Интересные темы исследований первокласснику. Самые интересные темы для написания научно исследовательской работы

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров

Исследователь-это

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-ЭТО

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

такая система организации работы,
которая связана с решением
исследовательской задачи с
неизвестным заранее решением

Как выбрать тему исследования?

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ
ИССЛЕДОВАНИЯ?
Ответить на вопросы:
1.
Что мне интереснее больше всего?
2.
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
3.
Чем я чаще занимаюсь в свободное время?
4.
По каким предметам я получаю лучшие
отметки?
5.
Что из изученного в школе хотелось бы
узнать более глубоко?
6.
Есть ли что-то такое, чем я особенно
горжусь?

Правила выбора темы

ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМЫ
1. ???? ?????? ???? ????????? ???????, ?????? ???????? ???.
????????????????? ??????, ??? ? ?????? ??????????, ???????? ? ?????????? ?????? ??
???????????? ??????. ????, ?????????? ???????, ?? ???? ???????? ??????????.
2. ???? ?????? ???? ?????????, ??????? ?? ?????? ???? ??????? ?????????? ????????????.
?????????? ?????????? ??????? ?? ????, ? ?????????? ??????? ?? ???????? ?????? ???????
?????? ??????????, ??????? ????? ??????, ?????? ? ??????. ??????? ????? ???????? ?
????? ????????, ????? ??????? ?? ?? ?????? ????? ???????.
3. ???????? ???????? ?????, ????????? ????????? ????? ? ??? ?????, ? ??????? ????
????? ????? ????????????, ? ??????? ?????????? ???? ?????????.
?????? ??????? ????? ???? ???, ??? ??????? ???.
4. ???? ?????? ???? ????????????, ? ??? ????????? ??????? ?????????????, ???????????.
?????????????? ??????? ???????? ?? ?????? ??? ??????????? ????? ????? ?????????, ?? ?
??? ??????????? ???????????? ?????? ???????????? ???????? ? ???????.

Правила выбора темы

ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМЫ
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла
быть выполнена относительно быстро.
6. Тема должна быть доступна.
Проблема должна соответствовать возрастным
особенностям.
7. Сочетание желаний и возможностей.
Выбирая проблему, нужно учесть наличие
необходимых материалов и средств.
8. С выбором темы не следует затягивать.
Действовать нужно быстро, пока интерес не
угас.

РОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ исследовательской деятельности
определяются ЛИЧНОСТНЫМИ МОТИВАМИ.
НАЧАЛОМ РАБОТЫ наличие ПРОБЛЕМЫ.
Причем только ПРОБЛЕМА, имеющая
ЛИЧНОСТНУЮ ОКРАСКУ, вызывающая интерес,
вспышку любопытства заставляет человека
действовать.
Однако при этом ПРОБЛЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ
АКТУАЛЬНОЙ не только для автора, но и для
общества.

ГЛАВНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА
ПРОБЛЕМЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ,
НОВИЗНА,
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ
УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ И СФОРМУЛИРОВАТЬ
ЗАДАЧУ ТРУДНЕЕ, ЧЕМ ЕЕ РЕШИТЬ.
ПРОБЛЕМА
ФОРМУЛИРУЕТСЯ
В
ВИДЕ
ВОПРОСА

Если вас интересует футбол

ЕСЛИ ВАС ИНТЕРЕСУЕТ ФУТБОЛ

ВОКРУГ ИНТЕРЕСА К ФУТБОЛУ

Темы могут быть

ТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ
1. Фантастические
2. Эмпирические
3. Теоретические

КЛАССИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Проблемно-реферативные
Экспериментальные
Натуралистические
описательные
Исследовательские
и

ПРОБЛЕМНО-РЕФЕРАТИВНЫЕ


НА ОСНОВЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ
ДАННЫХ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- СОБСТВЕННАЯ ТРАКТОВКА
ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

- ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ, НАПИСАННЫЕ
НА ОСНОВЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА,
ОПИСАННОГО В НАУКЕ И ИМЕЮЩЕГО
ИЗВЕСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- НОСЯТ СКОРЕЕ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
ХАРАКТЕР
- ПРЕДПОЛАГАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
ТРАКТОВКУ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЗУЛЬТАТА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ
ИСХОДНЫХ УСЛОВИЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ С ПОМОЩЬЮ
КОРРЕКТНОЙ С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕТОДИКИ
ИМЕЮЩИЕ ПОЛУЧЕННЫЙ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ МЕТОДИКИ
СОБСТВЕННЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
МАТЕРИАЛ,
НА ОСНОВАНИИ
КОТОРОГО
ДЕЛАЕТСЯ
АНАЛИЗ
И ВЫВОДЫ О ХАРАКТЕРЕ ИССЛЕДУЕМОГО ЯВЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЬЮ
ТАКИХ
РАБОТ
ЯВЛЯЕТСЯ
НЕПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТА,
КОТОРЫЙ
МОГУТ ДАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ И ОПИСАТЕЛЬНЫЕ

- ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА НАБЛЮДЕНИЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ
ОПИСАНИЕ КАКОГО-ЛИБО ЯВЛЕНИЯ
- МОГУТ ИМЕТЬ ЭЛЕМЕНТ НАУЧНОЙ
НОВИЗНЫ
- ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ
ЯВЛЯЕТСЯ ОТСУТСТВИЕ КОРРЕКТНОЙ
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Примеры неудачных названий и их переформулировка

ПРИМЕРЫ НЕУДАЧНЫХ НАЗВАНИЙ
И ИХ ПЕРЕФОРМУЛИРОВКА
ПРАВИЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ
НЕУДАЧНЫЕ НАЗВАНИЯ
Метеориты – гости из космоса Изучение
метеоритов
в
(журналистское, очень широкое)
современной
Внимание, Акулы!
классификация
Исследование причин и факторов
(журналистское, очень широкое,
нападения акул на человека
науке
и
их
не связывает с предметом
исследования)
Как компьютер появился на свет
(примитивное,
связывает
ненаучное,
с
исследования)
Радуга
в
доме
История
преодоления проблем
не при создании компьютеров
предметом
(ненаучное, Исследования условий
примитивное, журналистское, не возникновения радуги
связывает
с
исследования)
Как понять Шопена
предметом
Изучение особенностей

ВАЖНО!!!

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

ДЛЯ НАЧАЛА РАБОТЫ НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ
С ОСНОВНЫМИ МОМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто
неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая
существует объективно в теории и практике и служит источником
необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и
отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе,
устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно
выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении
выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она
конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее
конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным
задачам.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. Создание ракетоплана из композиционных
материалов с использованием 3D
моделирования.
2. Влияние хронологических типов
на успеваемость учащихся.
3. Изучение взаимоотношений человека и собаки
породы русский спаниель.
4. Изучение происхождения родословной
для создания генеалогического древа.
5. Использование имен числительных
в русских народных сказках.
6. Влияние принципа золотого сечения на
восприятие человека объектов живой и неживой
природы

Примерная тематика исследовательских работ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
7. Анилиз названий эргонимов города
Набережные Челны.
8. Получение неньютоновской жидкости в
лаборатории кабинета физики и выявление
возможности использования ее свойств.
9. Влияние типа телосложения на
результативность занятий спортом.
10. Причины нарушений в осанке и способы их
профилактики.
11. Получение галалитового пластика из
молока и его многофункциональное
использование.
12.Получение наноструктурных частиц и их
многофункциональное использование.

Приветствуются все виды
исследовательской
деятельности!
Все в ваших руках!
Удачи!

В настоящее время исследовательские работы в начальной школе считаются обязательным условием обучения. Выясним цели, задачи, направления подобной работы. Приведем готовые исследовательские работы в начальной школе.

Значимость исследований

В российском образовании произошли серьезные реформы. На смену стандартам первого поколения, характерным для классической образовательной системы, пришли новые ФГОС. Они подразумевают организацию начального образования не только как возможность получения школьниками определенных предметных знаний. Обновленные стандарты направлены на развитие адаптации детей к жизни в социальном обществе. После завершения первой ступени обучения у школьников должны быть сформированы универсальные учебные навыки.

Проектно-исследовательская работа в начальной школе успешно справляется с подобными задачами, помогает учителю выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика.

Те навыки, которые получает на младшей ступени обучения ребенок, помогают ему избегать проблем в познавательной деятельности в будущем.

Детская исследовательская работа в начальной школе часто выполняется под руководством родителей, что является прекрасным воспитательным аспектом, способствует укреплению семейных ценностей. Например, школьник вместе с родителями ищет информацию о семейных обычаях, обрядах, передаваемых из поколения в поколение.

Получаемые навыки

Готовая научно-исследовательская работа в начальной школе представляется автором перед одноклассниками. Ребята учатся анализировать деятельность других школьников, задавать вопросы, отвечать на них. Опыт творческого мышления, проведенные опыты и эксперименты, обеспечивают глубокое понимание важности рассматриваемой работы, повышают у младших школьников интерес к научной работе.

Исследовательская работа ученика начальной школы является прогрессивной формой образовательного процесса в современной школе. Тот богатый опыты, который в процессе совместной деятельности с родителями и педагогами получают дети, дает им реальную возможность проявления своих творческих и интеллектуальных способностей.

Цель поискового метода в начальной школе

Научно-исследовательская работа в начальной школе направлена на формирование у школьников первичных навыков проведения экспериментов и опытов, овладение ими приемов адаптации в социальной жизни. Физиологические особенности данного возраста подтверждают биологическую потребность детей семи-восьми лет к познанию, получению нового жизненного опыта.

Интересные исследовательские работы в начальной школе помогают зародить в ребятах желание стать настоящими учеными. Жажда получения новых впечатлений должна быть использована педагогом.

Темы научно-исследовательских работ в начальной школе часто связаны с изучением живой природы, семейных ценностей. Они должны побуждать начинающего исследователя к активным действиям, желанию понять тот материал, который он выбрал для своей работы.

Особенности проведения исследований

Многие исследовательские работы в начальной школе проводятся в уголке природы. Ребята не только наблюдают за растениями, но и получают навыки ухода за ними. К примеру, проекты исследовательских работ в начальной школе могут касаться именно выявления условий для быстрого развития определенных комнатных растений.

Педагог должен использовать в максимальной степени внутреннее желание ребенка познавать мир, его многообразие и уникальность. Исследовательские работы в начальной школе меняют не только образ мышления школьников, но и их поведение.

Правила оформления

Как осуществляется исследовательская работа в начальной школе? Оформление ее ничем не отличается от тех правил, которые предъявляются к научным трудам школьников. Обязательно у любого проекта либо работы должен быть титульный лист. На нем указывается название той школы, на базе которой была выполнена работа. Также прописывается название работы, фамилия и имя ученика, а также учителя, который выступил в роли научного руководителя.

Готовая исследовательская работа в начальной школе предполагает наличие содержания (оглавления). В нем указывается перечисление основных разделов, которые есть в данной работе. Указываются и страницы, на которых представлена информация по каждому пункту исследования.

Любая готовая исследовательская работа в начальной школе должна быть актуальной, содержать какой-то элемент новизны, уникальности. Вместе с учителем ребенок ставит для своего исследования определенную цель. Индивидуальная исследовательская работа в начальной школе, готовые проекты должны иметь конкретную цель. Например, ребенок может запланировать в своем исследовании изучение способов пересадки садовой земляники. Образец исследовательской работы в начальной школе представим ниже, чтобы продемонстрировать полную структуру школьного проекта.

Помимо цели, в работе обязательно указываются задачи, которые юный исследователь поставил перед собой. Для того чтобы ребенку было легче искать теоретический материал, указывают предмет и объект.

Что еще включает исследовательская работа в начальной школе? 4 класс является выпускным на начальной ступени обучения, поэтому ребята уже умеют делать предположения. В исследовании указывают ту гипотезу, которую начинающий ученый планирует подтвердить в ходе своей экспериментальной деятельности.

В основной части исследования проводится полноценный обзор различных книг по проблеме выбранного исследования. Если тема связана с практической деятельностью, то лабораторные опыты включаются в работу. Последним разделом любого исследования является тот, в котором ребенок должен сделать выводы, дать рекомендации по проблеме своего исследования.

Что еще подразумевает исследовательская работа в начальной школе? 3 класс уже умеет работать с литературными источниками, поэтому в работе указывается список литературы, используемой автором.

Оформление литературных источников

Книги перечисляют в алфавитном порядке, указывают автора, название произведения, издательство, год издания. Содержит ли приложения исследовательская работа в начальной школе? Темы: «3Д-проектирование моей комнаты», «Сад мечты», «Огород на подоконнике» предполагают дополнение работы фотографиями, картинками, схемами.

Если, кроме книг, в процессе проведения исследования были использованы источники из интернета, они также указываются в списке литературы.

Не только детьми проводится исследовательская работа. Темы: «Начальная школа 3 класса: методики и приемы обучения», «Значение исследования на первой ступени обучения» могут стать вариантами научной деятельности педагогов.

Работы школьников

Приведем примеры исследовательских работ в начальной школе, не включая титульного листа.

Что мы знаем о горохе?

Горох считается одним из самых старых пищевых растений. Он людям был известен еще тогда, когда ни о капусте, ни о картофеле, ни о моркови в Европе никто даже не слышал. Почему же так славили это растение? Какова пищевая ценность гороха? Можно ли использовать горох в народной медицине? Как вырастить данную культуру на обычном дачном участке? Какие факторы влияют на рост гороха? В своей работе я постараюсь отыскать ответы на эти вопросы и связать результаты эксперимента с качеством взятой почвы.

Что же представляет собой сам горох? Попробую разобраться. По археологическим данным, именно горох - это одна из древних культур, имеющая средний возраст примерно 20 тысяч лет.

Горох является холодостойкой культурой, которая переносит заморозки только до 0 градусов. Семена его начинают прорастать примерно при двух градусах по Цельсию. Именно поэтому можно его выращивать в северных российских районах, в которых допустимо земледелие. К тому же у этого растения непродолжительный период вегетации, он не превышает трех - шести месяцев. Горох плохо переносит засуху, это светолюбивая культура. Горох обладает стержневой системой корня и слабым стержнем, длина которого не больше 2,5 метра. Листья с несколькими парами листиков и длинными усиками, заканчивающимися листом. В основании всех листиков расположено по два полусердцевидных прицветника, имеющих размеры больше, чем у самого листочка.

Они выполняют огромную роль в процессе фотосинтеза. Листочки обычно имеют сине-зеленый цвет. Цветки крупные, длиной 1,5-3,5см, с белым, реже желтоватым, или красноватым венчиком. Горох это самоопыляющееся растение, но при жаркой погоде бывает и перекрестное опыление. Бобы в основном прямые, иногда изогнутые, почти цилиндрические, в длину примерно три-десять сантиметров, с белой или бледно-зеленой створкой (кожурой). В каждом есть по три - десять крупных семян в виде шариков, которые называют горошинами.

Какова же целебная сила растения? Горох - это настоящий чемпион по содержанию белка. Он богат важными аминокислотами: цистином, лизином, аскорбиновой кислотой, в нем содержится даже каротин. Благодаря балансу активных биологических и питательных компонентов, горох стали считать особенно ценным диетическим продуктом (мне это показалось весьма актуальным в наше время) при разных заболеваниях.

Надземные части данного растения в качестве настоя отлично помогают при проблемах с почками. Мочегонный эффект можно объяснить повышенным содержанием калия в его зеленых частях. При гнойниках на коже, припарки из гороховой муки помогают размягчить воспаленные участки. Мука из гороха хорошо разводит твердые опухоли груди.

Зерно гороховое, обжаренное на умеренном огне, смолотое и смешанное с частью цикорного кофе, заменяет индийский кофе! Как же приготовить лечебные снадобья? Меня настолько заинтересовал этот вопрос, что я пересмотрела множество книг со старинными рецептами. Судя по количеству рецептов, горох действительно имеет большую ценность, а следовательно, я не ошиблась, выбрав его для эксперимента.

Итак, внимательно изучив все особенности гороха, я решила приступить к практической части: подготовить почву, посеять горох, собрать урожай, высушить семена, приготовить из них одно из лечебных блюд, проанализировать эффект использования блюда.

Практическая часть работы.

Я поставила перед собой следующие задачи:

Вырастить горох на двух экспериментальных грядках, проанализировать результаты эксперимента, сравнить два сорта гороха;

Проанализировать качество почвы на каждом участке;

Сделать вывод об экологической обстановке на дачном участке;

Из полученного урожая приготовить по старинным рецептам хотя бы одно блюдо, проанализировать результаты его употребления;

Проводя эксперимент, я сделала для себя следующие выводы:

Горошек бывает сахарным и лущильным.

Он требователен к освещению, действию ветров.

Горошек сажают только в хорошо прогретую почву.

Цветы гороха чувствительны к холодам.

Чтобы ускорить рост, горох надо рыхлить.

Горох капризен, требует полива.

Сахарный горох нуждается в опоре, иначе пропадает часть урожая.

Чем чаще собираешь урожай, тем он становится еще больше.

Существует прямая зависимость между состоянием растений и близостью проезжей части.

Сахарный горох мягче, вкуснее, но семена быстрее портятся.

1. Для того чтобы уменьшить влияние выхлопных газов на рост растений, дачный участок необходимо оградить от дороги посадкой деревьев.

2. Высаживать горох лучше позднее, в хорошо прогретую почву.

3. Прополку проводить лишь после того, как высота растений достигнет 2 - 3 см (укрепится корневая система).

4. Поливать горох лучше теплой водой.

5. Посадку можно проводить без предварительного замачивания гороха.

Работа о воде

На протяжении нескольких веков человек ищет способы лечения различных болезней, не замечая, что некоторые из способов рядом. Таким средством, например, может быть лечение множества заболеваний талой водой. Первые сведения о водолечении встречаются еще в древнеиндийских и древнеегипетских трактатах, написанных до нашей эры. Из Египта метод лечения был перенесен в Грецию Пифагором. Из Греции перенесено в Рим врачом Асклепиадом. Наши предки хранили растаявшую из крещенского снега воду в кувшинах на случай болезни.

В настоящее время водолечение широко применяется в терапии самых разных заболеваний, поэтому данную тему можно считать достаточно актуальной и интересной.

К сожалению, сейчас не так просто найти такой снег, который бы после таяния стал чистой и полезной для человека питьевой водой. Она сама по себе не является лекарственным препаратом. Но именно вода обеспечивает саморегуляцию организма, улучшает обмен веществ, повышает жизнедеятельность каждой клетки. Это можно пояснить ее сходством по молекулярной структуре с межклеточной жидкостью. Такая вода активна, она будет без проблем усваиваться человеческим организмом. В ней есть некий энергетический заряд бодрости, легкости, которые так нужны людям в зимнее время. Свежая талая вода укрепляет организм человека.

Цель моей работы: получить талую воду и проверить ее лекарственные способности.

1.Вымораживанием получить талую воду.

2. Изучить существующие методики лечения талой водой.

3. Проделать собственный эксперимент.

Для того чтобы получить талую воду, можно воспользоваться несколькими способами:

1. Если вы живёте в горах, достаточно собрать снег, потом его растопить. При этом берется только чистый, сухой, недавно выпавший снежок. Для его оттаивания можно использовать эмалированное ведро, которое закрыто крышкой. Чтобы ускорить процесс, можно поместить ведро в таз, наполненный горячей водой. На стенках ведра не должно быть смолистого осадка, если же он есть, то вода для употребления непригодна. Чтобы избавиться от растительного сора, воду фильтруют через несколько слоев марли. Потом ее сливают в стеклянную посуду и плотно закрывают крышкой. Срок хранения у нее не должен быть больше недели.

2. Воду быстро доводят до +94… +96°C , т. е. образуются пузырьки, но вода еще не кипит. Потом снимают кастрюлю с огня и охлаждают. Затем переливают в банку, замораживают.

3. Надо налить в пластмассовую ёмкость водопроводную холодную воду. Затем ее закрывают крышкой, потом ставят на подкладку из картона в морозильную камеру холодильника. Когда вода полностью замерзает примерно в половине емкости, нужно вынуть лед, остатки выбросить. Именно в жидкой воде останутся все примеси. Практически объем удаляемого «рассола» может составлять от тридцати до семидесяти всего объема первоначально налитой воды.

Проведя лишь несколько опытов, я пришла к следующим выводам:

Талая вода действительно полезна для здоровья;

Лечение талой водой является доступным каждому.

Однако лечение талой водой не является универсальным средством. Оно, как, впрочем, и любое лекарство, имеет и противопоказания.

Стоит ли использовать свойства талой воды на практике, решать вам.

Заключение

Примеры исследовательских работ в начальной школе, приведенные выше, демонстрируют основную структуру проекта. Подобная деятельность способствует аналитическому мышлению: сравнению, классификации, обобщению собранного материала.

Во время такой деятельности ребята знакомятся с различными методами исследования, применяют теоретические навыки в личном исследовании.

Ребенок, который увлечен проектной деятельностью, учится организовывать свое личное время. Важным моментом любой проектной работы является представление результатов проведенной работы перед другими учениками и педагогами.

Для того чтобы сделать свое выступление ярким и запоминающимся, школьники уже на начальной ступени обучения активно используют информационные технологии. Учитель знакомит их с основными правилами составления презентации. Во время подготовки к публичному выступлению с полученными результатами исследования, ребенок учится преодолевать страх перед аудиторией.

Кроме того, формируется культура речи, что поможет школьнику в дальнейшем школьном обучении. В начальной школе исследовательская деятельность осуществляется по определенному алгоритму. Сначала выбирается тема. Потом определяется цель и задачи исследования. Далее выдвигается гипотеза для работы.

После проведения литературного обзора (знакомства с различными книгами) ребенок выбирает теорию, подбирает методику для проведения своих опытов и экспериментов. Каковы основные условия для формирования у младших школьников исследовательских навыков?

Важна систематичность, мотивированность, систематичность, авторитет педагога, психологическая среда, учет индивидуальных и возрастных особенностей школьника.

Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают формирование четырех блоков умений, которые потребуются школьнику в проектной деятельности.

Организационные умения предполагают организацию рабочего места, составление плана деятельности.

Навыки исследовательского плана предполагают выбор темы, постановку цели, выбор методом исследования, поиск необходимой информации.

Ребенок учится выбирать из большого объема только тот материал, который имеет непосредственное отношение к его исследованию.

Четвертый блок предполагает получение навыков представления своей работы. Школьник знакомится с формами демонстрации полученных результатов, изучает требования к речи докладчика, варианту предоставления результатов работы.

Для проведения пропедевтической деятельности учитель использует эвристический, проблемный подходя к образовательному процессу.

Во время таких занятий дети учатся выявлять проблему, определять алгоритм действий, направленных на ее разрешение. Именно проблемное обучение позволяет учителям начальной школы увлекать своих воспитанников исследованиями.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»

Исследовательская работа

по теме: « Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся».

Петухово 2016 г.

Введение....…………………………………………………………………………3

1.Влияние цвета на организм ……………………………………………5

1.1 Физическое воздействие цвета

1.2 Оптическое воздействие цвета

1.3 Эмоциональное воздействие цвета

2. Экспериментальное исследование и результаты…………………….8

2.1 Описание и анализ результатов исследования ……………………..8

3. Заключение ……………………………………………………………. 11

4. Список использованных источников………………………………… 12

5. Приложения …………………………………………………………….13

Введение

Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на окружающих также, как и все остальное.

Человек давно заметил особое действие цвета на свое состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может вызывать и некоторый дисбаланс в нашем организме. Здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а эмоциональное состояние детей, желание идти в школу с хорошим настроением и возвращаться домой с таким же – залог эмоциональной стабильности, которая влияет на успеваемость учащихся.

Мы в своей работе попытались найти и определить цветовую гамму, а также такие цветовые сочетания в одежде учителей, которые вызывали бы позитивный эмоциональный настрой учащихся.

Цель :

Изучение влияние цвета на психоэмоциональное состояние учащихся.

Задачи:

Провести опрос среди учащихся 5-9 классов.

Провести сравнительный анализ полученных результатов;

Найти информацию по данному вопросу в литературе.

Объект исследования : учащиеся МБОУ «Петуховская СОШ №1»

Предмет исследования – влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека.

Гипотеза: предположим, что различные цвета по-разному влияют на психоэмоциональное состояние учащихся.

Методы исследования:

Анализ и синтез : изучение источников информации по вопросу влияния цвета на психоэмоциональное состояние человека.

Сравнение различных представлений о природе цвета и его влиянии на человека.

Анкетирование , в результате которого мы сможем получить информацию о влиянии цвета одежды учителя на настроение учащиеся.

Обобщение полученных знаний о цвете и его влиянии на настроение человека.

Продуктом нашей работы станут рекомендации, которые помогут современному учителю ориентироваться в выборе подходящей для него цветовой палитры в одежде.

1. Влияние цвета на организм человека

Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.

1.1 Физическое воздействие цвета

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Человек живет в окружающем мире не замкнуто. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушения баланса в работе органов, удлиняет жизнь.
Мало кто сомневается, что каждый цвет несет в себе некую информацию, а человеческий организм реагирует на цвет.

Так, например:
красный – увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяного давления;
оранжевый – вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению;
желтый – стимулирует умственную деятельность;
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
1.2
Оптическое воздействие цвета

К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.

Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации- зрительной иллюзии (см. Приложение №1), они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.

Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из-за эффекта иррадации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот, удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов.

Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим, то уже после короткой концентрации на них становиться заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо, приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение (подобно стягивающей себя в свой домик улитке) и удаляется от человека.

Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, синего - при затемнении его черным.

1.3 Эмоциональное воздействие цвета.

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах, переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связано с оптическими свойствами цвета.

Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука, ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.

С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского).

Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до пределов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо.

Часто белый цвет определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а, наоборот, полное возможностей.

Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.

Равновесие белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.

Красный цвет мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет, не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым, красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.

Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

Выбор предпочтительного (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит также от социального фактора. На основании психолого - социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.

Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами.

2. Экспериментальное исследование и результаты.

Исследование проводилось на базе МБОУ « Петуховская СОШ №1» .
В исследовании приняли участие учащиеся 6-9 классов. Работа проходила в два этапа:
1-й этап – диагностический.
Цель: выяснить, как цветовая гамма одежды учителя влияет на эмоциональное состояние школьников. 2-й этап – аналитический.
Цель: проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.
На первом этапе основным методом стало анкетирование. Каждому школьнику предлагалось письменно ответить на вопросы анкеты.

Анкета для учащихся.

Описание и анализ результатов исследования

По результатам исследования можно сделать вывод, что цветовая гамма одежды учителя по разному влияет на эмоциональное состояние учащихся так на вопросы:

1.Учителю как ученикам нужна ли форма?

6 -7 классы – 87 % опрошенных ответили « ДА»

13% опрошенных ответили « НЕТ »

8-9 классы – 56 % опрошенных ответили « НЕТ »

37% опрошенных « ДА »

7% ответили « БЕЗРАЗЛИЧНО »

2. Какая цветовая гамма в одежде учителя вдохновляет вас на отличные оценки, поднимает настроение?

1. Синий.

2.Зелёный,желтый.

3.Оранжевый.

4.Розовый

3. Какая цветовая гамма в одежде учителя отрицательно влияет на вашу успеваемость, настроение?

1.Яркие, ядовитые цвета(салатовый)

2.Серый, коричневый.

3.Красный

4.Черный

На основе анкетирования мы получили следующие данные: к цветам, негативно влияющим на большинство учащихся, единодушно отнесли яркие цвета, черный, коричневый, серый цвет. Тогда как к цветам, которые положительно влияют на настроение и являются успокаивающими, были отнесены синий, зелёный, жёлтый, оранжевый цвет, розовый.

В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и "закладки непререкаемого авторитета", к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.

Оранжевый цвет , как никакой другой, создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя необходимо. Другое дело, что использование его также должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении "открытых уроков", когда учителю необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, снять нервозность.

С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не- случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя.

Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозированно.

Розовый - прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.

Голубой цвет , так же как и зеленый, будет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда от него потребуются дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.

Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.

Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь - фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. И эту особенность необходимо учесть учителю при оформлении интерьера класса.

Черный - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его часто использовать в одежде и окружении учителя.

Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак и не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.

В одежде учителю лучше избегать ярких, раздражающих цветов, способных вызвать у учеников неожиданные эмоции. Традиционными для строгого стиля считаются цвета серо-синей гаммы. Но результаты нашего исследования показывают выбор серого не самым удачным.

Заключение

Мы узнали, что действительно существует взаимосвязь между выбранным цветом и эмоциональным состоянием человека. Существуют негативно и позитивно влияющие цвета. Этот результат полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

При выборе одежды, необходимо помнить о сочетании цвета и рисунка, о броских деталях, отвлекающих внимание. В общении с классом учителю надлежит демонстрировать такие качества как основательность, надежность, дисциплинированность, аккуратность.

Поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный "прямоугольный" силуэт. Меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.

Таким образом, идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками.

На основе собственного опыта и изучения литературы по проблеме мы можем сделать следующие выводы:
- цвет влияет на организм человека, разные цвета по-разному воздействуют на наше эмоциональное состояние. Есть цвета активные, возбуждающие эмоциональное состояние или успокаивающие, есть цвета, отвергаемые нами;
- принятие или отвержение цвета часто зависит от пола ребенка;
- наиболее приемлемые тона для одежды учителя – желтый, оранжевый, зеленый, синий.

Список использованных источников.

1. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. //Вопросы психологии. 1980. N3. с. 121-124.

2. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.
Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. //Вестник МГУ. 1988. серия 14. «Психология». N 3. с. 70-82. dress code - кодекс одежды) - форма одежды , требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.

Эффект иррадации – иллюзии зрительного восприятия.

Психоэмоциональное состояние – особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты.

Оптическое восприятие - зрительное восприятие.

Позитивный настрой – вера, что все получится

Физиология человека – наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации


В школе становится все более популярной. Когда обучающиеся занимаются исследованием, то сталкиваются с вопросом: «Как писать и оформлять подобный вид работ?» Надо отметить, что это непростой вопрос. Поэтому наша статья вам расскажет, как писать исследовательскую работу, а также предложит наиболее интересные темы для исследований. Итак, обо всем по порядку.

Этап 1. Выбор темы

Прежде чем идти в библиотеку и подбирать необходимую литературу, важно обдумать тему исследования. Но с чего же начать? Прежде всего необходимо задать себе несколько важных вопросов, которые касаются вашего исследования. Ведь выбор темы - это самый важный и главный шаг! Важно, чтобы по вашей проблеме было достаточно материала и литературы. Если вы исследуете какое-либо новое явление, то имейте в виду, что источников информации будет очень мало. Если проблема мало исследована, то уместно ли будет собственное мнение в этой работе?

Исследовательская работа в школе или университете должна быть посвящена интересной для вас теме. Если изучать ту, которая для вас небезразлична, то результат окажется положительным. Сегодня очень популярны исследовательские работы по литературе. Дети рассматривают особенности поэтики в стихотворениях различных писателей, изучают устное народное творчество в родных краях и так далее.

Мнение педагога

Обязательно обсудите выбранную тему с педагогом. Прислушивайтесь к его советам, возможно, идеи учителя будут оригинальны. Качественная работа находится в сфере интересов педагога. Помните, что учителя вам всегда помогут.

Не бойтесь корректировать тему исследования. Бывает так, что работа не сдвигается с мертвой точки. Не стоит отчаиваться! Достаточно пересмотреть тематику вместе с учителем и продолжать исследовательскую работу по литературе, истории, обществознанию и так далее. Корректировать можно не только тему, но и цели с задачами. Учтите, что сильно отклоняться от первоначальных тезисов нельзя. Это может в корне повлиять на ход работы в дальнейшем.

Этап 2. Сбор информации

Чтобы разобраться, как писать исследовательскую работу, необходимо знать алгоритм. Следующим шагом после выбора темы идет сбор информации. После того как тема выбрана, вам необходимо подбирать энциклопедии, книги, журналы, интервью в газетах, сообщения в блогах, которые соответствуют вашей проблеме.

Внимание! Чем больше источников вами прочитано, тем лучше, даже если вы пишите исследовательскую работу по математике, где в основе лежат расчеты.

В процессе обращайтесь к эмпирическим исследованиям, которые одобрены другими специалистами по вашему вопросу. Не стоит пренебрегать библиотекой. Метод, конечно, «дедовский». Но именно в этом месте вас ждет масса информации! Задавайте вопросы работникам читального зала. Обращайтесь к ним за помощью. Ведь именно в этом и заключается их работа.

Обратитесь за помощью в сеть. Не стоит использовать первые три ссылки по вашему запросу. Информацию, которую вы найдете в сети Интернет, следует анализировать, так как сайты и различные форумы - не самые достоверные источники. Много полезных знаний вы найдете на сайтах с доменами:

  • gov и другими.

При формулировке запроса используйте синонимы и однокоренные слова.

Этап 3. Анализ полученной информации

А мы с вами продолжаем разбираться, как писать исследовательскую работу. Переходим к следующему, уже аналитическому этапу. На этой ступени исследования вам необходимо систематизировать и структурировать найденную информацию. Во-первых, нужно все прочитать. Во-вторых, на полях сделать необходимые заметки, вложить закладки, так как дальше вам это еще пригодится! Очень удобно, когда информация систематизирована по цветам. Допустим, если вы пишете исследовательскую работу по математике, то оранжевым цветом вы можете пометить сведения об открытии, красным - текст об ученых и так далее.

После того как вы определились с источниками, вам необходимо составить предварительный список литературы. Нужно выписывать авторов, год издания книги или журнала, где ее издали, количество страниц. И, конечно же, обязательно запишите номер страницы, на которой содержатся нужные сведения. Это вам пригодится даже на этапе защиты!

Этап 4. Определение сущности исследования

Существует два подхода к тому, как писать исследовательскую работу. Этот факт стоит учесть, прежде чем включаться в рабочий процесс. Итак:

  • Дискуссионная исследовательская работа. В ее основе лежит спорный вопрос или довод в пользу какой-либо точки зрения. Естественно, проблема на сегодняшний день должна быть спорной, тогда ваши оппоненты заинтересуются и смогут привести контраргументы.
  • Аналитическая исследовательская работа. Предлагает слушателям свежую идею или взгляд, которые касаются важного вопроса. Интересные темы для исследовательских работ такого характера могут и не вызвать громких споров в ходе защиты. Вы должны убедить слушателей в том, что ваши взгляды заслуживают внимания.

Этап 5. Структура научной работы

Исследователь должен понимать, что его труд должен быть строго структурирован.

1. Титульный лист.

3. Введение. В нем раскрываются проблема, тема, актуальность, цель новизна, литературный обзор и методика.

4. Теоретическая глава.

5. Практическая глава. Их может быть несколько, в зависимости от цели и задач исследования.

6. Результаты исследования.

7. Заключение. Содержит выводы, а также практическую значимость исследования.

8. Список используемых источников.

9. Приложение. Их количество также зависит от исследования.

Этап 6. Работа над текстом

Прежде чем садиться за компьютер и печатать исследование, необходимо ознакомиться с правилами оформления таких работ. Проверьте поля, интервалы между строк, цвет, шрифт, размер кегля и так далее. При несоблюдении данных правил, комиссия вправе не принимать ваш труд. Сохраняйте исследования на нескольких носителях информации:

  • электронная почта;
  • флешка;
  • жесткий диск;
  • виртуальный диск.

Регулярно их перезаписывайте. В случае поломки ноутбука или компьютера, у вас под рукой будет свежая версия исследования.

Теперь вы знаете, как писать исследовательскую работу. А мы предлагаем вашему вниманию список интересных тем.

Возможные темы для исследований

Исследовать можно кого и что угодно. Каждый предмет или явление заслуживает этого. Например, рассмотрим примерные темы по химии:

  • ароматерапия;
  • дары огня;
  • история и свойства мыла;
  • тайны соли.

Экология тоже способна предложить интересные темы для исследовательских работ. Например:

  • где легче дышать;
  • исследование воды в определенном районе;
  • нанотехнологии;
  • изучение свойств воды;
  • живые краски;
  • микрофлора;
  • проблемы бездомных животных;
  • сенокос и так далее.

Мы предлагаем вам список общих тем:

  • способы быстрого запоминания стихотворений;
  • в чем заключается различие русского и европейского снеговика;
  • как научиться прощать обиды;
  • как погодные явления влияют на настроение;
  • как узнать о настроении при помощи жестов;
  • что можно сказать о характере человека по его почерку;
  • симметричные пейзажи;
  • магические числа в сказках;
  • эволюция мобильных телефонов;
  • устройство и работа пианино;
  • различия дорожных знаков в России и Европе;
  • зависит ли характер от имени;
  • электричество в организме;
  • как обрести и сохранить эмоциональное равновесие.

Как правило, особого внимания в 2017 году заслуживают темы по экологии. 2016 был объявлен годом кино. Год 2015 был посвящен литературе.

По поводу 2018 года на данный момент идут споры. Первые предлагают объявить его годом театра, вторые - годом единства России, третьи - годом борьбы с раком. Споры все еще не утихли.

Наша статья подошла к концу. Мы желаем вам творческих успехов на пути исследований!

Сегодняшний выпускник школы должен обладать не только знаниями по основным предметам, но также владеть практическими навыками и умениями. Для достижения такого результата нынешние педагоги используют инновационные средства обучения, одним из которых является изучающая деятельность. Уже в начальных классах школьникам можно предоставить интересные темы для выполнения научно-исследовательской работы с целью выявления и развития их способностей в интересной для школьника форме.

Современные методы обучения за последнее время значительно изменились. Для выявления индивидуальных способностей школьников сегодня многие педагоги предлагают интересные темы для научно-изучающей деятельности уже в начальной школе.

Это позволяет сформировать мотивацию учащихся к получению знаний, а также содействует их общему и личностному развитию.

Изучающая деятельность школьников представляет собой специально организованную индивидуальную или совместную с другими детьми деятельность . Она может быть творческой, познавательной или игровой. Внедрять ее основы целесообразно уже в младших классах.

При этом появляется возможность решать следующие педагогические задачи:

  1. Стимулировать у учащихся развитие их творческой активности.
  2. Приобретение навыков изыскательного обучения как наиболее эффективного.
  3. Пробудить интерес к изучению наук.
  4. Сформировать способность к самостоятельному обучению и познанию окружающего мира.
  5. Развитие коммуникативных способностей и умения трудиться в коллективе.
  6. Привлечение родителей к обучающему процессу.

Данный метод обучения позволяет развить в ребенке самостоятельность, нестандартное мышление и способность к объективному оцениванию результатов собственного дела.

Для его успешной реализации педагог должен создать необходимые условия, основными из которых являются:

  • определение мотивации;
  • создание творческой атмосферы в коллективе учащихся;
  • психологически комфортная обстановка для каждого участника;
  • темы исследовательских работ для начальной школы должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей.

Важно! Данная методика обучения больше ориентирована на учащихся старших классов. Однако фундамент знаний и навыков закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому внедрять ее следует как можно раньше.

Крайне важно, особенно для младших учащихся, создание благоприятной обстановки для проведения занятий. При этом психологический фактор имеет первостепенное значение. Предлагаемые исследовательские работы для детей в 1 классе должны соответствовать их возрастным особенностям.

Это условие относится и к прочим возрастным категориям участников. Темы проектов для школьников первых двух лет обучения выбираются учителем. Начиная с третьего года обучения, учащиеся уже могут самостоятельно сделать выбор интересной для них проблемы.

Выбор проектов

При развивающем обучении процесс становления изыскательной деятельности включает в себя несколько этапов, которые представлены в таблице.

Этап Год обучения Задачи Методы
Первый 1 Научить ученика правильной постановке вопросов, умению наблюдать, выдвигать предположения Коллективные обсуждения, рассматривание предметов, моделирование проблемных ситуаций – в процессе проведения уроков. Экскурсии, развивающие игры, моделирование с использованием доступных материалов – вне уроков
Второй 2 Научить ученика определять направленность, сопоставлять факты, анализировать их, делать выводы и уметь их оформлять, развивать самостоятельность, поддерживать инициативность Проведение диспутов, дискуссий, наблюдения в соответствии с разработанным планом, выступления детей и учителя с рассказами – в процессе проведения уроков. Экскурсии, ролевые игры, эксперименты, доклады, индивидуальное моделирование – во внеурочное время
Третий 3–4 Накопление и использование опыта. Решение задач самостоятельно. Осознанность рассуждений и выводов Проведение уроков исследований, анкетирование, экспериментальная деятельность и защита результатов

Раннему школьному возрасту наиболее присущ познавательный интерес. Именно на этой психолого-физиологической особенности данной возрастной категории основана научно-изучающая деятельность детей и подбираются темы исследовательских работ начальной школы.

Начиная с пятого года обучения, у детей на первый план выходит установление социальных взаимоотношений с окружающими и стремление занять достойное место в коллективе. В этом возрасте у школьников начинает явно проявляться самостоятельность, расширяются сферы их деятельности.

Задачей педагога на этом этапе является поддерживать и направлять творческие и учебные стремления учеников. Темы исследовательских работ должны подбираться с учетом интересов школьника. Для 5 класса существует множество направлений для исследований, позволяющих подросткам проявить самостоятельность, свои мыслительные способности и расширить пространство их действий.

Полезное видео: искусство написания научно-исследовательской работы

Научно-изучающий процесс в начальной школе имеет свою специфику. Она заключается в особой роли педагога, который должен подходить к подобному занятию творчески. Это позволит сделать учебный процесс интересным, а значит и более продуктивным.

Важно! Учитель начальных классов должен уметь увлечь детей, показать им значимость их работы и добиться активного участия родителей в данном процессе. Это прекрасная возможность сблизиться с детьми на почве общих интересов и совместной деятельности.

Участие родителей детей очень полезно. Зная характер и увлечения собственного чада, они могут помочь ему в выборе тематики, подобрать необходимую литературу и другие материалы для осуществления необходимых исследований.

Проекты в младшей школе

Для самых младших школьников предлагаются темы исследовательских работ начальной школы общей направленности, например:

  1. Как защитить мою планету.
  2. Любимые игрушки.
  3. Герои мультфильмов Диснея.
  4. Как сделать куклу своими руками.
  5. История Матрешки.
  6. Чем украсить елку.
  7. Что может рассказать природа.
  8. Редкие птицы.
  9. История телефона.
  10. Велосипед в разных странах.
  11. Как собака стала другом человека.
  12. Независимые кошки.
  13. Как проходят уроки в других странах.
  14. Почему Новый Год встречают зимой.
  15. Польза и вред чая.

Этот список можно продолжать бесконечно. Малыши очень любознательны. Им можно предложить любую тематику, которая им интересна. В процессе ее изучения дети постепенно научатся правильно планировать и осуществлять научно-изучающую деятельность, которая включает в себя следующие этапы:

  • выбор темы;
  • определение цели;
  • осуществление исследования;
  • подготовка к защите;
  • защита.

Вопросы для изыскательной деятельности по некоторым предметам могут быть предложены для учащихся как начальной, так и основной школы.

Окружающий мир

На данную тематику преподаватель может предложить один из следующих вопросов для учеников с первого по четвертый год обучения:

  1. Как защитить хвойные леса.
  2. Как можно с пользой использовать упаковку.
  3. Растения Красной книги.
  4. Тайна рождения звезд.
  5. Почему мурчит кошка.
  6. Почему улетают птицы.
  7. Вредна или полезна соль.
  8. Какие рыбки могут жить в одном аквариуме.
  9. Почему чипсы вредят здоровью.
  10. Кто такие муравьи.
  11. Какой мед называют липовым.
  12. Правильное закаливание.
  13. Из чего делают лимонад.
  14. Чем земляника отличается от клубники.
  15. Самые добрые собаки.

Для исследовательской деятельности в этом направлении подойдет любой предмет или явление окружающего мира. При этом малыш научится поэтапному осуществлению своего проекта, что поможет при разработке более сложных проблем в последующие годы.

Русский язык

Этот предмет изучается в школе на протяжении всего периода обучения. Сделать его изучение занимательным, начиная с первых дней, поможет творческий подход учителя к преподаванию серьезного предмета. Следующие темы, предлагаемые для проведения исследовательских работ по русскому языку, можно упростить или усложнить, учитывая индивидуальные способности школьника:

Тематика проектов для 1 класса:

  • алфавит в именах;
  • как показать буквы жестами;
  • веселая азбука;
  • для чего нужен словарь;
  • история загадок;
  • как выучить .

Темы исследовательских работ для 2 класса:

  • зачем придумали правила;
  • правильно говорить – модно;
  • как правильно поставить ударение;
  • для чего нужны части речи;
  • напиши письмо другу;
  • используем слова в переносном значении.

Для 3 класса:

  • как рождаются слова;
  • загадки о местоимениях;
  • из чего состоит слово;
  • падежи и их названия;
  • имя существительное – главная часть речи;
  • как построить из слов предложение.

Проекты по русскому языку

Для 4 класса:

  • как слово влияет на настроение;
  • история пословиц;
  • говорящие фамилии на примерах известных писателей;
  • история моего имени;
  • для чего используют знаки препинания;
  • как запятые влияют на смысл фразы.

Для 5 класса:

  • важность глагола;
  • история этикета;
  • слова иностранного происхождения;
  • зачем нужны вежливые слова;
  • как не получить отказ в просьбе с помощью слов;
  • диалектизмы на примере произведений;
  • влияние интернета на русский язык.

Некоторые вопросы исследовательских работ по русскому языку актуальны для любого возраста. По рекомендации учителя можно подобрать для изучения такую тематику, которая будет особенно актуальна среди учеников.

Русская литература

Школьной программой предусмотрено изучение литературы с 5 по 11 год обучения. Приведенные ниже темы проектов для проведения интересных исследовательских работ по литературе дадут возможность более глубокого изучения выбранного вопроса в увлекательной форме:

  1. Герои былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» в кинематографии.
  2. Сюжеты мифологии в живописи.
  3. Русские поэты и любовная лирика.
  4. Как воспринимать пословицы.
  5. Можно ли верить сказке.
  6. Басни и сказки – в чем разница.
  7. Образы животных в сказках.
  8. Образы растений в стихах А. Фета.
  9. Экранизация произведений русских классиков.

Важно! В век компьютеров и интернета очень сложно привлечь школьников к чтению книги. Исследовательские проекты могут оказать на детей стимулирующее влияние.

Данные проекты при грамотном подходе могут очень заинтересовать школьников и подтолкнуть их к прочтению произведений школьной программы, предусмотренных для изучения в 5 классе.

Илья Муромец и Соловей разбойник

История

Знание истории дает человеку более полное понимание событий, происходящих в настоящем времени. При выборе темы проекта для проведения исследовательских работ по истории, школьник должен понимать всю ответственность предстоящего проекта. При его выполнении автор должен быть предельно объективен в выводах и не поддаваться желанию приукрасить исторические факты.

Изучение истории в рамках школьной программы начинается с 5 года общеобразовательной школы. Детям можно предложить такие направления:

  1. Кто открыл гробницу Тутанхамона.
  2. История кораблей Древнего мира.
  3. Древний Египет и искусство.
  4. История костюмов древних народов.
  5. Мифы и легенды Древней Греции.
  6. Первые христианские храмы.
  7. Первые Олимпийские игры.
  8. Патриотический народ Греции.
  9. Спартанское воспитание.

При коллективном выполнении исследовательских работ по истории у детей есть возможность в ходе сбора информации и общего обсуждения полученных фактов сблизиться и научиться в ходе дискуссии находить решения и делать выводы.

Древний Египет и искусство

Английский язык

На сегодняшний день изучение английского языка в рамках курса школьной программы предусмотрено со второго года общеобразовательной школы. Но поскольку в разных учебных заведениях иностранный язык начинают учить в различное время, и уровень обучения может значительно отличаться, то трудно классифицировать темы проектов для проведения исследовательских работ по английскому языку по годам.

Обсуждение проектов целесообразно проводить в группах. Это позволяет детям преодолеть барьер устного общения на иностранном языке, более глубоко изучить особенности английского языка и разобраться в переводе трудных с этой точки зрения выражений.

Математика

При изучении в школе данного предмета, многие школьники сталкиваются с проблемой запоминания таблицы умножения и деления. Темы проектов для исследовательских работ по математике позволяют сделать изучение данного материала интересным. В течение 3 года обучения в школе детям предлагается исследовать проблемный материал в занимательной форме. Третий класс начальной школы является очень важным при изучении математики, поскольку дает базовые знания для дальнейшего изучения этой точной науки.

Полезное видео: где взять темы для исследований и проектов?

Вывод

Современные методы образовательной деятельности в школе призваны научить школьника учиться. Это позволит ему в дальнейшем самостоятельно обучаться. Для реализации данного направления сегодня уже достаточно широко школьными учителями используется научно-изучающая деятельность школьников.

Вконтакте

Загрузка...
Top