Диалоговая технология на уроках географии. Технология проблемно-диалогового обучения на уроках географии Формы диалоговой технологии

Интерактивные технологии в преподавании географии.

Новые социально – экономические отношения, высокий уровень конкуренции требуют от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее происходит формирование этих компетентностей при использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Интеракция предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности.

Интерактивные методы – система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение. Для реализации интерактивного обучения можно использовать:

    технологию имитационных игр;

    метод кейсов (конкретная ситуация – проблема – пути решения);

    ролевые игры;

    эвристические технологии;

    метод «мозгового штурма»;

    метод синектики, основанный на аналогии;

    метод ассоциаций;

    диалоговое обучение;

    игровое проектирование;

    тренинги;

    взаимодействие пользователя с компьютером;

    метод «кластер»;

    метод «пазл»;

    метод сравнительных диаграмм;

    метод рисуночной диагностики др.

Работа в малых группах – один из популярных методов интерактива, так как позволяет всем учащимся (в том числе и стеснительным) участвовать в работе. Критериями экспертизы групповой работы для школьников являются:

    активность всех членов группы – 3 балла;

    верность высказываемых суждений каждым членом группы – 3 балла;

    уровень культуры общения – 2 балла;

    логика ответов – 5 баллов;

    полнота ответов – 5 баллов;

    глубина ответов – 5 баллов;

    умение слушать товарища – 2 балла.

Технология проблемного обучения

опирается на принцип интегрированности, означающий связь рассматриваемой технологии с другими: личностно ориентированного обучения и дифференцированного обучения. Проблемным называется обучение, при котором усвоение знаний и формирование навыков происходят в процессе решения проблемы («Переброска северных рек России – за и против» или «Строительство ГЭС на реках – за и против»).

Технология критического мышления

умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, умение работать с большим количеством информации и пользоваться различными способами интегрирования её, умение самостоятельно формулировать гипотезу и решать проблемы (экономика регионов страны или отдельных государств).

Креативное мышление

продолжение критического мышления, способствующее развитию новых идей решения. Оно основано на различных технологиях – индивидуальная работа с рисованием и записями в тетради; фронтальная работа; выполнение заданий с помощью компьютера. (оценка природно – ресурсного потенциала России, рациональное использование, неблагоприятные для человека геоэкологические процессы в своей местности).

Технология «мозговой штурм»

Одним из видов работы является экспресс – разминка – быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера:

    атмосфера – это не водная оболочка Земли, а …………….

    тропосфера – это ……………..слой атмосферы.

    анероид – прибор для определения ……………………….

Метод синектики

Для генерации новых идей или решения проблем часто используют метод синектики (примеры). Его смысл заключается в поиске этих решений в сходных ситуациях, которые уже случались. Но синектика – это все-таки многоплановый метод, в котором используются иногда несовместимые элементы. Примером метода синектики можно назвать решение проблемы американской компанией Kellogg, которой надо было уменьшить упаковку для своих сухих завтраков, но при этом так, чтобы продукт не покрошился и не помялся. Решение нашлось в схожей ситуации – уборке осенних листьев. Когда упаковывается сухая листва, она ложится хаотично, оставляя много воздуха между листьями, которые крошатся. А если убирать ее после дождя, листья более гибкие, поэтому легко прессуются. С этой идеи и начались чипсы Принглс. Вот такая простая иллюстрация метода синектики. Четыре вида аналогий:

1. прямая, когда находится любое сходство ситуаций.

2. символическая, когда проблема переосмысляется через метафоры или сравнения.

3. субъективная или, как ее еще называют, личная. В этом случае метод синектики требует от исследователя перевоплотиться в предмет исследования или его часть, представить как он может функционировать, и что можно сделать, чтобы он функционировал лучше.

4. фантастическая, когда предмет рассматривается в отрыве от своих особенностей вне существующих физических законов.

Дискуссия - «Аквариум»

Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

От себя могу отметить, что участники в "аквариуме" должны обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали!.. (не кричать, конечно... , но... :-) разговаривать достаточно громко) - это преодоление застенчивости, развитие умения публично выражать свою точку зрения.

Этапы реализации :

1 . всех участников разделить на малые группы (по 2-3 человека).

2. участники одной из малых групп садятся за стол (в "аквариум") в центр зала (активная рабочая группа), ведущий предлагает им задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей.

3 . участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо:

Обсудить ее в группе, используя метод дискуссии;

Прийти к общему мнению (3-5 мин).

Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать.

4 . Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы:

Согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?

Была эта мысль достаточно аргументированной?

Какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?

5. После этого место в "Аквариуме" занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию.

Все группы поочередно должны побывать в "Аквариуме", и деятельность каждого из них должна быть обсуждена аудиторией.

Метод «Карусель» заключается в том, что обучающиеся образуют два круга: внешний и внутренний. Внутренний круг – это сидящие неподвижно, а во внешнем ученики через определённый промежуток времени меняются. Ученики внутреннего и внешнего круга получают карточки с заданиями. Ученики внутреннего круга объясняют своё задание ученикам внешнего круга, при этом слушают объяснения друг у друга. Затем берут другие карточки с заданиями.

Метод «Кластер»

представлен несколькими видами: классический (для закрепления материала), бумажный кластер, кластер с нумерацией слов, групповой кластер, обратный кластер. Кластер представляет собой запись фраз по ключевому слову: классический - используя слово «АПК» составить кластер; бумажный – выбрать слова, которые относятся к данному слову; кластер с нумерацией слов – написать ключевое слово на доске и к нему ученики подписывают слова, затем расставить ответы в порядке значимости для данного слова (промышленность России); групповой кластер – работа в группах, но только по своей теме.

Метод сравнительных диаграмм

анализ предлагаемой проблемы, темы и выявление различий и общих черт объектов, сюжетов, событий, явлений. Этот метод можно использовать при работе с текстом учебника, таблицами, схемами (вспомните и назовите отличительные черты, характерные для Северо – Западной России).

Метод «Пазл»

собрать текст по определённой теме, а в качестве фрагментов (пазлов) используются карточки с отрывками текста (назовите пять признаков, которые присущи населению России).

Рисуночная диагностика

Рисунок – один из признанных методов в обучении географии. География – это исследование, процесс создания картины мира. Составной частью географической картины мира являются образы.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных методов познавательной деятельности значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока.

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников инновационных образовательных технологий. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме. Технология интерактивного обучения даёт мне возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.

Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Выбор данной технологии был не случайным. По своему замыслу, целям, принципам, содержательному и организационному аспектам интерактивные методы мне очень близки.Еще в начале своей педагогической деятельности я делила ребят на группы, работая в группах они выполняли определенные задания, за что я ставила оценки. Как правило, довольны были все, ребята, особенно слабые, за полученную оценку и я- так как идет накопляемость оценок.

Современный учитель всегда думает, как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Традиционные формы и методы обучения не всегда приводят к желаемому результату. Познакомившись с технологией интерактивного обучения представленной Г.О. Аствацатуровым «Технология проектирования современного урока и творчество учителя»2002г, работу на уроке стала строить более грамотно. Активные методы направлены не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоения умений в процессе активной совместной познавательной деятельности – интерактивное обучение.

Основные критерии при отборе тем для интерактивного обучения – современность, научность, интерес.

Основные методы работы – проблемный и исследовательский. А интерактивные формы позволяют вовлечь в познавательную деятельность почти всех учащихся, а также проследить процесс саморазвития как группы так и отдельного ученика.

Интерактивное обучение способствует решению комплекса задач:

Повысить интенсификацию урока;

Развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление;

Способствовать углубленному усвоению программного материала;

Отработать комплекс практических умений и навыков.

Конечные цели можно определить как:

Образовательная –получить знания за более короткие сроки путем перераспределения материала отдельных тем,

Воспитательная - способствовать сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся;

Развивающая - отработать практические навыки, умения.

Особенно хотелось бы сказать о воспитательном значении, т. к. урок, как правило, имеет преимущественно индивидуальный характер, учебное задание в классе, дома, каждый выполняет самостоятельно, отчитывается только за себя. Общение, разговоры на уроке, запрещаются. Коллективная работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не могли бы раскрыться в индивидуальной работе.

Техника интерактивного обучения привлекает не тягостным, основанном на интересе и приносящем удовлетворение всем участникам педагогического процесса, обучением. Здесь существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над задачей, а учитель корректирует их работу, помогает, направляет. Работая в группе, учащиеся в ходе обсуждения вносят каждый свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. Эта форма работы может использоваться на разных типах уроков:при изучении нового материала в течение всего урока, только в начале урока, на уроке- практикуме с элементами творческих, поисковых заданий.

Поэтапное обучение учащихся и овладение ими технологии.

Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Мир звёзд».

Упражнение «Своя опора».

Свой рассказ о температуре, цвете и яркости звёзд сопровождаю составлением схемы, рисунками, символами (использую разные виды «опор»). Дети слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке» символов. На магнитной доске закрепляется схема и модель:

3 000º 6 000º 10 000º 35 000º

По следующему вопросу «Размеры звёзд» предлагаю ребятам выполнить самостоятельную работу по тексту учебника, составить свою опору. Материал о размере звёзд они могут представить в любой форме: словесной, графической, условно-символической. Работать можно индивидуально, в парах, объединяться в микрогруппы.

Одна из групп составила оригинальную опору:

Нестандартность подхода к изучению материала – прочитать и нарисовать прочитанное, выразить в символах и знаках – мотивирует к учебной деятельности на уроках в 6-7 классах. В 7-8 классах – составление опорного конспекта (интеллект-карты) по отдельным вопросам темы или элементы- сжатие информации. В 9-11 классах – проектная деятельность, самостоятельная или групповая работа. Публичное выступление- защита проекта, презентация, отстаивание своего мнения.

Организация работы. Группы создаются по 5-6 человек, это занимает минимум времени. Группы могут получить одно и тоже задание. Затем, дается возможность каждой группе высказаться, дополнить или опровергнуть информацию. Например: География России. 8 класс. Тема урока «Озеро Байкал. Проблемы Байкала».Группы получили задание-описать природу озера. Выделить проблемы и предложить пути решения. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности. Группы докладывают о результатах своих поисков, в конце урока подводим итог и выбираем самый понравившийся проект решения проблем.

Эффективность учебно - воспитательного процесса определяют различные показатели,среди которых значительное место занимает активность учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении того или иного предмета. Наиболее актуальна эта проблема для учителей, работающих в старших классах. Старшеклассники часто, по мере определения ими своей будущей профессии, изменяют свое отношение к изучаемым предметам. Они заинтересованы в получении глубоких прочных знаний в первую очередь по профилирующим предметам тех вузов, в которые они решили поступать. Поэтому наряду с повышением активности учащихся на уроках по одним предметам усиливается пассивность и безразличие к другим. Опыт показывает, что в большинстве случаев к этим «другим» относится и география. Актуальность применения интерактивных форм обучения особенно подходит для старшей школы, где большие объемы учебного материала, высокие требования к подготовке учащихся. Например: урок в 11 классе тема «Субрегионы Африки».Группы получают разные задания, работающие на общий результат - путем анализа карт атласа и текста учебника, подготовить информацию и представить ее в форме таблицы, лидеры отчитываются перед классом. В конце урока ребята отвечают на вопросы учителя- ответы оценивает группа, работавшая над данной проблемой. Так повышается внимание учеников в течении всего урока.

А с появившейся возможностью использования в нашей школе современного оборудования, мультимедийные проекторы, интерактивной доски, компьютеров, уроки в интерактивной форме стали еще интереснее, современнее, на более высоком уровне. Это позволяет не только учителю наглядно представлять материал, в виде презентаций, слайд- шоу, но и ребятам составлять свои проекты и презентации в электронном виде Такие уроки способствуют тому, что ученики осваивают материал на уроке, минимум времени тратят на домашние задания, что очень важно при загруженности старшеклассников. Повышается интерес к предмету, география становиться легким предметом, который ребята все чаще выбирают для сдачи экзамена за курс основной школы, и успешно справляются на экзаменах.

На районном семинаре замдиректоров по воспитательной работе « Новые технологии в профильном обучении» я проводила урок с применением различных элементов интерактивного обучения.

Урок в 11 (профильном) классе по теме «Экономика Китая: достижения и проблемы».

Класс поделен на разноуровневые группы «А», «В», «С» - в таких группах работаем постоянно,(в течение года некоторые учащиеся перешли из группы»А» в «В», из «В» в «С»). Группы получили дифференцированные задания, работающие на общий результат- охарактеризовать особенности экономических реформ, достижений и проблем в Китае-, пут ем представления наглядной интеллект-карты.

1этап работы- работа «с кейсами», который включает решение конкретной задачи в виде самостоятельной работы с текстом,выбора главной информации из предложенной (обязательно дополнительная лит-ра)

2 этап работы – «мозговой штурм» в рамках малой группы

3 этап- творческая работа – сжатие информации представление ее в виде опорного конспекта(интеллект- карты).

Требование к ОК - возможность «озвучить» ОК другой группой,

Эстетическое оформление.

4 этап – публичное выступление с презентацией ОК. Защита- ответить на вопросы.

5этап –подведение итогов, выбор лучшей работы, слайд-шоу.

Повторительно- обобщающие уроки с помощью интерактивного метода превращаются в увлекательные познавательные интеллектуальные игры.

Результатом своей работы считаю, позитивную динамику «качества знаний», успешную сдачу ЕГЭ по географии учащимися 11 класса, увеличение числа участников и призеров олимпиад по географии различного уровня.

Уверена, что применение интерактивных методов позволяет мне сделать информационную базу урока подлинно развивающей, поставить в центр образовательного процесса ученика как субъект познания.

«Использование интерактивных форм обучения на уроках географии»

Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Общее среднее образование - результат целенаправленного процесса овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности.

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Может, используя разные формы работы с детьми на уроках.

В своей работе я использую интерактивные формы обучения. В чем их преимущества?

Интерактивное обучение - способ позна­ния, основанный на диалоговых формах взаимо­действия участников образовательного процес­са; обучение, погруженное в общение, в ходе ко­торого у обучающихся формируются навыки со­вместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способ­ностей учащихся, их саморазвития.

Используя технологию интерактивного обу­чения на практике, я убедилась в том, что урок, организованный на основе оптимального педа­гогического взаимодействия, имеет ряд преиму­ществ.

1. Урок проходит в оптимальном темпе, час­ти урока логически связаны, сочетаются различ­ные виды учебной работы.

2. Ход урока настраивает учащихся на продук­тивную работу, разнообразные виды и формы за­даний обеспечивают занятость всего класса, по­зволяют учащимся проявить себя.

3. Материал урока усваивается всеми учащимся в соответствии с индивидуально-психологически­ми особенностями, приобретаются новые умения и навыки в познании и общении.

4. На уроках преобладает атмосфера сотрудни­чества и сотворчества. Отсутствуют конфликты.

Один из основных методов интерактивного обучения - групповая форма обучения, при ко­торой эффективность в решении задач повыша­ется, по данным исследований, не менее чем на 10%. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально со­зданной среде опыт (знания, умения) ученик смог перенести во внешний мир и успешно ис­пользовать его. Не менее важным является и то, что в процессе происходящих в группе взаимо­действий ребята осознают ценность других лю­дей, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение остальных.

Интерактивное обучение соотносимо с кол­лективным подходом в обучении, смысл которого в следующем - «все обучают каждого и каждый обучает всех». Я использую в своей практике следу­ющую технологию интерактивного обучения:

1. Организация обучения в диадах, триа­дах.

При делении учащихся на группы обязательно учитываю психологические особенности каждо­го. В научно-методической литературе отмечается особая эффективность учебного процесса, орга­низованного в тройках. Преимущества учебной деятельности в триаде:

большая коллегиальность (по сравнению с диадами), аргументированность (за счет боль­шего числа возникающих идей),

большая контактность группы,

рефлективность (за счет появления третье­го лица).

2. Организация обучения в малых груп­пах.

Малая группа - относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены кото­рой находятся в непосредственном взаимодей­ствии друг с другом. В условиях урока эта группа представляет собой объединение учащихся с це­лью решения конкретно-познавательных, ком­муникативно-развивающих и нравственно-по­знавательных задач.

Чаще всего я использую групповую работу в четверках и учебных шестерках

3. Нестандартные уроки для всего класса:

Уроки-диалоги, урок-пресс-конференция, урок-конференция,

Уроки типа КВН,

уроки-дискуссии и др.

Особенно часто я провожу в клас­сах уроки-дискуссии. Успех и результативность такого занятия обусловлены:

нетрадиционной постановкой обсуждае­мой проблемы, когда нужно - в течение урока определить свою точку зрения и попытаться обосновать ее;

серьезной подготовительной работой;

готовностью настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);

соблюдением правила «Человек отличает­ся не только умением говорить, но и умением слушать»;

использованием «поддерживающих при­емов» общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы;

стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение.

Примеры упражнений используемых на уроках.

Диалогическое обучение на уроках географии и биологии.
Сагитжанова Б.Е., Павлюк Е.В.
ГУ «Средняя школа № 26»
«Школа - это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее».
Барбюс А.
Основная задача программы Кембриджских курсов - это помощь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать нашу педагогическую практику. Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, все они между собой взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии, и подходы, применяемые на занятиях. Для повышения эффективности обучения, мало простого усвоения знаний умений и навыков, необходимо, чтобы дети понимали « Зачем им это нужно» и могли брать на себя ответственность за собственное обучение. «Если учителя смогут разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективнее» (Руководство для учителя. стр. 142.). Понимание обучения лежит в основе одного из семи модулей Программы «Новых подходов в преподавании и обучении», мы рассмотрим один из новых подходов «Обучение через диалог». «Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление» (Руководство для учителя.стр. 11.). Слово «обучение» с точки зрения социоконструктивисткой (Выгодский 1978 г. Wood 1998) лежит в основе «новых подходов в преподавании и обучении». Требуется такое понятие «научиться обучению», здесь нам нужно создать такую среду, в которой ученики станут активными и начнут принимать участие в учебном процессе. Особенность заключается в том, что информация передается, а понимание формируется у ученика самостоятельно. Мы же только оказываю помощь в процессе обучения, стремимся «создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008г.) называет «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009г.) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию». (Руководство для учителя, стр. 140)
«Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета/содержания обучения. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения» (Задания для выполнения в период практики в школе).
Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с классом, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях. Бразильский педагог Фриери считает, что назначение учителя - вступать в диалог с учениками, общаться с ними, что будет способствовать выявлению и развитию знаний не с тенденцией пополнения, увеличения, а углубления (2007 ред., с.43). Убеждения Фриери наводят на мысль, что на наших уроках в основном диалог с учениками отсутствовал, а был только монолог учителя. Мы заметили, что когда учитель много говорит на уроке или объясняет тему, основной части класса не всегда интересны теоретические основы. Мы считаем, что если дети не участвуют в диалоге, не происходит их развитие, низкая активность мыслительной деятельности. А наша цель – добиться в процессе диалога учителя и учеников, учеников в группе, выражать свое мнение, честно раскрывать себя в этих речевых обменах, взаимообучаться с помощью обмена информацией, задавать вопросы в процессе оценивания.
Мерсер и Литлон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Руководстводляучителя,стр.155). Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, мы на своих уроках при использовании «диалогического обучения», пытаемся сформировать группы так, чтобы в каждой группе был ученик, который своим умением рассуждать поддерживал диалог в группе. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные мнения, идеи, содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (Руководство для учителя, стр. 155).
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
В своей практике, на уроках географии и биологии, мы организовываем самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оставаясь при этом её управляющим (ставим цели деятельности, описываем средства деятельности и контролируем результаты), т.е. наше лидерство предполагает активность учащихся. Более развивающим является диалог, в котором учащийся, не боясь реакции, критики со стороны учителя и со стороны одноклассников, аргументируют свою позицию. Часто применяем стратегии, которые способствуют развитию диалога на уроках географии и биологии, такие как: «шесть шляп мышления», «работаем сообща..», «ты мне – я тебе», «мозаика проблем» и т.д.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью диалогического обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты: беседа – дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа (Руководство для учителя.стр.156). На уроках географии и биологии «диалогическое обучение» реализуется через исследовательскую беседу, беседу – дебаты, которые ведутся в группах при работе над созданием постеров.
Работая в группах или парах, всегда определяется лидер. В классе лидеры – спикеры чаще выбираются самими группами, дети выделяют в свои представители учеников с хорошим словарным запасом, которые могут очень хорошо донести суть своих проектов или же учеников, которые учатся на «отлично», а иногда лидерами оказываются сильные по характеру дети, т.к. они могут контролировать работу групп. В ходе заданий и слабые и сильные ученики с помощью беседы, общения создают свои работы. Надо отметить, что в итоге, мы всё чаще стали слышать «тихие голоса» некоторых учеников, которые обычно пассивны на уроке.
Анализируя роль диалога на уроках географии и биологии, мы согласились с утверждением, что «дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию» (Руководство для учителя.стр. 167). С помощью исследовательской беседы, метода опровержений и доказательств, мы лучше отслеживаем результативность, потому что дети работают самостоятельно, оживленно обсуждают в группе задание, выдвигают свои идеи, отстаивают свое мнение, становятся активнее. Практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. И все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Диалоговое общение ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых задач. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Адольф Дистервег
Литература:
Задания для выполнения в период практики в школе.
Руководство для учителя. Третий базовый уровень.
www.wikipediya.ru.

Дубицкая Елена Васильевна

№11 негізгі мектеп Семеновка ауылы Целиноград ауданы Ақмола облысы география пәнінің мұғалімі

Известно, что наукой овладевает тот, кто

испытывает жажду познания.

Абай Кунанбаев.

Для человека характерно, что бы он не увидел и не услышал,о чем бы ни узнал, он должен не только установить суть нового, но и выяснить,что оно ему даст в будущем.

На современном этапе развития образования учитель характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Сегодня недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков, надо находить новые пути повышения эффективности обучения.
Используемые сегодня методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Я пришла к выводу, что использование диалога в обучении географии,способствует тому, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии.

Что представляют собой формы диалогового обучения и что такое диалог?

Значение слова “диалог” в переводе с латинского - беседа двоих. Но это, если так можно выразиться, простейшая трактовка определения. В высоком понимании диалог – это противопоставление монологу. В прежние времена особенно часто этот инструмент использовался в таких сложных и непростых вещах как философия, риторика, логика, софистика. Цель, которую преследует диалог, – это максимально понятное донесение до слушателя идеи, при этом рассмотренной с нескольких точек зрения. Из них в итоге будет либо выбрана наиболее точная формулировка, либо выведена общая, отвечающая позиции автора. Вот, в целом, такой смысл имеет диалог.

Педагогика не мыслит себя без беседы учителя и ученика. Используя, всю прелесть и возможности диалога в процессе обмена собственным уникальным виденьем мира.

В настоящее время, когда в основном мир ученик заполнен общением с компьютером, сужаются его возможности большого круга реального общения, оно заменяется виртуальным, это приводит к тому,что на уроках ученики реже начинают разговор сами. При беседе пытаются уйти из центра внимания, меньше и тише говорить. Большая часть учеников всегда больше слушает, чем говорит, не решаются задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывают робко и нерешительно.Достаточно трудно вызвать на разговор, часто ученики не могут выдавить из себя ни слова, ответы учащихся обычно односложны, часто ученики не могут подобрать для разговора нужные слова.

Использование диалоговой формы обучения поможет ученикам избавиться от своей нерешительности, более активно участвовать в работе урока.
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.
По ходу урока каждому ученику дается возможность предлагать уместную информацию; идеи каждого расцениваются как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку; ученики задают друг другу вопросы;

На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской беседы. Так как предмет географии это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам. Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников: стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему, появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры. Ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других областей знаний изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения, приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков. Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее. Уроки географии, проводимые с использование новых подходов в обучении, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее. Ученики с большим интересом работают на уроках, потому что для них создаются условия для саморазвития, самообразования.
Сегодня на учителей, возложена миссия- надо сделать так, чтобы ученику на уроке было интересно,и он был не просто слушателем,а активным участником учебного процесса. Требование сегодняшнего времени –это урок на котором нет учителей и учеников, есть коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Главная ценность диалогового обучения состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью обучаемых. диалоговое обучение способствует формированию у учеников нового типа мышления, воспитывать активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию учеников. Для учителя в процессе принятия решений жизненно важными являются интересы ученика» и задача учителя в том что, надо научить учиться учеников, сделать так, чтобы ученики несли ответственность за уровень своей подготовки к получению знаний. Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. Диалоговое обучение состоит ещё и в том, чтобы обучать детей полноценному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении различных тем учащиеся будут приобретать на уроках, овладевая умениями диалогической речи. При диалоговом обучении создаются условия для самовыражения обучающихся. Задача учителя обеспечить приток свежих сведений из различных источников. Мы, учителя обладаем широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов, в своей деятельности, но не всегда используем стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, и оказывающие помощь в самообучении

Как защититься от неблагоприятных атмосферных явлений

(урок-диалог)

География 7 класс

Образовательные \Определить виды неблагоприятных явлений и их последствия, разработать и предложить пути защиты в процессе диалога между группой, которая предварительно изучала виды неблагоприятных явлений, и остальными учениками класса.

Развивающие – развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом, дополнительной литературой, делать выводы.

Воспитательные – формирование самостоятельности.

Оборудование: учебник, атласы, климатическая карта мира,

дополнительная литература, интерактивная

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня речь пойдет о неблагоприятных атмосферных явлениях, которые оказывают негативное воздействие на жизнь людей и его хозяйственную деятельность.Нам необходимо нужно понять, почему возникают неблагоприятные атмосферные явления, к каким последствиям и к какому ущербу приводят.

Вопросы-задания к уроку-диалогу.

1. Какие атмосферные явления относятся к неблагоприятным

2. Каковы последствия неблагоприятных атмосферных явлений.

3. Какие необходимо предпринимать мероприятия по защите от неблагоприятных явлений.

4.Какие неблагоприятные атмосферные явления наблюдаются в нашей местности.

5. Общий вывод о влиянии неблагоприятных атмосферных явлений на функционировании хозяйства и комфортность вашей жизни. На этот вопрос должен отвечать уже подготовленный ученик.

2.Неблагоприятные атмосферные явления, связанные с осадками, и явления связанные с ветром(на интерактивной доске таблица рис 89)Неблагоприятные атмосферные явления- это явления погоды, которые оказывают негативное воздействие на жизнь людей и его хозяйственную деятельность. Снегопады -это выпадение снега толщиной 12-20 мм на протяжении 12 и более часов. Снегопады чаще всего сопровождаются метелью. Какие бедствия происходят при стихийных снегопадах?

3.Ливневый дождь-это выпадение дождя высокой интенсивности. Длительность выпадения ливневого дождя в среднем от нескольких минут до 1-2часов,но иногда такие осадки могут затягиваться и на несколько суток. Ливневый дождь охватывает относительно небольшую территорию и это атмосферное явление часто сопровождается грозой и сильными ветрами

4.Гололед-это образование ледяной корки на поверхности земли и различных предметах вследствие намерзания,переохлажденных капель дождя, мороси или тумана. Чем опасно это атмосферное явление?

5. Корреспонденту Ш.Гробе пешая прогулка по Вашингтону не пришлась по душе; «Сегодня точно день не для прогулок, потому что идет сильный снег и очень ветрено. Снегопад идет целый день и,видимо продолжится еще, поэтому не очень уютно. Пробираться по сугробам очень неудобно». О каком атмосферном явлении писал корреспондент?

6. Пыльная (песчанная)буря- возникает при сухой поверхности в слое высотой в несколько метров с заметным ухудшением горизонтальной видимости. пыльные бури возникают при сухой поверхности почвы и скорости ветра до 10м/с и более.

7. Суховеи- горячие сухие ветры со скоростью более 5м/с, возникающие,при высокой температуре. Они возникают летом, дуют преимущественно с востока и юго-востока от1 до 10 дней.

8. Смерч- это очень сильный вращающийся вихрь с размером по горизонтали менее 50 км и вертикали менее 10км,обьладающий ураганными скоростями ветра более 33м/с смерч образуется из-за разности атмосферного давления и представляет собой гигантскую воздушную воронку. 29 мая 2017 года в Москве был ураган, который с легкостью валил вековые деревья, сильный ветер в считанные минуты сносил дома (просмотр видио смерч –торнадо в Казахстане)

Подведение итогов работы

1. Как человек должен вести себя во время ливневых дождей, смерчей

2.Какие атмосферные осадки приносят большой вред сельскому хозяйству?

3.Могут ли неблагоприятные атмосферные осадки влиять на здоровье людей.

4.Какие меры вы можете предложить для защиты от неблагоприятных атмосферных явлений.

Коллективное подведение итогов.

Выделение лучших участников диалога.

Домашнее задание: запись краткая, отражающая наиболее полно

две группы неблагоприятных атмосферных

творческое задание по желанию –Используя интернет-сайты, подготовить презентации «Торнадо», «Тропические циклоны».

Список литературы:

1.​ Баринова И.И. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков. М.: Школьная Пресса, 2002 – 128с.

2.​ Зубанова С.Г., Щербаков Ю.В. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: Глобус, 2009. – 173с.

3.​Каратабанов Р.А География.7 класс. Алматы:Алматыкiтап, 2017.

4. География в школах и вузах Казахстана №3 2017 г стр 41-42​

Загрузка...
Top