Волнение в селе бездна участники. Начало революционно-демократического этапа освободительного движения

В школу в Антоновке, что в Спасском районе, трудно найти сторожа. Мало охотников по ночам в ней сидеть. Говорят, там водятся привидения. Нынешний охранник Виктор Иванович Коровушкин рассказывает, что на чердаке постоянно слышатся чьи-то голоса, раздаются непонятные шорохи. Жуть берет!


Школа размещена в бывшей помещичьей усадьбе графа Мусина-Пушкина — попечителя Казанского учебного округа. Зданию почти два века, и его стены хранят много тайн. Что здесь только не происходило! От пышных графских балов до заседаний революционных трибуналов.


Из подполья усадьбы проложен тайный лаз. Куда он ведет, можно лишь догадываться. Предполагают, что подземный ход проходит под речкой Бездной и соединяет графский особняк с церквушкой, до которой от школы метров 700. Бывший военрук пытался как-то проверить эту догадку. Но даже у него не хватило духу: прошел несколько метров и встал как вкопанный — всякая чертовщина стала мерещиться.





Историческая справка

Точная дата возникновения села Бездна не установлена. Церковь Богородицы, ныне отреставрированная, была построена здесь в 1778 году. Но поселение возникло раньше, есть предположения, что еще в XVII веке.


По данным профессора Г.Вульфсона, в середине XIX века в Бездне насчитывалось 1300 душ мужского пола. Граф Мусин-Пушкин продал имение своему управляющему Владимиру Родионову, который умер в годы Первой мировой войны. После него владельцем стал Михаил Земцов.


В начале 20-х годов XX века село Бездна было переименовано в Антоновку, а графскую усадьбу отдали под школу. Первым председателем Антоновского сельсовета выбрали справедливого и рассудительного, как говорят немногие помнящие его старожилы, крестьянина Ефима Степанова (кстати, прапрадеда нынешнего председателя Валерия Осокина). На базе усадьбы создали два хозяйства: колхоз имени Антона и совхоз «Антоновский». В 50-е годы вместо колхоза появился конезавод №106, который позже перевели в село Никольское.


В прошлом году СХП «Антоновский» распалось на семь самостоятельных фермерских хозяйств, самое крупное из них — ферма имени Антона.


Еще говорят, что в старину в окрестных местах пошаливали разбойники, контролируя узкую лесную дорогу. Сейчас она заросла, и ею уже не пользуются. А когда-то от Бездны (так раньше называлась Антоновка) до Спасского уездного центра можно было добраться только лесом. Тут-то и поджидали своих жертв удалые молодчики. Правда, грабили они не всех подряд, а лишь богатых, отпуская крепостных холопов с миром. Этакие Робин Гуды бездненского розлива…


Бездна вообще знаменита своими правдоискателями. Один Антон Петров чего стоит! Рассказывают, что однажды он вступился за крепостных баб, которых управляющий поместьем заставил грудью откармливать борзых щенят. Правдолюбец был нещадно бит розгами и посажен в «карцер» — в подвал графского пристроя, который сейчас приспособили под школьный склад. Было ли так на самом деле или народная молва присочинила, судить трудно. Но то, что Антон Петров в том «карцере» сидел-таки, — известно доподлинно. Правда, гораздо позже и совсем за другие дела.


Вспомним историю: в феврале 1861 года Александр II издал манифест об отмене крепостного права в России. До спасского захолустья он дошел только весной. Многие крестьяне жили на выселках в Киселевке, Балховке, Дубровке, Михайловке в 15-20 дворов, были неграмотными и сами императорский документ прочесть не могли. Их всех собрали в Бездне и попросили Антона Петрова, мало-мальски разумевшего в грамоте, довести до мужиков царскую милость. Тот манифест истолковал по-своему: оказывается, «добрый царь-батюшка» отпустил крепостных на волю еще два года назад, а «злые помещики» это от народа скрывали. Про Антона Петрова проведали мужики, торговавшие на рынке в Базарных Матаках, и валом повалили в Бездну. Тут и началась крестьянская буча! Говорят, до 5 тысяч народу скопилось.


Впрочем, историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или просто «митинг»? Но спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разбираться в определениях. Не сумев переубедить упрямого Антона и поверивших ему мужиков, он настрочил рапорт своему непосредственному начальнику полковнику Попову, тот — казанскому губернатору Козлянинову, который, в свою очередь, сообщил о крестьянском бунте в селе Бездна министру внутренних дел Ланскому. Из Питера в Спасск тем же макаром пришла шифрованная телеграмма с требованием задержать и предать военно-полевому суду «вожака крестьянского восстания Антона Петрова». В Бездну были срочно подтянуты войска из Чистополя и Тетюш. В процессе усмирения погиб 91 человек.


В Казанском императорском университете прошла манифестация, на которой с обличительной речью в адрес царских властей выступил профессор Щапов, охарактеризовав куртинскую панихиду по невинно убиенным как «погребальную панихиду по старой России».


В Антоновке есть музей, посвященный Бездненскому восстанию, где хранятся уникальные документы. Но сегодня они никому не интересны, тема стала неактуальной. У жителей сегодняшней Антоновки отношение к тем давним событиям тоже прохладное: дескать, мужичок не шибко грамотный был, вот и взбаламутил крестьян…


Вся жизнь в Бездне, да и позже в Антоновке, строилась вокруг помещичьей усадьбы. Граф Мусин-Пушкин был большой любитель лошадей и держал свой конезавод, который, в отличие от нынешнего, приносил приличный доход. Граф выращивал орловских рысаков, пользовавшихся тогда неимоверным спросом в обеих столицах и в Европе. Лошадки шли по 3 тысячи рублей — деньги по тем временам немалые, позволить себе такую дорогую покупку могли лишь состоятельные особы. Кстати, ухаживать за лошадьми Мусин-Пушкин своим крепостным не доверял, для этого он приглашал татар из соседних деревень — прекрасных наездников и знатоков коневодства. Они жили в специально отведенной для них пристройке. Сейчас там размещена начальная школа, которая по старой памяти называется «татарской», хотя учатся там в основном русские ребятишки.


В бывших конюшнях в годы советской власти разместили больницу. Вот такие гримасы истории: там, где обихаживали лошадей, стали лечить людей. Но и этой возможности жители Антоновки недавно лишились. Приехали министерские чиновники, увидели это «безобразие» и распорядились: «Немедленно закрыть!» Если честно, больницу прихлопнули бы в любом случае, политика сейчас пошла такая: закрывать в маленьких деревушках школы, клубы, библиотеки, здравпункты… В казне нет денег на их содержание. В Антоновке быстренько перестроились и переоборудовали старые конюшни под дневную амбулаторию и пункт «Скорой помощи». Хоть какая-то медицинская забота о людях будет. Но не могут пока найти главврача, хотя есть для него и вакансия, и жилье.


Главная усадьба графа была отдана под школу. Другой такой в республике, наверное, не найти. Дети каждый день ходят учиться в настоящий замок, где все дышит неувядающей стариной. Двухэтажный особняк, выстроенный в стиле пышного барокко, сохранил свои характерные черты — возводили его приезжие мастера. Здание имеет два входа, заканчивающихся витыми дубовыми лестницами. Одна лестница — парадная — предназначалась для гостей и хозяев, сейчас ею пользуются ученики. Вторая называлась «черной», она более узкая, почти без украшений, по ней поднималась на второй этаж прислуга, а сегодня — учителя. Несколько лет назад, готовясь к юбилею школы, решили подлатать лестницы. Выглядели они вроде бы ничего, но поверхность досок казалась сильно истертой. Ничего из этой затеи не вышло! Смогли разобрать лишь половину лестницы, а другая так крепко была прихвачена дубовыми шпунтами, что никак не смогли отодрать. Да, строили раньше на совесть, на века.


На верхнем этаже, в гостиной зале, до сих пор стоят два старинных зеркала в деревянной оправе, увитой причудливой резьбой. Учащиеся равнодушно проходят мимо, редкая девчушка поправит на ходу прическу, бросив мимолетный взгляд на антикварную редкость, — для нее это давно стало предметом обихода. А в старину перед этими зеркалами прихорашивались местные красавицы, готовясь к очередному балу. Граф навещал свое имение редко: будучи сенатором, он большую часть времени проводил в Петербурге. Но когда уж вырывался в Бездну, то закатывал пир на весь мир. Как-то, проезжая мимо, заглянул к Мусину-Пушкину, бывшему к тому же и попечителем Казанского учебного округа, знаменитый уже в ту пору математик Лобачевский. И застрял тут на неделю. Хлебосольный хозяин ни за что не хотел отпускать, устроив настоящее гулянье с лошадиными бегами и хоровым пением. Правда, цыган не было, они могли отдыхать, когда за дело брался крепостной хор из Кутырки, что в 30 верстах от Бездны. Жители этой деревушки — староверы — отличались необычайно певучими голосами. Они и поныне такие.

) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права) .

Волнения

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 г., помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков.

Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. чел. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний - крестьяне отказывались работать на барщине , делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды.

Подавление

12 апреля в Бездну вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. С. Апраксина . Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича ». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 (по другим сведениям - 87). Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.

На рапорте Апраксина Александр II написал: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Реакция на события

Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России и за границей. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. П. Щапов . Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол » А. И. Герцена (1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862).

Казанское же дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина. «Радости их, - писал в письме адъютант казанского губернатора Половцев, - при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало».

См. также

Напишите отзыв о статье "Бездненские волнения"

Ссылки

  • БЕЗДНЕНСКОЕ выступление 1861. Статья в Советской исторической энциклопедии

Отрывок, характеризующий Бездненские волнения

Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен.
На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.
– Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России.
Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение:
«Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».
Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
«Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.

Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии. Анализ промышленного переворота в России. Суть иностранного капитала и концессии. Народничество как революционное движение разночинной интеллигенции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дистант

Хухрина Анна.

1. Каковы были основные положения крестьянской реформы 1861 г. и почему эти условия устраивали государство, но не устраивали крестьян?

Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами.

При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы.

Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю.

Государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина. А собственностью крестьянской общины. Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временно обязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами.

За осуществлением реформы на местах следили мировые посредники.

Государство устраивали все эти условия так как, создались условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны; появились свободные рабочие руки, увеличился наемный труд;

А крестьян не устраивали условия, потому что сохранилось основное противоречие в деревне между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян, что мешало крестьянам перестроить свое хозяйство на новый лад.

2. Напишите о восстании крестьян в 1861г. в селе Бездна Казанской губернии и о Куртин ской панихиде

Бездненские волнения -- волнения крестьян села Бездна Спасского уезда (Казанской губернии и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 г., помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков.

Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. чел. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний -- крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. крестьянский реформа концессия народничество

12 апреля в Бездну вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. С. Апраксина. Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас а в Александра Николаевича». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 (по другим сведениям -- 87). Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.

На рапорте Апраксина Александр II написал: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда, учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Крестьянские волнения в 1861 -- 1863 гг. вызвали подъем антиправительственных выступлений студенчества. Студенты Казани в 1861 г. сразу же после расстрела крестьян в селе Бездна демонстративно организовали панихиду по Антону Петрову и его погибшим единомышленникам, на которой с речью выступил историк-демократ А. Щапов. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе» и высказал мысль о введении в России конституционного строя. Первые уличные демонстрации студентов отмечались в Петербурге и Москве.

В это же время усилилась деятельность оппозиционного царскому правительству дворянства, ядро которого составляли революционные демократы во главе с Н. Чернышевским. С июля 1861 г. стал распространяться нелегальный печатный листок «Великорусе» и другие прокламации. В них выставлялось требование освобождения крестьян с землей, введения в стране демократического строя и предоставления полной свободы и независимости народам России. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. организатор революционного студенчества в Москве Зайчневский написал прокламацию «Молодая Россия», в которой выдвигался лозунг создания «демократической республики Русской».

В конце 1861 г. в России возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого являлся общепризнанный глава революционно-демократического лагеря Н. Г. Чернышевский. Общество «Земля и воля» было связано с эмигрантами Герценом и Огаревым.

3. Назовите основные реформы в 1860-1879-х годов и дайте им характеристику

К середине XIX в. в стране усиливалось настроение в пользу реформ. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест об отмене крепостного права (крестьянская реформа).Центральная проблема крестьянской реформы -- это новое положение помещичьих крепостных крестьян. Они получили личную свободу. Формально крестьяне не платили выкупа за свою свободу. В основу реформы был положен принцип, по которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков.

Вместе с другими реформами 60--70-х гг. (земельной, финансовой и т. д.) крестьянская реформа определяла новый курс развития страны -- буржуазный. Была проведена земская реформа. В уездах и губерниях создавались выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти.

Вслед за земской реформой последовала реформа городская (1870). В соответствии с ней в 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами. Одной из наиболее последовательных буржуазных реформ была судебная реформа (1864).

Новые судебные уставы утвердили относительную независимость судов, ввели гласность судопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда присяжных. Университетская реформа (1863) расширила административную и хозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентов решать академические проблемы.

Реформа печати(1865) отменила предварительную цензуру для значительной части книг и "толстых" журналов и сохранила ее для малой периодики.

Школьная реформа (1864)предусматривала строительство земских школ, народных училищ, увеличение контингента учащихся, доступность получения начальных знаний для широких слоев населения.

В 1861 г. началось проведение последней из либеральных реформ -- военной. В 1874 г. вместо многолетней рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на всех юношей, достигших 20 лет, без различия сословий.

4. Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот (напишите, когда он завершился в России); пореформенный период ; модернизация, концессия; иностранный капитал

Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот (напишите, когда он завершился в России); пореформенный период; модернизация, концессия; иностранный капитал.

Промышленный переворот- качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику. Промышленный переворот завершился в 60-80-е годы 19 века.

Пореформенный период- Эволюция социальной структуры российского общества после отмены крепостного права. Завершение промышленного переворота в стране во второй половине XIX века.

Модернизация- изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям. Модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.

Концессия-форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Иностранный капитал - вид имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли.

5 . Напишите о народничест ве в России в 70-80-х гг 19 век

Народничество - главное идеологическое направление в освободительном движении пореформенной России, революционное движение разночинной интеллигенции.

Оно основывалось на системе взглядов об особом пути развития России к социализму, минуя капитализм.

Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50 гг. XIX в. А. Герценом, была развита Н.Г.Чернышевским. Русское народничество представляло собой широкий спектр разных течений. В 70-е годы преобладающее значение имело революционное народничество.

Первой крупной секцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» 1874г - движение молодежи в деревню с целью агитации к восстанию. Неудача этой акции выдвинула необходимость создать централизованную революцию. Такая организация была создана в 1876г - «Земля и воля».

Проводились политические демонстрации. Произошел раскол на две «народная воля» и «Черный передел». «Народная воля» была разгромлена после убийства императора Александра III, «Черный предел» вскоре распался на мелкие группы. Этим завершился этап «действенного» переворота.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве. Процесс подготовки и проведения реформы, положения основных законодательных актов. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Причины проведения крестьянской реформы 1861 года, ее подготовка и содержание. Реформа как поворотное событие российской истории, во многом определившие последующие события и судьбу страны. Причины ограниченности крестьянской реформы и ее значение.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Поражение в Крымской войне. Положения об устройстве дворовых. Содержание и причины крестьянской реформы 1861 года. Социально-экономическое положение России после отмены крепостного права. Положительные и отрицательные последствия отмены крепостничества.

    реферат , добавлен 18.05.2015

    Характеристика личности Александра II. Предыстория и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы, ее основные положения. Правовые изменения положения, порядок наделения крестьян землей и освобождения их от крепостной зависимости.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Возникновение крепостной зависимости. Историческая обусловленность и подготовка крестьянской реформы, ее юридическое и экономическое обоснование. Освобождение крестьян Прибалтики. Реформа 1861 г. Начало формирования пролетариата и промышленной буржуазии.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2008

    Историческое и политическое значение реформы 1861 года об отмене крепостного права в России. Понятие и основные положения крестьянской реформы, причины и предпосылки отмены крепостного права. Ответ крестьян на реформу. Нерешённость земельного вопроса.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Понятие крестьянской реформы, ее сущность и особенности, причины и предпосылки осуществления. Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе, ее порядок и этапы проведения. Основные положения реформы, ее место и значение в истории России XVII века.

    реферат , добавлен 20.02.2009

    Исторические аспекты решения земельного вопроса на Смоленщине по условиям Крестьянской реформы 19 века. Крестьянское движение в Смоленской губернии после отмены крепостного права. Проведение реформы в разных регионах России. Система выкупных платежей.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Причины и предпосылки отмены крепостного права в России. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2014

    Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

Начало революционно-демократического этапа освободительного движения

В романе С. А. Заречной "Предшественник" рассказывается о жизни и деятельности великого русского революционера Н. Г. Чернышевского от юношеского возраста до последних лет его жизни в Астрахани и в Саратове. На страницах романа дается также описание ряда важных событий того времени, в том числе восстаний крестьян в селе Бездна Казанской губернии, в селе Черный Гай Пензенской губернии.

Восстание крестьян в селе Бездна

Народ затопил улицу. Впереди Антон, широко осеняя крестом толпящихся вокруг него мужиков и баб, не шел, а будто несся, едва касаясь земли. Тщедушный и неказистый, он словно вырос.

Ясные детские глаза его лучились светлой радостью. Внезапна толпа дрогнула, загомонила.

Беда! Солдат нагнали!

Пропали мы, братцы! Ой, пропали!

Антон Петрович! Схоронись, батюшка! - шумели мужики.

Не бойся, не выдадим!

Антона увели в избу. Народ плотной стеной окружил крыльцо, загородил вход. Тогда из кареты вышел Половцев* и, выпрямившись, высоко вскинув голову, зашагал к избе Антона, где густ сгрудились мужики.

*Доверенное лицо губернатора.

Здравствуй, барин! - нестройно ответили мужики.

Лица у всех были неприязненные, но спокойные. Половцев приободрился.

Благочестивый государь наш, император Александр Николаевич, - бойко начал он заранее подготовленную речь, - по великой доброте своей и в неусыпных заботах о благе чад своих как истинный, так сказать, отец, даровал вам волю...

А помещики тую волю спрятали, - перебил его чей-то на смешливый голос.

Половцев на мгновение растерялся.

Вернитесь же к своему мирному труду, поселяне,- покрывая шум, продолжал Половцев, - отныне, так сказать, вольному труду. Исполняйте свои обязанности по отношению к вашим бывшим господам. Через два года вы будете совершенно свободны.

Озорной свист прорезал воздух.

Через два года! Пока солнце взойдет, роса очи выест.

Не станем дожидаться ослушного часа! - грозно гудела толпа.

Не надоть нам вашей воли!

Но Полозцева это уже не смущало. Солдаты были рядом, за околицей.

Апраксин* с трудом сдержал ярость.

*(Начальник карательной воинской команды численностью в 231 человек, присланной для подавления восстания. )

Выдайте Антона, не то стрелять буду. Это он вас подучил бунтовать.

Стреляй!

Все до единого умрем, не покоримся.

За правду постоим!

Апраксин сделал знак поручику, подошли солдаты, и среди наступившей тишины ружейный залп разорвал воздух.

Но толпа стояла, не дрогнув. Люди крестились. По бледным лицам текли слезы.

Ну? Выдадите Антона - помилую. Не выдадите...

Он медленно отсчитывал:

Раз... два... три...

И, не дождавшись ответа, коротко бросил:

Новый залп смешался с воплями. На талом, окрашенном кровью снегу стонали и корчились умирающие. Рыдали женщины. Медленно рассеивался пороховой дым. Несколько человек отделились от толпы подбирать раненых. Но те, что охраняли избу Антона, не шелохнулись. Стояли, как зачарованные... Новый залп, и люди с воплями кинулись в разные стороны.

Военно-полевой суд был скор, но немилостив. Антона расстреляли через 24 часа...*

*(С. Заречная. Предшественник. М., "Советский писатель", 1957, стр. 266. )

Помещиков по шеям(рассказ Н. Г. Чернышевскому его "старого знакомца")

И в Черном Гаю не лучше нашего вышло, не по слухам знаю, сам побывал... Там Василий Горячев верховодил. Гвардии солдат. Ох, и вправду горячая голова! Что делал! На тройке из села в село скакал народ поднимать, чтобы, значит, помещиков по шеям, да бурмистров и всякое начальство. Чтобы вся земля была хресьянская. И к телеге у него длинный шест приделанный, а на шесте красный кумач трепыхается. Цельное полотнище. Куда ни придет Горячев, народ на улицу высыпает, "Воля, - кричат,--воля!!!"А чем кончилось? Без немногого сотню мужиков перестреляли. Поболе сотни выпороли да на каторгу сослали! А самого Горячева шпицрутенами чуть не до смерти засекли. Эх, сударь, воля не воля, а такая наша доля. Вози и воду на воеводу. Трещи, не трещи, да гнись. Не пришло, видно, еще наше время, хресьянское...*

*(Там же, стр. 270 - 271. )

Обсудить , чего добивались крестьяне и почему их выступления терпели поражения.

Литература к теме

Д. К. Вишневский. Загадка бубнового туза. В кн.: "Повести о безвестных мастерах". М., "Советский писатель", 1958.

Н. Вирта. Вечерний звон. М., "Молодая гвардия", 1951.

К. Коничев. Повесть о Верещагине. Л., "Советский писатель", 1964.

С. Заречная. Предшественник, М., "Советский писатель", 1952.

В. Миколайтис. Путинас. Повстанцы. М., "Известия", 1962.

Е. Катерли. Некрасов. Калуга, 1959.

Д. Брегова.. Всегда вместе с тобой. М., "Детская литература", 1964.

О. Фор ш. Одеты камнем. Л., Гослитиздат, 1960.

В. А. Слепцов. Трудное время. М., Гослитиздат, 1955.

Книга советских историков "За нашу и вашу свободу" рассказывает о трагической истории народного восстания 1863 - 1864 гг., о традициях дружбы и совместной борьбы русского, польского, украинского, белорусского и литовского народов. Перед читателем предстают десять портретов выдающихся революционеров-демократов, героев и вождей народного восстания; он многое сможет узнать об активных участниках событий, предпосылках и ходе восстания, об исторической эпохе, в которую оно происходило.

Совместная борьба против тиранов

От имени "Земли и Воли" в эти первые недели восстания было выпущено несколько прокламаций. Одну из них ("Льется польская кровь, льется русская кровь") написал А. Слепцов, уполномоченный ЦК "Земли и Воли", приехавший в восставшую Польшу. Другие написал Огарев в то время, когда в Лондоне был Потебня. Две прокламации обращены к солдатам. "Братья солдаты! Одумайтесь, пока время!" - писал Огарев, адресуясь ко всему царскому войску. Вторая, обращенная к войскам, находящимся в Польше, начинается со слов: "Братья солдаты, ведут вас бить поляков". Третья прокламация озаглавлена "Офицерам всех войск от общества "Земли и Воли".

Прокламации призывали поддержать освободительную борьбу польского народа и готовиться к революции в России. "Братья солдаты, - говорилось в одной из них, - оставьте поляков в покое устраиваться по-ихнему, а идите освобождать народ русский от царских дворян и чиновников". В прокламации к офицерам Огарев писал: "Мы не оставляем нашей прежней мысли: вы должны готовиться и готовить солдат - на востоке и юге, на западе и севере. Дружно, со всех окраин, двинемся внутрь России, подымая народ на создание бессословного Земского собора".

Прокламации были отпечатаны Тысячными тиражами и получили широкое распространение. Эти прокламации с печатью "Земли и Воли", на которой были изображены две руки, соединившиеся в братском пожатии, читали в войсковых частях и в учебных заведениях, они появлялись в карманах пальто и шинелей, в почтовых ящиках и на стенах домов. Они обнаруживались не только в Польше и центральных русских губерниях, но и на Кавказе, в уральских и сибирских городах и поселках.

Потебня не сдался, не отступился от дела всей своей жизни, выказав большое мужество и силу духа. Он хотел одного: пусть не в той форме, как было задумано, но русский легион в повстанческой армии должен существовать. От него еще может зависеть многое в дальнейшем ходе и польской и русской революции...

В ночь на 21 февраля (5 марта) 1863 года Потебня участвовал в стычке с карателями около кладбища на окраине местечка Скала. Он пошел в бой как рядовой косинер, встал во главе атакующей группы повстанцев, но вражеская пуля настигла его. Смертельно раненного Потебню перенесли в кладбищенскую сторожку. А. Елёранский, присутствовавший при этом, вспоминал впоследствии: "Умирал спокойно. Последние слова его были: "Дай вам бог успеха в борьбе против тиранов"*.

*("За нашу и вашу свободу. Герои 1863 года". М., "Молодая гвардия". 1964, стр. 161, 162, 163. )

Обсудить , в чем проявилось в событиях 1863 г. революционное содружество польского и русского народа.

На территории Белоруссии и Литвы в числе выдающихся руководителей повстанцев был революционер-демократ Кастусь Калиновский.

Добывать волю и правду

В самом конце марта 1863 года Калиновский отправился в родной ему край. О своем вступлении в должность комиссара он оповестил население специальным приказом, в котором объяснял, что повстанцы борются за справедливую свободу, призывая народ вступать в повстанческие отряды, сообщать восставшим о передвижении карателей, истреблять мелкие группы царских солдат. Приказ Калиновского получил широкое распространение среди крестьян и не на шутку встревожил карателей.

В седьмом номере "Мужицкой правды" содержался призыв к крестьянам решительно поддержать восстание: "Вышел уже польский манифест. Земля бесплатно дается всем мужикам, ибо это их земля с дедов-прадедвв. За эту землю никто не должен отрабатывать панщину и никаких чиншей никогда не платить. Подушного налога больше не будет, рекрута не будет, а все мужики, паны и мещане - всякий отслужит 3 года в своей земле и снова вольный... Вот теперь сами разбирайтесь, где больше правды: в польском манифесте или в царском? Царь обещал дать вольность - не дал. Обещал не брать рекрута, а на деле уже второго требует. Польский манифест дал землю, не берет рекрута, сбросил подушный, вернул унию. Ну, скажите же, братки, кто же нам добра желает?! Подумайте хорошо, да, помолившись богу, дружно встанем вместе за нашу вольность. Нас царь уже не обманет... И пока есть время - надо нашим парням спешить с вилами и косами туда, где добывают волю и правду. И будет у нас вольность, какой не было у наших отцов и дедов".

Возглавив повстанцев Городненщины, Калиновский вновь боролся против шляхетско-националистических элементов, которые, захватив руководство восстанием, заигрывали с помещиками, саботируя проведение аграрных декретов в жизнь.

Деятельность Калиновского была образцом революционного служения народу. Он объехал губернию, посетил все повстанческие отряды, строго взыскивал за нерадивость и бездеятельность. Он произвел проверку личного состава отрядов, снаряжения и обеспечения бойцов всем необходимым, "расспрашивал о духе сельского населения".

Сохранилось описание внешнего вида- Калиновского во время одной из инспекционных поездок. Он был одет в чемарку, расшитую черными шнурками, в сапогах и барашковой шапке, роста выше среднего, широкоплечий, сутуловатый, крупные волевые черты лица, обрамленного небольшой бородкой, пристальный, даже дерзкий взгляд. Прибывал в отряд он точно в назначенное время. С командирами держался строго, сурово взыскивал за упущения, слабую заботу о рядовых, оставаясь в отряде, вел задушевные беседы с повстанцами...

На вооружении состояли старые охотничьи ружья, часто кремневые, новые охотничьи двустволки были редкостью, военные винтовки (штуцеры) - исключением. Большая часть повстанцев вооружалась самодельными пиками и копьями, изготовленными из кос. Порох и пули повстанцы приготовляли сами. Повстанцы могли вести прицельный действенный огонь на расстоянии пятидесяти - семидесяти шагов и были почти беззащитные перед армией, вооруженной новейшим оружием*.

*("За нашу и вашу свободу", стр. 266, 267, 268. )

Обсудить , почему деятельность К. Калиновского можно считать примером революционного служения народу.

В автобиографической книге В. Г. Короленко "История моего современника", охватывающей три десятилетия второй половины XIX в., рассказывается о польском восстании 1863 г, и о подавлении его царскими властями.

Восстание не удалось

Первое время настроение польского общества было приподнятое и бодрое. Говорили о победах, о каком-то Ружицком, который становится во главе волынских отрядов, о том, что Наполеон пришлет помощь.

Недели через две или три прошли слухи о стычках под Киевом - В семье Рыхлинских водворилась тяжелая тревога.

Вскоре в пансионе стало известно, что все три брата участвоали в стычке и взяты в плен. Старший ранен казацкой пикой в шею... Вся семья гордо несла свое горе, ожидая новых ударов судьбы.

Восстание нигде не удавалось, Наполеон не приходил, мужики даже в Польше неохотно приставали к "рухавке", а в других м-естах жестоко расправлялись с восставшими панами.

Однажды мне пришлось увидеть поезд с захваченными пленными. На длинных возах с "драбинами", в каких возят снопы, сидели кучей повстанцы, некоторые с повязанными головами и руками на перевязях. Лица у раненых были бледны. У одного на повязке виднелись пятна крови. Впереди сидели мужики, погонявшие лошадей, а по бокам верхами скакали такие же мужики-конвоиры. Сочувствие городского большинства было на стороне пленников. Молодые горничные плевали в гарцевавших на своих клячах победителей, а те насмешливо потряхивали чупринами и заламывали бараньи шапки.

Тюрьма, помещавшаяся на тесной, узенькой Чуднотской улице, скоро была переполнена этими пленниками, и для содержания просто "подозрительных" и "неблагонадежных", нанимали помещения у частных лиц.

Казней в нашем городе, если не ошибаюсь, было три.

Я помню только одну. Казнили бывшего офицера, кажется, Стройновского.

Умирал он с горечью и сожалением, но мужественно и гордо.

Романтизм, которым питалось настроение восставшей тогда панской молодежи, - плохая военная школа. Они вдохновлялись умершим прошлым, тенями жизни, а не самой жизнью...*.

*(В. Г. Короленко. История моего современника, кн I. M., "Художественная литература", 1948, стр. 95, 96, 97, 98. )

Обсудить , в чем заключалась основная причина поражения восстания.

Давно собиралась сделать этот пост, а тут оно у меня в сознании как-то причудливо на прошедшие выборы наложилось... наверное, такая форма гражданской активности. Так сказать, власть и народ.

После объявления Манифеста 19 февраля по стране прокатилась волна крестьянских выступлений - выяснилось, что условия освобождения, эта запоздалая попытка компромисса, реально не устраивала практически ни одно из заинтересованных сословий. Многие крестьяне были уверены в том, что "настоящую" волю спрятали дворяне и попы, или что при объявлении Манифеста его "не так толковали".
Наиболее мрачную известность получил так называемый расстрел в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии
(название-то какое! Куда уж выразительнее. Пожалуй, надо будет на игре сделать село с названием "Бездна" или как оно будет по-белорусски... а вообще в контексте игры любопытно то, что западные губернии - Виленская, Ковенская, Гродненская - накануне и после реформы идут буквально "впереди планеты всей", то есть впереди всей Российской империи по количеству крестьянских выступлений, это данные официальной статистики Министерства внутренних дел...).


В начале апреля 1861 года (примерно через месяц после чтения Манифеста) один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать Манифет и "Положения" в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,- «помещику земли -лишь горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду».

Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали
участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами.

События в Бездне вызвали беспокойство и растерянность местных властей.
В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения.
Казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении министру внутренних дел сообщал, что по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями.

11 апреля граф Апраксин прибыл в Бездну и потребовал выдачи Антона Петрова. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя дополнительными ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. крестьян, среди которых были и приехавшие из Самарской и Симбирской губерний (по данным же Козлянинова в приведенном выше донесении, толпа достигала 8 тысяч человек). Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран - 41 и раненых - 71 человек.

Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек». Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям.

Расправа, учиненная Апраксиным, встретила порицание со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «...самое дурное последствие его (поступка Апраксина.- Р.Д.) состоит в том, что числом жертв он вызвал здесь негодование многих, тем более что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны».

Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. «...Радости их,- писал в письме адъютант губернатора Козлянинова Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина -дурака, человека без сердца, ни к чему не способного-провозглашают усмирителем и спасителем края».

«13 апреля,- писал Герцену один из его корреспондентов,- Воскресенская улица (главная улица Казани) в 1 час утра представляла вид необыкновенный. По ней катились коляски, дрожки и тарантасы с веселыми лицами помещиков, едущих к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа».

По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Тем временем 16 апреля демократически настроенные студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали в Кладбищенской церкви панихиду по «в смятении за свободу убиенным» крестьянам села Бездны. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств. На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов - студентов Казанской духовной академии. Преподаватель истории Казанского университета А. П. Щапов произнес волнующую речь. Речь эту я привожу почти полностью ниже, она характерна: сам Щапов, бывший выпускник Казанской духовной академии, сын провинциального дьячка и крестьянки, был человеком искренник и честным, но интересно с сегодняшней точки зрения, какая фантастическая каша могла твориться в головах у тогдашних искренних и честных людей.

Други, за народ убитые! Демократ-Христос, доселе мифический, - богот воримый европейским человечеством, страданиям которого вот люди будут поклоняться на предстоящей Страстной неделе, - возвестил миру общинно-демократическую свободу, во времена ига Римской империи и рабства народов, - и за то военно-пилатовским судом пригвожден был ко Кресту и явился всемирно-искупительной жертвой за свободу. В России за полутораста лет стали являться среди горько-страдавших темных масс народных, среди Вас - мужичков свои Христы - демократические конспираторы. С половины прошлого столетия они стали называться пророками, и народ верил в них, как в своих искупителей-освободителей. Вот снова явился такой пророк, - и вы, другие, первые по его воззванию, пали искупительными жертвами деспотизма за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений. Вы громче царя и благороднее дворянина сказали Народу: ныне отпущаеши раба твоего... Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,- эта земля и воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!»

За свою речь Щапов был уволен от преподавания в Университете. Он поехал в Петербург, чтобы разобраться с причинами своего увольнения. По пути в столицу его арестовали по личному распоряжению Александра II. Уже будучи под следствием, Щапов обратился к Александру II с двумя письмами, в которых предлагал программу общероссийских реформ, основанных на идее развития региональных органов власти - областных земских советов.
Расследование по делу Щапова закончилось решением Синода сослать его в Соловецкий монастырь, однако объяснительная записка Щапова своей прямотой понравилась министру внутренних дел Валуеву, который взял его на поруки. Приговор был отменен, а Щапов получил назначение на службу чиновником в Министерство внутренних дел и возможность работать с архивными документами по делам раскола.
Но вскоре канцелярская работа опротивела ему, и он оставил службу для занятий литературной деятельностью. Статьи Щапова печатались в столичных журналах «Отечественные записки», «Дело», «Век» и др.
С 1862 за Щаповым был установлен секретный надзор в связи с имевшимися сведениями о его сношениях с «лондонскими пропагандистами». В 1864 он был выслан «по неблагонадежности» на свою родину, в село Ангу, откуда переведён в Иркутск.
В дальнейшем он состоял в правлении Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества, участвовал в качестве этнографа в экспедициях в Туруханский край в 1866, в Верхоленский и Балаганский округа Иркутской губернии в 1874.
Умер Щапов в страшной бедности и был похоронен на Знаменском кладбище Иркутска. На его могиле был установлен памятник с надписью: «Родина - писателю».

Алексей Щапов:

18 апреля было расстреляно крестьянское восстание в селе Кандеевка Пензенской губернии. Было убито 8 крестьян, ранено 27, из которых большая часть тоже вскоре умерла. Более сотни крестьян были подвергнуты наказанию шпицрутенами, многие сосланы в каторжные работы. Поддержавший крестьян местный священник Федор Померанцев пожизненно заключен в Соловецкий монастырь.
В Дисненском уезде Виленской губернии шеститысячную толпу крестьян расстреляли с помощью пяти военных рот, по статистике - около 30 раненых.
В Ковенской, Смоленской, Черниговской губерниях, на Пермских горных заводах и в других регионах тоже... постреливали. Всего же по официальной статистике Министерства внутренних дел с января до июня 1861 года произошло 1340 крестьянских выступлений, причем в 718 случаях волнения были ликвидированы с помощью войска.

В том же 1861 году войска стреляли не только по наивным неграмотным крестьянам. Расстрелами закончились городские манифестации в Варшаве: 27 февраля было убито 5 человек, а ровно через месяц стрельба по экзальтированным варшавским панёнкам собрала урожай уже порядка сотни жертв.

* * *

На самом деле удивительно не то, что это все вообще происходило. Удивительно то, что, во-первых, это все происходило при, пожалуй, САМОЙ приличной власти в России за последние... лет эдак двести или триста. И во-вторых, что почему-то каждый раз удивительным образом оказывалась, что центральная власть тут вообще как бы и непричем: виноваты кто угодно, местные наместники, местные военные власти, зловредные помещики, которые все в свою очередь радостно валили друг на друга. Варшавская трагедия вообще закончилась "американской дуэлью" между наместником и военным генерал-губернатором, в результате которой генерал-губернатор застрелился, а наместник подал в отставку. А левая рука у нас никогда не знает, что делает правая, а что у нас где-то случайно погибли подданные - ну очень жаль, мало ли вообще трагических случайностей.

Загрузка...
Top