Расписной витраж. Витраж своими руками в домашних условиях

Скрыть

Для достижения оригинальности в интерьере можно использовать такую идею, как применение витражей. Для этого вовсе не обязательно нанимать мастера или приобретать дорогие готовые изделия. Создать витраж своими руками в домашних условиях вполне возможно, приложив некоторые усилия и изучив предложенный материал.

Способы изготовления витражей

Прежде всего, необходимо решить, какие изображения получат ваши . Для этого нужно придумать эскиз или найти готовый. Для этого потребуется:

  • Бумага или картон, такого же размера, как витраж.
  • Рисунок, имеющий четкие контуры, элементы.
  • Обозначить номерами фрагменты рисунка для окраски соответствующим цветом.
  • Если включены наборные элементы, можно указать направление волокон.

Внешне заготовка напоминает пронумерованную детскую раскраску.

Умение рисовать необязательно: достаточно распечатать подходящий основной трафарет. Исчезающий маркер потребуется для переноса изображения на стекло.

Использование эскизов

Требует наличия эскиза, включающего мелкие элементы. Мелкие рисунки достаточно просто распечатать, большие изображения потребуют рисования вручную, переноса на стекло. Можно сделать ксерокопию рисунка для шаблонов. Основной трафарет делают при помощи оригинала, перенося его на стекло. Потребуется приобрести шаблонные ножницы: от обычных они отличаются наличием третьего лезвия. Это позволит вырезать полоску 1,76 мм шириной.

Копию эскиза необходимо приклеить к плотному картону не меньше 0,5 мм; подойдет коробка. Это необходимо для обведения контуров. Они должны быть жесткими. Наклеивать бумагу нужно равномерно по плоскости, не допуская ее размокания. Пронумеровать части эскиза стоит заранее.

Поэтапная работа

Задумываясь, как сделать своими руками в домашних условиях, необходимо разработать план работы. Начинать нужно с простых действий, постепенно переходя к более сложным.

Своими руками в домашних условиях выполнить проще всего, с него и следует начинать. Для этой цели необходимо перенести изображение на стеклянную основу. Бордюры имитируются. Использовать можно самоклеящуюся пленку. Поверхность для приклеивания должна быть хорошо обезжирена. Если на пленке появились пузырьки, их можно проколоть швейной иглой.

Такой способ прост и дешев, но при внимательном рассмотрении будет заметно, что витраж не настоящий. С уличной стороны он не имеет вида. Пленочные витражи своими руками чаще всего изготавливают для потолков, так как они не имеют обратной стороны и находятся достаточно далеко от глаз. Для потолка этот вид витража хорош и тем, что имеет малый вес и совершенно безопасен при обрушении. Для потолка можно использовать акриловую основу, стеклянной стоит избегать.

Контурные заливные витражи и роспись по стеклу

Имитация свинцового переплета

Оригинальные витражи имеют металлический переплет. Имитация должна повторять и его, чтобы вид ее был более реалистичным. Существует несколько способов имитации этого элемента:

  1. Проклейка границ специальным скотчем. Купить такой можно в салоне для художников. Скотч поможет сформировать контуры. Лента имеет ширину 1/8 дюйма, устроена как обычный скотч, только имеет соответствующий цвет. Работать с этим материалом очень просто.
  2. Этот метод иллюстрирует, как делать витражи своими руками с имитацией переплета при помощи проволоки. Потребуется алюминиевая или медная проволока и клей для фарфора, нужно найти клей для посуды. Суперклей не подходит, так как оставляет много следов. Использовать можно любой провод толщиной от 0,02 до 2, 5 мм в зависимости от размеров вашей работы: его аккуратно приклеивают на швы, затем покрывают патиной.
  3. Пластину можно изготовить самостоятельно. Для этого потребуется:
  • ПВА клей для фарфора 50 мл.
  • Тушь 30 мл.
  • Алюминиевая пудра 40 гр.

Все эти компоненты нужно смешать до состояния однородной массы. Если хотите добиться цвета латуни, вместо алюминиевой нужно применить бронзовую пудру. Прежде чем окрашивать изделие, проверьте, какой цвет получился. Учтите, что паста непригодна к хранению, готовить ее нужно по необходимости и постоянно перемешивать. Наносить массу необходимо посредством кисти или небольшого шприца. Это требует сноровки.

Имитация свинцового переплета

Разновидности витражей

Изготовление витражей в домашних условиях позволяет проявить фантазию и использовать разные технологии, не ограничиваясь одним рецептом.

Фьюзинг – достаточно сложная технология изготовления витража. Для него требуется использование цельного стекла, на которое наносятся элементы разных оттенков. Фрагменты имеют ярко выраженные границы, между ними нет разделительной металлической полосы. Для готового полотна требуется прокаливание в печи. Очертания рисунка могут быть разнообразными в зависимости от идеи автора. Такая техника доступна для производства, и дома повторить ее вряд ли получится.

– это тоже витражи из стекла, но состоящие из отдельных частей, которые при помощи пайки скрепляются между собой металлическими полосами. Отличается этот стиль замысловатыми формами. Он имеет сложное исполнение и яркие, разнообразные цвета. Чаще всего при помощи этой технологии изготавливают различные предметы, например, светильники, лампы, домики для игрушек.

Такая технология изготовления витражей своими руками может иметь ряд проблем:


Пленочные витражи

Изготовить на стекле своими руками достаточно сложно, потому весьма доступной технологией является наклеивание на стекло специальной пленки. Для этого понадобится:

  • Самоклеящаяся пленка разнообразных тонов.
  • Скотч на свинцовой основе.
  • Валик из резины.
  • Стекло.
  • Нож для бумаги.

Эта техника безопасна, ее может освоить подросток, поэтому можно предложить ему изготовить такое витражное стекло своими руками.

Для создания рисунка потребуется перенести контур картины на приготовленное стекло при помощи пленки. Сначала создается шаблон. Его можно нарисовать или распечатать, затем его наносят на стекло при помощи маркера, обклеивают контуры свинцовым скотчем, вырезают цветную пленку и наклеивают на стекло. После этого свинцовая пленка наносится еще раз. Для закрепления элементов по ним проходят резиновым валиком.

Изготовление пленочного витража

Витражные краски

Краски помогут решить проблему, как сделать витраж на стекле своими руками, не используя сложную технологию, при этом добиться реалистичности. Контур рисунка наносят на обычное стекло при помощи специальных красок; можно заниматься этой работой вместе с детьми.

Стоит учитывать, что краска сохнет довольно долго. Примерно сутки потребуется для полного высыхания.

Витражные краски и контуры

Разработка эскиза

Изготовление витража своими руками не стоит начинать сразу с окон или дверей. Стоит попробовать на старом куске стекла, декоративной вазе, стакане. Краски, предлагаемые для этой работы, отличаются: существуют обжигаемые и необжигаемые виды. Первые требуют нагревания изделия в печи, что не слишком удобно, если вы, например, разрисовываете пластиковое окно.

После обжига краска станет матовой и утратит яркость.

Необжигаемые краски не теряют яркости, не требуют температурной обработки, однако требовательны к мытью. Они боятся агрессивных моющих средств. Окно, украшенное с их помощью, потребуется мыть очень бережно. Если вы только пытаетесь создавать витражи своими руками, не экономьте на краске. Приобретайте продукцию качественных импортных производителей. Такие материалы имеют оптимальную густоту, часто оснащены дозаторами. Они не текут, не размазываются.

Контуры для витража также можно приобрести отдельно. Они продаются в тюбиках, благодаря чему их удобно наносить. Не стоит сразу приобретать черный контур: он сложен в работе. Для новичка хорошо подойдет серебристый или белый. Добиться нужной ширины без опыта не получится – потребуется потренироваться. Излишки материала нужно вытирать влажной губкой сразу, иначе они присохнут.

Для обучения можно использовать любое стекло или зеркало. Для начала нужно очистить его поверхность от грязи, обезжирить ее: сделать это можно при помощи спирта или специального растворителя.Перед тем как сделать витраж, подумайте над эскизом. Если вы создали рисунок, лучше сделать несколько ксерокопий, готовый вариант можно распечатать на принтере. Если вы начали тренировки с создания светильника, сверните лист, вставьте его внутрь стекла и прикрепите скотчем. После этого рисунок можно обвести маркером уже на стекле. Маркер лучше брать стирающийся. После этого можно использовать витражный контур. Аккуратно нанесите его на поверхность и дайте краске высохнуть.

Перед работой аккуратно встряхните тюбик с краской. Взбалтывать его не требуется. иначе в краске появятся пузырьки.Краска наносится густым слоем, требуется закрасить каждый элемент рисунка. После этого дайте краске полностью высохнуть. Для того чтобы защитить цветной слой, можно использовать акриловый лак или прокалить стекло в печи. Второй вариант применяется исключительно для жаростойких стекол.

Думаете установить витражные стеклопакеты? Прочитайте в нашем материале, и сколько это будет стоить.

Узнайте, в чем достоинства и недостатки классических витражей, прочитайте отзывы потребителей и узнайте цены в нашей статье

Не стоит использовать стекло. Вполне можно обойтись безопасной пленкой. Возьмите файл, вложите в него лист с нужным изображением. Покажите ребенку, как делать витраж. Для этого нужно обвести рисунок маркером, раскрасить его изготовленными ранее красками. После того как краска высохнет, пленку нужно вырезать и наклеить на стекло. Позвольте ребенку придумать рисунок самостоятельно. Многие дети с удовольствием проявляют творческую активность, рисуют и мастерят витражи.

Вывод: создать оригинальное украшение интерьера можно самостоятельно, при этом вы получите массу положительных эмоций, сможете заняться творческим процессом совместно с семьей.

Витраж – это необычный вид декора, с помощью которого можно не только обогатить свой интерьер, но и внести в него изюминку, индивидуальность. Это происходит не только за счет того, что этот вид искусства можно отнести к высокохудожественному, но и из-за его высокой стоимости. Витраж – ручной, творческий процесс, который ценится достаточно высоко. Многие, зная это, считают, что выполнить его в домашних условиях человеку далекому от искусства просто невозможно. Однако это не так. Украсить свой дом необычными витражными изделиями может каждый. Было бы желание.

Витражи на стекле – с чего начать?

С чего начать создание своего будущего шедевра? Для начала необходимо разработать набросок будущего рисунка. Классическая техника и ее имитации подразумевают:

  1. Выполнение эскиза в полный размер витража на бумаге или картоне.
  2. Все линии деталей должны быть отчетливо прочерчены. Узор необходимо разбить на отдельные фрагменты.
  3. Для удобства уже во время выполнения эскиза на каждом фрагменте необходимо указать оттенок и материал.
  4. Если витраж наборный, можно указать направление волокон стекла и номера деталей.

Изначально процесс создания витража может показаться очень сложным, но, стоит приступить к работе, и вы поймете, что все намного проще. Эскиз похож на детскую раскраску, которая распределена на отдельные пронумерованные части, обозначена стрелками и другими знаками. Это облегчает сборку витража.

На сегодняшний день существует множество готовых эскизов и трафаретов для витража в домашних условиях. Их можно купить в специальных магазинах или скачать с интернета.

Техника изготовления витражей

Техника, в которой будете делать витраж своими руками, зависит от объекта, на который он будет наноситься: это окно или стекло, зеркало или ваза, лампа или стеклянная картина. Каждый предмет имеет свои особенности по изготовлению и монтажу витража, а это определяет и приоритетную технологию.

Для изготовления витражных рисунков в домашних условиях существует три основных техники:

  • наборной витраж Тиффани;
  • пленочный фальш-витраж;
  • контурный заливной витраж.

Для них не требуется специального дорого оборудования или оборудованной мастерской, как для сложных витражей с матированием стекла, где необходимо применение химикатов.

Что же представляет собой каждый вид витража, который любой может сделать в домашних условиях?

Витраж Тиффани

  • для его изготовления необходимо из картона вырезать шаблоны деталей;
  • далее их обводят на стекле и вырезают стеклорезом. Каждый элемент необходимо отшлифовать;
  • периметр каждой детали обматывается медной фолией;
  • далее необходимо соединить все элементы в общий узор. Для этого краевые элементы фиксируют маленькими гвоздиками, фольгу на стыках обрабатывают флюсом.
  • при помощи оловянного припоя изделие спаивается сначала с одной, затем, с другой стороны.
  • для витража лучше использовать раму из металлического профиля. Она также припаивается к изделию.

Этапов создания витража Тиффани немного, но каждый из них имеет несколько нюансов:

  1. Выбирая эскиз для витража, не отдавайте предпочтение рисункам, в которых присутствует несколько острых углов или множеством кривых. Лучше делать рисунок с мягкими изящными изгибами.
  2. Для работы лучше использовать стекло-бой, а не листовое стекло для витражей. Первое стоит гораздо дешевле. Вырезание деталей лучше делать алмазным стеклорезом. Лучше заранее потренироваться на обычном стекле. Это поможет набить руку, и во время работы движения будут более уверенными. Вырезая криволинейные фигуры, следует делать вспомогательные резы по касательной.
  3. Изготовлять детали и укладывать рисунок стоит одновременно. Сначала вырезается деталь верхнего угла. Далее, ее необходимо отшлифовать, приложить к рисунку, обмотать фольгой, вновь приложить и закрепить. И так каждая деталь. Собирать витраж удобнее на поверхности, которая подсвечивается снизу.
  4. Паять детали лучше паяльником в 100 ватт, который имеет никелированное жало и легкоплавкий оловянный припой без канифоли. Паять необходимо небольшими участками, давая стеклу остыть. Иначе оно может просто треснуть.

Пленочный витраж


Сделать пленочные витражи своими руками гораздо проще.

  1. Для начала стекло тщательно очищают. Затем под него подкладывают эскиз и выкладывают контуры при помощи свинцовой ленты. Кончик каждой линии необходимо перекрывать следующим отрезком ленты. После того как контуры эскиза полностью оклеены, ленты необходимо прокатить валиком.
  2. Стекло необходимо перевернуть и протереть. После чего по контуру свинцовой ленты, вырезают элементы из пленки и наклеивают на обратную сторону. Далее, при помощи другого валика прокатывают пленку.
  3. Места стыковки пленки необходимо оклеить свинцовой пленкой, повторяя линии ленты на первой стороне. Витраж вновь прокатывается валиком. Его можно протирать теплой водой с использованием моющих средств.

Украшать фальш-витраж можно стеклянными деталями, которые сажают на специальный клей.

Как выполнить заливной витраж

Самый простой в выполнении витраж – заливной. Чтобы его сделать применяют контур из полимера, акриловый лак для витража или специальную краску.

  1. Для начала необходимо выбрать эскиз. Нарисовать его или распечатать на бумаге. При использовании прозрачного стекла можно подложить эскиз под него. Если поверхность матовая или зеркальная рисунок наносится специальным исчезающим маркером.
  2. Вся поверхность тщательно очищается и обезжиривается.
  3. По контуру рисунка необходимо нанести полимерный контур. Все линии нужно делать замкнутыми.
  4. Контуру необходимо дать высохнуть. После чего каждую часть рисунка заливают специальной краской. Ее не нужно размазывать. Стоит капнуть краску около контура, при этом его не касаясь, и она сама растечется по элементу. Витраж получится красивым, переливающимся на свету.

Несмотря на кажущуюся сложность, делать витражи достаточно легко. Нужно просто подобрать подходящий к вашему интерьеру эскиз, а дальше немного терпения и необычный элемент декора готов.

Не бойтесь экспериментировать, смело проявляйте свою творческую фантазию!

Сегодня мы расскажем о создании витражей: как выбрать рисунок для витража, способы переноса рисунка на витражное стекло, материалы и инструменты для самостоятельного изготовления витража, два способа создания рисованного витража, самостоятельное изготовление витражной краски, как получить матовую поверхность стекла.

Среди множества различных способов украшения помещений витражи выделяются особенной яркостью и нестандартным видом. Игра солнечных лучей или особая подсветка придадут особое очарование помещению, где установлены витражные изделия. К слову, если классический витраж — это орнамент из цветных стёкол, через которые пропущен естественный свет, то современное понятие витражей гораздо шире. Витражи художественные могут быть размещены в любом помещении — даже в таком, где естественное освещение полностью отсутствует.

Традиционно витражные композиции создавались из фрагментов цветных стёкол, скреплённых свинцовыми прокладками (свинец достаточно мягкий). При создании витражей из бесцветного стекла, роспись по нему выполнялась красками на силикатной основе.

Современные витражи соединены свинцовыми и латунными профилями (латунными со стальной вставкой), их можно установить как в оконные проёмы, так и в качестве плафонов для внутренних светильников в здании, для устройства подвесных потолков , формирования внутренних перегородок, создания витринных композиций и панно. Декоративные изделия, такие как витражи Тиффани, являются самостоятельными элементами декора.

Витражи художественные — технология создания

— создаётся по классической витражной технике, с той лишь разницей, что края некоторых (или всех) витражных элементов подвергаются огранке (снимается фацет). Благодаря этой операции достигается большая игра солнечного света в созданных гранях, что увеличивает красоту витражной композиции.

— создаётся путём сплавления разноцветных стёкол в высокотемпературных печах. При этом цветные элементы витража тщательно вырезаются и шлифуются, после чего помещаются на лист стекла (подложку), образуя законченную композицию. Далее — обработка в печи, после чего подложка и цветные элементы спаиваются в одно целое. Ещё одной отличительной чертой фьюзинговых витражей является их волнистая поверхность.

Существует другая технология создания фьюзинговых витражей — наклейка элементов витражного рисунка на подложку из закалённого стекла с помощью прозрачных клеев, предварительно подвергнув цветное стекло высокотемпературной обработке. Дело в том, что использовать подложку из закалённого стекла, необходимого при создании полностью стеклянных дверей и застекления оконных проёмов большой площади, для создания фьюзингового витража нельзя — в ходе температурной обработки оно станет хрупким. Наклеивание элементов позволит получить крепкую, высокохудожественную витражную композицию, причём её можно установить даже на потолок — если в силу каких-то причин такой витраж разобьётся, то никого не порежет, т. к. осколков не будет.

— на стекло силикатными красками наносится рисунок, затем стекло подвергают температурной обработке в печи. Рисованная композиция выполняется кистью или аэрографом.

— выполняется витражная композиция по одной из приведённых технологий, затем на её тыльную сторону наносится тонким слоем нитрид титана. При этом степень отражения можно повысить, понизить или получить односторонне прозрачное зеркало.

Гравированный витраж — рисунок создаётся только вручную, с использованием гравировального оборудования или ручным инструментом. Цветное стекло — основа для таких витражей — создаётся при смешивании стёкол разного цвета, которые нагреваются до жидкого состояния, затем несколько жидких стёкол разных цветов выливаются на стол и раскатываются. Полученное этим способом стекло имеет уникальный цвет и рисунок — получить два листа такого витражного стекла с идентичным рисунком и окрасом невозможно.

— методика, особенно популярная сегодня. Для получения матового витража применяется пескоструйная технология: подаваемая под высоким давлением струя песка царапает поверхность прозрачного стекла, выбивая микрочастицы и превращая одну сторону стекла в матовую. Для создания рисунка по этой технологии понадобиться трафарет — его закрепляют на стекле и помещают в пескоструйную камеру. После обработки места, закрытые трафаретом, остаются прозрачными, всё остальное становится матовым.

Особый интерес вызывает техника создания витражей по методу глубокой выработки — получение объёмных рисунков на стекле. Для этого используется пескоструйная машина и более сложный, многослойный трафарет. Технология создания следующая: все слои трафарета укладываются на листовое стекло и подвергаются пескоструйной обработке (снимается слой стекла около 1 мм), затем один трафаретный слой снимается и проводится новая обработка струёй песка (снимается слой в 1,5 мм) и т. д., до получения требуемой композиции. Создавать витражи таким способом можно только на стекле толщиной от 6 мм, причём сам процесс достаточно кропотлив и трудоёмок.

— внешне похож на классический, хотя создаётся более простым способом. Элементы рисунка для пакетного витража вырезаются на станке, управляемом компьютерной программой. Свинцовые прокладки, которыми скреплены фрагменты классического витража, здесь заменены современными материалами, внешне похожими на свинцовые. После формирования готовой витражной композиции, она наклеивается с помощью особого прозрачного клея на лист стекла — готовый витраж, изготовленный по данной технологии, легче и прочнее классического. Зачастую такой витраж зажимается между двумя листами прозрачного стекла.

— наиболее дешёвый способ создания витражной композиции. На рынке в большом ассортименте представлена плёнка разных цветов, из неё вручную или с помощью плоттера вырезаются элементы витражного рисунка и наклеиваются на листовое стекло. Полученный таким образом витраж будет недолговечен, но его легко заменить.

Рисунки для витражей

Важным моментом в подборе темы эскиза для витражной композиции будет назначение помещения. Если предполагается некая абстракция, то её лучше исполнить в единой цветовой гамме с помещением. Следует придавать значение смыслу, заключённому в витражной композиции — так она будет лучше смотреться в общем дизайне.

Важно учитывать, что витражные рисунки не должны оставлять чрезмерно много пустого места на стекле, равно как и слишком перегружать его. В первом случае можно составить витраж из небольшого центрального рисунка (узора), дополнив картину декоративными элементами по углам стекла, покрыв остальное свободное пространство лаком.

Учтите, что исправить пустоты в готовой витражной композиции много проще, чем скорректировать чрезмерно заполненный рисунок витража после его завершения (такое желание часто возникает при большом количестве мелких элементов).

Тщательно продумайте эскизный рисунок витража, поэкспериментируйте с размерами отдельных элементов композиции. Лучше всего вносить новые детали рисунка постепенно. Не менее важна цветовая палитра витражного рисунка — испробуйте несколько вариантов цветовых решений.

Как изготовить витраж своими руками

В домашних условиях создание витражей по промышленным методикам невозможно. Например, для фьюзингового витража требуется особая стекольная печь и температура в 900 °С.

Какие же виды витражей можно сделать в домашних условиях? Это витраж Тиффани, расписной витраж (обжиг заменён лакированием) и плёночный витраж. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Изготавливаем витраж Тиффани самостоятельно

Потребуется отдельное помещение для работы (достаточно кропотливой).

Из материалов: цветные стёкла, специальная медная фольга (продаётся в рулонах, её ширина 4,7 мм), прозрачный клей (не силикатный), паяльная кислота, припой для спайки элементов витража (содержание олова/свинца 50/50 или 60/40), любое средство для мытья посуды, патина.

Из инструментов: алмазный стеклорез (лучше именно алмазный), плоскогубцы, малые кусачки, малый станок для обточки кромки стёкол или точильный брусок, тонкий паяльник.

Создаём эскиз будущего витража — вначале на обычной бумаге (лучше в клетку), затем переносим окончательный вариант на более плотную бумагу (картон или ватман). Нужно разрезать эскиз на элементы, наложить их на цветные стёкла подходящего окраса и обвести по контуру маркером.

С помощью стеклореза вырезаем из стекла элементы будущего витража тиффани. Аккуратно обламываем стекло по линии разреза, образовавшиеся неровности нужно отломить малыми кусачками: для этого берём картонную коробку подходящего размера, стеклянный элемент держим (сильно не зажимая!) плоскогубцами, берём малые кусачки в другую руку и отламываем (без коробки кусочки стекла разлетятся по всему помещению).

Следующий этап — обточка кромки. Если есть специальный станок — работаем на нём, если же нет — нужно набрать воду в миску (лучше металлическую), положить туда точильный брусок (он должен быть утоплен в воде) и стачивать острые выступы на стекле об него. Качество проверяем на общем эскизе, если все стеклянные элементы идеально подходят друг к другу, то можно переходить к следующему этапу — обёртыванию кромки медной фольгой.

Используем специальную медную фольгу в виде ленты, имеющей одну клейкую сторону. Оборачиваем ею кромку: расположив середину медной ленты по центру кромки, загибаем её по двум сторонам. Важно, чтобы края загиба были одинаковы с обеих сторон стеклянного элемента витража Тиффани. Тщательно приглаживаем фольгу к стеклу, воспользовавшись лопаткой из дерева (не металлическую — поцарапает). Когда все стеклянные фрагменты витража будут обёрнуты фольгой, сложите их в композицию — проверьте прилегание ещё раз.

Далее потребуется обработать кромку, покрытую медной фольгой, паяльной кислотой — она выполнит роль флюса при пайке. Для нанесения паяльной кислоты воспользуйтесь ватным тампоном, закреплённым на палочке. Очередь пайки : разогреваем паяльник, набираем на него капли олова и пропаиваем элементы витража тиффани по кромкам, соединяя их между собой. Шов из олова должен быть непрерывным и напоминать небольшой валик — так будет красиво и аккуратно. Олово должно полностью покрыть всю видимую часть медной фольги — как между витражными элементами, так и по их внешним краям. Сразу у вас вряд ли получиться, поэтому тренируйтесь. Если изготавливаемый вами витраж тиффани предполагается подвешивать, то припаяйте к нему проволочную петлю.

По завершении пайки очередь за помывкой спаянного витража — если эту операцию пропустить, то остатки паяльной кислоты вызовут появление на оловянном шве образований, похожих на мох. Для мойки витража Тиффани вполне подойдёт обычное моющее средство для посуды и губка.

Дайте просохнуть витражу, затем покройте оловянные швы патиной (чёрной или медного цвета — на ваш вкус). Патину следует наносить палочкой с ватным тампоном: нанесите немного патины на тампон, затем с силой вотрите её в поверхность оловянного шва. Завершив эту операцию, требуется вновь вымыть витраж. Вот и всё, работа закончена!

Витраж, рисованный красками — одна из старейших методик. Предлагаем вам два способа создания расписного витража: в первом из них рисунок формируется путём нанесения его кистью и красками, во втором — краска заливается на рисунок.

Первым делом нужно подобрать рисунок для витража, подготовить его эскиз, пропорционально увеличив изображение (при необходимости).

После подготовить витражное стекло к нанесению рисунка — тщательно протереть его ватным тампоном или чистой тряпочкой, смочив в спирте. Эта простая операция окажет большое влияние на долговечность будущей витражной росписи.

Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Кстати, рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. Проще всего переносить эскиз рисунка, наклеив его скотчем на обратную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — вначале с помощью маркера, затем — особой витражной краской, нанесённой на тонкую кисть (см. ниже способы её изготовления).

Приступайте к окрашиванию рисунка, первыми нужно покрасить фрагменты, разделённые между собой (т. е. не смежные), в этом случае можно будет корректировать выход краски за пределы контура и она не смешается с краской другого цвета из соседнего фрагмента рисунка.

Существует другой способ окрашивания фрагментов витража. Для его исполнения потребуется вырезать на бумажном эскизе только тот фрагмент, который вы предполагаете окрашивать в этот раз. Совместите его по контуру с аналогичным участком на стекле и прокрасьте кистью или из распылителя. После высыхания краски, подготовьте новый фрагмент — и так далее, до полного завершения окраски витражного рисунка.

Для полного высыхания окрашенных фрагментов потребуется трое суток. После этого нанесите краску на оставшиеся участки и дайте ей просохнуть. Затем нанесите поверх окрашенных участков рисунка контур, воспользовавшись тонкой беличьей кистью и витражной краской — так вы сможете придать изображению чёткость, скрыть мелкие просветы и потёки. Будьте внимательны и неторопливы!

Через трое суток нужно выполнить завершающую операцию — нанести на витраж слой лака, воспользовавшись широкой кистью или распылителем краски . Покройте лаком весь витраж, включая те участки стекла, на которых нет рисунка. В этот раз срок сушки — неделя. На всё время сушки поместите стекло с витражным рисунком в чистое, сухое и хорошо проветриваемое помещение, не трогайте его, исключите возможность доступа к нему детей и домашних животных. По прошествии семи суток витраж готов, его можно вставить в раму или, к примеру, в межкомнатную дверь.

Рисованный витраж методом заливки краски

Начало работ по созданию такого витража — в выборе витражного рисунка и переносе его контура на стекло. Далее требуется сделать контур выпуклым (объёмным) для создания границ, препятствующих разливу краски за пределы положенного ей участка.

Здесь потребуется изготовить особую контурную краску, для этого нужны:

  • 50 мл клея ПВА, подходящего для склеивания фарфора и стекла;
  • чёрная тушь — 20-30 мл;
  • серебрянка (алюминиевая пудра) — около 30-40 г.

Контурная краска создаётся так — берём небольшую стеклянную баночку, наливаем в неё клей ПВА, добавляем чёрную тушь, перемешиваем и в процессе помешивания подсыпаем серебрянку. По консистенции полученная таким образом краска должна напоминать жидкую сметану свинцового цвета.

Сразу отметим — если в процессе нанесения объёмного контура на стекло краска в банке загустеет, то, добавив в неё некоторое количество тёплой воды и немного чёрной туши (для желаемого цвета), она вернётся в необходимое вам состояние.

Контур, образованный такой самодельной краской, будет устойчиво держаться на стекле, внешне будет похож на свинцовые прокладки, соединяющие элементы классического витража. Причём вы можете импровизировать с шириной контура при его нанесении — это придаст вашему витражу оригинальность. Итак, вооружаемся беличьей или колонковой кистью и приступаем к рисованию контура — он должен получиться объёмным (выпуклым) в достаточной степени, поэтому на краске особо не экономьте, но наносить её нужно осторожно и аккуратно. В процессе создания объёмного контура требуется периодически помешивать краску, т. к. более лёгкие частицы серебрянки начнут скапливаться на её поверхности. Не тяните с контурными работами — чем дольше будет стоять приготовленная вами краска, тем больше будет меняться её цвет, а значит, утратится однообразие контурных линий.

После прорисовки контура витражного рисунка — 3 часа ждём полного высыхания краски.

Как изготовить краски для витражей

Продолжение материала по созданию витражного рисунка по методу заливки краски будет ниже, а пока самое время привести здесь несколько способов создания в домашних условиях витражной краски.

Первый способ. Потребуется нитролак НЦ-218 (можно использовать 222 или 2141), 647-й растворитель и масляные краски для художественных работ. Наливаем в баночку около трети нитролака, добавляем растворитель (примерно до 40% от количества нитролака), перемешиваем до получения состава, похожего на воду. Затем вводим каплю (размером с горошину) художественной краски, перемешиваем, добавляем ещё краски, если цвет не достаточно ярок (краски понадобится до 10% от количества нитролака). В итоге получаем хорошо растекающийся цветной лак, который отлично подойдёт для заливки рисунка витража.

Второй способ. Понадобится светлый клей БФ-2, ацетон, растворимая в спирте краска (можно использовать пасту из шариковых ручек). В стеклянную баночку наливаем клей, разбавляем его ацетоном по соотношению 1:1, перемешиваем и добавляем краску до получения цвета нужной насыщенности.

Третий способ. Понадобится желатин, тёплая вода, сухие красители для х/б, шерстяных или шёлковых тканей. Около 6 г желатина нужно развести в 200 г тёплой воды, перемешать. Отдельно в тёплой воде развести сухие краски. В новую стеклянную баночку отлить немного раствора воды с желатином, добавить туда необходимое количество раствора краски, перемешать. После нанесения этой краски на витраж и её высыхания, нужно будет поверху покрыть рисунок бесцветным нитролаком.

Важно: все приведённые ниже рецептуры витражных красок требуется смешивать исключительно в стеклянной посуде (идеально подойдут стеклянные баночки из-под детского питания).

Продолжаем создавать витраж методом залива краски

Итак — контурная краска на витраже высохла, а краска для заливки готова. Прежде чем приступить к окрашиванию витража, убедитесь в строго горизонтальном положении листа стекла — любой, даже незначительный перекос вызовет стекание и утолщение слоя краски в самой нижней точке раскрашиваемого фрагмента.

Вооружаемся круглой большой кистью (беличьей или колонковой), набираем на неё большое количество краски и наносим её на заданные фрагменты витража. В этом деле главное — не пересечь границу контура и полностью залить каждый из фрагментов краской определённого цвета. Если же вы попадёте краской на сам контур — ничего страшного, напротив — это даже хорошо, т. к. полностью исключит любые непрокрашенные участки близ контура. Боритесь с появлением воздушных пузырьков — следите за их появлением и быстро убирайте их движением кисти. Завершив окраску, выдерживаем паузу в 3-4 часа — даём краске полностью высохнуть.

Следующий этап заключается в повторной прорисовке контура. Старайтесь повторить предыдущие контурные линии, наносите краску так же обильно, как и при первой прорисовке контура. Теперь вы меже быть уверены в полном устранении любых неровностей и изъянов. Очередной этап работ — через 2-3 часа после высыхания нанесённого контура.

В завершении работ над витражом нужно нанести на него 3-4 слоя прозрачного нитролака, покрыв тонким слоем всю поверхность стекла. Эта мера защитит рисунок от царапин и влаги, продлит срок его службы. Нитролак лучше всего наносить не кистью, а распылителем, выдерживая перед каждым новым слоем не менее 10 мин для просушки предыдущего слоя.

Работа по созданию витража завершена — нужно только вставить его в раму. Такой рисованный витраж прослужит вам не менее 10 лет.

Дополнительные витражные работы

Приводить детальный метод создания плёночного витража считаем здесь ненужным — работа здесь самая простая, нужно подготовить эскиз, нанести его на стекло и на тонировочную плёнку, вырезать необходимые фрагменты и приложить к стеклу. Плёнка пристанет к стеклу сама.

В некоторых случаях требуется, чтобы витражные стёкла в дверях были непрозрачными, особенно, если эти двери ведут в ванную или спальню. Чтобы решить этот вопрос, необходимо придать стороне стекла, обратной витражному рисунку, матовое покрытие или наклеить на него тонировочную плёнку. Существует два способа создания матовой поверхности: используя составы на основе жидкого стекла или воспользовавшись составами, основанными на плавиковой кислоте.

Составы, основанные на жидком стекле:

  1. Необходимо немного развести жидкое стекло дистиллированной водой, затем добавить в него небольшое количество зубного порошка и тщательно перемешать.
  2. 10 частей жидкого стекла смешать с 15-ю частями дистиллированной воды, добавить в этот раствор 8 частей бария сернокислого и 1 часть кремнекислоты. Последний ингредиент можно получить, смешав жидкое стекло со значительным количеством серной или соляной кислоты — кремнекислота выпадет в виде осадка, её нужно выделить, высушить и перетереть в порошок.

Перед нанесением любого из этих составов стекло нужно тщательно вымыть мыльным раствором и высушить. Для нанесения использовать ровный валик — его обмакивают в состав, прикатывают и аккуратно покрывают раствором всю поверхность стекла. После просушки стекло следует промыть под водой.

Необходимо учитывать, что при работах с растворами, основанными на жидком стекле, нужно наносить покрытие как можно аккуратнее — матовая поверхность, созданная этим составом, проявит все дефекты.

Составы, основанные на плавиковой кислоте:

  1. 12 частей плавиковой кислоты, 10 частей бария сернокислого и 10 частей фтористого аммония смешиваются вместе, затем заливаются тонким слоем на поверхность стекла. После высыхания обработанную поверхность нужно промыть раствором соды (5%-ным), после — водой.
  2. 50% плавиковая кислота наносится тонким слоем на предварительно подготовленное стекло. Подготовка следующая — стекло помещается в деревянную рамку, с обратной стороны затянутую двумя слоями пвх-пленки, по краю стекла (вдоль деревянной рамки) делается бортик из пластилина. Слой плавиковой кислоты выдерживается на поверхности стекла в течение 10 с, температура раствора кислоты должна быть 30-40 °С. По истечении срока выдержки промойте обработанную поверхность раствором пищевой соды 5%-ной, после — водой.

В отличие от составов на жидком стекле, применение плавиковой кислоты даёт более ровную матовую поверхность, вне зависимости от допущенных ошибок при нанесении.

Витраж - это один из видов художественной росписи, в наше время он приобретает все большую популярность. Витраж на стекле абсолютно безопасен, и его можно выполнять вместе с детьми. Делается он при помощи акриловых красок. Чтобы выполнить данную работу, не нужно иметь никаких специальных навыков или умений. Необходимые цвета можно купить в любом художественном или строительном магазине. Роспись можно делать не только на прозрачных поверхностях, но и на дереве, пластмассе, керамике, металле или штукатурке.

Только факты

Название «витраж» произошло от латинского слова vitrum - «стекло», что подразумевает прозрачные узоры, картины или рисунки, сделанные на стекле или из цветного стекла.

Витраж на стекле берет свое начало еще в древности. Чаще всего его использовали в храмах и церквях. В храмах Германии и Франции были применены первые сюжетные витражи, выполненные в причудливых формах, из разных цветов, достаточно больших размеров. На витражах были изображены религиозные события, жизнь и быт святых. Это так называемая живопись на стекле.

В России витражи появились только в 1820 году и назывались они сначала прозрачными картинами. Как раз в это время в Европе начиналось возрождение данного вида искусства после длительного забвения.

Необходимые инструменты для росписи акрилом

Если вы не знаете, как нарисовать витраж на стекле, мы вам расскажем. Необходимо подготовить следующие инструменты:

  • наиболее подходящий эскиз, выполненный на бумаге;
  • которое предполагается расписывать;
  • заранее подобранных оттенков (не важно, какую фирму вы выберете, главное, чтобы между нанесением слоев прошло не менее 12 часов, а перед первым мытьем 3-4 дня);
  • растворитель, желательно выбрать одной фирмы с красками;
  • металлический наконечник;
  • витражный контур;
  • ватные палочки;
  • зубочистку или тонкую палочку;
  • синтетические кисти.

После того как все подготовите для работы, можно будет приступать непосредственно к созданию вашего шедевра.

Выполнение витража акрилом

Итак, начинаем делать витраж на стекле аккуратно и никуда не торопясь.

На заранее подготовленный эскиз выкладывается стекло, края выравниваются, чтобы рисунок находился в нужном месте. Стекло нужно предварительно помыть и обезжирить, для этого можно использовать обычный уксус или спирт.

Чтобы линия, проделываемая контуром, была более тонкой, на него надевается специальный металлический наконечник. При помощи контура рисунок наносится на стекло. Движения должны быть достаточно уверенными, четкими и быстрыми, с легким надавливанием на флакончик. Для того чтобы краска лучше вытекала, а контур был немного объемным, наконечник необходимо держать под большим углом к стеклу. Контур надо наносить достаточно аккуратно, чтобы на рисунке не было разрывов, так как потом его надо будет заливать жидкой краской, и она может расплываться через прорехи.

После того как нанесение основного контура будет завершено, необходимо подождать, пока он высохнет. Потом приступаем к его заполнению. Техника заполнения контура настолько простая, что сделать это можно даже с ребенком. Для этого выбираются необходимые оттенки акриловых красок. При работе нужно помнить, что краски следует наносить на поверхность ровно столько, чтобы не превышать высоту контура. Если краска немного затекла на контур, переживать не стоит, после высыхания она станет прозрачной, и ваш промах будет уже не так заметен.

Делая витраж на художники часто желают получить плавные переходы или различные оттенки. Для этого необходимо смешать или растушевать несколько цветов. Это можно сделать обычной зубочисткой. Один из цветов наносится по с небольшим распределением к центру. Потом от центра к краям наносится второй цвет, который необходим для смешивания. Затем зубочисткой краска смешивается и выравнивается, чтобы равномерно распределиться по закрашиваемому элементу. Если при нанесении появились пузырьки воздуха, их можно легко убрать той же зубочисткой.

Маленькие хитрости

  • Во время работы не переживайте, что достаточно бледная и выглядит не так, как бы вам хотелось. После высыхания она немного потемнеет и станет намного прозрачнее.
  • Чтобы краска ложилась более равномерно, можно снизу слегка постучать по стеклу - она будет лучше растекаться.
  • С акриловой краской очень удобно работать не только на горизонтальных плоскостях. Ею также можно выполнять декорирование и даже сделать витраж на стекле двери, не вынимая его из рамы.
  • Чтобы рисунок выглядел немного объемным, используйте губку при нанесении чисто-белого колера.

Достоинства и недостатки

Витраж на стекле создается достаточно быстро, при этом работа не будет иметь подобных себе. Самым большим достоинством такой росписи будет ее практичность. Нарисованные витражи, в отличие от паянных, можно использовать для больших поверхностей, к тому же они не требуют вырезания отдельных кусочков стекла и их закрепления на эскизе. Поэтому, расписывая стекло акриловыми красками, вы получаете прочное и цельное изображение. К тому же витраж по стеклу, выполненный красками, можно вставить в стеклопакет, что значительно больше сбережет тепла, чем если в них вставить паяный витраж.

Роспись стекла намного легче вписывается в любой интерьер квартиры, в то время как паяным витражам необходима тщательно подобранная обстановка. К тому же расписанные стекла прекрасно пропускают свет, создавая легкий эффект калейдоскопа.

Другие виды витражей

Витраж на стекле с помощью красок является самым простым для выполнения в домашних условиях, однако существуют и другие виды и способы такой работы.

Самые распространенные из них:

  • классический паяный витраж;
  • витраж Тиффани;
  • фьюзинг;
  • матированный витраж;
  • витражи Plastic Lead;
  • витражи, выполненные в технике кастинг;
  • пленочный витраж, выполненный по технологиям SGO;
  • фацетный витраж;
  • моллирование;
  • комбинированный витраж;
  • витраж, выполненный травлением;
  • лазерная гравировка.

Если вы решили украсить стекло витражом, то прежде чем приступать к основной работе, потренируйтесь на небольших стеклах, так сказать, набейте немного руку.

По стеклу витражными краскамипроцесс увлекательный, творческий. Чтобы придать интерьеру неповторимый характер и раскрыть свои творческие способности, следует попробовать себя в роли художника! Потому и неудивительно, что в последнее время все популярнее становится именно такой вид hand-made.

Как оказалось, стекло является идеальным материалом для претворения в жизнь всевозможных фантазий. А сам процесс росписи разными красками помогает достичь душевной гармонии и спокойствия.

Начинать следует с небольших предметов. Так, с помощью художественной росписи можно преобразить до неузнаваемости обычный стеклянный , превратить обычный гладкий стакан в произведение искусства, а бутылку – в загадочную тару для всяких мелочей. Вдоволь напрактиковавшись с небольшими предметами, можно переходить и к росписи на более обширной поверхности, например, по оконному стеклу.

Совет! Меняя рисунок каждый раз к новому празднику, вы будете создавать в помещении неповторимое настроение.

За вдохновением можно обращаться к полотнам известных художников. Пожалуй, больше всего здесь подойдут импрессионисты и представители . Также можно пользоваться исключительно собственной фантазией.

Подготовка материалов: выбираем краски

Перед тем как приступить к работе, очень важно выбрать хорошие по стеклу. Некачественные материалы испортят любой, даже искусно выполненный рисунок и не принесут никакого удовольствия от работы. Поэтому лучше один раз потратиться на покупку качественных инструментов для работы. Чтобы роспись по стеклу получилась объемной и интересной, следует использовать витражные краски. Их отличает полупрозрачная текстура, которая позволяет после высыхания краски разглядывать стекло через цветной слой. Таким образом получается эффект витража .

  • водной;
  • синтетической.

Составы на водной основе идеально подойдут для начинающих мастеров, поскольку обладают следующими преимуществами:

  • способность легко смываться, что позволит быстро исправить неказистый штрих;
  • отсутствие запахов;
  • способность к легкому перемешиванию, что позволит достичь без проблем практически любого оттенка и степени насыщенности.

Вместе с тем краски на водной основе обладают и существенным недостатком – они неустойчивы к повышенной влажности в помещении.

Выбирая краску, тщательно изучите этикетку. Ищите надпись, подтверждающую, что краска подходит для росписи по стеклу и . Не поленитесь выяснить и дату изготовления. Если она просрочена, то краски будут подсохшими, а с такими очень сложно работать.

Выбор кистей и других инструментов

Не менее важно для росписи по стеклу выбрать и хорошие кисти. Если вы используете акриловые краски (т.е. на водной основе), то приобретайте мягкие инструменты для работы. Кисти должны содержать искусственные ворсинки.

Совет! Обзаведитесь сразу несколькими кистями разной толщины, поскольку вам придется прорисовывать мелкие детали и различные линии.

Еще один необходимый инструмент – тюбики с контурами (аутлайнеры и контурные пасты). Они нужны для прорисовывания контуров определенных участков, что вызвано необходимостью разделения красок, различающихся по цвету. Это обеспечит отсутствие неаккуратных наплывов на стыке рисунков из-за перемешивания красок. Эти тюбики имеют и другое назначение. Так, они позволят оттенить некоторые фрагменты рисунка благодаря более четкому прорисовыванию линий.

Выбирая цвет аутлайнера, руководствуйтесь общим характером рисунка. В зависимости от него останавливайте свой выбор на аутлайнерах черного, золотистого, серебристого и других цветов.

Пошаговая инструкция по витражной росписи

Для росписи витражными красками по стеклу приведем в пример мастер-класс. Общий порядок работы включает следующие этапы:

  • Для начала следует обезжирить основу, на которую будет нанесен рисунок. Это необходимо для придания стойкости росписи и для более гладкого нанесения краски.
  • Затем следует выполнить эскиз будущего шедевра. Для этого наложите на сухую поверхность контур композиции. Таким образом вы очертите границы отдельных зон, каждая из которых будет окрашена в свой цвет.
  • Подготовив тем самым шаблон для композиции, можно приступать к нанесению краски. Не стоит огорчаться, если у вас не получится с первого раза сделать это аккуратно. Вы должны для начала привыкнуть и прочувствовать идеальную толщину слоя. Если нанесете краски слишком тонко, то велика вероятность появления разводов после высыхания рисунка, при этом оттенок поверхности будет неоднородным. Если же вы нанесете их слишком густо, то краски со смежных участков легко могут перемещаться. Понимание необходимой толщины слоя краски придет лишь с практикой, со временем.

Совет! Если вначале вам будет сложно наносить краску максимально аккуратно, можно обыграть отсутствие художественных навыков. Для этого выбирайте рисунки не в классическом и реалистическом стилях, а композиции в духе кубизма, и абстракционизма и т.д.

  • После нанесения краски работа отнюдь не заканчивается. Теперь необходимо дождаться полной просушки «полотна». Для ускорения процесса можно воспользоваться феном. Однако профессионалы не рекомендуют такую просушку, поскольку она может привести к тому, что слой краски потрескается, а отдельные участки потемнеют. Так что если вы не хотите специально добиться таких эффектов, то от просушивания термическими средствами лучше отказаться.
  • На завершающем этапе следует покрыть композицию лаком. Он придаст ей блеск и закрепит рисунок.

Нюансы правильной росписи по стеклу

Не стоит думать, что роспись по стеклу витражными красками – это дорогое удовольствие. Вы можете сэкономить на покупке красок. Для этого приобретайте не отдельные емкости с красками, а набор целиком.

Чтобы сделать процесс нанесения рисунка безопасным, не забывайте о некоторых мерах предосторожности. Избегайте контакта краски и самой росписи с пищей и напитками. Краска не должна попасть в ротовую полость. Поэтому, декорируя бокалы , стаканы и блюдца, их не следует в дальнейшем использовать по прямому назначению. Главная их теперешняя функция – служить предметом декора. Это если вы хотите полностью обезопасить себя. Однако вполне допускается роспись и «действующих»

Загрузка...
Top