Трудные места Евангелия: Хула на Духа. Что такое Хула на Святого Духа

О хуле на Духа Святого Иисус сказал: «Посему говорю вам; всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам,» (Матф. 12, 31). Это и есть грех к смерти, как об этом говорит ап. Иоанн в своем послании» (1Иоан. 5, 16).

Что же из себя представляет этот ужасный грех, которому нет прощения? Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, лучше было бы рассмотреть некоторые примеры, записанные в Библии, когда люди совершали непростительный грех или хулили Духа Святого.

Корей, Дафан и Авирон, восстав против Моисея и Аарона, похулили Духа Святого, совершили непростительный грех (См. Числа 16 гл.). Эти три человека возбудили народ и возглавили восстание, состоящее из 250 выдающихся людей Израиля. Они обвинили Моисея и Аарона в том, что те присвоили себе очень большие права. Они настаивали на том, чтобы и они также могли участвовать в руководстве людьми. Они считали, что Бог и их призвал к руководству.

Моисей не пытался оправдать себя. Он предоставил это дело Богу и просил Его о том, чтобы Он сам разрешил этот вопрос (См. Числ. 16, 4-11). Божье решение обнаружилось в том, что земля разверзлась и поглотила троих главных бунтовщиков вместе с их семьями (см.ст. 31-33). После этого с неба сошел огонь и пожрал их 250 сторонников (ст. 35).

Елена Уайт говорит, что Корей, Дафан и Авирон «совершили непростительный грех, похулив Духа Святого, грех, при котором сердце человека совершенно ожесточается против влияния божественной благодати» (ПП. стр. 405). Ясно, что эти три бунтовщика совершили непростительный грех, так что Сам Бог лишил их жизни, уничтожив их немедленно».

Другой пример хулы на Духа Святого мы видим в жизни Саула, первого Израильского царя. После того, как Самуил помазал его царем, он стал обращенным и получил помазание Духа Святого. Он стал новым человеком (См. 1Цар. 10, 6. 9). «Огромное изменение произошло в нем посредством Св. Духа. Свет божественной чистоты и святости засиял во тьме плотского сердца. Он увидел себя таким, каким видел его Бог.

Он увидел красоту святости» (Там же, стр. 610, 611). Господь Сам призвал Саула стать царем.

Он наделил его Духом Святым (См. 1Цар. 10, 6-10). Однако пришел день, когда Саул отказался следовать Божьим повелениям относительно полного уничтожения врагов Божьих — амаликитян. Да, он частично повиновался, но не полностью. Он предпочел планам Божьим свои собственные планы. После этого через некоторое время Дух Святой оставил его (См. 4Цар. 16, 14). В конце концов, он совершенно отказался от повиновения Богу, обратившись за советом к волшебнице из Аэндора по поводу предстоящей войны с филистимлянами. В начале своего царствования он сам издал приказ, чтобы во всей стране медиумы были преданы смерти (См. 1Цар. 28, 9). Саул, оставленный Богом и пораженный филистимлянами, умер на поле сражения, которое закончилось гибелью его самого и его армии. Он погиб безвозвратно (См. 1Цар. 31). Он пренебрег «обличениями и предостережениями Слова Божия и Его Духа Святого» (Там же, 633).

В наше время то же самое делают многие люди. Они говорят о своей вере в Бога и в Его учения. Но поскольку Бог и Его учения не согласуются с их мышлением, они осуществляют свои планы и следуют своим понятиям, пренебрегая волей Божией. Царь Саул так и поступил; и поступая так, он окончательно оскорбил Духа Божия. Он так и погиб навечно, хотя однажды был исполнен Духом Святым.

Приписывание работы Духа Святого сатане — это другой вид греха против Духа Святого.

Так поступили книжники, когда говорили, что Иисус изгоняет бесов силою бесовского князя Веельзевула (См. Марк. 3, 22). Иисус предупреждал их об этом. «Фарисеи, которых предостерегал Иисус, и сами не верили тому, в чем они Его обвиняли… Они слышали голос Духа, провозглашающего Его Помазанником Израиля. Этот Дух призывал следовать за Ним». (ЖВ. 322 стр. ориг.).

Эти люди заглушили побуждения Духа Святого. Этим они согрешили и отвергли время благодати, предоставленное им.

Если мы лжем Духу Святому, то совершаем другой вид непростительного греха.

Анания и Сапфира, члены молодой Иерусалимской церкви, проявили лицемерие и обманули Петра, сказав, что они продали имение за цену, которую принесли в церковь, как пожертвование. Так поступив, «они солгали Духу Святому, и их грех получил возмездие посредством немедленного и ужасного суда». (См. Деян. 5, 1-11).

По природе все люди — грешные. Но именно грешников Иисус пришел спасти. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19, 10). Он спасает падшее человечество посредством Духа Святого. Он спас и Марию Магдалину, хотя она была падшей женщиной, опозоренной и павшей в явных грехах. Окликнувшись на призыв Божий, «она стала причастницей Божеского естества». Та, которая так низко пала и чей разум был пристанищем демонов, так сильно сблизилась со Спасителем в святом общении и служении». (ЖВ. 568). Это Мария так долго стояла у креста (См.

Матф. 27, 56). Мария участвовала в погребении Иисуса (См.Матф. 27, 61). Она первая пришла ко гробу Иисуса утром в день Его воскресения (См.Марк. 16, 1). Мария, которая была очищена от своих грехов и омыта кровью Иисуса белее снега, также была первой, провозгласившей о воскресении Спасителя» (См. Марк. 16, 9-10).

В деле спасения Иисус никогда не отворачивается от человека из-за его падшего состояния, если только он готов и желает откликнуться на зов Его любви, посылаемый через Духа Святого. «Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7, 25).

Дух Святой работает над необращенным грешником. Если бы не Он, то никто не мог бы прийти к Иисусу с покаянием во грехах. Иисус Сам сказал, что Дух «обличит мир о грехе» (Иоан. 16, 8).

Это служение Духа для неверующих, которое богословами называется милостью или благодатью, было исполнено Им (Духом) в день Пятидесятницы. Слушатели пришли и сказали Петру и прочим апосталам: «Братья, что нам делать?» и Петр сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,- и получите дар Св. Духа» (Деян. 2, 37-38). Хвала Господу! Грехи этих людей, прибывших на праздник, были изглажены.

Но грех против Духа Святого непростителен и ведет к вечной смерти. Многих смущает и озадачивает этот непростительный грех, совершаемый против Духа Святого. Они желают знать, что он из себя представляет на самом деле. Некоторые боятся, что совершили этот грех и находятся в страхе, что они навсегда погибли. «Никто не должен считать, что грех, совершаемый против Духа Святого, является чем-то неопределенным и таинственным». (ЕГУ. К. АСД. т. 5. 1093 стр.).

Из четырех библейских примеров, описанных выше, мы узнали, что грех против Духа Святого может быть совершен разным способом. Корей, Дафан и Авирон, восстав против помазанников Божиих и упорно сопротивляясь им, совершили этот грех, настойчиво идя своим путем и пренебрегая волей Божьей. Царь Саул совершил этот грех, настойчиво идя своим путем и пренебрегая волей Божией. Во дни Иисуса еврейские руководители совершили этот грех, приписав работу Божью дьяволу, Анания и Сапфира оказались виновными, солгав Духу Святому.

Вот, совершая такие действия и им подобные, мы прежде всего огорчаем Духа Святого (См. Ефес. 4, 30). Настойчиво действуя таким образом, мы можем даже отвергнуть Его и лишиться Его влияния. (См. 1Фес. 5, 19). Непростительный грех или хула на Духа Святого — это упорное отвержение света.

Это неизбежно ведет к духовной слепоте и ожесточению сердца человека, который будет глух к многочисленным и продолжительным побуждениям Духа Святого. В конце концов, душа будет объята тьмой, такой человек будет навсегда потерян, потому что он лишил себя способности быть восприимчивым к побуждениям Духа Святого.

Грех, который Бог не прощает — это непризнаваемый, любимый и неисповеданный грех, потому никогда не оставляемый.

Этот грех пойдет вместе с грешником в могилу и принесет вечную смерть. В конечном итоге — это грех своеволия, который часто проявляется в человеческой гордости и явном эгоизме. «Грех, совершаемый против Духа Святого — это грех упорного отказа ответить на призыв покаяния». (Там же).

Пытаясь объяснить это в классе студентам, я обычно рисовал большую яму или колодезь. На дне этой ямы находился человек. Исключена возможность, что он сможет выбраться из этой ямы, по ее стенам, но на краю этой ямы стоит человек с веревкой. Он спускает веревку человеку, находящемуся на дне, и просит того обвязать ею свою талию и держаться за нее, пока он и другие люди не вытащат его. И хотя веревка была спущена ему, человек, находяшийся в яме, упрямо держит свои руки в карманах и с пренебрежением смотрит на нее. До тех пор, пока он игнорирует веревку, для него нет ни помощи, ни спасения. Ему было предложено спасение из ямы, но он отказался от помощи, не ухватившись за веревку. Таким образом и Дух Святой пытается спасти нас, но если мы отказываемся ответить на Его призыв, для нас больше не существует спасения. Бог не желает, чтобы мы погибли, в нашей гибели будем виновны только мы.

Св. Дух хочет согреть нас Своей любовью и сделать нас способными исполнять волю Божию, но мы можем затушить Его теплоту, подобно тому, как если возьмем сырой коврик и накинем его на горящую свечку. Если мы упорно отказываемся ходить во свете и будем продолжать лелеять грехи, зная при этом, что они ненавистны Богу, тогда мы находимся на очень опасном пути. Молиться Богу и в то же время продолжать лелеять идола в своем сердце,- это богохульство.

Бог отвернется от такого человека. (См. Иезек. 14, 7-8). Если мы не откажемся от этих идолов, придет день, когда мы станем «бесчувственными» (Ефес. 4, 19). Больше мы никогда не услышим голос Св. Духа и Его призыв к покаянию. Наша молитва должна быть подобна молитве Давида: «И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». (Пс. 18, 14). Умышленные грехи — это те грехи, которые мы совершаем умышленно с широко раскрытыми глазами.

Если мы упорно идем против воли Божией и отказываемся покаяться в грехах, тогда, в конце концов, мы придем к тому, что будем верить заблуждению. «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2, 11-12). Иногда находясь в разъездах, мне приходится останавливаться в гостинице, не всегда имея будильник при себе. В таком случае я прошу служащего разбудить меня утром, в определенное время. Представьте себе, что после того, как я попросил его позвонить мне и разбудить меня в 5 часов, я снял телефонную трубку. Наступило 5 часов, а я все еще крепко сплю, ничего не зная о времени.

Изгоняя Духа Святого из наших сердец, мы можем порвать свяь с Богом, так что он больше не сможет обличить нас во грехе. Без обличения не может быть покаяния, а без покаяния не может быть прощения. В таком случае мы будем навсегда потеряны, потому что только посредством Св. Духа Бог может предупредить и обличить нас во грехе. Не потому, что Он не желает простить нас, а просто Он уже, в таком случае, лишен средства, которым можно спасти нас. Мы становимся подобны тому человеку, на дне ямы, возле которого висит веревка для спасения.

Духу Святому свойственны кротость и смирение. Он никогда не испытывает недовольства. Он во всякое время добр. Но Он не будет терпеть постоянно повторяющийся грех. Поступая своевольно, я не могу расчитывать на то, чтобы Он пребывал постоянно со мной. Такое поведение, в конце концов, огорчит Его. Если я беззаботен и легкомыслен, это также может огорчить Его. Я могу делать то же самое своим равнодушным отношением к Нему.

Бог не желает нашей гибели — это не в Его плане. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр. 3, 9). Пр. Иезекииль повторяет то же самое божественное намерение. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших, для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33, 11). Наш Спаситель всем нам предлагает вечную жизнь при условии, если мы соединимся с Ним.

Когда мы сольемся с Ним, подобно тому как срастается ветвь с виноградной лозой, мы будем жить Его жизнью и иметь Его силу.

Подобно тому, как ветвь не может существовать в отрыве от лозы, так и мы не будем иметь жизни, находясь в стороне от Иисуса. Мы должны сделать твердое решение ухватиться за веревку, которую небесный Отец со Христом опустили в яму греха. Эта веревка, или соединяющее звено, есть Святой Дух. Если мы не откликнемся на Его умолящий зов, тогда мы погибнем навсегда. Если мы будем противиться Его желанию спасти нас от этой ямы, непременно мы огорчим все три Личности Божества.

Для того, чтобы принять спасение, человек должен почувствовать в этом нужду. Спасение только для тех, кто нищ духом, смирен и сожалеет о своих грехах. «Господь до тех пор не сможет восстанавливать человека, пока последний не осознает свою беспомощность, не откажется от самонадеянности и не отдаст себя руководству Божию». (ЖВ. 300).

Человек не может сам покаяться во грехе. Иисус Сам сказал, что это работа Св. Духа. Он сказал: «И Он пришед обличит мир о грехе, о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня, о правде, что Я иду к Отцу Моему и уже не увидите Меня. О суде, что князь мира сего осужден». (Иоан. 16, 8-11). «Истинное покаяние в грехе — это результат работы Святого Духа». (ЖВ. 300).

После того, как человек осознает свои грехи, он должен покаяться.

«Но если не покаетесь, все также погибнете». (Лук. 13, 5). Чтобы Бог смог простить человека, последний должен сначала покаяться. «Христос прощает тех, в которых Он сначала производит покаяние». (ЕГУ. Нагорн проп.

стр. 7). Грешник должен сожалеть о своих грехах, чтобы поступать праведно. Бог не оставит без внимания ни одного неисповеданного греха, хотя Он праведен и милосерд. Он простит только те грехи, которые будут исповеданы. (См. Прит. 28, 13).

Кто-то должен умереть за наши грехи.

В конечном итоге, или мы сами должны будем умереть в огненном озере или Иисус умер за нас на кресте. Ап. Петр сказал: «Его возвысил Бог десницею Своею в начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов». (Деян. 5, 31). Как покаяние, так и прощение — это дары Божии. «Благость Божия ведет тебя к покаянию». (Римл. 2, 4).

Но мы можем совершать непростительный грех более скрытно, а именно, если неоднократно будем принимать предложение врага об отсрочке ответа на призыв Духа Святого.

Я знал одного очень хорошего человека. Но его служба препятствовала ему принять Божью истину, и стать членом церкви остатка. Он говорил, что когда пойдет в отставку непременно примет Божью истину и присоединится к церкви. Наконец пришел тот день, когда он пошел в отставку, но он так и не принял Божьего плана относительно его жизни. Он был хорошим, честным человеком, но он сказал: «Теперь мне невозможно посвятить Богу остаток своей жизни». Он пришел к выводу: «Всю свою жизнь я прожил без Него, и с моей стороны будет нечестно и малодушно придти к Нему, когда моя жизнь подходит к концу». Так он никогда и не посвятил своей жизни Богу.

Нам следует помнить, что постоянно повторяющиеся действия формируют привычку. А привычки в свою очередь формируют характер. Этот человек слишком долго откладывал посвящение своего сердца Господу, так что это стало для него привычно и в конце концов, это стало свойственным его характеру. Для него стало невозможным в возрасте 65 лет или старше посвятить свою жизнь Богу. Он неоднократно отказывался делать это, так что для него стало невозможным изменить свой образ действий. Сатана знает, что если неоднократно ему удастся уговорить нас отложить решение принять Христа,- в конечном итоге мы станем его. Нам следует помнить, что решение, не сделанное в пользу Христа — это решение сделанное в пользу сатаны. Многие честные люди попадаются в эту хитрую ловушку сатаны. Таким образом, также может быть отвергнут Дух Святой.

Когда человек отказывается ответить на благость Божию, которая намерена привести к покаянию (См. Римл. 2, 4), его отказ принять Божью благодать — приведет к непростительному греху и, следовательно, к смерти.

Хула на Духа Святого (богохульство).

В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).

Святые отцы и учителя Церкви отнесли к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины, ересь,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Святитель Афанасий Великий :

«…которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк 11, 15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи.
…хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».

Преподобный Ефрем Сирин пишет, что еретики хулят Святого Духа:

"Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?"

Святитель Василий Великий относит к греху хулы на Духа Святого и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа:

"Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго.

Святитель Димитрий Ростовский:

"Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни.

…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние".

Святитель Феофан Затворник , ссылаясь на Православное исповедание (часть III, воп. 18-42) пишет в Начертании христианского нравоучения, что к грехам против Святого Духа принадлежат: безмерное упование на благость Божию, отчаяние, противление ясной истине, зависть к духовным совершенствам других, застарение в злобе, отложение покаяния до смерти.

От таких грехов предостерегает преп. Исаак Сирин , как от лукавства перед Богом:

«Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же, потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания. Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели».

Так же пишет и св. Игнатий (Брянчанинов) :

«Величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу».

Архим. Рафаил (Карелин) пишет:

«Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:

1) Духовная гордость. …Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.

2) Отчаяние, отсутствие надежды. Человеку кажется, что жизнь бессмысленна, что ему нет прощения, что все пути для него закрыты. Отчаяние переходит в ненависть к Богу как виновнику зла. Человек в таком состоянии не может и не хочет ни молиться, ни каяться, сердце у него окаменело. Высшая степень отчаяния - самоубийство.

3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни.

4) … ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей.

Причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено".

И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных:

"Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)".

Здравствуйте, помогите, пожалуйста. Совершила грех хулы на Святого Духа. Согласно этой цитате: Преп. Никон Оптинский: "Старайтесь иметь душевную и телесную чистоту, старайтесь после исповеди уже не грешить сознательно, произвольно не грешить в надежде на покаяние, так как, по учению Святой Православной Церкви, если кто грешит в надежде на покаяние, тот повинен в хуле на Духа Святого. К нам, духовникам, приходят люди, больные душою, каяться в своих грехах, но не хотят с ними расстаться, особенно не хотят расстаться с каким-либо любимым своим грехом. Это нежелание оставить грех, эта тайная любовь ко греху и делает то, что не получается у человека искреннего покаяния, а потому и не получается и исцеления души. Каким человек был до исповеди, таким оставался во время исповеди, таким продолжает оставаться и после исповеди. Не должно быть так". Протоиерей Валентин Мордасов: "Кто грешит в надежде на покаяние, тот виновен в хуле на Духа Святого. Сознательно согрешать с безрассудной надеждой на благодать Божию и думать: «Ничего, покаюсь» - это хула на Духа Святого. Одно дело - грешить бесстрашно, сознательно и не каяться, а другое дело, когда человек не хочет грешить, плачет, кается, просит прощения, но, по немощи человеческой, согрешает. Человеку свойственно согрешать, падать, и не должно унывать и приходить в чрезмерную печаль, если придется согрешить..." http://verapravoslavnaya.ru Знаю, что это непростительный грех. Что мне делать? Есть ли возможность заслужить прощение? Ольга.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Ольга!

Вообще-то нет ни одного непростительного греха, кроме того, в котором человек злонамеренно упорствует. То есть, это явно не ваш случай, так что поскорее успокойтесь и доверьтесь любви Бога и Его прощению!
Имейте также в виду, что «хулу на Духа святого» многие толкуют в слишком расширительной манере. Но в Евангелии Иисус предупреждал совершенно конкретно о том, что недопустимо. Книжники и фарисеи клеветали на Него, говоря, что Он исцеляет людей силой князя бесовского, что «в Нем нечистый дух» (Мк. 3, 30). И именно в ответ на эти обвинения Иисус предупреждал, что такой грех не простится ни в этом веке, ни в будущем. Что вполне понятно, если люди злонамеренно выдавали Дух Бога за нечистый дух!

Попытаемся теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа. Нужно учитывать одно: Иисус говорил о Святом Духа не в полном христианском смысле этого термина.

Этого не могло быть потому, что прежде чем Святой Дух сошел на людей во всей Своей силе, полноте и свете, сперва должна была наступить Пятидесятница.

В данном случае выражение Святой Дух надо понимать в свете иудейской концепции Святого Духа.

В соответствии с учением иудеев Святой Дух имел две основные функции.

1 Во-первых, Святой Дух приносил людям Божественную истину.

2 Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее.

И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью ну, так и для того, чтобы узнать ее.

Это можно сказать еще по-другому. В человеке есть данная ему способность узнавать добродетель и истину, когда он видит их.

Теперь сделаем следующий шаг, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус.
Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо в любых сферах жизни, как в физической, так и в духовной и умственной.

Если человек перестает пользоваться каким-то мускулом, он атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал.

Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия.

Человек может потерять всякое понимание хорошей музыки, если слушает только дешевую эстрадную музыку; он даже может потерять способность читать хорошие книги, если читает только легкое чтиво; он может потерять способность получать удовольствие от чистых и здоровых наслаждений, если достаточно долго ищет наслаждение в низких и грязных вещах.

И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, когда видит их.

Если он надолго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, когда видит их.

В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.

Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи.

Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее.

Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола.

Грех против Святого Духа - это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.

Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов?

Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным.

Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние - единственное условие прощения.

Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа - это полная потеря чувства греха.

И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния.

И в этом нам ужасное предостережение.

Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту. Таков уж закон жизни, что человек слышит лишь то, к чему он прислушивается и лишь то, что он настроен слушать.

Есть такой рассказ о деревенском жителе, попавшем в контору своего городского друга, через которой был слышен шум уличного движения.

«Послушай!» - сказал он вдруг. «Что такое?» - спросил гражданин. «Кузнечик», - сказал сельский житель.

Долгие годы жизни в деревне настроили его на восприятие сельских звуков, которые ухо городского жителя вообще не могло слышать. И, напротив, урони тут серебряную монету, и звон серебра сразу же достигнет слуха делового человека, зарабатывающего деньги, тогда как сельский житель, может быть, вообще никогда не слышал его. Лишь специалист, приучивший себя слышать это, может различать голос каждой птицы в птичьем хоре. Лишь специалист может различать различные инструменты в оркестре и уловить одну фальшивую ноту у второй скрипки.

Таков уж закон жизни, что мы слышим то, чему приучили себя слышать; мы должны каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем голос Бога становился не все слабее и слабее, пока мы не можем слышать его вообще, а все яснее и яснее, он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.

Загрузка...
Top