Пещерный город чуфут-кале. Пещерный город Чуфут-Кале и история о крымской Жанне Д’Арк Пещерный город в бахчисарае история

Одно из самых крупных пещерных поселений – Чуфут-Кале - находится всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца. Предположительно этот средневековый город возник в V-VI веках как византийское укрепление. Близость к Бахчисараю делает его одним из самых посещаемых туристами местом на полуострове.

История Чуфут-Кале

Город расположен на небольшом плато Бурунчак и окружен глубокими ущельями. Природный ландшафт и крепостные стены обеспечивали безопасность поселению, добраться сюда было весьма непросто. Единственный путь – это горная тропа, которая связывала жителей с остальным миром.

Первыми обитателями пещер были аланы, могущественное сарматское племя и союзники Византии, которые осели в горном Крыму. Упоминания о поселении в этих местах встречаются в письменных источниках с XIII века. Крепость на неприступной горе была известна под турецким названием Кырк-Ор. В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров, вместе с другими городами разорению подвергся и Кырк-Ор. Татары задержались в городе на длительный период, разместив здесь военный отряд.

Новый этап в жизни города начался в XIV веке, когда с восточной стороны укреплений поселились караимы, которые возвели второй ряд крепостных стен. При них Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром. А с середины XV до начала XVI века Кырк-Ор становится первой резиденцией крымских ханов и называется Кырк-Йер.

После переноса столицы Крымского ханства в Бахчисарай, в крепости остались одни караимы, при них поселение разрослось, и его восточная часть стала называться Йаны-Кале, что значит «новая крепость», а древняя часть Эски-Кале, что значит «старая крепость». По одной из версий, весь город тогда стал именоваться Джуфт-Кале, что значит «Парная крепость», это название и трансформировалось в нынешнее Чуфут-Кале. Также есть версия, что Джуфт-Кале означало – иудейская крепость, поскольку караимы были иудейского вероисповедания.

К концу XIX века, после того, как караимы покинули эти места, Чуфут-Кале опустел.

До революции в крепости действовали храмы, отмечались праздники караимской общины, проходили молебны. Содержались в порядке дома, на родовом кладбище хоронили усопших. До 20-х годов XX века в городе жили смотритель, сторожа и несколько семей.

Крепость сегодня

Пещерный город Чуфут-Кале – один из самых интересных памятников на полуострове. Начиная с XX века многие писатели и художники посещали крепость, среди них был Иван Крамской. Художник видел в пустынной местности Чуфут-Кале пейзажи, напоминавшие ему Палестину. А Владимир Набоков, побывав в этих местах написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ... Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

До наших дней у Южных ворот города сохранились четырехъярусные боевые пещеры, соединенные внутренними ходами. Также обнаружены пещеры-подвалы, водопровод, остатки городских кварталов, оборонительных стен и храмов. Сохранились постройки разных периодов, среди них: мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша; остатки ханского дворца, мечети и монетного двора; богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы, жилая усадьба XIX века, принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.

Кроме памятника истории, Чуфут-Кале интересен и как уникальный природный объект, где архитектура слилась с нерукотворными пещерными лабиринтами. С плато, на которое ведет извилистая дорога, открывается потрясающий вид на природу Крымского полуострова.

В Крыму есть много мест, которые хранят историю человечества практически в первозданном виде. Одной из таких популярных среди туристов достопримечательностей является крепость Чуфут-Кале – древний город, заложенный в далекие времена Византийской империей. От Юстиниана до Хаджи Герая – летопись строения Бахчисарая.

Бахчисарайские ценности

К сожалению, до наших дней совокупность построек дожила в большинстве своем в виде руин, но то, что осталось – вполне может поведать свою собственную легенду. По одним источникам название крепости Чуфут-Кале переводится как «еврейская», что дает понять ее предназначение, по другим – «двойная».

Византийские пограничные войска;

Крымские татары;

Монголы Золотой Орды, как захватчики;

Первый независимый крымский хан.

Все эти перестановки и «переезды» происходили вплоть до начала XIX века, когда места пришли в запустение, и из многочисленных жителей здесь оставалась лишь семья смотрителя объекта культуры. Бывший город стал обычным «музейным» экспонатом, продуваемым ветрами и опаляемым крымским солнцем.

Город - крепость Чуфут-Кале в Крыму

Ворота и оборонительные стены;

Мечети и храмы;

Многочисленные пещеры;

Школа, базар и усадьбы;

Мавзолеи и колодцы.

Все это в той или иной степени сохранности, в сопровождении отличных историй (не сухих фактов) позволит туристу, пришедшему в пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае, окунуться не только в мир древности в целом, но и в культуру разных народов и эпох. А если погода благоволит к посетителям, то в тишине местных пещер можно услышать затейливые мелодии струнно-щипкового инструмента. В хороший теплый день сюда приходит местный музыкант, воспроизводящий древние, средневековые произведения.

Не одними пляжами манит Крым туриста

Побродить по улочкам древнего города, посидеть в тени здания, сохранившегося сквозь века и дарующего частичку прошлого – такое не даст торговый центр или водный аттракцион. Прислушавшись, остановившись на мгновение, можно услышать монотонный говор людей, привозящих свой товар на местный рынок, в шуме ветра различить пение тетивы монгольского лука или призыв к обороне. Соответствующую атмосферу посещению придаст гид, повествующий истории, передаваемые через поколения местными жителями. Отправиться в древний город должен каждый человек, предпочитающий отдохнуть здесь.

Современные люди все больше времени проводят в закрытых помещениях и, выбираясь куда-то в отпуск, стараются за короткий промежуток отпуска максимально насытиться впечатлениями. Посетить древнее поселение, услышать увлекательные рассказы о том или ином строении – достаточно интересное времяпровождение.
Предлагаем посмотреть интересное видео о таинственном городище Чуфут-Кале:

Одной из главных достопримечательностей Бахчисарая является Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. ОНа прилегающей к монастырскому комплексу территории расположено кладбище воинов, павших во времена Крымской войны 1854-1857 годов. Успенский пещерный монастырь был возведен в VIII веке византийскими монахами.

В XIII веке он временно прекратил свою деятельность, а затем в начале XIV века вновь возродился. В 1475 году Успенский монастырь чудом избежал разгрома во время турецкого набега и стал резиденцией митрополита. Не смотря на это, материальное положение храма было бедственным, его настоятели были вынуждены просить помощи у московских великих царей и князей. С XV по XVIII века Успенский монастырь выполнял главенствующую роль в религиозной жизни православного населения Крыма.

Главной святыней обители является икона Богородицы, в монастыре ее также называют Панагия (Всесвятая). К другим ценным образцам можно отнести икону Успения Богородицы, а также копии икон Богородица Киево-Печерская и Богородица Троеручица.

Бахчисарайский дворец

Бахчисарайский дворец в Крыму – место во многом уникальное. Начать стоит с того, что это не только памятник культуры и истории, но и единственный в мире образец архитектурного стиля, характерного для крымско-татарских дворцов. Одно это делает крымскую достопримечательность местом, которое действительно стоит посетить, ибо такого больше нет нигде в мире.

На территории дворца располагается музей, посвящённый истории и культуре крымских татар, а так же выставки холодного и огнестрельного оружия. Все они могут порадовать посетителей отличными коллекциями экспонатов, многие из которых отмечены печатью редкости.

Сам же дворец, во многом имеющий отсылки к османской архитектуре XVI-XVII веков, воплощает собой представление о мусульманском рае на земле, и нельзя не сказать, что с этой непростой функцией он не справляется. Стоит отметить, что первоначальный вид дворца утерян, ибо в 1736 году дворец был сожжён, однако перед сожжением было составлено его подробное описание. За прошедшие века дворец неоднократно обновлялся, реставрировался и перестаивался, что в значительной мере привело к утрате единого стиля, однако в последние десятилетия изменения в основном направлены на предание Бахчисарайскому дворцу его первоначального облика. Работы продолжаются и по сей день. Но даже и без полного восстановления оригинального облика там есть, на что посмотреть.

Дворец за долгие века его существования посещали многие известные деятели истории и культуры - к примеру, поэт Александр Сергеевич Пушкин и императрица российская Екатерина Вторая. С каждым таким посещением связана маленькая история, в той или иной мере оставившая след в атмосфере Бахчисарайского дворца.

Бахчисарайский дворец – одно из самых интересных мест Крыма, которое стоит посетить самому и порекомендовать друзьям.

А какие достопримечательности Бахчисарая вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Сюйреньская крепость

Сюйреньская крепость – достопримечательность Крыма, которая в Средневековье являлась феодальным замком владельца окрестных сел. Эта крепость является наиболее загадочной из «пещерных городов». До сих пор не установлено точное и даже приблизительное время постройки крепости.

В свое время крепость контролировала пути к Мангупу и долину реки Бельбек. Сейчас от сооружения сохранились лишь остатки, а именно - части башни и крепостных стен. Диаметр башни – 8 метров, а протяженность оборонительных стен – 92 метра. На башне осталось перекрытие купольной формы с остатками древней фресковой росписи, поэтому предполагается, что на этом месте существовала часовня. Рядом с сооружением находится пещерный монастырь Челтер-Коба.

Найти крепость можно в 1 километре от сел Малое и Большое Садовое.

Знаменитый Фонтан слез - "сельсебиль" - находится в комплексе Ханского дворца в Бахчисарае, Крым. Воспетый А.С. Пушкиным фонтан построен знаменитым иранским мастером Омером в 1764 году.

Согласно красивой легенде, фонтан построен в память рано умершей прекрасной Диляры, которую хан Крым-Гирей полюбил всей душой. Хан хотел, чтобы фонтан вечно источал слезы, как источало их его страдающее сердце.

Фонтан находится во внутреннем дворике Хан-Сарая, первоначально же он находился у стены мавзолея Диляры-Бикеч. Фонтан украшен двумя надписями - стихотворением поэта Шейхия, посвященным Крым-Гирею, и цитатой из 18-го стиха 76-ой суры Корана.

Фонтан представляет собой мраморную плиту с орнаментом, на которой размещены шесть чаш - по центру три большие чаши, по бокам - три маленькие. В верхней части фонтана можно увидеть мраморный цветок лотоса из пяти лепестков,символизирующий человеческий глаз. Из сердцевины этого цветка вода, символизирующая слезы, попадает в верхнюю большую чашу, из нее в две маленькие боковые, а из них - в среднюю чашу. Так повторяется три раза. У подножия фонтана изображена спираль, похожая на улитку, олицетворяющая собой продолжение человеческой жизни.

Пещерный монастырь Шулдан

Пещерные монастыри Крыма обладают необъяснимой магической силой. Люди, их создававшие, каким-то непостижимым образом умели выбирать места уникальные, обладающие одухотворенной красотой. Монастырь Шулдан – лучшее тому подтверждение.

Монастырь возник предположительно в XIII-XIV веках к северу от современного села Терновка. Он состоял из двадцати пещер, большинство из которых теперь разрушены, и двух храмов. Главный храм, просторный и высокий, расположен в первом ярусе. Его прямоугольное помещение, вырубленное прямо в скале, заканчивается подковообразной алтарной частью. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени утраченными. Над восточным входом, во втором ярусе пещерного комплекса, расположен еще один храм. Он сохранился хуже, но в его арочной нише можно увидеть престол, а на выступе южной стены – жертвенник. Трудно даже представить, сколько сил и времени потребовалось монахам, чтобы высечь в скале, пусть даже сложенной довольно «мягкими» известковыми породами, кельи и храмы.

Монастырь долгое время был заброшен. Сейчас в нем потихоньку возрождается жизнь, открыт для посещения главный храм. На краю горного плато из подручного материала выстроена беседка. Из нее открывается потрясающий вид на Шульскую долину, вид, не испорченный приметами цивилизации – только горы, укрытые лесом, да бесконечный звонкий простор синего неба.

Чуфут-Кале

«Еврейская крепость», «Парная крепость», «Кырк-Ер», «Скала караимов», «Кырк-Ор», «Гевхер-Кермен», «Чифут-Калеси», «Скала иудеев» - всё это о Чуфут-Кале, ныне лежащем в руинах городе-крепости в Крыму.

Этот город, некогда бывший первой резиденцией ханов независимого Крыма, возник примерно в V-VI веке нашей эры как укреплённое поселение на границе владений могущественной Византии. В тот период его население, вероятнее всего, состояло из алан, однако тех сменили кипчаки, и на смену которым пришли уже караимы. За свою многовековую историю город даже успел побывать столицей крошечного княжества, которое находилось в вассальной зависимости от Крымского Юрта Золотой Орды. Конец Чуфут-Кале как многолюдного города наступил после присоединения этих земель к Российской Империи. При власти татар этот город был одним из немногих, где могли свободно жить караимы, а в России никаких ограничений на их проживание не было, и потому переход Чуфут-Кале в русское подданство привёл к исходу караимов из города в те места, где ранее им жить не разрешалось. Итог оказался печален - концу XIX века город оказался покинут всеми жителями.

Из сохранившихся строений в Чуфут-Кале наиболее известен мавзолей Джаныке-ханым, дочери знаменитого хана Тохтамыша, постройка которого датируется 1437 годом. Кроме него есть и другие сохранившиеся постройки, к примеру, два караимских храма, которые в настоящее время активно реставрируются караимской общиной. Хотя ныне город почти полностью превратился в руины, его посещение не оставит равнодушными тех, кто по-настоящему любит и ценит места, в которых Историю можно увидеть, потрогать и ощутить всем своим естеством.

Научный городок Крымской астрофизической обсерватории

Небольшой уютный городок, в котором из-за его компактности улицы не имеют названий, затерялся в крымских предгорьях недалеко от Бахчисарая. Официально называют его Научным. Здесь размещена большая обсерватория – Крымская астрофизическая.

Поселок напоминает скорее территорию санатория – тишина, никакой суеты, ровные сосновые аллеи, неширокие асфальтированные дорожки ведут к одиночным 2-3 этажным домам еще сталинской застройки. После шума летних крымских трасс погружение в эту нереальную тишину заставляет думать, что рай на земле находится именно здесь. Если вам выпадет счастье попасть сюда весной, то цветущие яблоневые сады дополнят это ощущение. А какая ошеломляющая панорама гор Главной крымской гряды открывается отсюда! Красавец Чатыр-Даг, Бабуган, Ялтинская яйла… И все это в антураже белых куполов разнокалиберных башен-телескопов, которые то там, то здесь выглядывают среди зеленых крон старого парка. Говорят, что парк высаживали специалисты Никитского ботанического сада, используя редкие породы деревьев.

Это место для астрономических наблюдений было выбрано неслучайно - здесь наименьшее количество облачных дней, самый прозрачный воздух, а, следовательно, и наилучшие условия для изучения Вселенной. Попасть сюда можно с экскурсией, а можно приехать самому и даже пожить несколько дней – в городке есть небольшая гостиница.

Пещерный город Качи-Кальон

Самые ранние следы присутствия людей в Качи-Кальоне датируются IV веком. В VIII-X веках здесь возник монастырь, основанный предположительно выходцами из Византии. После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен. После присоединения Крыма к России здешняя церковь была восстановлена, а источник, находящийся в гроте, стал местом паломничества, его считали целебным. Паломники, приходившие к нему, не делали различий в вероисповедании и национальности - это были греки и караимы, татары и русские - христиане, иудеи и мусульмане.

Сегодня Качи-Кальон пустует, все наземные постройки давно разрушились и заросли травой, остались лишь пещерные храмы и святой источник.

Среди гротов наиболее примечательны Первый (где находилась церковь святой Софии и винодельческий комплекс с винодавильней), Второй (монашеское общежитие), Третий (церковно-погребальный комплекс), Четвертый (монастырь Св. Анастасии) и Пятый (полуразрушенный грот).

Самые популярные достопримечательности в Бахчисарае с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Бахчисарая на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Еще достопримечательности Бахчисарая

Бахчисарайский район - прекрасное место для пеших познавательных прогулок. Мы с друзьями просто обожаем его цветущие сады и зеленые долины, окаймленные невысокими живописными горами. Я лично влюбилась в него с первого взгляда и навсегда. Район славится своими древними пещерными городами, вырубленными прямо в скалах на высоких столовых горах, где жили и скрывались гонимые народы, обороняясь от множества нападений. Кто только не пытался захватить Крым и установить там свое господство, какие только народы не боролись за его земли. И по сей день, надо сказать, борьба за этот лакомый кусочек земли продолжается. Самый хорошо сохранившейся пещерный город Крыма - это Чуфут-Кале. В нем сохранились не только пещерные помещения, но и наземные постройки, уже более позднего периода.

Для меня существование пещерных городов было тайной, я и не подозревала, что такие могут быть. Но, как выяснилось, жизненные обстоятельства бывают разные, и некоторым категориям граждан приходится рубить дома в скале. Посещение Чуфут-Кале было для меня откровением, после которого я долго не могла подобрать челюсть с земли. Древний город, где каждый камень дышит пылью веков. Город, спрятанный в недрах скал и хранящий еще кучу тайн, с крутыми извилистыми дорожками и удивительными панорамными видами на леса и горы Крыма. Очень впечатляет и вызывает вихрь эмоций и мыслей. В нем как нигде лучше бродить и размышлять о вечном, о связи поколений и народов. И не может не радовать тот факт, что теперь этот уникальный музей находится на территории России. Поэтому все ноги в руки, и топтать мощеные улицы древнего города!

История

Единого мнения о периоде возникновения города нет, но самая распространенная в различных источниках хронология такова: изначально город возник в VI в. как византийская пещерная крепость. Первые, кто поселился в городе, были алланы - воинственные иранские племена. В источниках того времени город упоминается под названием Кырк-Ор, что переводится как «сорок укреплений». В 1299 году татарская орда, периодически нападавшая на Крым, ограбила и этот город. Его мощные укрепления и оборонные стены впечатлили татар, и они сами расположили там свои гарнизоны. С XIV века в городе стали селиться караимы - беглый народ спорного происхождения. Кто-то говорит, что произошли они от хазар, кто-то - что от евреев, кто-то придерживается мнения, что караимы - это не этническая, а религиозная группа, а караизм в свою очередь - секта выделившееся от иудаизма. Мутная история, в общем. Караимов гнали ото всюду, также было и множество ограничений на их проживание в городах Крымского ханства. Поэтому они бежали в пещерные города, в которых им разрешили селиться. С тех пор город назвался Чуфут-Кале, в переводе - еврейский город. Караимы были ремесленниками, в городе на тот момент находилось множество мастерских, обслуживающих татар, в том числе и их монетный двор.

Караимы населяли город до конца XIX века. После присоединения Крыма к Российской империи ограниения на проживания караимов были отменены и потихонечку эти ребята спустились с гор и стали селиться во всех городах и поселках Крыма. На сегодняшний день существует и активно функционирует караимская община в Крыму. Потомки этого народа сохраняют и передают свой язык (во многом похожий на иврит) и свои традиции.

В настоящее время Чуфут-Кале - очень популярный туристический объект - натурный музей-крепость. В погожий день в сезон на крутых пещерных ступеньках и горных тропинках зачастую не разойтись - толпы туристов ломятся прикоснуться к древности с такой спорной и многонациональной историей.

Пещерный город-крепость находится на плато столовой горы с высшей точкой в 581 м. Под горой находятся прекраснейшие плодородные долины, с нее открываются удивительные виды на соседние горы. Скалистые склоны горы достаточно круты, лишь с одной стороны есть пешеходная тропа.

Что посмотреть

Вход на территорию города-музея платный, цена полного билета - 200 рублей, льготного - 100.

Основные объекты города отмечены на этом плане:

Бродить по руинам, пещерам и извилистым улочкам можно сколько угодно. Занятие это очень интересное и необычное. Жаль, только что в наземные постройки города не пускают и посмотреть на них можно лишь снаружи.

Зайти в город можно либо через Южные ворота, куда ведет основная горная туристическая тропка по склону, либо через Верхние ворота, куда можно доехать на УАЗике или джипе, если лень или иные обстоятельства не позволяют подняться пешком. Услуги извозчиков будут вам предлагаться на каждом шагу, начиная от остановки и до начала пешеходной тропы.

Все объекты города довольно необычные и интересные, но я расскажу про самые примечательные. По моему скромному мнению, естественно.

Пещерные помещения

Пещеры различного назначение вырубались в твердых известняках горы с самого VI века. Жилые помещения, тюрьмы, конюшни, погреба, смотровые комнаты для часовых и стрелков, склепы... Не зря город зовется пещерным. Наземные постройки появились уже значительно позже, изначально это был скрытый в глубинах скал тайный город-крепость.


В теплое время года в одном из пещерных помещений можно встретить музыканта, играющего средневековые и современные мелодии на причудливом струнно-щипковом инструменте. Очень атмосферно! И играет он, надо признать, мастерски.

Колодец Тик-Кую

Осадные колодцы есть во всех пещерных городах Крыма. Они служили укрытием для жителей города во время его осад и являлись источником воды на случай перекрытия доступа к источникам. С тюркского языка название переводится как вертикальный колодец. Грандиозные вертикальные и горизонтальные шахты, сакральные надписи, стертые ступени темных подземелий. Всякому будет любопытно. Вход в колодец платный, он не включен в стоимость билета на посещение города, на момент моего его посещения полный билет стоил 300 рублей, льготный - 150.

Вход в колодец находится на пешеходной тропе до ворот города, на склоне горы.

Караимские кенассы

Молитвенный дом или храм у караимов назывался кенасса. В городе рядом стоят две кенассы XIV и XVIII веков, довольно хорошо сохранившиеся. Внутрь не зайти, но и экстерьер их весьма занятен - древняя бутовая архитектура, интересные борильефы и оттиски на стенах.


Мавзолей Джанике-ханым

Мавзолей дочери Тохтамыш-хана, одного из Крымскох ханов XV века. Характерный образец сельджукской (родственной к османской) архитектуры. Внутрь нельзя, но можно туда заглянуть через решетку.


Наземные постройки

Хорошо сохранившиеся наземные постройки XVII-XVIII веков также представляют интерес для туриста своей необычностью и непривычностью для глаза современника. Жилые дома, оборонительные стены, ворота, руины храмов, дворцов и мечетей. Также интересна главная мощеная камнем улица, с продавленной колесницами глубокими колеями. Там же находится хорошо сохранившийся дом историка и архиолога, караима А. С. Фирковича, жившего в XVIII веке и внесшего огромный вклад в исследования и раскопки города.

В город части приезжают киношники для съемок исторических картин о самых различных эпохах и народах. И о пещерных людях, и о средневековых европейских купцах.


Караимское кладбище

За верхними воротами города, в 500 метрах от них по плато, в лесу, находится древнее кладбище караимов. Причудливых форм надгробия, исписанные эпитафиями на иврите и покрытые мхом в тенистом лес с черными деревьями стоят посещения. Мрачноватое, но атмосферное местечко. Излюбленное крымскими и приезжими эзотериками и прочими мистиками.

Как добраться

Чуфут-Кале находится в старом городе Бахчисарая, на его окраине, на конечной остановке автобусов «Староселье».

До Бахчисарая ежедневно ездят рейсовые автобусы из Ялты, Севастополя, Симферополя, Евпатории. Также, из Севастополя и Симферополя до города можно добраться на электричке. Точное расписание электричек есть на , никогда меня не подводило.

С ж/д вокзала до Староселья ходит автобус №2.

С автовокзала и из центра города туда ездит множество маршруток; конечная, как правило, написана на табличке. Но лучше уточнять у водителя, идет ли она в Староселье.


Выйдя на пятачке, вы уже не заблудитесь. Куча указателей будут стоять на дороге к городу, тьма экскурсоводов предлагать свои услуги. Идти к городу нужно будет по единственной дороге вверх. Сначала мимо пещерного Успенского монастыря, а затем по хорошо натоптанной тропе, которая начинается метрах в 50 от монастыря.

Экскурсии

Любое экскурсионное бюро предлагает организованные экскурсии в Чуфут-Кале. Все ларьки с экскурсиями, в изобилии представленные на набережных и главных туристических улицах, готовы отвезти-привезти вас, накормить, и снабдить квалифицированным экскурсионным сопровождением. Также частные экскурсоводы предлагают свои услуги прямо перед входом в пещерный город. Это, как правило, местные ребята, и доверять им вполне можно. Зачастую, они знают такие пикантные детали и интересные исторические местечки, которые неизвестны гидам широкого спектра деятельности.

Цена полной автобусной экскурсии - около 1500 рублей, частники предлагают свои услуги за 300-500 рублей.

Сувениры

Что касается сувениров, то их можно купить на конечной остановке «Староселье» - там небольшая площадь и рыночек, где торгуют абсолютно всем - самодельными кожаными кошельками и украшениями, турками и кофемолками, медом и магнитиками, свистульками и платками, чаем и оберегами, и многим другим. Также в лесочке на подходах к Южным Воротам города, стоят самодельные ларечки, где местные мастера также торгуют всем, что душе угодно.

Напоследок

Пещерные города-крепости встречаются нам с вами не на каждом углу. Это, почитай, не Макдональдс. Тем более такие таинственные, с богатой историей и кучей нераскрытых загадок. Будучи в Крыму грешно не посетить самый знаменитый из них. Тем более, что Крым маленький и где бы вы не отдыхали, дорога до Бахчисарая не отнимет много времени. Сооружения это уникальные и сохранилось их во всем мире не так много. Так что надо обязательно сходить поглазеть. А если эта тема затянет, то можно еще сгонять в Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен и Качи-Кальон - тоже пещерные города Бахчисарайского района, все разные, каждый со своей изюминкой.

Чуфут-Кале — один из известнейших и самых посещаемых «пещерных городов» Крыма. Он расположен на плато высотой 558 м над уровнем моря на окраине г. Бахчисарай. Общая площадь городища 46 га. Исследования последних лет позволяют предположить, что крепость была возведена в конце VI — VII вв. и принадлежала готоаланам - федератам Византийской империи. Некоторые ученые склонны к другой версии возникновения городища в более поздне время IX-X в. и X-XI в, и связывают его с поселением Фуллы.

Первоначальное название поселения неизвестно. Письменные источники XIII-XVI называют его Кырк-Ер или Кырк-Ор, что в переводе с тюркского означает «сорок укреплений». Другие источники разных времён сообщают нам и другие названия – Гевхер Кермен, Бутмай, Топра-кала. Название города Чуфут-Кале появилось тогда, здесь остались одни караимы.

В XV в. во время образования Крымского ханства Чуфут-Кале становится первой его столицей. Здесь устроили свою резиденцию первые крымские ханы - Хаджи-Герай и Менгли-Герай. В начале XVI в. строится Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. Здесь в основном жили караимская и до 1778 г. немногочисленная армянская общины.

Чуфут-Кале — «пещерный город» с наиболее хорошо сохранившимися памятниками археологии и архитектуры. Обыкновенно посетитель начинает знакомство с городом с Южных ворот. Дорога от них ведет к караимским кенасам.

Внутреннее устройство кенас во многом сходно с устройством синагог и своими корнями восходит к библейскому Иерусалимскому храму. Считается, что большая кенаса построена в XIV в., а малая - в XVIII вв. Здесь собирались старейшины караимского общества. В большом зале Шулхан (место для прихожан) молились все мужчины, женщинам разрешалось молиться на втором этаже.

Самый древний архитектурный памятник городища – Средняя оборонительная стена. Учитывая её архитектурные особенности, оборонительное сооружение можно предположительно датировать VI – VII вв. Близ Средней стены находится мавзолей Джаныке-ханым. Восьмигранное центрическое сооружение с черепичной крышей.

Надпись на мраморном надгробии гласит: «Эта гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана» (1637). Возле мавзолея находится мусульманское кладбище, о котором упоминали путешественники еще в начале XIX в.

Не далеко от ворот Средней оборонительной стены находится мечеть, которая была построена 1346 г., во время правления золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Герай, сделав соборной.

За Средней оборонительной стеной находился Новый город, который оканчивается ещё одной стеной - Восточной оборонительной. Территория Нового, как и Старого города, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы (с юга на север) - Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Улицы были проложены на самой поверхности скалы. По их краям устроены тротуары из камня для пешеходов. Дворы от постороннего взора были закрыты высоким каменным забором. Дома были каменными, большинство двухэтажными. Второй этаж был деревянным или глинобитный в сочетании с деревенным каркасом. Крыши покрывались черепицей. Примером такой застройки является усадьба известного караимского просветителя и собирателя древних рукописей - А.С. Фирковича.

Загрузка...
Top