Как правильно составить штатное расписание? О штатном расписании общеобразовательных учреждений Управление образования штатное расписание по фамильно.

Работа каждого предприятия базируется на основании законодательных актов различного уровня подчинения. Большую роль в жизни любой организации играют локальные документы, приняты и изданы для самого предприятия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

К документам локального характера относится и штатное расписание. Ниже раскрыты особенности и особенности оформления этого важного документа.

Что это за документ?

Штатное расписание – нормативный акт локального характера. Базируется на основании Устава предприятия.

Для унификации Постановлением Службы Государственной статистики была утверждена форма Т-3.

На предприятиях используется для оформления штатной численности сотрудников, их состава и структуры.

Включает в себя:

  • Наименование отделов, присвоение им кода.
  • Название должностей, специальностей, профессий, разряда, класса квалификации.
  • Количество сотрудников, оклад, надбавки.

Штатное расписание призвано:

  • Сформировать организационную структуру предприятия.
  • Сформировать численность подразделений и штатных единиц.
  • Сформировать систему оплаты труда сотрудников.
  • Установить надбавки и их размер.
  • Облегчить подбор персонала на вакансии.

Что говорит закон?

Нормативная база

  • Трудовой кодекс. Ст. 15 и 57 содержат упоминания о штатном расписании. Это связано с тем, что обязанности, права и оплата труда работника исходят из штатного расписания.
  • Инструкция по . Указано, что все записи заносятся в трудовую книжку на основании штатного расписания.

Нормативного акта, в котором указана обязанность по ведению штатного расписания, нет. Несмотря на подобную «дыру в законе», все контрольные службы запрашивают данный документ.

С его помощью проверяется и собирается информация о сотрудниках, вознаграждении о проделанной работе и т. д. Поэтому его отсутствие – это нарушение закона о труде и влечет за собой наложение штрафа.

Вывод: штатное расписание должно быть на каждом предприятии.

Ответственные лица. Кто подписывает?

Права подписи в штатном расписании имеет руководитель предприятия, начальники отдела кадров и бухгалтерии. Это значит, что ответственность за составление, оформление, внесение изменений несут сотрудники данных служб.

Подпись ставится в конце документа. В случае если штатное расписание состоит из не одной страницы, подписи ставятся на последней странице в специальных строках для подписи.

При первичной разработке штатного расписания графа для подписей может вноситься на каждую страницу документа.

Когда и как вносить изменения?

Нужно каждый год вносить изменения или нет решает каждый руководитель отдельно. Это плановый документ и желательно обновлять его ежегодно.

Ежегодное обновление позволит координировать количественный и качественный состав работников.

При необходимости введения или снятия должностей, упразднения или добавления отделов утверждать новый документ можно реже или чаще.

Внесение изменений возможно несколькими способами:

  • Изменение в целом. Ему присваивается новый регистрационный номер и ратифицируется приказом (распоряжением).
  • Выборочное изменение. Следует зарегистрировать в приказе или распоряжении. Данный способ возможен, если корректировки не существенны.

Внесенные изменения в штатное расписание влияют на уже работающий персонал, соответственно корректировки следует вносить в трудовые документы тех сотрудников, которых они касаются.

Это может быть изменение должности, отдела, дополнительные обязанности, изменение , .

При изменении должности, сотрудник должен быть в письменной форме проинформирован за два месяца.

Таким образом, внесение изменений состоит из этапов:

  • Согласие сотрудника на внесение корректировок в расписание которые его касаются.
  • Написание и принятие приказа (распоряжения) о внесении корректировок.
  • Написание и принятие приложения к с работником, которого касаются изменения.
  • Запись полученных изменений в трудовую книжку.

Как составить штатное расписание правильно?

Порядок, этапы и правила заполнения

При написании штатного расписания следует ссылаться организационную структуру предприятия.

Это связано с тем, что при составлении расписания необходимо указать подразделения, которые входят в состав предприятия. Далее заполняется стандартизированная форма.

Этапы внесения данных в стандартизированную форму:

  • Указать название предприятия согласно учредительным документам. При наличии сокращенного названия его также необходимо указать – в скобках или строкой ниже.
  • Указать код ОКПО.
  • Указать порядковый номер, согласно Журналу регистрации документооборота. При многократном внесении корректировок следует ввести отдельную нумерацию (например, с буквенным значением).
  • В специальную графу вносится дата составления документа. Может не всегда совпадать со временем вступления его в силу. В связи с этим в унифицированной форме есть графа, в которой указывается дата, с которой оно вступает в силу.
  • В графу «Штат в количестве … единиц» вносится число должностных единиц.
  • Заполняются графы.

Разделы, графы и их особенности

Раздел 1 «Наименование структурного подразделения»

Вносятся отделы, представительства, филиалы.

Данные вносятся сверху вниз.

В первой строке указывается руководство предприятия. Далее следуют финансовый отдел, бухгалтерия, кадры, отдел по экономическим вопросам.

После заполнения граф отделами первого уровня подчинения необходимо внести данные о производстве.

Указываются все цеха и участки. После этого уровня заносятся данные об обслуживающих подразделениях (склад, например).

Раздел 2 «Код структурного подразделения»

С помощью данного раздела четко прослеживается иерархическая структура предприятия.

С целью облегчения заполнения данной графы следует воспользоваться отраслевыми классификаторами.

Любому структурному подразделению назначается определенный код в целях облегчения ведения документооборота.

Присвоение начинается с крупных к мелким. Например, департамент – 01, отделы в департаменте – 01.01, 01.02 и т. д., в отделе группа 01.01.01 и т. д.

Графа 3 «Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации работника»

Заполняется раздел на основе Классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Для организаций, которые финансируются из федерального бюджета, использование классификатора является неотъемлемой частью процесса документооборота.

Вносятся данные в данную графу в соответствии с особенностями деятельности каждого предприятия.

Раздел 4 «Количество штатных единиц»

Содержит данные о количестве рабочих единиц. Штатные единицы бюджетной организации утверждаются вышестоящими организациями.

На предприятии не бюджетных форм собственности штатные единицы определяются его потребностями и экономической целесообразностью. Если на предприятии есть штатные единицы работающие на 0,5 или 0,25 ставки, то при заполнении данного раздела указываются доли.

Свободные рабочие места вписываются в количестве вакантных единиц штата.

Пример штатного расписания со ставкой 0,5:

Раздел 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.»

В данном разделе содержатся данные о заработной плате по должностям.

С помощью тарифной ставки осуществляется вознаграждение работников за выполненные обязанности согласно трудовому договору. Данный способ оплаты активно используется на государственных предприятиях и организациях. При тарификации окладов необходимо ссылаться на Единую тарифную сетку.

Оклад – фиксированное вознаграждение за выполнение обязанностей, которые непосредственно указаны в трудовом договоре.

Формирование оклада осуществляется за определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие).

Установление оклада работников бюджетных организаций основывается на Единой тарифной сетке. Предприятия частных форм собственности исходят из финансовых возможностей, но не ниже минимального размера оплаты труда, куда не входят премии, надбавки, выплаты за особые условия труда и т. п.

Данные указываются в рублях.

Раздел 6-8 «Надбавки и доплаты»

Содержит данные о стимулирующих выплатах, компенсациях (премии, ), установленные законодательством РФ («северные», за ученную степень) и введенных по усмотрению организации (связанные с условиями труда).

Для предприятий и организаций, которые финансируются из государственного бюджета, размер надбавок устанавливается Правительством РФ, для частных – руководством предприятия.

Надбавки устанавливаются в виде процента от оклада. Доплаты – фиксированная выплата.

Раздел 9 «Итого»

Суммируются графы 5 — 8. Указываются все расходы в течение месяца.

Раздел 10 «Примечание»

В графу вносятся изменения, уточнения по штатному расписанию.

Когда составляется и утверждается?

Составляется штатное расписание при открытии нового предприятия, филиала, дочерней компании и т. д. и при внесении существенных изменений.

В связи с тем, что заработная плата выплачивается ежемесячно, наиболее корректно дату вступления в действие назначить на первое число месяца.

Утверждается штатное расписание на основании приказа или распоряжения за подписью руководителя предприятия или уполномоченного лица.

Также в штатном расписании в графу «Утверждено» следует внести соответствующие реквизиты. Далее данные заносятся в Журнал регистрации, после чего номер вносится в приказ. Далее после процедуры утверждения штатное расписание отправляется на хранение.

Образец заполнения 2019:

Важные нюансы

Округление штатных единиц

При введении штатной численности в штатном расписании могут присутствовать целые единицы и дробные.

Существует два варианта округления штатных единиц:

  • Округление осуществляется по каждому подразделению.
  • Округляются штатные единицы по нескольким подразделениям.

При этом:

  • Ставки менее 0,13=0, т. е. откидываются.
  • Ставки 0,13–0,37 приравниваются к 0,25 штатной должности.
  • Ставки 0,38-0,62 округляются до 0,5 ставки.
  • Штатные ставки 0,63-0,87 приравниваются к 0,75 ставки.
  • Свыше 0,87 — полная ставка.

Составление штатного расписания для индивидуальных предпринимателей

Согласно законодательству индивидуальный предприниматель может нанять работников. С момента принятия работников он становится работодателем и должен вести штатное расписание. Исключение составляют случаи, когда подробно обязанности, форма деятельности работника расписаны в трудовом договоре.

Штатное расписание помогает избавиться от трудностей непредсказуемых ситуаций при работе со штатом.

При составлении штатного расписания для индивидуальных предпринимателей стоит придерживаться тех же принципов и правил, что и для крупных компаний.

Но как минимум стоит заполнить Графы 1-5.

Разработка штатного расписания в бюджетном учреждении

Штатное расписание — неотъмлемая часть работы любой бюджетной организации. Составляется также согласно стандартизированной форме Т-3 согласно всем вышеперечисленным принципам и особенностям.

Однако для бюджетных учреждения в обязательном порядке является использование:

  • Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).

При составлении и введении штатного расписания на государственных предприятиях необходимо ссылаться на отраслевые нормативно-правовые акты.

Ознакомление сотрудников

В нормативно-правовых актах, касающихся трудовых вопросов, указано: работодатель обязан ознакомить работников с внутренним трудовым распорядком, а также прочими нормативными актами локального характера, которые непосредственно влияют на его трудовую деятельность.

Ознакомление осуществляется под роспись. Соответственно, если штатное расписание — нормативный акт локального характера, то ознакомление с ним должно осуществляться так же.

Из вышесказанного следует сделать вывод о необходимости ведения штатного расписания на любом предприятии. Для упрощения работы со штатом принята стандартизированная форма Т-3. Ее использование упростит работу и взаимодействие с контролирующими органами.

По своему правовому статусу штатное расписание относится к , то есть находится в компетенции самого образовательного учреждения, что отражено в ст. 28 Закона об образовании. Несмотря на то, что Закон об образовании не предписывает образовательному учреждению обязательное составление такого документа и не обязывает иметь его в определенной законом форме, на практике возникают вопросы о его и согласовании с другими правовыми актами, действующими в системе образования.

В рассматриваемом документе закреплены структура, штатный состав, перечень и наименование должностей, профессий, окладов и надбавок для каждой из должностей, а также численность организации. В документе отражена организационная структура, штатная численность подразделений. Таким образом, он помогает решать вопрос, нужно ли привлекать внештатных работников или целесообразнее привлечь штатных в случае необходимости замещения. Что важнее всего, штатное расписание является обоснованием расходования денежных средств для оплаты труда работников образовательного учреждения.

Форма штатного расписания (Т-3) определена в Постановлении Госкомстата от 05.04.2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Это Постановление является единственным документом, регламентирующим формальную сторону рассматриваемого документа.

Как документ первичной учетной документации, штатное расписание образовательного учреждения подлежит правилам бухгалтерского учета, что отражается на форме и порядке заполнения документа. Федеральным законом закон от 06.12.2011 года № 402 ФЗ «О бухгалтерском учёте» установлен перечень обязательных реквизитов для документов этого вида. На форме должны присутствовать наименование документа, дата, наименование организации, обозначение работ (услуг) и величины их денежного измерения, должность лица, совершившего операцию, подпись уполномоченных лиц. Печать не указана как обязательный элемент заверения, но и не запрещает ставить печать организации.

Документ заполняется руководителем организации, либо начальником отдела кадров, либо бухгалтером. Постановление Госкомстата прибавляет к перечню в законе «О бухгалтерском учёте» код организации, который можно уточнить в информационном письме Госкомстата, и номер документа. В графе «Период» ставится дата ввода в действие расписания. В графе утверждения вносятся реквизиты приказа (наименование, дата, номер), которым штатное расписание было утверждено и определено количество штатных единиц.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Затем приводятся сведения о подразделениях организации, должностях и зарплатах: в первой графе – наименование подразделения; во второй – номер подразделения, начиная с главного; в третьей - должность, специальность, профессия, класс, разряд, категория, в соответствии с квалификационным справочником; в четвертой – количество штатных единиц; в пятой – размеры окладов по должностям за выполнение работ за единицу времени, либо за месяц; в графах с 6 по 8 вносятся надбавки и доплаты; в графе 9 прописывается итоговая сумма за месяц, в графу 10 вносятся примечания.

Вопросы согласования штатного расписания образовательного учреждения с другими нормативными актами в образовании

На практике возникают вопросы о согласовании штатного расписания с законодательными нормами и общественными организациями, касающимися регулирования трудовых отношений. В частности, надо ли согласовывать его с профсоюзной организацией. Поскольку штатное расписание является локальным нормативным актом, создаваемым работодателем, который не отчитывается перед общественным организациям, он не подлежит такому согласованию, если только работодатель сам не предусмотрел согласования с профсоюзной организацией в других своих нормативных актах.

Часто возникает вопрос о том, нужно ли знакомить работника со штатным расписанием, не ущемляются ли права работника в связи с тем, что его не ставят в известность. Здесь правовая практика исходит из того, что в законе нет норм, обязывающих руководство знакомить работника с этим документом. Кроме того, это нарушало бы правовые нормы о конфиденциальности персональной информации, содержащейся в расписании.

Отношение штатного расписания образовательного учреждения к его финансированию

Нередки вопросы об отношениях учредителя, формирующего объем государственного или муниципального задания, от которого зависит финансирование, и образовательного учреждения, это задание выполняющего и утверждающего штатное расписание как свой локальный нормативный акт. Нужно ли информировать учредителя об изменении штатного расписания, например, в случае введения новых ставок, которые учреждение вводит за счет средств, поступающих от деятельности, приносящей доход, а также за счет бюджетных субсидий? Такой нормы в законе нет, но учредитель вправе обязать подведомственное учреждение сообщать о создании новых должностей.

Также часто слышен вопрос, на основе какого норматива численности работников рассчитываются штатные единицы образовательной организации. На федеральном уровне такой норматив не определен, он существует сейчас только на муниципальном и региональном уровнях. Но по существу, такие нормативы не являются принципом финансирования образовательных учреждений. Большая часть образовательных учреждений (федеральные, муниципальные) финансируются, исходя из государственного или муниципального задания, следовательно, объем финансирования зависит не от штатного расписания, а от того, как рассчитывается государственное или муниципальное задание. В письме Министерства финансов от 1 октября 2014 года номер 02-01-0949180 приводятся методические рекомендации учредителю по расчету объема государственного или муниципального задания и финансирования соответствующих должностей работников в штатном расписании.

В заключение, надо отметить, что штатное расписание образовательного учреждения является одним из основных инструментов управления в руках руководителя. В этой связи чрезвычайно важно знать о правовом статусе образовательного учреждения , следить за актуальностью документа, понимать связь с другими правовыми нормами.

Каждое образовательное учреждение должно иметь четкую структуру организации, уровни подчиненности. Поэтому законодательно утверждена необходимость разрабатывать штатное расписание школы на учебный год.

Его необходимо предоставлять при проверках органами трудовой и налоговой инспекций. Отсутствие документа является нарушением Закона №402-ФЗ от 06.12.11, и влечет за собой наложение административного штрафа на должностное лицо до 5 тыс. рублей, на организацию до 50 тыс. рублей.

Разработка штатного расписания в школе

Установление штатного расписания согласно пп.9 п.2 ст.32 Закона «Об образовании» относится к компетенции учреждения. Его разработка производится в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Департаментом образования. Основанием являются примерные расписания и нормы численности, подготовка которых относится к компетенции органов местной власти в области образования.

Исходя из этих норм, объемов финансирования на учебный год отдел кадров, экономист по труду заполняет форму Т-3. Это унифицированный документ, единый не только для общеобразовательных учреждений, но и для коммерческих организаций. Его форма утверждена Постановлением Госкомстата от 05.01.04 №1.

В шапке документа указывается период, на который он утверждается, для школы это 2016 – 2017 учебный год и дата, с которой действуют утвержденные нормы.

Наименования должностей в штатном расписании работников школы выбираются на основании целого перечня классификаторов и квалификационного справочника. При этом количество должностей и сама структура зависят от вида учреждения, количества классов, учащихся, применяемых учебных программ, прочего.

Для составления используют такие документы:

  • устав;
  • документ, регламентирующий структуру и штатную численность;
  • доведенные нормы численности на период;
  • типовые документы;
  • расчет окладов на месяц, смета.

Лицо, на которое возлагается составление и подготовка приказа об утверждении штатного расписания в ДОУ, должно иметь такие обязанности в должностной инструкции (в разделе выполняемых функций) и быть назначенным посредством издания приказа.

Порядок заполнения

Штатное расписание школы на 2016 - 2017 учебный год – основа для оформления и перевода сотрудников, поэтому важно соблюдать правила его заполнения. Ни одной графы исключить из формы нельзя.

Так что же необходимо указывать в каждом реквизите?

  • 1 – наименование отдела. Зачастую распределяется по категориям: административно-управленческий персонал, финансовый отдел, педагогический персонал, для обслуживания и иные;
  • 2 – код подразделения. Он устанавливается согласно порядку с целью упрощения документооборота;
  • 3 – наименование должностей и специальностей. В рамках каждого отдела они формируются в порядке старшинства от начальника к младшему сотруднику;
  • 4 – количество единиц по штату по каждой должности. Если должность предусматривает работу на полставки или четверть, то указываются доли 0,5 либо 0,25;
  • 5 – месячный оклад в рублях или тарифная ставка в зависимости от утвержденной договорами системы оплаты труда;
  • 6-8 – стимулирующие выплаты в виде премий, компенсаций, надбавок и иных доплат в соответствии с законодательством;
  • 9 – общая сумма доплат из граф с 6 по 8;
  • 10 – примечания, допустимо оставить ее не заполненной.

В документе необходимо также предусмотреть должности совместителей. Они указываются наряду с основными сотрудниками. Также при разработке особое внимание уделяется особенностям учебного процесса. Так как в школе могут потребоваться дополнительные единицы, если в ней предусмотрено углубленное изучение предметов, добавлен этнокультурный компонент, спортивная часть и прочее.

Приказ об утверждении штатного расписания в школе

Обычно штатное расписание утверждается на календарный год. Однако образовательные учреждения имеют свою специфику - для них используется учебный год. Начинается он в сентябре текущего, а заканчивается в мае-июне следующего.

Любое решение в организации принимается путем издания нормативно-правового акта, поэтому кадровое подразделение, бухгалтерия готовят приказ об утверждении штатного расписания в школе. После издания структура вступает в силу.

Нормативный акт должен содержать все стандартные реквизиты: наименование, вид документа, номер и дату, подпись руководителя. После разработки и подписания он регистрируется.

Приказ об утверждении штатного расписания 2017 года, образец:

Любые изменения в должностях или заработной плате находят отражение в документе и готовится приказ о внесении изменений. Если количество измененных позиций большое, то имеет смысл ввести новое штатное расписание, чтобы избежать ошибок.

Изменения в штатное расписание

Если необходимо добавить новые должности, изменить оклады, то вносятся изменения в штатное расписание. Как правило, для этого достаточно разработать дополнения к текущему документу, не переделывая и утверждая весь документ. Изменения формируются по форме Т-3 и содержат информацию лишь о новых должностях.

Все изменения и дополнение утверждаются приказом. В нем содержится обоснование, на основании которого произведены соответствующие изменения и их формулировка. Количество таких изменений законодательно не ограничено.

Если необходимо внести большое количество правок, то рекомендуется изложить штатное расписание в новой редакции. Для этого с учетом изменений разрабатывается новый документ и утверждается руководителем, издается приказ «об изложении штатного расписания школы в такой редакции».

(126 Кб)

I. Общее положение

1.1 .Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. Под штатным расписанием понимают утверждаемый руководителем перечень наименований должностей постоянных сотрудников с указанием количества одноимённых должностей (вакансий) и размеров должностных окладов

1.2.Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Пунктом 2 постановления установлено, что форма N Т- 3 применяется организациями, осуществляющими деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности.

1.3.Состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ, наличия структурных подразделений.

1.4.При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761 н; Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением 7 Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 18 июля 2007 г.); Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 29 апреля 2008 г.); Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в редакции от 20 декабря 2003 г.). Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.

1.5.В случае если в штатном расписании имеются вакантные (не занятые конкретными работниками) должности и в ближайшее время не планируется их замещение или, наоборот, необходимо внести новые должности, производится изменение штатного расписания. Для этого издается приказ по основной деятельности "О внесении изменений в штатное расписание", в котором указывается, вводятся или упраздняются должности, а также структурное подразделение, к которому она относится, наименование должности, количество штатных единиц, оклад и надбавки. Как правило, изменения отражаются в дополнении к существующему штатному расписанию, составленном по форме N Т-3 и содержащем только сведения о вновь введенных должностях. Если же изменения многочисленны, можно составить новое штатное расписание. Количество изменений штатного расписания в течение года не ограничено правовыми нормами, его можно менять по мере необходимости.

1.6.В соответствии с гл. 3 ст. 28 закона РФ «Об образовании» установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения.

1.7. Утверждает штатное расписание ОУ вышестоящий орган управления образованием. При этом для органов управления образованием нормативными документами в данной ситуации выступают Типовые штаты не утратившие силу до настоящего времени. - Приказ Минпросвещения СССР от 01.11.1984 № 122 «О порядке расчёта штатов и оплаты учителей I—IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах» («Типовые штаты образовательных учреждений: Справочное издание». - М.: ИФ «Образование в документах», 2002); 8 - Приказ Минпросвещения СССР от 5.05.1987 № 86 «О Типовых штатах общеобразовательных школ» («Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР», 1987, № 7); - Приказ Минпросвещения СССР от 31.12.1986 № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продлённым днем (с изм. от 5.05.1987)» («Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР», 1987, № 5); - Письмо Минпросвещения СССР от 21.02.1987 № 13-М «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продлённым днем» («Официальные документы в образовании», 1997, № 2); Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.

1.8. Нормативы, приведённые в них, сегодня сохранены как примерные. При формировании штатного расписания и распределении должностных обязанностей следует использовать нормативный метод планирования, который опирается на учёт финансовых средств по фонду оплаты труда на всех бюджетных уровнях.

1.9. Численность работников зависит от вида ОУ, режима его работы, количества обучающихся, учебных групп (классов).

II. Нормативные категории работников .

2.1. В штате ОУ предусматривают четыре нормативные категории работников.

1. К административному персоналу относят: руководителя образовательного учреждения, его заместителя, главного бухгалтера, заведующего библиотекой

2. К педагогическому персоналу относят: учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, преподавателя, преподавателя- организатора (ОБЖ, допризывной подготовки), руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения, концертмейстера, музыкального руководителя, классного воспитателя, социального педагога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, тренера- преподавателя (включая старшего), инструктора по труду, инструктора по физической культуре.

3. К учебно-вспомогательному персоналу относят психолога, старшего вожатого, бухгалтера, библиотекаря, организатора экскурсий, аккомпаниатора, медицинскую сестру, документоведа, техника по ремонту аппаратуры, лаборанта (включая старшего), секретаря-машинистку, кассира (включая старшего), делопроизводителя, завхоза.

4. К категории обслуживающий персонал относят работников по должностям: рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водителя автомобиля, механика по ремонту швейного оборудования, рабочего по стирке и ремонту спецодежды, слесаря-сантехника, машиниста (кочегара) котельной, оператора котельной, оператора теплового пункта, гардеробщика, истопника, грузчика, дворника, садовника, сторожа, кочегара, электрика, подсобного рабочего, возчика, кладовщика, уборщика производственных и служебных помещений, шеф- повара, повара.

2.2. Не допускается введение в ОУ должностей, по которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики.

2.3. Расчёт штатной численности работников ОУ начинается с определения количества ставок педагогического персонала, приходящегося на одну учебную группу (класс): оно равно общему число учебных часов в неделю по каждой учебной группе, делённому на установленную норму учебной нагрузки преподавателей данного ОУ. Расчёт количества педагогических ставок, приходящихся на один класс (курс), осуществляется на основе Базисного учебного плана ОУ.

2.4. Особенности в составлении штатного расписания обусловлены также режимом учебных занятий. Так, при проведении занятия обучающихся во вторую (внеурочная деятельность, дополнительное образование и т.д) , дополнительно устанавливаются должности уборщиков служебных помещений из расчёта: норма убираемой площади на 1 ставку рабочего равна 500 кв. м. Количество таких ставок определяется как результат деления совокупной площади ОУ, подлежащей уборке (на основе технического паспорта ОУ), на норму убираемой площади на одного рабочего.

2.5. Для составления тарифных списков в образовательном учреждении создаются тарифная аттестационная комиссия и экспертная комиссия для определения доплат за неблагоприятные условия работы. Все результаты деятельности комиссий оформляются приказом руководителя ОУ.

2.6. Типовые штаты ОУ, утверждённые государственными органами управления образования, носят рекомендательный характер. Поэтому требовать выполнения рекомендаций не имеют право ни образовательное учреждение, ни органы управления образованием.

2.7. ОУ формирует своё штатное расписание в пределах средств, выделенных ему по установленным нормам, а также вводило в штатное расписание вместо одних должностей, предусмотренных Типовыми штатами, другие.

2.8. ОУ может содержать некоторые должности за счёт средств, полученных от юридических и физических лиц либо за счёт доходов от собственной деятельности.

2.9. Органы управления образованием не вправе обязывать ОУ приводить свои штатные расписания к соответствующим Типовым штатам или иным нормативам, если учреждение не выходит за пределы средств, выделенных ему по финансовым нормам

1.3.1.Формирование и утверждение штатного расписания образовательного учреждения в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» находится в компетенции самого образовательного учреждения (организации).

ГОУ утверждает свое штатное расписание в пределах средств, выделенных учреждению по нормативам.

Не допускается введение в образовательные учреждения должностей, по которым отсутствуют тарифно - квалификационные характеристики.

Некоторые должности возможно содержать за счет доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности (в пределах поступивших средств).

Должности, введенные в штатное расписание образовательного учреждения, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц, должны обеспечивать реализацию его уставных целей и задач.

При этом количество штатных единиц может быть изменено, но только в пределах по категориям работников и утвержденного фонда на оплату труда.

1.3.2. Штатное расписание на последующий учебный год должно формироваться до 20 июня текущего года. Следовательно, в ОУ (О) должно быть определено плановое количество обучающихся на последующий учебный год до 20 июня текущего года.

В случае изменения действующего штатного расписания (количества ставок) по любой из категорий работников в связи с увеличением (уменьшением) количества обучающихся (воспитанников) руководитель ОУ имеет право и возможность обеспечить ОУ дополнительными работниками соответствующей квалификации и категории или (в противном случае) известить работников за два месяца о планируемом уменьшении учебной нагрузки (для педагогических работников) или ликвидации соответствующих ставок.

В случае возникновения разницы между запланированным (к 20 июня) и фактическим (к 1 сентября) количеством обучающихся (воспитанников) не более чем на 5% фонд заработной платы образовательного учреждения, рассчитанный по количеству ставок на каждую категорию на основании расчетных индикаторов, не меняется в течение учебного года, но на следующий год проводится его корректировка с учетом разницы между плановыми и фактическими данными по контингенту.

В случае возникновения разницы между запланированным и фактическим количеством обучающихся (воспитанников) более чем на 5% фонд заработной платы образовательного учреждения корректируется в 4 квартале текущего финансового года с учетом разницы между плановыми и фактическими данными по контингенту.

1.3.3. Штатное расписание составляется на бланке образовательного учреждения, в соответствии с унифицированной формой № Т-3 (Приложение № 1), утверждается директором ОУ, в пределах фонда на оплату труда, утвержденного главным распорядителем бюджетных средств.

Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений образовательного учреждения (организации), должностей (специальностей, профессий) с указанием должностных окладов, ставок (соответствующих разрядов), категорий квалификации, сведений о количестве штатных единиц, размерах доплат и надбавок по должностям, в соответствии с Положением ОУ о доплатах и надбавках.

1.3.4. Дополнительные ставки, к исчисленным по соответствующему типу ГОУ по расчетным индикаторам и по нормативному методу, могут появляться в случаях:

Если в структуре ГОУ определенного типа находятся несколько структурных подразделений различных типов (видов) ГОУ, например, в гимназии есть отделение дополнительного образования детей, в этих случаях к ставкам гимназии добавляются ставки, дополнительно исчисленные для отделения по расчетным индикаторам для УДОД по РИС № 17, за исключением РИС для руководителей, для которых определена 1 ставка руководителя 3 уровня;

Если в структуре образовательного учреждения есть инфраструктурный объект (один или несколько), перечисленных по Приложению №14 к Методике, по данному объекту (объектам) ставки рассчитываются отдельно и являются дополнительными к ставкам, рассчитанным по методу РИС и нормативному методу;

Если в структуре ГОУ есть загородный объект сезонного использования, который необходимо охранять круглый год, вводится 4 ставки сторожа по пункту 4 Приложения № 8;

Если учреждение выполняет функции по заказу администрации района, которые определены в Уставе ГОУ, но распространяются на больший контингент детей и подростков, чем тот, который определен Методикой, (в основном, характерно для учреждений дополнительного образования детей) в таком случае дополнительные ставки рассчитываются по Приложению №14.п.13 к Методике, как по инфраструктурному объекту «опорный центр по направлению деятельности и\или по видам спорта»;

Если в структуре ГОУ есть оборудованный театральный (концертный) зал на 250 мест и более, при наличии заключения Комитета по образованию о соответствии, дополнительные ставки рассчитываются по Приложению №14.п.5 к Методике;

Если в структуре ГОУ есть аттестованный музей (при наличии паспорта), дополнительные ставки рассчитываются по Приложению №14.п.12 к Методике;

Если в структуре ГОУ есть оборудованный медицинский кабинет с учетом специфики ГОУ (по согласованию с Роспотребнадзором РФ по Санкт-Петербургу), дополнительные ставки рассчитываются по Приложению №14.п.8 к Методике;

При наличии в структуре ГОУ бассейна, дополнительные ставки рассчитываются по Приложению № 14 п.1 к Методике при условии соответствия чаши бассейна размеру, указанному в справочном пособии к СНиП 2.08.02-89. Для общеобразовательных учреждений, имеющих в структуре бассейн, чаша которого соответствует размеру, указанному в справочном пособии, не устанавливаются ставки учителя физической культуры, администратора, вахтера. Для УДОД ФСН, имеющих специализацию «плавание» не устанавливаются ставки учителя физической культуры, инструктора-методиста и ставки вахтера. Для ДОУ не устанавливаются ставки учителя физической культуры, инструктора-методиста, администратора, вахтера, а вводится ставка инструктора по физической культуре. Дополнительные ставки не рассчитываются при наличии в ДОУ плескательной ванны.

Никакие иные случаи по дополнительным расчетам количества ставок Методикой не предусмотрены.

1.3.5. Учитывая, что Перечень инфраструктурных объектов (таблица №2 Методики) не является исчерпывающим, любые дополнения к нему проводятся при соответствующем решении Комитета по образованию Санкт-Петербурга и внесению изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга.

Раздел II.

Уточнения и разъяснения к Методике определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, и государственных образовательных учреждений, подведомственных администрацием районов Санкт-Петербурга, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2007г. №255.

Загрузка...
Top