Бакалавр срок обучения. Высшее образование

Считается, что сегодня для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо постоянно дополнять свое образование. Безусловно, это так: изменения происходят каждый день - и это касается практически любой деятельности, от уборки офиса до высшего менеджмента. И если вы будете отставать от тенденций, обозначенных вашей сферой занятости, вы наверняка останетесь за бортом.

Но, если вы только начинаете свою карьеру, наличие второго высшего образования может стать неплохим бонусом. Еще один плюс обладания дополнительным дипломом - в том, что вы можете выбирать из двух специальностей (а в начале пути, как показывает практика, очень важно иметь альтернативу). Или можно работать на стыке усвоенных дисциплин - тогда вы будете поистине незаменимым специалистом и наверняка займете свою нишу.

И ещё: получение второго высшего образования - отличный выход для тех, кто по каким-то причинам не смог обучаться тому, о чем мечтал всю жизнь. Так было у меня: результаты ЕГЭ по обществознанию, которое я сдавала «про запас», оказались впечатляющими, и поэтому платному обучению журналистике я предпочла бесплатное социологическое образование. Желание быть журналистом никуда не исчезло, но и социология по мере учебы захватывала все больше. Поэтому я стала искать возможности освоить обе профессии - и вскоре нашла их.

Важный факт - второе высшее нельзя получить на бюджетной основе. Поэтому, если вы обучаетесь по программе высшего образования или уже имеете диплом, государство не будет финансировать ваше обучение, как бы хорошо вы ни сдали экзамены.

Федеральный закон об образовании (статья №34) гласит, что любой обучающийся имеет право одновременно осваивать несколько профессиональных образовательных программ. Но вот как это осуществить технически?..

Слушатель

Мало кому известно, что, помимо студентов, в университетах могут обучаться так называемые слушатели - люди, которые по тем или иным причинам не могут предоставить оригиналы документов об образовании и зачисляются на курс как бы «авансом». Важная особенность такого статуса - он предоставляется только на заочном или дистанционном отделении (возможно, где-то можно стать слушателем и на «очке» - но это, скорее, исключение из правил). При этом слушатели точно так же ходят на пары, пишут тесты и сдают экзамены.

Поэтому лучше всего не начинать получать второе высшее в тот же год , что первое: велика вероятность, что возникнут проблемы с получением диплома. Да и в психологическом плане это может быть очень сложно: все-таки в школе - иной формат обучения, и, став студентом, нужно привыкнуть к новым правилам, влиться в коллектив. Важно и наладить взаимодействие с преподавателями, ведь именно от них зависит, какие последствия будут у ваших прогулов. А прогулы, увы, случатся точно, потому что, даже получая образование заочно, порой необходимо присутствовать в учебном заведении - и это время может совпадать со временем основных занятий.

Я поступила во второй институт, едва закончив первый курс, и вскоре поняла, что сделала ошибку: моё обучение могло бы длиться на один-два года меньше, будь у меня больше уже освоенных дисциплин (их можно перезачесть - этим занимается ученая часть нового вуза). В общем, лучше всего доучиться хотя бы до третьего курса по первой специальности, чтобы приступать к освоению второй.

Кстати, о поступлении. В каждом вузе свои правила приема студентов на второе высшее. Однако обычно для тех, кто желает получать параллельное образование, не доучившись до третьего курса в основном институте, чаще всего устраивают самый обычный отбор - с результатами ЕГЭ и вступительным экзаменом (не факт, что он необходим - это зависит от специальности). Напомним, что результаты ЕГЭ в России действуют 4 года . Утешает в данной ситуации только то, что на заочное отделение конкурс обычно в разы меньше, чем на очное.

Тех же, кто решает поступать на второе высшее после начала третьего курса основного института обычно зачисляют только по результатам вступительных испытаний .

К слову, в некоторых вузах (в их числе - НИУ ВШЭ и МГУ) существуют программы параллельного образования в рамках одного университета, по итогам которой выпускник может получить два диплома. Однако круг специальностей обычно ограничен.

Параллельное заочное обучение на первых порах тоже может быть сложным и непривычным. Особенно - во время экзаменационных сессий. Конечно, сессии на очных и заочных отделениях обычно не совпадают по времени: это сделано для удобства преподавателей. Но иногда экзамены в двух институтах все же могут накладываться друг на друга - в этом случае придется запастись крепким кофе и «Новопасситом». Но этот период, как показывает практика, быстро заканчивается. И нет ничего лучше, чем праздновать окончание сразу двух сессий!

В общем, для того, чтобы обучаться в двух вузах одновременно, нужно иметь устойчивую психику, бешеную трудоспособность и невероятное желание знать все и сразу. Но выпускников с двумя высшими образованиями работодатели обычно ценят и охотно берут и на стажировки, и на открытые вакансии. И, к тому же, такие студенты экономят главный ресурс современного человека - время , которое в будущем можно потратить не на сидение за партой, а на путешествия, семью или что-нибудь еще.

А еще параллельное высшее - это очень интересно. Здорово, когда ты можешь выйти за рамки профессии, предложить что-то новое, поэкспериментировать, применяя методы одной профессии в другой. Нередко работы, сделанные для одного вуза, были полезны мне для выполнения заданий в другом. Кстати, очень кстати будет как можно раньше вычислить зону ваших научных интересов: тогда все наработки за годы учебы смогут пригодиться вам в написании дипломных работ в обоих вузах. А потом, возможно, и при написании магистерской диссертации - если вы вообще соберетесь ее писать.

Лето — не только пора дачников, купания в речках, сбора и заготовок всевозможных плодов, но и пора определения будущих студентов, ведь именно летом выпускники школ находят высшие учебные заведения (ВУЗ), в которых они продолжат свою учебу и выберут интересующую их рабочую специальность.

Не так давно из всех Российских ВУЗов выходили только специалисты с дипломами (например, после окончания технического ВУЗа выпускник назывался инженер, агроном, экономист — с приставкой той специальности, по которой он проходил обучение).

Еще в девяностых годах 20 века было принято эту схему изменить по аналогии с западной схемой образования. Европейцы и американцы производят в своих высших учебных заведениях бакалавров и магистров. Обе квалификации определены как высшее образование, но имеют два уровня градации.

После ряда обсуждений и реформ с 1 января 2011 года квалификации — или степени — высшего образования, а именно степени бакалавра и магистра являются утвержденными квалификациями для выпускников, которые закончили российские ВУЗы. Из обычного ранее "обычая" получения высшего образования пока действительна еще одна степень высшего образования - специалист, которая по уровню подготовки стоит после бакалавра и перед магистром, но в ВУЗах идет параллельно с новой схемой обучения на степени бакалавра и магистра.

Стоит разобраться поподробнее, чем являются сегодня квалификации бакалавр, специалист и магистр.

Бакалавр

Бакалавр - это степень высшего профессионального образования, которая завершается (обозначается) выдачей аттестата и записью о квалификации бакалавра. Период обучения на степень бакалавра должен составлять 4 года. В результате выпускник ВУЗа со степенью бакалавр имеет диплом, в котором указано, что он окончил общее высшее образование. Глубины познаний в специальности бакалавр не получает, но имеет общий теоретический подход и понимание работы в выбранной профессии.

Выпускники бакалавриата с одной стороны являются этакими «полуфабрикатами» от обучения по профессии, но, тем не менее, причислены к группе людей с высшим образованием: они могут начинать работать как выпускники ВУЗа. Недостаток в данном случае в том, что бакалавр не получил усиленной теории и более отработанных умений в выбранной профессии. Достоинство в том, что, приняв такого специалиста на работу, можно «затачивать» его на определенный вид деятельности дополнительными обучающими программами, наставничеством и практическим опытом труда.

Дипломированный специалист

Дипломированный специалист - это привычная в России форма высшего профессионального образования. Период обучения дипломированного специалиста составляет 5-6 лет в зависимости от выбранной профессиональной области. В результате выпускник ВУЗа со степенью дипломированный специалист держит в руках диплом, где обозначена специальность, т.е. является специалистом-практиком и может приниматься на работу в согласии с полученной специальностью. Дипломированных специалистов готовят с той целью, чтобы они могли заниматься практикой на производстве по выбранной профессии.

Возможно, что степень «дипломированный специалист» постепенно будет исключена из высшего образования в России.

Магистр

Магистр - это степень высшего профессионального образования, которая оканчивается выдачей аттестата, в котором обозначена надлежащая квалификация. Период обучения на степень магистра определяется 6-ю годами. При этом собственно само обучение на магистра занимает 2 года, а начальные 4 года будущий выпускник ВУЗа обучается на бакалавра. Будущие магистры приобретают больше знаний по научной теории. Магистр может быть квалифицирован только после того, как защитит диссертацию. В этом случае уже прослеживаются значительные элементы трудов научных работников. Защита магистерской диссертации может продолжиться новым уровнем учености, а именно обучением в аспирантуре.

Стоит учесть, что на обучение в магистратуру зачисляют по итогам прохождения конкурса. По статистике в магистратуру приходит не более 1/5 выпускников бакалавриата. Обучение на степень магистра — это право пройти практику в государственных ВУЗах России. К тому же, если есть желание заканчивать ВУЗ в статусе магистра, то об этом стоит позаботиться заранее, т.к. курсы обучения на бакалавра и специалиста практически одинаковы только в начальные 2 года обучения, затем в чтении курсов "вторгается" различие. Для поступления в магистратуру подойдет только диплом бакалавра.

Допускается смена ВУЗа при поступлении в магистратуру, т.е. получив диплом бакалавра в одном ВУЗе, можно поступить по конкурсу на магистратуру в другой ВУЗ. Хотя в таком случае стоит узнать о различии учебных планов обоих заведений.

Магистратура, в целом, присутствует в государственных ВУЗах, а негосударственные учебные учреждения подготавливают выпускников с дипломом бакалавров.

Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

История

Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV -XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики . Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени - Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа - Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени - Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский , Л. Вивес, Ф. Рабле , М. Монтень - выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в в.

Михайловский - Инженерный замок. Где с 1823 года располагалось одно из первых высших инженерных учебных заведений России - Николаевское инженерное училище, сейчас вблизи него на месте основания расположен Военный инженерно-технический университет

Первые высшие Инженерные учебные заведения начали создаваться только после коренного инновационного перелома 1810 года, произошедшего в Главном инженерном училище Российской империи, когда офицеров стали продолжать доучивать дополнительные два года. Первым высшим инженерным учебным заведением России, после добавления старших офицерских классов, в отличие от всех других кадетских корпусов, стало в 1810 году Главное инженерное училище , а ныне Военный инженерно-технический университет , что сделало программу обучения инженеров пятигодичной и породило существующую до сих пор систему двухступенчатого разделения инженерного образования между старшими и младшими курсами. Как писал знаменитый ученый механик Степан Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», именно эта система Главного инженерного училища позволила обеспечить качественную теоретическую подготовку во время обучения на младших курсах, чтобы позднее приступать к более глубокому изучению инженерных дисциплин на старших курсах. В дальнейшем в течение всего девятнадцетого века продолжился переход наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего инженерного образования, сопровождавшийся дальнейшим её качественным развитием, прежде всего по причине того, что практически каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого программу своего собственного нового направления или специализации высшего инженерного образования, позитивно заимствуя передовой опыт других, по братски сотрудничая, обмениваясь инновациями и взаимо обогащая друг друга. Выдающимся организатором и символом этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев .

Главный корпус Казанского университета

17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет . Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нём сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета - выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.

В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне ). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века , на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия - «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона .

Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан т. н. Болонским процессом . Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года , когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» , или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализации основных направлений Болонского процесса участвуют вузы России, Украины, Казахстана и всех стран СНГ и Европы.

Высшее образование по странам

Россия

Австрия

Основная статья: Высшее образование в Австрии

Высшее образование в Австрии трёхуровневое и длится от 3 до 9 лет.

Закон об университетском образовании 1966 года и Закон об университетах 1975 года заложили основу высшего образования. Федеральное министерство науки и исследований финансирует и контролирует университетское образования. 23 общественных и 11 частных университетов обладают высокой степенью свободы и предлагают широкий выбор образовательных программ. Обучение в университетах Австрии бесплатно. Но имеются и платные учебные заведения.

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования. Обучение бесплатно.

Болгария

Высшее образование базируется на Акте о высшем образовании от 1995 года и состоит из четырёх уровней. Сеть высших школ в Болгарии включает в себя университеты, специализированные высшие школы и колледжи.

Великобритания

После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.

Профессиональное образование (Further education - FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

Высшее образование (Higher education - HE) включает в себя программы по получению степени бакалавриата, последипломные программы (магистратура , докторская степень) и MBA . Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах , колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.

Германия

Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов . Всего в Германии 409 вузов, из них 104 университета и 203 вуза прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. Плата за учёбу и её размер устанавливается федеральной землёй, например, в Баварии платным является даже первое высшее образование, а в Берлине высшее образование бесплатно. В других землях может взиматься плата со студентов, превысивших предписанный срок учёбы на несколько семестров ("несколько" опять же в каждой земле по разному) или делающих второе высшее. Общее количество студентов в Германии составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны были перестроить свои учебные программы по новому образцу.

Значительное число вузов - государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного - 69.

Египет

В Египте имеются как частные, так и государственные высшие учебные заведения . Государственное высшее образование в Египте бесплатное, студенты платят только регистрационный взнос. Частное образование обходится дороже.

Основные университеты Египта: Каирский университет (100 000 студентов), Александрийский университет, Университет Айн-Шамс, Университет Аль-Азхар (старейший ВУЗ Египта с 1000-летней историей).

Ведущие частные университеты Египта: Американский университет в Каире , Немецкий университет в Каире, Французский университет Египта.

Ирландия

Высшее образование в Ирландии называют «образованием третьего уровня» (Third Level education). По окончании ВУЗа выпускнику присваивается степень бакалавра (Bachelor Degree). Получение высшего образования возможно в государственных университетах, различных колледжах.

Италия

Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями. Система образования трёхступенчатая.

Кипр

Молодые люди посещают университеты, другие государственные высшие учебные заведения и колледжи, предлагающие различные программы обучения.

Мальта

Высшее образование на Мальте предоставляется только Мальтийским Университетом, имеющим огромное количество отделений, филиалов и представительств.

Монако

В Монако есть только одно высшее учебное заведение - Международный институт Монако.

Республика Корея

В высшие школы (고등학교, 高等學校 ) Республики Корея поступают в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Школы могут быть разделены на специализированные отделения, соответствующие интересам того или иного студента и совпадающие с его карьерным путём. К примеру, существуют «научные» высшие школы (Science high school), школы изучения иностранных языков и искусствоведческие школы. Все они требуют для поступления сдачи достаточно сложных экзаменов. Высшие школы могут быть также поделены на общественные (публичные) и частные. Такие школы не дают какую-то специальность, но просто готовят своих учеников для поступления в колледж. Для студентов, которые по каким-либо причинам не хотят получать образование в колледже, существуют профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов, куда студенты могут поступить сразу после выпуска из школ. Расписание высших школ зачастую составлено так, что после интенсивной сессии «самообучения» в такой школе студенты возвращаются домой после полуночи. Учебная программа, которая включает около одиннадцати предметов, зачастую признаётся весьма тяжёлой, поэтому некоторые студенты предпочитают поступать в частные академии, называемые «хагвонами» (학원, 學院 ), чтобы приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов входят корейский и английский языки, математика, различные общественные и естественные науки. Конкретные предметы и уровень их преподавания могут варьироваться от школы к школе, в зависимости от специализации таких учебных заведений.

В отличие от средней школы получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран.

США

Несмотря на многие проблемы в области среднего образования, высшее образование в США считается одним из лучших в мире. В США более трёх тысяч высших учебных заведений разных видов. В в них учились 515 000 иностранных студентов из 17,5 миллионов в целом, из которых 60 % - из Азии . Однако в последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится всё дороже. Плата за год обучения - от 5 000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде , и хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов среднего класса, чьи семьи теряют пропорционально больше всего из своих доходов. С 2002-2003 по 2003-2004 учебный год плата за обучение в вузах штата выросла на 14 %, а в частных - на 6 %, что всё равно больше уровня инфляции за то же время.

В американской разговорной речи все вузы обычно называются college , даже если они не колледжи, а университеты.

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

Образование в современном обществе является неотделимым правом каждого человека. Юноши и девушки оканчивают школу, определяясь с дальнейшей профессией. Какой бы она ни была, необходимо разбираться в особенностях современных вузов. С 2011 года большинство из них перешли на ступенчатую систему обучения. И теперь абитуриентов и их родителей волнует вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет? И в чём его отличие от ставшего уже редким специалиста и недавно появившегося магистра?

Суть реформы высшего образования

Россия в 2003 году присоединилась к так называемому Болонскому процессу. Это дало импульс к дальнейшей модернизации системы высшего профессионального образования в сторону его приближения к европейским стандартам. Это же позволило начать переход к новым правилам и требованиям в обучении студентов. В 2011 году был принят новый государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавр стал теперь основной квалификацией выпускников. С этого времени специалист как учёная степень перестал существовать практически для всех учебных направлений. Исключение составили лишь врачи и некоторые инженерные специальности.

Тем не менее абитуриенты и их родители продолжают сомневаться: бакалавр - это высшее образование или нет? Такая особенность обучения противоречит советской школе с её более простым и понятным подходом. Однако настало время менять привычки и вписываться в европейские и международные стандарты обучения.

Суть бакалавриата в том, что это ступенчатое высшее образование. Два первых года студенты изучают общие предметы, потом начинается узкая специализация. Заканчивается учёба государственным экзаменом и присвоением степени «бакалавр». После этого выпускник получает диплом о законченном высшем образовании. Он может продолжить обучение в магистратуре, которая даёт большую теоретическую и научную базу, а может приступать к профессиональной деятельности.

Бакалавр - это полное высшее образование или нет?

Долгое время среди обычных граждан и работодателей бытовало мнение что бакалавриат - это ступень между среднеспециальным и высшим образованием. Таким образом, студенты, обучающиеся на этих направлениях, были дезориентированы и сомневались в своей будущей востребованности на рынке труда.

В настоящее время вопрос о том, бакалавр - это полное высшее образование или нет, уже не стоит. Специалистов упразднили в 2011 году, а в 2015-м университеты выпустили первый массовый набор студентов, обучающихся по новой системе. И большинство из них нашли достойное применение полученным знаниям. Согласно нормативным актам, неполным высшее образование считается тогда, когда студент находился в вузе половину отведённого времени. Раньше для специалистов этот срок составлял два с половиной года. Теперь для бакалавра это два года ровно. А вот отучившись четыре года, они получают диплом о законченном высшем образовании и могут либо поступать в магистратуру, либо идти работать.

Высшее образование: бакалавр, специалист, магистр. В чём разница?

Помимо сомнений, высшее ли образование бакалавр, абитуриентов волнует ещё один вопрос. А именно: чем отличаются между собой новые названия квалификаций? Что такое магистр и в чём его преимущества? Где остался специалитет и как на него поступить?

Основные отличия в сроках обучения и уровне подготовки:

  • Бакалавриат - первая ступень профессионального высшего образования, согласно Болонскому процессу. Срок обучения - четыре года.
  • Магистратура - вторая ступень высшего образования, предполагает более глубокий теоретический подход и дальнейшую научную деятельность. Срок обучения длится два года, после чего человек защищает диссертацию.
  • Специалитет сохранился лишь для небольшого числа профессий, непредполагающих смены деятельности. Срок обучения - пять лет.

Преимущество бакалавриата

Несмотря на постоянно возникающий вопрос, бакалавр - это высшее образование или нет, следует выделить его большие преимущества:

  • Ступенчатая форма образования позволяет молодёжи эффективнее реагировать на запросы рынка труда и выбрать специализацию в процессе обучения.
  • Возможность получить бесплатно фактически два образования - бакалавр и магистр.
  • Возможность прервать обучение на несколько лет, а потом продолжить его в любом вузе не только страны, но и мира.
  • Возможность перевода в любой университет мира, обучающий студентов по сходной программе.
  • Шанс найти работу в Европе.

Диплом бакалавра

По окончании обучения студенты готовятся и сдают государственный экзамен, защищают выпускную квалификационную работу. Так было со специалистами, аналогично теперь поступают и бакалавры. Все четыре года обучения они фактически готовятся к итоговой аттестации.

По окончании обучения выпускники получают документ о высшем образовании - диплом, в котором присутствует запись: «присуждена степень бакалавра» и далее следует наименование специальности. Безусловно, это является признаком законченного и полноценного высшего образования и подтверждает достаточную квалификацию для занятия профессиональной деятельностью. Выпускник может смело претендовать на достойную работу. И вопрос о том, что бакалавр - это высшее образование или нет, уже не должен волновать ни абитуриентов, ни работодателей.

Варианты дальнейшего образования бакалавра

Несмотря на то что бакалавр в России - это высшее образование, полноценное и законченное, многих студентов волнует возможность дальнейшего обучения. Как получить дополнительную профессию, повышение квалификации или научную степень?

Наиболее очевидной перспективой дальнейшего обучения для бакалавра является магистратура. Это вторая ступень образования. На этом этапе студенты углублённо изучают выбранное направление и получают диплом.

Преимущества такого двухступенчатого обучения в том, что научную и прикладную специальность можно сменить. Ведь так часто бывает: в процессе учёбы могут возникнуть другие интересы и выбранная специальность начинает мало интересовать. На выручку придёт магистратура.

Перспективы трудоустройства

Ещё один волнующий вопрос - как же быть с дальнейшей трудовой деятельностью? Куда идти работать бакалавру после защиты диплома? Стоит ли обязательно заканчивать магистратуру? И как отнесутся работодатели к молодому специалисту?

Практика показывает, что работодатели ценят в сотрудниках, прежде всего, умение качественно выполнять возложенные обязанности. Кроме того, ценится преданность делу и понимание стратегии компании. Всё это абсолютно доступно выпускнику бакалавру. Не бойтесь идти в ногу со временем. Получайте перспективное и актуальное образование. Если возникнет необходимость - закончите магистратуру. Ваша карьера от этого только выиграет.

Загрузка...
Top