О техническом прогрессе по тексту Леонова. В те отдаленные прежние времена приблизительно на том же уровне… (ЕГЭ по русскому)

(1)В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2)Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы дать ему умереть так запросто и по-собачьи. (З)Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4)Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа.

(5)Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма. (6)Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7)Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8)Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9)Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (10)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (11)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.

(13)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то... (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытое, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.

(15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания.

(17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла.

(18)3нание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19)Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда.

(По Л.М. Леонову*)

* Леонид Максимович Леонов (1899-1994 гг.) - русский советский писатель.

Показать текст целиком

Как прогресс влияет на духовное благополучие в мире? Вот проблема, поднятая Л. М. Леоноывм в тексте. Безусловно, эта проблема очень важна и актуальна. Автор описывает все «блага», которые стали доступны человеку благодаря прогрессу: разнообразие товаров, способность быстро перемещаться из одной точки земного шара в другую, возможность общаться «чуть ли не с северным полюсом ». Однако все это не помогает достичь духовного благополучия. «Чад от проводов», «не в меру раскаленный воздух», «подозрительные гулы», будто предупреждает человечество о нависшей над ним угрозе гибели. Действительно, прогресс способен принести человечеству жизненные удобства, сделать комфортным наше существование. Но в бесконечной гонке за новыми достижениями в науке, искусстве мы забываем о состоянии нашей души. Люди становятся безразличными к окружающим, меркантильными, иногда даже жестокими. И если не одуматься сейчас, то в скором будущем мы совсем потеряем человеческий облик, превратимся в бездушных роботов. Позиция автора по этой проблеме очевидна. Л

В публицистической статье Л. М. Леонова поднимается проблема влияния технического прогресса на современное общество. Как новейшие изобретения влияют на нравственную жизнь человека?

Леонов обращает внимания читателя на зыбкость и критическую неустойчивость положения человека в современном мире. Описывая многочисленные достижения науки, техники, экономики и искусства, автор не только не выражает восхищения перед их могуществом, но и сравнивает с “неописуемым существом”, с неведомым монстром из кошмарных снов, который ворвется в наш удобный и знакомый мир, лишь только мы перейдем смертельную черту.

Безграничные возможности, которые предоставляет разогревшаяся до предела машина прогресса, пугают своей масштабностью – человек получает возможность “заглянуть в бездну”, но не осознает в полной мере опасность сорваться в нее, потерять в математическом пространстве остатки нравственности и моральных принципов. Леонов предчувствует, что до катастрофы остаются считанные дни, часы, минуты. Он призывает человечество встряхнуться, осознать незыблемость понятий

“добро” и “зло” и прекратить свое поклонение прогрессу.

Данная позиция встречается во многих произведениях русской и зарубежной литературы в начале XX-ого века – период научно-технической революции. Именно в это время большую популярность получило такое литературное направление, как антиутопия.

В произведении русского писателя Евгения Замятина “Мы” изображается прогрессивное коммунистическое общество, результат всемирной технической и нравственной революции. Главный герой романа – Д-503 – уверен в справедливость, величии и совершенстве Единого Государства. Однако, встретив I-330 – молодую девушку, разочарованную в принципах Государства и мечтающую освободиться от его навязчивого ига, герой впервые испытывает настоящую любовь, забывает о своей привязанности к стройным математическим формулам, восстает против жестокой политики обезличивания и заболевает “душой”. Финал произведения показывает, что индивидуальность, искренность и свободомыслие в условиях тоталитарного государства немыслимы: герой добровольно соглашается на операцию по удалению фантазии, после чего без колебаний предает свою возлюбленную и всех ее соратников.

В романе английского писателя Олдоса Хаксли также изображается общество, построенное на передовых биотехнологических принципах: людей производят на предприятиях, с самого рождения разделяют на касты, предопределяют их потребности, мысли, желания и судьбы. Вся их жизнь направлена на “потребление товара”, выпускаемого государством. Их богом становится Форд, и они поклоняются ему, лишенные чувств, мыслей, презирающие свое прошлое. Джон, житель резервации, прочитавший Шекспира, мечтающий о любви и справедливости, оказавшись в мире прогресса, получает ироничное прозвище “Дикарь”. Непонимание, пошлость и низость современного человечества, его несоответствие шекспировским идеалам разрушают все мечты Джона и, не в силах перенести разочарование, в конце романа он убивает себя.

Таким образом, поклонение прогрессу губительно для человечества, оно препятствует развитию человеческих взаимоотношений, убивает индивидуальность в самом ее корне и ведет к роботизации сознания.


Другие работы по этой теме:

  1. О научно-техническом прогрессе Вопрос о влиянии научно-технического прогресса на судьбы человечества очень важен. Развитие технической мысли во всем мире происходит очень быстрыми темпами; можно сказать,...
  2. Прошедший войну Борис Васильев значительную часть своего творчества посвятил памяти о ней. Писатель неоднократно обращался к нравственно-этической стороне поведения людей, которых принято величать потомками героев...
  3. В своем тексте И. А. Ильин поднимает проблему истинной и ложной дружбы. Данная проблема является весьма актуальной в современном обществе, так как в погоне за...
  4. Важно ли помнить и знать историю своей Родины, семьи? Есть ли необходимость запоминать то, что было в прошлом? Нужно ли сохранять культурное и историческое прошлое?...
  5. Вступление Гармоничная жизнь в социуме, так прекрасна, но к сожалению, так не возможна в нашем обществе. На протяжении тысячелетий самые выдающиеся философы и писатели неоднократно...
  6. Всегда ли соответствует преставление человека о самом себе? Этот вопрос не теряет актуальности и по сей день, поскольку стремление быть похожим на кого-то с каждым...
  7. Писатель, журналист и путешественник В. М. Песков поднимает в своей статье проблему “неугомонных людей”, их роли в жизни общества. Благодаря таким неравнодушным личностям мы обогащаемся...

Нужно 3 аргумента
(1)В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2)Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы дать ему умереть так запросто и по-собачьи. (З)Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4)Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа.
(5)Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма.
(6)Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7)Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8)Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9)Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (Ю)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (И)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.
(13)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то... (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытое, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.
(15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания.
(17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла.
(18)3нание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19)Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда. (По Л.М. Леонову*)
* Леонид Максимович Леонов (1899-1994 гг.) - русский советский писатель.

Ответ оставил Гость

Подтверждение своей позиции я нахожу в творческом наследии нашихписателей. Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокойценой. Так, например,Евгений Замятин говорил: «Сам посебе технический прогресс в отрыве от нравственного, духовного развития нетолько не способствует улучшению человеческой породы, но грозит вытеснитьчеловеческое в человеке». Его роман «Мы», написанный в 1920 году, можно назвать романом-предупреждением, предвидением. Уже в эти годы человек задумался о том, что же такое технический прогресс,какое влияние он может оказать на жизнь людей? Чего от него больше – пользы иливреда? Писатель показывает технически совершенное Единое Государство, вкотором удовлетворены все потребности людей, каждый из которых имеет не имя, абукву и номер. Во главе этого Государства стоит Благодетель, давший этимнумерам всеобщее математически безошибочное счастье. Мечта о технократическом идеальном государстве, связанном с машинами, управляемом техниками, возникладавно. Замятин довел до конца идею человека-машины, но показал, что люди нестали в итоге жить лучше. Научно-технический прогресс формирует особыйтип человека. «Всё вниманиеобщества, - как утверждал американский социолог Фромм, – сосредоточено на массовом производстветоваров и услуг, и наиболее ценятся именно те качества людей, которыеспособствуют решению задачи – иметь – экономность, расчетливость, деловитость,рационализм». Однако достаточно ли этого? В Библии сказано: «Какая польза человеку, если он приобрететвесь мир, а душе своей повредит или погубит себя?» Об этом же поэтЕвгений Евтушенко утверждал: Еще не всё технический прогресс,Ты не забудь великого завета – Светить всегда!Не будет в душах света –Нам не поможет никакая ГЭС.

Жизнь стремительно развивается. С каждым годом наука радует нас новыми открытиями, техническими новинками. Жизнь действительно становится благодаря технике комфортнее, разнообразнее, приятнее. Откуда же тревожность? Почему мы ощущаем приближение к чему-то неизбежному и страшному? Почему вновь и вновь появляется яблоко раздора, которое разрывает планету на части, сеет вражду между странами и людьми, разжигает войны.

И, как оказалось, в ящике Пандоры для человечества припасено много запретных плодов. Почему так происходит? Что мы потеряли в пути к прекрасной жизни? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Л.М.Леонова.

Я считаю, что автор поднимает проблему «духовного благополучия» в современном мире. Писатель с тревогой говорит о том, что развитие техники, улучшение жизни людей не обеспечивает «духовного благополучия» в мире. Он обращает наше внимание на то, что «последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа». Стремительный технический прогресс дал человеку многое: «переполненные товарами витрины», «наисовременнейшие автомобили», «диковинные приборы», «увлекательные афиши, призывающие… скоротать скуку жизни». Но что-то забрал безвозвратно. Автор убеждён: «Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности». Почему?

Позиция автора скрыта, но при внимательном прочтении понятна: человек не успевает за техническим прогрессом, открывающимся новым знанием, которое «помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё». Мало того, общество материальных ценностей и удовольствий, которые и дарит нам прогресс, всё дальше уводит человека от душевного благополучия. В таком бешеном ритме жизни человек просто не имеет возможности думать, анализировать, иметь свою точку зрения. Мы потеряли «духовное благополучие».

Я разделяю обеспокоенность автора. Сегодня много спорят о влиянии на человека соцсетей, гаджетов, мобильных телефонов. И приходят к единому мнению, больше отрицательного. Зависимость, потеря времени, снижение интеллекта и т.д. Другой вопрос, что новейшие разработки могут попасть в руки совсем не добродетельных людей, которые используют их в своих корыстных интересах. Кто гарантирует, что такие люди не приведут нашу планету к гибели гораздо раньше отпущенного ей времени? А то, что происходит сегодня в мире, свидетельствует, что опасения писателя оправдываются. Угрозы запуска ядерных ракет, СМИ навязывают людям своё мнение, ловко манипулируя их сознанием, компьютерный шпионаж, химическое оружие… Как человеку не потеряться, не растеряться?

В художественной литературе 20 века писатели часто поднимали проблему «духовного благополучия» в мире научно-технического прогресса, отмечая его отрицательное влияние. Попробую это доказать.

В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» писатель показывает московское общество 30-ых годов 20 века. Неплохо живут люди. Общественный транспорт, квартиры, вещи. Вспомним, как жила Маргарита, у которой муж – известный инженер. У неё была даже домработница. Но, как сказал Воланд, «квартирный вопрос их испортил». Под «квартирным», убеждена, он имеет в виду всё материальное. Перед нами череда героев, жадных, завистливых, алчных, способных на подлость и предательство ради личной выгоды. Мы видим, что в обществе потребления, в плену у вещизма люди и думают только о потреблении. Духовному благополучию здесь места нет.

В романе-антиутопии Рэя Бреэдбери, американского фантаста, «451 градус по Фаренгейту» мы встречаем общество, где научно-технический прогресс вывел жизнь на небывалые высоты. Несгораемые дома, ракетные бомбардировщики и высокоскоростные автомобили, рекламные щиты в 200 метров, механический пёс, выполняющий любое ваше задание, телевизионные стены, с которых обращаются именно к вам. Но что потеряло человечество? Книги, способность думать, размышлять, замечать красоту природы, разговаривать и общаться на разные темы. Всё просчитано, определено, за тебя уже всё решили: как правильно и как нужно. Люди - салфетки, которые кто-то использует в своих интересах. Отважный Рэй Монтэг вдруг осознаёт всё духовное неблагополучие этой жизни и борется с целой системой, которая погибла сама. Жителей города убеждали в их благополучии и счастье, заполняя их жизнь развлечениями, а по ночам над городом носились бомбардировщики, которые свидетельствовали об обратном. Счастливый город накануне гибели.

Нет, технический прогресс не обеспечивает счастья. В погоне за удобствами, комфортом мы потеряли главное - душевное благополучие. И сегодня, глядя на современную действительность, мы ещё острее чувствуем остроту слов писателя: «Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности». Это ощущение носится в воздухе. Сможем ли мы что-то изменить?

Загрузка...
Top