День Святой Троицы: смысл, история и традиции праздника. Учение о троице Католическая троица

Троица в Католической Церкви

С XIV века праздник Троицы в Католической Церкви стал называться день, когда наступало первое воскресенье после Пятидесятницы.

Согласно христианским представлениям, Троица представляет собой следующее: Бог, который представляет собой единую сущность, но его бытие является личностным отношением трех ипостастей.

Первая ипостась: Отец, который представляет собой безначальное Первоначало.

Вторая ипостась: Сын – абсолютный Смысл, который воплотился собой в Иисусе Христе.

Третья ипостась: Дух Святой, или Святой Дух, которая представляет собой животворящее начало.

Согласно доктрине католиков, а именно, западных христиан, Третья ипостась исходит от Первой ипостаси и Второй, а по доктрине православных христиан – от Первой ипостаси.

День Святой Троицы, или в сокращении Троица, Пятидесятница, Неделя Святой Пятидесятницы, иногда этот праздник еще называют Духов день – это один из наиболее главных, важных и значимых христианских праздников.

Православные церкви отмечают День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы, который наступает на пятидесятый день после Пасхи – именно от этого Великого христианского праздника ведет свой отсчет. Праздник Святой Троицы входит в число и состав двунадесятых праздников.

В западно-христианской традиции, а именно, в католической, в этот день отмечают Пятидесятницу или сошествие Святого Духа на апостолов, а собственно праздник Святой Троицы отмечают в следующее воскресенье, который приходится на пятьдесят седьмой день после Пасхи.

Событие, когда произошло Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) было рассказано и описано в Деяниях святых апостолов, а именно, в Деян. 2:1-18. В пятидесятый день после того, как произошло Вознесение Иисуса Христа, а именно десятый день после Его вознесения, апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4)

В этот день в городе в честь праздника находились иудеи, которые прибыли из различных городов и стран. Они услышали шум, собрались перед домом, в котором находились апостолом, и так как каждый услышал то, как апостолы говорили его наречием, все очень сильно удивились. Однако, и тут нашлись скептики в то время, утверждая, что те напились сладкого вина. В ответ на реакцию тех, кто сомневался «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».

Первое свое название праздник получил в честь такого событие, как сошествие Святого Духа на апостолов, которое было обещано Иисусом Христом – Спасителем нашим перед тем, как произошло Его вознесение на небеса. Сошествие Святого Духа(Духа Святого) доказало таким образом тройственность Бога. По этому поводу известный и выдающийся религиозный деятель Иоанн Златоуст приводит следующие мысли: «И наполнил весь дом. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь - с апостолами; а с пророками - иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“ (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну».

В католической традиции существует соответствующий текст – молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.

Новый Завет не содержит в себе упоминание о том, что Богоматерь была вместе с апостолами в момент, когда произошло сошествие Святого Духа. Традиция, которая заключается в изображение ее присутствия в иконописных изображениях этого события основана на том, что есть такое указание в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».

В богослужебных книгах фигурирует такое название: «Неделя святыя Пентикостии». В этот день во многих храмах, церквях и костелах Минска совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году.

Перед праздником, в субботу вечером, происходит служение праздничного всенощного бдения, а на Великой вечерни читается три паремии. В первой паремии рассказывается и повествуется о том, что Святой Дух сходил на праведников в Ветхом завете. Во второй паремии и третьей паремии, по вере Православной церкви, являются пророчествами о сошествии Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу.

Также, на данном служении, впервые после Великого поста поется на стиховне знаменитая стихира шестого гласа Царю небесный, что становится первой молитвой обычного начала как церковных, так и домашних молитв.

На утрене служится полиелей, а также читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало, а на утрени поются два канона этого праздника. Первый канон был создан Космой Маюмским, а второй канон написал Иоанн Дамаскин.

В сам праздник в храмах, костелах и церквях города Минска служится праздничная литургия, на которой читается Апостол, третье зачало, а также читается составное Евангелие от Иоанна, двадцать седьмое зачало.

После того, как было произведено служение литургии, происходит служение девятого часа и великая вечерня, во время которой поются стихиры, которые, в свою очередь прославляют сошествие Святого Духа,во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает семь молитв (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз - три молитвы) о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

В славянской традиции существует такой уклад: пол храма, а также полы в храмах верующих в этот день устилаются свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет, в который необходимо облачаться – зеленый. Почему именно зеленый? Потому что зеленый цвет изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа, однако в других православных церквях применяются также облачения белого и золотого цветов. На следующий день, а именно, в понедельник, в самом начале неделе, отмечается День Святого Духа.

В католической церкви, а также в лютеранской традициях празднование Пятидесятницы, а именно Сошествие Святого Духа и день Святой Троицы разделено. День Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В «цикл Пятидесятницы» входят День Святой Троицы (воскресенье, седьмой день по Пятидесятнице), Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, одиннадцатый день по Пятидесятнице), Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, девятнадцатый день по Пятидесятнице), а также Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, двадцатый день по Пятидесятнице).

Праздники, которые происходят в момент Сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре самый высокий статус – статус торжества. Цвета, в которые облачаются в свои одеяния священники в день Пятидесятницы – красные, которые напоминают о «красных огненных языках», которые сошли на апостолов, а в День Святой Троицы – в белые, как и в другие великие христианские праздники.

В день сошествия Святого Духа происходит служение двух месс по различному чину – месса навечерия (в субботу вечером) и месса днем, а именно в воскресенье днем.

В католических храмах Минска существует традиция украшать храм ветвями деревьев, а именно ветвями такого дерева, как береза.

Иконография праздника берет свое развитие с шестого века нашей эры, его изображения появляются в лицевых Евангелиях, а именно в Евангелие Рабулы, мозаиках и фресках. По традиции, на иконах изображается Сионская горница, в которой, по книге Деяний Апостолов собрались апостолы. В их руки иконописцы помещают книги, свитки и рисуют кисти их рук и их пальцы в благословляющем жесте, который исторически является жестом оратора или же проповедника.

Традиционными и каноническими персонажами сцены сошествия Святого Духа являются следующие: двенадцать апостолов, и что интересно вместо Иуды Искариота обычно изображается не Матфий, а Павел. Иногда также фигурирует такой персонаж, как Богородица, которая известна уже по миниатюрам шестого века, после чего она исчезает в восточной традиции, однако она сохранилась в западной, и снова появляется на иконах с семнадцатого века.

Пустующее место, которое находится между Петром и Павлом, если это не композиции с изображением Богородицы, напоминает о том, что существует Святой Дух, или Дух Святой, который отсутствует на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Обычно, апостолы, как правило, изображены и расположено подковообразно, что также близко по своей иконографии приближено к иконе «Христос между учителями». Эту же композицию, которая связана с переносом на плоскость традиционного изображения Сошествия в куполе храма, будут повторять изображения Вселенских соборов, так как их задача заключается в том, чтобы выражать идею о соборности, общности и единстве, которая так удачно выражена здесь.

В верхней иконы части обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь - основанный на библейском описании способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесенный из описания Крещения Господня.

В нижней же части, внутри подковообразной композиции оставлено темное пространство, которое обозначает и представляет собой первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло это событие. Оно также может оставаться пустым и незаполненным, представляя таким образом собой пустую гробницу Христа и будущим воскресением мертвыммёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались (вслед за подкупольными композициями) толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа.Позже их сменяет (изредка изображается вместе с ними) фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространены толкования его как пророка Иолия, также цитируемого Петром, Адама, отпавшего Иуды или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Каноническим и традиционным, пусть же и поздним толкованием является понимание царя как образа народа, к которому обращается евангельская проповедь и который представлен правителем государства. В руках царь Давид держит растянутое покрывало, на нем же разложено двенадцать свитков, которые символизируют апостольскую проповедь, или же, по другому толкованию и трактовке – совокупность народов империи. В этой связи, рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись, которая читается как «космос», а переводится как мир, по которой образ царя получил такое название, как «Царь-Космос».

Как считает философ Евгений Трубецкой, образ царя на иконе представляет собой символ Космоса, а именно, Вселенной. В своем научном труде, философской работе «Умозрение в красках» он писал: «…внизу в подземелье, под сводом томится пленник - «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это - тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот».

Эта трактовка, которая основана на расширенном толковании греческого слова «космос» встречается и у большого количества авторитетных в научном сообществе искусствоведов. В церковной среде используется и такая дефиниция, как Царь-Космос, однако в значения мира, а именно Вселенной, без трактовок, которые присущи светской философии.

В Италии существует такая традиция: в память о чуде схождения огненных языков, был установлен такой обычай, как разбрасывание лепестков роз с потолка церквей, а в этой связи данный праздник на Сицилии и в иных местностях Италии называется Пасха Роз. Другое название, также пришедшее из Италии, происходит от красного цвета, в который облачаются священники в честь такого праздника, как Троица.

Во Франции же, во время богослужения, было принято дуть в трубы, которые по своему звуку напоминают звук сильного ветра, который в свое время сопровождал сошествие Святого Духа.

На северо-западе Англии в Троицу, а иногда на Духову пятницу, которая идет после Троицы, проводятся церковные и часовенные шествие, которые имеют свое название, а именно Духовские прогулки. Обычно, в такого рода подобных шествиях принимают участие духовые оркестры и хоры, представительницы женского пола облачаются во все белое. Также традиционно проводятся «Духовские ярмарки», которые иногда называются «Троицкими элями». С Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, орга а также организовывать и проводить так называемые «сырные гонки», и турниры, которые проводятся и проходят среди лучников.

Финская поговорка гласит, что если не найти себе «вторую половинку» до Троицы, то весь следующий год можно остаться одиноким.

В славянской же народной традиции, а именно, в Минске, день называется Троицей, или же Троицыным днем, и отмечается как праздник либо в один день, а именно, в воскресенье, или же три дня, которые длятся с воскресенья по вторник, а в целом же период праздников в честь празднования Троицы включает Преполовение, Вознесение, Семик, которая предшествует Троице неделю, саму собственно троицкую неделю, отдельные дни недели, которые следуют за троицкой которые празднуются во избежание засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста берет свое начало новый сезон, а именно - летний сезон.

Христианское Триединство - едва ли не один из самых спорных вопросов веры. Многозначность толкования привносит немало сомнений в классическое понимание. "три", треугольника, чаш и других знаков по-разному толкуются богословами и исследователями. Кто-то связывает этот символ с масонами, кто-то - с язычеством.

Противники христианства намекают на то, что эта вера не может быть цельной, и упрекают в наличии трех основных ветвей - православия, католицизма и протестантства. В одном мнения сходятся - сам символ един и неделим. А Богу стоит отвести место в душе, а не в разуме.

Что такое Святая Троица

Святая Троица - три ипостаси единого Господа: Святой Дух, Отец и Сын. Однако это не означает, что Бог воплощен в трех разных существах. Это все лики одного, которые сливаются воедино.

Стоит отметить, что к Всевышнему не применимы привычные категории, в данном случае - числа. Он не разделен временем и пространством, как остальные предметы и существа. Между тремя ипостасями Господа нет никаких зазоров, промежутков либо расстояний. Потому Троица Святая и представляет собой единство.

Материальное воплощение Святой Троицы

Принято считать, что человеческому разуму не дано постичь тайну этого триединства, но можно провести аналогии. Подобно тому, как образована Троица Святая, существует и солнце. Его ипостаси - форма абсолюта: круг, тепло и свет. Таким же примером служит и вода: источник, спрятанный под землей, сам родник и поток как форма пребывания.

Для человеческой природы триединство заключается в уме, духе и слове, которые присущи людям как основные сферы бытия.

Хоть три существа и составляют одно, они все же разделены происхождением. Дух - без начала. Он исходит, а не рождается. Сын - подразумевает рождение, а Отец - извечное существование.

Три ветви христианства по-разному воспринимают каждую из ипостасей.

Троица в католицизме и православии

Трактовка тройственной природы Бога в разных ответвлениях христианской веры обусловлена историческими вехами развития. Западное направление не было долго под влиянием устоев империи. Быстрый переход к феодализации общественного уклада жизни исключил необходимость связывать Всевышнего с первым человеком государства - императором. Потому и исхождение Святого Духа не привязывалось исключительно к Богу-Отцу. В католической Троице нет главенствующего лица. Святой Дух исходил теперь не только от Отца, но и от Сына, о чем свидетельствует добавленное в постановление второго слово «филиокве». Дословный перевод обозначает целую фразу: «И от сына».

Православная же ветвь долго находилась под влиянием культа императора, потому Святой Дух, по мнению священников и богословов, напрямую связывался с Отцом. Таким образом, Бог-Отец стоял во главе Троицы, и уже от него происходили Дух и Сын.

Но при этом не отрицалось и происхождение Духа от Иисуса. Но если от Отца он исходит постоянно, то от Сына - только временно.

Троица в протестантстве

Протестанты во главе Святой Троицы ставят Бога-Отца, и именно ему приписывают порождение всех людей как христиан. Благодаря «Его милосердию, воле, любви» и принято считать Отца центром христианства.

Но даже в пределах одного направления не существует единого мнения, все они отличаются в некоторых аспекта понимания:

    лютеране, кальвинисты и другие консерваторы придерживаются догмата троичности;

    западные протестанты разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы как два различных: на первом проводят богослужения, тогда как второй - «гражданский» вариант, во время которого устраиваются массовые гулянья.

Троица в древних верованиях

Как уже говорилось, истоки триединства корнями уходят в дохристианские верования. Чтобы найти ответ на вопрос «что такое Святая Троица в православии/католицизме/протестантстве», нужно заглянуть в языческую мифологию.

Известно, что идея о божественности Иисуса взята из поганской веры. По сути, под реформы попали только имена, так как сам смысл триединства остался неизменным.

Вавилоняне, задолго до появления христианства, разделили свой пантеон на следующие группы: Земли, Неба и Моря. Три стихии, которым поклонялись жители, не боролись, а в равной мере взаимодействовали, потому главная и подчиненные не выделялись.

В индуизме известны несколько проявлений Троицы. Но это тоже не было политеизмом. Все ипостаси находили воплощение в одном существе. Визуально Бога изображали как фигуру с общим телом и тремя головами.

Троица Святая у древних славян воплощалась в трех главных богах - Даждьбог, Хорс и Ярило.

Церкви и соборы Святой Троицы. Разногласия в изображении

Таких соборов во всем христианском мире множество, ведь они возводились во славу Господа в любом его проявлении. Едва ли не в каждом городе строился собор Святой Троицы. Самыми известными являются:

    Троице-Сергиева лавра.

    Церковь Живоначальной Троицы.

    Каменный Троицкий храм.

Свято-Троицкая или Троице-Сергиева, построена в 1342-м году в городе Сергиев Посад. Церковь Святой Троицы чуть было не снесли с лица земли большевики, но в итоге ее просто лишили статуса исторического наследия. В 1920-м ее закрыли. Работу свою лавра возобновила только в 1946 году и открыта для посещений по сей день.

Церковь Живоначальной Троицы находится в Басманном районе в Москве. Когда основана Святой Троицы, достоверно не известно. Впервые письменные воспоминания о ней датируются 1610 годом. Вот уже 405 лет храм не прекращает свою работу и открыт для посещений. Эта церковь Святой Троицы, помимо богослужений, проводит также и ряд мероприятий для знакомства людей с Библией, историей праздников.

Храм Святой Троицы существовал не дольше, чем до 1675 года. Поскольку выстроен он был из дерева, то до наших дней не дожил. Вместо старого здания с 1904 по 1913 год строится новый храм с тем же именем в Во времена фашистской оккупации он не прекращал работу. Посетить храм можно и сегодня.

Частично воплощение славы и величия Святой Троицы соборы, церкви передают. Но насчет графического изображения триумвирата до сих пор мнения расходятся. Многие священники утверждают, что изображать Святую Троицу нельзя, поскольку человеку не дано постичь природу существа и увидеть материальное олицетворение.

Учение о Троице

Центральным догматом Католической церкви является догмат о Троице. Согласно учению Церкви, единый Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Большое значение для понимания Троицы Западной церковью имели идеи Тертуллиана, а относительную завершенность учение о Троице принимает у Августина, который дал «психологическую» интерпретацию Троицы как вечного божественного самопознания и любви. Учение о Троице имеет для Церкви важнейшее практическое значение. «Единосущность» и «ипостасность» лиц Троицы обосновывает единство и равную значимость трех источников Откровения – Ветхого Завета, Нового Завета и Священного Предания и тем самым авторитет Церкви как хранительницы Откровения, вне которой невозможно обрести спасение. В этом причина непримиримой борьбы Церкви с антитринитарными учениями.

Из книги Курс патрологии автора Сидоров Алексей Иванович

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

3.1.2. Учение Оригена о Троице Чтобы понять дальнейшую историю развития троического богословия, необходимо иметь общее представление об учении о Троице Оригена, поскольку подавляющее большинство доникейских отцов по своим тринитарным взглядам были оригенистами.Учение

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Учение о Троице и о Христе Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в православное троичное богословие. Так, он говорил, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец; и

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Учение о св. Троице В своем учении о св. Троице Ориген прежде всего исходит из идеи Бога как единства или монады? термины, заимствованные из неоплатонического словаря. Помимо этого он пользуется термином Троица и, описывая отношения между Лицами Троицы, впервые

Из книги Великие учителя церкви автора Скурат Константин Ефимович

Учение о Троице Основная заслуга св. Афанасия состоит в его борьбе с арианством. В то время как в восточной Церкви не осталось ни одного православного епископа, он? один против всех? мужественно отстаивал православную никейскую веру, провозгласившую единосущие Отца и

Из книги Святые отцы и учители Церкви автора Карсавин Лев Платонович

Учение о Святой Троице Свою книгу «О Троице» Августин написал в конце жизни. В ней суммируется все его понятие о Боге. Эта книга стала впоследствии основой классического западного, «психологического» понимания Святой Троицы. Так пребывает Троица: разум, любовь, знание;

Из книги Православная философия и богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

Учение о Троице Центральным догматом Католической церкви является догмат о Троице. Согласно учению Церкви, единый Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Большое значение для понимания Троицы Западной церковью имели идеи

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

Учение о Боге, Святой Троице Учение блаженного Диадоха о Боге неразрывно соединено с его учением о Святой Троице.Бог непостижимо отличен от всей твари и неизмеримо превосходит ее. Он не ограничивается ни местом, "ни стенами не задерживается". Он "есть везде и во всем, и вне

Из книги Иисус, прерванное Слово [Как на самом деле зарождалось христианство] автора Эрман Барт Д.

Учение о Святой Троице В борьбе с арианством святитель Амвросий решительно становится проповедником догматического вероопределения I Вселенского Собора. Поэтому в его тринитарной схеме центральное место занимает учение о Втором Лице, о Его Божестве. Подчеркивая

Из книги Учение Оригена о Святой Троице автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Догматическая система святого Григория Нисского автора Несмелов Виктор Иванович

РАЗДЕЛ IV. УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ (ТРИАДОЛОГИЯ) Тема 8. Христос в евангелии ПРОГРАММАСмысл евангельского расказа о Христе. Разница текста сакрального и эпического. Событийная структура Евангелия. Феномен Христа. Историчность Иисуса. Смысловой центр проповеди

Троица 2016

Троица – один из самых главных христианских двунадесятых праздников. Он также носит название Пятидесятница, или день Святой Троицы. Данный праздник чтит и католическая и православная церкви, так как его корни уходят во времена Иисуса Христа. Троица 2016 года – почитаемый день, в который правят службы, украшают дома зеленью и проводят ярмарки и ночные гуляния.

Троица в 2016 году какого числа у православных

Событие, которое, впоследствии стало церковным праздником под названием день Святой Троицы, произошло во время ветхозаветного празднования Пятидесятницы, что отмечалось по прошествии пятидесяти дней с начала Пасхи. По преданию, в этот день к апостолам христовым сошел Святой дух, и открыл им тайну триединства Бога. До этого момента апостолы знали только ипостась Бога отца и Бога сына. Святой дух пришел к апостолам не в физической форме, а в виде бестелесного огня, который не обжигает. Он одарил их возможностью разговаривать на других языках, так как это было необходимо для прославления Господа во всем мире и несении его слова. Горница, в которой находились апостолы, стала первой Церковью Христа Спасителя. Православными христианами Троица 2016 года будет праздноваться 19 июня.

Приметы на Троицу

Католическая троица: какого числа празднуется в 2016 году

Католическая церковь относится ко Дню Святой Троицы с не меньшим почтением, чем православная. С четырнадцатого века западные христиане празднуют Троицу в первое воскресение после праздника Пятидесятницы. В православной культуре эти праздники совмещены. Структура и обряды праздника у католиков также отличаются и содержат целый цикл. Первый день цикла называется праздником Сошествия Святого Духа. Через четыре дня после него (или одиннадцать после Пятидесятницы) католическая церковь отмечает день Тела и Крови Христовых. Следующий праздник – пресвятого Сердца Иисуса принято отмечать на девятнадцатый день после Пятидесятницы, а сразу за ним (на двадцатый день)цикл завершается Праздником Непорочного Сердца Девы Марии. В этом году дата празднования западнохристианской Троицы выпадает на 22 мая.

Что делают в Троицу

Этот церковный праздник славится очень красивыми обрядами и традициями, уходящими в глубокое прошлое. Православные храмы в первый календарный день празднования традиционно украшаются ветками березы. Однако из-за того, что в разных регионах России стоят разные климатические условия, ветки березы заменяются на рябиновые, кленовые или дубовые. Ветви в цвету символизируют неоцененный Божий дар, и напоминают прихожанам о том, что душа праведника также будет цвести благодатными плодами. Не зря этот праздник также называется зелеными святками. Служба начинается самого утра. На неё принято приходить в нарядной одежде. В руках они держат зеленые травы, цветы, и ветки. Священнослужители также убраны в этот день в зеленые одеяния.

Сразу после службы устраивались массовые мероприятия, танцы, песнопения, хороводы, которые не утихали даже после заката.

Приметы и обычаи на Троицу

Ко дню Святой Троицы готовятся основательно. Хозяйки скрупулёзно убирают все комнаты, а затем украшают помещения цветами, веточками и молодой травой. Наши предки развешивали на стенках ветки ореха, клена, рябины, дуба. Считалось, что растения украшавшие дома и храмы наделялись лекарственными свойствами и становились оберегами. Их сохраняли и использовали как средства от недугов, порчи и грозы. В России существовала традиция добавлять в свадебный пирог сухари, высушенные из Троицкого каравая.

Обычаи на Троицу

С далекого 14-го века праздник Троицы в Католической Церкви празднуется в первое воскресенье после Пятидесятницы. Считается, что в этот день Святой Дух в виде огненных языков сошёл на апостолов в Иерусалиме. Это был знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди учения Иисуса Христа. По традиции в этот день проходят праздничные богослужения в церквях, а все, кого должны окрестить, надевают белые одежды.

Что значит "Троица"?

Христиане воспринимают Троицу следующим образом. Существует Бог, сущность которого едина, но Его бытие выражается личностным отношением трех ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - абсолютного Смысла, воплощением которого стал Иисус Христос, и Духа Святого - творящего живое Начала.

Как же три отдельных личности могут составлять одно целое? Лучше всего это смог объяснить Святой Патрик. Проповедуя ирландцам, он использовал трилистник клевера, показывая как три отдальных листочка являются единым растением.

Святой Патрик


Праздник является особенно почитаемым у верующих католиков во всем мире, особенно торжественно его празднуют в Европе.

События, которым посвящен праздник Троицы - сошествие Святого Духа на апостолов

Книга "Деяния святых апостолов" описывает произошедшие события так. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ».

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина».

Сошествие Святого Духа на апостолов и Марию, Мать Иисуса


Окружающим пришлось разъяснять произошедшее. «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. "

Согласно догматам церкви, сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога - «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви» . В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь.

Почему на иконах вместе с Апостолами изображается Мария, мать Иисуса?

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его».

Как Святой Дух повлиял на Апостолов?

Как богословский термин «харизма» - это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление; пророчества, глоссолалия и толкование языков.

Отличие в праздновании Троицы по римскому и византийскому обряду

День Святой Троицы одинаково почитается как христианами восточного, так и западного обряда. Но в символике праздника и богослужениях есть существенные отличия

Отличие первое, календарное. Православные отмечают в один день Пятидесятницу и Троицу, католики и лютеране разделяют эти два праздника. Так, западному календарю, от Пятидесятницы до дня Святой Троицы должна пройти неделя.

Отличие второе, количественное. Вообще, в католичестве существует целый цикл троицких праздников, длящихся 20 дней. Это праздники Тела и Крови Христовых, Пресвятого Сердца Иисуса и Непорочного Сердца Девы Марии. В православии аналогов таких праздников нет. Просто на следующий день после Троицы христиане восточного обряда празднуют день Святого Духа(Духов день в народе).

Отличие третье, символика цветов. Если в православии традиционный троицкий цвет - зеленый, то католические священники в день Пятидесятницы облачаются в красное - этот цвет символизирует сошествие огненных языков на апостолов, а в честь Троицы они облачаются в праздничные белые одежды.

Католические священники носят церемониальные облачения красного цвета, а православные - зеленого


Примечательно, что в странах, где католические общины соседствуют с православными, верующие западного обряда тоже используют в качестве праздничных украшений букеты зелени.

Порядок празднования Троицы, установленый Ватиканом для христиан римского обряда

В Католической церкви празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено и день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. Кроме того, в католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят:

День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице)
Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице)
Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице)
Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице)

Торжественноя месса на праздник Пятидесятницы в Ватикане


Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус - «торжества». Цвета облачения священников в день Пятидесятницы - красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы - белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служится две мессы по различному чину - месса навечерия, в субботу вечером и месса днём в воскресенье.

Праздник Тела и Крови Христовых

Праздник Тела и Крови Христовых, в Католической церкви - праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино во время евхаристии. Отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на одиннадцатый день после Пятидесятницы. Иногда этот праздник называют также Корпус Кристи (лат. Corpus Christi - Тело Христово) от латинского имени праздника.

Праздник возник в XIII веке и сначала был местным; его возникновение обычно связывают с личностью блаженной Юлианны из Льежа. В 1251 г. Святой Престол подтвердил этот праздник для льежской епархии, а уже в 1264 г. папа Урбан IV сделал его обязательным для всей Церкви.

Процессия со Святыми Дарами. Фонари в руках священников символизируют девять даров Святого Духа


Отличительным моментом этого праздника является торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма или по улицам города. Возглавляют её священники, несущие дароносицу, за ними следуют прихожане. В странах с преимущественно протестантским населением участие в процессии в день Тела и Крови рассматривалось как акт публичного исповедания католической веры, так как протестанты не признают Пресуществление. В некоторых странах существует традиция переноса процессии с четверга на воскресенье для того, чтобы в ней могло принять участие большее число людей.

Праздник Святейшего Сердца Иисуса

Праздник Святейшего Сердца Иисуса, в Католической церкви - праздник, посвящённый почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Христово является символом любви Бога к людям; праздник Сердца Иисуса, таким образом, отражает благодарность Господу за его любовь и дарованное спасение.

Икона Иисуса и Его Пресвятого Сердца и символическое изображение Святого Сердца


Праздник появился сравнительно недавно - в XIX веке. Не вызывает сомнения, однако, что почитание Сердца Иисуса, как символа любви к людям, возникло значительно раньше, ещё в Средние века во многих монастырях были распространены молитвенные практики, посвящённые ранам Христа и Его Сердцу. В XVII веке св. Маргарита Алякок видела в своих видениях Христа, который выразил желание, чтобы Его Сердце почиталось Церковью.

Видение Святой Маргариты Алякок


Однако, это пожелание долгое время оставалось невыполненным, многие богословы сомневались в необходимости установления нового всецерковного почитания, лишь в 1856 г. папа Пий IX установил обязательное празднование торжества Пресвятого Сердца.

Базилика Сакре Кер


Самым известным храмом, посвящённым почитанию Сердца Иисуса, является Базилика Сакре-Кёр в Париже.

Праздник Непорочного Сердца Марии

Праздник Сердца Марии, праздник Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии - в Католической церкви - праздник, посвященный почитанию Непорочного Сердца Богородицы. Отмечается в субботу, на следующий день после праздника Сердца Иисуса, на девятый день после праздника Тела и Крови Христовых и на тринадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Марии является символом любви Богородицы к людям, а также милосердия и сострадания к человечеству, за спасение которого она непрестанно возносит молитву.

Непорочное Сердце Марии


Почитание Сердца Марии, как символа любви к людям, возникло в Средние века. Праздник Сердца Марии был внесен в календарь некоторых французских епархий в 1648 году, в 1799 г. папа Пий VI подтвердил разрешение этого праздника. Окончательно в церковный календарь праздник был внесён в 1855 г.
Загрузка...
Top