Условия движения и дорожные ситуации. Упразднить! Шесть отмен в автомобильной жизни белорусов Когда включать ближний свет фар в белоруссии

138. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, независимо от освещенности дороги, на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие приборы:

138.1. на механических транспортных средствах – фары дальнего или ближнего света;

138.2. на велосипедах – фары и фонари;

138.3. на прицепах – габаритные огни.

139. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

139.1. в населенных пунктах, если дорога освещена;

139.2. при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства, а также на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

139.3. если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство;

139.4. в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.

140. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дороги или в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.

141. Если габаритные или стояночные огни неисправны, транспортное средство должно быть отведено за пределы дороги, а если это невозможно, то его необходимо обозначить согласно требованиям пунктов 45 или 46 настоящих Правил.

142. Противотуманные фары на транспортном средстве могут использоваться водителем:

142.1. в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним светом фар;

142.2. в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним светом фар;

142.3. вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 143 настоящих Правил.

143. При движении в светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства дневные ходовые огни или ближний свет фар должен быть включен:

143.1. на мотоциклах и мопедах;

143.2. при движении в организованной транспортной колонне;

143.3. на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу движению;

143.4. при организованной перевозке групп детей;

143.5. при перевозке опасных грузов, движении крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств;

143.6. при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве);

143.7. во время обучения вождению на дорогах;

143.8. на механических транспортных средствах при организации временного их движения по встречной полосе;

143.9. на механических транспортных средствах на период с 1 ноября по 31 марта, а также во время проведения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

144. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители оперативных транспортных средств при выполнении служебного задания.

145. Задние противотуманные фонари на транспортных средствах могут применяться только в условиях недостаточной видимости.

146. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.

147. Проблесковый маячок оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах, выполняющих строительные, ремонтные или уборочные работы на дороге, а также на транспортных средствах при перевозке опасных грузов, при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств в случаях, предусмотренных соответствующими правилами.

148. Звуковые сигналы могут применяться только для:

148.1. предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;

148.2. предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

149. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – переключение фар с ближнего света на дальний.

150. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, толкающие автомобиль, могут осуществлять движение как можно ближе к правому краю проезжей части дороги, если приводимые ими в движение транспортные средства обозначены габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами).

Другие главы ПДД Республики Беларусь

Глава 1 ПДД РБ Общие положения Глава 2 ПДД РБ Права участников дорожного движения Глава 3 ПДД РБ Обязанности водителей Глава 4 ПДД РБ Обязанности водителей и иных участников дорожного движения в особых случаях

В связи с окончанием учебного года и началом летних каникул ГАИ с 25 мая по 5 июня проведет специальный комплекс мероприятий "Внимание - дети!". Основная цель - предупреждения ДТП с участием несовершеннолетних.

В эти дни водители в обязательном порядке должны передвигаться с включенным светом фар или дневными ходовыми огнями в любое время суток (п.166.9 ПДД). Об этом аbw.by сообщили в УГАИ МВД. За невыполнение требования грозит штраф до двух базовых величин (до 49 руб, ч. 3 ст. 18.14 КоАП Беларуси.).

В этом году профмероприятия начнутся Единым днем безопасности дорожного движения, который пройдет 25 мая под девизом "Сделаем лето безопасным вместе!.

Госавтоинспекция призывает водителей быть предельно внимательными при движении вблизи детских учреждений, проезде нерегулируемых пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и особенно во дворах.

Особое внимание будет сосредоточено на проведении профилактической работы с родителями. Милиционеры посетят трудовые коллективы и родительские собрания, разъяснят взрослым причины и последствия ДТП с участием детей, напомнят о правилах безопасной перевозки несовершеннолетних, ответственности за нарушения ПДД, а также о необходимости личного примера правильного и безопасного поведения на дороге.

С начала текущего года на дорогах страны погибло 6 детей, 125 несовершеннолетних получили травмы.

Анализ аварийности прошлых лет показывает, что характер распределения числа пострадавших в ДТП детей по времени года имеет ярко выраженный сезонный характер. В среднем 70% получают травмы на дорогах в шесть теплых месяцев года, с мая по октябрь, большая часть - летом, когда дети остаются без присмотра педагогов и родителей. В июне - августе 2017 года в ДТП погибло 7 детей (в 2016 г. - 7, в 2014 г. - 11).

Наибольшее количество происшествий с участием детей в летний период совершается с пятницы по воскресенье. Именно в эти дни необходимо усиленно контролировать досуг детей и подростков, исключить возможность доступа к ключам от автомобилей и мотоциклов.

Между тем в Минске позавчера произошел наезд на ребенка. Как сообщил на редакционный Viber 8 029 689 88 93 читатель, "ребенок был сбит напротив школы №51 на ул. Дроздовича, 3. В 18.30 в школе проходили родительские собрания для третьих классов, через несколько минут после начала один из учеников 3-го класса угодил под машину...

Школьника увезла реанимация. На месте работали ГАИ и Следственный комитет. Судя по всему, травму он получил серьезную. Саму аварию не видел, так как был уже школе, но похоже, под машину он угодил во время игр с другими детьми".

Автомобилист обратился к аbw.by: "Надеюсь, вы осветите важность подготовки детей к правильному поведению на дороге перед летними каникулами". Что мы и делаем...

Автолюбители со стажем прекрасно помнят, что когда-то, еще по старым правилам, включать фары с осени до весны нужно было даже днем. Правда, через какое-то время это правило отменили. Для чего так сделали? Хорошо это было или плохо? Как влияют включенные фары на безопасность, и вернется ли снова нововведение в Беларусь ? «Комсомолка» вспомнила, как это было, узнала мнение экспертов и представителей ГАИ.

Зажженные фары днем продержались чуть больше года

Летом 2003 года в Беларуси вышли новые ПДД, которые предписывали включать фары в период с 1 ноября по 31 марта независимо от времени суток. Ориентировали на Европу - там, мол, езда в светлое время суток уже давно практикуется и положительно влияет на безопасность движения. Первые итоги новшества в Беларуси гаишники подвели 31 марта следующего года, в день окончания зимнего сезона. Результат положительный. Всего одной поправкой в ПДД, не тратя ни копейки бюджетных денег, удалось на 4% снизить количество ДТП с пострадавшими, совершенных в светлое время суток. На 3% сократилось количество наездов на пешеходов, на 7% - количество лобовых столкновений, на 10% - число столкновений на перекрестках. Самое главное достижение - количество погибших в светлое время суток снизилось на четверть!

Прошло лето, и гаишники вновь стали напоминать водителям о том, что с 1 ноября ездить с фарами нужно круглосуточно. Но через 17 дней после начала «светлого осенне-весеннего» сезона в дело вмешался Лукашенко :

В Госавтоинспекции сегодня зажгли фары у каждого автомобиля и думают, что завтра мы снимем вопрос безопасности дорожного движения, - заявил тогда президент, выступая перед парламентариями в Доме правительства. - Едешь и наблюдаешь: солнце горит, свет - лучше не придумаешь, и машина едет с включенными фарами. И терзают граждан, которые сегодня за рулем автомобилей. Вы посмотрите, кого вы посадили за автомобиль, и понюхайте их хорошенько. И кто вам вообще дал право менять Правила дорожного движения?

Через год правило «с ноября по март с фарами всегда» исчезло из белорусских ПДД.

ОФИЦИАЛЬНО

Сейчас по белорусским ПДД включать ближний свет фар нужно либо в темное время суток (оно начинается с заходом солнца и заканчивается с восходом), либо в условиях недостаточной видимости (меньше 300 метров). Передними противотуманками тоже нужно пользоваться или в темное время суток, или при слабой видимости - совместно с ближним светом. Днем с ближним светом должны ездить мотоциклы и мопеды, а также организованные транспортные колонны, автобусы, перевозящие детей, грузовики с опасными грузами. Согласно статье 18.14.3 за нарушение пользования внешними световыми приборами можно получить от предупреждения до 260 тыс. рублей штрафа.

МНЕНИЕ ГАИ

Перед началом учебного года ГАИ Беларуси сейчас практикует акцию: с 27 августа по 10 сентября водителям рекомендуют включать ближний свет. По мнению инспекции, это поможет избежать всплеска аварий, связанного с началом учебного года. Почему не прописать такую норму законодательно?

Действительно, столичная ГАИ положительно относится к вопросу использования водителями ближнего света фар, - рассказал «Комсомолке» замначальника управления Госавтоинспекции ГУВД Мингорисполкома Вадим Гаркун. - Во время проведения ГАИ операции вроде «Внимание, дети!» движение с ближним светом фар является обязательным. Кроме этого, мы рекомендуем ездить с ближним светом и в осенне-зимний период, когда световой день сокращается и ухудшаются погодные условия. Однако законодательные меры по поводу обязательного ближнего света лежат в компетенции законодательных органов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Преподаватель учебного центра УО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Департамента охраны МВД РБ Юрий Краснов :

Движение на автомобиле с ближним светом даже в светлое время суток безопаснее. Не зря рекомендуют включать свет при обучении вождению, новичкам, при пасмурной погоде или дожде. Ближний свет лучше обозначает транспортное средство и его становится лучше видно, причем, не только другим водителям, но и пешеходам. В Европе на законодательном уровне обязали автопроизводителей выпускать машины с постоянно горящими дневными ходовыми огнями или ближним светом. Так что плюсов у езды с постоянным светом однозначно больше, чем минусов в виде перегоревших лампочек.

Кто против?

По опросам автомобильных порталов, примерно три четверти водителей выступают за постоянный свет. Но есть и противники этой идеи, которые приводят свои доводы:

Лампочки чаще перегорают. Действительно, даже чисто теоретически лампочки, которые чаще включают-выключают, служат меньше. Но точных исследований или испытаний никто не проводил. Вспомните, как долго горит лампочка в фаре вашего авто, знайте, что она стоит всего пару -тройку долларов и прикидывайте, насколько возрастут расходы на обслуживание машины.

Вследствие большей нагрузки на генератор повышается расход топлива. В отличие от лампочек измерения по топливу проводились. Подсчитано, что езда с фарами увеличивает расход топлива на 1 - 3%. Например, если машина за осенне-весенний сезон проезжает десять тысяч километров и расход у нее 9 литров 92-го бензина, то экономия составит 150 тысяч белорусских рублей. А если проезжает 20 тысяч километров, то 300 тысяч рублей. Большие это деньги или нет - каждый решает для себя. Но важно помнить, что экономить топливо можно и на других вещах. Например, на 3% вырастает расход при неправильном давлении в колесах, на 10% - открытые окна или люк (на высоких скоростях), на 15% - использование кондиционера.

У большинства авто яркость фар не отрегулирована, поэтому их свет просто-напросто слепит водителей встречного транспорта, особенно когда машина едет по выбоинам. На самом деле ночью водители с «кривыми» фарами все равно будут слепить. А днем встречные фары практически не мешают, и нет разницы, настроены они или нет.

А КАК У НИХ?

Европа

Идее использования ближнего света фар при движении в светлое время суток более сорока лет. Первый положительный опыт нововведения был получен в Скандинавских странах, для которых наиболее характерны частые туманы, дождь, снег, большое количество пасмурных дней в году. При этом, начиная с 1964 года, в Дании , Канаде , Норвегии , США , Финляндии , Швеции и ряде других стран было проведено более 20 научных исследований. Выводы - движение с включенным ближним светом фар в светлое время суток сокращает риск попадания в ДТП в среднем на 13%. При этом было отмечено, что обязательным условием для получения такого показателя является выполнение требования как минимум 85% водителей. Сейчас в большинстве стран Евросоюза езда с ближним светом обязательна в любое время суток и в любое время года. Именно поэтому забывчивым белорусам, пересекшим белорусско-польскую или белорусско-литовскую границу, встречные водители мигают фарами: мол, не забудь включить свои! Штраф за езду без фар днем - 100 злотых (32$), вечером – 200 (64$). Кстати, переусердствовать тоже нельзя. Наших любителей езды с противотуманками в любую погоду ждет знаменитый вопрос польского полицейского «Пше у пана туман?» и предложение оплатить штраф.

Украина

Последние поправки в украинские ПДД вступили в силу 15 апреля этого года. Теперь, согласно новым правилам, обязательным стало использование дневного света фар за пределами населенных пунктов в светлое время суток в осенне-зимний период - с 1 октября до 1 мая. В украинских городах правила - как и в Беларуси. За выключенные фары полагается штраф 340 - 425 гривен (41-52$). Однако руководство украинской ГАИ заявило, что первое время забывчивых водителей будут только предупреждать и проводить разъяснительные беседы.

Россия

С конца 2010 года в России - как в Европе. Ближний свет фар нужно включать всегда и везде. Ранее ездить с фарами днем необходимо было только за городом. С 1 сентября максимальный штраф за нарушение правил пользования внешними световыми приборами возрос в пять раз и составил 500 российских рублей (16$).

Требование иметь в автомобильной аптечке презерватив отменили десять лет назад, хотя народный фольклор еще помнит странную повинность для водителей. А в автошколах уже не учат особенностям работы четырехтактного двигателя. И пресловутый дорожный фонд ушел в архив. Вспоминаем, отмена каких важных устоев коснулась большинства водителей в Беларуси.

Презервативы в аптечке больше не нужны

В начале 2000-х в обязательном перечне, который каждый водитель должен был иметь в автомобильной аптечке, среди лекарств и бинтов вдруг появился пункт о наличии презерватива. И это не шутка! Отправляясь в поездку, нужно было позаботиться о наличии этого средства контрацепции.

На самом деле логика была: таким образом популяризировалась идея безопасного секса. Включение презервативов в автомобильные аптечки стало частью кампании по профилактике ВИЧ/СПИД. Не так уже важно, что выполнялось требование далеко не всегда, но говорили о нем многие. И шутили, к слову, тоже.

Ровно десять лет назад, в 2008 году, Министерство здравоохранения утвердило новый перечень лекарственных препаратов, которые должны быть в аптечке. Тогда же из него исключили презервативы.

Напомним, что обычно содержимое аптечки проверяют при прохождении техосмотра. Сотрудник станции диагностики вправе убедиться в наличии каждого медикамента и средства из приведенного перечня, вплоть до проверки срока годности. Аналогичные полномочия есть у сотрудников ГАИ.

И это как раз не ноу-хау. В странах Западной Европы тоже строго следят за содержимым автомобильной аптечки. Героиня одного из наших Антье Зоммерфельд (немка, прожившая в Беларуси пять лет) вспоминала, как однажды ее оштрафовали в Германии за то, что в принадлежащей ей машине находилось просроченное лекарство.

Доверенность больше не спрашивают

Многие водители уже не помнят, когда именно отменили необходимость иметь доверенность при управлении автомобилем, зарегистрированным на другого человека. При введении данной нормы, в смутные времена, это была жизненная необходимость и перестраховка - машину могли отобрать силой или угнать.

Постепенно волна дорожного криминала сошла на нет, и автомобилисты уже не понимали, зачем среди водительских документов нужно иметь бумажку, заверенную нотариусом.

Это сильно затрудняло жизнь, если необходимо было срочно сесть за руль чужой машины (без присутствия хозяина).

В конце концов формальность отменили, что облегчило жизнь многим белорусам. Теперь для управления автомобилем, зарегистрированным на другого человека, достаточно иметь свидетельство о регистрации (техпаспорт), обязательную страховку и сертификат о прохождении техосмотра, а также права и талон.

Перестали продавать «Нормаль-80»

А пять лет назад на белорусских заправках перестали продавать бензин «Нормаль-80». Обоснование было таким: данный вид топлива экологически вреден, не отвечает современным стандартам, к тому же спрос на него многократно снизился.

Одновременно нефтеперерабатывающие предприятия заявили о выпуске в больших объемах высокооктановых марок бензина АИ-92 К5, АИ-95 К5, АИ-92 К5 Евро, АИ-95 К5 Евро. Это, в свою очередь, привело к отсутствию технической возможности производства автобензина «Нормаль-80», имеющего низкую добавленную стоимость. Новое оборудование на заводах было выведено на проектную мощность.

Впрочем, до сих пор некоторые автомобилисты со стажем интересуются, куда подевалась старая добрая «Нормаль-80» (или даже АИ-76). «Почему 80-й бензин не продается на заправках? У меня „Москвич-412“, и ему другой не подходит», - в частности интересовался один из водителей.

Ответ специалистов «Белнефтехима» был таким: «По данным основных производителей карбюраторных двигателей для автотехники, все модели выпускаемых в настоящее время двигателей могут эксплуатироваться на автобензине АИ-92 (Регуляр-92), а произведенные ранее, в том числе и на автомобиле „Москвич-412“, допускают использование высокооктановых бензинов при условии регулировки установочных параметров двигателя».

К слову, на заправках стран Западной Европы уже не найдешь бензин с октановым числом ниже АИ-95. Однако в Беларуси разговоры об ограничениях продаж 92-го пока не ведутся.

Не нужно включать свет фар

Обязанность ездить с ближним светом фар (с 1 ноября по 31 марта) круглосуточно вменили в 2003 году. Инициаторы ссылались на европейский опыт, который считался положительным.

Спустя год после нововведения сотрудники ГАИ докладывали: на 4% снизилось число учетных ДТП, совершенных в светлое время суток, на 3% - количество наездов на пешеходов, на 7% - лобовых столкновений, на 25% - жертв аварий.

Однако в ноябре 2004-го Александр Лукашенко возмутился тем, что водителей обязывают ездить с включенным светом фар и днем. В частности, он тогда сказал: «Едешь и наблюдаешь: солнце горит, свет - лучше не придумаешь, и машина едет с включенными фарами. И терзают граждан, которые сегодня за рулем автомобилей. Вы посмотрите, кого вы посадили за автомобиль, и понюхайте их хорошенько. И кто вам вообще дал право менять правила дорожного движения?»

Тональность комментария Натальи Петкевич (работавшей в то время пресс-секретарем президента) была более официальной: «Правила о том, что транспортным средствам необходимо передвигаться в светлое время суток с включенными фарами, вызывали возмущение и недоумение как у водителей, так и у пешеходов. Тем не менее безопасности движения это не прибавляло... Из правил дорожного движения должны быть исключены все те абсурды, которые не создают дополнительных условий для безопасности движения, а просто мешают как пешеходам, так и водителям».

Вскоре данный пункт в ПДД был скорректирован. Сейчас он звучит по-другому и обязывает всех водителей включать ближний свет фар в светлое время суток во время проведения спецмероприятий (как правило, акций ГАИ).

В автошколах скорректировали учебную программу

Раньше в автошколах довольно глубоко изучали конструкцию машин. Можно было видеть, как курсанты зубрят устройство карбюраторного двигателя. Кое-где со старых времен остались плакаты и стенды, которые сейчас скорее выполняют роль декораций.

Развитие автомобилизации, повышение качества услуг сервиса и распространение служб эвакуации сделало многие требования морально устаревшими, и учебную программу скорректировали. В самом деле, зачем современной автомобилистке знать, как поменять свечи или масляный фильтр, если это быстро и качественно сделают специально обученные люди.

Как рассказали нам специалисты, задействованные в обучении курсантов, сейчас на изучение автомобиля отведено пять часов теории и один час практики.

Однако сами курсанты говорят, что сегодня на эту тему редко отводят время. А потом сотрудники СТО рассказывают анекдотичные случаи про деталь 710. Реальная история одного курсанта автошколы: «На одном из последних занятий преподаватель спросил, все ли знают принцип работы сцепления. Точнее, что происходит, если выжать педаль. Все в голос завопили: „Да-а-а, диски сжимаются“. Правильный ответ я узнал совсем не в автошколе, а у стороннего инструктора».

Дорожный фонд и его ликвидация

Отмена единого дорожного фонда аукнулась сначала на качестве дорог, а потом на карманах автомобилистов. Раньше деньги поступали за счет акцизов на бензин и некоторых налогов, оплачиваемых при покупке машины. Когда эти сборы отменили, многие поспешили обрадоваться.

Тем не менее дорожники сетовали, что отмена фонда больше всего сказалась на местных дорогах, в результате чего финансирование их содержания значительно уменьшилось.

А через несколько лет решено было поддерживать состояние дорог за счет госпошлины, которую стали взимать при оплате техосмотра. Тогда многие автомобилисты решили отказаться от ТО. По данным «Белтехосмотра», более половины зарегистрированных машин в прошлом году не показывались на станциях диагностики.

Процедуру взимания госпошлины решили срочно скорректировать. Теперь оплату хотят отвязать от прохождения ТО, а систему взимания денег за эксплуатацию трасс сделать более гибкой.

Загрузка...
Top