Оптимальные сроки начала применения физиотерапии у детей. Физиотерапия в педиатрии

В ПЕДИАТРИИ

Методические указания

для иностранных студентов

Утверждено

учетым советом ХГМУ.

Протокол № от.

Харьков ХГМУ 2005

Таким образом, озокерит представляет собой мощный физический фактор, обладающий термическим, механическим, химическим и биоло­гическим действием. Установлено положительное влияние озокерита на функциональное состояние ЦНС и ее вегетативного отдела (нормализация соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделом веге­тативной нервной системы, а также между корой большого мозга и под­коркой).

Противовоспалительное действие озокерита обусловлено улучше­нием крово - и лимфообращения в зоне применения, активизацией обмен­ных процессов, стимуляцией элементов соединительной ткани и иммуно­логических реакций. Озокеритотерапия оказывает также антиспастиче­ское, болеутоляющее и рассасывающее действие.

При озокеритотерапии детей, как и при парафинотерапии, применя­ют салфетно-аппликационный и кюветно-аппликационный способы.

Показания к парафино-озокеритотерапии:

Ø воспалительные и травматические заболевания опорно-двигательного аппарата (в подострой и хронической стадии болезни),

Ø пневмонии,

Ø острые респираторные заболевания,

Ø дизентерия,

Ø инфекционный гепатит (в фазе стихания),

Ø заболевания периферической нервной системы.

Противопоказания те же, что и при грязелечении.

1. , Карачевцева по физиотерапии и фи­зиопрофилактике детских заболеваний. - М.: Медицина, 1987.-236 с.

2. Олефиренко. - 2-е изд.-М.: Медицина, 197с.

3. Панасюк Є. М., Федорів Я. М., Модилевський фізіотерапія і курортологія. – Львів: Світ, 1990. – 136 с.

4. , Горчакова.-Киев: Здо­ров’я, 1983. – 168 с.

5. Сперанский пособие по физиотерапии.-М.: Медицина, 1975. – 280с.

6. , Воробьев методы электро - и све­толечения.- Л.:Медицина, 1980. – 199 с.

7. Ясногородский основы лечебного и профилактического применения природных и современных преформированных физиче­ских факторов.-В кн.: Всероссийский съезд физиотерапевтов и курор­тологов.- 4-й. Тезисы докладов. М., 1984, с.3-10.

Учебное издание

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИОТЕРАПИИ

В ПЕДИАТРИИ

Методические указания

для иностранных студентов

Составители

Ответственный за выпуск

Редактор

Компъютерная верстка

План 2005, поз..97.

Подп. к печ. Формат А5. Бумага типогр. Ризография

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 300 экз. Зак.№ . Бесплатно.

______________________________________________________________

ХГМУ, 61022, пр. Ленина, 4

Редакционно-издательский отдел

Процесс предполагает воздействие на организм с использованием какого-либо физического фактора, встречаемого в природе или искусственно создаваемого. В качестве методов воздействия в зависимости от патологии могут быть выбраны УФ-лучи, токи, магнитное поле разной силы, температурное воздействие, воздух, ультразвук. Они запускают оздоровительные механизмы организма естественным способом и помогают избежать использования таблеток.

Фактор физически воздействует на организм за счет:

  • общих неспецифических черт - ткани и органы поглощают энергию;
  • специфических черт, которые может вызывать только какой-то конкретный тип терапии, например, электромагнитные колебания вызывают получение эндогенного тепла, а ультрафиолетовое излучение - выработку витамина D и эритемную реакцию.

За счет наличия неспецифических черт из первого пункта они могут быть взаимозаменяемы. Например, можно заменить на микроволновую терапию, а теплолечение на индуктотермию.

Физиотерапия для лечения малышей применяется чаще, чем у взрослых за счет эффективности чувствительного молодого организма и ради осторожного лечения без побочных эффектов. Указанные выше факторы генерируют специфические процессы в клетках, направленные на оздоровление или возвращение/поддержание правильного функционирования тканей.

Нагрузка, время, степень воздействия подбирается в зависимости от цели (лечебные процедуры, профилактические или реабилитационные), а также от возраста, состояния здоровья и особенностей организма ребенка. К детям применимы практически все «взрослые» виды терапии. Различия в методике лечения объясняется строением тела и тканей, которое с возрастом претерпевает изменения.

Перед расчетом нагрузок при физиотерапии, врач принимает во внимание несколько моментов:

  • толщина и рыхлость кожи - они гораздо ниже, чем у взрослого, и гиперемия от воздействия физиологических факторов возникает быстрее;
  • увеличенная скорость формирования рефлексов за счет повышенной чувствительности ЦНС, которая позволяет снизить время воздействия и получить хороший результат;
  • широкие мочеточники;
  • особенности функционирования сердечно-сосудистой системы;
  • изменение работы эндокринной системы в период полового созревания - в это время подбор дозировки должен быть особенно осторожным;
  • раздражение от физических факторов даже при местном приложении активно распространяются по нервным волокнам и может частично влиять и на весь организм;
  • терморегулирующая система недостаточно развита, особенно у младенцев, поэтому перегрев может наступить быстрее.

В клинике НИАРМЕДИК работают физиотерапевты с дополнительной детской специализацией, поэтому в настройках сеанса они учитывают все перечисленные особенности. Выбрать конкретного специалиста можно и записаться к нему напрямую (направление на терапию должен выдать педиатр или профильный врач). Адреса клиник приёма также указаны на сайте.

Предназначение электрофореза – неинвазивное введение лекарственных веществ с помощью электротока. Процедура часто применяется в лечении детей младшего возраста. Рассмотрим ее основные преимущества, а также выясним, какие фармакологические вещества обычно используются.

Преимущества электрофореза

Принцип действия электрофореза следующий. Лекарственное вещество наносится на кожу, прокладку или электрод. Электроток проходит через его частицы (ионы) и приводит их в движении. В результате они проникают через потовые и сальные железы в дерму либо слизистые оболочки. Затем средство равномерно распределяется в клетках, откуда попадает в крово- и лимфоток и доставляется к определенным органам и тканям.

Степень всасывания медикаментов зависит от многих факторов, среди которых их концентрация, параметры тока, продолжительность процедуры, свойства кожи пациента и так далее. Учитывая их, физиотерапевт может регулировать уровень воздействия лекарства (местный или системный). В любом случая процедура абсолютно безболезненна.

Основные преимущества введения лекарств с помощью тока:

  1. доставка действующих веществ в наиболее активном виде непосредственно в пораженные области
  2. низкое системное влияние синтетических соединений на организм, благодаря чему уменьшается риск побочных эффектов
  3. иммуностимулирующее и рефлекторное влияние тока

Показания и противопоказания

Грудничкам электрофорез назначают для лечения:

  • дисплазии тазобедренных суставов – врожденной патологии, для которой характерно неправильное развитие суставов
  • – искривления шейного отдела в результате травм или врожденных аномалий
  • гипо- и гипертонуса мышц
  • родовых травм
  • болевого синдрома при различных нарушениях
  • гепатита
  • заболеваний ротовой полости – стоматита, гингивита
  • патологий сердечно-сосудистой системы
  • неврологических проблем и так далее

Очень часто при заболеваниях ЦНС и нарушениях в работе опорно-двигательного аппарата наряду с электрофорезом назначают лечебный массаж.

Воздействие электротоком противопоказано малышам при:

  • опухолях
  • сердечной недостаточности
  • острой фазе любого заболевания
  • гипертермии
  • астме
  • проблемах со свертываемостью крови
  • дерматите, экземе и любых повреждениях в обрабатываемой зоне
  • непереносимости тока

Кроме того, перед сеансом важно убедиться, что у ребенка нет аллергии на применяемый препарат.

Выбор лекарственного средства и методики проведения электрофореза осуществляется в зависимости от поставленного диагноза.

Процедура по Ратнеру

Данная техника была разработана ученым А.Ю. Ратнером. Она предполагает электрофорез с двумя препаратами – и папаверином.

Эуфиллин – средство, содержащее теофиллин и этилендиамин. Оно обладает такими свойствами, как:

  • расширение сосудов, расслабление гладкой мускулатуры и усиление кровообращения в месте воздействия
  • активизация работы сердца и дыхательного центра
  • разрушение тромбов
  • повышение диуреза

Папаверин – спазмолитик, эффективно устраняющий мышечные спазмы и связанную с ними боль.

Электрофорез с эуфиллином и папаверином назначают для лечения:

  • родовых травм
  • нарушения кровотока в шейном отделе позвоночника

Процедура по Ратнеру проводится так. Лекарственная прокладка с эуфиллином (5% раствором) накладывается на шею, а папаверином (1% раствором) – на правую часть грудины. Затем включается ток силой 1-2 мА. Длительность сеанса – 15 минут.

Электрофорез для грудничков с эуфиллином также практикуется при:

  • дисплазии тазобедренных суставов
  • повышенном внутричерепном давлении
  • нарушении кровотока в головном мозге
  • воспалительных очагах в хрящах и мягких тканях
  • повышенном или пониженном тонусе мышц

Воздействие током проводится в медицинском учреждении. Фармакологическое вещество наносится на специальную бумагу, она наматывается на электрод, сверху выстилается слой марли и вся эта конструкция прижимается к коже.

Зона наложения электрода с эуфиллином выбирается в зависимости от проблемы: при тонусе мышц и гипоксии обрабатывается шейный отдел, при нарушении строения тазобедренных суставов – ягодицы и так далее. Время сеанса, количество лекарства и силу тока определяет специалист. Обычно требуется около 10-15 процедур. Кроме того, малышу может быть показан массаж.

Другие препараты

Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life

Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком?

Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму

Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин

Помимо процедур с эуфиллином, в педиатрии часто назначают электрофорез с магнезией, дибазолом, никотиновой кислотой и кальцием. Рассмотрим, для чего применяются эти препараты.

Магнезия – магниевая соль серной кислоты, обладающая спазмолитическим, расслабляющим, сосудорасширяющим, успокоительным, слабительным и другими действиями. Для проведения электрофореза детям используется 20% раствор магнезии. Процедура применяется для улучшения кровообращения, расслабления мышц и снятия нервного напряжения, а также для улучшения отхождения мокроты при бронхите.

Дибазол – лекарство, действующим веществом которого является бендазол. Оно способствует:

  • снятию спазмов
  • расслаблению гладкой мускулатуры
  • снижению давления
  • улучшению кровотока
  • активизации межнейронной передачи сигналов в спинном мозге
  • повышению иммунитета

Грудничкам процедуры с ним назначают для лечения родовых травм, неврологических нарушений и гипертонуса мышц.

Никотиновая кислота в ампулах – синтетический аналог витамина РР, основные свойства которого – улучшение углеводного обмена, ускорение регенерации тканей и расширение сосудов.

Электрофорез чаще всего проводится с двумя препаратами – эуфиллином и никотиновой кислотой. Он помогает при нарушении тонуса мышц, гидроцефалии и травмах, полученных во время родов.

Процедуры с кальцием в форме глюконата или хлорида показаны детям при дистрофии мышц, гингивите (в комплексе с никотиновой кислотой и витамином С), и костных ядрах в тазобедренных суставах.

Польза массажа

Массаж – универсальный физиотерапевтический метод, который можно применять для коррекции различных проблем со здоровьем у детей с первого месяца жизни. Основные показания к нему:

  1. Дисплазия тазобедренных суставов. С помощью различных движений (поглаживания, растирания, валяния) можно добиться полного восстановления нормальной структуры суставов
  2. Кривошея. Массаж шейного отдела позволяет устранить спазм дельтовидной мышцы и «вернуть на место» позвонки
  3. Гипотрофия и рахит. Благодаря воздействию мышцы укрепляются и активнее растут
  4. Пупочная грыжа. Массаж помогает укрепить абдоминальные мышцы, что способствует затягиванию грыжи. Наряду с этим устраняются спазмы кишечника.
  5. Респираторные заболевания. Специальные техники позволяют добиться облегчения отхождения мокроты при бронхите и пневмонии.
  6. Гипо- и гипертонус. При повышенном напряжении мышц проводится расслабляющий массаж, а при снижении тонуса – стимулирующий.

Кроме того, массаж показан любому ребенку в качестве общеукрепляющей процедуры.

Физиотерапевтические методы лечения в педиатрии нашли широкое применение. Многие виды воздействий применяются уже с первых дней после рождения ребенка.

Физиотерапия дает хорошие результаты в лечении достаточного количества заболеваний. Существует множество методик, используемых для борьбы с различными патологиями. Эффективность такого лечения подкреплена научными исследованиями.

Однако надо знать о том, что детям процедуры назначаются иначе, чем взрослым. Необходимо соблюдать определенные правила, следование которым поможет получить максимальную пользу от лечения и избежать возможного появления негативных реакций.

Особенности детского организма

Функциональное состояние, строение тканей и физиология детского организма имеют ряд отличий от взрослого и меняются по мере взросления и роста человека. Эти особенности в обязательном порядке учитываются при определении конкретного лечебного фактора, подборе параметров воздействия, локализации и времени проведения процедуры.

  • Толщина и количество клеточных слоев кожного покрова ниже, чем у взрослых. Эпидермис отличается высокой гидрофильностью. Тонкость и рыхлость детской кожи должны учитываться индивидуально.
  • Нервная система характеризуется ускоренным формированием рефлексов, преобладанием возбуждающих процессов над тормозящими. Помимо этого, действие физических факторов не ограничивается областью проведения лечения, а распространяется по нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
  • Меньшая плотность костной ткани грозит большей подверженностью травмам. Костная ткань отличается высоким содержанием воды, что позволяет энергии физических факторов проникать глубже и оказывать выраженное воздействие.
  • Большой (по сравнению со взрослым организмом) размер сердца, более тонкие и свободно расположенные мышечные волокна. Определенные особенности физиологии сердечной деятельности.
  • Короткие и узкие носовые ходы, недостаточно развитые придаточные пазухи, слабое увлажнение дыхательных путей.
  • Широкие почечные лоханки и мочеточники, недостаточная фильтрационная способность почечных клубочков.

Особенности назначения физиотерапевтического лечения в педиатрии

Для того чтобы лечение проходило максимально эффективно, необходимо выполнять ряд правил и помнить об определенных особенностях при назначении и выполнении физиотерапевтических процедур.

  • Детский организм отзывается на лечение быстрее взрослого.
  • Воздействие на одну область можно повторять не ранее, чем через 2 месяца. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.
  • Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения, т. к. их организм более восприимчив к физиотерапевтическому воздействию, а совместное воздействие преформированными (аппаратными) физическими факторами усиливает эффект каждого из них в отдельности. При необходимости воздействия двумя факторами временной промежуток между процедурами должен составлять не менее 2 часов.
  • Дозировать интенсивность лечебного фактора следует начиная с минимальных параметров, постепенно увеличивая до необходимых. Они всегда меньше, чем при лечении взрослых пациентов.
  • В педиатрии рекомендуется проведение только местных процедур, от общих лучше отказаться.
  • Время процедуры всегда меньше, чем для взрослых, т. к. детский организм способен быстрее ответить на лечение и быстрее утомляется.
  • Предпочтительнее назначать процедуры в импульсном, более мягком режиме по сравнению с непрерывным.
  • Воздействие следует проводить в присутствии врача.
  • При любом отрицательном изменении в состоянии маленького пациента необходимо прервать лечение.
  • Для детей раннего возраста не применяют пугающие методики: электросон по глазнично-затылочной методике, дарсонвализацию в искровом режиме, интраназальный электрофорез и др.
  • Не рекомендуется без особой необходимости назначать ребенку лазерное излучение, так как оно оказывает мощное биостимулирующее действие и может вызвать непредсказуемые реакции со стороны детского организма.

Сочетание методов физиотерапии

Сочетать методы физиолечения можно по следующим схемам:

  • 1 вид аппаратного лечения + массаж;
  • 1 сеанс аппаратного лечения + 1 процедура водолечения;
  • 1 процедура аппаратного лечения + 1 процедура теплолечения.

В некоторых случаях допустимо сочетание двух лечебных аппаратных (преформированных) факторов.


Ограничения для физиолечения в педиатрии

Физиолечение нельзя проводить:

  • при умственном или физическом переутомлении ребенка;
  • менее чем за 30-40 минут до приема пищи и 1 час после еды;
  • во время или сразу после перенесенного острого инфекционного заболевания;
  • на зону роста костей, проекцию сердца, полые и эндокринные органы;
  • при склонности к кровотечениям;
  • при сниженной массе тела;
  • на области с нарушением целостности кожного покрова;
  • при наличии гнойно-воспалительных заболеваний, при опасности диссеминации заболевания;
  • при снижении адаптационных возможностей организма;
  • при выявленной непереносимости физического фактора.

Методы физиотерапии, применяемые в детском возрасте


Электролечение - это достаточно распространенный вид физиотерапии, применяющийся для лечения детских болезней.

Благотворно на детей действует бальнеотерапия, курортное лечение, теплолечение, медицинский массаж, магнитотерапия, светолечение, ультрафиолетовое излучение длинно- и средневолнового спектра, синусоидальные модулированные токи.

Электротерапия

Электроды тщательно фиксируются с помощью эластичных бинтов. Контактные прокладки необходимо использовать более толстые, чем для взрослых. После проведения процедуры кожу рекомендовано смазывать маслами или жирным детским кремом для увлажнения и питания слоев дермы, ведь ток оказывает местное раздражающее действие. Медсестра должна перед и после каждого сеанса внимательно осматривать кожу ребенка на предмет возможных повреждений.

Чаще всего в педиатрии применяются синусоидальные модулированные токи (с трех месяцев) в переменном режиме, в том числе для электростимуляции.

Флюктуоризация назначается детям с полугодовалого возраста.

Гальванический ток применяют для проведения внутритканевого электрофореза (с первых дней жизни), гальванического воротника по Щербаку (с 2 лет) или электрофореза по Вермелю (с новорожденного периода).

Ультратонтерапия и дарсонвализация назначаются в педиатрии с двухлетнего возраста. Ультратонтерапия предпочтительнее за счет хорошего теплового эффекта и менее выраженного раздражающего действия. Детям процедура проводится по контактной методике или используется марлевая салфетка для создания стабильного зазора. Лечение проходит при низкой или средней интенсивности, время сеанса зависит от возраста ребенка.

Электросон применяется с 2-3 лет по лобно-затылочной методике. Время сеанса составляет от 15 минут до 1 часа.

Диадинамические токи обладают более выраженным раздражающим действием на кожный покров ребенка, поэтому применяются реже, чем амплипульстерапия. Методика назначается с 2-3 лет.

Фототерапия

Данный метод лечения получил широкое применение в педиатрии, т. к. при правильном проведении процедуры не вызывает негативных реакций со стороны детского организма и благотворно на него воздействует.

В педиатрии с первых дней жизни ребенка часто используется инфракрасный, красный, синий спектры светового излучения.

Новорожденных детей с гемолитической болезнью лечат, подвергая воздействию синего света по специальной схеме.

Ультрафиолетовое облучение

Данный вид физитерапии применяется у детей с рождения для профилактики и лечения многих патологий.

Существуют общая и местная методики.

Общая методика в средне- или длинноволновом диапазоне применяется при кожных заболеваниях и для профилактики рахита. Местно УФО назначают при заболевании ЛОР-органов, определенных кожных заболеваниях и др.

Перед началом лечения всегда вычисляют индивидуальную биодозу ребенка с помощью биодозиметра для определения времени процедуры.

При необходимости применения эритемной дозы УФ-облучения используют перфорированную клеенку для смягчения воздействия ультрафиолета на кожный покров.

Противопоказания для назначения данного вида лечения общие. Помимо этого, УФО не применяется при низком уровне гемоглобина, поражениях пупка, гиперкальциемии.

Лазеротерапия назначается не ранее двухлетнего возраста.


Лечение электрическими, магнитными и электромагнитными полями

Магнитотерапия оказывает благоприятное воздействие на детский организм, применяется широко при травмах, поражениях суставов и других патологиях. Низкочастотное магнитное поле назначается с 1 года, высокочастотное – с 5 лет.

Электромагнитное поле ультравысокой частоты (УВЧ) применяется для лечения детей с первых дней жизни, предпочтение отдается бестепловым дозировкам (до 15 Вт). С 1 года до 3 лет мощность увеличивается до 20 Вт, с 3 до 7 лет – до 40 Вт, старше 7 лет – до 60 Вт. При воздействии на область головы при лечении детей дошкольного возраста максимальная мощность составляет 20 Вт, у школьников – 30 Вт. Для поддержания стабильного зазора между излучателем и поверхностью тела помещается прокладка определенной толщины, все фиксируется эластичными бинтами.

Время лечения составляет от 8 до 15 минут.

Индуктотермия назначается с зазором около 1,5 см через тканевую прокладку для электротерапии, процедура длится не более 12 минут.

При воспалительных заболеваниях бронхолегочной системы, органов брюшной полости назначают ДМВ-терапию, которая обладает местным действием. Процедура проводится контактно, поэтому не происходит общего облучения полями ребенка, в отличие от УВЧ-терапии и индуктотермии.

Контактную методику воздействия используют и при назначении СВЧ-терапии при патологии ЛОР-органов, поверхностных воспалительных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки.

Франклинизация (воздействие электрическим полем) назначается с 14-15 лет и используется в неврологии, пульмонологии, хирургии.

Ультразвуковая терапия

Используется с первого месяца жизни при патологии опорно-двигательного аппарата. Интенсивность и время воздействия подбирается индивидуально. У детей в возрасте до 1 года плотность ультразвука составляет около 0,05 Вт/см², в 1 год при проведении процедуры мощность ультразвука не может быть больше 0,1 Вт/см². По мере роста детей она увеличивается, но не может быть больше 0,6 Вт/см².

Тепловое лечение

В педиатрии активно применяются тепловые физические факторы, которые благотворно действуют на детский организм.

Озокерито- и парафинолечение применяется с 6 месяцев. Грязетерапия назначается с 2-3 лет.

Показаниями к данным физическим факторам являются хронические воспаления, состояния после травматических повреждений и острых заболеваний. Интенсивность теплового воздействия должна быть меньшей, чем при проведении процедур взрослым, а время сеанса составляет 15-20 минут. Курс лечения рассчитан на 5-8 процедур. Повторно его можно проводить через 2-3 месяца.

Бальнеотерапия

Благоприятно сказываются на детском здоровье различные общие или местные ванны: жемчужные, хвойные, морские, подводный массаж. Души в детской практике не применяются, т. к. оказывают возбуждающее действие на ЦНС.

Аэрозольная терапия

Щелочные и тепловлажные ингаляции назначаются при заболевании ЛОР-органов уже с первых дней после рождения. Лекарственные средства используют с большой осторожностью, т. к. детский организм склонен к развитию аллергических реакций.

Массаж

Применяется при множестве патологий с первый дней от момента рождения маленького пациента, а также профилактически в плановом порядке.

Лечебная физкультура

Важнейший вид лечения, применяемый в педиатрии. Под руководством врача или инструктора занятия гимнастикой укрепляют мышечный корсет, увеличивают толерантность к физической нагрузке, улучшают координацию движений, улучшают кровоснабжение органов и тканей, стимулируют дыхательную систему и решают многие другие вопросы. ЛФК проводится с первых недель жизни ребенка и обычно сочетается с одновременным проведением массажа.

Галотерапия

Или соляные пещеры назначаются в педиатрии с 6-месячного возраста для лечения патологии дыхательной системы, а с 1 года и в качестве профилактики простудных заболеваний.

Курортное лечение

Лечение сменой места обитания применяется широко. Воздействие солнечной радиацией, морским воздухом, микроклиматом лесов, сухим или влажным климатом, измененным давлением подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента, имеющихся заболеваний и других факторов.

Физиотерапевтическое лечение позволяет укрепить детский организм, повысить его устойчивость к различным заболеваниям, избежать лишнего приема фармацевтических препаратов или снизить их дозировку, ускорить выздоровление и восстановление организма после заболевания. При грамотном лечении маленьких пациентов невозможно обойтись без назначения физиотерапевтических процедур.

Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия - область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных ) физических факторов , применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации . Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты - изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. - С. 8-11.).


3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты - с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) - от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Загрузка...
Top