Простите, Вы просто вынудите, для примера, сделать нечто подобное с какой-нибудь Вашей лекцией. Только в прокуратуру я это не отправлю, даже в форум не помещу - а то вдруг и буддисты оскорбятся…».

Ну где уж нам набраться терпения и послушать 3 часа - мы скоры на расправу - осудим так, сразу, по трем фразам в пересказе сектантов. А святые отцы и слушать не хотели, когда о брате сообщали что-либо худое, они даже не разбирались - правда или нет - просто затворяли слух… но что нам «образованным людям XXI века» святые отцы - так, ракушки на дне корабля.

Так за что же судят Светлану Юрьевну? Хочется также спросить, кто действительно разжигает межконфессиональную рознь: Светлана Юрьевна, в ходе богословской религиоведческой лекции естественным образом упомянувшая противоречия в вероучениях различных конфессий на внутриконфессиональную православную аудиторию, состоящую из 35−40 человек или те, кто уже более года муссирует эти противоречия в СМИ, смакуя наиболее острые словосочетания, вставляя провокационные комментарии, используя при этом искаженные скомпилированные материалы, не брезгуя и откровенной пропагандистской клеветой в стиле черного политпиара?

Слово ересь происходит от древне греческого - выбирать, выбор, направление, мнение. С нашумевшей лекцией Светланы Юрьевны Шестаковой еретики-сектанты поступают примерно также как со Священным Писанием: выбирают, передергивают, вырывают фразы из контекста, компилируют по своему усмотрению, искажают целостно-смысловой контекст. Что ж, им не привыкать. В то же время профессионально подготовленный и организованный информационный гвалт, инспирированный неопятидесятниками во всероссийском и даже международном масштабе, подхватили не только «иные конфессии», но еще более ретиво - обновленцы от Православия. С одной стороны, это вызывает удивление: как можно столь безоглядно довериться очередному лукавому проекту сектантов, рвущихся в ряды «традиционных» под маской протестантизма? Ведь глумятся инославные, сектанты и безбожники над твои братом (в данном случае сестрой) во Христе (даже если на ваш взгляд она в чем-то неправа, и вы с ней не согласны). Не внутреннее ли это дело - разобраться в существующих противоречиях, вынести суждения, но от внешних - защитить! Так поступают, наверное, в любой сплоченной группе единомышленников. С другой стороны, озлобление обновленцев неудивительно, ведь на самом деле лекция была направлена, прежде всего, не на критику «иных конфессий», а на противоборство духу обновленчества в православной среде. Больше всего Светлана Юрьевна «критиковала» не иудеев, католиков или мусульман (мусульман, иногда даже ставила в пример), а православных или тех, кто только называет себя таковыми. Лекция носила конфессионально-мировоззренческий характер, была направлена на формирование у слушателей (православных, за исключением засланных с диктофонами) твердости стояния в Вере перед лицом надвигающихся вызовов толерантности (ко греху), глобализации и экуменизма.

Именно в этом контексте прозвучала фраза «Мухаммед - это лжепророк». Светлана Юрьевна ни в коем случае не призывала кричать об этом на площадях или в обязательном порядке сообщать на уроке ОПК. Это ясно любому, кто действительно слушал лекцию, что отражено в частности в показаниях свидетелей. Она говорила лишь о том, как надо отвечать, если тебе, тому, кто исповедует Христа Богом, напрямую предлагают отречься от Него - смолчать или слукавить в ответ на прямой, пусть даже провокационный вопрос: «Можешь ли ты, православный назвать Мухаммеда лжепророком?». Ах да, мы боимся нарушить межконфессиональный мир в регионе, боимся оскорбить религиозные чувства «иной конфессии», боимся показаться миру сему нетолерантными мракобесами, боимся впасть в немилость к светским властям, боимся мести фанатиков, только Бога не боимся. Ведь Мухаммед «пророчествовал», что Иисус не есть Бог… «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (От Матфея 10:33). Отрекаемся не перед шариатским судом в Османской империи и не перед садистом-боевиком, который может мучить неделями (как Евгения Родионова в Чечне), отрекаемся на православной конференции перед одним единственным мусульманином, которого кто-то старательно привел сюда специально для этого провокационного вопроса. Этот случай действительно имел место в Тюмени за несколько месяцев до лекции Светланы Юрьевны и объективно «всплыл» в ходе лекции.

Сегодня в России некоторые силы пытаются заложить фундамент «Второго Ватиканского собора - по-русски». В некоторых странах Европы государственным служащим, преподавателям, тем кто «работает с людьми» уже запрещено открыто декларировать свою религиозную принадлежность, регулярно поднимается вопрос о запрете воздвигать кресты над культовыми зданиями (это оскорбляет «иные конфессии»). Говорить о любых меньшинствах в тоне отличном от подобострастного просто опасно - уволят, изгонят, предадут «анафеме», а то и в тюрьму посадят.

Все что не вписывается в парадигму подчиненности Правды Божией миру сему прелюбодейному и грешному искореняется с поистине сатанинской яростью. Но злоба эта тщетна, ибо сказал Господь верным своим: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.» (От Иоанна 16:33)

P. S. Я обращаюсь ко всем православным христианам, а в особенности к отцам. Судят сегодня не только Светлану Юрьевну. Сегодня смолчим - завтра не только в аудиториях, но и с амвонов запретят говорить Правду, приучат к толерантности, к «позитивной дискриминации» как в Европе. Далее - изменение текста богослужений, начиная с песнопений в Страстную Пятницу, деканонизация наиболее «одиозных» святых, причем Гавриилом Белостокским и Геннадием Новгородским ограничиться не удастся. И распятия, оскорбляющие религиозные чувства иных конфессий, придется потом попрятать… А пока одного вашего слова - соборного слова Церкви достаточно, чтобы положить предел беспределу толерантности.
Свобода во Христе - это не свобода грешить, это свобода говорить Правду, творить волю Божию, а не угождать людям, как это делали первые христианские мученики, новомученики и исповедники ХХ века, как это делал отец Даниил Сысоев, убитый в храме, где он служил Богу.
Не в силе Бог, а в Правде.
Шестаков Константин Александрович , заведующий миссионерским отделом Тюменского благочиния

Сноски:

1. Интернет-журнал «Русская неделя»
или
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=63 525&type=view

3. «Закон Божий» Том 2. - М.: Издательство «Ковчег», «Схолия», 2004 г. - 432 с.

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования - Н. Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2002 г.с.561−562:

6. Догматическое богословие. Архимандрит Алипий, архимандрит Исайя. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1997 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С. 31.

7. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в 12 т. СПБ: С.-Петербургская Духовная Академия, 1898. Том 1, книга 2, с. 645−759.

8. Энциклопедия православной святости: В 2 т. Т.1. / Авт.-сост. А.И.Рогов, А.Г. Парменов. - М.: Издательский дом «Ниола 21 век», Издательство «Лик пресс», 2003. - 400с. С. 122.

9. Даль В.И. Записка о ритуальных убийствах - М.: «Витязь», 1995 г.

Загрузка...
Top