Биография. Борис Ломов - Психическая регуляция деятельности

Ломов Борис Федорович (1927-1989) - советский психолог, ученик Б.Г. Ананьева, 1-й декан факультета психологии ЛГУ (1966), организатор и директор Ин-та психологии АН (1971), основатель и главный ред. «Психологического журнала»; автор свыше 300 работ.

Известен как один из создателей отечественной инженерной психологии, крупный методолог психологической науки, сформулировавший принципы т.н. системного подхода к анализу психических явлений.

Основные работы: «Человек и техника» (1966, 2-е изд.); «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984).

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Ломов Борис Федорович (1927–1989) - российский психолог. Центральное место в научной деятельности Л. начиная со второй половины 50-х гг. занимала проблема взаимодействия человека с техническими устройствами («Человек в системе управления», 1968; «Человек и техника», 1963, 1966). Им были заложены основы разработки проблем инженерной психологии в СССР. Изучая общие проблемы методологии психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал место и роль психологии в системе других наук («Методологические и теоретические проблемы психологии», 1984).

Борис Фёдорович Ломов разрабатывал проблему общения (взаимосвязи познания и общения, деятельности и общения), вел исследования в различных отраслях психологии (аваиационной, космической и др.).

Литература

  • «Формирование производственных навыков у школьников» 1959
  • «Формирование графических знаний и навыков у учащихся» 1959
  • «Осязание в процессах познания и труда» 1959, в соавт. с Б.Г.Ананьевым
  • «Человек и техника: очерки инженерной психологии» 1963, 2-е изд. 1966
  • «Человек в системах управления» 1968
  • «Правовые и социально-психологические аспекты управления» 1972, в соавт. с В.В. Лаптевым, В.М. Шепелем и В.Г. Шориным
  • «Психологическая наука и общественная практика» 1973
  • «О системном подходе в психологии» «Вопросы психологии», 1975, №2
  • «Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах» 1975, в соавт.
  • «Методологические проблемы инженерной психологии» 1977
  • «Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике» 1978, в соавт. с Г.Т. Береговым, Н.Д. Заваловой и В.А. Пономаренко
  • «Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников» 1979, в соавт. с А.Д. Ботвинниковым
  • «Антиципация в структуре деятельности» 1980, в соавт. с Е.Н. Сурковым
  • «Человек и автоматы» 1984
  • «Методологические и теоретические проблемы психологии» 1984
  • «Образ в системе психической регуляции деятельности» 1986, в соавт.
  • «Вербальное кодирование в познавательных процессах» 1986, в соавт. с А.В. Беляевой и В.Н. Носуленко
  • «Основы инженерной психологии: учебник» 1986, в соавт.
  • «Системность в психологии» 1996; посм. и др.

назад в раздел .



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Системный подход в психологии
    • 2.2 Учение о психологических законах
    • 2.3 Концепция уровней исследования человека и его психики
    • 2.4 Общепсихологические проблемы
    • 2.5 Инженерная психология
    • 2.6 Исследовательские результаты
  • 3 Основные работы
  • 4 Иное
  • 5 Награды и звания
  • 6 Память

Введение

Борис Фёдорович Ломов (28 января 1927, Нижний Новгород – 11 июля 1989, Москва) - советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов. Один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1976 по Отделению философии и права (психология).


1. Биография

Окончил психологическое отделение философского факультета ЛГУ (1951). Ученик Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и Б. М. Теплова. Начал печататься еще во время учебы в университете. В 1954 защитил кандидатскую диссертацию по психологическим проблемам психологии политехнического образования, в 1963 – докторскую диссертацию по инженерной психологии. Профессор. Член КПСС с 1956. В 1959 организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии, в которой проводились эмпирические исследования. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. Основатель (совместно с Б. Г. Ананьевым) и первый декан факультета психологии ЛГУ (1966–1968). С 1967 – заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лабораторией сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Первый заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при СМ СССР. Первый директор Института психологии АН СССР в Москве (1972–1989). Президент Общества психологов СССР (1968–1983). В течение многих лет был председателем экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР. В 1972 и 1980 избирался членом исполнительного комитета Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science ), вице-президент этого союза (1976–1988).


2. Научная деятельность

2.1. Системный подход в психологии

Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в частности принципы системности и системного подхода в психологии в качестве основных инструментов психологического познания. Он рассматривал психические процессы как системные по своей природе, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выражающие органическое единство уникальных качеств. Согласно Б. Ф. Ломову, понять психическое можно лишь в результате его анализа во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно является целостной системой.

Обосновывая данную идею, исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, сознательное и бессознательное. Психика, по Б. Ф. Ломову, - многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. система. При этом подразумевались полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств.

Ядро системного подхода образуют шесть основных принципов:

1) Психические явления воспринимаются с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.

2) Психические явления многомерны, а потому должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком.

3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни.

4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании - раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.

5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других - в роли, например, фактора или опосредующего звена.

6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств.


2.2. Учение о психологических законах

Б. Ф. Ломов видел основную задачу психологической науки в изучении природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде. Психологические законы связаны с иерархией уровней психического, раскрывая его разнообразные измерения. Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости. Многообразие действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломову, являются источником вариативности психических явлений.


2.3. Концепция уровней исследования человека и его психики

На самом высоком уровне человек рассматривался Б. Ф. Ломовым в системе человеческих отношений и изучался как личность. Предметом исследования в этом случае являлются развитие личности и социально-психологические явления. На следующем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры, в контексте ее деятельности и непосредственного поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память. (Этот уровень связывает психологию с физикой и математикой, а следующий - с нейрофизиологией и биологическими науками). Низший уровень находится в области исследований нейродинамики и физиологического обеспечения психических процессов. Данная схема показывает связь психологии с другими науками, а кроме того, дает основание для систематизации получаемых в психологии данных.


2.4. Общепсихологические проблемы

Некоторые работы Б. Ф. Ломова были посвящены анализу общепсихологических проблем (экспериментальное изучение особенностей пространственных представлений и зрительного восприятия, выявление роли осязания в осуществлении практических действий, применение эксперимента в психофизических исследованиях, рассмотрение особенностей формирования и преобразования чувственных образов, исследование памяти и воображения). Показал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации. Проблема образа рассматривалась им применительно к особенностям конкретных видов деятельности, раскрывались также роль и функции психического образа в регуляции деятельности. Значительное внимание Б. Ф. Ломов уделял коммуникативным функциям психики, проблемам общения, психологии управления и психологии личности; исследовал взаимосвязи познания и общения, общения и деятельности. В частности, им был проведен психологический анализ деятельности летчиков и космонавтов.

Б. Ф. Ломов исследовал категориальный аппарат психологической науки, показал место и роль психологии в системе других наук, внутреннее единство психологического знания. В его работах содержится анализ современного состояния и развития психологии, определяются пути построения ее теории, раскрываются взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. В последние годы большое внимание уделял вопросам истории отечественной психологии, пытаясь собрать воедино и сохранить все ценное, что было создано в русской и советской психологической науке.


2.5. Инженерная психология

Б. Ф. Ломов – создатель научной школы в инженерной психологии. С конца 1950-х годов занимался проблемами применения психологических законов в производственной сфере жизни людей. Одним из первых он начал разработку психологических проблем управления народным хозяйством, предложил ряд методов повышения производительности труда, обосновал необходимость поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия сохранения здоровья работников. Б. Ф. Ломов изучал вопросы информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиска средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами и технологическими процессами. Исследовал также ряд теоретических и практических проблем психологической оценки и проектирования современной техники.


2.6. Исследовательские результаты

Теоретические, экспериментальные и прикладные работы Б. Ф. Ломова оказали влияние на появление новых направлений психологических исследований, отвечающих интересам смежных научных дисциплин. Он разработал и прочитал оригинальные курсы лекций по общей и экспериментальной психологии, инженерной психологии и психологии труда.

Под руководством Б. Ф. Ломова были выполнены и защищены около 60 кандидатских и 10 докторских диссертаций.


3. Основные работы

  • «Формирование производственных навыков у школьников» (1959),
  • «Формирование графических знаний и навыков у учащихся» (1959),
  • «Осязание в процессах познания и труда» (1959, в соавт. с Б. Г.Ананьевым),
  • «Человек и техника: очерки инженерной психологии» (1963, 2-е изд. 1966),
  • «Человек в системах управления» (1968),
  • «Правовые и социально-психологические аспекты управления» (1972, в соавт. с В. В. Лаптевым, В. М. Шепелем и В. Г. Шориным),
  • «Психологическая наука и общественная практика» (1973),
  • «О системном подходе в психологии» («Вопросы психологии», 1975, № 2),
  • «Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах» (1975, в соавт.);
  • «Методологические проблемы инженерной психологии» (1977),
  • «Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике» (1978, в соавт. с Г. Т. Береговым, Н. Д. Заваловой и В.А. Пономаренко),
  • «Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников» (1979, в соавт. с А. Д. Ботвинниковым),
  • «Антиципация в структуре деятельности» (1980, в соавт. с Е. Н. Сурковым),
  • «Человек и автоматы» (1984),
  • «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984),
  • «Образ в системе психической регуляции деятельности» (1986, в соавт.),
  • «Вербальное кодирование в познавательных процессах» (1986, в соавт. с А. В. Беляевой и В. Н. Носуленко),
  • «Основы инженерной психологии: учебник» (1986, в соавт.);
  • «Системность в психологии» (1996; посм.) и др.

4. Иное

Был известен как активный пропагандист психологической науки, выступал в СССР и за рубежом с лекциями перед студентами, учителями, инженерами, организаторами производства. Автор ряда научно-популярных работ по психологии, редактор периодического сборника «Проблемы инженерной психологии». Организатор и главный редактор «Психологического журнала», член редколлегии журнала «Вопросы психологии».

Инициатор издания первой советской «Психологической энциклопедии».

Организатор и руководитель всесоюзных форумов по инженерной психологии в Москве (1964, 1967).

Член ряда научных советов АН СССР и межведомственных советов по гуманитарным наукам. Председатель Научного совета АН СССР по комплексному изучению человека (1986-1989).


5. Награды и звания

Почетный член Саксонской АН (ГДР). Был награжден Орденом «Знак Почёта» и медалями, в частности золотой медалью Словацкой АН (ЧССР) и медалью «Выдающемуся зарубежному ученому» (США, общество «Human factors»).

6. Память

В память о Б. Ф. Ломове на здании Института психологии РАН установлена мемориальная доска.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 16.07.11 12:19:14
Похожие рефераты: Борис Фёдорович ,

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ.

Борис Федорович Ломов родился 28 января 1927 г. в Нижнем Новгороде. Уже во время обучения в школе он отличался высоким уровнем интеллекта, трудолюбием и любознательностью. К тому же, учась в старших классах, он заинтересовался психологией. Его мечта - заниматься любимым предметом - сбылась, когда он поступил в Ленинградский государственный университет на факультет психологии.

В то время на факультете работали и читали лекции многие известнейшие психологи, в том числе А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и Б.Г. Ананьев. Во время учебы в университете Б. Ф. Ломов очень активно занимался научной работой, уже в то время начали выходить в свет его первые статьи. Собирая данные различных исследований, теоретические разработки психологов, он сводил их к одному выводу. Так уже в студенческие годы зарождался его принцип системности как основной инструмент психологического познания В целом этот подход был сформирован несколько позднее.

В конце 1950-х гг. Б.Ф. Ломов заинтересовался проблемами существования человека в производственной сфере жизни. Б.Г. Ананьев предложил ему попытаться применить психологические законы к трудовой практике людей. Молодой ученый занялся этой проблемой и успешно разработал несколько способов внедрения теоретических основ психологии в общественно-трудовую практику. Его книга «Человек и техника: очерки инженерной психологии», которая вышла в 1966 г., разошлась огромным тиражом и использовалась многими руководителями-производственниками. Б.Ф. Ломов предложил в ней несколько методов повышения производительности труда, основанных на психологических законах. Кроме того, он высказал необходимость поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия сохранения здоровья и гуманного умонастроения работников.

Благодаря своему трудолюбию и выдающимся способностям Б.Ф. Ломов скоро стал одним из ведущих специалистов в области инженерной психологии. В 1964 и 1967 гг. в Москве были проведены всесоюзные форумы, посвященные этой проблеме, а Б.Ф. Ломов был их организатором и руководителем.

Б.Ф. Ломов принял самое непосредственное участие в создании в Москве Института психологии, а 1 января 1972 г. возглавил его. Позже при институте была образована лаборатория, в которой проводились эмпирические исследования, таким образом, в институте содружественно развивались теоретические и прикладные проблемы. Центральной же задачей работы института стало создание в стране психологической службы, а также подготовка молодых специалистов в области психологии.

Б.Ф. Ломов был не только ученым, но и талантливым педагогом. Его коллеги и ученики говорили о своеобразном «ломовском поле притяжения», образованном благодаря его незаурядным личным качествам В этом «поле» были воспитаны многие ученые, кроме того, Б.Ф Ломову удалось привлечь к разработке психологических проблем многих видных специалистов из других областей знания.

В 1975 г. в журнале «Вопросы психологии» Б.Ф. Ломов опубликовал свою статью «О системном подходе в психологии». Обосновывая системный подход, он исходил из того, что психические явления включены во всеобщую взаимосвязь процессов материального мира и выражают уникальное единство всех живых организмов Психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное. Психика, по Б.Ф. Ломову, - это многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. она выступает как система. Ядро системного подхода, согласно Б.Ф. Ломову, образуют шесть основных принципов.

1) Психические явления воспринимаются исследователем с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.

2) Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком.

3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни.

4) По мнению Б. Ф. Ломова, свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду на вершине находятся основные психические свойства, в основании - раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.

5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других - в роли, например, фактора или опосредующего звена.

6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств.

Все эти принципы подразумевают полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств. Именно эта идея является определяющей для системного подхода Б.Ф.Ломова. 23 декабря 1976 г. Б.Ф. Ломов был выбран членом-корреспондентом Академии наук по отделению философии и права.

В 1984 г. ученый издал свою книгу «Методологические и теоретические проблемы психологии». Он воспринимал основную задачу психологической науки в изучении природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде. Психологические законы, по его мнению, относятся к различным уровням психического, раскрывают его всевозможные измерения. Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости. Многообразие действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломову, являются источником вариативности психических явлений.

Также в этой работе Б.Ф. Ломов изложил свои представления об уровнях исследования человека и его психики. На самом высоком уровне человек рассматривается в системе человеческих отношений и изучается как личность. Предметом исследования в этом случае являются развитие личности и социально-психологические явления. На предыдущем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры в контексте ее деятельности, непосредственного общения и поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память и т.д. Этот уровень связывает психологию с физикой и математикой, а следующий - с нейрофизиологией и биологическими науками. Самый низкий уровень связан с областью исследований нейродинамики или физиологического обеспечения психических процессов. Эта иерархия показывает связь психологии с другими науками, кроме того, она определяет основание для систематизации получаемых в психологии данных.

Борис Федорович Ломов умер, 11 июля 1989 г. в Москве. Он оставил заметный след во многих областях отечественной науки, занимался проблемами общей и инженерной психологии, вопросами осязания, памяти, зрительного восприятия. Особенно важным для психологии является системный подход, разработанный Б.Ф. Ломовым. Этот подход вводит в науку широкий взгляд на изучаемые явления, позволяет наиболее точно ставить проблему для изучения и намечать стратегии ее решения. В Институте психологии, созданном при непосредственном участии Б.Ф. Ломова и под его руководством, обучались многие известные психологи, а также проводились исследования множества различных проблем психологии.

Из книги Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда автора Вишневский Борис Лазаревич

Вишневский Борис Лазаревич Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда Автор выражает свою глубокую признательностьМихаилу Амосову, Юрию Флейшману, Владимиру Борисову, Константину Селиверстову, Вере Камше, Андрею Болтянскому, Ольге Покровской, Юрию Корякину, Николаю

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

МАЛАХОВ Борис Федорович Борис Федорович Малахов родился в 1923 году на станции Белово Беловского района Новосибирской области в семье рабочего. Русский. В 1924 году вместе с родителями приехал в Челябинскую область. В 1940 году окончил семь классов в Юрюзани. Работал на

Из книги том 6 автора Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине

Г. Ломов ЛЕНИН - ПРАКТИК Один из крупнейших польских революционеров-марксистов, тов. Тышка (Иогихес), на Лондонском съезде партии сказал, что марксисты делятся на две группы: одна группа стоит и действует на основе марксизма, а вторая лежит на точке зрения марксизма.Для

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Борис Федорович Андреев Как-то сидя в поликлинике в ожидании своей очереди и читая газету, обратился к рядом сидевшему и тоже читавшему какой-то журнал пожилому человеку. Отложив газету и тяжело вздохнув, я спросил: «Дела! А вообще, что творится? Для кого страна наша?»

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

Из книги Пирогов автора Порудоминский Владимир Ильич

Иван Федорович Буш. [о нём в тексте]

Из книги Борис Годунов. Трагедия о добром царе автора Козляков Вячеслав Николаевич

Часть вторая Царь Борис Федорович

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Александр Федорович Керенский Познакомились мы с Александром Федоровичем Керенским в январе 1947 года.Кирилл пошел на очередное заседание меньшевиков, которые проходили у них чуть ли не еженедельно. Эти заседания были очень долгие, меньшевики на них проявляли невероятно

Из книги На виртуальном ветру автора Вознесенский Андрей Андреевич

Пруст Федорович Прустовское утраченное время нынче материализуется - как в федоровской «Философии общего дела». Меж нас проступает, беспокоя меня, фантом памяти - некий Пруст Федорович.Пермский Полунощный Спас сидит на тюремной лавке. Он прислушивается к

Из книги Встречи автора Рощин Борис Алексеевич

ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ Время близится к девяти часам. Редакция оживает. Слышу, как спешат по коридору литсотрудники, корректоры, машинистки. Каждого узнаю по походке. Вот проскрипел пол под грузной фигурой сотрудника общественной приемной редакции Федора Федоровича. Значит,

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Царь Борис Федорович Годунов 1552–1605 Сын боярина Федора Годунова.Основателем рода Годуновых является татарский мурза Чет, который выехал в Москву из Золотой Орды в 1330-х годах. Старшая линия потомков Чета – Сабуровы, в конце XV столетия уже заняла место среди знатнейших

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович 23.5(4.6).1882 – 16.4.1954Режиссер, педагог, теоретик театра. Организатор после смерти своей сестры Веры Комиссаржевской театра ее имени (1914). Постановки спектаклей «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского (1910, Театр Незлобина, Москва),

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

КОНИ Анатолий Федорович 29.1(10.2).1844 – 17.9.1927Юрист, общественный деятель, литератор, мемуарист. Почетный член Академии наук (1896), почетный академик по разряду словесности (1900). Публикации в журналах «Вестник Европы», «Русская старина», «Голос минувшего», «Нива», «Мир Божий»,

Из книги автора

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович 22.5(3.6).1881 – 10.5.1964Живописец. Инициатор выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и др. Живописные полотна «Розовый куст» (1900), «Сад» (1900), «Рыбы при закате» (1904), живописные серии «Франты» (1907), «Парикмахеры» (1907–1908), «Венеры»

Из книги автора

ЛИКИАРДОПУЛО Михаил Федорович псевд. М. Ричардс, Эллин;9.3.1883 – 17.11.1925Литератор, переводчик (Оскар Уайльд и др. англ. писатели), журналист, драматург. Секретарь журнала «Весы» (с 1906). Секретарь дирекции Московского Художественного театра (1910–1917). С 1916 – за границей.«Весной 1904

Ломов появился на свет 28 января в $1927$ году в Нижнем Новгороде. Уже в период обучения в школе Борис Федорович отличался достаточно высоким уровнем интеллекта, любознательностью, трудолюбием. Учась в старших классах, Ломов заинтересовался психологией. После окончания школы он поступил на факультет психологии в Ленинградский государственный университет.

Он слушал лекции многих известнейших психологов: Леонтьева, Теплова, Ананьева. В период учебы в университете Ломов активно занимался научной работой и издавал первые статьи. Он собирал данные разных исследований, теоретические разработки в области психологии и сводил их к определенному выводу. Так зарождался его принцип системности как главный инструмент психологического познания.

После $1950$ года Ломов обратил свое внимание на проблемы существования человека в производственной жизни. Молодой ученый успешно разработал несколько способов внедрения теории психологии в общественно-трудовую практику. Его труд «Человек и техника: очерки инженерной психологии», вышедшая в свет в $1966$ году, разошласьбольшим тиражом и применялась многими руководителями-производственниками. Ломов в ней предложил в несколько практических методов для повышения производительности труда, которые были основаны на психологических законах.

Ломов стал одним из ведущих специалистов в сфере инженерной психологии.

Борис Федорович принял непосредственное участие в создании Института психологии в Москве и в $1972$ году возглавил его.

Ломов был еще и талантливым педагогом.

Принцип системности в психологии

В $1975$ году Ломов в журнале «Вопросы психологии» опубликовал статью «О системном подходе в психологии». Обосновав системный подход, он основывался на том, что психические явления включаются во взаимосвязь процессов всего материального мира, выражают единство живых организмов. Психическое является отражением действительности и отношения к ней, как социальное и природное, как бессознательное и сознательное. Психику , Ломов считал многомерной, иерархической, организованной, динамически целой системой.

Ядро системного подхода, по его мнению, образуют шесть главных принципов:

  • психические явления воспринимаются как качественная единица, внутреннее условие взаимодействия и взаимосвязи объекта со средой, как совокупность качеств, которые приобретаются индивидом, а также как результат активности всех микросистем организма;
  • психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерения;
  • система психических явлений складывается из уровней, а психика разделяется на когнитивную, регулятивную, коммуникативную и каждая из них также разделяется на подуровни;
  • свойства человека складываются в единое целое, в пирамиду: на вершине которой находятся основные психические свойства, а в основании лежат свойства их раскрывающие, грани же символизируют категории свойств;
  • целостное познание психических явлений должно учитывать всю множественность его детерминант;
  • психические явления следует изучать в их развитии и динамике.

Замечание 1

Данные принципы свидетельствуют о полисистемности бытия человека и интегральности его психических свойств.

Ломов умер в Москве 11 июля в $1989$ году. Он оставил после себя заметный след во многих сферах отечественной науки, занимался проблемами инженерной и общей психологии, вопросами памяти, осязания, зрительного восприятия.

В Институте психологии, который был создан при участии Бориса Федоровича Ломова и под его непосредственным руководством, обучалось много известных психологов, проводились исследования различных проблем психологии.

Борис Фёдорович Ломов (20 января 1927, Нижний Новгород - 11 июля 1989, Москва) - советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов. Один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1976 по Отделению философии и права (психология).

Биография

Окончил психологическое отделение философского факультета ЛГУ (1951). Ученик Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и Б. М. Теплова. Начал печататься ещё во время учёбы в университете. В 1954 защитил кандидатскую диссертацию по психологическим проблемам психологии политехнического образования, в 1963 - докторскую диссертацию по инженерной психологии. Профессор. Член КПСС с 1956. В 1959 организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии, в которой проводились эмпирические исследования. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. Основатель (совместно с Б. Г. Ананьевым) и первый декан факультета психологии ЛГУ (1966-1968). С 1967 - заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лабораторией сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Первый заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при СМ СССР. Первый директор Института психологии АН СССР в Москве (1972-1989). Президент Общества психологов СССР (1968-1983). В течение многих лет был председателем экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР. В 1972 и 1980 избирался членом исполнительного комитета Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science ), вице-президент этого союза (1976-1988).

Похоронен на Троекуровском кладбище.

Научная деятельность

Системный подход в психологии

Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в том числе принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики.

Он рассматривал психические процессы как системные, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств.

Согласно Б. Ф. Ломову, понимание психического предполагает его анализ в плане воздействия на него совокупностей внешних и внутренних отношений, с которыми оно вступает в связь прежде всего в качестве единого целого.

Исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и активное отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное.

Психика как система, по Б. Ф. Ломову, - это многомерное, иерархически организованное динамическое целое. В этой связи им ставилась задача выявления множественности систем бытия человека по отношению к единству его психических свойств.

Ядро его системного подхода образуют следующие шесть основных принципов:

1) Психические явления должны восприниматься и анализироваться с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.

2) Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться с разных сторон и в различных системах измерения.

3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на те или иные уровни.

4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании - свойства, их раскрывающие, а грани представляют собой различные категории психических свойств. Так и получается, что системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.

Загрузка...
Top