Показатели творческой активности. Сущность понятия творческой активности Активизации познавательной деятельности учащихся

Экспериментальная работа проведена на базе МБОУ "СОШ № 6" г. Прокопьевска в 3 "А" классе. Класс работает по программе "Школа 2100".

В классе 20 человек из них 11 мальчиков и 9 девочек. Дети на уроках активные, коллектив детей дружный, всегда помогают друг другу, дисциплинированный. В классе достаточно средств и материалов для развития творческой активности детей, дети активны в самостоятельной деятельности, проявляют инициативу в творчестве.

Для выявления условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа:

Первый этап - констатирующий эксперимент, цель - выявить уровень сформированности творческой активности у младших школьников.

Второй этап - формирующий эксперимент - направлен на экспериментальное подтверждение условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников.

На третьем этапе - контрольный эксперимент, направлен на установление эффективности экспериментальной работы по применению системы игр, направленной на развитие творческой активности, выявление изменений в развитии уровня творческой активности детей.

Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности творческой активности младших школьников. Для выявления данного показателя мы использовали следующие методики

  • 1) Тест Торренса "Закончи рисунок";
  • 2) Методика В.И. Боязитовой "Нерешаемая задача";
  • 3) "Несуществующее животное".

Для определения показателей творческой активности мы опирались на следующие понятия:

Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна.

Творческая активность - это способность личности инициативно и самостоятельно находить "зоны поиска", ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

Творческое мышление - один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями.

Поскольку творческая активность связана с особым видом мыслительной деятельности - творческое мышление, за основу мы взяли, показали: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и уровень творческой активности ученика при выполнении заданий.

Для определения данных показателей мы ориентировались на следующие уровни:

Показатели

Уровень проявления

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Уровень проявления активности ученика

Ученик всегда выдвигает идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует разнообразные способы деятельности

Ученик выдвигать разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью, способен делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения.

Ученик способен к изобретательской и конструктивной деятельности, детально разрабатывает каждую идею.

Ученик характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поисками нового способа в их проникновение.

Ученик иногда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует в большинстве заданий разнообразные способы деятельности

Ученик не всегда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью.

Ученик не всегда проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик стремится к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.

Ученик не выдвигает идеи или количество их незначительно, затрудняется переходить от одного аспекта решения к другому, не всегда использует разнообразные способы деятельности

Ученик не выдвигает идеи или количество их не значительно, затрудняется переходить от одного аспекта проблемы к другому, не всегда использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется низкой интеллектуальной активностью.

Ученик не проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик характеризуется стремлением понять, запомнить и воспроизвести знания.

Развитие творческой активности было рассмотрено нами на трех уровнях: высоком, среднем, низком.

Высокий уровень - ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использует разнообразные стратегии решения проблем, проявляет инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность, наблюдательность, сообразительность. Преодолевает трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно, переносит умения и навыки из одной деятельности в другую.

Средний уровень - ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. Использует в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность в том случае, если данная тема интересна. Работает самостоятельно, но иногда обращается помощью к учителю.

Низкий уровень - ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, пассивен. С трудом включаются в работу, задание выполняет только с помощью учителя. Ученик с данным уровнем нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, все ответы шаблонны, не проявляет инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Первая методика Тест Торренса "Закончи рисунок".

Целью методики является: выявление уровня сформированности показателей беглости, гибкости, оригинальности.

На двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Нужно добавить к ним дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки. При этом нужно придумать для каждой картинки название и подписать внизу. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут.

При проведении этого эксперимента мы выявили, что высокий уровень творческой активности имеют 35% детей. Дети с данным показателем отличаются от остальных гибкостью мышления, выдвигали идей, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Использовали разнообразные стратегии решения проблем, проявляли инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В рисунках прослеживается нестандартное использование геометрических фигур. Преодолевали трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно.

45% детей показали средний уровень развития показателей. Дети с данным показателем не всегда выдвигали идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использовали в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагали недостаточно оригинальные пути решения. В рисунках прослеживается шаблонный уровень, но к некоторым геометрическим фигурам используется нестандартный подход. При возникновении трудностей во время выполнения задания иногда обращались за помощью к учителю.

Низкий уровень развития творческой активности имеют 20% детей. Дети с данным показателем не стремились выдвигать идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, с трудом включались в работу. Не проявляли высокой активности, при возникновении трудностей у детей с данным показателем преобладали отрицательные эмоции, постоянно обращались за помощью к учителю. Рисунки характеризуются шаблонностью, стереотипностью, ученики не проявляли инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Результаты деятельности детей, в ходе выполнения заданий на этапе проведения констатирующего эксперимента представлены в диаграмме (Рис. 1).

Вторая методика "Нерешаемая задача" (Боязитова В.И.)

Целью методики является : определение уровня проявления разработанности результата деятельности, активности ученика в ней.

Детям предлагалось собрать три картинки:

  • - Первая состояла из одного предмета, разделенного на 4 - 6 частей, и собиралась относительно легко.
  • - Вторая состояла из двух предметов - большого и маленького (также разделена на 4 - 6 частей).
  • -Третья картинка также состояла из двух предметов и разделена на 6 частей, но решения не имеет - по замыслу эксперимента отсутствует одна из частей. игра мышление творческий

Методика на определение уровня проявления разработанности, активности ученика, выявила следующие показатели: Высокого уровня проявления разработанности результата деятельности, активности - не показал ни один ребенок.

Средний уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 8 детей (40%). Дети с данным показателем не всегда проявляли изобретательские и конструктивные способности деятельности, стремились к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляли желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации. В первом задании дети собрали картинки за 30 сек., второе задание выполнили за 1 минуту, третье задание вызвало затруднение. Работали сосредоточенно.

Низкий уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 12 детей (60%). Дети с данным показателем при составлении картинки суетились, не проявляли изобретательские и конструктивные способности, стремились понять, запомнить и воспроизвести знания.

Результаты, полученные нами, представлены в диаграмме (Рис. 2).


Третья методика "Несуществующее животное"

Цель методики: выявить уровень развития творческой активности личности, общую энергию рисунка.

Учащимся предлагалось изобразить несуществующих животных. Данная методика является проективной и не имеет конкретной инструкции и чётких рамок.

При выполнении методики мы оценили уровень развития творческой активности, и выявили что 7 (35%) детей имеют высокий уровень развития творческой активности, 10 (50%) детей имеют средний уровень и 3 (15%) детей имеют низкий уровень развития творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 3).


Проведенный констатирующий эксперимент показал преобладание в классе детей с высоким, средним и низким уровнем проявления творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 4).


Показатели высокого уровня развития творческой активности на этапе констатирующего эксперимента показало 25% детей.

Показатели среднего уровня развития творческой активности показало: Филип А., Ксения К., Саша И., Арина К., Глеб К., Кирилл Н., Катя Ч., Илья К., Лера Л. -, что составило 45%.

Низкий уровень развития творческой активности выявлен у 6 детей, что составило 30%.

Можно сделать общий вывод, что уровень развития творческой активности в 3 "А" классе - средний.

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Уровень творческой активности определяется по четырём критериям: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Ход проведения: уровень творческой активности определяется по четырём критериям (результаты заносятся в таблицу)

  1. Чувство новизны.
  2. Критичность.
  3. Способность преобразовывать структуру объекта.
  4. Направленность на творчество.

По каждому из критериев вычисляется средний балл. В составе четвёртого, последнего, критерия вопросы с 41-го по 56-ой-это самооценка. Самооценка по критерию «Чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы №41,42,43,44; по критерию «Критичность» по среднему баллу ответов на вопросы №45,46,47,47; по критерию «Способность преобразовывать структуру объекта» на вопросы №49,50,51,52; по критерию «Направленность на творчество» на вопросы №53,54,55,56.

Очень важно сопоставить средний балл по каждому из критериев с самооценкой. Например, по критерию «Чувство новизны» средний балл составил 1,45 , а самооценка 0,9. Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Можно выделить три уровня этой активности.

Низкий: от 0 до 1 балла.

Средний: от 1 до 1,5 балла.

Высокий: от 1,5 до 2 баллов.

  1. Чувство новизны (№1-10)

Выберите тот ответ, который определяет ваше поведение в предложенных ниже ситуациях.

  1. Если бы я строил для себя дом, то:

А) построил бы дом по типовому проекту (0)

Б) построил бы такой дом, который видел на картинке в журнале или кино (1)

В) построил бы такой дом, которого нет ни у кого (2)

2. Если мне нужно принять гостей, то я:

А) провожу вечер, как мои родители, когда к ним приходят гости(0)

Б) готовлю сам сюрприз для гостей(2)

В) стараюсь провести вечер, как любимые герои кино(1)

3. Среди предложенных на контрольной задач я выбираю:

А) оригинальную (2)

Б) трудную (1)

В) простую (0)

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

А) красивое (1)

Б) точное (0)

В) необычное (2)

5. Когда я пишу сочинение, то:

А) подбираю слова как можно проще (0)

Б) стремлюсь употребить те слова, которые привычны для слуха и точно отражают мои мысли (1)

В) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

А) все работали (1)

Б) было весело (0)

В) было много нового (2)

7. Для меня в общении самое важное:

А) хорошее отношение товарищей (0)

Б) возможность узнать новое (2)

В) взаимопомощь (1)

8. Если бы я был поваром, то:

А) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0)

Б) создавал бы новые блюда (2)

В) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1)

9. Из телевизионных передач я выбираю:

А) « Смехопанораму » (0)

Б) « Поле чудес» (1)

В) «Планету Земля» (2)

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

А) наиболее удобный маршрут (0)

Б) неизведанный маршрут (2)

В) маршрут, который хвалили мои друзья (1)

  1. Критичность (№11-20)

Согласны ли вы с высказываниями?

А) полностью согласен (0)

Б) не согласен (2)

В) не готов дать оценку (1)

11. «Знания и только знания делают человека свободным и великим» (Д.И.Писарев).

12. «Лицо- зеркало души» (М.Горький).

13. « Единственная настоящая ценность – это труд человеческий» (А.Франс).

14. « Разум человека сильнее его кулаков» (Ф.Рабле).

15. «Ум, несомненно, первое условие для счастья» (Софокл).

16. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публимий Сир).

17. « Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает» (Франсуа де Ларошфуко).

18. « Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние» (Блез Паскаль).

19. « Способности, как и мускулы, растут при тренировке» (К.А. Тимирязев).

20. « Только глупцы и покойники не меняют своих мнений» (Д.Л. Оруэлл).

  1. Способность преобразовывать структуру объекта (№ 21-30)

№ 21А-23А – для старшеклассников.

№ 21Б – 23Б – для учащихся среднего возраста.

Правильные ответы: 21А –а) 21Б – г)

22А – г) 22Б –б)

23А –б) 23Б –д)

В первой строке № 21А – 23А представлена пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21А. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) арест – вор в) арест – судья

б) арест – обвиняемый г) арест – адвокат

22А. ОЗЕРО – ВАННА

а) водопад – лужа в) водопад – вода

б) водопад – труба г) водопад – душ

23А. ВУЛКАН –ЛАВА

а) источник – родник в) огонь – костер

б) глаз – слеза г) шторм - наводнение

В первой строке № 21Б – 23Б представлена пара слов, которые находятся в определенном отношении. Далее идет исходное слово и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному. Определить это слово. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21Б. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ

Больница а) доктор г) лечение

Б) ученик д) больной

В) учреждение

22Б. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

Картина а) хромой г)рисунок

Б) слепой д) больной

В) художник

23Б. РЫБА – СЕТЬ

Муха а) решето г)жужжать

Б) комар д) паутина

В) комната

Найти выход из ситуации.

24. Заснув в своей постели, утром вы проснулись в пустыне. Ваши действия.

25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия.

26. В чужом городе вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как вы будите изъясняться?

Ответы записываются на листе бумаги. Критерии оценки: а) реальность (2); б) вариативность (3). Время для ответа не более одной минуты на каждый вопрос.

Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета.

28. Консервная банка

29. Металлическая линейка

30. Велосипедное колесо

Ответ записывается на листе бумаги. Время ответа – одна минута на каждый вопрос. Ответы оцениваются следующим образом:

отсутствие ответа – 0 баллов

тривиальный ответ – 1 балл

оригинальный ответ -2 балла

  1. Направленность на творчество (№ 31 -40)

Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?

б) сочинять книгу (2)

в) пересказывать содержание книги друзьям (1)

32. а) выступать в роли актера (2)

б) выступать в роли зрителя (0)

в) выступать в роли критика (1)

33. а) рассказывать всем местные новости (0)

б) не пересказывать услышанное (1)

в) прокомментировать то, что услышали (2)

34. а) придумать новые способы выполнения работ (2)

б) работать, используя испытанные приемы (0)

в) искать в опыте других лучший способ работы (1)

35. а) используя указания (0)

б) организовывать людей (2)

в) быть помощником руководителя(1)

36. а) играть в игры, где каждый играет за себя (2)

б) играть в игры, где можно проявить себя (1)

в) играть в команде (0)

37. а) смотреть интересный фильм дома (1)

в) проводить время в компании друзей (0)

38. а) размышлять, как улучшить мир (2)

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)

в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)

39.а) петь в хоре (0)

б) петь песню соло или дуэтом (1)

в) петь свою песню (2)

40. а) отдыхать на самом лучшем курорте (0)

б) отправиться в путешествие на корабле (1)

в) отправиться в экспедицию с учеными (2)

Самооценка (№41 – 56)

41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46. Мне удается находить причины своих неудач.

47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48. Могу обосновать, почему мне что –то нравится или не нравится.

49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

53. Мне интереснее работать творчески, чем как –то иначе.

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

56.Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Ответы на вопросы оцениваются так:

Да - 2 балла

Трудно сказать -1 балл.

Нет -0 баллов.

Карта ответов на вопросы анкеты

№ 1-10 Чувство новизны (средний балл)

№ 11- 20 Критичность (средний балл)

Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 - 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 - 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 - 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 - 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка - 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое

б) точное

в) необычное

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное-невероятное»

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен - 0;

б) не согласен - 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию - 1.

    Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

    Лицо - зеркало души (М. Горький).

    Единственная настоящая ценность - это труд человеческий (А. Франс).

    Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

    Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

    Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

    Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

    Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

    Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).

    Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21-23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник - родник

    глаз - слеза

    огонь - костер

    шторм - наводнение

24-27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

    Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

    В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше - Ваши действия?

    В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

    Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа - 0; тривиальный ответ - 1; оригинальный ответ - 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

    Консервная банка.

    Металлическая линейка.

    Велосипедное колесо.

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы

в) искать в опыте других лучший способ работы

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

37.

а) смотреть интересный фильм дома

в) проводить время в компании друзей

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да - 2; трудно сказать - 1; нет - 0.

    Мне нравится создавать фантастические проекты.

    Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    Мне удается находить причины своих неудач.

    Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

    Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    Убедительно могу доказать свою правоту.

    Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    У меня часто рождаются интересные идеи.

    Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

    Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.

    Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

КАРТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ*

Фамилия ______________________ Группа _____________

Дата заполнения ________________

1

_______________

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

    Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

    Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

    Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

    Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

    Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

    Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

    Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

    Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов

Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.

Творчество (креативность)- "способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фра.) /16/ творчество- это создание нового, оригинального, ранее неизвестного.

Творчество-это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Для развития творческой активности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности личности в опредмечивании её сущностных сил. Творческая активность-средство самореализации личности в деятельности, соответствующие имеющимся интересам и потребностям.

Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.

Критерии творческой активности учащихся

- Психологические задатки,

- Способность к концентрации внимания.

Интеллект.

- Память, воображение.

- Личностный статус.

- Мотивация достижений.

Привычки.

Притязания.

Талант.

Устремлённость.

- Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).

Знания, умения, навыки формируются у ребёнка в результате его собственной деятельности, психической активности. Задача учителя-это система педагогических воздействий, направленная на формирование у всех учеников способности на новые способы деятельности, потребности к познанию. Необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), по практической пользе и использованию полученного продукта.

Уровень развития у учащихся творчески личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года с помощью наблюдений, тестирования, анализа образовательной продукции ученика. Степень развития качества ученика оценивают по параметрам: креативные качества, когнитивные и оргдеятельные.

Выявление уровня творческой активности учащихся в разных видах деятельности.

7 класс

Методика исследования:

1. Выделить критерии творческой активности*

2. Определяем временные промежутки.

3. Выделяем количественный состав группы.

Цель: Исследовать уровень творческой активности учащихся, наметить пути повышения творческой активности а разных видах деятельности.

Для оценки уровня развития творческой активности используются:

а) текстовые характеристики учеников;

б) результаты его образовательных достижений;

в) анкеты, самооценки ученика;

г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.

Итоговая оценка развития творческой активности производится по трём уровням: " высокий", "средний", "низкий".

п/п

Типы личностных качеств (креативные)

Уровень развития личностных качеств учеников

(% от общего числа)

высокий

(внешкольная деятельность)

Средняя

учебная

Низкий

внеклассная

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

Воображение

Самобытность

Чувство новизны

Интуиция

Вдохновлённость

Инициативность

Воображение

Интеллект

Методы изучения воображения

Воображение оценивается по степени развитости у учащегося фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках и других продуктах творческой деятельности.

Ребёнку предлагается три задания.

I . Придумать рассказ(историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) и изложить его устно в течении 5 минут.

На придумывание темы или сюжета рассказа отводится до I минуты.

Методика "Вербальная фантазия"

(речевое воображение).

В ходе рассказа оценивается:

I . Скорость процесса воображения.

2. Необычность, оригинальность способов воображения.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, В каждом из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Воображение.

"0" - баллов, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

"1" - балл, данный признак выражен слабо.

"2" балла признак выражен достаточно сильно.

Если в течение минуты ребёнок не придумал сюжет рассказа, экспериментатор сам подсказывает ему сюжет, за скорость воображения ставит "0". Если сюжет ребёнок придумал к концу минуты, то по скорости воображения он получает оценку I балл, если придумал сюжет быстро в течение 20-30 секунд получает 2 балла.

Оригинальность

Если ребёнок пересказал то что он когда-то слышал - 0 баллов; если пересказал, но при этом внёс что-то новое от себя - 1балл; если ребёнок придумал что-то такое, что он не мог раньше это слышать или видеть, за оригинальность воображения он получает 2 балла.

Фантазия :

Общее число, живых существ, предметов, ситуаций, действий, различных характеристик. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребёнок получает 2 балла; если общее количество деталей указанного типа в пределах от 6 до 9 - получает 1 балл, если в рассказе признаков мало менее 5- получает 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразной в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу) играющему ключевую роль.

0 баллов - центральный объект изображён схематично.

1 балл- детализация умеренная.

2 балла- если образ расписан достаточно подробно.

Эмоциональность .

1. Если рассказ не интересен» малоэффективен-0.

2. Если рассказ вызывает к себе интерес, а с соответствующей реакцией угасает- I балл.

3. Внимание слушателя не угасало» а к концу даже усиливалось-то эмоциональность оценивается в 2 балла.

Таким образом, максимальное число баллов оценивается в 10 баллов, минимальное 0 баллов.

Схема протокола к методике "Вербальная фантазия".

(принимало участие 15 человек)

Оцениваемые параметры

Оценки этих параметров

Скорость процессов воображения.

3ч/2б

7ч/7б

5ч/10б

Необычность, оригинальность образов.

2ч/2б

10ч/5б

3ч/8б

Богатство фантазии

2/1б

10ч/6б

3ч/8б

Глубина и проработанность

2/2б

10ч/5б

3ч/9б

Впечатлительность и эмоциональность образов

2/1б

10ч/6б

3ч/9б

Выводы об уровне развития творческих способностей.


10 баллов- очень высокий

8-9 баллов- высокий

4-7- баллов- средний

2-3-низкий

0-1 - очень низкий.

Анкета для определения творческих наклонностей у школьников

1. Я люблю сочинять собственные песни- да, нет

2. я люблю гулять один- да, нет

3. Я задаю много вопросов- да, нет

4. Сочинение рассказов и сказок - пустое дело- да, нет

5. Я люблю, чтобы у меня было один или два друга - да, нет

6. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила- да, нет

7. У меня есть несколько хороших идей- да, нет

8. Я люблю рисовать- да, нет- да, нет

9. Мои папа и мама любят играть со мной- да, нет

10. Я люблю вещи, которые трудно делать- да, нет

11. Солнце на рисунке должно быть всегда жёлтым- да, нет

12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как оно работает- да, нет

13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжках, чем рисовать самому- да, нет

14. Лёгкие загадки - самые интересные- да, нет

15. Я люблю узнавать новое о животных- да, нет

16. Я не люблю, когда другие задают много вопросов- да, нет

17. Трудно найти занятие, когда находишься один- да, нет

18. Я охотно играю в старые игры, чем в новые- да, нет

19. когда я хочу что - то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от затеи и берусь за что - нибудь другое- да, нет

20. Я люблю играть с друзьями, а один не люблю- да, нет

В пунктах 4,5,11,13,14,16,17,18,19,20 - оценка проводится следующим образом: за ответ "да" начисляется 0 баллов, за ответ "нет" 1 балл. Склонность ребёнка к творчеству складывается из таких качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость.

Разнообразие интересов

1,4,8,15

1 степень-0 - 1 балл (слабо выражено)

2 степень- 2 -3 балла (выражено средне)

3 степень-4 балла (явно выражено)

Любознательность

3,12,16

1 степень-0 - 1 балл

2 степень- 2 балла

3 степень-3 балла

Методика оценки устойчивости внимания

с помощью 25 - значных одноцветных таблиц.

Эта методика позволяет достаточно быстро оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одно­временно. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает первую таблицу первую, находит в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает с другими. Учитывается скорость работы, т.е. время затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребёнка. Чтобы оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

Результаты показали, что самая большая творческая активность учащихся наблюдается в учебной деятельности. Причём по некоторым критериям оценивая творческую активность, замечено на конец года активность падает, поэтому учителям необходимо корректировать работу учащихся в течение всего года. Активность личности - характеризуется многообразием проявлений в учебной деятельности:

Активное и самостоятельное добывание знаний, активные поисковые действия при решении проблем. Например, от умения работать с учебником в большей степени зависит прочность и осмысление знаний. В свою очередь умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается определёнными методическими приёмами и средствами. Так если текст насыщен фактическим материалом, необходимонаправить работу ученика на вычисление главного в тексте, а такие вопросы как самоконтроль потребуй от ученика проявления максимальной самостоятельности мышления, умение обобщать факты, делать выводы.

Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленное, методически продуманные лабораторныеработы, они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами. Мне, кажется, что широкое использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, усиливает практическую направленность, способствует развитию познавательной активности учащихся.

К средствам обучения позволяющим развивать у учащихся умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов, явлений, устанавливать причинно-следственные связи, относятся специальные дидактические материалы. Это могут быть аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, коллекции.

Повышению мыслительной деятельности способствует использование сравнительных схем. Их построение даёт возможность уточнить черты сходства, различия, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Карточки - задания, применяемые на уроке, включают вопросы, требующие знания фактического материала, задания предполагающие применение ранее полученных знаний, требующие доказательного ответа и приобретают умение логического мышления, повышению познавательной деятельности учащихся (Биология в школе №5, 1996г),

Познавательная активность как педагогическое явление-это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самореализации учащегося, с другой - результат особых, усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся.

Однако для различных учащихся характерна разная степень в активном познании. Это нулевой уровень - учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственна агрессия, как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя, не проявляют заинтересованности.

Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность появляется в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, а не подкрепляются волевыми усилиями. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднении также легко теряют интерес к учёбе.

Внимание таких детей можно держать вопросами, которые задают сами дети. Некоторые ученики данной группы часто боятся приступать к выполнению задания, так как оно им кажется сложным. Поэтому можно разрешить им выполнить лишь часть задания. Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности обычно любимы учителями. Такие ученики обычно выполняют задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно.

Главное достоинство этих учащихся - стабильность. Учёба им даётся легко, но лёгкость это кажущаяся - это результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточится. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост или учитель занят более слабыми учениками. Основными приёмами, стимулирующими учащихся можно назвать поисковые ситуации, которые создаются на уроке. Однако довольно трудно создавать проблемные ситуации на каждом уроке, поэтому таким учащимся можно создавать ролевые ситуации, например, брать на себя роль "эксперта", наблюдателя", который следит за темпом урока: "мудреца", который подводит итог урока.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности отличается от всего выше сказанного. Педагогическая работа строится на специальных приёмах, стимулирующих творческую активность. Интересной формой общения является внеклассная работа. По биологии: это КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Брейн - ринги". Многие ребята нашей школы пробуют свои силы в написанииисследовательских работ и принимают участие в научно практической конференции "Дети- творцы 21 века". Так в 2000-2001 году ученица нашей школы Нургалиева Айнагуль была отмечена на практической конференции за оригинальность исследования темы "Вирусы". Дети принимают участие в школьных и районных олимпиадах. Два года назад мой ученик Гвозденко Юра занял третье место в районной олимпиаде по биологии. Сейчас он является студентом аграрного университета агрономического факультета. Работа направленная на развитие творческой активности учащихся даёт результаты - за последние четыре года пять учащихся поступили в ОСХА на факультеты- зоотехнический, агрофак, ветфак трое учеников поступили в медколледж на факультеты- сестринское дело и фельдшер-лаборант, где успешно обучаются.

В школе проводятся предметные недели, экскурсионная работа, театрализованные вечера, викторины по предмету - что способствует творческой активности учащихся.

В учебном процессе стараюсь ввести:

Интеллектуальную разминку, что позволяет формировать творческое мышление;

Проблемное изложение материала на уроках;

Работа исследовательская, кружковая, написание рефератов, которые позволяют повышать творческую активность учащихся в обучении.

УДК 378.147 ББК 74.58

Фуфаев Иван Валентинович

преподаватель кафедра философии и культурологи Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск Fufaev Ivan Valentinovich Lecturer

Chair of Philosophy and Culturology Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Диагностика творческой активности обучающихся Students’ Creative Activity Diagnostics

В статье анализируется понятие творческой активности личности, раскрываются ее компоненты; рассматриваются критерии и показатели творческой активности личности; анализируются описание и результаты экспериментальной работы по диагностированию творческой активности обучающихся.

The idea of personality’s creative activity is analyzed in this article; its components are revealed; the criteria and the exponents of personality’s creative activity are considered; the description and the results of experimental work on the students’ creative activity diagnosing are analyzed.

Ключевые слова: творческая активность личности, диагностика

творческой активности личности, критерии и показатели творческой активности личности.

Key words: personality’s creative activity; students’ creative activity diagnosing; criteria and exponents of personality’s creative activity.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Творчески активные личности необходимы: для решения интеллектуальных задач собственной жизни, решения социальных проблем, решения научных проблем.

Проблема развития творческой активности личности многопланова и разрабатывается рядом наук. Существующие подходы в исследовании

творческой активности в философии, социологии, психологии и педагогике дополняют и обогащают друг друга. Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов В.И. Андреева, А.В. Брушлинского, Д.Б. Богоявленской, В. А. Петровского, Я. А. Пономарева, Г.И. Щукиной.

В нашем исследовании мы определяем понятие «творческая активность» - сложное интегральное образование, включающее креативность (как способность создавать новое), готовность к творческой деятельности (как определенную мотивированность к творческой деятельности) и наличие определенных умений (навыки исследовательской деятельности).

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности, мы обобщили наиболее существенные. Так, необходимость включения самостоятельности в показатели творческой активности обусловлена тем, что самостоятельность - качество, включенное в активность (Д.Б. Богоявленская ). Включение оригинальности в показатели творческой активности использовано многими исследователями (В.И. Андреев , Я.А. Пономарев , Г.И. Щукина ).

На основании рабочего определения творческой активности обучающихся мы в нашем исследовании выделяем креативный, мотивационный и деятельностный компоненты творческой активности обучающихся, придерживаясь позиции исследователей В.И. Андреева, А.А. Кирсанова, так как творческая деятельность как одна из сфер человеческой деятельности подчиняется общим закономерностям психологической науки о деятельности. Единство данных компонентов творческой активности обусловлено и тем, что креативный, мотивационный, деятельностный компоненты творческой деятельности зависят друг от друга, развиваются в единстве, обеспечивая взаимосвязь обучения и воспитания.

Рассматривая креативность как одну из ведущих жизненно-активных потребностей личности в преобразовании действительности, а ее развитую форму как интегративное свойство психики, обеспечивающее целостность личности, мы считаем, что она дает возможности активного включения

обучающегося в творческую деятельность. Наиболее ярким и типичным проявлением креативности считается воображение или фантазия.

К мотивационным особенностям творческой личности относятся: желание заниматься творчеством, интерес к творчеству, желание открывать новое и устанавливать закономерности.

Деятельностная составляющая рассматривается нами с позиции таких показателей, как умение сформулировать проблему и найти метод ее решения, умение преобразовывать окружающую действительность.

В современных психолого-педагогических исследованиях отражено множество подходов к выделению критериев и показателей оценки творческой активности студентов и школьников, а также сформированности различных компонентов творческой деятельности.

Основным критерием в выделении уровней развития творческой активности является степень сформированности ведущих компонентов структуры. Выделяя креативный, мотивационный и деятельностный компоненты творческой активности будем считать критерием для определения уровней развития мотивационного компонента - степень и частоту проявления таких свойств личности: умение поставить цель и достигнуть ее.

Деятельностный компонент будем определять по умению самостоятельной работы и совместной работы, по степени развитости качеств предметнооперационной стороны творческой деятельности (исполнительности, инициативности и др.). Креативный - по устойчивости проявлений выделенных качеств, составляющих механизм творчества.

При исследовании творческой активности в творческой деятельности перед нами встали задачи проследить, каковы типичные уровни творческой активности обучающихся.

Мы выделили три уровня творческой активности обучающихся: высокий, средний, низкий. Используя выделенные ранее показатели и критерии, мы дифференцировали следующие основные уровни развития творческой активности обучающихся.

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Обучающиеся не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля.

Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен, ситуативен. Обучающиеся со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они могут находить новые способы или преобразовывать известные им, предлагать свои идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самостоятельно осуществлять самоконтроль не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью преподавателя. В случае получения искомого результата испытывают радость. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному, оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие обучающиеся проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляют устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Обучающиеся с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Диагностирующий эксперимент проводился на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, а также МОУ СОШ Андреевской средней общеобразовательной школе Чердаклинского района Ульяновской области и в МОУ СОШ № 7 имени В.В. Кашкадамовой г. Ульяновска. В исследовании принимали участие 235 студентов (6 групп обучающихся физико-математического факультета, 4 группы обучающихся исторического факультета, 5 групп обучающихся филологического факультета, 3 группы обучающихся факультета иностранных языков). Также в диагностирующем эксперименте принимали участие 83 школьника. (18 учащихся 7 класса, 17 учащихся 8 класса, 17 учащихся 9 класса, 16 учащихся 10 класса, 15 учащихся 11 класса). Основная задача, решаемая в ходе

диагностирующего эксперимента, заключалась в выявлении уровней творческой активности обучающихся.

Для диагностики использовались различные опросники, анкеты, тесты («Изучение творческого потенциала личности» А.Н. Лука). Также для диагностики мы использовали адаптированный вариант теста С. Медника -RAT (тест отдаленных ассоциаций), методика Джонсона, тесты креативности Торренса.

В нашем исследовании для изучения уровней развития креативности как компоненты творческой активности обучающихся мы применяли следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Нами был использован адаптированный тест-опросник креативности Джонсона.

Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме. По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации

недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов. По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

Также в нашем исследовании мы использовали тест на определение оригинальности, как компоненты креативности обучающихся, С. Медника -RAT. Разработанный тест предназначен для диагностики оригинальности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Разработанная методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, который выражается в оригинальности.

Для диагностики мотивационного компонента творческой активности обучающихся на этапе входной диагностики использовалась методика «Готовность к творческой деятельности» А.Н. Лука. Опросник готовности фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Тест представляет собой объективный, состоящий из 16 пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений готовности к творческой деятельности, доступных внешнему наблюдению.

Для диагностики деятельностного компонента творческой активности обучающихся мы использовали методику Айзенка.

Итоговый результат развития творческой активности обучающихся мы рассматривали как среднее по трем выделенным компонентам. Данный выбор обоснован предложенным определением творческой активности, в котором в равной степени выделяется креативная, мотивационная и деятельностная компоненты.

Результаты входной диагностики творческой активности обучающихся показывают нам следующие экспериментальные данные:

а) высокий уровень творческой активности - 18,30 %;

б) средний уровень - 36,74 %;

в) низкий уровень - 44,96 %.

Покомпонентный анализ результатов входной диагностики позволил составить нам обобщенную картину уровней творческой активности. Нами были выявлены следующие уровни творческой активности обучающихся: низкий уровень - 39,1 %; средний - 46,6 %; высокий - 14,3 %. В рамках констатирующего этапа экспериментального исследования мы использовали методику «Изучение творческого потенциала личности» А.Н. Лука, адаптированный вариант теста С. Медника - RAT (тест отдаленных ассоциаций), методика Джонсона, тесты креативности Торренса.

Таким образом, в рамках диагностирующего этапа экспериментального исследования были определены критерии и показатели творческой активности обучающихся на основании чего нами были выявлены уровни творческой активности обучающихся. Выявленные уровни необходимы для дальнейшей экспериментальной работы по развитию творческой активности обучающихся.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Издательство Казанского Университета, 1988. - 238 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов на Дону: Издательство Ростовского Университета, 1983. - 173 с.

3. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление (перевод с английского). [Текст] / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

4. Дружинин, В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование

формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. 1994.№ 4. с. 28-36.

5. Козленко, В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся. / В.Н. Козленко [Текст] // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средних школ и студентов. - М., 1981. - с. 116-126.

6. Обухова, Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. [Текст] / Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова. Издательство МГУ, 1995.

7. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А Петровский. - М.: Российский открытый университет. 1992. - 633 с.

8. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Л.А. Пономарев. - Воронеж: МОДЭК, 1999. - 176 с.

9. Пухова, Т.А. Диагностирование развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе [Текст] / Т.А. Пухова // Вестник школы. - 1999. -№ 3. - с. 38-43.

10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1979. - 240 с.

1. Andreev, V. E. The Dialectics of Creative Personality’s Upbringing and Self -Upbringing / V. E. Andreev. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 1988. - 238 p.

2. Bogoyavlenskaya, D. B. Intellectual Activity as Creativity Problem / D. B. Bogoyavlenskaya. - Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov-on-Don University, 1983. - 173 p.

3. Druzhinin, V. N, Khazratova, N. V. Experimental Inheritance of Microenvironment’s Forming Influence on Creativity/ V. N. Druzhinin, N. V. Khazratova // Psychological Journal. -1994. - № 4. - P. 28-36.

4. Kozlenko, V. N. To the Question of the Students’ Creactivity Diagnostics / V. N Kozlenko // Psychological Questions of High and Higher School Students’ Cognitive Activity. -M., 1981. - P. 116-126.

5. Obukhova, L. F., Churbanova, S. M. Divergent Thinking Development / L. F. Obukhova,

S. M. Churbakova. - M.: MSU Publishing House, 1995.

6. Petrovsky, V. A. Inadaptive Activity Psychology / V. A. Petrovsky. - M.: The Russian Open University. 1992. - 633 p.

7. Ponomarev, L. A. Psychology of Creativity / L. A. Ponomarev. - Voronezh: MODEK, 1999. - 176 p.

8. Pukhova, T. A. The Students’ Creative Activity Development Diagnosing in a Pedagogical Process/ T. A. Pukhova. School Bulletin. - 1999. - № 3. - P. 38-43.

9. Shchukina, G. E. Activating Students’ Cognitive Activity in Educational Process / G. E. Shchukina. - M.: Pedagogics, 1979. - 240 p.

10. Vertgamer, M. Productive Thinking (Translated from English) / M. Vertgamer. - M.: Progress, 1987. - 336 p.

Загрузка...
Top