Федеральная служба налоговой полиции рф. Причины и последствия упразднения фснп Департамент налоговой полиции мвд рф

Участие полиции в налоговых проверках бизнеса резко увеличивает сборы, выяснил Финансовый университет при правительстве. Это может стать поводом для создания нового фискально-силового органа

Фото: Наталья Селиверстова/ТАСС

При совместных проверках бизнеса налоговиками и полицией средний размер доначислений по налогам резко возрастает: самостоятельно налоговики доначисляют в среднем по 7,5 млн руб. за одну проверку, а при участии полиции — в два-три раза больше, выяснили ученые Финансового университета при правительстве. Вывод сделан на основе данных Федеральной налоговой службы (ФНС) и Министерства внутренних дел (МВД), пояснил РБК руководитель исследования, профессор Финансового университета Иван Соловьев. Пресс-служба ФНС подтвердила РБК актуальность данных. МВД на запрос РБК не ответило.

Цель исследования — сформулировать предложения по совершенствованию законодательства для улучшения взаимодействия между налоговиками и правоохранителями при выявлении налоговых преступлений, следует из пояснений Соловьева для РБК. По его словам, ученые выполняют государственное задание, полученное от правительства. Завершить исследование планируется к началу ноября. По итогам исследования ученые могут предложить правительству создание специализированного органа по расследованию налоговых преступлений — по образцу итальянской Guardia di Finanza и по аналогии с налоговой полицией, которая существовала в России до 2003 года.

В 2013 году при самостоятельных проверках ФНС доначисляла бизнесу в среднем 6,9 млн руб. налогов за одну проверку, а при инспекциях с участием полиции втрое больше — 21,6 млн руб., свидетельствует статистика, которую анализировали исследователи. В 2014 году совместные проверки оказались в 2,5 раза эффективнее (20,6 млн против 8,2 млн руб.), а в 2015 году — вдвое эффективнее (19,1 млн против 8,9 млн руб.).

ФНС объясняет столь существенную разницу тем, что совместные проверки проводятся в наиболее сложных случаях уклонения от уплаты налогов. Например, если есть свидетельства необоснованного возмещения НДС или акциза, или при выявлении преступных схем уклонения от уплаты налогов, когда налогоплательщик избегает налогового контроля или активно противодействует выездной налоговой проверке (в случаях «миграции» организации, смены учредителей или руководства, реорганизации или ликвидации после решения налоговиков провести выездную проверку), или использует в работе фирмы-однодневки и т.д.

Кроме того, согласно разъяснениям ФНС, налоговики могут привлекать полицейских, если поводом для проверок становятся материалы о налоговых нарушениях, которые сами полицейские направили налоговикам. Полномочия полиции при сборе доказательств о налоговых правонарушениях шире, чем у налоговиков, в первую очередь за счет права проводить оперативно-разыскную деятельность (ОРД), указывает пресс-служба ФНС. Материалы ОРД считаются надлежащими доказательствами по делам о налоговых правонарушениях. Сейчас ФНС и МВД завершают согласование проекта совместного приказа о порядке передачи таких материалов налоговым органам, это, «безусловно, окажет положительное влияние на эффективность взаимодействия двух ведомств», сообщила РБК пресс-служба налоговой службы.

Не только эффективность

Соловьев допускает, что совместные налоговые проверки более эффективны еще и потому, что в присутствии полицейских у проверяющих и налогоплательщиков меньше возможностей «договориться» — во время таких проверок происходит только поиск нарушений.

«Действительно, совместные проверки налоговой и полиции дают синергетический эффект — их права объединяются, и благодаря этому они могут гораздо глубже и тщательнее проверить бизнес», — говорит Роман Терехин, управляющий партнер бюро «Деловой фарватер», которое специализируется на защите бизнеса при налоговых проверках. Когда у проверяющих больше прав, то появляется и гораздо больше возможностей для выявления правонарушений и доначисления налогов, объясняет Терехин.

Но есть и обратная сторона: при совместных проверках возрастает не только эффективность, но и агрессивность. «Чем больше силы мы даем проверяющим, тем больше риска, что эта сила будет использована не только во благо, но и во вред», — отмечает Терехин. В отличие от налоговиков, которые говорят с бизнесом на понятном языке и изучают бухгалтерские документы, полиция — орган, который «отвечает» за «закошмаривание» бизнеса, этот метод до сих пор жив и применяется, «бывают злоупотребления», сожалеет он. По его словам, во время выездных налоговых проверок полицейские часто запрашивают документы — не в интересах самой проверки, а в рамках своих оперативно-разыскных мероприятий, позже эти документы в эту выездную проверку могут даже не попасть. «И как их потом будут использовать, мы заранее не знаем», — сетует Терехин.

Едва ли результаты совместных налоговых инспекций говорят о более глубоких и компетентных проверках, скорее, наоборот, это показатель того, что вряд ли целесообразно привлекать силовые органы к проверкам, в которых требуются специалисты, а не угрозы, считает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Реальные налоговые доначисления могут осуществить только компетентные сотрудники ФНС, а никак не полицейские, говорит он. Но в присутствии полицейских предприниматели чаще готовы согласиться с доначислениями, чтобы не создавать угрозу последующих, более жестких проверок, отмечает Назаров. «Мне кажется, при внешней видимости позитивного результата в целом для экономики и инвестиционного климата такие совместные проверки являются, скорее всего, отрицательным фактором», — полагает собеседник РБК.

Лучше сами

Несмотря на показатели статистики, налоговики все же предпочитают проверять бизнес самостоятельно, свидетельствуют данные Финансового университета. В 2013 году полицейские участвовали в 6531 выездной налоговой проверке из 41331 (16%), в 2014 году — в 7123 из 35758 (20%), в 2015 году — в 6460 из 30663 (21%). Сейчас каждая пятая выездная проверка проводится с участием полицейских, подтверждает пресс-служба ФНС. Служба не ставит цели все проверки проводить совместно с органами МВД, это нецелесообразно, сказано в ответе ФНС на запрос РБК. Существенное количество проверок с суммой доначислений выше среднего проводится налоговыми органами самостоятельно, отмечают налоговики.

Совместные проверки проводятся по инициативе налоговых органов. Налоговики просят участия полиции, в частности, когда нужны конкретные действия по осуществлению налогового контроля (выемка документов, исследование, опрос, осмотр помещений), содействие сотрудникам ФНС, если их деятельности препятствуют или требуется защита их жизни и здоровья при проверках, следует из разъяснений пресс-службы ФНС.

Налоговики привлекают к проверкам полицейских, когда видят явные признаки налоговых преступлений, когда информацию о нарушениях получают из правоохранительных органов, но чаще всего — «когда им страшно», а в остальных случаях предпочитают действовать самостоятельно, объясняет Соловьев. «Есть же разные налогоплательщики — кто-то может и на порог не пустить. То есть это некая силовая составляющая», — говорит ученый. Полицию зовут, когда компания саботирует взаимодействие — не дает документы, сотрудники не являются на допросы, а полиция в отличие от налоговиков может проводить обследования, вызывать людей для дачи объяснений, приходить к ним домой, чтобы вручить повестки, согласен Терехин. Но полиция, по его словам, и сама может включаться в любые выездные проверки — в частности, если имеет какую-то информацию о налогоплательщике.

Процессуальная эффективность собранных налоговиками материалов невысока, отмечают исследователи, уголовные дела по ним возбуждаются лишь в 9-11% случаев. Методы, которыми пользуются налоговики, не позволяют документировать налоговые преступления — налоговики не могут прослушивать телефоны, проводить оперативное внедрение и наблюдение — все, что для документирования преступлений использует полиция, объясняет Соловьев. При этом немедленный результат дал возврат к прежнему порядку возбуждения уголовных дел по налогам, согласно которому Следственный комитет получил право использовать материалы полицейских оперативно-разыскных действий, констатируют исследователи. В течение 2015 года количество таких дел увеличилось почти на полторы тысячи — с 3102 до 4568.

«Это же не потому произошло, что налоговики стали слать больше материалов в Следственный комитет. Следственный комитет сработал лучше, потому что стал получать дополнительные материалы из полиции», — рассуждает Соловьев. По этой же причине существенно увеличились и объемы платежей в бюджет: общая сумма возмещенного ущерба при доследственных проверках и расследованиях налоговых преступлений в 2015 году составила 14,9 млрд руб. Рост — на 86%.

Итальянский рецепт

Основываясь на всех этих показателях, ученые приходят к выводу о необходимости «значительного укрепления государственной системы противодействия налоговой преступности». Идеальным вариантом они считают введение «единого правоохранительного цикла выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений». Это можно реализовать путем создания специализированного правоохранительного органа (финансовой полиции), полагают исследователи.

В качестве удачного примера ученые приводят Финансовую гвардию в Италии (Guardia di Finanza). Согласно ее годовому отчету, в 2015 году сумма выявленных сокрытых налогов превысила €1 млрд. В пересчете на рубли это примерно 84,7 млрд — против 14,9 млрд руб. в целом по России, отмечают они. То есть гораздо меньшими человеческими ресурсами с вдвое меньшего количества налогоплательщиков устанавливается ущерб больше в 5,7 раза, подсчитали ученые.

Назад в будущее

В России специальный орган по борьбе с налоговой преступностью уже был — Налоговая полиция. Она была создана в 1992 году и ликвидирована в 2003-м. Официальных объяснений необходимости ликвидации не было, но решению предшествовал конфликт ведомства с «Газпромом», который налоговые полицейские обвинили в уклонении от уплаты налогов на «десятки миллиардов рублей».

Показатели Налоговой полиции по расследованию налоговых преступлений были лучшими в российской истории: в некоторые годы возбуждалось по 40-50 тыс. дел, напоминает Соловьев. При этом, как и сейчас, существовал институт освобождения от уголовной ответственности при уплате сокрытых налогов — и поступления в бюджет были огромными, отмечает собеседник РБК.

Он подтвердил, что ученые обсуждают возможность предложить правительству создание специализированного органа по расследованию налоговых преступлений. Но, по его словам, это не будет предложено «как императив» — лишь как возможность. «Но если абсолютно объективно, не отстаивая позиции государственников или, наоборот, либеральную, предпринимательскую, если мы хотим, чтобы эффективно выявлялись налоговые преступления, нужно собрать все государственные полномочия в единый цикл, от выявления до пресечения и расследования, чтобы это делалось «на одном дыхании», — аргументирует Соловьев. Таким было устройство Налоговой полиции, напоминает он, но речи о возврате именно того института с его «пугающей репутацией» не идет. В отличие от 1990-х годов сейчас гораздо больше возможностей набрать в единый орган действительно грамотных специалистов, объясняет Соловьев.

Налоговая полиция по большому счету не исчезла, обращает внимание Терехин: после ряда трансформаций в МВД сохранились специализированные оперативно-разыскные части, занимающиеся именно налоговыми преступлениями. Если речь пойдет об объединении этих подразделений с ФНС, то нужно учитывать, что и у тех и у других еще множество иных задач, помимо противодействия налоговым преступлениям, напоминает эксперт. Если слить это все в единое ведомство, получится, скорее всего, очень неповоротливый гигант — очередное сверхсиловое ведомство, которое создается больше под руководителя, чем под задачу, считает Терехин. Если же выделить специальные функции из ФНС и МВД, то «борозда», которая сейчас проложена между ФНС и МВД, по сути, проляжет внутри ФНС — например, между соседними отделами камеральных и выездных налоговых проверок, предсказывает собеседник РБК.

Простого решения в этом вопросе нет, считает Терехин, структурно лучше ничего не менять, а лучше бороться за эффективность взаимодействия ФНС и МВД и за более четкие формулировки их прав и обязанностей. К примеру, сейчас полиция при проведении ОРД по налоговым преступлениям использует те же методы, что и при расследовании убийств, указывает эксперт, хотя понятно, что подходы к «беловоротничковой» преступности должны быть совсем другими.

Ранее передать расследование всех экономических преступлений одному правоохранительному органу по примеру Италии предлагало само предпринимательское сообщество. Предложение содержалось в докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Владимиру Путину за 2015 год, в его подготовке участвовали ведущие деловые организации. Создание единого органа помогло бы изменить ситуацию с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, поскольку «2015 год характеризовался самым сильным за последние годы давлением уголовного закона на бизнес», рассудило бизнес-сообщество.

Но статистика совместных налоговых проверок, изученная Финансовым университетом, — лишнее свидетельство того, что к этой идее нужно относиться осторожнее, считает Назаров (был автором главы доклада Титова, в которой содержалось предложение о едином органе). Есть риск, что такое единое ведомство окажется скорее силовым, чем аналитическим, поясняет он. Если добавить силовой аспект в нынешнюю достаточно сбалансированную налоговую политику, то есть опасность возврата в 1990-е, когда налоговое ведомство воспринималось как жесткий фискально-силовой орган, чьи действия часто приводили к необъективным результатам по доначислениям, в результате чего многие компании просто перестали существовать, напоминает сопредседатель «Деловой России».

Никаких действий для реализации идеи создания единого органа по борьбе с экономическими преступлениями не предпринималось, сказал РБК источник, близкий к Титову. Ученые свою идею с чиновниками не обсуждали, уточнил участник исследования Финансового университета. В ФНС об участии ведомства в подобных обсуждениях сообщили, что вопрос не входит в компетенции ведомства.

один из правоохранительных органов, призванных участвовать в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации.

Задачами ФСНП РФ являются:

выявление, предупреждение и пресечение в сотрудничестве с другими правоохранительными органами налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Для выполнения этих задач ФСНП РФ обязана: проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба; осуществлять в пределах своей компетенции производство по Делам о налоговых преступлениях и нарушениях; принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку; обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность; исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий; оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства; проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции; осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления РФ о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.

Выполнение этих обязанностей обеспечивается теми широкими правами, которые предоставлены органам ФСНП РФ Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. (с последующими поправками и уточнениями).

Систему органов ФСНП РФ РФ составляют: Федеральная служба налоговой полиции РФ (на правах государственного комитета РФ); территориальные органы ФСНП РФ в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (управления, отделы); местные органы налоговой полиции - органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП РФ.

ФСНП РФ возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ (в ранге председателя государственного комитета РФ), который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. (К. Г.)

  • - основной разведывательный орган Западной Германии. Создана в 1956 году на базе так называемой "Разведывательной организация Гелена", существовавшей с 1947 года и работавшей в основном на американскую разведку...

    Контрразведывательный словарь

  • - составная часть сил обеспечения безопасности РФ, федеральный орган исполнительной власти...

    Пограничный словарь

  • - служба, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в установленных сферах ведения в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в установленной сфере ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы России...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере обеспечения безопасности России и координирующий контрразведывательную деятельности. Основана в 1993...

    Политология. Словарь.

  • - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики РФ в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и...

    Финансовый словарь

  • - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.Синонимы: ...

    Финансовый словарь

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - в РФ органы Федеральной службы налоговой полиции, выполняющие функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или...

    Большой юридический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - Федер"альная миграци"онная сл"...
  • - Федер"альная погран"ичная сл"...

    Русский орфографический словарь

  • - Федер"альная сл"ужба безоп"...

    Русский орфографический словарь

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ" в книгах

ДЕБАТЫ ВОКРУГ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

Из книги 10 безумных лет. Почему в России не состоялись реформы автора Фёдоров Борис Григорьевич

ДЕБАТЫ ВОКРУГ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ Я уже говорил, что еще в 1993 году активно выступал против создания обособленной налоговой полиции. Время полностью подтвердило мою правоту, а сам «прародитель» полиции А.Починок в 1998 году с горечью признался мне, что это была одна из его

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

ГЛАВА VI. Федеральная служба контрразведки

Глава 7. Служба в полиции

Из книги автора

Глава 7. Служба в полиции Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции 1. Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 23.6. Федеральные органы налоговой полиции 1. Федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5, частью 3 статьи 14.16, статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных

89. Федеральная пограничная служба Российской Федерации

автора Кановская Мария Борисовна

89. Федеральная пограничная служба Российской Федерации Федеральная пограничная служба РФ (ФПС) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Федеральные органы налоговой полиции являются составной частью обеспечения

102. Направления деятельности налоговой полиции

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

102. Направления деятельности налоговой полиции Деятельность налоговой полиции осуществляется по следующим направлениям: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;осуществление административной деятельности;проведение

103. Состав налоговой полиции

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

103. Состав налоговой полиции Одной из задач, стоящих перед налоговой полицией, является обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей. В связи с этим органы

117. Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

117. Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции Структура следственного аппарата органов Федеральной службы безопасности следующая:Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;следственные управления (отделы) в

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Из книги Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» с образцами заявлений: по состоянию на 2013 год автора Автор неизвестен

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г. Москвы 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7 Руководитель – Онищенко

16. Федеральная налоговая служба, ее задачи

Из книги Налоги и налогообложение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

16. Федеральная налоговая служба, ее задачи Налоговыми органами в России являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения в России.Налоговые органы вправе:1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора

1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович

1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минздравсоцразвития осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная антикоррупционная служба

Из книги Экономика во лжи [Прошлое, настоящее и будущее российской экономики] автора Кричевский Никита Александрович

Федеральная антикоррупционная служба В России, несмотря на давно уже ставшую привычной негодующую риторику высших государственных служащих, обуздать коррупцию не удается на протяжении уже более двух десятилетий (за аналогичный период Сингапур вплотную подошел к

Из книги КГБ был, есть и будет. ФСБ РФ при Барсукове (1995-1996) автора Стригин Евгений Михайлович

ГЛАВА XII. Федеральная служба безопасности

ГЛАЗ КАК ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗМА

Из книги Очки-убийцы автора Панков Олег

ГЛАЗ КАК ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗМА В настоящей главе будут рассмотрены тайные и явные связи органа зрения с другими органами чувств и внутренними органами.История народной и научной медицины показывает, что радужка глаза является не единственным

в РФ один из видов правоохранительных органов; предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют преступления или административные правонарушения в налоговой сфере. Созданы в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ

система государственных правоохранительных органов, созданных в 1993 с целью обеспечения экономической безопасности страны в сфере поступления доходов от налогов и сборов. Н.п. прежде всего призвана выявлять, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, посягающие на налоговую систему РФ. Для этого она использует в числе прочих и негласные формы деятельности, присущие оперативно-розыскным службам. Именно в этом ее коренное отличие от налоговых органов - Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных подразделений, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. От других правоохранительных органов Н.п. отличает узкая специализация в сфере налоговых правоотношений. Н.п. решает также задачи обеспечения безопасности сотрудников налоговых органов и выявления, предупреждения и пресечения коррупции в указанных органах. Н.п. создана на основе Главного управления налоговых расследований, образованного в соответствии с Указом Президента РФ от 18 марта 1992 при Госналогслужбе России. В качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти Н.п. существует с 14 июня 1993 под названием Департамент налоговой полиции РФ. Федеральным законом 1995 он переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ (ФСНП России). Сотрудникам Н.п. запрещено работать по совместительству в других организациях, а также заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением творческой, научной и педагогической деятельности. Важнейшим нормативным правовым актом, определяющим правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру органов Н.п., является Закон РФ от 24 июня 1993 «О федеральных органах налоговой полиции». Правовое положение органов Н.п. регламентируется также НК РФ. Как правоохранительный орган, уполномоченный вести оперативно-розыскную деятельность, Н.п. руководствуется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995. Н.п. частично наделена полномочиями налоговых органов и агентов валютного контроля. При реализации этих полномочий ее деятельность регламентируется нормативными актами, закрепляющими права и обязанности соответствующих органов. При выполнении своих задач Н.п. становится участником правоотношений в сфере уголовного права и процесса, гражданского права и процесса, административного права. В таких случаях органы Н.п. руководствуются положениями соответствующих кодексов. Кроме того, органы Н.п. должны реа- лизовывать нормы правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Порядок прохождения службы в органах Н.п. определен Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ в 1993. Н.п. не наделена правом издавать общеобязательные нормативные правовые акты. Правовые акты Н.п. распространяют свое действие только на ее сотрудников. Система органов Н.п. строится на основе принципа централизации и единоначалия и соответствует национально- государственному и административно- территориальному устройству РФ. Эта система имеет три уровня: 1. Федеральная служба налоговой полиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Возглавляется Директором, назначаемым на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В ФСНП России имеется также совещательный орган - коллегия, порядок работы и персональный состав которой определяются Директором и утверждаются Правительством РФ. Структура ФСНП России - наличие в ее составе различных подразделений - определяется характером выполняемых ею функций, различными направлениями деятельности (оперативная работа, обеспечение физической безопасности сотрудников, проведение предварительного следствия по уголовным делам, юридическое обеспечение деятельности и др.). 2. Органы Н.п. республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - территориальные органы Н.п. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от нее Директором ФСНП России. В этих органах также создаются коллегии. Структура органов Н.п. субъектов РФ соответствует структуре центрального аппарата Федеральной службы. 3. Органы Н.п. районов и городов, межрайонные отделы - местные органы Н.п. Они возглавляются начальниками, которые назначаются руководителями соответствующих территориальных органов. Местные органы Н.п. также состоят из подразделений, выполняющих отдельные функции или их группы, в рамках возложенных на Н.п. задач. Федеральные органы Н.п. составляют единую централизованную систему и не входят в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнительных органов местного самоуправления. Как правоохранительный орган, Н.п. наделена полномочиями, во многом схожими с правами милиции, например: проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении; составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам Н.п., осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов Н.п., проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы; осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов Н.п.; хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом «О милиции». Вместе с тем органы Н.п. обладают правами, присущими исключительно им: беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их; в соответствии с компетенцией федеральных органов Н.п. выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями об устранении нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований; вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов Н.п.; осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно; выплачивать лицу, представившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет. Кроме того, органы Н.п. обладают правом проведения проверок налогоплательщиков, при осуществлении которых сотрудники Н.п. пользуются правами налоговых органов и агентов валютного контроля. При выявлении по результатам таких проверок правонарушений, не содержащих признаков состава преступления, материалы проверки передаются в налоговые органы, а при выявлении нарушений законодательства о валютном регулировании и валютном контроле - в органы валютного контроля. При обнаружении признаков состава преступления, отнесенного к компетенции Н.п., по материалам проверки возбуждается уголовное дело и проводится расследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. При этом к компетенции Н.п. отнесено проведение предварительного следствия по уголовным делам как об уклонении от уплаты налогов, так и по делам об иных видах преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против интересов службы в коммерческих организациях, против общественного порядка и общественной безопасности, против государственной власти, против порядка управления. К таким «смежным» составам преступлений относятся, например, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, злоупотребление полномочиями, организация преступного сообщества, получение и дача взятки, служебный подлог и др. Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» 1999 органы Н.п. уполномочены контролировать соблюдение законодательства в области производства и оборота указанной продукции, а также применять административные взыскания к нарушителям этого законодательства. Контроль и надзор за деятельностью органов Н.п. в пределах своей компетенции осуществляют Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, а также органы судебной власти. ВА. Мизияин

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, в соответствии со и Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" постановляю:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений;

г) установить, что до завершения всех мероприятий по упразднению федеральных органов налоговой полиции и передачи их функций органам внутренних дел Российской Федерации руководители и должностные лица упраздняемых Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и территориальных органов налоговой полиции продолжают осуществлять возложенные на них функции.

4. Правительству Российской Федерации:

а) до 1 июня 2003 г. представить проект положения о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также предложения о его структуре;

б) определить источники финансирования расходов на содержание Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его территориальных органов, а также Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до вступления в силу федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", предусматривающего финансирование указанных Государственного комитета, его территориальных органов и Федеральной службы;

в) осуществить меры по переводу в установленном порядке в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудников упраздняемых подразделений органов внутренних дел, в функции которых до завершения реорганизационных мероприятий входит противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

г) решить вопрос о преобразовании в установленном порядке Академии налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации в образовательное учреждение Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) до 1 мая 2003 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

проект федерального закона о внесении в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" изменений и дополнений, связанных с обеспечением финансирования Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, его территориальных органов, Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

проекты федеральных законов, связанных с созданием органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

проект федерального закона о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

Ж) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;

з) решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа.

5. Руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации:

лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, - на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации;

лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и с иных видов государственной службы, - в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306
"Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, в соответствии со и Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" постановляю:

а) упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации;

в) передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений;

г) установить, что до завершения всех мероприятий по упразднению федеральных органов налоговой полиции и передачи их функций органам внутренних дел Российской Федерации руководители и должностные лица упраздняемых Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и территориальных органов налоговой полиции продолжают осуществлять возложенные на них функции.

4. Правительству Российской Федерации:

а) до 1 июня 2003 г. представить проект положения о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также предложения о его структуре;

б) определить источники финансирования расходов на содержание Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его территориальных органов, а также Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до вступления в силу федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", предусматривающего финансирование указанных Государственного комитета, его территориальных органов и Федеральной службы;

в) осуществить меры по переводу в установленном порядке в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудников упраздняемых подразделений органов внутренних дел, в функции которых до завершения реорганизационных мероприятий входит противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

г) решить вопрос о преобразовании в установленном порядке Академии налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации в образовательное учреждение Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) до 1 мая 2003 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

проект федерального закона о внесении в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" изменений и дополнений, связанных с обеспечением финансирования Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, его территориальных органов, Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

проекты федеральных законов, связанных с созданием органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

проект федерального закона о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

ж) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;

з) решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа.

5. Руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации:

лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, - на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации;

лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и с иных видов государственной службы, - в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

6. Правительству Российской Федерации и руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти обеспечить согласно законодательству Российской Федерации выплату гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, пособий, а также предоставление им и членам их семей установленных льгот и компенсаций.

7. Министру внутренних дел Российской Федерации внести в установленном порядке предложения о численности Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.

9. Признать утратившими силу пункты 1 , 3-6 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. N 1068 "О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 39, ст. 3709).

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Загрузка...
Top