Конспект занятия - твердые и мягкие согласные звуки. Конспект урока по русскому языку для начальных классов "мягкий знак" Конспект на тему мягкий знак

Логопедическое занятие во 2 классе

Тема: «Путешествие в королевство Мягкого знака»
Цель: Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.
Задачи:
1) познакомить с первым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце и середине слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).
Оборудование: карта путешествия в «Королевство Мягкого знака», флажок на магните, галстуки (банданы), мяч, листы с заданиями, зелёные карандаши, мячики-ёжики.

Ход занятия

I. Организационный момент (развитие логического мышления)
Эту букву не читаем,
С нею мы слова смягчаем,
В середине, в конце слова,
Встретить её можем снова.
Без неё нельзя никак,
Что же это -... (Мягкий знак.)
Лог . – Догадались, ребята, какая тема нашего занятия? ……. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце (середине) слова, учиться правильно писать и читать слова с этой буквой.
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления.
Лог: - Сегодня мы отправимся в путешествие в королевство Мягкого знака.
1. Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... (Корабль)
Лог: - Где находится «Ь» - знак в слове корабль?... Какую функцию он выполняет? (смягчает согласную, которая стоит впереди). Молодцы! На доске появляется карта путешествия.
Лог: - Надеваем банданы и отплываем.
2. Разминка с мячиками-ёжиками (несколько упражнений на выбор учителя). Записать число в тетрадках.
3. Развитие логического мышления (операции аналогия, обобщение и классификация)
Лог: - Вот и первая остановка - остров «Загадочный». Начинай с буквы «М». Разгадайте слова и запишите их в тетрадь. Подчеркните зелёным карандашом согласную, которую смягчил Ь-знак.
Овощ……. (морковь)
Ходит дворник с метлой, подметает снега -
Запылил белой мглой и поля и луга……….метель.
Она девочка, а он - ……….. мальчик.
Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд, а зимой сосёт он лапу……..медведь.
Стол, стул, шкаф, кровать – это……..мебель.

4. Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти, мышления (классификации), буквенного синтеза.
Остров «Лесной». Найди в таблице 6 названий животных. Зачеркни эти названия цветным карандашом. Слова: медведь, рысь, хорь, соболь, олень, лось.
5. Физминутка (речь с движением)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо)
Потянулся он со сна: (потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набрался сил,
Головой медведь крутил. (вращение головой)
Наклонился он вперёд,
Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой к левой ступне и наоборот).
Наконец медведь наелся (гладим животик)
И на брёвнышке уселся (садимся за парты).

6. Развитие слогового синтеза.
Остров «Дружбы». Собери слова из слогов. Запиши, получившиеся слова в тетрадь, разделив их на две группы (-ь, -ь-) (восемь, карась, пеньки, осень, рельсы, лошадь, полька, пальцы)
во цы
ка рась
пень шадь
о сы
рель ка
ло семь
поль сень
паль ки

7. Развитие фонематического восприятия и умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
Остров «Волшебный». Игра с мячом.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е. Измайлов).
Лог: - Я назову вам слово без «ь», а вы добавьте его в конец и скажите мне новое слово.
Кон – конь, стал – сталь, шест – шесть, хор – хорь, мел – мель, угол – уголь, кров – кровь, жар – жарь, ел – ель, пар – парь, топ – топь, пыл – пыль, плакат – плакать, пример – примерь.
8. Работа над предложением. Закрепление правописания Ь в конце и в середине слова. Развитие самоконтроля.
Остров «Невезения». На этом острове в словах пропал «ь» - знак. Как теперь читать слова? Прочитайте предложение и вставьте пропущенный «Ь» знак там, где это нужно.
ОПЯТ ПЯТ РЕБЯТ НАШЛИ У ПЕНКА ПЯТ ОПЯТ.
9. КОРОЛЕВСТВО «Ь» ЗНАКА.
Блиц опрос:
Чего нет у буквы «Ь» - знак? (звука).
Где в слове может стоять «Ь» - знак? (в середине и конце).
Почему у «Ь» - знака нет заглавной буквы? (с него не начинаются слова).
Для чего нужен «Ь» - знак? (смягчает согласные, разделяет согласные и гласные).
Вспомните слова с «Ь» - знаком, который стоит в середине слова и смягчает согласную.
III. Итог занятия.
Лог : - Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики. «Ь» - знак доволен, вот вам от него подарки.
Литература:
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» - М. Просвещение 1987 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Из-во Книголюб.
3. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М. Из-во Аквариум. 2006 г.
4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М. Из-во Астрель. 2006 г.

ольга комиссаренко
Конспект занятия «Мягкий знак»

Грамматическая тема : Мягкий знак .

Лексическая тема : Антонимы.

Цель : Научить обозначению мягкости согласных при помощи Ь. Задачи : 1. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные .

2. Упражнять в подборе к словам антонимов.

3. Развивать фонематическое восприятие.

4. Упражнять в составлении предложений.

5. Развивать зрительное восприятие.

Ход : 1. Оргмомент.

На какую букву похожи эти предметы? (на Ь)

2. Посмотрите, у меня на доске написаны слова. Прочитайте их.

А теперь прочитайте слова на другой стороне доски. Одинаковые это слова?

Чем они отличаются?

Слова : угол, брат, ел, мел, хор, топ; уголь, брать, ель, мель, хорь, топь.

3. Отгадывание кроссворда.

Придумать слова.

4. Подбор картинок к схемам.

о о о ь – мышь

о о о о о ь – голубь и т. д.

5. Звуко-буквенный анализ слов голубь, метель.

6. Физминутка.

«Зарядка»

7. Составление предложений со словами. Запись. Выделить главные члены.

8. Работа на карточках. Прочитай слова, запиши их в единственном числе. Подчеркни в каждом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки . Отметь, какая буква служит для обозначения мягкости согласных звуков .

голуби –

9. Посмотрите, сколько Ь спряталось?

ЬЬЪЯЪЬЯЬБЬЬЪББЬБЬЬ

10. Я буду говорить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите слово в конце которого вы написали бы ь.

Слова : копать, пошел, мел, мель, сон, сок, соль,варить, дом, солить, мак, писать, рисовал.

11. И «Наоборот»

большой – горячий -

длинный – грязный -

широкий – острый -

высокий - умный –

светлый - глубокий –

Публикации по теме:

Я хочу предложить вам самодельный способ создания мягкого конструктора. Для его изготовления понадобятся обычные разноцветные губки для.

Цель игры:Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно.

В нашем детском саду среди педагогов проводился конкурс на лучшую дидактическую игру по правилам пожарной безопасности. Я принимала в этом.

Конспект занятия с использованием интерактивной игры «Назови дорожный знак» Интерактивная дидактическая игра «Назови дорожный знак» Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках. Воспитатель загадывает детям.

Конспект занятия «Нагрудный знак «Голубь Победы» ко Дню Победы» Мастер-класс «Нагрудный знак «Голубь Победы» ко Дню Победы» Цель: Воспитание патриотизма и гражданской позиции у подрастающего поколения.

Мастер класс по квиллингу на тему: " Знак вечности и бесконечности!" Скоро 8 Марта - Международный женский день! Я думаю, что люди не зря.

Праздник по правилам дорожного движения «Незнайка и дорожный знак» (младшая и средняя группы) «Незнайка и дорожный знак» (младшая и средняя группы) Задачи: 1. Углублять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях.

Урок обучения грамоте «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч» Технологическая карта урока обучения грамоте

Разработка открытого логопедического подгруппового занятия по теме «Мягкий знак -показатель мягкости. Разделительный мягкий знак.» Этот урок был дан в рамках областного семинара-практикума для логопедов и учителей-логопедов г. Курска и Курской области по теме «Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии и дислексии».

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи.

Тема занятия:
«Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».

Цели:

  • формировать представление о различных функциях мягкого знака и разделительного мягкого знака;
  • формировать приём мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • формировать у детей правильное представление об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать умение находить в тексте слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать устную и письменную речь.

Задачи:

  • научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать умение находить слоги и слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным;
  • формировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
  • воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учеников;
  • формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно- гигиенические навыки.

Оборудование:

  • мультимедийная установка (проектор, экран), индивидуальная рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:

Кон – конь
хор — хорь
Угол – уголь
мел — мель
Ест – есть
брат — брать
Ел – ель

А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.

Что вы можете сказать об этом мягком знаке? (Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

Ребята, какие времена года вы знаете?

Сколько месяцев в каждом времени года?

А в году?

Как называется время года, о котором говорится:

Снежок порхает, кружится на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Какие месяцы относятся к этому времени года?

(декабрь, январь, февраль)

Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)

Проверка. (слайд)

Ребята, а вам нравится зимушка-зима?

Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)

2. Объяснение нового материала.

Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7

Коньки -6 б., 5 зв.
Метель – 6 б., 5 зв.
Вьюга – 5 б., 5 зв.

А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.

Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;

Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный.

А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).

Что он разделяет? Где его место в слове.

На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.

Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)

(ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)

Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)

Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)

Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)

А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й, на губах улыбка.

Давайте проверим внимательные глазки.

(Чтение таблиц, таблицы на доске)

Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться).

  • Ви-вьи мя-мья рё-рьё
  • Ря-рья тё-тьё де-дье
  • Ня-нья сё-сьё пи-пьи
  • Тю-тью би-бьи тя-тья
  • Ме- мье ти-тьи ся-сья
  • Фи-фьи ди-дьи зя-зья
  • Чи-чьи рю-рью ля-лья
  • Пя-пья зе-зье ке-кье и т.д.

Ребята, я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?

Где его место в слове?

Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд).

Слева от меня – согласный,
Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.
Чтобы не было слиянья,
разделил их ловко я.

3. Физминутка.

(бросаю мяч ученику называя слоги…)

1.​ «Добавь разделительный мягкий знак»:

Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью

2.​ «Убери разделительный мягкий знак»:

Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би

4. Закрепление.

А) Игра «Один – много» (слайд).

Задание для детей записано в тетради.

Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.

Друг-
Перо-
Дерево-
Крыло-
Лист-
Воробей-

Б) Измените по образцу (слайд) устно.

  • Юра – Юрьевич, Юрьевна.
  • Илья – Ильич, Ильинична.
  • Валера – Валерьевич, Валерьевна.
  • Василий – Васильевич, Васильевна.

А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)

  • Соня-Софья
  • Даша-
  • Таня-
  • Илюша-
  • Луша-

Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.

Какое было затруднение (имя Луша).

Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька — душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.

В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд) УСТНО.

Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я

Что вы скажете?

Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный

Г) Запишите слова, разделив их на две группы (слайд).

Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки

Кто уверен, что правильно написал слова — поставьте знак уверенности (!).

А кто сомневается, знак сомнения (?).

5. Итог занятия.

Возьмите перфокарты.

Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».

1) + + + гостья, вьюга, льёт

2) + — - счастье, гость, снег

3) + + + оладьи, платье, семья

4) — - + медведь, голубь, вьюга

5) + + + веселье, житьё, гроздья

Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».

6. Рефлексия. (слайд)

Выберите для себя одно из утверждений:

Сегодня на занятии я понял (а) …

Сегодня на занятии я узнал (а) …

На занятии мне было интересно …

На занятии я научился (ась) …

Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.

КСКОУ ОО «Дмитровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Открытый урок на тему: «Мягкий знак на конце слова».

Проведено:19.10.2015г.

Количество присутствующих-10 чел

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Карянова Л.Н

Дмитровск, ноябрь 2015г

Тема: «Мягкий знак на конце слова».
Цель:

Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце слова.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.Повторительно – обучающая работа

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать лучиками солнца. Посмотрели друг на друга, улыбнулись и с таким хорошим настроением начнём наш урок.

К какому уроку мы приготовились? (к уроку русского языка) Слайд 1

Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

Верно. И поэтому для начала выполним гимнастику для пальчиков. .

Пальчиковая гимнастика.

Лодошки.

Давайте откроем тетради и запишем число. Прежде чем записывать число и классную работу, давайте прочитаем небольшое четверостишье. Слайд 2

Запишите число. Классная работа. Слайд 3

Минутка чистописания.

Сегодня на минутке чистописания мы повторим правильное написание буквы -ь-.

Посмотрите как правильно писать -ь- слайд 4

Пишу на рабочей строке маленькую наклонную палочку с закруглением вправо, на середине строки довожу до овала.

А какое слово мы будем писать на минутке чистописания вы узнаете отгадав загадку Слайд 5

Давайте выполним звука – буквенный анализ слова конь

Ребята, сколько слогов в слове – конь ? (1 слог).

А давайте проверим, прохлопаем.

Сколько звуков в слове конь, сосчитайте самостоятельно.

Сосчитаем вместе (счёт на пальчиках).

Какой звук слышите первым? (к – согласный, твёрдый)

Какой вы звук слышите вторым? (о – гласный)

Какой звук вы слышите третьим, последним? (н – согласный, мягкий)

Запишите слово конь под диктовку.

Сколько букв в слове конь вы записали? (4 буквы)

Почему же в слове конь три звука, а буквы четыре? (ь – буквы не обозначает)

А почему мы написали его в слове конь? (для обозначения мягкости согласного в конце слова)

А давайте прочитаем четверостишье про - ь -: слайд 6

Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Ребята, скажите мне, что вы знаете о мягком знаке? Слайд 7

3 .Сообщение темы и цели работы. Слайд 8

4. Работа по теме урока

1.Написание слов с мягким знаком на конце слова.

Отгадайте кроссворд и запишите в тетрадь ответы : слайд 9

2.Физкультминутки слайд 10 и 11

3. Самостоятельная работа на листочках.

(разноуровневые задания)

а) для сильных детей:

Восстановите пословицы:

Год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)

Году начало, зиме – середина. (Январь)

б) для детей среднего уровня:

Вставьте нужные по смыслу слова:

Корабль сел на ______. (мель)

Ваня взял___________. (мел)

Давайте проверим как вы справились с заданием слайд 12

4. Работа с предложениями. Слайд 13

А теперь, ребята, давайте составим небольшой рассказ. На доске записаны предложения, их нужно дополнить словами. А слова выбрать из предложенных вариантов.

Прочитайте неполные предложения:

Был хороший ____. Мы бросили в реку _____. Вот _____ рыбок. Вари уху.

Прочитайте слова: девять, сеть, день.

Подумайте, какие слова нужно вставить вместо черточек.

Какой рассказ у вас получился? (учитель спрашивает 2-3 учеников)

Прочитаем рассказ хором. Слайд 14

Сколько предложений в тексте? (4)

Прочитайте первое, второе, третье, четвёртое предложение.

Как вы будете записывать предложения? (С большой буквы, в конце ставить точку.)

Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните слова с мягким знаком.

5. Закрепление

Игра «Доскажи словечко» . слайд 15

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись стал реветь. Это зверь лесной …

Чтобы было где писать. В школе нам нужна …

Накорми его бензином, На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит …

Если всё ты будешь знать, То получишь в школе …

6. Итог урока

О какой букве мы говорили на уроке?

Что нового узнали?

Какую работу выполняет мягкий знак в середине и конце слова?

7.Домашнее задание слайд 19

8. Рефлексия

В начале урока, я предлагала вам стать лучиками солнышка. Теперь пришло время разместить свои лучики, на одном из солнышек, согласно вашему настроению.

Слайд20

Посмотрите, какое красивое и весёлое солнышко у нас получилось.

С таким хорошим настроением, я предлагаю вам закончить урок.

Урок окончен.

Слайд 21

Тема. Буква мягкий знак (ь)

Цели деятельности педагога

Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи:

    Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем.

    Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа.

    Развивать навыки преобразования слов,

    Закреплять понятия "звук - буква",

    Совершенствовать навыки чтения и письма

    Развивать познавательные процессы

Планируемые результаты:

    Предметные умения

Научиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в середине и конце слов

Личностные УУД:

Фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь

Положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

Планировать свои действия для выполнения задания;

Принять и сохранить учебную задачу соответствующую этапу обучения; - оценить совместно с учителем, учащимися результаты своих действий; - исправлять ошибки в устной и письменной речи; - контролировать результаты своей деятельности и деятельности товарища.

Познавательные УУД:

О сознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания; - построить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков контроля и самоконтроля

Воспитывать культуру делового общения, делового сотрудничества, дружбу, интерес к учению.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками

Самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения

Ход занятия

    Организационный момент .

Садится тот, кто повторит за педагогом слова

пыль, уголь, пень, конь; букварь, кровать, карась, тополь; окунь, корь, огонь, зверь; олень, гусь, день, дождь.

Постановка темы занятия

Какой звук мы слышим на конце слов?

С помощью какого знака мы можем обозначить мягкость согласных на письме?

    Основная часть.

Сообщение темы занятия

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (знакомство с Ь)

Цель нашего урока: научиться обозначать мягкость на письме согласных с помощью мягкого знака.

Мягкий шаг

Это буква ….(ь)

Если последний согласный в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак .

Речевая зарядка:

аль - оль- уль-иль ать-оть~уть-ить ась - ось - усь-ись авь - овь - увь - ивь ань - онъ-унь-инь арь-орь-урь-ирь

Ять-ять-ять - мы пошли гулять. Онь-онь-онь - на лугу пасётся конь.

Арь-арь-арь - читаем мы букварь. Ень-ень-ень - в саду растёт сирень.

Развитие фонематического восприятия

Дидактическая игра «Светофор».

Педагог произносит слова. Дети должны поднять зеленый светофор, если услышат, что последний звук в слове звучит мягко.

Словарный материал: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

Знакомство с буквой ь.

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Показ буквы.

Формирование звуко- буквенного анализа

сравнение схем слов

ел - ель угол - уголь

Сколько букв? Сколько звуков? – Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ь звука не обозначает)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Преобразование слов : день - пень - лень - тень.

Физкультминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем парк раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто наши руки – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто дует ветер южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Развитие логического мышления

«Отгадай загадку». Спит, или купается,

Трав копытами касаясь, Всё не разувается.

Ходит по лесу красавец, День и ночь на ножках

Ходит смело и легко, Красные сапожки. (Гусь.)

Рога раскинув широко. (Лось.)

Кто приходит,

Кто уходит -

Все её за руку водят. (Дверь.)

Выложить слова отгадки из букв разрезной азбуки

Закрепление навыков правописания слов с мягким знаком в словах и предложениях.

Работа в тетрадях

Написание слов:

ель, конь, пень, день, уголь, окунь, зверь, олень, гусь.

Предложений.

Наступил день. В пруду плавает окунь. По лесу бродит олень.

III. Итог занятия . Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? Почему?

Ну что ж наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо поработали. Оцените свою работу на уроке в тетради.

Загрузка...
Top