Что такое служба внешней разведки. Служба внешней разведки (СВР) Российской Федерации

У всякого полноценного государства должны быть специальные службы, которые занимаются разведывательной деятельностью за пределами своих стран. Имеется такая служба и в России. Называется она Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ). По вполне понятным причинам эта служба строго засекречена, и потому узнать о ее конкретной деятельности и достигнутых результатах можно лишь в общих чертах.

Этапы становления службы внешней разведки России

Принято считать, что история внешней разведки России начинается в 20-х годах минувшего века. Именно тогда в структуре ВЧК создали особое подразделение, названное Иностранным отделом (ИНО). Главной его задачей было создание резидентур и агентурных сетей за пределами Советской России. В то время отечественные внешние разведчики своим главным врагом считали укрывшихся в различных зарубежных странах белогвардейцев.

В период Великой Отечественной войны советская внешняя разведка по понятным причинам стала действовать иначе. В то время ее деятельность можно было разделить по двум направлениям. Первое направление заключалось в том, что сотрудники действовали в тылах и штабах фашистской Германии и ее союзников, добывая важную военную информацию, и тем самым внося свой вклад в общую победу. Вторым направлением Отечественной внешней разведки в те годы была организация диверсий в тылу врага и ведение боевых действий.

Когда закончилась Великая Отечественная война и разразилась холодная война, сотрудники советской внешней разведки активно действовали в странах Запада, добывая для страны ценную секретную и оперативную информацию. Именно в этот период страна и весь мир смогли узнать имена некоторых самых выдающихся советских разведчиков, таких, например, как Рудольф Абель.

В 1991 году, когда Советский Союз доживал свои последние дни, и на его месте образовывались новые суверенные государства (в том числе, и Россия), была образована Центральная служба разведки, названная вскоре Службой внешней разведки. Одновременно с переименованием отчасти изменились и задачи российской внешней разведки. Было объявлено, что российская Служба внешней разведки отныне не будет стремиться проникать во все страны, а станет работать лишь там, где могут иметься интересы Российской Федерации. Кроме того, тогда же было заявлено, что новая российская внешняя разведка не должна больше вступать в конфронтацию с аналогичными службами стран Запада, а, наоборот, всячески с ними сотрудничать.

В какой мере и в какую именно сторону изменились ориентиры, задачи и цели российской внешней разведки в данное время, сказать сложно ввиду засекреченности данной службы. Впрочем, бывший полковник СВР Станислав Лунёв не так давно открыто заявил, что в настоящее время СВР работает против Соединенных Штатов намного активней, чем это было во времена холодной войны. Эти слова отставного полковника можно найти в открытом доступе. Эти же слова в 1996 году косвенно подтвердил и сбежавший в Англию сотрудник российской СВР, выдавший западным спецслужбам координаты более тысячи законспирированных российских разведчиков.

Кто руководит Службой внешней разведки

За все время существования российской СВР (начиная с 20-х годов минувшего века) во главе этой организации стояли в общей сложности 33 человека. Одни имена руководителей история сохранила, другие имена известны лишь самому узкому кругу. Некоторые из руководителей продержались на своем руководящем посту достаточно долгое время, другие – в буквальном смысле несколько месяцев, а то и недель. Кто-то из руководителей в дальнейшем ушел в другие службы или на пенсию, кого-то арестовали и расстреляли.

В настоящее время во главе СВР России стоит Нарышкин Сергей Евгеньевич. Официально его должность называется Директор СВР. Такая должность соответствует званию генерала армии. Правом назначения на должность Директора СВР обладает исключительно Президент России. Ему же Директор СВР подотчетен по службе, он же может Директора СВР с должности снять. Генерал армии Нарышкин – тридцать четвертый по счету руководитель внешней разведки России. Штаб-квартира этой федеральной службы находится в Подмосковье, ее пресс-центр расположен в Москве.

Общие сведения о структуре СВР

В своей деятельности СВР РФ руководствуется федеральным законом «О внешней разведке». В соответствии с законом, структура СВР состоит из:

  • Добывающего аппарата. На сотрудников данного подразделения возложена задача сбора интересующей информации;
  • Аналитического аппарата. Здесь сотрудники занимаются анализом добытой информации;
  • Оперативно-технических служб;
  • Вспомогательных служб;
  • Кроме того, структура включает в себя систему, занимающуюся подготовкой кадров.

По заверениям руководящих лиц СВР, такая структура не является застывшей. Наоборот, она достаточно гибка, и может меняться в связи с новыми задачами и сменой обстановки.

Подробнее о деятельности СВР России

  1. Политическое направление российской разведки. В обязанность сотрудников этого направления входит добывание всяческой информации, касающейся того или иного аспекта политики, проводимой правительствами других стран. Внешнеполитические установки, намерения и проекты законов иностранных правительств интересуют сотрудников данного направления прежде всего. Кроме того, российские разведчики собирают сведения о планах и конкретной деятельности заграничных и международных общественных и политических структур (партии, общественные движения и пр.), а, кроме того, планы, намерения и конкретные дела ведущих зарубежных политиков и общественных деятелей. Разумеется, все это делается в целях обеспечения интересов России;
  2. Аналитическое и научно-исследовательское направление. Здесь обрабатываются, анализируются и обобщаются полученные сведения, готовятся аналитические документы по тому или иному важному вопросу, касающемуся, в первую очередь, всяческих глобальных международных процессов и явлений. После обработки аналитические выводы представляются высшим должностным лицам российского государства;
  3. Экономическое направление. Исходя из названия, основным интересом этой службы является все, что связано с экономикой других стран, зарубежных экономических структур и финансовых институтов. Сотрудников этого направления интересует, что творится на сырьевых рынках, на валютных и на рынках металлов и пр. В задачу экономических разведчиков входит также создание выгодных для России условий, при выполнении которых Россия смогла бы достичь успехов во внешнеэкономической деятельности;
  4. Научно-техническое направление. Здесь сотрудники призваны находить упреждающую информацию о всяческих технических, а также научных новшествах. Первоочередной интерес представляют различные инновации, связанные с изобретением нового вооружения;
  5. Служба внешней разведки. Первая обязанность этой службы состоит в обеспечении безопасного пребывания российских официальных лиц и граждан за границей. Служба внешней разведки противодействует спецслужбам других стран, а также криминальным структурам, которые могут нанести вред стране. В последнее время данная служба противостоит также организованным международным преступным сообществам (наркобизнес, терроризм, незаконное распространение всяческих видов вооружений, торговля людьми и пр.).

Полномочия Службы внешней разведки

У СВР имеется немало специфических полномочий, которыми наделило ее федеральное законодательство:

  • Право вербовки агентуры, привлекая к сотрудничеству лиц, добровольно согласившихся на это;
  • Шифровать своих сотрудников, не разглашая, где и кем они на самом деле работают;
  • Выдавать зашифрованным сотрудникам специальные документы, в которых значится, что они работают в учреждениях и фирмах, не имеющих отношения к СВР;
  • Осуществляя разведывательную деятельность, служба взаимодействует с федеральными исполнительными властями всех уровней, если в этом возникает необходимость;
  • Обеспечивает сохранность гостайны и предотвращает ее утечку;
  • Обеспечивает безопасное пребывание российских официальных лиц и других граждан РФ во время их пребывания за пределами России;
  • Поддерживает безопасность лиц, допущенных к гостайне во время их зарубежных командировок;
  • Служба имеет право взаимодействовать с аналогичными службами других государств. Порядок такого взаимодействия оговорен в российских федеральных законах;
  • Имеет право создавать специальные учебные заведения, учреждения, где повышается квалификация ее сотрудников, учреждать научно-исследовательские институты, архивы, выпускать специальные печатные издания;
  • Обеспечивает собственную безопасность в соответствии с действующим законодательством;
  • Служба может создавать всяческие организационные структуры, если она считает, что они помогут ей эффективней исполнять возложенные на службу обязанности.

Все перечисленные полномочия законодательно закреплены в федеральном законе «О внешней разведке».

Защита сотрудников Службы внешней разведки законом

Государство обеспечивает защиту всех категорий сотрудников СВР. Никто, кроме непосредственного начальства, не имеет права препятствовать служебной деятельности сотрудников СВР или вмешиваться в выполнение ими своих служебных обязанностей. Об этом говорится в упомянутом законе «О внешней разведке».

То же самое касается и лиц, конфиденциально сотрудничающих со Службой внешней разведки. Какие-либо сведения о таких лицах, равно как и все нюансы, связанные с сотрудничеством, являются государственной тайной, и рассекречиванию не подлежат никогда. В случае необходимости такие лица, равно как и члены их семей, могут быть взяты под специальную защиту.

Как можно стать сотрудником СВР

Чтобы стать разведчиком, необходимо окончить специальное учебное заведение – Академию внешней разведки. Требования к будущим разведчикам таковы:

  • Возраст от 22 до 30 лет;
  • Высшее гуманитарное либо техническое образование;
  • Отменное физическое здоровье;
  • Отсутствие троек и «неудов» во время учебы на последнем курсе учебного заведения, где кандидат в разведчики получал высшее образование;
  • Незаурядные способности к иностранным языкам;
  • Прекрасное знание русского языка;
  • Высокая общеобразовательная, научно-техническая, политическая и общекультурная подготовка;
  • Искренний патриотизм;
  • Искреннее и обоснованное желание работать в разведке;
  • Умение логически мыслить как в устной, так и в письменной форме, а также умение внятно излагать мысли на бумаге;
  • Отсутствие психологических сдвигов (экстремизм, авантюризм, религиозный экстремизм).

После прохождения медицинского и психологического освидетельствования, кандидаты на зачисление в Академию предстают перед специальной комиссией, которая в результате собеседования выявляет, насколько хорошо кандидат владеет русским языком, а также каковы его способности к иностранным языкам. По результатам собеседования комиссией выдается заключение, где указаны положительные, а также отрицательные стороны кандидата. Затем кандидат получает советы, как ему лучше устранить его отрицательные свойства, после чего оглашается решение комиссии о зачислении кандидата на обучение в академию, либо кандидату аргументированно отказывают в зачислении.

Состояние Службы внешней разведки в настоящее время

Как свидетельствуют отечественные эксперты, в настоящее время СВР России находится на высоте. В доказательство своих слов они приводят следующие аргументы.

Во-первых, СВР удалось избежать реорганизаций, которым подверглись другие российские силовые структуры. Во-вторых, профессионализм российских разведчиков за последние годы поднялся на чрезвычайно высокий уровень. В настоящее время СВР – это высокопрофессиональная, законопослушная и не подверженная влиянию какой-либо конкретной идеологии структура, способная к выполнению задач самого высокого уровня.

Внешняя разведка России на сегодняшний день представлена службой внешней разведки РФ. Это одна из ключевых сил, которые обеспечивают безопасность граждан РФ и страны в целом от угроз, исходящих со стороны других государств, организаций и отдельных людей. Сокращенное название организации - СВР России.

Описание ведомства

Работа службы заключается в поиске и отчете перед президентом РФ, предоставлении полной и верной информации о военном, экономическом и других внешнеполитических положениях и настроениях. На основе всех полученных данных принимаются решения, обеспечивающие безопасность граждан и всей страны.

Полученные данные обрабатываются, информация докладывается непосредственно президенту РФ, которому и подчиняется федеральная служба внешней разведки России. Президент страны вправе снять и назначить директора службы, который отвечает за своевременность предоставляемых сведений, а также их достоверность.

Основной закон, регулирующий работу спецслужбы, был принят в 1996 году. После принятия закона "О внешней разведке" время от времени в него вносились различные поправки и изменения. Датой основания службы в России можно считать конец 1920 года.

История внешней разведки

Сегодня нельзя назвать точную дату появления разведывательных мероприятий в России. Разведка видоизменялась, переименовывалась, но была всегда. История внешней разведки России (в более или менее современном виде) берет начало примерно в 1918 году.

Именно тогда, после победы в Октябрьской революции, появилась необходимость на должном уровне защищать интересы страны во внешней политике. Для тогдашнего руководства страны жизненной необходимостью была возможность располагать полной и достоверной информацией о ситуации в мире и расстановке сил (противниках и союзниках).

Понятно, что никакие переговоры не позволили бы выяснить подобные данные, поэтому была поставлена задача: создать подразделение внешней разведки под началом председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского. Главой подразделения стал Яков Давыдов. Первостепенной задачей руководителя стала разработка плана работы штата и схемы деятельности отделов. Впоследствии название и структура подразделения менялись несколько раз, но все основные функции спецслужбы сохранялись.

Ноябрь 1991 года стал отправной точкой для разведывательного управления как самостоятельного органа. После процедуры выхода разведки из структуры КГБ, структуру переименовали и провели реорганизацию. Под конец зимы 1991 года указом президента РСФСР была сформирована самостоятельная организация - внешняя служба разведки. Старое подразделение при этом не подверглось никаким существенным изменениям, кроме перемены названия.

Вскоре службу снова переименовали, разведка стала называться СВР России. На пост директора спецслужбы пришел Евгений Примаков, занимавший ранее аналогичную должность в Советском Союзе. Примакову была поставлена задача за неделю разработать вид, штаты и систему работы новой организации. В начале 1992 года президент РФ добавил в штат должностей, назначил заместителей директора спецслужбы.

По факту все занимаемые должности ЦСР СССР просто перешли в новую структуру. Новичком стал только генерал-лейтенант Иван Гореловский, который принял на себя задачи административно-хозяйственного направления.

За все время работы управление сменило более 20 глав и множество названий. В 1991 году на пост вступил Евгений Примаков, в 96-м его сменил в 2000 году глава внешней разведки России назначил директором СВР Сергея Лебедева. В 2007 году на должность директора пришел Михаил Фрадков. С 5 октября 2016 года пост занимает Сергей Нарышкин.

Законодательство

Служба внешней разведки России регулируется несколькими законами и поправками к ним. Первый и до настоящего времени основной закон “О внешней разведке” появился после распада СССР, летом 1992 года. Сегодня действует новый документ от 1996 года, с изменениями, внесенными в 2000, 2003, 2004 и 2007 годах.

Дополнительно деятельность службы регулируют законы и дополнения к ним: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторые другие. Также разведывательная служба руководствуется и работает в соответствии с Конституцией РФ.

Задачи и средства службы

Основной функционал, который выполняет внешняя разведка России сегодня это:

  1. Создание обстановки, которая будет поддерживать успешное выполнение политических планов РФ.
  2. Поддержка и создание благоприятных условий для экономических, военных, научных и других планов РФ.
  3. Поиск, структуризация и обработка информации о вопросах, касающихся безопасности страны, планах ее развития, намерениях других стран и отдельных организаций в отношении РФ.
  4. Поддержка воплощения мероприятий по безопасности страны.
  5. Отчет президенту страны с максимально верной информацией о положении и намерениях стран по отношению к России. Данный отчет передает лично директор внешней разведки России либо его заместитель.
  6. Устранение угрозы терроризма и принятие мер по противодействию.

Общее руководство осуществляется президентом, а все управления подчиняются директору внешней разведки.

Полномочия службы

Закон предоставляет разведывательной службе право:

  • устанавливать контакты с лицами для получения необходимой информации, в том числе и засекреченной;
  • засекречивать данные и штат сотрудников;
  • использовать любые средства, которые не принесут вреда жизни и здоровью людей, репутации страны и экологической ситуации.

Оперативную работу и ее качество обеспечивает структура спецслужбы.

Структура спецслужбы

На сегодняшний момент внешняя разведка России имеет в своем составе различные службы и отделы, которые выполняют функции оперативного реагирования, аналитики и сбора информации. Относительно широко известна только структура центрального аппарата службы. Остальные подразделения, в том числе региональные и в других странах имеют место быть, но строго засекречены. Управление спецслужбой представлено директором, коллегией, заместителями, а также различными управлениями и службами, обеспечивающими весь функционал работы.

Начальник внешней разведки России подчиняется Президенту страны, и управляет всеми подразделениями службы. Коллегия СВР - еще одно важное звено в работе спецслужбы. Коллегия собирается для решения основных проблем и выработки планов по разведывательным мероприятиям, ориентируясь на современную ситуацию. Собрание включает в себя всех заместителей директора, а также начальников каждого из подразделений спецслужбы.

Для связи с общественностью в структуре службы создан свой отдел - Бюро по СО и СМИ.

Знаменитые операции

История насчитывает множество ярких операций наших разведчиков. Наверняка не все проекты широко оглашались в СМИ поскольку служба секретна. Но те операции, которые получили широкую огласку, представляют весьма результативные проекты:

  1. "Синдикат-2" - операция 20-х гг. по выводу из-за границы активного противника СССР Б. Санникова.
  2. Операция по расшифровке секретных посланий МИД Японии 1923 года.
  3. Операция “Тарантелла” 1930-1934 гг., которая проводилась с целью контроля деятельности английской разведки в отношении СССР.
  4. Разработка и создание ядерного щита страны.

Благодаря успешным операциям большинство сотрудников имеют именные награды от правительства страны.

Дополнительная информация

Сегодня существует заблуждение, что две важных структуры, обеспечивающие безопасность граждан и страны - ФСБ и внешняя разведка России, - довольно четко разделяют между собой свои обязанности. По мнению большинства, СВР работает только с внешней информацией, а ФСБ занимается только внутренней.

В реальности же все немного не так. Обе службы работают как внутри страны, так и за ее пределами. Различие между ними не в том где, а в том, как работают защищает страну от террористических нападок и шпионов, а СВР если не полностью, то по большей части, сама является шпионской организацией.

На сегодняшний день СВР России считается одной из лучших спецслужб в мире. Богатая история, строгий отбор специалистов и множество успешно выполненных задач подтверждают этот факт.

Внешняя разведка РФ – это совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки Российской Федерации, которые являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

– добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;

– оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание РФ исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государства иными способами.

Целями разведывательной деятельности являются:

– обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

– обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере безопасности;

– содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законом.

Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации. Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

– установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

– осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

– использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;

– взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;

– организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами ее территории;


– обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;

– обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

– взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

– обеспечение собственной безопасности, т. е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Решения о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки РФ в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Разведывательную деятельность в пределах своих полномочий осуществляют:

– СВР России – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за ее пределы граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

– органы внешней разведки Минобороны России – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

– ФСБ России – во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ, который в пределах своих полномочий:

– определяет задачи разведывательной деятельности;

– контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;

– принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки РФ и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

– назначает руководителей органов внешней разведки РФ. В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории РФ не допускается.

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Кадры внешней разведки. Сотрудниками органов внешней разведки РФ являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

На военнослужащих органов внешней разведки РФ распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом установленных федеральным законодательством особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций.

Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего кадрового состава органов внешней разведки РФ устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки РФ либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки РФ, в порядке, определяемом Президентом РФ.

К кадровому составу органов внешней разведки РФ относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки РФ, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки РФ.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, включая сотрудников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки РФ, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ для выполнения своих функциональных обязанностей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки РФ занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки РФ.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки РФ запрещается принимать негласное участие в деятельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности. Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки РФ.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в Российской Федерации, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки РФ.

Органы, осуществляющие внешнюю разведку для обеспечения интересов России, существуют достаточно продолжительное время. В дореволюционной России они не были структурированы в отдельное ведомство и входили в различные государственные структуры. В послереволюционный период подразделения внешней разведки последовательно входили в систему ВЧК, ГПУ, ОГПУ, ГУГБ НКВД СССР, ПКГБ СССР, МГБ СССР, КГБ СССР. В ноябре 1991 г. внешняя разведка было выделена в самостоятельную Центральную службу разведки (ЦСР СССР)1. Служба внешней разведки (СВР России) была создана 18 декабря 1991 г. согласно Указу Президента РСФСР № 293 "Об образовании Службы внешней разведки РСФСР".

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 № 5-ФЗ "О внешней разведке" внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием установленных законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ по следующим направлениям:

  • - добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
  • - оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность реализовывается на основе следующих принципов:

  • - разделение полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • - законное право
  • - уважение прав и свобод человека и гражданина;
  • - подконтрольность Президенту РФ и Федеральному Собранию;
  • - сочетание гласных и негласных методов и средств. Целями разведывательной деятельности являются:
  • - обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • - обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • - содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Органы внешней разведки Российской Федерации наделены следующими полномочиями:

  • - установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
  • - осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  • - использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;
  • - взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;
  • - заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
  • - организация и обеспечение защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами страны, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты этих учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
  • - обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;
  • - обеспечение безопасности командированных за пределы Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своих занятий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
  • - взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
  • - создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
  • - обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
  • - создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки РФ.

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ, который определяет задачи разведывательной деятельности, контролирует и координирует деятельность органов СВР России, принимает решения, назначает руководителей.

СВР России возглавляет Директор СВР России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Директор СВР России имеет в своем непосредственном подчинении нескольких заместителей, которые также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Организационная структура СВР России включает в себя оперативные, аналитические и функциональные подразделения.

Служба внешней разведки состоит из следующих структурных подразделений:

  • - оперативные отделы;
  • - управление анализа и информации;
  • - управление внешней контрразведки;
  • - управление информатики;
  • - управление опертехники;
  • - управление экономической разведки;
  • - аппарат Директора;
  • - протокольный отдел;
  • - Академия СВР России;
  • - бюро по связям с общественностью и СМИ. Сотрудники кадрового состава органов СВР России для выполнения своих функциональных обязанностей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных органов за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам СВР России несут юридическую ответственность.

В этот день в 1920 создан Иностранный отдел ВЧК при НКВД РСФСР - российская внешняя разведка.
С победой Октябрьской революции в России молодому государству, чтобы обеспечить защиту своих жизненных интересов, успешно осуществлять внешнеполитический курс, следовало иметь исчерпывающую, достоверную и своевременно поступающую информацию о противнике, о внутренней и внешней политике сопредельных государств, державах "Антанты", их секретных военно-политических планах. Дипломатическим путем таких сведений получить было нельзя, тем более, что Советская Россия и к 1920 году не имела дипломатических отношений со многими из них.
Подразделения разведки Советского государства создавались в Красной Армии и во Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Закордонная разведка создавалась как неотъемлемая часть чекистских органов. Попытки вести разведку за границами Советской России предпринимались ВЧК сразу же после ее создания. Инициатором их был Председатель ВЧК Ф.Э.Дзержинский.
Многие крупные сражения, перевороты, революции, самые разные социально-политические и экономические потрясения в истории зачастую становились возможными лишь благодаря удачно проведенным спецоперациям.
В одних операциях участвовали десятки, даже сотни людей, другие осуществлялись лишь одним человеком. Многие прогремели на весь мир, а какие-то практически никому неизвестны.
В любом случае каждая виртуозная спецоперация представляла собой сложный комплекс точно выверенных действий и поэтому впоследствии всегда вызывала особый интерес.
читайте

Названия разведки в различные периоды деятельности

20 декабря 1920г . организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК при НКВД РСФСР. Его возглавил Давыдов (Давтян) Яков Христофорович
6 февраля 1922г. ИНО ВЧК переименован в ИНО ГПУ НКВД РСФСР
2 ноября 1923г. создан Иностранный отдел Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при Совете народных комиссаров (СНК)
10 июля 1934г. внешняя разведка передана в ведение 7 отдела Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР
июль 1939г. в связи с очередной реорганизацией НКВД разведка сосредоточивается в 5 отделе ГУГБ НКВД СССР
февраль 1941г. создано I Управление НКГБ СССР, на которое возлагается ведение внешней разведки
апрель 1943г. разведка сосредоточивается в I Управлении НКГБ СССР
март 1946г. создано I Управление МГБ СССР, которое занималось внешней разведкой
1947г. принято решение о создании Комитета информации (КИ) при Совете Министров СССР, который объединяет внешнюю политическую и военную разведки
февраль 1949г. КИ при СМ СССР реорганизован в КИ при Министерстве иностранных дел
январь 1952г. создано Первое Главное управление (ПГУ) МГБ СССР
март 1953г. ПГУ МГБ реорганизовано во 2 Главное Управление МВД СССР
март 1954г. внешняя разведка возлагается на Первое Главное управление (ПГУ) Комитета государственной безопасности при СМ СССР
июль 1978г. ПГУ КГБ при СМ СССР переименовано в ПГУ КГБ СССР
ноябрь 1991г. внешняя разведка становится самостоятельным органом, выводится из состава КГБ и переименовывается в Центральную службу разведки (ЦСР) СССР
18 декабря 1991г. создана Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ)

В реальности поздравляли и праздновали уже 18 числа... :)
Загрузка...
Top