Современные японские гейши. Гейши в японии

Страна, которую принц-регент Сётоку назвал Японией (изначально в переводе Хиномото, а позднее Ниппон – «место, где восходит Солнце») хранит в себе богатейшую историю, наполненную множеством великих достижений, жестоких сражений и удивительных традиций. Одним из самых прекрасных и несравним ни с чем открытий можно считать работу гейши. Тяжелейший труд, на который девушки тратили все свое время и силы, чтобы дарить другим радость и восхищение.

Период возникновения. Как и когда?

Первые упоминания о гейшах появились в ХVII столетии. В то время представителями этой профессии были исключительно мужчины и основной принцип их работы отличался от нынешнего. Это были музыканты и актеры знаменитого театра Кабуки, основной целью которых являлась работа так называемыми шутами. Они должны были развлекать мужчин-посетителей юкака (загородный японский квартал, где публичные дома были легальны) веселыми историями и песнями интимного характера. После чего те наслаждались утехами с местными проститутками.

Первой женщиной-гейшей стала как раз одна из работниц публичного дома Огия в Ёсиваре. После того как Касэн смогла погасить свои долги и стать свободной, она пошла осваивать профессию гейши и стала первой, кто положил начало женской эпохи гейш. Спустя какое-то время мужчин в этой профессии и вовсе не осталось, представительницы прекрасного пола оказались более востребованными и гармоничными в этой роли.

Само же понятие гейши стало официальной работой только в 1779 году. Для этого была создана узкоспециализированная канцелярия под названием «кэмбан», ее основной целью была установка правил для всех гейш. И если до этого существовало два разных вида этой деятельности, имевшие такие определения, как:

  • Сиро-гэйся имеет перевод «белая гейша», то есть женщина этой категории трудилась исключительно умственно, развлекая гостей шутками, музыкой, разговорами.
  • Короби-гэйся означает «опрокидывающая гейша», такие девушки помимо умственной работы, также предлагали гостям свое тело.

То с появлением «кэмбана» были введены жесткие ограничения и правила насчет поведения гейш, трудящихся в районе юкака. Они больше не имели права носить кимоно ярких расцветок, вставлять в прически кандзаси (традиционное украшение Японии для женских волос), а также сидеть, а тем более спать с посетителями юдзе.

Интересно! Отличительной чертой куртизанки от гейши был также принцип завязывания пояса кимоно. У представительниц юдзе он завязывается спереди, для того, чтобы было легче самостоятельно его снять, а у гейш, наоборот, его принято завязывать сзади и без посторонней помощи его не развязать.

Становление гейши. От начала и до завершающего этапа

В прошлом обучаться искусству работы гейши девочки начинали в совсем юном возрасте. Зачастую в Окию (название дома, где проживают гейши) попадали дети из бедных или разорившихся семей, которые уже не могли обеспечивать своим дочерям достойную жизнь и также с помощью этого поправляли свое финансовое состояние.

В наше время, следуя закону о правах детей, начали запрещать столь раннее обучение и теперь ученицами Окии могут становиться только девушки, достигшие 15 лет и получившие аттестат о среднем образовании.

Вся образовательная программа будущей гейши состоит из нескольких ступеней:

  1. Сикоми – является воспитанницей, в среднем первый этап длится от полугода до двух лет. В этот период ученица по большей части выполняет роль прислуги и помощницы по дому. В ее обязанности входит уборка, помощь старшим по должности девушкам с одеванием и какими-либо поручениями. В ХIХ веке возраст сикоми был приблизительно 10-12 лет. Помимо этой работы сикоми должна постоянно учиться, в обязательный перечень предметов входят:
  • этикет;
  • танцы;
  • музыка;

Помимо этого, они также отращивают длинные волосы (для того, чтобы в дальнейшем можно было делать традиционную прическу) приучаются ходить в кимоно и гэта и осваивают киотский диалект.

  1. Минараи – если предыдущая ступень завершилась успешно, девушка получает следующий статус, означающий «наблюдающий за учителем» Характерным отличием Минараи является пояс, который спускается всего лишь наполовину своей длины и носит название хандара.

Теперь девушка должна начинать «выходить в свет». Вместе со «старшими сестрами», в качестве которых выступали майко и гейши, она начинает посещать чайные дома, банкеты и другие мероприятия. Но она не принимает в них непосредственного участия, а лишь является сторонним наблюдателем. В это же время хозяйка окия начинает заниматься ее оформлением в организацию по делам гейш. Длится этот этап приблизительно месяц.

После чего минараи должна сдать экзамен по кёмай (классический старинный танец в киотском стиле). Если с первого раза у не выходит, то ей дается еще две попытки. Не сдав три раза подряд, девушка больше никогда не сможет стать гейшей. В случае успешного прохождения испытания минараи становится майко. Но перед этим она должна пройти Мисэдаши (вступления в бизнес, дебют).

  1. Майко (бывает младшая и старшая) – отличительной чертой этого периода является прическа, пестрые наряды и яркий макияж. Теперь у девушки появляется личная наставница (старшая сестра), которую для нее выбирает владелица окия. Чем влиятельнее она будет, тем больше шансов у майко на успешную карьеру. Теперь она принимает непосредственное участие в мероприятиях, но заказать ее услуги отдельно еще нельзя.

Она должна во всем слушать и подчиняться своей старшей сестре, а та, в свою очередь, обязана передать ей все свои знания и умения. В целом обучение здесь не заканчивается никогда. Даже будучи гейшей женщина должна все время совершенствовать свои навыки и знания.

Этот период обучения занимает примерно 4 года. Переход от майко к полноценной гейше именуется эрикаэ (когда девушка меняет свой красный воротник на белый). За месяц до этого события происходит смена прически.

  1. с этого момента девушка становится полноценной представительницей профессии гейши. Теперь она начинает работать самостоятельно, но зачастую остается проживать в окии (хотя и могут жить отдельно). Еще немало времени она должна усердно трудиться и зарабатывать много денег, чтобы возместить хозяйке дома все расходы, которые были потрачены на нее за эти годы обучения. Эти суммы достигают шестизначных цифр в долларовом эквиваленте.

Обучение на этой ступени не заканчивается. Гейши все время совершенствуются в музыкальных навыках, в каллиграфии, литературе, танцах, особенностях чайных церемоний. Также они всегда обновляют свои знания в политике и мировых новостях.

В отличие от майко, которые ходят в вычурных нарядах и «носят» белый макияж, гардероб гейши более сдержанный и элегантный. Макияж скромный, подчеркивающий достоинства. А на голове чаще всего парик со скромной прической и дорогостоящими небольшими украшениями. Парики носят также по причине того, что из-за сложных причесок в период обучения у девушек появляются залысины.

Наследование дома

В иерархии окия есть особенное место, которое может занять только одна девушка, впоследствии именуемая – атотори (законная наследница). Владелица дома лично находит и выбирает для этой цели девочку. Одна из самых знаменитых атотори – Минэко Ивасаки (занявшая это место в возрасте 5 лет). Эта девочка с самого начала обладает особенным статусом. Она идет главной, после владелицы окия, а все другие относятся к ней как к будущей хозяйке и выполняют все ее требования.

В тот момент, когда девочка становится атотори, она отказывается от имени своей семьи и становится приемной дочерью хозяйки окия и отныне носит ее фамилию. После этого девушка может видеться со своей настоящей семьей, но официально она больше с ней никак не связана.

Личная жизнь. Отношения и брак

Несмотря на строгие правила и железную дисциплину, гейши имеют право на свою личную жизнь. Часто у них появляются богатые и влиятельные покровители «данна». Они могут брать на себя полное обеспечение гейши, от нарядов до покупки недвижимости и различных благ. Многие политики, бизнесмены и даже аристократические персоны выступали в качестве «данна», так как это считается престижным и показывает высокий статус и богатство мужчины.

История гейши в Японии: от зарождения профессии до наших дней

Чужда и таинственна для европейцев культура Азии. Их обычаи и традиции столь непривычны для простого обывателя, что кажется понять восточного человека человеку западной культуры практически не возможно, пропасть между восприятиями ими реальности непреодолима.
Одной из самых волнующих восточных традиций является искусство гейши в Японии.
Слово гейша на японском языке пишется как «гэй», что означает искусство, и «ся» − человек. То есть дословно это слово «гейша» можно перевести с японского как «человек искусства». Это слово применимо не только к женщинам, ведь изначально гейшами могли быть исключительно мужчины.
Профессия гейши берет свое начало из квартала Ёсивара в городе Эдо (сейчас Токио, Япония). В этом квартале располагались многочисленные бани и так называемые общественные дома. Это был квартал проституток-юдзё. Юдзё разительно отличались от проституток в том понимании, в котором их понимают люди Запада. Быть юдзё значило быть обреченной не покидать пределов Ёсивара. Исключениями был только визиты к врачу, вызов на суд или сопровождение клиента в период любования сакурой. При этом посещать таких женщин не считалось зазорным: любая жена предпочитала, чтобы ее муж посещал юдзё, а не изменял жене с соседками. Примечательно, что мужчина придерживался одной юдзё, которая именовалась его «второй женой». Случалось даже, что вдовец выкупал полюбившуюся ему девушку и женился на ней.
Немало времени в Ёсивара мужчины проводили выпивая и общаясь друг с другом. Для этих целей были оборудованы специальные дома, в которых работали мужчины, отвечавшие за всеобщее веселье. В обязанности этих мужчина входили и обязанности официанта, и тамады, и аккомпаниатора. Называли их хокэн (шуты) или гэйся.
Возник квартал Ёсивара в 1617 году, и с момента его основания существует профессия гейши. Но занимались ею исключительно мужчины. Первая женщина-гейша появилась только в 1751 году. А первой профессиональной гейшей в Японии стала работать в 1761 году бывшая юдзё, занявшаяся собственным бизнесом.
В скором времени женщины-гейши стали очень популярны и полностью вытеснили из профессиональной ниши мужчин. С XIX века профессия гейши считается исключительно женской.

Так кто же такая японская гейша?

Гейша − это девушка или женщина, работающая в чайном доме, и развлекающая гостей разговором, пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах. В обязанности гейш также входит выступать хозяйкой вечера и сопровождать клиентов во время прогулок и празднеств.
Работать гейшей в Японии считается очень престижной, и в обеспеченных кругах раньше часто деловые переговоры проводились в чайном доме и обслуживались несколькими гейшами, которые не только развлекали гостей беседой, но и также могли устроить небольшое представление.
Обучались гейши с 10 лет в специальных школах-окиях. Как правило девочку продавали в дома гейш сами родители, когда были неспособны прокормить семью. Обязательным условием была красота и здоровье претендентки.
В общине как правило воспитывалось всего несколько девочек. Их кормили, одевали и оплачивали их обучали, но также на плечах девочек оказывалась и вся работа по дому (в первую очередь самая тяжелая). Бедняги трудились и день, и ночь, стремясь научиться красиво петь и говорить, освоить сложные фигуры танца гейш, овладеть как минимум несколькими музыкальными инструментами. Девушки также должны были освоить все тонкости восточного церемониала, научиться правильно проводить чайную церемонию. Гейша также должна была отличаться красотой и хорошим вкусом, быть в курсе не только последних модных тенденций, но и политической и социальной обстановки. Часто обучение профессии становилось настоящей пыткой для учениц.
Когда «матушка», содержащая дом гейш, понимала, что девушка освоила все необходимое, она делала девушку майко, то есть ученицей гейши. Майко должны были посещать чайные дома, сопровождая своих «старших сестер», которые уже были гейшами, наблюдать, как те общаются с мужчинами, и практиковаться.
Становление майко гейшей сопровождалось потерей девственности. Обряд мидзу-агэ был единственным случаем, когда оказание интимных услуг клиенту было обязанностью гейши. Девственность ученицы ценилась крайне высоко и могла быть даже выставлена на аукцион. Клиента подбирали крайне тщательно: «матушка» следила, чтобы это был постоянный клиент их окия, и чтобы он имел хорошую репутацию, хорошо относился к женщинам.
После «смены воротничков» (девушка сменяет красный вышитый воротник ребенка на белый воротник взрослой женщины) майко становилась гейшей. Об этом свидетельствовали ее новая прическа и новое кимоно. Теперь девушка уже сама посещала чайные дома и ходила по вызовам.
Однако и здесь трудности не заканчивались. Внешность гейши требовала больших финансовых затрат, а большая часть денег уходила на то, чтобы покрыть расходы дома гейш на обучение девушки. А ведь в гардеробе гейши должно быть не менее 22 кимоно, и они не могли быть дешевыми, чтобы не падала репутация девушки. Поэтому, не смотря на то, что гейшам не платили за секс, они стремились обзавестись данном, который бы оплачивал все их расходы. Содержать гейшу было делом затратным − на женщину в год могло уходить до 300 тысяч долларов США, но такой мужчина всегда имел особую репутацию в обществе, считалось, что он обладает хорошим вкусом и является большим ценителем красоты.
В отличие от юдзё, гейши были обязаны хранить верность своему данну, измена рушила карьеру девушки. Сменить данна было возможно лишь в том случае, если он терял возможность обеспечивать потребности гейши. Нередко у гейши и ее данна рождались дети, заботу о которых обязан был полностью брать на себя мужчина. Дочеря гейш обязаны были пойти по стопам матери.
Гейши были крайне суеверны: они никогда не принимали никакого решения не сверившись со своим гороскопом, а перед каждым выходом в свет за спиной девушки обязательно высекали искру, чтобы отвести дурной взгляд и привлечь удачу.
Выйти замуж гейша могла только «выйдя из бизнеса», что возможно было лишь тогда, когда она полностью выплатит свой долг окия.

Упадок профессии.

Во второй половине XIX века в Японии проводится попытки искоренения проституции. «Веселые кварталы» на подобие Ёсивара закрываются. А более целомудренные гейши гонениям не подвергаются как традиция и носительницы классической японской культуры. Однако это привело не к большей популяризации профессии, а наоборот − возраст клиентов гейш становился все старше и старше, молодежь тянулась к чему-то более современному.
Еще к большему упадку профессии гейши в Японии привело присутствие американских солдат в стране в 1945 году. Разоренная страна была не способна к восприятию возвышенного, экономика была разрушена, народ бедствовал. Люди пытались выжить как могли. Женщины отдавались солдатам за бесценок, привлекая их национальной одеждой и называя себя гейшами. Падкие до экзотики американцы вскоре стали воспринимать гейш как обычных проституток, а каждую женщину в кимоно считали гейшей.
Данный шаблон (приравнивание гейш к проституткам) очень часто встречается и в наши дни среди обывателей.

Гейша в современном мире.

В наши дни гейши вновь популярны, однако современность наложила на эту профессию свои запреты. Например, обучатся профессии можно начинать только с 16 лет, перед этим обязательно получив среднее образование. А стать майко (гейшей-ученицей) можно лишь с 18 лет.
Гейш теперь насчитывается чуть более тысячи, из которых около сотни работают в Киото. Не дешевое удовольствие провести время с гейшей, стоит больших денег. Однако их часто приглашают на официальные мероприятия, чтобы повысить статус события и подчеркнуть приверженность японцев своим традициям.

Портрет гейши.

Профессия требовала от гейши быть эталоном классической японской красоты. Вот портрет любой гейши:
1. Гейши тщательно следили за своим здоровьем и за состоянием своей кожи. Для «выхода в свет» кожа девушки должна была быть идеальна, без этого не возможен макияж гейши.
2. Макияж гейши многослоен: сначала наносится базовый слой масла камелии, чтобы выбелить лицо, затем – розовая грунтовка. Или наоборот, в зависимости от региона Японии. Важно одно – цвет кожи гейши должен быть сходным с цветом слоновой кости, полностью перекрывая настоящий цвет кожи девушки. (За исключением нескольких графичных вертикальных линий на шее.)
3. Губы гейши покрывали помадой таким образом, чтобы они напоминали по форме небольшие бутоны цветов.
4. Нижнее веко девушки подчеркивают с помощью алой подводки, а по верхнему веку рисуют черную стрелку. Брови – тонкая красная линия.
5. Прически гейши создаются два-три часа, и стоили они большие суммы. Поэтому раньше девушкам запрещалось спать иначе, чем на спине, чтобы прическа сохранялась в течение нескольких суток. Современные гейши носят парики.
6. Кожа рук и стоп должна быть мягкой, ногти ухожены. Ногти на ногах часто окрашивают в красный цвет, демонстрируя их даже холодной зимой.
7. Результатом долгих и мучительных тренировок становились походка и осанка гейши. Спина идеально прямая, плечи неподвижны. Женщина не идет, а медленно проплывает по улице.

Слово "гейша" означает "тот кто развлекает". Аналогов ему в европейских языках практически нет, и его ошибочно путали с понятием "куртизанка". Кроме того, в прежние века на Западе профессии артистки и проститутки считались смежными. Гейши - прежде всего женщины, которые посвятили себя искусству петь, танцевать или играть на музыкальном инструменте на высоком профессиональном уровне. В Средневековье гейшами работали мужчины. Их пропускали в "кварталы любви", огороженные высокими стенами, где клиентам за деньги предлагались самые красивые женщины и самый замысловатый секс. Гейши же развлекали посетителей в чайных домиках песнями, танцами и веселым разговором. Однажды в качестве такого артиста выступила женщина. Так представительницы прекрасного пола вступили на стезю гейш и постепенно вытеснили из бизнеса мужчин. И сегодня они продолжают работать в чайных домиках, где традиционно собираются богатые мужчины - политики и бизнесмены, которые обсуждают важные вопросы в расслабленной обстановке с изысканным угощением и в окружении прекрасных женщин. Но после того, когда все обсуждено, выпито и съедено, посетитель не отправляется с гейшей в отдельную спальню. С танцовщицей не только нельзя спать - к ней даже запрещено прикасаться. Если клиент потеряет контроль и просто обнимет гейшу, она больно стукнет его веером по лицу и вежливо укажет ему на его место. Вечер с гейшами обойдется клиенту недешево. Тому, кто задумал пригласить нужных людей на вечеринку в чайный домик, придется заплатить от 3 до 15 тысяч долларов. У самой гейши почасовая оплата труда. Клиент может пригласить ее на ужин, в театр, на соревнования по гольфу - и все время, которое она проводит с ним, оплачивается по определенной таксе. За вечернюю работу гейша может получить 300 - 400 долларов плюс щедрые чаевые. Под конец работы она может унести в складках своего кимоно и 500 - 600 долларов.

Конечно, если гейша захочет, она имеет право завести себе любовника. Правда, она не может себе позволить выйти замуж. Тогда гейша автоматически лишается права заниматься своей профессией. Но ей не возбраняется родить детей. В Японии издавна не считается грехом забеременеть вне брака.

В наше время в жизни гейш многое изменилось. К примеру, уже ушел в прошлое обычай лишать ученицу девственности. Майко, как их называют, становились настоящими гейшами после того, как самый почетный клиент чайного домика, желательно мужчина опытный и в годах, превратит девушку в женщину. До 1958 года, когда была запрещена проституция, мужчины не жалели денег, чтобы быть удостоенными чести стать первым у майко. Они могли заплатить кругленькую сумму, которой хватило бы на то, чтобы купить дом. Обряд занимал целую неделю. Каждый вечер старшая гейша готовила спальню. Она клала на кровать три сырых яйца. Мужчина, оставшись наедине с майко, приглашал ее лечь на постель, разбивал яйца, сам выпивал желтки, а белки втирал девушке между ног. К концу недели она уже была полностью расслаблена и легко ему отдавалась.

Но могли случаться и конфузы. По воспоминаниям одной из старейших гейш, когда в ее жизни настало время совершения обряда, наставница просто сбилась с ног, чтобы найти для нее мужчину. Девочка оказалась на редкость некрасивой. Охотников лишить девственности гадкого утенка не находилось. И только один совсем старый мужчина, который всю жизнь совершал важный для гейш обряд, пожалел девочку и дал согласие.

Сегодня Киото единственный город, где воспитывают майко. Маленькие девочки пользуются большим спросом, и каждый богатый японец, оказавшись в Киото, предложит любые деньги, лишь бы на вечеринку была приглашена разливать чай гейша-ребенок. До Второй мировой войны большинство майко происходили из семей гейш. Их мамы, бабушки и прабабушки обязательно занимались древней профессией. Девочек начинали учить танцевать и играть на инструментах уже лет в 6 - 7. Современные майко приступают к обучению значительно позже. По сегодняшним законам они сначала должны получить среднее образование и проучиться до 15 лет в школе. Да и совсем не обязательно им происходить из семьи гейш. Нынешние девочки становятся майко не по принуждению, а исключительно по собственному желанию.

Многих издавна увлекает загадочный образ гейш. Причем им совсем не обязательно отличаться необыкновенной красотой. Искусство гейши заключается в том, что любая, даже совсем неинтересная женщина может совершенно преобразиться и выглядеть сексапильной. Причем стремление к красоте сохраняется у гейш в любом возрасте, и даже 70-летние танцовщицы и певуньи способны радовать глаз и слух бывалых мужчин.

Современные майко, которые переселяются в дома гейш, утверждают, что их жизнь становится гораздо свободнее, чем в родительском доме. Мама-гейша строго следит, чтобы девочки возвращались домой к определенному часу. Весь их день заполнен музыкальными занятиями, и некоторые признаются, что им даже некогда завести бойфренда. Но в будущем у них, возможно, появится мужчина, который фактически станет их мужем.

Во все времена большинство гейш жили на содержании у своих патронов - богатых и уважаемых мужчин в летах, которые могли позволить себе содержать и семью, и гейшу. Просто для каждого японского мужчины дело чести - иметь гейшу. Современные бизнесмены признаются, что на содержание женщины может уходить в год до 300 тысяч долларов. Однако некоторые могут позволить себе не одну гейшу, а целый гарем. Все женщины фактически считаются его женами - второй, третьей, четвертой. Их союзы длятся долго, порой всю жизнь, и отличаются нежностью и теплотой отношений. Гейша не изменяет своему патрону и никогда не пустит к себе в постель другого мужчину. Конечно, если она не испытывает никаких чувств к своему патрону, у нее может появиться любовник. Но спать с мужчинами за деньги, как делают проститутки, значит для нее уронить свой высокий статус. Если же клиент пожелает переночевать в доме гейш, наставница позволит ему лечь рядом с гейшами, но сама всю ночь проведет не сомкнув глаз, чтобы клиент не мог позволить себе лишнего. Но мужчины в восторге даже от чисто платонического сна в окружении прекрасных женщин. Им просто приятно увидеть утром красивые личики гейш.

А как же японские жены относятся к тому, что их мужья проводят время в обществе других женщин? Они не имеют ничего против. Статус жены в обществе чрезвычайно высок. По признанию некоторых матрон, они даже рады, что муж не мельтешит перед глазами, а просто приносит деньги и уходит в чайный домик. У жены слишком много забот, чтобы у нее еще находилось время развлекать мужа. Японская жена ведет домашнее хозяйство, на ее плечах дом, семейные финансы, дети. Она полновластная хозяйка, и если, к примеру, ей захочется купить новую машину, она вовсе не должна спрашивать разрешения у мужа. Муж зарабатывает деньги, а жена тратит их по собственному усмотрению. Как говорит популярная японская поговорка, лучший муж - тот, кто здоров и кого не видно поблизости. А потому количество разводов в стране и сегодня гораздо меньше, чем на Западе. Вместо того чтобы удовлетворять каждое желание мужа, японская жена с радостью разделяет обязанности с "соперницей" и испытывает чаще всего не ревность, а чувство облегчения, когда муж оставляет ее в покое и отправляется в дом гейши.

Представление о том, что гейша это обыкновенная проститутка, только японская, появилось сразу после Второй мировой войны, когда страну наводнили оккупационные войска. Бравые американские солдаты, отправляясь в увольнение, постоянно охотились за выпивкой и сексуальными утехами. Не слишком образованные, не знавшие языка и не привыкшие погружаться в чужую культуру, зато молодые и переполненные тестостероном, они быстро превратили слово «гейша» в синоним девушки по вызову. Местные сутенеры им, понятное дело, не возражали.

На самом деле все не совсем так. Или, точнее, совсем не так. Первые упоминания о гейшах относятся к XIV-XV векам. По-японски «гей» означает «искусство», а «ся» - «человек». Таким образом, гейша буквально означает «человек искусства». Так называли людей, которые развлекали гостей на банкетах. Изначально это были мужчины из незнатных самурайских семей.

После того как в самом начале XVII столетия сегун Токугава Иэясу объединил страну и перенес столицу из Киото в Эдо (нынешний Токио), он начал строить дороги - широкие и удобные для передвижения тракты. Первая и самая важная связала два главных города, отстоящих друг от друга на 500 с лишним километров. На ней через каждые тридцать километров были оборудованы станции, где можно было отдохнуть и переночевать. Очень быстро там возникли чайные дома. Чтобы повысить популярность своих заведений, владельцы стали нанимать на работу красивых и умных девушек. Крестьянки для этого не годились, но на рынке на тот момент оказалось много представительниц самурайских семей. До того как Токугава усмирил мятежные кланы, в междоусобицах погибло огромное количество самураев. Их жен, сестер и дочерей никто не собирался содержать. Чтобы выжить, женщины охотно устраивались в заведения на трактах.

Благородные девушки, обученные хорошим манерам, способные поддержать разговор, умеющие танцевать и играть на музыкальных инструментах, быстро завоевали популярность. Теперь именно их стали называть гейшами. Иные дамы могли реально прославить свое заведение. В японских путеводителях XVII-XIX веков даже указывалось, в какие чайные дома непременно стоит заглянуть ради приятного досуга. При этом речь не шла о сексе. Гейши продавали свое искусство. За проститутками, коих тоже было немало, закрепился другой термин. Их звали девушками, которые накладывают рис.

Лучшие гейши, по общему мнению, работали на самой последней станции в Киото. Именно там вырос знаменитый чайный квартал Гион, где до сих пор существует закрытое сословие гейш.

При Токугаве и его потомках в стране на 250 лет воцарился мир. Воинское сословие перестало сокращаться, и как следствие прекратился приток самураек в чайные дома. Чтобы сохраниться, корпорация гейш, спрос на которых был по-прежнему огромным, выработала жесткие правила внутреннего воспроизводства.

Опытная старая гейша становилась мамой-сан, а в подчинении у нее находилось несколько старших и младших «сестер», которых та учила профессии. Красивых и перспективных девочек в возрасте от 5 до 9 лет теперь выкупали у крестьян и рыбаков. Для всех участников процесса это оказалось идеальным решением. В крестьянских семьях было не принято предохраняться, детей рождалось много, но еды хватало не всем. Поэтому вплоть до эпохи Мейдзи в Японии существовал обычай «прореживания», когда от лишних ртов, особенно от девочек, целенаправленно избавлялись.

Для простолюдинки стать гейшей означало вытащить счастливый билет. Но жизнь в чайных домах была довольно суровой - строжайшая дисциплина, изнурительные тренировки, отсутствие личной свободы. Все «сестры» находились на полном обеспечении мамы-сан. Она их кормила, одевала (кстати, кимоно стоило баснословных денег) и учила всему. Если девочка не оправдывала ожиданий, ее прогоняли, и дальнейшая участь ее была незавидной. Если она не умирала от голода под забором, то неизбежно становилась проституткой. Вернуться в свою семью она уже не могла.

На протяжении нескольких десятилетий каждая «сестра» должна была отработать все, что потратила на нее мама-сан. Но спрос на услуги гейш был огромен, и платили за это хорошо. Пригласить их на ужин могли себе позволить лишь богатые и знатные феодалы, которые за приятным времяпрепровождением решали свои деловые и политические вопросы. Именно тогда сформировалось очень важное для корпоративной культуры гейш правило - ни при каких условиях не рассказывать, что происходило на банкете. Принцип этот свято соблюдается и поныне. Ну, почти…

Когда младшей «сестре» исполнялось 13 лет, мама-сан могла продать ее девственность богатому меценату. Опять же речь не шла о разовом сексе. Патрон платил внушительную сумму владелице чайного дома, чтобы покрыть ее расходы, и впоследствии брал гейшу на полное обеспечение. То же касалось и взрослых «сестер». Выкупленная гейша обретала статус любовницы, получала хороший дом и солидное содержание, была вхожа в круги политической и военной элиты.

Сегодня гейшами становятся девушки в возрасте 15-16 лет. Они приходят в чайный дом, предварительно получив согласие от родителей. Правила жизни в корпорации уже не столь строги, но и легкими их тоже не назовешь. Девушки соблюдают жесткий режим, ежедневно репетируют, учатся манерам, осваивают музыкальные инструменты, изучают традиционные танцы, исполнение которых требует невероятной выносливости. Им запрещено пользоваться компьютерами, а до 25 лет нельзя иметь даже мобильного телефона. Раз в неделю девушки делают замысловатые прически. Чтобы не нарушить укладку, они спят полулежа, положив голову на специальную деревянную подставку. То еще удовольствие. Но игра определенно стоит свеч.

В чайный дом со стороны не попасть, сколько бы денег вы ни предлагали. Вход возможен только по рекомендации кого-то, кто уже там принят. Японцы выше всего ценят пожилых гейш, иностранцы - тех, что помоложе, пусть и не достигших вершин мастерства.

Поскольку чайный дом практически недоступен для туристов, гейш по предварительной договоренности зовут в ресторан. Обычно приглашают сразу трех мастериц - очень опытную старшую «сестру», ее младшую подопечную и девушку-музыканта. Специальный обед обойдется примерно в 150 долларов на человека, причем за алкоголь платишь отдельно. Иностранцу неизбежно понадобится переводчик, ибо «сестры» почти не говорят по-английски, зато могут изъясняться на киотском диалекте. Смело прибавляйте еще полторы сотни за перевод и еще столько же за еду, ибо иначе переводчик не работает. Наконец, за двухчасовое общение с гейшей, независимо от ее возраста и опыта, придется выложить еще 600 долларов. Итого на круг набегает весьма внушительная сумма. При этом никакого секса, только приятная беседа, музыка и танцы. За один вечер каждая гейша посещает несколько банкетов. Это реально тяжелая работа, зато в месяц она зарабатывает от 5 до 10 тысяч долларов.

Сегодня гейши есть в Киото, Токио, Канадзаве и некоторых других городах. Самая большая корпорация, насчитывающая около 200 мастериц и еще порядка 80 учениц, расположена в Киото. В Токио их около 250-ти, а в Канадзаве всего 40 с небольшим. В остальных местах и того меньше - от 4 до 12 человек. А ведь каких-то сто лет назад по всей стране их насчитывалось больше 80 тысяч. Кстати, в Токио нет чайных домов, все девушки живут в своих квартирах и просто приходят на ужин. При условии, что с ними повезет связаться, удастся договориться (для этого еще нужно найти правильного посредника!), а в их плотном графике найдется свободное окошко.

На заметку: В разных частях Японии при термальных источниках, популярных у туристов, имеются так называемые ассоциации гейш. Но это не должно вводить в заблуждение. По сути, речь идет о самых обычных хостес в кимоно, которые за дополнительную плату не прочь оказать интимные услуги.

Годам к сорока «сестра» обычно отбивает вложенные в нее деньги и в принципе может покинуть чайный дом, чтобы открыть свое дело. Иные мастерицы умудряются делать блестящую карьеру и зарабатывать до 100 тысяч долларов в месяц. Но, разумеется, не все. Сохраняется и практика выкупа гейши у мамы-сан. Поэтому, как и в стародавние времена, иные влиятельные персоны могут позволить себе иметь таких исключительных любовниц. Наконец, гейше не возбраняется выйти замуж, но тогда она теряет право на профессию. Поэтому современные гейши предпочитают не сковывать себя узами брака.

Сохраняется и золотое правило молчания. В новейшей истории оно было нарушено лишь однажды, но серьезно испортило репутацию всей индустрии. Провинившейся оказалась… гейша-американка, обмолвившаяся в интервью о том, как она отработала банкет одной очень известной японской корпорации. В последние десятилетия прошлого века на работу в чайные дома стали принимать иностранок. Но после разразившегося скандала с этой практикой незамедлительно покончили.

Гейши - существенный элемент современной японской культуры, которая, несмотря на полуторавековую вестернизацию, все еще привержена традиции. Но глядя на все это со стороны, трудно отделаться от ощущения, что имеешь дело с сублимацией. В традиционном обществе, имеющем вдобавок островную специфику, сексуальная жизнь исторически подвергалась жесткой регламентации. Но поразительным образом сексуальные барьеры существуют и в современной Японии, хотя природа их иная.

За последние десятилетия многие японки выбирают не семью, как раньше, но карьеру. Они добились финансовой самостоятельности, начали путешествовать, поздно выходят замуж, поздно рожают детей, если вообще рожают.

Японские мужчины, которые всегда доминировали в обществе, оказавшись в непривычном для себя положении, растерялись. Гендерный маятник качнулся в другую сторону. Теперь женщины решают, с кем встречаться, как часто это делать, да и делать ли вообще. После первого свидания они запросто могут дать ухажеру от ворот поворот. А для мужчины это становится тяжелейшей психологической травмой. Он остро ощущает, что больше не лидер и вдобавок «теряет лицо».

Внутренне опасаясь этого, многие избегают знакомств, предпочитая проводить время за работой в офисе или коротать его с однополыми друзьями, а то и вовсе в одиночестве. По статистике до 20 процентов мужчин в возрасте до 24 лет остаются девственниками. Многие разучились знакомиться. При том, что ценность семьи в Японии не только не оспаривается, но сохраняет высокую значимость.

Кто-то ищет выход из положения в посещении так называемых вечеринок знакомств, куда люди приходят с конкретным желанием найти партнера. Если не для брака, то хотя бы для продолжительных отношений. Спрос на такие услуги столь велик, что просто так попасть туда невозможно. Сначала надо вступить в клуб, сдав кучу анкет и уплатив внушительный сбор в размере от 700 до 2200 долларов. К этому добавляется ежемесячная плата от 100 до 300 долларов. За посещение каждой вечеринки участники платят отдельно. При том, что результат не гарантирован. Ну а если все закончится благополучно и члены клуба найдут свою половинку, клуб получает еще около 2000 долларов комиссионных. Казалось бы, гораздо легче, быстрее и дешевле отправиться в какой-нибудь бар, где всегда полно свободных девушек. Ан нет.

А что же секс? Да-да, тот самый - впечатляющий и без обязательств? За этим отправляются в другое место, но опять же лишь те счастливчики, у которых есть деньги. Проституция в Японии официально запрещена с 1947 года, но местные жрицы любви и их покровители нашли возможность заниматься своим ремеслом, не нарушая закон. Дело в том, что проституцией в Стране восходящего солнца считается оплачиваемый секс с проникновением. На все остальное власти закрывают глаза.

Это породило огромное количество массажных («розовых») салонов, фасады которых украшены весьма недвусмысленными картинками. Да и девушки у входа доходчиво объяснят, что к чему. Существует еще и так называемая «доставка здоровья на дом» - все то же самое, только приходят к вам.

Массаж делают всеми возможными способами и частями тела, зачастую в мыльной ванне, доводя клиента до оргазма столько раз, насколько у того хватит сил в пределах пары часов. Цена вопроса от 60 до 150 долларов за сеанс. Таких заведений полным-полно в каждом крупном городе. В Токио они сконцентрированы в квартале Кабукичо в восточном Синдзюку, аккурат по соседству с огромным железнодорожным хабом, через который ежедневно проходит 4 миллиона человек. Однако следует помнить, что многие местные заведения держат якудза. Поэтому беспечному иностранцу там небезопасно. За незаказанное пиво запросто могут выкатить счет в 500 баксов, а за отказ в оплате - изрядно потрепать.

Но пределом желаний одиноких японских мужчин являются так называемые «мыльные земли», где сеанс обойдется уже в 300 баксов, а для иностранцев раза в три дороже. Эти заведения чем-то напоминают турецкие бани, только с девушками. Апофеозом визита является «борьба» на надувном матрасе, щедро намазанном маслом. На нем практически невозможно удержаться, поэтому приходится предпринимать сверхусилия. В приватных беседах с корреспондентом «Ленты.ру» очевидцы не раз признавались, что в ходе такой «схватки» испытывали самое сильное сексуальное потрясение в жизни. «Мыльные земли» - самые настоящие публичные дома. Но они платят налоги, и, конечно, в них есть ванны, поэтому их не проверяют…

Гейша — это женщина, одетая в кимоно носящая традиционный японский макияж и укладку, в обязанности которой входит петь, танцевать и устраивать для развлечения гостей. Дословный перевод слова «гейша» звучит как «человек искусства». Молодых девушек, обучающихся у более опытных гейш, называют «майко» , что в переводе означает «танцующее дитя». По сравнению с полноценными гейшами, их макияж более яркий, традиционные прически они делают из своих собственных волос, в отличие от гейш, которые в основном носят парики. Обувь японских гейш, а в частности и майко, называется поккури гэта — это особый вид традиционной японской обуви, только на высокой платформе.

Основная работа гейш заключается в проведении банкетов в традиционном японском стиле, где девушка является практически хозяйкой мероприятия, развлекая приглашенных мужчин и женщин. Японские гейши должны уметь поддержать любой разговор и обеспечить веселое времяпровождение гостей, очень часто в их обязанности входит легкий флирт, но не более. В зависимости от школы, которой обучалась гейша, она может танцевать тот или иной танец, несущий в себе не только увеселительный. но и смысловой характер. Танец японской гейши практически исключает любую мимику, а основной акцент идет на позы и движения, которые всегда о чем-то рассказывают.

История появления профессии

Исторически гейши появилась в Киото, Осаке и Токио в 16 веке. Первыми представителями этой профессии были мужчины, выступавшие в театре Кабуки, но в дальнейшем гейшами становились исключительно девушки. Связь между актерами и музыкантами Кабуки и гейшами можно проследить и в наше время: очень часто гейши ходят на представления, а участники театра посещают банкеты. Помимо этого, существует традиция, согласно которой актеры должны расписываться на традиционных японских украшениях для волос — кандзаси, которые носят майко.

Первой женщиной-гейшей стала Касэн, жившая в доме Огия в Ёсиваре. Изначально Касэн работала проституткой с целью собрать достаточное количество денег и выплатить долги, чтобы стать свободной, и в итоге ей это удалось. Обретя свободу, в 1761 году она стала гейшей. Раньше существовало несколько разновидностей этой профессии:

  • Сиро-гэйся — переводится как «белая гейша», её работа заключалась только в увеселении гостей.
  • Короби-гэйся — переводится как «опрокидывающая гейша», помимо основных обязанностей, она могла продавать свое тело.

Официальное существование профессии гейши началось только в 1779 году, когда был создан специальный офис «кэмбан», в котором устанавливались правила для них. Например, гейши района красных фонарей не могли даже сидеть близко к гостям и носить кимоно ярких цветов, также запрещалось вставлять в прически японских гейш кандзаси.

Обучение гейши

Раньше девочек обучали тонкостям этой работы еще с самого детства, так как очень часто бедные родители вынуждены были продавать своих детей в дома гейш, чтобы хоть как-то обеспечить себе и ребенку дальнейшее существование. В настоящее время существует закон, согласно которому девушка может поступить на обучение к гейшам только после того, как ей

исполнится 15 лет и она окончит среднюю школу (при трудоустройстве обязательно требуется показать аттестат о среднем образовании). Изначально девочки становятся практически служанками гейш, занимаясь уборкой и готовкой, и только спустя какое-то время они поступают в помощницы к старшим гейшам. Помимо ежедневных обязанностей, они должны посещать занятия гейш, где их обучают танцам, музыке, живописи и прочим подобным вещам, которые понадобятся им в дальнейшей работе. Кроме того, каждая гейша обязана хорошо разбираться в политике и всегда быть в курсе происходящих в мире событий, так как зачастую им приходится работать с клиентами, занимающими различные должности в государственном аппарате. Обучение гейши никогда не прекращается, оно происходит на протяжении все жизни.

Через полгода ученицы сдают экзамен и проходят своеобразную церемонию посвящения — «мисэдаси», на которой им официально присваивается звание «майко». Каждой майко дают наставницу, которая помогает в обучении, а в дальнейшем даже ищет клиентов для новоиспеченной гейши. Чем больше влияния имеет наставница, тем больше возможностей открывается перед майко в будущем. Красота японских гейш в этой нелегкой, но интересной профессии играет немаловажную роль. Майко уделяют очень большое внимание уходу за собой, также существуют секреты японских гейш передаваемые из поколения в поколение и помогающие девушкам притягивать к себе клиентов, от которых полностью зависит их дальнейшее положение.

Отношение к проституции

Практически каждый думает что профессия гейши связана с проституцией, но такое мнение совершенно неправильное. Еще с давних времен был введен закон, согласно которому гейши не имеют права оказывать интимные услуги за деньги. Однако существуют так называемые онэн-гэйся, которые известны недостатком мастерства в сферах искусства и политики, которое они восполняют, продавая свое тело. Таким образом, отличие их от гейш можно проследить даже во внешнем виде. Например, у куртизанок принято завязывать пояс кимоно спереди, чтобы его можно было самостоятельно снять, а гейши этот же пояс завязывают сзади, в результате чего без посторонней помощи его практически не снимешь.

Работа гейш заключается в доставлении клиенту исключительно эстетического наслаждения. Они могут немного флиртовать с гостями, но сексуальную деятельность они не практикуют и деньги получают только за умственную работу. Конечно, школа не запрещает ученицам гейш иметь любовные отношения, но это уже личное и не имеет никакого отношения к работе.

Загрузка...
Top