Простые и красивые рисунки на ножах. Художественное травление металла - лезвие ножа

У одних упоминание о гравировке на ноже вызывает ассоциации с наградным именным холодным оружием, у других – приятные воспоминания о прилавках охотничьих магазинов, где широкими рядами лежат «Медведь», «Вепрь», «Кабан» и другие ножи с искусно изображенными на клинках животными.

Ручная гравировка в начале XXI века находится на грани вымирания. Если вам хочется получить нож с гравюрой именно ручной работы, лучше всего искать мастера на тематической ярмарке. Правда, деньги придется отдать баснословные – больше, чем за рядовой кастомный нож. Ручная гравировка значительно увеличивает его стоимость.

Причем нельзя сказать, что сделанная по последнему слову техники гравировка уступает по красоте ручной – последняя, пожалуй, теперь не больше чем шик. Рассмотрим старую и новую школы гравировки по ножам.

Основными целями гравировки сегодня, как и десятки и сотни лет назад, остаются идентификация оружия (например, нанесение на клинок эмблемы фирмы-производителя или имени мастера) и персонификация (дарственные надписи, символы, узоры, рисунки, сакральные знаки и другое).

Основные архаичные техники гравировки

Резцовая гравировка

Первый из трех типов гравировки, о которых мы будем сегодня говорить. Историческое ее название – bulino, по названию основного резца, которым пользовались в итальянской школе граверов. Конечно, сейчас для ее воплощения используется большее количество инструментов, но сам принцип остался неизменным: мастер передает фактуру изображаемого предмета и игру светотени, взрезая поверхность металла нажимом различной силы и под разными углами. Причем работа тонкой иглой здесь даже предпочтительнее, чем обычным резцом: она позволяет точнее изобразить мелкие детали, обычные для охотничьей тематики – например, фактуру шкур животных.

Когда-то резцовая техника применялась в основном для украшения ружей (так исторически сложилось), а затем ее освоили мастера ножевого искусства, причем до того хорошо, что ассоциируется она теперь, в первую очередь, именно с холодным, а не с огнестрельным оружием. Наносят ее преимущественно на металлические детали ножен и рукоятей: больстеры, перекрестия, заклепки и т. д. Хотя изредка этот вид гравировки используется и на самих голоменях клинков.

Существует три вида этой техники: пунктирная, линейная и смешанная – из названий ясно, как выглядит тот или иной вид. Каждый мастер решает лично для себя, в какой технике работать, но по большей части приходится их сочетать.

Плоскостная гравировка

Если вы не раз сталкивались с настоящими охотничьими ножами (особенно старого образца, да еще исполненными в единственном экземпляре), то наверняка заметили, как часто при их гравировке используется растительный орнамент. Это не случайно: когда-то у каждого изображенного растения был глубокий сакральный смысл. Лотос символизирует бессмертие, лавр – славу, дуб – могущество, пальма – мир и победу, виноградная лоза (на фото ниже) – таинство причастия. Именно такие орнаменты чаще всего исполнялись в технике плоскостной гравировки: особой нужды создавать в них фактуру той же шерсти или перьев не было.

В чем же ее отличие от предыдущего вида? Если в первом случае на поверхности вырезаются борозды (длинными линиями или пунктиром), то здесь мы создаем две или больше плоскостей, пользуясь при этом разными штихелями для достижения правильного теневого эффекта. Например, надпись или орнамент будут как бы выдаваться из окружающей поверхности или, наоборот, окажутся углублены в нее.

При производстве холодного оружия такая техника на клинках встречается реже, как правило – для декора прибора и ножен.

Пластинчатая гравировка (чеканка)

Чеканка – это наполовину лепка грубой формы, наполовину доведение заготовки до ума с помощью молоточных резцов (болхштихелей, фляхштихелей, шпицштихелей). Правда, сейчас ее почти не встретить, она практически полностью заменена литьем. К исключениям можно отнести, пожалуй, авторское оружие народов Закавказья.

На фото ниже можно увидеть, как грубо отлитая голова тигра превращается во вполне детальное изображение на навершии охотничьего ножа.


Голова тигра на навершии ножа: на первых двух фото – только что отлитая форма, на последних – обработанная резцами

Для резцовой гравировки (всех трех ее видов) мастера используют ромбовидный резец, он же грабштихель, а также шпицштихель с сечением, похожим на треугольник со скругленными гранями, стальную иглу, красители и вспомогательные инструменты – карандаши, белила, лупы и микроскопы, точильный брусок, стальную линейку. Для прочих видов – то же самое, но с более широким набором штихелей.

Что касается самих материалов, по которым делается гравировка, то подходят самые различные стали и сплавы (правда, тут нужно учитывать степень закалки покрытия, по которому делается работа), титан, алюминий, а также цветные и драгоценные металлы.

Техника исполнения

  1. Перед нанесением рисунка на поверхность мастер сначала шлифует и полирует поверхность, затем покрывает белилами.
  2. Рисунок наносится механическим карандашом с грифелем не толще 0,3 мм в сечении*.
  3. Стальными иглами мастер очерчивает контуры будущего рисунка. Теперь белила можно удалять.
  4. На этом этапе начинается, собственно, сама работа по гравировке: отточенными движениями мастер выкалывает точками или вырезает линиями нужный орнамент. Для плоскостной гравировки обрабатывается еще и фон – специальными насечками, которые визуально придают объем. Для чеканки задний план, что называется, понижается и обрабатывается жемчужным резцом.
  5. Чтобы подчеркнуть контраст, используются лаки или окислители, затемняющие вырезанные борозды, а с помощью полировальных средств высветляются не тронутые гравюрой участки.
  6. Заусенцы, возникающие в процессе работы, удаляют шлифовальными приспособлениями с самым мелким зерном, которое только можно найти.

На самом деле, конечно, существует еще несколько способов перенесения рисунка на поверхность (с помощью пластиковой пленки или кальки), но отрисовка карандашом – самый распространенный вариант, особенно для резцовой техники.

Интересное и полезное о гравировке старой школы

  • Гравировка, как ни крути, нарушает целостность изделия; если у него была защита от коррозии, следует ее восстановить. Большинство гравированных изделий подвергают закалке – это делает сталь устойчивее к коррозии; если при гравировке делались золотые и серебряные всечки, то после закалки они будут смотреться еще красивее.
  • После гравировки и закалки изделие часто покрывают типографской краской – она усиливает контрастность светотеней.
  • Большинство действительно стоящих ножей с ручной гравировкой (то есть элитное холодное оружие) создается членами Гильдии мастеров-оружейников, а сами изделия причисляются Министерством культуры к объектам, имеющим культурную ценность. Государственной Думой 1 ноября 2002 года была принята поправка к закону «Об оружии»: наряду с гражданским, служебным и боевым оружием появилась четвертая категория – оружие, имеющее художественную ценность.
  • Гравировку также делят не на три, а на два вида: штриховую (то, что в этой статье разделено на резцовую и плоскостную) и обронную (пластинчатую или чеканку).

Современный рынок услуг гравировки по холодному оружию

Из предыдущей главы, вероятно, стало понятно, что настоящая гравировка, которой еще более-менее занимались в 90-х годах и которая уже тогда стоила довольно дорого, сейчас практически сошла на нет – ввиду того, что за гораздо меньшие деньги можно получить хоть и не индивидуальные, но более техничные и доступные по цене решения.

Все современные методы позволяют за короткое время нанести на металл идеально ровные надписи, эмблемы, логотипы, товарные знаки любой сложности, а некоторые – еще и довольно сложные рисунки вроде цветных портретов и пейзажей.

Лазерная гравировка и лазерная сублимация

Такую гравировку делают повсеместно и буквально за 15–20 минут: обычно даже в небольших городах есть пара точек, где вы можете оставить нож и через полчаса получить его назад с нужными надписью, эмблемой, рисунком и так далее.

Распространенности метода способствует относительная дешевизна оборудования и небольшое количество места, необходимого для его размещения. Общий принцип действия такой: лазерный (световой) луч испаряет часть металла так, что этот след становится визуально заметен; наиболее мощные лазеры прорезают металл полностью – в этом заключается уже сверхточная и сверхтонкая лазерная резка. Правда, само это оборудование может быть как простым и ограниченным в сфере использования, так и более многофункциональным.

Лазерные граверы CO 2 – это как раз бюджетная категория. Скорее всего, именно такое оборудование стоит в ближайшем к вам ТРЦ, где в числе прочего делают печать на кружках и футболках. У этих граверов не особенно сильный луч, и работают они по большей части по дереву, пластику, коже и т. д. – то есть в нашем случае по рукоятям и ножнам. Правда, по специальному покрытию, если таковое нанесено на металлические части ножа, например, по эмалированной латуни они также вполне успешно делают гравировку. Маркировку CO 2 такие граверы получили за счет того, что длинное инфракрасное излучение, которым они работают, производится молекулами углекислого газа.

Совершенно иной тип излучения – у граверов категорий «алюмоиттриевый гранат» (YAG), ванадат-лазеров (vanadate laser) и волоконных лазеров (fiber laser). Их рабочая длина волны предназначена для работы с металлами, причем самой высокой прочности и твердости. Самый мощный (и при этом транспортабельный и позволяющий делать рисунки высокого разрешения) – последний тип, волоконный лазер.

Посмотрите, как сильно отличается лазерная гравировка от любой архаичной техники: здесь дарственная надпись и коловрат как будто выписаны светлой краской, а не вырезаны.

Эти лазеры хороши в своей нише, но цветных изображений они делать не умеют, потому что работают исключительно с испарением металла. Для нанесения цвета на стальную поверхность нужен метод лазерной сублимации – на металл или материал рукояти помещается распечатанный трансфер, который испаряется лазером. В результате рисунок трансфера навсегда остается на поверхности. Собственно, это та же самая технология, с помощью которой делаются изображения на ковриках для мыши, кружках, футболках.

Механическая гравировка

Современная механическая гравировка по металлу напоминает старые техники, о которых мы говорили, правда, делается она, опять же, не руками, а машиной. Программа направляет фрезу по тому рисунку, который ей задан. По самым твердым материалам работает алмазный наконечник; для полировки или работы по нержавейке используются специальные насадки для фрез. Они не только позволяют формировать рельефные поверхности, но и выполняют на клинке прорезные художественные миниатюры.

На стыке современной и архаичной гравировок есть и ручная механическая – там также используется вращающаяся фреза (сам инструмент называется пантограф), но направляет ее не компьютер, а человеческая рука. Это также не очень распространенный вид работ, хотя также более и дешевый, и быстрый, чем та же традиционная резцовая техника.

Чем такая гравировка хороша, так это тем, что она может работать по любым видам металлов (любой твердости и чистоты), в отличие от лазера, который часто ограничен в сфере своего использования. Цена при этом остается почти той же, однако мастеру, работающему на станке механической гравировки, приходится изучать куда больше – и специфику работы с различными материалами, и нажим, и т.д.

Гравировка при помощи пескоструйной обработки

Внешне готовые изделия с пескоструйной гравировкой больше всего похожи на ножи, сделанные по старой технике плоскостной гравировки – как и предыдущий тип, она объемна (в отличие от сделанной лазером), и даже более объемна, так как металл здесь вырезается глубже.

На металл помещается трафарет, вырезанный (в зависимости от сложности и возможностей заказчика и гравировщика) вручную, на плоттере или лазером; затем абразивоструйный аппарат точно и направленно распыляет на поверхность абразивный порошок – разной фракции и с разным давлением. Меняя показатели двух последних характеристик, мы можем изменять глубину рисунка и его разрешение.

Гравировка эта делается и на других твердых материалах, из которых сделан нож – например, на пластиковой или костяной рукояти.

Художественное электрохимическое травление

Еще один способ удаления частичек металла и образования рисунков на его поверхности – это электрохимическое травление с помощью электролитной жидкости и применения электрода. Чтобы понять, как это делается, нужно вернуться на пару десятков лет назад – к тем временам, когда кислоты использовались сами по себе, а не в качестве электролита.

Старая школа травления уже умела подделывать рисунок дамасской стали – поэтому, если вам попался дешевый нож с узором, похожим на разводы дамаска, не спешите его покупать, возможно, это подделка. Делались такие узоры с помощью так называемой техники маскировки, когда лаком покрывалась часть клинка, не подлежащая травлению, а оставшаяся часть подвергалась воздействию кислот; для нержавеющей стали использовался ляпис.

После этого настала эра облучения ультрафиолетом клинка, на котором специальным консервационным лаком был выведен узор; после этого рисунок проявлялся в едком натре. Затем мастера научились пользоваться не лаком, а специально изготовленной для этого пленкой, что, конечно, делало работу чище: такие пленки можно заказать в специализированных магазинах, и именно с ними же работают и сейчас.

Все, что нужно мастеру кроме этой пленки, – электролит (ортофосфорная, солярная и серная кислоты) и источники постоянного и переменного тока. Этот способ подходит, когда рисунок на стали повторяется (например, речь идет о маркировке металла). Под действием тока электроды вырывают частички металла с его поверхности; делается такой узор с любой глубиной.

Электрохимическое травление называется также гальваническим, так как источником тока служит гальваническая батарея. Примечательно, что современный способ безопаснее для здоровья, так как протравка за счет гальванизации проходит быстро и вредные пары кислот просто не успевают выделяться.

Лучшим подарком для мужчины может стать оружие с персональной гравировкой. Большинство мужчин любят оружие так же преданно, как и женщина ювелирные украшения. Гравировка на оружии – это простой способом оставить памятную надпись, либо орнамент на любом материале, таких как дерево, металл, пластик и т.д.

Сабли, ножи, кинжалы и кортики с гравировкой сделают их более привлекательным и желанным подарком для любого мужчины. Гравировка на холодном оружии – это уникальный способ сделать презент по-настоящему элитным и эксклюзивным, это возможность сделать подаренное оружие сувениром высокого качества. Такой подарок свидетельствует об особенном отношении к человеку, которому он предназначен.


Нож с гравировкой - это отличный памятный подарок!

Гравировка выполняется с целью придания особой значимости, она поможет подчеркнуть свое особое отношение к тому, для кого предназначен подарок. Возможности гравировки позволяют нанести на ножи и другое надписи и орнаменты по шаблонам и эскизам заказчика.

Возможно нанести ручную художественную или механическую алмазную гравировку на ваш выбор. Надпись, созданная путем гравировки, не подвержена стиранию и отличается четкостью и аккуратностью исполнения. Боевой, или декоративный нож с гравировкой будет отличным украшением любого интерьера или особенной «изюминкой» в коллекции ценителей. Менее рельефная гравировка подойдет для ножа, которые предполагается эксплуатировать. Гравировка сделает любую вещь индивидуальной и подчеркнет ее красоту, придаст изысканности, изделие станет уникальным и неповторимым.

Что гравировать?

    Эмблемы различных родов войск, государственных организаций (ФСБ, ФСО, ВДВ и т. д.).

    Девизы (могут дополнять эмблему, например «Никто, кроме нас»).

    Пожелания, напутствия.

    Знаменательные даты.

    Крылатые фразы.

    Логотипы компаний (если это корпоративный подарок).

    Просто интересные узоры, украшающие лезвие и рукоять.

Выбрать можно не только надпись…

Надпись или изображение можно нанести на различные места холодного оружия:

    На лезвие. Гравировка на лезвии ножа смотрится особенно эффектно. При этом она не ухудшает качества клинка, не приводит к его коррозии, потере прочности. Если обух ножа достаточно толстый, то узор можно будет нанести на него.

    На рукоять. Можно сделать гравировку на рукоятке ножа из любого материала. Наш станок может обрабатывать пластик, металл, древесину, кожу (в том числе акулью) и т. д.

Нанесение картинки на с помощью лазера позволяет получить очень четкое изображение черного цвета на клинке. Цвет надписи на рукоятки будет зависеть от материала, из которого она сделана, но, как правило, он темнее окружающего фона. Рисунок не выцветает, не стирается.


5 примеров шикарной гравировки

Техника: Гравировка, чеканка, всечка, оксидировка.

Материалы: Дамаск, желтый металл, белый металл, орех, мрамор, футляр обтянутый кожей.

Мастер о своей работе: «Кабинетный нож на подставке, может использоваться как удобный функциональный предмет, при этом являясь изделием, представляющим культурную, художественную ценность. Нож состоит из трех частей. Это дамасский клинок, переходящий в гарду, ореховая вставка и рукоять из белого металла. На клинке с двух сторон изображен медведь в разных ракурсах. Сюжет объединен переплетающимися ветвями деревьев переходящими из обуха на боковые части клинка. С левой стороны рукояти мы видим олениху, испугавшаяся голодного зверя, а на правой части внимательно прислушивается к звукам леса олень. Нож украшен элементами русского орнамента».

Нож охотничий "Утиная охота" в ножнах (1997 г.).

Материалы: Дамасская сталь, сталь, мельхиор, орех.

Поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Если посмотреть на нож традиционно, то видно, лишь кабинетный нож на подставке, но попытайтесь посмотреть с другой стороны и вы увидите череп доисторического животного, где нижняя челюсть это подставка, а верхняя челюсть и сам череп это рукоять ножа. Вы увидите горящие огнем глазницы животного. Нож «Артефакт» (2011) г.

Техника: Гравировка, чеканка, гальваническое покрытие, резьба по дереву.

Материалы: Дамаск, белый металл, желтый металл, золочение, восстановленная карельская береза, эбэн африканский, жемчуг, гранит, футляр обтянутый кожей.

Мастер о своей работе: «Создавая эту работу, мне хотелось сыграть на иллюзиях восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Зрение о, в носовую впадину вставлено кольцо, передние клыки выполняют роль гарды. На правой стороне клинка изображен дракон. Левая сторона имеет ярко выраженную структуру дамасской стали. Теплота дерева лаконично сочетается с холодным перламутром мрамора».

Нож на подставке "Доледниковый период" (2008 г.).

Материалы: Дамаск, белый металл, кость мамонта, окаменевшее дерево доледникового периода, найденное под Нижним Новгородом, блэквуд, эбен, сипо.

Техника: Ковка, гравировка, всечка, чеканка, оксидирование.

Пара охотничьих ножей в ножнах (1995 г.).

Материалы: Дамасская сталь, мельхиор, орех.

Техника: Ковка, гравировка, чеканка, резьба, оксидирование.

Лазерная гравировка - что это?

Существует лазерная гравировка и лазерная маркировка. Оба данных метода очень востребованы. Причина популярности проста - лазерная маркировка на оружии смотрится прекрасно. Ей присущи благородный черный цвет и отличная детализация. Лазерная гравировка - это метод нанесения изображения на какое-либо изделие (в том числе нож) с помощью сфокусированного лазерного луча. Как правило это изображение имеет некоторую глубину (рельеф), и в этом заключается основное отличие лазерной гравировки от лазерной маркировки.


Использование лазера позволяет наносить на нож не только текст в различных шрифтах на любом языке, но и изображения/логотипы - что очень востребовано для корпоративных клиентов.


Гравировку можно сделать на большинство ножей. Поэтому смело выбирайте любой нож со специфическими эксплуатационными характеристиками и определенным назначением. Добавление гравировки на клинок не занимает много времени, а если вы не знаете, что выбрать, то наш онлайн консультант всегда вам поможет. И не забывайте, при заказе ножа в магазине Rognar от 5000 рублей, гравировка в подарок!


— Делитесь с друзьями

Как сделать рисунок на ноже в домашних условиях. Как сделать рисунок на ноже. Для начала должна быть идея! Надо определиться, что именно травить на клинке – т.е. учитывать его стиль, допустим – восточный орнамент, тема охоты… Затем в сети отыскиваем подходящие эскизы (впрочем, можно придумать и самому).

Далее, как человек, живущий в 21 веке, я банально запихиваю клинок в сканнер, и изображение перетаскиваю в CorelDraw, где обрисовываю контуры клинка (кстати рукоятки я разрабатываю так-же), накладываю подходящий орнамент (или ставлю рядом), и, на его основе рисую свой.

Можно, конечно, «слизать» готовый, но, придется под него подгонять клинок, это будет не совсем честно, да и интерес теряется.

После мучений с прорисовкой и размещением на рисунке, дублирую в зеркальном отображении, и результат – в печать.

Во время разработки эскиза на клинке сох лак…

Я пользуюсь лаком «TESTORS». Это лак для пластиковых моделей-копий. Практически в любом магазине, торгующем моделями, он имеется. Беру матовый, развожу нитрорасстворителем (чтобы сох быстрее) и наношу аэрографом, но можно и кистью. Лак хорош тем, что сохраняет в течении суток пластичность, и не «крошится» под скраббером.

Следующая задача – перенести рисунок на клинок. Я это делаю так – вырезаю эскиз, чтоба было удобнее подогнать к клинку, оборотную сторону зачерняю карандашом, закрепляю на клинке малярной лентой

после чего перевожу-прорисовываю тонкой ручкой. В результате, мы имеем рисунок на лаке

для этого я сделал несколько скрабберов (так они, оказывается «научно» называются), с разной заточкой. Металл не должен быть тверже металла клинка! Ибо возможны царапины. Здесь имеется еще один ньюанс – рисунок возможен двух типов – травится «поле», как на этом варианте, он, имхо,более сложен(сложнее процарапать рисунок), и – травится сам рисунок

Ну, вроде все готово - процарапано!

Готовим агрегат!

Я использую переменный трансформатор от игрушечной железной дороги «Пико». Древний, и основное назначение – адаптор для минидрели, она помельче, и не столь оборотиста, как «Дримель» (который тоже в арсенале), но незаменима для «тонких» работ. Макс.вольтаж – 12 вольт, этого, имхо, достаточно! Принципиальная схема агрегата-

Итак, наложили на пластинку ткань, и все это замочили в крепком соляном растворе, соли не жалеть! И начинаем травить – короткими касаниями, долго держать не стоит, т.к можно перегреть лак.

Чем хорош этот способ, в отличии от травления в сосуде клинка «целиком» - легче контролировать процесс. Прошли по рисунку несколько раз (предварительно рекомендую потренироваться на «кошках», ибо загубить клинок…обиднее, да и дороже) и когда увидим, что похоже на готовность, отрубаем агрегат, и протираем клинок растворителем.

Ну вот вроде и все.

visibility 233 просмотра

Перенести красивый и авторский рисунок на лезвие ножа можно в домашних условиях, но очень важно соблюдать технику безопасности и принцип нанесения рисунка. Если пропустить данные пункты, в лучшем случае, у вас рисунок не выйдет или вы испортите нож, в худшем – получите ожоги. Итак, все тонкости и подробности того, как сделать рисунки на металле травлением, далее.

Материалы

Для работы вам будут нужны:

    • нож с разборной рукояткой;
    • хлорид железа;
    • дистиллированная вода;
    • пластиковый контейнер;
    • лак, виниловая наклейка или изолента;
    • ацетон;
    • ватные диски;
    • пластиковый пинцет или зубная нить;
    • резиновые перчатки;
  • мелкозернистая наждачная бумага.

Шаг 1 . Полностью разберите нож, оставив для дальнейшей работы только лезвие. Оставив рукоятку, вы рискуете испортить ее во время работы.

Шаг 2 . Обработайте лезвие ножа ацетоном. Для этого смочите в нем ватный диск. Протирайте поверхность аккуратно, чтобы пальцами не касаться металла. Это важно. Если на лезвии останутся естественные жировые отпечатки от соприкосновения с кожей, рисунок будет испорчен.

Шаг 3 . На лезвии ножа создайте шаблон рисунка. Те части, которые должны остаться нетронутыми, заклейте виниловой наклейкой, изолентой или закрасьте качественным лаком для ногтей. Нанесите защитное покрытие и на места соединения частей лезвия, если это складной карманный нож. Химический раствор, попав на данную часть, безнадежно испортит изделие и вам останется лишь выбросить его.

Шаг 4 . Наденьте резиновые перчатки. В пластиковой емкости смешайте дистиллированную воду и хлорид железа в равных пропорциях. Разводите раствор для травления в хорошо проветриваемом помещении. Он едкий, как и пары, которые будут выделяться при реакции взаимодействия состава с металлом.

Шаг 5 . Используя зубную нить или пластиковый пинцет, опустите подготовленное лезвие в емкость с раствором. Рекомендуем делать это со следующей периодичностью:

    • 20 секунд – металл в растворе;
    • 10 секунд – дать раствору стечь с лезвия;
  • 10 секунд – дать стечь воде.

Такая периодичность позволит вам регулировать интенсивность получаемого рисунка. Во время процесса травления не касайтесь детали голыми руками, получите ожог.

Шаг 6 . Если вам нужно протравить лишь одну сторону ножа или перенести маленький по размерам рисунок, сделайте по-другому. Смешав раствор, смочите в нем ватный диск и приложите к нужному участку ножа. Удерживайте спонж в течение 10 – 30 секунд. Когда металл вступит в реакцию с хлоридом железа, диск начнет окрашиваться в темный цвет. После этого также промойте лезвие проточной водой и при необходимости повторите процедуру.

Загрузка...
Top