Немецкий перфект (Perfekt), иначе именуемый еще завершенным настоящим (vollendete Gegenwart), имеет очень широкое распространение в основном в разговорной речи. Перфект в немецком языке описывает завершенное действие в прошлом, имеющее привязку к настоящему времени, или же какое-либо достигнутое состояние. Немецкий перфект широко используется в обыденной устной диалогической речи и в частных письмах, когда повествование идет о чем-то уже пережитом.
Перфект в немецком языке состоит из двух частей: глаголов (вспомогательных) «haben» или «sein» и причастия «Partizip II», образованного от смыслового глагола:
Вспомогательные глаголы при этом спрягаются и приобретают личные окончания, а причастие II остается в неизменной форме и завершает рамочную конструкцию. Расстановка членов предложения в немецких перфектных конструкциях выглядит следующим образом:
Немецкий перфект с прямым порядком слов
1-е место (субъект) |
2- е место (вспомогат . глагол.) |
Средняя часть (второстепенные члены) |
|
Unsere Tochter | hat | gestern einen leckeren Kuchen | gemacht . |
Наша дочь вчера испекла вкусный пирог. | |||
Die Schadinsekten | haben | alle Blätter auf dem Apfelbaum | aufgefressen . |
Садовые вредители сожрали все листья на яблоне. | |||
Der Säugling | ist | letztendlich | eingeschlafen . |
Младенец в конце концов заснул. | |||
Unsere hohen Gäste | sind | gegen Mittag wohlbehalten in das Hotel | zurückgekehrt . |
Наши важные гости в районе полудня благополучно вернулись в отель. |
Немецкий перфект с обратным порядком слов
1-е место (дополнение или обстоят.) |
2- е место (вспомогат . глагол.) |
Средняя часть (субъект + остальные второстепенные члены) |
последнее место (смысловой глагол) |
Gestern | hat | unsere Tochter einen leckeren Kuchen | gemacht . |
Вчера наша дочь испекла вкусный пирог. | |||
Alle Blätter auf dem Apfelbaum | haben | die Schadinsekten | aufgefressen . |
Все листья на яблоне сожрали садовые вредители. | |||
Letztendlich | ist | der Säugling | eingeschlafen . |
В конце концов младенец заснул. | |||
Gegen Mittag | sind | unsere hohen Gäste wohlbehalten in das Hotel | zur ü ckgekehrt . |
В районе полудня наши важные гости благополучно вернулись в отель. |
Спряжение вспомогательных глаголов полностью совпадает с изменением грамматических форм аналогичных им смысловых глаголов. Разные глаголы образуют немецкий перфект с использованием разных вспомогательных глаголов.
При помощи глагола «HABEN» всегда образуют перфект в немецком языке следующие глаголы:
HABEN »
Тип глагола |
Пример |
Все глаголы с прямыми дополнениями (переходные) | Für den Gemüsesalat hat sie Äpfel, Zwiebeln und Rüben geschnitten . – Для салата она нарезала яблоки, лук и свеклу (переходный глагол «schneiden»). |
Все глаголы с модальным значением, употребленные в качестве смысловых (их перфект употребляется редко) | Das haben unsere Nachbarn überhaupt nicht gewollt . – Этого наши соседи вовсе не хотели (модальный глагол «wollen»). |
Все возвратные глаголы (с частицей «sich») | Heute hat sie sich nicht geduscht . – Сегодня она под душем не мылась (возвратный глагол «sich duschen»). |
Все глаголы с безличным значением (в первую очередь имеющие отношение к погодным явлениям) | Vorgestern hat
es geregnet
, und gestern hat
es schon geschneit
. – Позавчера шел дождь, а вчера уже пошел снег (безличные глаголы
«regnen» и «schneien»). |
При помощи глагола «SEIN» всегда образуют перфект в немецком языке следующие глаголы:
Перфект в немецком языке с глаголом « SEIN »
Тип глагола |
Пример |
Все глаголы, в значении которых заложено передвижение и изменение местоположения |
|
Все глаголы, в семантике которых заложено изменение состояния |
|
Сюда также относятся глаголы «быть – sein», «удаваться — gelingen», «происходить — passieren», «становиться — werden»,«случаться — geschehen», «оставаться — bleiben» |
|
Перфект в немецком языке имеет в своем составе, кроме вспомогательного глагола, причастие II – Partizip II. Правильные и неправильные глаголы образуют причастие II по-разному.
Partizip II правильных глаголов
Правильные глаголы образуют его чаще всего по следующей схеме:
GE + глагольный корень + T
Например: «моросить – nieseln — genieselt », «мастерить – basteln — gebastelt », «склеивать – kleben — geklebt », «сушить – trocknen — getrocknet » . Однако существует немалое количество глаголов, в конце основы (корня) которых имеются такие согласные, как «n» — «d» — «m» или «t». Чтобы избежать проблемы с произношением, между этими согласными и окончанием причастия «t» добавляется гласный «е»:
GE + глагольный корень + Е + T
Например: «купаться – baden — gebadet », «сушить – trocknen — getrocknet », «руководить – leiten — geleitet », «посвящать – widmen — gewidmet ».
Причастие II от правильных глаголов, у которых имеются отделяемые приставки, образуется следующим образом:
отделяемая приставка + GE + глагольный корень + (E ) T
Например: «улаживать, осуществлять – abwickeln — abgewickelt », «выплачивать – auszahlen — ausgezahlt », «поставлять дополнительно – nachliefern — nachgeliefert », «собрать, составить – zusammenstellen — zusammengestellt ».
Причастие II от правильных глаголов с неотделяемыми приставками всегда образуется без приставки «ge-»:
глагольный корень с неотделяемой приставкой + T
Например: «охранять – bewachen — bewacht », «рассчитать, засчитать, поставить в счет – verrechnen — verrechnet », «уменьшать, сокращать, демонтировать – abbauen — abgebaut », «нежить, ублажать, баловать – verwöhnen — verwöhnt ».
Заимствованные глаголы, оканчивающиеся на –ieren, также образуют форму причастия II без приставки «ge-»:
глагольный корень + Т
Например: «калибровать, регулировать – kalibrieren — kalibriert », «варьировать, разнообразить, изменять – variieren — variiert », «маршировать, двигаться строем – marschieren — marschiert », «связываться, контактировать – kontaktieren — kontaktiert ».
Partizip II неправильных глаголов
У неправильных глаголов окончание причастия II – «-en». В дополнение к этому во многих случаях происходит изменение корневых гласных, а зачастую и корневых согласных, что делает необходимым самое обыкновенное заучивание основных форм неправильных глаголов. Например: «просить, ходатайствовать – bitten — gebeten », «покинуть, оставить – lassen — gelassen », «обрезать, постричь – schneiden — geschnitten », «страдать, печалиться, терпеть – leiden — gelitten ».
Неправильные глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками образуют данную форму по точно такому же принципу, как и глаголы правильные. Единственным отличием является то, что у них наблюдаются соответствующие изменения в корне, которых не демонстрируют правильные глаголы. Например: «отпустить, освободить, разблокировать, разъединить – loslassen — losgelassen », «обучать, прививать знания, разъяснять – beibringen — beigebracht », «переносить, выдерживать – vertragen — vertragen », «приводить доводы, доказывать, аргументировать – beweisen — bewiesen ».
Perfekt глаголов с модальным значением
Данный вариант используется в немецкой речи крайне редко и образуется по следующей схеме:
haben + причастие II модального глагола
Немецкий перфект модальных глаголов
Глагол |
Пример |
Das kleine Kind hat es nicht gedurft . – Маленькому ребенку это было нельзя. | |
Alle Studenten haben die Testarbeiten gekonnt . – Все студенты смогли справиться с тестовыми заданиями. | |
Er hat die Frau seines Schulfreundes nie gemocht . – Он никогда терпеть не мог жену своего школьного друга. | |
Wegen aufgegessenen Salzgurken hat er jede fünf Minuten zum Glas Wasser gemusst . – Из-за съеденных соленых огурцов он каждые пять минут должен был (хвататься) за стакан воды. | |
Данный глагол вообще не имеет этой формы. | |
Der Autofahrer hat es nicht gewollt . – Водитель автомобиля этого не хотел. |
Если немецкий модальный глагол употребляется с другим смысловым глаголом, то перфект образуется следующим образом:
haben + Infinitiv смыслового глагола + Infinitiv модального глагола
Немецкий перфект модальных глаголов, употребляющихся в паре со смысловым глаголом
Глагол |
Пример |
Das kleine Kind hat es nicht machen dürfen . – Маленькому ребенку этого было делать нельзя. | |
Alle Studenten haben die Testarbeiten erfüllen können . – Все студенты смогли выполнить тестовые задания. | |
Er hat die Frau seines Schulfreundes nicht hören mögen . – Он никогда не мог слышать жену своего школьного друга. | |
Wegen der aufgegessenen Salzgurken hat er jede fünf Minuten trinken müssen . – Из-за съеденных соленых огурцов он каждые пять минут должен был пить. | |
Er hat das Auto seiner Freundin reparieren sollen . – Он должен был отремонтировать автомобиль своей подружки. | |
Der Autofahrer hat es nicht machen wollen . – Водитель автомобиля этого делать не хотел. |
И, как сложное время, состоит из смыслового глагола в форме второго причастия (Partizip II) и вспомогательного глагола haben или sein в соответствующей форме. Perfekt может находиться в пассивном (Passiv) и активном залогах (Aktiv) изъявительного (Indikativ) или сослагательного наклонения (Konjunktiv).
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ 39. Немецкий язык: ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ / PERFEKT/ Ирина ШИ
✪ Немецкий Язык: Прошедшее время - Perfekt. / Ирина ШИ
✪ Прошедшее время перфект. Сильные глаголы. Глагол haben. Немецкий язык - Урок 9/31. Елена Шипилова.
Субтитры
Употребление Perfekt
Роль формы Perfekt сводится к выражению прошедшего времени, причём завершённость или незавершённость процесса, действия, выражаемого этим временем, не играет никакой существенной роли для его выбора в отличие, например, от английских прошедших времён. Perfekt используется преимущественно в немецкой разговорной речи , что отличает его от Präteritum , который используется в повествовании. В отличие от Plusquamperfekt временная форма Perfekt используется для обозначения действия, прошедшего несколько позже, чем действие, выраженное через Plusquamperfekt.
Образование Perfekt
В Indikativ
В активном залоге изъявительного наклонения (Indikativ Aktiv) Perfekt образуется из вспомогательных глаголов haben или sein в форме простого настоящего времени Präsens и смыслового глагола в форме второго причастия. Например:
- Ich habe schon abgemacht - Я уже договорился
- Dieses Auto ist so spät gefahren - Эта машина слишком поздно уехала
В пассивном залоге изъявительного наклонения (Indikativ Passiv) Perfekt имеет подобную же конструкцию с вплетённым глаголом werden в форме второго причастия, причём вместо традиционной формы geworden используется вариант без грамматического префикса worden . Точно так же он употребляется в пассивной конструкции Plusquamperfekt. В этом случае время имеет вид:
- Die Häuser sind endlich gebaut worden - Дома, наконец, были построены
В Konjunktiv
Временная форма Perfekt в активном залоге сослагательного наклонения образуется при помощи вспомогательных глаголов haben или sein в форме Präsens Konjunktiv с вторым причастием смыслового глагола. Например: Du hast geraucht, Ihr seiet gelaufen .
Часто Perfekt Konjunktiv в активном залоге употребляется для передачи предшествования действия в одном предложении по отношению к другому. То есть действие в любом времени, например, главного предложения происходит позже, чем действие во второстепенном. Этим самым сослагательное наклонение настоящей временной формы может заменять конструкцию с употреблением Plusquamperfekt (в относительном употреблении). Пример:
- Du sagst mir, dass du Moskau besucht hast - Ты говоришь, что бывал в Москве (Präsens Indikativ и Perfekt Konjunktiv)
- Du sagtest mir, dass du Moskau besucht hast - Ты говорил, что бывал в Москве (Präteritum Indikativ и Perfekt Konjunktiv)
- Du hast mir gesagt, dass du Moskau besucht hast - Ты говорил, что бывал в Москве (Perfekt Indikativ и Perfekt Konjunktiv)
В пассивном залоге сослагательного наклонения (Konjunktiv Passiv) образование Perfekt происходит при помощи глагола werden в Perfekt Konjunktiv и Partizip II смыслового глагола.
Выбор вспомогательного глагола
Выбор вспомогательного глагола попадает в прямую зависимость от лексического значения глагола, стоящего в Partizip II, то есть смыслового глагола. Глагол haben употребляется в большинстве случаях:
- со всеми модальными глаголами: Mein Vater hat so lang das gewollt - Мой отец так долго этого хотел
- с возвратными глаголами: Ich habe mich heute besser verhalten - Сегодня я вёл себя лучше
- с переходными глаголами: Er hat mich angenommen - Он принял меня
- с безличными глаголами: Es hat geregnet - Шёл дождь
Употребление глагола sein более узкое, чем haben . Он встречается преимущественно в предложениях с глаголами, передающими какое-либо движение, например: gehen, laufen, kommen, rinnen и другими. Есть также целая группа глаголов, не передающих движение, но употребляемых с sein как исключение. Среди них: passieren, bleiben, werden, begegnen , а также сам глагол sein .
По тем же критериям выбирается вспомогательный глагол для Plusquamperfekt, который в отличие от рассматриваемой временной формы использует его в форме Präteritum.
См. также
Литература
- Михаленко А. О. Deutsche Sprache // Морфология. - Железногорск, 2010.
- Мышковая И. Б. Времена немецкого глагола. - СПб. , 2007. - 96 с. - ISBN 978-5-91281-007-7 .
- Helbig G., Buscha J. Deutsche Grammatik. - Berlin, 2007. -
Перфект является одним из самых общеупотребительных времен в немецком. Как правило, он используется в разговорной речи наряду с претеритом. Чтобы пользоваться перфектом грамотно, необходимо помнить основные правила его применения.
Использование данного времени
Перфект в немецком языке употребляется вне зависимости от того, является ли действие в отличие, к примеру, от времени Past Perfect в английском. Как правило, данное время применяется в разговорной речи. Это еще одна существенная деталь, о которой стоит помнить школьникам и студентам. В повествовании используется не перфект, а претерит. Перфект в немецком языке всегда образуется при помощи одного из вспомогательных глаголов: haben или sein. Также используется форма Partizip II основного глагола. Необходимо помнить, что при спряжении изменяется только лишь вспомогательный глагол, в то время как основной остается неизменным.
Как образуется Partizip II
Невозможно освоить перфект в немецком языке без умения образовывать Partizip II Данная форма у слабых глаголов образуется с помощью прибавления характерной приставки ge- , а также окончания -(е)t к основной части. Например: kaufen - gekauft, lieben - geliebt. Что касается сильных глаголов, то Partizip II для данной группы необходимо запомнить.
Однако в образовании формы Partizip II есть и некоторые особенности, о которых также следует помнить. Если у глагола основа оканчивается на следующие буквы: t, d, m или n, между основной частью слова и окончанием необходимо добавить букву е . Например: antworten - geantwortet. Если же необходима форма Partizip II тех глаголов, которые не относятся к группе сильных и которые имеют отделяемые приставки, тогда требуется соблюдать определенный порядок в словообразовании. Сначала пишется приставка, затем частица ge- , затем основа глагола и только после этого окончание t . Например: mitspielen - mitgespielt.
Если же глагол не относится к группе сильных и имеет неотделяемую приставку, то Partizip II образуется без ge- . Например: entdecken - entdeckt. Помимо этого, без ge- строится и Partizip II у тех глаголов, которые имеют окончание -ieren : studieren - studiert.
Перфект в немецком языке: правила выбора вспомогательного глагола
Выбор того или иного вспомогательного глагола всегда зависит от лексического значения основного, который и указывается в форме Partizip II. В большинстве случаев применяется haben.
Во-первых, данный глагол употребляется со всеми переходными формами. Они, как известно, требуют дополнения без предлога в аккузативе даже в том случае, если данное дополнение в высказывании отсутствует. Например:
Sie hat mich fotografiert. - Она меня сфотографировала.
Исключение составляют следующие глаголы:
- loswerden (в значении «освобождаться», «избавиться», а в разговорной речи - «потерять»);
- eingehen (взять на себя какое-либо обязательство, связать себя обещанием);
- durchgehen (в значении «проходить материал, просматривать»).
Например:
Er hat sein Brief losgeworden. - Он потерял свое письмо.
Во-вторых, haben употребляется с непереходными глаголами, которые обозначают какое-либо действие, состояние или же процесс. При этом у данного процесса не предусматривается четкий момент окончания, предела в его протекании нет. Глаголы подобного типа называются непредельными или же дуративными:
- arbeiten;
- hängen;
- lachen;
- leben;
- liegen;
- schlafen;
- sitzen;
- stehen;
- wachen;
- wohnen.
Например:
Er hat gestern gearbeitet. - Вчера он работал.
Исключения составляют глаголы bleiben и sein. Например:
Sie ist den ganzen Tag hier geblieben. - Она целый день оставалась здесь.
Также haben используется с переходными глаголами. Например:
Sie hat sich nicht ausgeruht. - Она не отдохнула.
С безличными глаголами необходимо употреблять haben.
Es hat gedämmert. - Светало.
Когда нужно употреблять sein
Данный вспомогательный глагол при образовании перфекта в немецком языке применяется в следующих случаях:
- Если используются непереходные глаголы, обозначающие движение в каком-либо направлении (gehen, fahren, kommen и другие). Например: Er ist gegangen. - Он пришел.
- Если в предложении смысловой глагол является непереходным и обозначает изменение состояния (aufwachen, einschlafen, sterben). К примеру: Er ist eingeschlagen - Он заснул.
- С глаголами-исключениями bleiben, sein, werden, geschehen . К примеру: Was ist hier geschehen? - Что здесь произошло?
Порядок слов
Также при образовании предложения необходимо помнить и о порядке слов. В повествовательном на втором месте используется вспомогательный глагол haben или sein, а смысловой глагол находится в самом конце. Рассмотрим несколько предложений с примерами перфекта в немецком языке:
Ich habe ihn nicht gefragt. - Я его не спрашивал.
Sie hat das gemacht. - Она это сделала.
Die Studentin ist geblieben. - Студентка осталась.
Что касается вопросительных предложений, то здесь вопросительное слово ставится на первое место. В данном случае можно привести следующие примеры перфекта в немецком:
Wie hast du das gemacht? - Как ты это сделал?
Wer hat auf ihn gewartet? - Кто его ждал?
В предложениях отрицательного характера перед смысловым глаголом должна стоять частица nicht.
Ich habe sie nicht gesehen.- Я ее не видел.
Территориальные особенности
Необходимо также отметить, что речь жителей южных и северных районов Германии обладает существенными различиями. Например, в северных территориях страны даже в разговорной речи нередко можно услышать претерит в тех случаях, где, казалось бы, необходимо применять перфект. А на юге Германии предпочитается перфект. Считается, что претерит всегда придает речи некоторый оттенок возвышенности, поэтому данная форма является скорее книжной. Если употреблять это время в разговорной речи, то носителю немецкого языка такая речь может показаться неестественной.
Этот урок будет посвящен еще одной форме прошедшего время Perfekt, которое употребляется в устной речи и обозначает завершенное действие. В отличие от претерита, перфект является сложным прошедшим временем. Важно уточнить, что на письме эта форма может использоваться в текстах, имитирующих устную речь.
Правила образования Perfekt
Для образования формы Perfekt необходимо использовать вспомогательный глагол haben
или sein
в настоящем времени и причастие II
основного глагола:
arbeiten – arbeitete – hat gearbeitet
fliegen – flug – ist geflogen
При спряжении изменяется только вспомогательный глагол.
Чтобы выбрать вспомогательный глагол, необходимо знать определенные правила. О них мы поговорим ниже. Но помните: большинство глаголов образуют форму Perfekt с глаголом haben. Глагол sein используется для ограниченного числа глаголов. Например:
arbeiten – работать; machen — делать | |||||
---|---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | ||||
ich | habe gearbeitet | habe gemacht | wir | haben gearbeitet | habe gemacht |
du | hast gearbeitet | hast gemacht | ihr | habt gearbeitet | hast gemacht |
er | Hat gearbeitet |
Hat gemacht |
sie | Haben gearbeitet |
Hat gemacht |
sie | Sie |
||||
es |
kommen - приходить; gehen — идти | |||||
---|---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | ||||
ich | bin gekommen | bin gegangen | wir | sind gekommen | bin gegangen |
du | bist gekommen | bist gegangen | ihr | seid gekommen | bist gegangen |
er | Ist gekommen |
Ist gegangen |
sie | Sind gekommen |
Ist gegangen |
sie | Sie |
||||
es |
Итак, с глаголом sein Perfekt образуют:
- Глаголы, обозначающие перемены состояния или перемещения в пространстве, т.е глаголы движения. Например: gehen (идти), kommen (приходить), aufblühen (расцветать), sterben (умирать).
- Глаголы begegnen (встречаться), bleiben (оставаться), gedeihen (процветать), gelingen (удаваться), misslingen (не удаваться), glücken (посчастливиться), geschehen (происходить), passieren (происходить, случаться), sein (быть), werden (становиться).
Некоторые глаголы движения при отсутствии указания на цель и направление, такие как eilen (спешить), fliegen (летать), marschieren (маршировать), schwimmen (плавать), springen (прыгать) и др. образуют Perfekt с глаголом haben .
В слова глаголы, образующие Perfekt с глаголом sein имеют пометку (s), например: gehen (s) – идти.
Итак, с глаголом haben Perfekt образуют:
- модальные глаголы. Например: können, müssen.
- все глаголы, требующие после себя винительный падеж Akkusativ (кого? Что?). Например: lesen (читать), kaufen (покупать).
- Возвратные глаголы: sich kämmen (расчесываться), sich rasieren (бриться).
- Глаголы, обозначающие действия или состояние. Например: schlaffen (спать), sagen (говорить).
- Другие глаголы.
Форма Perfekt образует рамочную конструкцию
:
Ich bin gefahren
.
Ich bin
nach Moskau gefahren
.
Ich bin
nach Moskau letztes Jahr gefahren
.
Рамочная конструкция сохраняется и в вопросах:
Bist
du nach Moskau schon gefahren
?
В отрицательных предложениях частица nicht ставится перед причастием:
Ich bin nach Moskau nicht
gefahren.
В неформальном общении форма глагола haben в первом лице единственного числа сокращается до «hab».
Задания к уроку
Упражнение 1.
Составьте предложения, используя Perfekt.
1. Sie (мн.ч)/kaufen/ein neues Auto. 2. Wir/um 7 Uhr/aufwachen. 3. Wir/hören/das. 4. Du/lesen/dieses Buch. 5. 6. Er/Arzt/werden. 7. Ich/besuchen/meine Großmutter. 8. Tom/schnell/heute/laufen. 9. Ihr/viel/arbeiten. 10. Ich/den Brief/schon/schreiben.
Упражнение 2.
Подставьте правильный вспомогательный глагол в нужной форме.
1. Ich … deinen Bruder nicht begegnet. 2. Sie … alles darüber erzählt. 3. … du den Film gesehen? 4. Die Mutter … eine Torte gekocht. 5. Er … mit dem Auto gefahren. 6. Ich …mit dem Zug gefahren. 7. Ich … das schon gesagt. 8. Wir … gut gegessen. 9. Was … passiert? 10. Wir … nach Paris geflogen.
Ответ 1.
1. Sie haben ein neues Auto gekauft. 2. Wir sind um 7 Uhr aufgewacht. 3. Wir haben das gehört. 4. Du hast dieses Buch gelesen. 5. 6. Er ist Arzt geworden. 7. Ich habe meine Großmutter besucht. 8. Heute Tom ist schnell gelaufen. 9. Ihr haben viel gearbeitet. 10. Ich habe den Brief schon geschriben.
Ответ 2.
1. bin 2. hat 3. hast 4. hat 5. ist 6. bin 7. habe 8. haben 9. ist 10. sind
Перфект является одним из самых общеупотребительных времен в немецком. Как правило, он используется в разговорной речи наряду с претеритом. Чтобы пользоваться перфектом грамотно, необходимо помнить основные правила его применения.
Использование данного времени
Перфект в немецком языке употребляется вне зависимости от того, является ли действие завершенным или незавершенным, в отличие, к примеру, от времени Past Perfect в английском. Как правило, данное время применяется в разговорной речи. Это еще одна существенная деталь, о которой стоит помнить школьникам и студентам. В повествовании используется не перфект, а претерит. Перфект в немецком языке всегда образуется при помощи одного из вспомогательных глаголов: haben или sein. Также используется форма Partizip II основного глагола. Необходимо помнить, что при спряжении изменяется только лишь вспомогательный глагол, в то время как основной остается неизменным.
Как образуется Partizip II
Невозможно освоить перфект в немецком языке без умения образовывать Partizip II смыслового глагола. Данная форма у слабых глаголов образуется с помощью прибавления характерной приставки ge- , а также окончания -(е)t к основной части. Например: kaufen - gekauft, lieben - geliebt. Что касается сильных глаголов, то Partizip II для данной группы необходимо запомнить.
Однако в образовании формы Partizip II есть и некоторые особенности, о которых также следует помнить. Если у глагола основа оканчивается на следующие буквы: t, d, m или n, между основной частью слова и окончанием необходимо добавить букву е . Например: antworten - geantwortet. Если же необходима форма Partizip II тех глаголов, которые не относятся к группе сильных и которые имеют отделяемые приставки, тогда требуется соблюдать определенный порядок в словообразовании. Сначала пишется приставка, затем частица ge- , затем основа глагола и только после этого окончание t . Например: mitspielen - mitgespielt.
Если же глагол не относится к группе сильных и имеет неотделяемую приставку, то Partizip II образуется без ge- . Например: entdecken - entdeckt. Помимо этого, без ge- строится и Partizip II у тех глаголов, которые имеют окончание -ieren : studieren - studiert.
Перфект в немецком языке: правила выбора вспомогательного глагола
Выбор того или иного вспомогательного глагола всегда зависит от лексического значения основного, который и указывается в форме Partizip II. В большинстве случаев применяется haben.
Во-первых, данный глагол употребляется со всеми переходными формами. Они, как известно, требуют дополнения без предлога в аккузативе даже в том случае, если данное дополнение в высказывании отсутствует. Например:
Sie hat mich fotografiert. - Она меня сфотографировала.
Исключение составляют следующие глаголы:
- loswerden (в значении «освобождаться», «избавиться», а в разговорной речи - «потерять»);
- eingehen (взять на себя какое-либо обязательство, связать себя обещанием);
- durchgehen (в значении «проходить материал, просматривать»).
Например:
Er hat sein Brief losgeworden. - Он потерял свое письмо.
Во-вторых, haben употребляется с непереходными глаголами, которые обозначают какое-либо действие, состояние или же процесс. При этом у данного процесса не предусматривается четкий момент окончания, предела в его протекании нет. Глаголы подобного типа называются непредельными или же дуративными:
- arbeite hängen;
- lachen;
- leben;
- liegen;
- schlafen;
- sitzen;
- stehen;
- wachen;
- wohnen.
Например:
Er hat gestern gearbeitet. - Вчера он работал.
Исключения составляют глаголы bleiben и sein. Например:
Sie ist den ganzen Tag hier geblieben. - Она целый день оставалась здесь.
Также haben используется с переходными глаголами. Например:
Sie hat sich nicht ausgeruht. - Она не отдохнула.
С безличными глаголами необходимо употреблять haben.
Es hat gedämmert. - Светало.
Когда нужно употреблять sein
Данный вспомогательный глагол при образовании перфекта в немецком языке применяется в следующих случаях:
Порядок слов
Также при образовании предложения необходимо помнить и о порядке слов. В повествовательном на втором месте используется вспомогательный глагол haben или sein, а смысловой глагол находится в самом конце. Рассмотрим несколько предложений с примерами перфекта в немецком языке:
Ich habe ihn nicht gefragt. - Я его не спрашивал.
Sie hat das gemacht. - Она это сделала.
Die Studentin ist geblieben. - Студентка осталась.
Что касается вопросительных предложений, то здесь вопросительное слово ставится на первое место. В данном случае можно привести следующие примеры перфекта в немецком:
Wie hast du das gemacht? - Как ты это сделал?
Wer ist auf ihn gewartet? - Кто его ждал?
В предложениях отрицательного характера перед смысловым глаголом должна стоять частица nicht.
Ich habe sie nicht gesehen.- Я ее не видел.
Территориальные особенности
Необходимо также отметить, что речь жителей южных и северных районов Германии обладает существенными различиями. Например, в северных территориях страны даже в разговорной речи нередко можно услышать претерит в тех случаях, где, казалось бы, необходимо применять перфект. А на юге Германии предпочитается перфект. Считается, что претерит всегда придает речи некоторый оттенок возвышенности, поэтому данная форма является скорее книжной. Если употреблять это время в разговорной речи, то носителю немецкого языка такая речь может показаться неестественной.