Дэниел Гоулман. Эмоциональное лидерство

Эмоциональная компетентность важна для людей любого возраста и рода занятий. Она позволяет лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, определять родные ценности, добиваться поставленных целей. имеет прямую связь с уровнем личной эффективности. Такой навык не даётся с рождением, он является результатом усердной работы над собой и своими привычками.

  • Содержание:

Понятие эмоциональный интеллект

Само понятие появилось в конце 20 века благодаря Дж. Мейеру и П. Сэловею, определявшими его как осознание и управление собственными эмоциями , а также эмоциями других людей. Это один из ментальных навыков, находящийся в ряду прочих личностных качеств человека.

В широком понимании — это умение обрабатывать поступающую информацию, которая содержится в эмоциях, и предпринимать действия на основе полученной информации. Он является составной частью общего понятия социальный интеллект .

Основные составляющие

Управление собой и другими можно представить в виде пирамиды, в фундаменте которой лежит осознание себя, а на вершине — владение общей ситуацией, умение повернуть её в нужное русло. Поступательное движение к вершине и есть личностный рост человека.

Самосознание

Самосознание необходимо для анализа собственных эмоций. Нужно учиться выявлять взаимосвязь между проявлением своих настроений и последствиями, каким образом то или иное поведение влияет на окружающих. Понимание себя это первый шаг к пониманию окружающих и база для управления собой.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Наше внутреннее состояние напрямую влияет на восприятие окружающего мира, формируя соответствующий образ мыслей. Сообразно мыслям мы начинаем действовать. Поддерживая высокий эмоциональный фон, можно легко и быстро решать вопросы, заряжая окружающих позитивной энергией. С негативными ощущениями также надо уметь работать, прорабатывать их и отпускать, иначе запущенные отрицательные мысли могут стать причиной болезней.

Самомотивация

Начать движение по целям помогает особый настрой. Верно установленные ценности не требуют дополнительной мотивации, вас несёт в потоке событий в нужном направлении. При возникновении трудностей необходим самоконтроль, умение отказать себе в сиюминутных удовольствиях ради большой цели. Формула «Плохо сейчас, хорошо потом» не позволит отступить от намеченного плана. Если цели родные, в большей степени нужна самодисциплина, нежели мотивация. Таким образом развивается воля к действию .

Распознавание эмоций окружающих

Кто умеет контролировать себя и имеет желание действовать, получает доступ к следующей ступени — возможности улавливать социальные сигналы, несущие в себе информацию о настроении и переживаниях окружающих людей. Зная свои слабости и способы их преодоления, человек тонко чувствует настроения окружающих. Один из показателей общего уровня интеллекта — умение распознать эмоциональное состояние собеседника. В этом случае можно выбрать модель поведения и взять ситуацию в свои руки.

  • распознавание эмоций окружающих + воля к действию = управление ситуацией

Управление отношениями

Через работу над собой зарождаются лидерские качества. На вершине эмоциональной осознанности приходит понимание законов человеческих отношений. Уверенный в себе, спокойный, проницательный, волевой — всё это характеристики сильного лидера. Каждый руководитель обязан продолжать саморазвитие в области эмоционального интеллекта, применяя новые знания на практике. Иначе он рискует попасть под влияние более сильной личности и утратить нити управления. Переворот может произойти как внутри руководимой им группы, так и путём поглощения со стороны.

Темп жизни постоянно ускоряется, возрастает частота и интенсивность нагрузок на нервную систему. Тревожность, тоска, беспомощность, стрессовые реакции - все эти негативные симптомы являются результатом низкого уровня эмоциональной культуры . Увеличивается число людей, у которых проявляется непринятие собственной личности, непонимание и отвержение окружающих.

Если вас что-то не устраивает в других, проще изменить собственное отношение к ситуации, чем пытаться всех переделать. Вместо предъявления требований к окружающим, следует для начала повысить требования к себе. Хороший руководитель это эмоционально компетентный человек. Эффективное управление коллективом возможно тогда, когда вы в ладу с самим собой.

  • путь к управлению другими лежит через умение управлять собой

Можно самостоятельно развивать эмоциональный интеллект или записаться на специальные тренинги. Это должны быть в основном практические занятия в той последовательности, о которой мы написали выше. То есть начать движение от понимания себя и развития своей воли. Принимайте участие в командных играх, станьте судьёй в игровом виде спорта, организуйте мероприятие, найдите возможность выступить перед аудиторией. это мощный инструмент управления вниманием и настроением окружающих.

Тренировка эмоционального интеллекта важна в той же степени, как и физическая подготовка. Людям свойственно ослаблять усилия, погружаясь в зону комфорта. В запущенных стадиях это приводит к потере уверенности в себе и снижению качества жизни. Покидать зону комфорта надо для выхода на новый уровень или возвращения прежней формы. Как и в спорте, набирать ход надо размеренно, постепенно повышая нагрузку. Фокус должен быть направлен на приобретение трёх групп навыков.

  • ЭИ = ЭН + КН + ПН

I. Эмоциональные навыки направлены внутрь своей личности:

  • определение настроений;
  • выражение эмоций;
  • определение интенсивности эмоций;
  • владение своими и управление чужими состояниями;
  • понимание того, когда действия основаны на эмоциональных импульсах;
  • умение контролировать импульсы;
  • умение направить эмоции для достижения определенных целей, воздержавшись от сиюминутных удовольствий.

II. Когнитивные навыки дают представление о себе в окружающем мире:

  • осознание настоящего момента, мысли о прошлом и будущем уместны только тогда, когда в этом есть польза;
  • умение ставить цели, предвидение последствий и поиск альтернативных путей;
  • усвоение поведенческих норм;
  • уважение чужого мнения и отличных точек зрения;
  • направление мыслей на решение проблем, исключая пустые переживания;
  • установление своей роли в обществе;
  • позитивная настроенность к себе, жизни и окружающим.

III. Поведенческие навыки направлены на совершение действий во внешнем мире:

  • умение вести себя сдержанно в любой ситуации;
  • совершенствование речевых навыков;
  • внутренний самоконтроль тела во избежание неосознанных движений;
  • придерживание здорового образа жизни.

Считается, что в деловой сфере нельзя полагаться на эмоции и они не должны влиять на результат. Однако в действительности эмоциональное взаимодействие в бизнесе очень важно, поскольку позволяет выработать эффективные решения и обеспечить их выполнение.

Надо правильно разграничивать понятия эмоциональный интеллект и эмоциональность . Последняя обнаруживает себя в нестандартном проявлении настроений, имеющем яркий и эксцентричный характер. Высокая интенсивность эмоций становится препятствием для принятия взвешенных решений, ими невозможно управлять, поэтому они идут во вред общему делу. Эмоции умеренной интенсивности содержат большой объём полезной информации.

Перемены настроения присущи всем без исключения людям, и часто определяют их поведение. Нобелевскую премию по экономике в 2002 году получил Даниэль Канеман. Он доказал, что эмоциональные факторы влияют на принятие важных экономических решений.

Связь лидерства и эмоционального интеллекта

В каждой общности есть человек, который стремится занять лидирующую позицию. Успеха достигает тот, кто имеет развитый эмоциональный интеллект . Это не всегда самый начитанный представитель коллектива, но тот, кто на деле не боится взять в свои руки ответственность за себя и остальных. Именно совокупность практических навыков и воля к действию определяют успех.

  • сильный лидер — эмоционально зрелая личность

Высокий уровень эмоционального интеллекта избавляет от пустых страхов и сомнений, делает понятными чужие мотивы, позволяет наладить эффективное взаимодействие с окружающими. Умение окружить себя профессионалами намного целесообразнее, чем делать всё самостоятельно. Сильный лидер умеет ставить чёткие цели, обладает высокой степенью самоактуализации, уверен в себе, умеет признавать свои промахи и ошибки. Иными словами, он способен проявлять эмоциональную зрелость.

Примеры успеха в развитии эмоциональной компетентности

Об эмоциональном интеллекте говорят уже давно, но не во всех странах ему уделяют одинаковое внимание. На Западе его преподают в школах и институтах, как основу успеха в трудоустройстве и личной жизни. Программы MBA делают упор на управление эмоциями и лидерство .

Зарубежный пример

Компания American Express с выводом на рынок нового продукта «Страхование жизни» столкнулась с огромным сопротивлением. Негативное отношение наблюдалось и у клиентов, и сотрудников, ведь данная услуга наводила на мысли о смерти. Агрессивный стиль продаж не сработал, нужно было срочно предпринимать эффективные меры. Тогда в American Express всех сотрудников отправили на обучение по развитию эмоционального интеллекта . В результате продажи резко увеличились.

Отечественный пример

В России концепция не так популярна, но в последнее время к ней стали относиться с повышенным интересом. Всё больше и больше компаний целенаправленно способствуют развитию эмоционального интеллекта своих сотрудников. Хорошим примером являются компании «СИБУР», «Сбербанк». Этот навык имеет хороший отклик в производственной сфере, где результат внедрений виден практически сразу.

Многие люди обладают талантами, умом и сообразительностью, но это не делает их состоятельными. Они часто находятся в одном шаге (знании) от полноценного преуспевания. Возможно, для вас это недостаточный уровень эмоционального интеллекта?

Экология жизни: Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит...

«Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Как же так?»

Подтверждений этому много. Например, будущий миллиардер Пол Орфала в начальных классах не мог даже выучить алфавит и был отчислен из четырех школ. Его табель пестрил двойками и единицами. Школу юноша окончил кое-как – восьмым с конца в списке успеваемости (из книги «Копируй это») .

Известного всем Стива Джобса несколько раз временно исключали из школы за плохое поведение и невыполнение домашних заданий - он наотрез отказывался делать то, что считал напрасной тратой времени. Сам Стив говорил по этому поводу: «Мне было очень скучно в школе, и я стал настоящим сорвиголовой» (из книги «iKoна. Стив Джобс» Джеффри С. Янга, Уильяма Л. Саймона).

Эмоциональное лидерство

Так почему же многие из тех, кто был отличниками в школе, добиваются «по жизни» меньших успехов, чем те, кто числились в проблемных или даже безнадежных учениках?

Известный психолог Марина Мелия считает, что причина в эмоциональном интеллекте . У успешных людей такой интеллект высокоразвит. Получается, что для достижения успеха он важнее, чем IQ. Ученые Гарвардского университета даже утверждают, что значимость IQ в данной случае составляет всего-то 20%. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал.

Понятие «эмоциональный интеллект» многозначное и сложное. Марина Мелия в своей книге «Бизнес – это психология» пишет, что он складывается из массы разных качеств, часто трудно определяемых, которые проявляются:

  • в высоком уровне понимания себя,
  • в способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение,
  • контролировать свои и чужие эмоции,
  • в умении принимать правильные решения,
  • способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д.

Одно из важных проявлений эмоционального интеллекта - умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны.

Впервые об этом явлении заговорили на Западе после выхода книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональное лидерство».

Гоулман выявил четыре составляющие эмоционального интеллекта . Высокие результаты в этих категориях гарантируют лидерам достижение максимально комфортных и гармоничных отношений с окружающими, уважение и доверие своих сотрудников, а значит - неизменный успех в управлении и руководстве.

1. Самовосприятие

Это способность прислушиваться к своим внутренним чувствам, осознавать свои сильные и слабые стороны, пределы своих возможностей. Люди с развитым самосознанием относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Точное знание своих способностей позволяет им полноценно использовать свои стороны, придает уверенности в себе.

2. Управление собой

Объективное представление о своих сильных и слабых сторонах, способность прислушиваться к своим эмоциям позволяют повысить уровень самоконтроля. Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои негативные эмоции, сохранять спокойствие и рассудительность даже во время кризисов и сильных стрессов. Они гибко приспосабливаются к сложностям, в трудных обстоятельствах всегда видят благоприятную возможность, а не угрозу.

3. Социальная восприимчивость

Понимание своих эмоций и контроль над ними помогают развить навык сочувствия и сопереживания окружающим людям. Социальная восприимчивость позволяет понимать невысказанные чувства других людей. Благодаря такой эмпатии легко находить общий язык с людьми из разных социальных слоев и даже разных культур.

4. Управление отношениями

Это умение использовать свою способность воспринимать эмоции (как собственные, так и чужие), чтобы эффективно выстраивать отношения. Это способность оказывать влияние на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Люди, обладающие этим навыком, неизменно убедительны и обаятельны.

Марина Мелия добавляет еще и 5-ю составляющую эмоционального интеллекта:

5. Умение принимать решения

В том, как люди принимают решения, эмоциональный интеллект проявляется наиболее ярко.

Мелина Мелия обозначает пять ключевых слов, которые отличают людей эффективных, то есть умеющих принимать решения, от неэффективных.

Эти слова – осознание, реальность, критерий, ответственность и безальтернативность .

Эффективный человек способен четко осознать, что он находится в ситуации выбора и что если перед ним стоит проблема, то ее необходимо решать.

Эффективный человек способен увидеть максимально объективную картину, «посмотреть правде в глаза».

Эффективный человек всегда осознает, на основании чего (на основании каких критериев) он принимает решение в конкретной ситуации.

Эффективный человек никогда не перекладывает ответственность на чужие плечи.

И наконец, эффективный человек не возвращается на полпути к другим вариантам. Приняв решение, он твердо действует в выбранном направлении.

И еще один важный момент. Если IQ с возрастом снижается, то эмоциональный интеллект продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни . И руководитель, который работает над развитием своего эмоционального интеллекта, добивается высочайших результатов. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

По материалам книг Дэниела Гоулмана "Эмоциональное лидерство" и Марины Мелия "Бизнес - это психология"

Что такое эмоциональный интеллект и лидерство?

Успех человека напрямую зависит от его эмоционального интеллекта (EQ). Впервые эту идею озвучил Девид Големан в одноимённой книге. Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций . Управление и понимание своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

  • Подавленность своими эмоциями .
    Низкая самооценка, вина и депрессия показывают на низкий эмоциональный интеллект. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств. У него портится настроение, и он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный неуспех (недоволен собой) и социальный неуспех (ничего не достиг).
  • Управление эмоциями .
    Дисциплина показывает на развитый эмоциональный интеллект. Здесь человек понимает часть своих скрытых мотивов и учится управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя. Такой подход позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром, достигать некоторых целей и добиваться некоторых успехов.
  • Наблюдение за эмоциями .
    Просветление означает наивысший эмоциональный интеллект. Человек перестаёт быть рабом своих эмоций (но продолжает их испытывать). Здесь больше нет скрытых мотивов, зато есть чёткое понимание себя и своих намерений. Сомнения больше не встают на пути. Высокий эмоциональный интеллект означает отсутствие “внутренних тормозов” для самовыражения, а, следовательно, успех становится логичным следствием любых поступков человека.

Это довольно размытая шкала, некоторые события жизни могут временно перенести Вас по ней выше или ниже, но она даёт общее представление об уровнях развития эмоционального интеллекта.

Лидеры – с развитым эмоциональным интеллектом. И вот почему:

√ Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

√ Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

Силу лидерства используют по-разному: либо манипулируют людьми, либо вместе делать одно большое дело .Я говорю не про ценности лидера, здесь идея в другом. Независимо от своих намерений, он может достигать результатов силами многих людей, что повышает вероятность успеха лидера по сравнению с одиночкой.

Вот почему лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.

Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом к лицу с множеством страхов и сомнений. Человек с низким эмоциональным интеллектом, вероятно, свернёт в сторону под их напором. Человек с развитым эмоциональным интеллектом встретится лицом к лицу со своими страхами и, возможно, поймёт: не всё так страшно, а значит продолжит медленное движение вперёд. У человека с высоким эмоциональным интеллектом просто не будет внутренних тормозов, он “налету” разберётся со страхами и будет с радостью двигаться к своим целям. Таким образом, навык понимания своих эмоций напрямую связан с эффективностью достижения своих целей.

Наконец, в нашем обществе цели многих людей связаны с бизнесом. Хорошая причина для развития эмоционального интеллекта, не так ли?:-)

Страх убивает разум. Страх – это малая смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня, я обернусь и посмотрю на тропу страха. Там где прошёл страх, не останется ничего. Там, где прошёл страх, останусь только я ”.
Френк Херберт

EQ И МАТЕРЕЛИЗАЦИЯ МЫСЛЕЙ

Одна из идей статьи “Причина-следствие и намерение-воплощение“: человек получает то, о чём думает. Эту идею можно интерпретировать с разных позиций:

  • голографической вселенной (всё в этом мире взаимосвязано)
  • закона притяжения (см. фильм Секрет)
  • прикладной психологии (о чём человек думает, в то вкладывает свои силы и того добивается).

Независимо от точки зрения на этот принцип – практика показывает, что он работает. Человек получает то, о чём думает .

У среднестатистического человека мысли в голове бегают как тараканы, и за каждой мыслью прячется армия “непроработанных” эмоций.

В таком состоянии сложно долго концентрироваться на одной идее: её тут же начинают атаковать противоположенные мысли (а вдруг, а если, а может, а что подумают).

С развитием эмоционального интеллекта, негативные эмоции ослабляют своё влияние, появляется возможность мыслить чётко и ясно, а значит уделять главное внимание – главным вещам .

Таким образом, с развитием эмоционального интеллекта, мечты человека становятся реальностью всё быстрее и быстрее.

Личная эффективность – прямое следствие развития эмоционального интеллекта. На личную эффективность можно смотреть с разных точек зрения: тайм-менеджмент, дисциплина, религия, мотивация, планы и цели.

С точки зрения эмоционального интеллекта, работа над собой позволяет мне:

  • избавиться от негативных эмоций;
  • эффективнее достигать своих целей;
  • сделать этот мир и себя гармоничнее и лучше.

И именно подсознание составляет основу личности обычного человека. А если точнее, подсознание – это детский сад для многих-многих личностей. Одна часть страдает, другая радуется, третья обвиняет четвёртую, пятая боится шестую, седьмая строит планы независимо от восьмой, девятая ищет комфорта. И всё это одновременно . Поэтому люди с невысоким эмоциональным интеллектом так часто бывают непоследовательны: верх берёт то одна часть личности, то другая.

Возможно, одна из целей нашей жизни – собрать свой паззл, навести порядок в подсознании и стать цельной личностью.

РАЗВИТИЕ EQ

– это не контроль над эмоциями. Контроль может быть полезным промежуточным шагом, но не сам цель. противостояние, преобладание одной части личности над другой . Поэтому контроль и гармония – несовместимы. Контроль не помогает стать цельной личностью.

Стать цельной личностью, собрать себя по частям – означает достигнуть гармонии жизни . И в этом очень помогает работа над своими эмоциями.


ИДЕИ ПО РАЗВИТИЮ EQ

Каждый раз, когда перед человеком появляется любое дело, у него есть две альтернативы: сделать дело или отступить. Первое решение повышает эмоциональный интеллект, второе – понижает. Дальше расскажу на своём примере:

«К чёрту всё, берись и делай»

Некоторые сложные дела вызывают у меня негативные эмоции. Если я берусь за такое дело, неприятные эмоции стоят у меня перед глазами на протяжении всей работы появляется.

эй, привет, это я, таракан, баг, ошибка в твоей картине мира, буга-буга-буга:) Что ты будешь со мной делать? Закроешь глаза, отвернёшься и уйдёшь? Или поймёшь, откуда у меня ноги растут? И если я решаюсь копнуть глубже, понять его причины – он исчезает, лопается как мыльный пузырь. Или на крайний случай отползает в сторону и не мешает мне какое-то время.

Таким образом, “взять и сделать” – уже многие века является эффективной стратегией для работы над собой, для развития EQ.

Движение и спорт

неосознанные эмоции прячутся в мышцах и угнетают человека. Особенно это касается спины и шеи. Поэтому утренняя зарядка, массаж, а тем более профессиональный спорт, позволяют выбить из тела этот ненужный груз, избавиться от давления и смотреть на мир более осознанно.

Как показывают мои наблюдения, спортсмены обычно жизнерадостные люди, и они редко похожи на людей с низа шкалы эмоционального интеллекта.


Планирование

Планы бесполезны, планирование бесценно ”.
Джим Коллинз. От хорошего к великому .

Планирование позволяет встретиться лицом к лицу с реальностью этого мира. И если планирование вызывает у меня лень, страх или другие негативные эмоции – для меня это отличная возможность посмотреть в глаза тем тараканам,

от которых я однажды уже отвернулся. Посмотреть и понять, что их не существует. И сделать очередной шаг в работе над собой.

Да, идеальных планов не существует, каждый план будет меняться. Зато планирование можно рассматривать как инструмент избавления от внутренних тормозов и сомнений, после которого достижение цели становится простым и весёлым занятием.

Стиль жизни?

Я знаю, создатели фильма Матрица были в теме) Одни люди выполняют заложенную программу, живут ради безопасности, контроля и одобрения. Другие постоянно задают вопросы и пытаются понять свою истинную природу. Если это про тебя – загляни в свои чувства и узнай, какую правду они от тебя скрывают.

Напишите речь в свою честь

Процесс прояснения ценностей можно начать с идеального образа «Я», с того, каким Вы хотите быть в глазах окружающих. Представьте себе, что сегодня вечером Вам присвоят звание «ЛИДЕР ГОДА».

Соберутся сотни людей, чтобы выразить свое призвание за то, что Вы

сделали для своей семьи, коллег, организации или сообщества. Некоторые произнесут речи, в которых расскажут о Ваших достижениях и Вашем характере.

Какие слова о себе Вы больше всего хотели бы услышать? Чем Вы бы хотели бы запомниться? Какие слова Ваших поклонников наполняют Вас гордостью? Если бы эти речи писали Вы сами, то о чем бы хотели сказать? Не стесняйтесь ярких описаний и высокопарных фраз и сравнений. В этом и дело: чем лучше мы понимаем свои личные стандарты совершенства, чем больше мы в них верим, и чем больше страсти они у нас вызывают, тем вероятнее, что мы будем действовать в соответствии с ними.


Если Вам сложно найти верные слова, для начала можно ответить на вопросы:

  • За что Вы готовы постоять? Почему?
  • Во что Вы верите? Почему?
  • Чем Вы недовольны? Почему?
  • Что заставляет Вас страдать? Почему?
  • Что заставляет Вас плакать? Почему?
  • Что заставляет Вас прыгать от радости? Почему?
  • К чему Вы питаете страсть? Почему?
  • Что не дает Вам уснуть по ночам? Почему?
  • Что захватывает Вас и не отпускает? Почему?
  • Какой Вы хотите видеть свою жизнь? Почему?

Я искренне желаю Вам вкусить радость, полноту и наслаждение жизнью, о которой Вы всегда мечтали.

Пусть позитив всегда присутствует в Вашем сердце и помогает продвигаться к намеченной цели

Туфанова В.А., практикующий психолог.

Чтобы быть успешным руководителем, недостаточно быть просто умным. Надо быть еще и эмоционально развитым. Никто не любит работать с заумным занудой-начальником. Все любят начальников с живыми эмоциями. Но как таким стать? Предлагаем обсудить ваш эмоциональный интеллект.

Немного истории

Вопросом проявлений в чувственной сфере занимались во все времена. Например свод «Законов Хаммурапи», один из первых исторических памятников юридического права, регулирует проявление эмоций в древнем мире. Такое мнение высказывал австрийский доктор Зигмунд Фрейд, родоначальник психоаналитической теории личности. Значительное внимание этому вопросу уделил и Чарльз Дарвин, английский ученый, предложивший естественный отбор как движущую силу эволюции. Развивая эту идею, он рассмотрел вопросы выражения эмоций у людей и животных как ключевые в деле выживания вида.

В 1960 годах прошлого века в научном сообществе начал применяться термин «эмоциональный интеллект» - Ei, emotional intelligence, англ. По мере развития психологической науки в 90 годах появилось современное значение этого термина. Стоит выделить две персоны, работы которых сформировали понимание эмоционального интеллекта в настоящее время. Первый - это писатель Даниэл Гоулман (Daniel Goleman, англ.), который в своей книге собрал воедино множество теорий Ei, дал их научное описание, а также представил публике собственную смешанную модель эмоционального интеллекта. Второй - это психолог Ройвен Бар-Он (Reuven Bar-On, англ.), разработал специальный опросник, определяющий коэффициент эмоционального интеллекта.

Книга Гоулмана оказала огромное влияние на общество. Написанная в научно-популярном формате, она вышла из сферы внимания только научного сообщества и получила распространение среди обычных читателей. В итоге эмоциями и их определением стали заниматься на самых разных уровнях, начиная от научных сообществ до HR-отделов компаний. Соответственно опросник Бар-Она подоспел как нельзя кстати.

Разница между Ei, emotional intelligence - эмоциональный интеллект и Eq, emotional quotient - эмоциональный коэффициент, заключается в формулировках. Некоторые ученые настаивают на слове «интеллект», как на способности человека использовать эмоциональную составляющую психики познавать мир и взаимодействовать с ним. Другие считают, что более подходит слово «коэффициент», которое более точно раскрывает влияние эмоционального фактора в структуре личности на деятельность человека. По большому счету эти термины применяются синонимично.

От Iq к Ei

Многие ученые и практики, исследующие вопросы личностного развития в деле управления бизнесом, установили такой факт, что высокий коэффициент интеллекта или Iq (intelligence quotient, англ.), не становится абсолютной гарантией того, что человек будет вести бизнес на высоком уровне.

Выяснилось, что широкие эмоциональные и социальные связи оказывают большее влияние на успешность предприятия. Люди с высоким уровнем Ei устанавливают более эффективные связи с людьми, широко используя именно эмоциональную, а не интеллектуальную сферу.

Кроме того, имеющиеся опросники коэффициента интеллекта не способны определить именно эмоциональный потенциал тестируемого. Они характеризуют логические и интеллектуальные способности сфере решения нетривиальных задач, но бизнес - это часто рутина, шаблонные задачи, при решении которых не обязательно демонстрировать высокие значения Iq.

Таким образом бизнес-сообщество очень быстро обратило свое внимание на эмоциональный интеллект . Так или иначе эмоция - это дополнительная информация, которая позволяет охватывать новые области в работе с партнерами и потребителями, а это значит, что лидер с развитым эмоциональным интеллектом сможет добиться более значимых результатов.

Как понять свой уровень эмоционального интеллекта?

Однако в большинстве своем это фрагментарные сведения, которые находятся на псевдопсихологических ресурсах, которые в основном нацелены на неискушенную публику. Там публикации о повышении Ei находятся между рекомендациями о быстром похудении и рецептами. Понятно, что руководителю такие ресурсы не будут полезны.

Тем не менее, не все так плохо. Если в штате сотрудников предприятия находится дипломированный психолог, то можно обратиться за разъяснением к нему. Его компетенция поможет быстрее и точнее проработать вопросы, связанные с пониманием собственного эмоционального интеллекта. Если такого специалиста нет, то можно погрузиться в эту работу самостоятельно. Так или иначе появится более четкое понимание что надо делать и как.

В самом простом случае можно ответить на несколько вопросов ниже, чтобы понять - над своим эмоциональным интеллектом можно поработать. Вот эти вопросы:

  • у меня есть ощущение, что мои коллеги и подчиненные не понимают того, что я им говорю и это раздражает;
  • окружающие чрезмерно реагируют на мои замечания или даже шутки;
  • я должен высказывать свое мнение в каждом случае и должен его отстаивать;
  • я ко всем предъявляю высокие требования и прежде всего - к самому себе;
  • меня раздражает, когда чувства сотрудников мешают работе;
  • в общем деле важна исполнительность и ответственность, а не любовь к начальнику;
  • в проблемах работы чаще виноваты члены команды, а не я.

Если часть этих утверждений верные - то стоит заняться работой над Ei. Это не так сложно как кажется и поможет значительно улучшить собственные показатели в работе.

Можно пойти по более сложному пути. Вначале - обратиться к признанному источнику, на который ориентируются многие ученые. Это собственно книга Дениэла Голмана «Эмоциональный интеллект». Она есть в переводе, написана простым языком и не отнимет много времени на изучение. Во вторую очередь - самостоятельно или с помощью специалистов психологов ответить на вопросы для оценки уровня Ei. Даже если есть ощущение, что это ни к чему и что с собственными эмоциональными реакциями все хорошо. Опросники составлены таким образом, чтобы выявить проблемные точки. А каждая проблема может стать точкой роста.

Упражнения на повышение эмоционального интеллекта

В общем случае развитие эмоционального интеллекта руководителя основано на нескольких шагах. Разные авторы предлагают отличающиеся формулировками методики, которые в целом содержат несколько основных пунктов.

Р
абота над развитием Ei строится на четырех базовых принципах:

1. Понимание себя, своих эмоций.

Это самый первый и самый важный шаг. Нет смысла сразу пытаться управлять другими людьми через их эмоции, если нет понимания того, что происходит с собственными. На первом этапе необходимо уделять время для самоанализа, чтобы прислушаться к себе, понять какие эмоции сейчас руководят поведением, а также - что вызвало их поведение. Для начала можно отслеживать простые и сильные эмоции, которые проявляются наиболее ярко. На работе много стрессовых ситуаций, поэтому руководителям свойственно чувствовать раздражение, гнев, злость. Кроме того возможны радость, удивление, воодушевление. Осознавая эти эмоции и определяя, что стало причиной их появления, можно научиться управлять ими - нивелировать негативные и продлевать позитивные.

2. Понимание эмоций окружающих людей.

Именно понимание. Необходимо научиться видеть и слышать людей, их чувства и обязательно учитывать их в своей работе. Без этого понимание эмоций будет просто ни на что не влияющим фактом, который в итоге будет вычеркнут из повседневной деятельности. Пониманию чужих эмоций можно научиться, это качество не дается людям с рождения в неизменном виде. Полезным будет понаблюдать за игрой актеров в театре - обычно они ярко окрашивают свои эмоциональные проявления, так их будет проще распознать. Также стоит проговаривать эмоции с близкими, узнавать, что они ощущают в данный момент и что стало причиной таких состояний.

В дальнейшем эти упражнения могут быть востребованы и в работе руководителя, когда он, отточив свои навыки на домашних, сможет буквально парой вопросов получать обратную связь от своих сотрудников. Главное здесь - разделять рабочий процесс и процесс установления доверия. Если сотрудник компании открывает свои эмоции, полученные сведения нельзя использовать против него. В противном случае руководитель будет получать шаблонный ответ «все хорошо».

3. Управление собой через управление своими эмоциями.

Когда пройден этап осознания, можно переходить к управлению эмоциями. Традиционный подход к управлению эмоциями - это работа с собственным телом, дыханием, мыслями. В этом вопросе на первый план выходит периодичность применяемых техник. Постоянная и постепенная работа принесет больше пользы, чем многочасовые интенсивные тренинги по саморазвитию. Эффект тренингов нивелируется за короткое время. На первом этапе стоит пробовать разные методики управления эмоциями, здесь все очень индивидуально. Кому-то больше подойдут дыхательные упражнения, кому-то работа с телом - напряжение и расслабление мышц или медитация. Полезным может быть и чередование упражнений. Здесь важно анализировать изменения в теле и изменения в эмоциональном фоне. Когда будет выявлена взаимосвязь, управлять собой будет гораздо проще.

Техника не самоцель. Цель - контроль эмоций, работа с негативными проявлениями через их осознание и проработку причин. Те причины, что вызывают негатив, стоит убрать, сосредоточив внимание на тех причинах, что создают позитивный настрой. Также стоит помнить, что негативные эмоции часто появляются из-за интерпретации ситуации, которая приводит к привычке реагировать определенным образом. Разбирая ситуацию как новую можно избавиться от устойчивых негативных моделей реакции.

4. Управление другими через их эмоции.

На этом этапе нужно четко понимать, что между управлением чужими эмоциями и манипуляцией должна быть разница. Манипулятор использует психологические уязвимости и ставит человека в ситуацию, когда он вынужден делать то, что от него хотят. Такой подход не создаст здоровую атмосферу в коллективе и говорить в этом случае о «едином командном духе» нельзя. Руководитель, который управляет эмоциями своих сотрудников, ведет открытый диалог и не скрывает своих намерений и планов. Его сотрудники понимают, что руководитель с ними честен - это основа доверия и доброжелательной атмосферы внутри коллектива.

В целом управление эмоциями можно разделить на два значимых направления. Первое - необходимо снизить напряжение в коллективе и убрать негативные эмоции. Для этого подойдет признание негативных эмоций и помощь в их проработке. Не лишним будет использование постоянной обратной связи (не путать с жалобами и ябедничеством) в коллективе, когда проявление эмоций становится одним из инструментов командообразования.

Второе направление - создание благоприятного фона, воодушевление. Здесь возможно использовать обращение к коллегам, которое поможет им вдохновиться. Хороший результат показывает указание их успехов, трансляция веры руководителя в команду, а также «зарядка» позитивом, когда позитивное и уверенное поведение перенимается сотрудниками от своего лидера.

Позитивные изменения

Развитый эмоциональный интеллект руководителя даст возможность вовлекать сотрудников компании в работу используя психологические особенности личности. Позитивный настрой, воодушевление, радость от деятельности - эти составляющие дадут кумулятивный эффект. Таким образом предприятие перестанет быть местом отбывания трудовой повинности, как это часто бывает с сотрудниками офиса или производственных площадок. Люди, чувствующие позитивные эмоции работают более продуктивно, меньше отвлекаются, показывают более высокую сосредоточенность. А это влияет на конкурентоспособность и развитие бизнеса.

Также стоит учитывать, что эти изменения не требуют особенных инвестиций и денежных затрат. А это значит, что работа над эмоциональным интеллектом лидера компании окажет позитивный эффект на все предприятие и будет «подтягивать» проблемные направления. Сотрудники смогут быть более открытыми и будут проще

Понятно, что руководитель не должен быть всегда добрым рубахой-парнем. Конечно, подразумевается, что повышение Ei приводит к большей степени открытости и к позитивному настрою. Однако в случае, если необходимо проявить настойчивость, твердость или даже жесткость, такие реакции руководителя будут понятны персоналу без негативной реакции и потери желания работать.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Эмоциональный интеллект и лидерство

1.1 Эмоциональный интеллект………………………………………………....5

1.2 Лидерство в малых группах……………………………………………….11

ГЛАВА 2. Опытно-эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и лидерства

2.1 Методы, процедура и объект исследования………………………….…..15

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....21

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона – несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена.

Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая в современных зарубежных и отечественных исследованиях называется эмоциональным интеллектом.

Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье человека .

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления» (12:15); «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует» (12:18) .

Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности – открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах, .

Известно, что большинство лидеров обладают развитым эмоциональным интеллектом, ведь именно эмоциональный интеллект позволяет понимать эмоции и мотивы других людей и эффективно управлять ими.

Цель исследования: изучить взаимосвязь между статусным положением детей старшего школьного возраста и уровнем их эмоционального интеллекта.

Объект исследования: эмоциональный интеллект.

Предмет исследования : взаимосвязь статусного положения и уровня эмоционального интеллекта.

Гипотеза исследования: если учащийся старшего школьного возраста имеет высокое статусное положение («лидер»), то уровень его эмоционального интеллекта выше нормы.

Для обоснования цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ понятия «эмоциональный интеллект».

2. Теоретически изучить феномен лидерства в малых группах.

3. На основе теоретического анализа подобрать методы эмпирического исследования.

4. Установить взаимосвязь между статусным положением в коллективе и уровнем эмоционального интеллекта учащихся старшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы , наблюдение, беседа, групповое тестирование.

ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИДЕРСТВО

1.1. Эмоциональный интеллект

Эмоциона́льный интелле́кт (англ. emotional intelligence, EQ) – понятие, возникшее в психологии в начале 1990-х годов. В данное время имеется несколько концепций того, что такое «эмоциональный интеллект», и единой точки зрения на содержание этого понятия нет. Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный интеллект – это группа ментальных качеств, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Существуют также и другие определения эмоционального интеллекта. Однако все существующие трактовки, как правило, включают в себя как рациональное, так и эмоциональное начало (то есть именно те признаки, которые нужны для того, чтобы общаться с людьми) и в конечном счете характеризуют эмоциональный интеллект как способность к пониманию и управлению собственными эмоциями, к пониманию и управлению эмоциями других людей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

Самовосприятие,

Управление собой,

Социальная восприимчивость,

Управление отношениями.

Четыре навыка эмоционального интеллекта можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая - межличностную (социальную) компетентность. Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на личности, а не на взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения. Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии) и управления отношениями. Социальная компетентность представляет собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем, чтобы улучшить качество отношений и связей с ними.

Самовосприятие. Единственный способ по-настоящему понять собственные эмоции состоит в том, чтобы уделить достаточное время их осмыслению, пониманию причин их возникновения и сохранения.

Человек, обладающий высоким самовосприятием, чаще пользуется правильными возможностями, использует свои сильные черты для решения рабочих вопросов и (что, возможно, важнее всего) не позволяет эмоциям останавливать или удерживать себя.

Управление собой. Проявляется в случае, когда человек действует - или, напротив, воздерживается от действий. Некоторые эмоции способны создать у нас ощущение парализующего страха, способное настолько затуманить наше мышление, что мы не можем найти выхода из создавшегося положения (при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации).

Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Слушание и наблюдение являются двумя самыми важными элементами социальной восприимчивости. Всегда следует дожидаться хода собеседника и перестать думать заранее о том, что сказать в ответ на очередную его реплику.

Управление отношениями . Чем слабее связи между людьми, тем сложнее им донести свои мысли друг другу. Чтобы люди слушали говорящего, ему нужно практиковаться в управлении отношениями и находить преимущества в каждой связи, даже не самой очевидной .

Что мешает людям понимать друг друга? Разные способы восприятия информации, которые зависят от типа личности, разный жизненный опыт, разные цели. Но два обстоятельства мешают больше всего:

1. Атавизмы. В первобытном обществе незнакомец воспринимался как источник угрозы. И сейчас новый человек, который появляется в нашей личной зоне, подсознательно воспринимается так же. Потом включаются механизмы более позднего развития – мы пытаемся определить его намерения, наблюдаем за словами и действиями. К моменту начала диалога защитная конструкция у нас в голове уже готова. И каждое слово мы оцениваем с точки зрения этой конструкции. Информация искажается. Естественно, понять друг друга не получается.

2. Внутренние проблемы и комплексы мешают правильно воспринимать других людей. Человек, не исцеливший психологические травмы, очень чувствителен к подобным проявлениям. Чем больше психологических проблем, тем выше склонность осуждать других людей. Людей, которым удалось избежать психологических травм, очень мало. Такие травмы становятся причиной возникновения комплексов. Прежде, чем сказать о другом человеке плохо, необходимо определить, что вызывает в нём беспокойство, подумать о своих проблемах. Возможно, в чужих поступках человек видит себя или собственные нереализованные желания. Понимание этого помогает прекратить злость, зависть, негативные эмоции.

Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Психологи и представители других научных дисциплин, а также лидеры многих организаций, признают, что эмоциональный интеллект имеет жизненно важное значение. Некоторые даже считают, что эмоции в большей степени, чем интеллектуальные способности, определяют мышление людей и человеческие взаимоотношения .

Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект нельзя противопоставлять собственно интеллекту; это не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов, взаимодействие эмоций и интеллекта. Эмоциональный интеллект не является чем-то кардинально отличным от того, что измеряется посредством IQ. Это также ментальная способность, при помощи которой осуществляется переработка особого типа информации – информации эмоциональной. И, тем не менее, IQ и EQ – два различных фактора жизненных достижений. Замечено, что люди с высоким IQ, но невысоким EQ часто не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят и общаются неконструктивно.

Основы EQ формируются еще в раннем детстве, и существует множество факторов, как биологических, так и социальных, которые способствуют развитию (или наоборот – подавлению) эмоционального интеллекта. Одним из важных факторов является уровень EQ родителей. Чем выше уровень эмоционального интеллекта у родителей и семейный доход, тем более высокие показатели эмоционального интеллекта у их детей. Согласно теории Д. Гоулмана, карьерные и материальные успехи являются, как правило, следствием высокого эмоционального интеллекта. Также EQ в немалой степени зависит от свойств темперамента: мыслительная активность экстравертов более направлена на внешний мир, чем на самих себя, а это означает, что они наиболее способны к формированию адекватного эмоционального ответа на действия и чувства других людей .

Кроме того, ученые, занимающиеся исследованием эмоционального интеллекта, полагают, что EQ напрямую связан с функциональной асимметрией мозга, в частности, с доминированием правого полушария. Как известно, правое полушарие отвечает за творчество, воображение, за целостное восприятие (восприятие образов) и интуицию (в противовес функциями и компетенциям левого полушария). Было доказано, что люди с развитым правым полушарием лучше распознают эмоции окружающих по речевой интонации, поскольку правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом. Таким образом, доминирование у личности правого полушария над левым выступает в качестве определенного залога повышенной эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального состояния индивидуума к внешним условиям .

Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом к лицу с множеством страхов и сомнений. Человек с низким эмоциональным интеллектом, вероятно, свернёт в сторону под их напором. Человек с развитым эмоциональным интеллектом встретится лицом к лицу со своими страхами и, возможно, поймёт: не всё так страшно, а значит продолжит медленное движение вперёд. У человека с высоким эмоциональным интеллектом просто не будет внутренних тормозов, он “налету” разберётся со страхами и будет с радостью двигаться к своим целям. Таким образом, навык понимания своих эмоций напрямую связан с эффективностью достижения своих целей.

Человек с высоким эмоциональным интеллектом способен видеть свои недостатки и избавляться от них. Он терпим к окружающим, так как понимает, что не бывает людей совершенных. Чем успешнее человек, тем более он толерантен к другим.

Также не менее важен эмоциональный интеллект при устройстве на работу и прохождении собеседования. Ведь на собеседовании нас оценивают как личность по всем параметрам, а не только учитывая уровень нашего профессионализма. То, как мы ведем себя на собеседовании – умеем ли свободно выражать свои чувства и мысли и адекватно реагировать на вопросы самого различного характера, – показывает, насколько эффективно мы можем взаимодействовать с окружающими и разумно вести себя в критических ситуациях.

В настоящее время многие профессиональные сообщества уже четко осознали необходимость развития эмоционального интеллекта и роль его в повседневной жизни.

Некоторые ученые полагают, что эмоциональную компетентность развивать не только можно, но и необходимо. Ведь речь вовсе не о том, что эмоциональный интеллект есть что-то врожденное или раз и навсегда приобретенное. Это способности, над которыми нужно работать и которые могут быть успешно развиты. Эмоциональный интеллект растет в течение всей жизни, естественным образом увеличиваясь с возрастом и жизненным опытом.

Ежедневно общаясь с людьми, тем самым мы способствуем развитию своего эмоционального интеллекта – учимся понимать собеседника, осознавать свои чувства и управлять эмоциями, такими как гнев, раздражение или уныние. При этом, общаясь, старайтесь обращать внимание на свое настроение и настроение собеседника. Попытайтесь представить себе, о чем он думает, что чувствует… Порой у каждого из нас бывают такие эмоциональные состояния, которые определить бывает непросто. Часто мы сами (или человек, с которым мы общаемся) пребываем в неопределенном состоянии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами или с другими людьми, мы не можем. Что-то неопределенное, какая-то тревога, смятение чувств, неясный отзвук какого-то чувства – все эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум». Поэтому важно уметь не только замечать в себе чувства, но и знать, как они называются, уметь подбирать подходящие слова для их выражения. Эмоциональное состояние, будучи названным и понятным, становится «ключом» к пониманию самого себя и других людей .

Важно не только уметь распознавать эмоции, но и учиться находить адекватный способ выразить их. Нужно не игнорировать свои чувства и не подавлять их, а уметь выражать в диалоге с партнером и добиваться конгруэнтности (соответствия) вербальных и невербальных средств выражения чувств.

Практика показала, что чем больше человек открыт к диалогу и восприятию, тем успешнее складываются у него отношения с окружающими.

Кроме того, в диалоге мы учимся не только понимать собеседника, но и самих себя, осознавать свои чувства и выявлять их причину. А когда причина эмоций (в том числе и негативных – таких как гнев, раздражение или уныние) становится известна, это помогает лучше управлять своими чувствами. Известно, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться негативным эмоциям. Если человек наделен подобными способностями, то они распространяются на все жизненные ситуации.

Лидеры – это личности с развитым эмоциональным интеллектом. И вот почему:

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

Силу лидерства используют по-разному: либо манипулируют людьми, либо предпочитают вместе делать одно большое дело.

Независимо от своих намерений, лидер может достигать результатов силами многих людей, что повышает вероятность его успеха по сравнению с одиночкой.

Вот почему лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.

1.2. Лидерство в малых группах

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей, прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.

«Теория черт». Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». В данной концептуальной схеме утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов .

Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для её организации при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т. е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться .

Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач; большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом; более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы; большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

К основным функциям лидера относятся: организация совместной жизнеде­ятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основ­ных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ори­ентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер - организатор, лидер - специалист, лидер - мотиватор, лидер - генератор эмоционального настроя и т. д.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.

В настоящее время имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, «делающих» человека лидером. В частности, Р. Стогдилл (1974), проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых ис­следователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность. Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический , демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью .

Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел и Р. Хаус, и К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе). Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, - в умеренно благоприятных условиях.

В рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т. е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.

Таким образом, в настоящее время лидерство предстает как сложное мно­гоплановое явление, определяемое целым рядом факторов. Одним из наиболее важных факторов, по нашему мнению, является уровень эмоционального интеллекта, так как во всех перечисленных выше категориях, так или иначе, присутствуют качества, присущие людям с высоким EQ.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИДЕРСТВА

2.1 Методы, процедура и объект исследования

Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа, как социометрия и тест самооценки эмоционального интеллекта (Приложение А).

1. Социометрия - теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Также социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд по­ставленных вопросов различного типа и характера, на­пример: "С кем бы ты хотел си­деть за одной партой?"; "…готовиться вме­сте к контрольной работе?" и т. д.

Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охваты­вают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общест­венными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т. д.

2. Тест самооценки эмоционального интеллекта.

В настоящее время существует 3 группы методик изучения эмоционального интеллекта:

1). Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;

2). Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых;

3). Методики - “мульти-оценщики”, то есть тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей (так называемых “оценщиков”), проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту .

Используемый нами тест относится ко второй группе

Процедура исследования состояла из следующих этапов:

1. Теоретический анализ (изучение литературы по теме лидерства в малых группах и по вопросу уже существующих исследований эмоционального интеллекта)

2. Исследование межличностных взаимоотношений и установление социального статуса каждого ребенка в группе.

3. Изучение уровня эмоционального интеллекта учащихся.

4. Анализ, обработка и интерпретация результатов исследований.

Исследование проводилось на базе МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 2. В эксперименте приняли участие 24 респондента – детей старшего школьного возраста, обучающихся в 11 А классе.

2.2 Анализ результатов исследования

Изучение статусного положения учащихся в классном коллективе осуществлялось с помощью социометрической методики. Статус ребенка определяется числом полученных им выборов:

1 – «лидеры» - 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «аутсайдеры» - 0 выборов.

В социометрии нами был использован эмоциональный критерий.

Результаты, полученные в исследовании, приведены в приложении Б (таблица Б.1), а их процентное соотношение показано на рисунке 1 в виде диаграммы.

Рисунок 1. Результаты изучения социометрического статуса учащихся

Полученные в ходе исследования данные позволяют отметить, что данный коллектив включает в себя представителей всех социометрических статусов. Так, лидеров в классе 13 % (3 человека), 37 % (9 человек) являются предпочитаемыми для общения личностями. Почти половина класса, 46 % (11 человек) относится к категории принятых (недостаточно активных в общении). И 4 % (1 человек) является аутсайдером. Коэффициент сплоченности, взаимности и удовлетворенности межличностными отношениями выше среднего, что свидетельствует о сложившемся коллективе, в котором каждый может прийти на помощь друг другу и готов оказать поддержку в трудной ситуации.

Для подтверждения гипотезы нами было проведено изучение уровня эмоционального интеллекта учащихся. Результаты, полученные в ходе исследования, приведены в таблице Б.2 (приложение Б), а их процентное соотношение показано на рисунке 2 в виде диаграммы.

Рисунок 2. Результаты изучения уровня эмоционального интеллекта учащихся.

Таким образом, большинство опрошенных - 63 % (15 человек) имеют средний уровень эмоционального интеллекта. Уровень ниже среднего имеют 4 % (1 человек) респондентов. И 33 % (8 человек) имеют высокий уровень EQ. Анализируя уровень EQ по компонентам в целом по классу, было обнаружено следующее. Такие компоненты, как «Владение собой», «Социальное сознание» и «Управление отношениями» находятся на среднем уровне. А компонент «Самосознание» имеет высокий уровень выраженности, что говорит о преобладании внутриличностной компетенции в структуре эмоционального интеллекта большинства учащихся класса.

В результате сравнения данных, полученных в ходе диагностики, мы выяснили, что все учащиеся, которые имеют статус лидера в классе, обладают также высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Следовательно, мы можем сделать вывод: если человек имеет в коллективе статус лидера, то уровень его эмоционального интеллекта выше нормы. Гипотеза подтвердилась. Наличие в классе учащихся, имеющих высокий уровень EQ, но не занимающих высокое статусное положение в группе, не противоречит поставленной гипотезе, так как мы предполагаем, что высокий уровень эмоционального интеллекта – лишь одно из слагаемых, составляющих успешность человека в обществе.

Существует три этапа развития эмоционального интеллекта. Первый - это познание самого себя. Подчинение корпоративным правилам часто стирает различие между собственными чувствами и тем, чего ожидают от человека окружающие. Как результат - верх берет "ложное я", этакая карикатура на некоего "хорошего малого". "Это "ложное я" похоже на мужчину, который, примеряя в магазине новый костюм, спрашивает у жены: «Как ты думаешь, дорогая, мне бы он понравился?»

Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта - это умение управлять своими эмоциями. Лидеры, неправильно управляющие своими эмоциями, создают каскадный эффект, достигающий самых низших уровней организации. Восточная мудрость гласит: "Если в порыве злобы вы ударите по камню, вы повредите свою же ногу". Если такие чувства возникают внезапно, лидеру следует, например, устроить перерыв или спросить мнение окружающих, чтобы выиграть время и взять себя в руки. Но это вовсе не означает тотальной сдержанности и замкнутости. Как замечает директор по проектам в СНГ компании "Голден Телеком" Сергей Лихарев, успешный лидер умеет в разумной степени размахивать руками и произносить эмоциональные речи. Ведь лидер - это тот, кто может вести за собой, даже не имея административных ресурсов", - говорит он и добавляет, что такой человек готов воспринимать проявление эмоций и от своей команды.

Чувствовать команду многим лидерам мешает излишняя сконцентрированность на себе самом. При этом у него со временем вырабатывается способность сверять чувства окружающих с некими общими эмоциями, которые, как у большого организма, есть в каждой группе.

Чтобы развить свой эмоциональный потенциал, необходимо научиться следующему:

Активно слушать. Умение слушать – это намного больше, чем просто молча ждать своей очереди высказаться, периодически кивая головой. Активные слушатели заняты только одним делом – они полностью участвуют в том, что было сказано. Они периодически переспрашивают, чтобы убедиться, что они услышали именно то, что им хотели сказать.

Слушать глазами. Второй навык - восприятие жестов - в общем-то тоже относится к умению слушать. Но еще он помогает доносить собственные мысли. Например, во время обеда наиболее вежливый способ намекнуть собеседнику, что уголки его рта испачканы едой, - взять салфетку и, глядя в глаза собеседнику, вытереть уголки собственного рта. Велика вероятность того, что визави сделает то же самое, но произойдет это бессознательно, и жест не будет воспринят как намек.

Адаптироваться к эмоциям. У каждого эмоционального состояния есть положительная и отрицательная сторона. Взять, к примеру, гнев. Хотя он отдаляет от окружающих, мешает критической самооценке и парализует тело, он, кроме того, служит защитой от самолюбия: создает чувство справедливости и побуждает человека к действиям. Для того чтобы увеличить положительный эффект и сократить отрицательный, лидеры должны стать опытными в вопросе распознавания чувств и научиться бегло и конструктивно их выражать. И будучи лидерами, они должны быть способны помочь своим людям делать то же самое.

Вашему вниманию предлагается несколько конкретных практических советов:

Научитесь осознавать собственные эмоции. Чаще задавайте вопрос: «Действительно ли это то, чего я хочу?»

Управляйте эмоциями. Если вы чувствуете, что назревает конфликт и вы можете сорваться, возьмите тайм-аут, поразмышляйте и отвлекитесь.

Активно слушайте. Необходимо полностью включаться в процесс беседы. Не стоит стесняться лишний раз уточнить, что собеседник имел в виду.

Адаптируйтесь к эмоциям. Ваша задача – научиться «считывать» чужие эмоции .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональный интеллект в значительной степени влияет на эффективность лидера, играя при этом ключевую роль в его успехе. В самых разнообразных ситуациях лидеры проявляют уверенность в себе, решительность и настойчивость, прибегают к убеждению через эмоции и обращаются к чувствам окружающих, создают образ будущего и мотивируют воплотить мечты в реальность, что требует использования компонентов эмоционального интеллекта.

Высокий уровень самосознания в сочетании со способностью управлять своими эмоциями позволяет лидеру демонстрировать уверенность в себе и вызывать доверие и уважение других людей. Кроме того, умение управлять эмоциями других людей или сдерживать эти эмоции помогает лидеру объективно оценить потребности окружающих, которые могут скрываться за непосредственным проявлением чувств.

Около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Полученные в ходе исследования данные позволяют с уверенностью говорить о том, что люди, имеющие высокое статусное положение в группе («лидеры»), обязательно будут обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Эмоциональное состояние лидера влияет на обстановку в группе. Эмоции передаются от человека к человеку. Если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам. И напротив, грустный человек способен вселить в нас уныние. Эта эмоциональная заразительность лидера, сохраняющего уравновешенность и внутреннюю мотивацию, служит примером для членов его группы, вдохновляет их и передает им его чувства. Оптимистичный и энергичный лидер способен повысить активность всего коллектива. Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять людей.

Главное, что эмоциональный интеллект позволяет лидеру, - это возможность относиться к каждому как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает лидеру организовать коллектив и поддерживать в нем стабильные отношения.

Эмоционально интеллектуальный лидер создает атмосферу доверия и уважения, наполняет смыслом совместную деятельность коллектива так, что все стремятся не только удовлетворить личные потребности, но и принести максимальную пользу группе.

В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. – с.194–196

2. Андреева и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – с.22–26.

3. Андреева интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. с.78-86.

4. Библия. Книги Ветхого Завета. М.: Рос. библейское об-во, 1994. с.648–682.

5. Бояцис Р., Гоулман Д., МакКи Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. – с.33-48

6. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. – с.24-39

7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект – М.: АСТ, 2008. – с.115-129.

8. Кетс де Врис М. Мистика лидерства - развитие эмоционального интеллекта – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – с.77-83

9. , Погольша общение. СПб.: Питер, 2001. – с.18-23.

10. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003. – с.57-68.

11. Психология эмоций. Тексты / Под ред. , . М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248–250.

12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133–179.

13. Семенова психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89–96.

Загрузка...
Top