История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее)

Слово “информация” происходит от латинского information , которое переводится как разъяснение, изложение. В толковом словаре В.И. Даля нет слова “информация”. Термин “информация” вошел в употребление в русскую речь с середины ХХ века.

В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике . Результатом развития теории связи стала теория информации , основателем которой является Клод Шеннон. Однако К.Шеннон не давал определения информации, в то же время, определяя количество информации . Теория информации посвящена решению проблемы измерения информации.

В науке кибернетике , основанной Норбертом Винером, понятие информации является центральным (см. “Кибернетика” ). Принято считать, что именно Н.Винер ввел понятие информации в научное употребление. Тем не менее в своей первой книге, посвященной кибернетике, Н.Винер не дает определения информации. “Информация есть информация, а не материя и не энергия ”, - писал Винер. Тем самым понятие информации, с одной стороны, противопоставляется понятиям материи и энергии, с другой - ставится в один ряд с этими понятиями по степени их общности и фундаментальности. Отсюда по крайней мере понятно, что информация - это то, что не может быть отнесено ни к материи, ни к энергии.

Информация в философии

Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия. Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего , всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация - атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. В этом смысле информация - это мера упорядоченности, структурированности любой материальной системы . Процессы развития мира от первоначального хаоса, наступившего после “Большого взрыва”, до образования неорганических систем, затем органических (живых) систем связаны с нарастанием информационного содержания. Это содержание объективно, не зависимо от человеческого сознания. В куске угля содержится информация о событиях, происходивших в далекие времена. Однако извлечь эту информацию способен лишь пытливый ум человека.

Другую философскую концепцию информации называют функциональной . Согласно функциональному подходу, информация появилась с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация - это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.

Третья философская концепция информации - антропоцентрическая , согласно которой информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии . Информационная деятельность присуща только человеку, происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.

Можно сказать, что употребление понятия “информация” в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, СМИ - средства массовой информации предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.

Информация в биологии

В ХХ веке понятие информации повсеместно проникает в науку. Информационные процессы в живой природе исследует биология. Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н.Винера (см. “Кибернетика” ).

В другой биологической науке - генетикеиспользуется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.

Изучая информатику в основной школе (базовый курс), не следует углубляться в сложности проблемы определения информации. Понятие информации дается в содержательном контексте:

Информация - это смысл, содержание сообщений, получаемых человеком из внешнего мира посредством его органов чувств .

Понятие информации раскрывается через цепочку:

сообщение - смысл - информация – знания

Сообщения человек воспринимает с помощью своих органов чувств (по большей части через зрение и слух). Если человеку понятен смысл , заключенный в сообщении, то можно сказать, что это сообщение несет человеку информацию . Например, сообщение на незнакомом языке не содержит информации для данного человека, а сообщение на родном языке понятно, поэтому информативно. Воспринятая и сохраненная в памяти информация пополняет знания человека. Наши знания - это систематизированная (связанная) информация в нашей памяти .

При раскрытии понятия информации с точки зрения содержательного подхода следует отталкиваться от интуитивных представлений об информации, имеющихся у детей. Целесообразно вести беседу в форме диалога, задавая ученикам вопросы, на которые они в состоянии ответить. Вопросы, например, можно задавать в следующем порядке.

- Расскажите, откуда вы получаете информацию?

Наверняка услышите в ответ:

Из книг, радио и телепередач.

- Утром по радио я слышал прогноз погоды.

Ухватившись за такой ответ, учитель подводит учеников к окончательному выводу:

- Значит, вначале ты не знал, какая будет погода, а после прослушивания радио стал знать. Следовательно, получив информацию, ты получил новые знания!

Таким образом, учитель вместе с учениками приходит к определению: информация для человека - это сведения, пополняющие знания человека, которые он получает из различных источников. Далее на многочисленных знакомых детям примерах следует закрепить это определение.

Установив связь между информацией и знаниями людей, неизбежно приходишь к выводу, что информация - это содержимое нашей памяти, ибо человеческая память и есть средство хранения знаний. Разумно назвать такую информацию внутренней, оперативной информацией, которой обладает человек. Однако люди хранят информацию не только в собственной памяти, но и в записях на бумаге, на магнитных носителях и пр. Такую информацию можно назвать внешней (по отношению к человеку). Чтобы человек мог ей воспользоваться (например, приготовить блюдо по кулинарному рецепту), он должен сначала ее прочитать, т.е. обратить во внутреннюю форму, а затем уже производить какие-то действия.

Вопрос о классификации знаний (а стало быть, информации) очень сложный. В науке существуют различные подходы к нему. Особенно много занимаются этим вопросом специалисты в области искусственного интеллекта. В рамках базового курса достаточно ограничиться делением знаний на декларативные и процедурные. Описание декларативных знаний можно начинать со слов: “Я знаю, что…”. Описание процедурных знаний - со слов: “Я знаю, как…”. Нетрудно дать примеры на оба типа знаний и предложить детям придумать свои примеры.

Учитель должен хорошо понимать пропедевтическое значение обсуждения данных вопросов для будущего знакомства учеников с устройством и работой компьютера. У компьютера, подобно человеку, есть внутренняя - оперативная - память и внешняя - долговременная - память. Деление знаний на декларативные и процедурные в дальнейшем можно увязать с делением компьютерной информации на данные - декларативная информация и программы - процедурная информация. Использование дидактического приема аналогии между информационной функцией человека и компьютером позволит ученикам лучше понять суть устройства и работы ЭВМ.

Исходя из позиции “знания человека - это сохраненная информация”, учитель сообщает ученикам, что и запахи, и вкусы, и тактильные (осязательные) ощущения тоже несут информацию человеку. Обоснование этому очень простое: раз мы помним знакомые запахи и вкусы, узнаем на ощупь знакомые предметы, значит, эти ощущения хранятся в нашей памяти, а стало быть, являются информацией. Отсюда вывод: с помощью всех своих органов чувств человек получает информацию из внешнего мира.

Как с содержательной, так и с методической точки зрения очень важно различать смысл понятий “информация ” и “данные ”. К представлению информации в любой знаковой системе (в том числе используемой в компьютерах) следует применять термин данные ”. А информация - это смысл, заключенный в данных, заложенный в них человеком и понятный только человеку .

Компьютер работает с данными : получает входные данные, осуществляет их обработку, передает человеку выходные данные - результаты. Смысловую же интерпретацию данных осуществляет человек . Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят и пишут о том, что компьютер хранит, обрабатывает, передает и принимает информацию. Это справедливо, если компьютер не отрывать от человека, рассматривая его как инструмент, с помощью которого человек осуществляет информационные процессы.

1. Андреева Е .В ., Босова Л .Л ., Фалина И .Н . Математические основы информатики. Элективный курс. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

2. Бешенков С .А ., Ракитина Е .А . Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 57 с.

3. Винер Н . Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968, 201 с.

4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т. 1. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

5. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа). Информатика и образование, № 1, 2005.

6. Математический энциклопедический словарь. Раздел: “Словарь школьной информатики”. М.: Советская энциклопедия, 1988.

7. Фридланд А .Я . Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.

Историческое прошлое познается с помощью различных средств информации, имеющих о нём какие-то сведения. Эти сведения содержат в себе объекты, которые вследствие соприкосновения или взаимодействия с другими объектами несут в себе те или иные следы этого соприкосновения или взаимодействия. Историческая информация, содержащаяся в подобных объектах, существует объективно, но она может быть извлечена из них только после соответствующей обработки субъектом-исследователем. Эта обработка включает в себя ряд исследовательских процедур, и чем эти процедуры полнее и тщательнее, тем объективнее и многостороннее получаемое с их помощью историческое знание.

Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.

Все источники делятся на исторические остатки и исторические предания.

Исторические остатки: вещественные источники; из письменных – источники актового характера (документы, в которых в форме юридических норм зафиксированы государственные постановления, договоры, материалы делопроизводства и т. д.) В таких источниках историческая действительность сохранилась без интерпретации, искажения.

Исторические предания (традиции): повествовательные источники – исторические труды (летописи, хронографы, сказания), описания путешествий, письма, мемуары, дневники, материалы периодической печати, литературные произведения. Такие источники представляют историческое событие в том виде, как оно отразилось в сознании людей (не непосредственно, а опосредованно).

Другой вариант классификации исторических источников выглядит следующим образом:

Письменные источники

Вещественные источники

Этнографические источники (обряды и т. д.)

Устные источники

Лингвистические источники

Кино-фотодокументы

Фонодокументы (грампластинки, магнитофонные записи, и т. п.)

Следует обратить внимание, что источник легко может перейти из одной группы в другую.

Самая большая группа источников – письменные. Письменные документы делятся на:

Информационные

Научные, научно-популярные

Нормативные

Политико-идеологические

Публицистические

Статистические

Философские.

Огромное количество информации для историков содержат мифы. Пользование мифологией как средством для исследования истории и законов человеческого познания является относительно новой научной отраслью. Многие мифы возникли гораздо раньше, чем были записаны. До изобретения письменности они передавались от поколения к поколению в устной форме. Кроме того, представители одного народа, проживающие в различных областях, создавали различные модификации одних и тех же мифов. Всё это создаёт определённые трудности при работе с мифом как с источником, но и даёт больше возможностей для сравнения.

Большую роль в изучении жизни первобытных людей играет этнография, которая занимается изучением всех сторон культуры современных отсталых обществ и проецирует свои наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытности.

Разделы: Организация школьной библиотеки

Цели урока: расширить знания об истории создания основных источников информации в прошлом (глиняные таблички, папирус, пергамент).

Дать представления о библиотеках древнего мира.

Современного человека кроме книг окружает множество других источников информации. Различные носители информации входят в жизнь каждого из нас и становятся постоянными спутниками. Людям потребовалось много тысячелетий, чтобы изготовить нечто похожее на современную книгу.

В разных странах древнего мира люди записывали свои знания на различные материалы. Глиняные таблички с клинописью так и хочется назвать страничками древнейших книг. В Лондонском Британском музее храниться 27 тысяч табличек, их возраст – от двух до пяти тысяч лет. Археологи и по сей день находят их при раскопках древних городов Шумера, Ассирии, Вавилона в Месопотамии – долине между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака. Таблички из коллекции Британского музея были обнаружены в середине 19 века английскими археологами О.Лейард и Х.Рассам во время раскопок Ниневеи – столицы ассирийского царя Ашшурбанипала, правившего в VII веке до н.э.

Производя раскопки, археологи нашли место, где пол был устлан толстым слоем (полметра!) битого кирпича. Однако о том, что это таблички, учёные поначалу и не подозревали, принимая таинственные значки на плитах за узор.

Глиняные таблички

Несколько тысячелетий тому назад жители Вавилона, Шумера и Ассирии использовали для записи информации сырую глину. Изготавливали глиняные таблички и на этих табличках они делали записи, которые хотели сохранить. Глина стала “писчим материалом”.

С помощью заострённых палочек выдавливали на ещё сырой глине этих табличек клинообразные знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности табличек их обжигали на огне, тогда они приобретали прочность камня. Иногда записи были длинными и занимали много глиняных табличек. Каждая такая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных “страниц” уложенных в деревянные ящики. Во всех больших городах Вавилона, Шумера и Ассирии при храмах существовали школы и библиотеки, где хранились “книги с глиняными страницами”. Книги эти были самого разнообразного содержания: религиозные, литературные, по медицине, математике, сельскому хозяйству и мн.др.

Библиотека царя Ашшурбанипала

Много было интересных “глиняных” книг в библиотеках древнего междуречья, но не было ни одной такой большой и богатой, как библиотека царя Ашшурбанипала в его Ниневейском дворце. Этот царь две с половиной тысячи лет назад собрал в своей столице Ниневии большую библиотеку. В ней собраны сотни глиняных книг. Они состояли из многих “листов” – табличек одинакового размера.

Сам Ашшурбанипал учился в школе при храме и по тем временам был очень образованным человеком: умел читать древние надписи и понимал таблички, написанные на других языках. Поэтому Ашшурбанипал так любил книги и собирал в своём дворце большую библиотеку. Он собирал её в прямом смысле слова: рассылал в разные города Месопотамии опытных писцов. Каждая группа отправлялась в какую-нибудь большую библиотеку – “дом табличек” при храмах. Там они выбирали самые интересные книги и тщательно списывали весь текст.

Во дворце были выбраны две большие комнаты, в которых до самого потолка стояли ящики с “книгами”. Царь дорожил ими и боялся поставить их внизу, где от сырости таблички могли размокнуть и погибнуть. Часто содержание поэмы или другого произведения не помещалось на одной табличке. Тогда на другой писали продолжение, получалось несколько глиняных табличек–“страниц”. Эти страницы нельзя было склеить в один свиток, как египетский папирус. Их клали в один ящик. Но всегда могли случайно рассыпаться таблички и смешаться с другими. Из-за этого можно было легко спутать книги, и тогда самые учёные жрецы с трудом бы во всём разобрались. Для того, что бы этого не произошло, на каждой странице делали специальные пометки.

В библиотеке Ашшурбанипала насчитывалось много учебников: грамматика шумерского языка с объяснениями различных правил для перевода их на вавилонский язык, словари иностранных слов, списки слов, которые заучивали на память. Это списки растений, животных, географических названий и т.п. Здесь были произведения лирической поэзии, исторические хроники, астрономические наблюдения и математические труды. Когда таблички попадали в царскую библиотеку, на них выдавливали штамп – “Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии” совсем так, как в наших библиотеках ставят на книгах печать библиотеки. Затем вновь полученные таблички ставили на место в ящики и составляли каталог книг.

Ящики стояли по разделам и к ним прикрепляли табличку с названиями отдела. В одних лежали таблички с учебниками по языку и грамматике, а в других – по математике. Отдельно помещали таблички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами. Были разделы по медицине, по минералам, по различным производствам и т.д. Многие книги были представлены в библиотеке в нескольких экземплярах, некоторые – в пяти-шести.

Ашшурбанипал являлся одним из самых образованных людей того времени. Но, несмотря на это, царь был таким жестоким и беспощадным, как его отец и дед. Однажды в одном из походов он захватил в плен четырёх царей покорённых им стран. Возвратившись в Ниневию, Ашшурбанипал велел впрячь их в колесницу и, сев в неё, проехал по всей столице. После этого эти четыре царя были посажены в клетку, которая стояла у ворот дворца. Ашшурбанипал был последним ассирийским царём, перед которым трепетали покоренные народы. После смерти Ашшурбанипала подвластные Ассирии страны восстали и начали войну.

Судьба Ниневии – столицы Ассирии известна. Под натиском вражеских армий город пал. В 612 году до н.э. вавилонские войска ворвались в Ниневию, город подвергся полному разрушению: “Несётся конница, сверкают мечи, блестят копья; убитых множество… Разграблена, опустошена и разорена Ниневия ”, – писал древний историк. Пожар, бушевавший после этого много дней, завершил разрушения, а пески пустыни засыпали оставшиеся руины.

Значение библиотеки Ашшурбанипала в том, что это, по существу подлинное собрание культурных достижений народов Древнего Востока.

Папирус

В соседнем с Ассирией Египетском царстве материал для письма делали из речного растения. В Древнем Египте папирус считался “царском растением” со времени Птолемеев. С начала III века до н.э. на него введена царская монополия. Папирус продавали во многие страны Древнего мира.

Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом.

Стебель растения разделяли иглой на тонкие узкие полоски. Эти полоски приклеивали одну к другой так, чтобы получалась целая страничка. На полученный таким образом слой накладывался другой слой, полосы, которого располагались поперечно полосам первого. Оба слоя сильно сдавливали, а затем высушивали. Оставшиеся неровности полировались пемзой. За счет смолистых веществ получался однородный прочный материал светло – желтого цвета, со временем он темнел и терял эластичность, становясь хрупким и ломким. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Длинные ленты наматывались на палочку с ручкой, получались свитки, на которые переписывали книги и документы. Читали свиток таким образом: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали перед глазами текст. Свёрнутые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и носили за спиной. Как материал для письма папирус был изобретён примерно в начале третьего тысячелетия до н.э. и использовался вплоть до VIII–IX века н.э. Египетское слово “папирус” с тех пор в ряде европейских языков обозначает бумага. (нем. Papier, франц. papier, англ. paper восходит к древнегреческому - paў pyros).

Это интересно:

Из дошедших до нас папирусных свитков самым большим считается так называемый папирус Гарриса (по имени его первооткрывателя), хранящийся ныне в Британском музее. Его длина превышает 40 метров, а ширина составляет 43 сантиметра. Подавляющая часть папирусов была не столь крупных размеров.

Александрийская библиотека

Известнейшая библиотека древности была основана при Александрийском мусейоне (храм или святилище) – одна из главных научных и культурных центров античного мира. В Египте библиотеки создавались в храмах, о них заботились жрецы. Книги имели форму рулонов, сделанных из папируса. Самая знаменитая библиотека древнейших времён была собрана в г. Александрии в Египте. Она была образована в 300 году до н.э.

Хозяева библиотеки Египетские цари Птолемеи приобретали все литературные произведения, которые только существовали. Оригинальные рукописи, заботливо собранные и закупленные на юге Европы, на средиземноморских островах, в Северной Африке и Западной Азии.

Это интересно : любопытный эпизод, свидетельствующий о книжных пристрастиях ещё в древнейшие времена. Фараон Птолемей III, создавший Александрийскую библиотеку, решил пополнить её произведениями знаменитых греков. Но поскольку книг этих достать не удалось. Фараон решил снять копии. Для чего запросил из г. Афины Древняя Греция редкие рукописи на копирование. За каждую книгу был выплачен залог золотыми монетами (1 книга – 15 монет). Однако любовь египетского фараона к старинным рукописям была так велика, что Птолемей III пожертвовал золотом, рукописи передал в Александрийскую библиотеку, а афинянам отправил копии. Попытки греков возвратить рукописи так ни к чему не привели. Это были первые попытки собрать всю греческую литературу.

Для библиотеки было выстроено специальное здание в одном из лучших районов Александрии. Оно имело форму прямоугольника, и было украшено со всех сторон рядами изящных колонн, между которыми стояли статуи выдающихся писателей и учёных. Вход вел в большой облицованный белым мрамором зал. Здесь были расставлены столы для чтения и письма, а подле них удобные кресла и ложа (знатные греки любили возлежать за столом на мягких ложах). За этим залом этим залом находилось огромное хранилище свитков и служебные помещения – комната главного хранителя библиотеки, его помощников и переводчиков. Она содержала, по крайней мере, 700 000 папирусных свитков, которые были занесены в каталог и полностью систематизированы – совсем как в современных библиотеках.

Это интересно :

любопытно, что в Александрии действовал своеобразный закон, согласно которому все рукописи, обнаруженные на кораблях, прибывавших в александрийскую гавань, должны были обязательно направляться в библиотеку для переписывания. В Александрийской библиотеке едва ли не впервые в истории человечества оказались собраны литературные памятники многих народов Ближнего Востока.

Здесь не только собирали литературные и научные произведения, но и создавали новые труды; лучшие грамматики и поэты переводили выдающиеся творения писателей разных стран и народов. Кроме того, в Александрийской библиотеке впервые в истории книги был составлен каталог, в котором можно было найти сведения о каждом хранившемся в нем произведении. Понятно, что Александрийская библиотека привлекала многих учёных древности. С её книгами работали математики Архимед, Евклид и Эратосфен, механики Аристарх Самосский и Герон Александрийский, астроном Клавдий Птолемей и мн. др.

В Александрийской библиотеке возникла совсем новая наука. Классификация – распределение сотен тысяч различных сочинений по разделам и составление каталога с обозначением автора и названия каждой книги.

Каталог Александрийской библиотеки состоял из 120 книг – ста двадцати папирусных свитков. Автором каталога был учёный Каллимах, который сам переписывал, то есть скопировал около восьмисот поэтических и исторических произведений. Первоначально каталог Александрийской библиотеки буквально назывался “Таблицы тех, кто прославился во всех областях знаний, и того, что они написали”.

Судьба Александрийской библиотеки трагична. Она просуществовала в своём первоначальном виде около 200 лет. В 48 году до н.э., когда войска Юлия Цезаря ворвались в Александрию и вступили в ожесточённую борьбу с населением города, возник пожар. Часть библиотеки погибла в огне. Много свитков Цезарь отправил в Рим, но корабль со свитками затонул. Пострадала библиотека во время гражданской войны в Египте в III веке. Остатки замечательного собрания древней литературы были уничтожены в VII веке н.э. войсками турецкого султана, захватившими Египет. Когда султану доложили о существовании этой библиотеки, он сказал: “Если эти книги повторяют Коран, то они не нужны, если нет – то они вредны”. И бесценное собрание было уничтожено.

Пергамент

Наряду с папирусом распространение в Древнем мире получил материал сделанный из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. В древнем Пергаме в III веке до н.э. (государстве на полуострове Малая Азия, современная Сирия) и придуман этот материал для письма. Назван он был пергаментом, по наименованию места, где был изобретён. Этому материалу была суждена долгая жизнь. В мировой истории малоазиатский город Пергам прославился изобретением пергамента – особым образом обработанную телячью кожи.

Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон.

Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные.

Производство книг из пергамента . Нарезанные листы пергамента сгибались в определённом порядке. По-гречески лист в четыре сложения “тетра” – именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том – книжный блок любого формата. Тетради сшивались вместе и заключались в деревянные крышки. По форме они уже тогда напоминали книгу, к которой мы привыкли. Так “Пергамская бумага” окончательно победила папирус.

Книги из пергамента писались и рисовались искусными писцами и художниками, каждая такая книга была настоящим произведением искусства. Обложки таких книг покрывались золотом, серебром, драгоценными камнями и стоили очень дорого. Такие книги в древних библиотеках, чтобы их не крали приковывались к полкам цепями.

Пергамская библиотека

Массовое производство пергамента началось в г. Пергаме для нужд Пергамской библиотеки, он был дороже папируса и использовался для более дорогих изданий. На нём можно было делать иллюстрации.

Римский учёный и писатель Плиний Старший сообщал, что изобретение пергамента стало результатом соперничества в собрании книг между царём Египта Птолемеем и царём Пергама Евменом II. Желая помешать своему сопернику приобретать книги для библиотеки, Птолемей запретил вывоз папируса, единственного писчего материала, из Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать другой материал для изготовления и переписывания книг, способный заменить привычный папирус. При нём и была создана библиотека, уступавшая по своим размерам только Александрийской. В ней имелось хранилище рукописей, Большой и малый читальный зал. В мраморных стенах устроены выложенные кедром ниши. Книги были самые разнообразные, но больше всего – медицинских. Пергам считался центром медицинской науки, здесь в своё время лечил больных знаменитый врач Гален. При библиотеке были переписчики, переводчики, люди, следившие за сохранностью рукописей.

Очевидно, что изобретение нового писчего материала явилось следствием длительных поисков наилучшей формы для книги и более долговечных и удобных материалов для письма.

Евмен II, гордившийся появлением в его царстве нового типа материала для письма, и не подозревал, какое распространение получит пергамент уже в ближайшие века. Не мог он предвидеть и то, что именно египетской царице Клеопатре, правившей на родине папируса незадолго до наступления новой эры (31 год до н.э.), римлянин Марк Антоний щедро подарит несколько тысяч пергаментных книг (доставшейся ему в качестве военного трофея) из Пергамской библиотеки.

Пергамцы пытались восстановить библиотеку, но былого величия её достичь не смогли.

Список используемой литературы

.

1. Бергер А.К. Александрийская библиотека.// Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия том 8.– М: Педагогика,1975. С.81–82.

2. Глухов А. Из глубины веков: Очерки о древних библиотеках мира.– М: Книга, 1971. 112 с.

3. Данталов М.А. Библиотека царя Ашшурбанипала.// Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия том 8.– М: Педагогика,1975. С.36–38.

4. История книги./под редакцией А.А.Говорова, Т.Г.Куприяновой. – М: Светотон, 2001. 400 с.

5. Малов В.И. Книга. – М: Слово, 2002. 48 с. – (Что есть что)

6. Павлов И.П. Про твою книгу. – М: Просвещение, 1991. 113 с. – (Знай и умей).

7. Ратке И. История письменности. Выпуск 4. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 20 с.

8. Рубинштейн Р.И. О чём рассказывают памятники древнего Востока: Книга для чтения. – М: Просвещение,1964. 184 с.

ХАРЬКОВ - русский город. Был основан в 1630-е гг. Там селились бежавшие от поляков с правобережья Днепра малороссы. Царь Алексей Михайлович построил там крепость и основал в 1656 году Харьковское воеводство.

ДНЕПРОПЕТРОВСК - основан Екатериной II в 1776 году и назывался Екатеринославом.

СУМЫ - основан царем Алексеем Михайловичем не позднее 1655 года. Царь разрешил поселится там беженцам-малороссам, которых убивали поляки.

ПОЛТАВА - была в 17 веке центром про русски настроенной Малороссии. За это предатель гетман Выговский напал на город и продал его жителей в рабство крымским татарам.

ЛУГАНСК - основан в 1795 году, когда Екатерина II основала на реке Лугань чугунолитейный завод. Для работы на нем в Луганск приехали жить выходцы из центральных и северо-западных губерний России.

ХЕРСОН - основан Екатериной II в 1778 году для строительства русского флота. Строительство осуществил Потёмкин.

ДОНЕЦК - основан Александром II в 1869 году при строительстве металлургического завода в Юзовке.

НИКОЛАЕВ - основан Екатериной II в 1789 году. В это время Потёмкин строил там корабль Святой Николай.

ОДЕССА - основана Екатериной II в 1794 г. на месте крепости построенной чуть раньше Суворовым.

СЕВАСТОПОЛЬ - основан по указу российской императрицы Екатерины II от 10 февраля 1784 года.

ЧЕРНИГОВ - один из древнейших русских городов, он существовал еще в начале 10 века. В 1503 году он вошел в состав России. В 1611 г. поляки его разрушили и отобрали эту территорию у русских. Но в 1654 году, Чернигов вернулся к России и с тех пор был ее составной частью.

СИМФЕРОПОЛЬ - основан Екатериной II в 1783 г. на месте крепости, построенной ранее Суворовым. Строил город Потёмкин.

МАРИУПОЛЬ - основан в 1778 году Екатериной II. Она поселила там греков - переселенцев из Крыма.

КРИВОЙ РОГ - основан Екатериной II в 1775 г. А свое промышленное развитие получил в Советское время, как база металургии.

ЗАПОРОЖЬЕ - основан Екатериной II в 1770 г. и назывался Александровском.

КИРОВОГРАД - был основан в 1754 г. русской императрицей Елизаветой Петровной, как крепость, для защиты южных рубежей Российской империи от татар. Назывался он ЕЛИСАВЕТГРАДОМ.

КРЫМ - присоединение Крыма к Российской империи (1783) - включение территории Крымского ханства в состав России после отречения последнего крымского хана Шахина Гирея. На присоединённой территории в 1784 году была образована Таврическая область.

И уже весной были предприняты срочные меры по выбору гавани для будущего Черноморского флота на юго-западном побережье полуострова. Екатерина II своим указом от 10 февраля 1784 года повелела основать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». В начале 1784 года был заложен порт-крепость, которому Екатерина II дала имя Севастополь.

28 июня 1783 года манифест Екатерины II был наконец обнародован в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал лично князь Потёмкин.

Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и простое население.

Торжества сопровождались угощениями, играми, конными скачками, и пушечным салютом.

Константин Корнев

    ХАРЬКОВ русский город. Был основан в 1630-е гг. Там селились бежавшие от поляков с правобережья Днепра малороссы. Царь Алексей Михайлович построил там крепость и основал в 1656 году Харьковское воеводство.

    ДНЕПРОПЕТРОВСК - основан Екатериной - 2 в 1776 году и назывался Екатеринославом.

    СУМЫ - основан царем Алексеем Михайловичем не позднее 1655 года. Царь разрешил поселится там беженцам-малороссам, которых убивали Поляки.

    ПОЛТАВА - была в 17 веке центром про русски настроенной малороссии. За это предатель гетман Выговский, напал на город и продал его жителей в рабство крымским татарам.

    ЛУГАНСК- основан в 1795 году, когда Екатерина - 2 основала на реке Лугань чугунолитейный завод. Для работы на нем в Луганск приехали жить выходцы из центральных и северозападных губерний России.

    ХЕРСОН - основан Екатериной - 2 в 1778 году для строительства русского флота. Строительство осуществил, Потемкин.

    ДОНЕЦК - основан Александром - 2 в 1869 году при строительстве металлургического завода в Юзовке.

    НИКОЛАЕВ - основан Екатериной - 2 в 1789 году. В это время Потемкин строил там корабль Святой Николай.

    ОДЕССА - основана Екатериной - 2 в 1794 г. на месте крепости построеной чуть раньше Суворовым.

    ЧЕРНИГОВ.- один из древнейших русских городов, он существовал еще в начале 10 века. В 1503 году он вошел в состав россии. В 1611 г. поляки его разрушили и отобрали эту территорию у русских. Но в 1654 году, Чернигов вернулся к россии и с тех пор был ее составной частью.

    СИМФЕРОПОЛЬ - основан Екатериной - 2 в 1783 г. на месте крепости, построенной ранее Суворовым. Строил город Потемкин.

    МАРИУПОЛЬ - основан в 1778 году Екатериной - 2 Она поселила там греков - переселенцев из Крыма.

    КРИВОЙ РОГ - основан Екатериной - 2 в 1775 г. А свое промышленное развитие, получил при в Советское время, как база металургии.

    ЗАПОРОЖЬЕ - основан Екатериной - 2 в 1770 г. и назывался Александровском.

    КИРОВОГРАД - был основан в 1754 г. русской императрицей Елизаветой Петровной, как крепость, для защиты южных рубежей Российской империи от Татар. Назывался он ЕЛИСАВЕТГРАДОМ.

    КРЫМ - Присоединение Крыма к Российской империи (1783) - включение территории Крымского ханства в состав России после отречения последнего крымского хана Шахина Гирея. На присоединённой территории в 1784 году была образована Таврическая область.

    И уже весной были предприняты срочные меры по выбору гавани для будущего Черноморского флота на юго-западном побережье полуострова. Екатерина II своим указом от 10 февраля 1784 года повелела основать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». В начале 1784 года был заложен порт-крепость, которому Екатерина II дала имя Севастополь.

    28 июня 1783 года манифест Екатерины II был наконец обнародован в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал лично князь Потёмкин.
    Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и простое население.
    Торжества сопровождались угощениями, играми, конными скачками, и пушечным салютом.

Загрузка...
Top